Проект по предпрофильной подготовке и профильному обучению учащихся моу октябрьской сош №9 на 2009-2010 уч год - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Целью психологической службы является подготовка учащихся к профильному... 1 39.04kb.
Программа защищена на заседании районного мс 1 220.01kb.
Моу «сош №3» Из опыта работы по профильному и предпрофильному обучению 1 48.04kb.
Моу мук г. Аксая за 2009-2010 учебный год в 2009-2010 уч году информационно-методический... 1 253.58kb.
Публичный отчет за 2009-2010 учебный год муниципального общеобразовательного... 5 452.29kb.
"Роль молодежи в современном обществе" среди населения Великого Новгорода... 1 353.52kb.
Программа государственного экзамена по специальности 080105. 1 123.84kb.
Учебник по обучению грамоте и чтению: Букварь Бунеев Р. Н., Бунеева Е. 1 214.46kb.
Программа духовно- нравственного воспитания младших школьников «дом»... 1 89.55kb.
Учебно- методическая работа 5 701.25kb.
Положение о ресурсном центре предпрофильной подготовки и профильного... 1 51.28kb.
Практическая работа №3: «Составление экономико-географической характеристики... 1 31.9kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Проект по предпрофильной подготовке и профильному обучению учащихся моу октябрьской - страница №1/1

Проект

по предпрофильной подготовке и профильному обучению

учащихся МОУ Октябрьской СОШ №9 на 2009-2010 уч.год
Цель проекта:
Разработка модели предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся МОУ Октябрьской СОШ № 9 в рамках реализации программы модернизации образования.
Задачи:
1. Создать инициативную группу учителей МОУ Октябрьской СОШ № 9 для разработки проекта по предпрофильной подготовки и профильного обучения.

2. Провести диагностику потребностей учащихся МОУ Октябрьской СОШ № 9 и их родителей в профильном самоопределении.

3. Определить реальную коньюктуру рынка труда в п.Октябрьский, Богучанском районе, Красноярском крае.

4. Совершенствовать нормативно-правовую базу школы в плане профильного обучения, разработать учебные планы и программы для обучения учащихся специальным дисциплинам.

5. Укреплять учебно-материальную базу школы и помещений (классов), где проводятся занятия клуба правохранительной направленности по специаьным дисциплинам.

6. Наладить деловые связи с лицами и организациями, заинтересованными в профессиональной подготовке подрастающего поколения.

7. Создать систему специализированной подготовки учащихся 8-11 классов в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения.
Обоснование необходимости проекта
Муниципальное образовательное учреждение Октябрьская средняя общеобразовательная школа была открыта в 1973 году.

За время существования школа неоднократно была площадкой экспериментальной деятельности по организации целостного учебно-воспитательного процесса, совершенствования его содержания, дидактики, методов воспитания подрастающего поколения. С 1996 года МОУ Октябрьская СОШ №9 становится экспериментальной площадкой по экологическому воспитанию и образованию учащихся сельских школ.

Многие учащиеся, получившие основное общее образование стремятся поступить в 10 класс школы и готовятся к поступлению в ВУЗы и ССУЗы края, России (Табл.1, 2). Учащиеся, которые определились с выбором профессии, обучаются в других школах с углубленным изучением предметов (Школа космонавтики). Часть учащихся, освоивших учебную программу на удовлетворительно, продолжают обучение в ПТУ, техникумах и колледжах г.Канска, г.Красноярска, некоторые совмещают работу и обучение в УКП школы.

Таблица 1



Распределение выпускников 9-х классов


Год

Количество выпускников

9 класса


Количество учащихся, поступивших

в 10 класс



Процент учащихся, продолживших обучение в 10 классе

2004

61

33

54%

2005

64

38

59%

2006

62

34

55%

2007

57

32

56%

2008

46

33

72%

2010

(предварительно)



74

58

78%

По окончании средней школы многие выпускники стремятся поступить в ВУЗы и ССУЗы края, страны. Большинство учащихся отдают предпочтение учебным заведениям Красноярского края. В текущем учебном году 44 % выпускников готовятся поступать в высшие учебные заведения. Из анализа анкет учащихся и родителей десятиклассников 36% собираются поступать в ВУЗы, из 74 восьмиклассников текущего учебного года 58 предполагают окончить 11 классов, из них 40% - поступать в ВУЗы (табл.2).

Таблица 2

Распределение выпускников 11-х классов


Года

Количество выпускников

Процент поступления в учреждения профобразования

ВУЗ

ССУЗ

2004

50

28%

58%

2005

44

25%

60%

2006

33

31%

65%

2007

37

30%

68%

2008

32

48%

50%

2009

(предварительно)



32

44%

56%

2010

(предварительно)



33

40%

60%

2012

(предварительно)



58

50%

50%

Многие выпускники школы успешны в жизни. Они занимают ответственные посты, имеют благополучные семьи. По окончанию учебных заведений 12 выпускников пришли работать в родную школу. В ОИУ-26 работает около 600 выпускников МОУ Октябрьской СОШ № 9 разных лет, на предприятиях железной дороги - около 400 выпускников.

В разные годы выпускники школы поступали на военные и юридические специальности в разных городах России: Вологда, Рязань, Новосибирск, Красноярск. В течение последних десяти лет в ведомственные учебные заведения поступало от 2 до 10 выпускников, что составляет от 5 до 14%. (табл.3)

Таблица 3


Динамика поступления выпускников МОУ Октябрьской СОШ № 9 в ведомственные высшие и средние специальные учебные заведения МВД и ГУФСИН России


Год выпуска

Количество выпускников

Количество выпускников школы, обучающихся

в ведомственных учебных заведениях



Процент выпускников школы, обучающихся

в ведомственных учебных заведениях



1999

57

8

14%

2000

59

4

7%

2001

64

8

12,5%

2002

74

10

13,5%

2003

61

8

13%

2004

50

4

8%

2005

44

2

5%

2006

33

3

8%

2007

36

4

11%

2008

32

3

9%

ИТОГО:

510

54

10,5%

Проведённая диагностика учащихся 8, 10 классов текущего учебного года, опрос их родителей показали, что наиболее востребованными предметами в 10-11 классах при подготовке к ЕГЭ и выборе будущей профессии для них будут: русский, математика, история, обществознание, биология, химия. Среди возможных будущих специальностей наиболее часто повторяются: военный, юрист, менеджер, психолог, медицинский работник, программист, журналист, экономист, бухгалтер, водитель. Все перечисленные профессии нужны в нашей местности и молодые специалисты, вернувшись после окончания учёбы в родной посёлок, смогут устроиться на предприятиях железной дороги, ОИУ-26, больнице.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 334 от 09.09.2003 г. была утверждена программа о введении предпрофильного и профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях. Главное управление федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю (далее - ГУФСИН) выступило с инициативой открытия специализированных классов правоохранительной направленности в двух школах Богучанского и Уярского районов. Данная инициатива была поддержана на совещании у заместителя министра образования и науки Красноярского края А.В.Лученкова в январе 2009 года, на котором было решено разработать проекты организации образования правоохранительной направленности.

На данный момент ситуация в МОУ Октябрьской СОШ№9 характеризуется следующими параметрами:

- противоречие между образовательными потребностями подростков и их родителей и предоставляемыми образовательными услугами школы;

- несоответствие итоговой подготовки выпускников и требованиями к их подготовке в ВУЗах;

- отсутствие результатов профориентационной, предпрофильной, профильной подготовки учащихся;

- низкая мотивация, несформированность у учащихся профессионального прогнозирования.

В итоге необходимо констатировать, что в школе слабо организована работа по подготовке подрастающего поколения к эффективному поведению в условиях современного рынка труда. Соответственно, явной становится необходимость разработки модели профориентационной, предпрофильной, профильной подготовки подрастающего поколения в современном образовательном учреждении.

Идея проекта:
Использование опыта, полученного в социальных практиках для профессионального самоопределения учащихся.
Участники проекта:
Инициативная группа учителей и администрация школы.

Руководитель проекта: директор – Киссар Н.А.


Содержание проекта:
Проект по разработке системы предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся 3 ступени обучения включает следующие направления деятельности:

1. Предпрофильная подготовка.

2. Профильное обучение.

3. Ресурсы.



Раздел 1. Предпрофильная подготовка
Система работы по предпрофильной подготовке учащихся 8 – 9 классов определяется задачами профилизации обучения на старшей ступени исходя из основной цели, определённой «Концепцией профильного обучения».

Основная задача предпрофильной подготовки – подготовка к выбору профиля обучения, прогнозирование будущей профессиональной деятельности.

Отношение к введению профильного обучения у опрошенных родителей учащихся 8-11 классов выражается в следующих цифрах: 23% считают его хорошим нововведением, которое поможет ребенку лучше подготовиться к выбору профессии, 44% считают, что ребенок в 9-м классе плохо представляет себе будущее, 26% находят профильное обучение хорошим нововведением, потому что оно избавит ребенка от изучения ненужных ему в дальнейшем предметов, и близкий к этому процент -7% не думают, что это серьезно повлияет на качество образования.

Предпрофильная подготовка в ходе проекта включает в себя следующие этапы:

- ознакомительный (в период обучения в 8 классе), где обобщаются сведения о сферах и видах трудовой деятельности, подводится итог профориентационной работы, проводимой в рамках классных часов и вводится система семичасовых элективных курсов под общим названием «Человек - профессия»;

- основной (в период обучения в 9 классе), где осуществляется моделирование видов образовательной деятельности, востребованных в профильной школе, определение круга профильных и базовых дисциплин в соответствии с профессиональными предпочтениями обучающихся, перспективами обучения в старшей школе, высших и других профессиональных образовательных учреждений.

Дополнительное образование: организация работы клуба «Друг закона».
Список элективных курсов


«Менеджмент» И.Б.Тесленко, С.В.Федин, Н.В.Федина

«Введение в экономику и бизнес» И.В.Липсиц Е.Ю.Фрейкман (переработана Зыряновой Е.А.)

Социально-экономическая география Красноярского края Ю.Ф.Лысенков

12 часов

17 часов
17 часов



Комплексный анализ текста (Русский язык) (переработан А.Б.Малюшкин )

17 часов

Этика А.И.Шемшурина

Мир мужественности, женственности и красоты (Какой я человек?)

Н.Н.Лубянова



34 часа

34 часа


Речевой этикет

12 часов

Фалеризм

17 часов

Стахастика

17 часов

Химия в быту

Здоровье, красота, химия

Качественный и количественный анализ в химии

17 часов

10 часов


10 часов

Симметрия – элемент красоты

Процент как источник прибыли

Что есть красота?

Жизнь в процентах

12 часов

16 часов


9 часов

8 часов


Генетика твоего здоровья

Биология твоего здоровья Обухова Н.В.

Фитокосметика

34 часа

17 часов


17 часов

Основы журналистики

34 часа


Результатом предпрофильной подготовки можно считать:

- профессиональное самоопределение учащихся;

- выбор учащимися предметов профильного уровня, элективных курсов;

- составленные индивидуальные учебные планы учащихся на 10-11 классы.


Раздел 2. Профильное обучение
С целью дифференциации, индивидуализации обучения, в рамках системы профориентационной работы, учитывая социальный заказ семьи и кадровый состав школы, в ходе реализации проекта предполагается внедрение в образовательный процесс модели профильного обучения по индивидуальным учебным планам.

Учитывая несформированность профессиональных запросов старшеклассников, с целью снижения риска ошибочного выбора, изменения в ходе обучения профессиональных интересов обучающихся при составлении учебного плана неизменным остаётся федеральный компонент базисного учебного плана.

Вариативная часть базисного учебного плана строится с учётом социального заказа семьи и обучающихся, перечня вступительных экзаменов (экзаменов по выбору в рамках ЕГЭ).

Структура индивидуального учебного плана включает 8 обязательных предметов инвариантной части федерального компонента, 2 - 3 предмета вариативной части профильного уровня и не менее 4 элективных курсов, а также учебную и социальную практику, систему внеклассной деятельности, общешкольных мероприятий, дополнительное образование.


Перечень элективных курсов:

Основы права - 1 ч.

Современная экономика – 1 ч.

Чертёж – язык техники – 1 ч.

Методы решения задач по физике – 0,5 ч.

Замечательные уравнения и неравенства – 0,5 ч.

Математическая логика – 0,5 ч.

Говорим и пишем правильно – 1 ч.

Основы стилистики деловой речи – 0,5 ч.

Основы культуры речи – 0,5 ч.

Английский на все случаи – 0,5 ч.

Клетки и ткани – 1 ч.

Уровни организации жизни – 1 ч.

Морфология и физиология живых организмов – 1 ч.

Основные классы органических и неорганических соединений – 1 ч.

Решение задач повышенной сложности по химии – 1 ч.

Журналистика – 1 ч.

Дизайн интерьера – 0,5 ч.

Офис-менеджер – 0,5 ч.

Основы проектирования - 1 ч.

Работа с информацией – 0,5 ч.

Основы исследовательской деятельности – 1 ч.


Предполагается изучение таких специальных дисциплин, как строевая, огневая, физическая (приёмы самообороны), медицинская подготовка, а также основы права и психологии.

Программа профильного обучения рассчитана на два года в 10-х и 11-х классах и имеет юридическую направленность.

Занятия по специальным дисциплинам:

«Основы права»- 1 час в неделю в течении всего учебного года,

«Основы строевой подготовки»- 1 час в неделю, занятия проводятся только в 1-м полугодии в 10-м и 11-м классе,

«Основы огневой подготовки»- 1 час в месяц в течении всего учебного года,

«Боевые приёмы борьбы»- 3-4 часа в месяц в течении всего учебного года,

«Основы медицинской подготовки»- 1 час в неделю, занятия проводятся только во 2-м полугодии в 10-м и 11-м классе.

«Основы психологии»- 1 час в месяц в течении всего учебного года.
Раздел 3. Ресурсы

Внедрение в образовательный процесс системы профориентационной работы, предпрофильной подготовки и профильного обучения, несомненно, требует серьёзной подготовки кадров, повышения их квалификации, организации переобучения, а также внесение определённых изменений в организации деятельности методической, психолого-педагогической службы.

На подготовительном этапе структура кадрового состава следующая:

из 39 человек педагогического состава 1 человек с высшей квалификационной категорией, 9 – с первой квалификационной категорией, 18 – со второй квалификационной категорией.

В реализации проекта принимают участие 42 % педагогического состава.

Педагог-психолог в школе молодой (10 разряд), но может осуществлять организацию предпрофильной подготовки, тестирование 8-9 классников.

Учителя русского языка, математики, биологии, химии, истории, обществознания, экономики имеют большой стаж работы и квалификацию не ниже 2, могут осуществлять обучение на базовом и профильном уровне, проводить подготовку учащихся к сдаче ЕГЭ.

Учителя биологии, географии, химии имеют высшую и первую квалификационную категорию, владеют методикой исследовательской и проектной деятельности, могут проводить с учащимися курсы по обучению исследованиям и проектированию.

Необходимы кураторы из числа аттестованных сотрудников ГУФСИНа, имеющих высшее педагогическое и юридическое образование с опытом работы в уголовно-исполнительной системе, для организации специальных занятий в 10-11 классах.
Механизм реализации программы:
Разработчиком программы является Муниципальное образовательное учреждение Октябрьская СОШ № 9.

Управление и контроль реализации проекта осуществляют администрация школы, Богучанское РУО, центр профильного обучения ККИПК РО.

Механизм введения профильного обучения на старшей ступени общего образования включает несколько этапов:

- диагностико-прогностическая работа (педагог-психолог, классные руководители);

- организация предпрофильной подготовки учащихся основной школы (завуч школы, учителя-предметники);

- организация профильного обучения на старшей ступени общего образования (завуч школы, учителя-предметники);

- материально-техническое оснащение (директор, зам. по АХЧ).

Диагностико-прогностическая работа предполагает проведение анализа и диагностики имеющихся условий для введения предпрофильной подготовки и профильного обучения в школе. На этом этапе работы осуществляется разработка образовательной территории, подготовка информационных материалов и мероприятий для учащихся и их родителей по ознакомлению с возможностями школы в новых условиях.

Основной целью предпрофильной подготовки учащихся является их самоопределение в отношении будущего обучения в 10-11 классах

Предпрофильное обучение должно сформировать у школьников умение объективно оценивать свои способности к обучению, сформировать готовность прикладывать усилия для получения качественного образования.

Для реализации этой цели необходимо:

- введение за счёт школьного компонента курсов по выбору: предметных, межпредметных, ориентационных;

- введение активных методов преподавания курсов по выбору;

- введение краткосрочных 8-16 часовых курсов предпрофильной подготовки;

- безотметочная система предпрофильной подготовки;

- введение накопительной оценки учебных достижений учащихся по типу портфолио ученика;

- прохождение всеми учащимися 9-х классов курса по выбору профильного обучения;

- переход на независимую от школы и школьного учителя оценку учебных достижений ученика, выставляемую внешними экспертами и подтверждаемую документально.

Основной целью профильного обучения на старшей ступени общего образования должна стать подготовка человека, имеющего качественную базовую подготовку, владеющего способами самостоятельного овладения знаниями, способного к перемене профессии в течение всей жизни.

Профильное обучение ориентировано на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учётом реальных потребностей рынка труда. Для этого необходимо:

- введение большого количества разнообразных элективных курсов;

- введение активных методов преподавания элективных курсов;

- введение модели профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов;

- апробировать, адаптировать, осуществить корректировку образовательных программ в области профессионального самоопределения школьников;

- организация повышения квалификации и переподготовки кадров для работы в профильном обучении.

Ожидаемые результаты:

Снижение количества правонарушений среди учащихся школы.

Организация изучения русского языка, математики, биологии, химии, истории, обществознания на профильном уровне в группах для успешной сдачи ЕГЭ.

Повышение качества обучения до 40% по результатам ЕГЭ.

Профессиональное самоопределение 70% выпускников основной школы, 90% выпускников средней школы.

Поступление в ВУЗы края и страны до 50% выпускников МОУ Октябрьской СОШ № 9.


ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН – ГРАФИК МЕРОПРИЯТИЙ ПО ВВЕДЕНИЮ

ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В МОУ ОКТЯБРЬСКОЙ СОШ № 9



Мероприятия и основные этапы работ

Сроки исполнения

Ответственные за исполнение

Ожидаемые конечные результаты

1.Совершенствование нормативно-правовой базы.

До сентября 2009 г.

Директор, завуч МОУ Октябрьской СОШ № 9

Заключены договора о сотрудничестве в сфере образовательной деятельности. Принято положение о профильном обучении.

2. Разработка и утверждение оригинального учебного плана для 8-9 классов, старшей школы.

До сентября 2009 г.

Завуч МОУ Октябрьской СОШ № 9

Разработан и утверждён учебный план.

3. Анкетирование учащихся 8, 10 классов, беседы с родителями.

Май, сентябрь 2009 г.

Завуч МОУ Октябрьской СОШ № 9,

классные руководители, педагог-психолог



Самоопределение учащихся.

Набор учащихся в профильные группы.



4. Составление расписания старшей школы по индивидуальным учебным планам.

Август – сентябрь 2009г.

Завуч МОУ Октябрьской СОШ № 9

Мобильное расписание для учащихся 10, 11 классов.

5. Повышение квалификации учителей.

В течение 2009-2010 уч.г.

Завуч МОУ Октябрьской СОШ № 9

Использование современных методик преподавания, повышение качества преподавания.

6. Организация социальной практики на предприятиях посёлка.

В течение 2009-2010 уч.г.

Завуч МОУ Октябрьской СОШ № 9

Пробы учащихся, самоопределение.

7. Проведение мероприятий:

«Ярмарка профессий»

«День бизнесмена»

Деловая игра «Кадровый вопрос»

День открытых дверей.


В течение 2009-2010 уч.г.

Завуч МОУ Октябрьской СОШ № 9

Пробы учащихся, самоопределение.

8.Мониторинг:

- учебных результатов учащихся по курсам по выбору;



- удовлетворённости учащихся содержанием курсов по выбору;

Декабрь 2009, май 2010 г.

Завуч МОУ Октябрьской СОШ № 9




9.Контроль состояния преподавания курсов по выбору.

Декабрь 2009, май 2010 г.

Завуч МОУ Октябрьской СОШ № 9

Качественное ведение элективных курсов.

10.Подготовка аналитического материала по результатам реализации профильного обучения.

Май 2010 г.

Завуч МОУ Октябрьской СОШ № 9

Реализация проекта.