Профилактика и разрешение конфликтов. Конфликт - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Профилактика и разрешение конфликтов. Конфликт - страница №1/1





Профилактика и разрешение конфликтов.
Конфликт – это напряжение в отношениях, возникшее в результате явных или скрытых противоречий, столкновения различных мотивов, мнений, стремлений людей и ведущее к борьбе сторон.

Конфликты бывают:



  • между личностями (ученик-ученик, ребенок-родитель, родитель-учитель, учитель-ученик, учитель-учитель);

  • внутри группы (учеников, учителей);

  • между отдельными группами (учащимися разных классов, учителей разного возраста и разных профессиональных и ценностных ориентаций в школе).

Чтобы предупредить конфликт, необходимо:

  • разобраться, есть ли проблема в тех случаях, когда имеет место просто противоречие;

  • установить направление развития конфликтной ситуации (обострение или угасание);

  • определить состав участников конфликта;

  • изучить их мотивы, ценностные ориентации, особенности, манеру поведения.

Следует также отслеживать сигналы, предупреждающие о развитии конфликта:

  • кризис (когда обычные нормы поведения теряют силу и человек способен на крайности);

  • недоразумение (когда один из участников неправильно, искаженно воспринимает ситуацию);

  • инцидент (когда какая-то мелочь вызывает временное раздражение, которое быстро проходит);

  • напряжение (когда взаимоотношения в результате недоразумения становятся источником непрерывного беспокойства);

  • дискомфорт (интуитивное волнение, страх, которые трудно выразить словами).

В практике очень важен анализ конфликтной ситуации. Инцидент можно заглушить путем «нажима», но в этом случае конфликтная ситуация сохраняется, принимая затяжную форму и отрицательно влияет на работоспособность коллектива.

Стили поведения, которые могут провоцировать возникновение конфликтных ситуаций:

  • стремление к главенству в общении на основе консерватизма в мышлении и необоснованной критичности в отношении партнера;

  • намеренное создание цейтнота (недостатка времени) при решении проблемы;

  • неуважение личности партнера и его прав (перебивание, игнорирование контактов, преуменьшение вклада партнера в общее дело, нежелание признавать его правоту в суждения и т.д.);

  • постоянное навязывание своей точки зрения;

  • подчеркивание разницы с партнером в свою пользу;

  • несправедливость, несдержанность, неискренность, негибкость.

При возникновении напряжения в общении необходимо:

  • проявлять естественное внимание к собеседнику, доброжелательность, терпимость, дружелюбие;

  • держаться спокойно, не терять самоконтроля, говорить лаконично, чуть медленнее, если собеседник излишне взволнован;

  • установить контакт глазами и стараться не терять его;

  • дать собеседнику выговориться, не перебивая его;

  • признать свою вину, если объективно таковая есть;

  • постараться предельно тактично показать собеседнику, в чем, как вам кажется, он тоже не прав;

  • показывать, что вы заинтересованы в решении проблемы собеседника, сотрудничестве с ним.

Часто чтобы разрешить конфликт, необходимо вмешательство третьего лица, которое использует тактику посреднического поведения:

  • поочередное выслушивание на совместной встрече применяется для уяснения ситуации в период острого конфликта;

  • сделка: посредник стремится вести переговоры с участием обеих сторон, делая основной упор на принятие компромиссного решения;

  • выделение слабых моментов в позициях оппонентов, ошибочности их действий по отношению друг к другу. Цель – склонение сторон к примирению.

Для преодоления конфликта желательно придерживаться следующих правил:

  • старайтесь поставить себя на место конфликтующей стороны;

  • не делайте поспешных выводов. Урегулирование конфликта – это решение вопроса «что делать», а не расследование по принципу «кто виноват»;

  • не давать конфликту разрастись; проблема должна решаться в основном теми, кто ее создал;

  • преодолеть конфликт помогает общее дело и постоянный контакт между партнерами;

  • конфликт разрешим при твердой готовности обеих сторон его разрешить.