Проект Концепция создания и развития Северо-Восточного федерального университета - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Проект Концепция создания и развития Северо-Восточного федерального университета - страница №1/1

Проект

Концепция

создания и развития

Северо-Восточного федерального университета
Введение

Северо-Восток Российской Федерации – регион важнейших геостратегических интересов страны, природно-ресурсный и экономический потенциал которого становится главным ресурсом стремительно развивающейся по инновационному пути российской экономики, испытывающей острый дефицит квалифицированных кадров. В Северо-Восточную зону входят Камчатский край, Магаданская область, Чукотский автономный округ и Республика Саха (Якутия), объединяющие 4 млн. 774 тыс. кв км (более четверти всей площади страны) и являющиеся пограничными территориями России. Северо-Восточная зона характеризуется экстремальными природно-климатическими условиями, наличием разнообразных и значительных по запасам минерально-сырьевых и других природных ресурсов, моноотраслевым развитием с ориентацией преимущественно на добычу, миграцией трудоспособного населения в Центральную Россию, высокой долей коренных малочисленных народов, сосредоточием объектов экономической и социальной сферы на ограниченных территориях, удаленностью и труднодоступностью; уязвимостью и медленной восстановимостью природных экосистем. Активная миграция жителей из густонаселенных территорий сопредельных государств и обострение борьбы за природные ресурсы в мире представляют угрозу территориальной целостности страны. Политика государства на Северо-Востоке страны направлена на обеспечение национальной безопасности, устойчивого развития северных арктических регионов. Особые национальные интересы России на Северо-Востоке охватывают сферы экономики, экологии, социальной политики и науки. Комплексное развитие производств и территорий, формирование инновационной экономики и развитие инновационной деятельности зависят от кадрового обеспечения для исследовательской деятельности до внедрения в производство новых технологий.

Системной подготовке специалистов, обладающих высокой культурой, патриотизмом, творчеством и профессионализмом, ускорению темпов развития стратегических и конкурентоспособных отраслей экономики северо-восточной части России будет способствовать форсированное создание крупного научно-образовательного центра подготовки профессиональных кадров, концентрация имеющихся ресурсов и эффективность менеджмента.

Таким центром должен стать Северо-Восточный федеральный университет, объединяющий потенциал существующих учебных и научных заведений и реально влияющий на все социально-экономические процессы северо-восточной части Российской Федерации.

Необходимость создания Северо-Восточного федерального университета на базе Якутского государственного университета им. М.К. Аммосова с присоединением ГОУ ВПО «Якутский государственный инженерно-технический университет», «Саха государственная педагогическая академия», ФГНУ «Институт региональной экономики Севера», ФГНУ «Институт прикладной экологии Севера», ФГНУ «Институт математики», ФГНУ «Институт здоровья», подведомственных Федеральному агентству по образованию, а также учреждений образования и науки другой ведомственной принадлежности обусловлена структурной модернизацией региональной системы высшего профессионального образования на основе ее интеграции с наукой и практикой. Для обеспечения перспективного развития отдаленных регионов, которые находятся в относительной изолированности, оторванности и удаленности от административных и научных центров России, повышения конкурентоспособности производства и уровня жизни населения предстоит создать гибкую, ориентированную на гарантированное трудоустройство выпускников, систему высшего профессионального образования и научного сопровождения поступательных процессов развития Северо-Востока Российской Федерации.


  1. Общие положения

Концепция создания и развития Северо-Восточного федерального университета определяет стратегическую цель, долгосрочные ориентиры модернизации системы высшего профессионального образования, задачи и приоритетные направления образовательной и научно-исследовательской деятельности учебного заведения, способствующих повышению конкурентоспособности ведущих отраслей экономики Дальневосточного федерального округа и формированию качественно измененной системы подготовки кадров.

Концепция разработана в соответствии с Указом Президента Российский Федерации от 7 мая 2008 года № 716 «О федеральных университетах» и на основании разработанной по поручению Президента Российской Федерации от 3 февраля 2006 года Пр-154 Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года (утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 6 сентября 2006 года №411 и поддержанной Правительством Российской Федерации протокольным решением от 7 февраля 2007 года № 5), письмом Министерства образования и науки Российской Федерации № МОН-П-1609 от 17 июня 2008 г.

Концепция учитывает основные положения проекта Концепции социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года и Стратегии развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области до 2025 года.

Концепция базируется на Конституции РФ, федеральных законах и нормативных правовых актах РФ, государственных и региональных целевых программах, определяющих дальнейшее социально-экономическое развитие Северо-Востока России.
2. Обоснование выбора Республики Саха (Якутия) для создания Северо-Восточного федерального университета

В связи с задачами укрепления геостратегических позиций страны в Азиатско-Тихоокеанском регионе, выработки и реализации комплексной стратегии обустройства Дальнего Востока, возрастающей ролью Якутии в промышленном освоении региона, повышения энергетической и экономической безопасности территории Северо-Востока России резко возросла потребность в специалистах соответствующих направлений социально-экономического развития региона. Так, только для реализации мегапроектов «Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года» потребуется более 150 тысяч специалистов разного профиля.

Схема имеет ярко выраженный межрегиональный эффект. Ее реализация приведет к экономическому росту сопредельных с республикой субъектов ДВФО РФ. Межрегиональный эффект заключается в следующем: будут созданы условия для газификации населенных пунктов Амурской области, Приморского, Хабаровского краев и Еврейской автономной области. Будут обеспечены заказами предприятия машиностроения, созданы условия для развития в этих регионах газо-, нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств. Появятся новые транспортные коридоры как внутри ДВФО, что очень важно для того, чтобы сформировался внутренний рынок округа, которого сегодня нет, так и новые транспортные связи дальневосточных регионов с другими территориями Российской Федерации.

Особенностью стратегии Республики Саха (Якутия) является формирование крупных промышленных узлов по кластерному типу, функционально связанных с реализацией инвестиционных проектов на соседних территориях Красноярского, Хабаровского и Приморского краев, Иркутской, Амурской и Магаданской областей. Южная Якутия становится узловым центром инфраструктурного развития всего Дальнего Востока. В Северо-Восточной Якутии планируется создание производственного комплекса по освоению золоторудного и полиметаллического месторождений с созданием необходимой инфраструктуры. Будут созданы условия для освоения Яно-Колымской золоторудной провинции в границах Якутии и Магаданской области, являющейся уникальной золотороссыпной провинцией мирового класса с возможностью добычи до 100 тонн золота в год. В Западной Якутии формируется территориально-промышленный комплекс, предусматривающий, помимо существующей добычи алмазов, создание новой базы нефтегазодобычи, газоперерабатывающих и газохимических производств. Этот комплекс тесно привязан к кусту нефтегазовых месторождений Красноярского края и Иркутской области.

В Центральной Якутии планируется формирование Якутского транспортного узла, включающего завершение строительства железной дороги до Якутска с возведением автомобильно-железнодорожного моста через реку Лену, образование меридианального транспортного коридора АТР-Европа, выход к морским портам на Охотском море (автодорога «Амга») и строительство международного мультитранспортного коридора JCL-World ink (Якутск – Магадан – Анадырь – Уэлен (Берингов пролив) – Ном – Фербенкс – Форт-Нельсон (США, Аляска). Планируется создание особой экономической зоны промышленно-производственного типа в г.Якутске по производству бриллиантов и ювелирных изделий.

В г. Якутске будет сформирован научно-инновационный центр Северо-Востока России, ориентированный на внедрение высоких технологий, позволяющих снять ограничения социально-экономического развития, связанные с труднодоступностью населенных пунктов и жизнедеятельностью человека в условиях вечной мерзлоты и низких температур.

В республике сегодня уже работают крупные компании, такие как ОАО АК «АЛРОСА», ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «Транснефть», РАО «ЕЭС России-Восток» (АК «Якутскэнерго»), ОАО «Мечел», ОАО «Полюс», ОАО «РЖД», ОАО «Атомредметзолото», ОАО «Газпром», ОАО «ГидроОГК» и др., многие из которых уже наладили тесные связи в области подготовки специалистов. По заявкам этих компаний ведется целевая подготовка специалистов на основе соглашений с Правительством Республики Саха (Якутия) и вузами с последующим трудоустройством выпускников в этих компаниях. Все выпускники получают практические знания по особенностям эксплуатации техники, оборудования, условиям жизнедеятельности человека в экстремальных условиях Крайнего Севера.

В Центральной Якутии будет реализован международный научно-туристический проект «Северный мир», включающий строительство Всемирного музея мамонта, международные научные исследования уникальных образцов мамонтовой фауны.

Исторически Якутия является форпостом освоения северо-востока России, развития науки и образования в регионе. В 1925 году по инициативе Председателя Совнаркома Якутской АССР М.К. Аммосова Академия наук СССР впервые в стране организовала комплексную экспедицию в республику. Результаты экспедиции явились основой для разработки долгосрочных планов хозяйственного и культурного развития края. Созданный первым на Дальнем Востоке Якутский научный центр СО РАН является самым крупным комплексным научным коллективом в регионе. Всемирно известны научные школы академиков Н.В. Черского, П.И. Мельникова, В.П. Ларионова и Г.Ф. Крымского, заложивших теоретические основы разработки месторождений нефти и газа, промышленного освоения криосферы земли, повышения надежности элементов конструкций и деталей машин в экстремальных климатических условиях Севера, распространения космических лучей.

В Якутске располагается Якутский научный центр СО РАН. В его составе Институт космофизических исследований и аэрономии им. Ю.Г. Шафера, Институт физико-технических проблем Севера, Институт геологии алмаза и благородных металлов, Институт горного дела Севера, Институт проблем нефти и газа СО РАН, Институт биологических проблем криолитозоны и Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера. Исследования этих институтов направлены на изучение широкого круга геологических, инженерно-геологических, технических и гуманитарных вопросов применительно к экстремальным природно-климатическим условиям Крайнего Севера. Изучаются фундаментальные проблемы в области: исследования глубинного строения и истории развития земной коры Северо-Востока Азии, закономерностей формирования месторождений полезных ископаемых; разработки хладостойких материалов и конструкций, технологий сварки; геологии и геохимии нефти и газа древних платформ, разработки месторождений, переработки углеводородов в условиях Крайнего Севера; транспортной логистики; изучения поведения многолетнемерзлых горных пород при различных температурных и силовых воздействиях; комплексного освоения минерально-сырьевых ресурсов в условиях криолитозоны.

Академические институты ЯНЦ СО РАН имеют собственные научные школы, получившие признание не только в России, но и за ее пределами. Так, Институт мерзлотоведения Сибирского отделения Российской Академии наук является лидером в мировой геокриологии, имеет пять филиалов в других регионах России, в т.ч. в Магаданской области, Красноярском крае, а также в Республике Казахстан. ИКФИА является головным учреждением в Сибири и на Дальнем Востоке по исследованию космических лучей, геомагнитного поля и верхней атмосферы. Эти научные учреждения совместно с учреждениями образовательного комплекса являются основой дальнейшего инновационного и научно-технологического развития. Материально-техническая база и интеллектуальный потенциал институтов служат для обучения студентов, в частности, открыты 35 кафедр и лабораторий совместного ведения.

Национальным центром медицины Республики Саха (Якутия) в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 07.05.2007 №320 исполняются федеральные квоты на оказание высокотехнологичной медицинской помощи гражданам субъектов Дальневосточного федерального округа – Республики Саха (Якутия), Камчатского края, Чукотского автономного округа, Амурской и Магаданской областей – по направлениям «Нейрохирургия» и «Сердечно-­сосудистая хирургия» на базе Якутского филиала Центра сердечно-­сосудистой хирургии имени А.Н. Бакулева, Якутского научного центра Сибирского отделения Российской академии медицинских наук, по пересадке родственной почки – на базе филиала Научно-исследовательского института трансплантологии и искусственных органов Росмедтехнологий.

Северо-Восток Российской Федерации – это основная территория проживания коренных народов Севера, которые создали уникальную северную цивилизацию. В условиях интенсивного развития северных территорий актуально сохранение и дальнейшее развитие культур данных народов в общем русле цивилизационного развития.

В Якутии – многонациональный состав коренного населения, сохранившего традиционную культуру, язык, технологии природопользования, уникальный опыт ведения хозяйства в условиях Крайнего Севера. В Якутии проживают представители 126 национальностей из 142, проживающих в Российской Федерации (по данным Росстата). В Якутии 2 государственных языка – русский и якутский, 5 официальных языков – эвенский, эвенкийский, долганский, чукотский, юкагирский.

Усилиями многих поколений ученых старейшего в Сибири и первого в Якутии научно-исследовательского учреждения – Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН накоплен уникальный материал по фольклору, истории, этнографии, литературе и языкам народов Якутии, создана солидная информационная база для многолетних исследований.

Северо-Восточный федеральный университет может стать научно-образовательным центром подготовки кадров малочисленных народов Севера Российской Федерации, фундаментальных исследований по разработке научных основ социально-экономического, этнокультурного и языкового возрождения и развития коренных малочисленных народов Севера. Якутия является регионом, где внедрена и развивается система непрерывного образования для коренных малочисленных народов Севера. В учебных заведениях республики обучаются представители национальных республик, автономных округов из всей России.

В создании Северо-Восточного федерального университета на базе Якутского государственного университета им. М.К. Аммосова в форме присоединения других учебных заведений и институтов заинтересованы Камчатский край, Магаданская область, Чукотский автономный округ.

3. Стратегическая цель создания Северо-Восточного федерального университета

Созданный одним из первых на северо-востоке страны в 1956 году на базе Педагогического института классический университет в г. Якутске является ведущим вузом региона, обладает развитой научно-исследовательской инфраструктурой, значительным потенциалом профессорско-преподавательского состава, широким спектром образовательных программ и эффективно взаимодействует с работодателями. Якутский государственный университет им. М.К. Аммосова достиг больших успехов в подготовке высококвалифицированных кадров для различных сфер социально-экономической жизни республики.

Вместе с тем новый век требует новых темпов развития технологий как в производственной, так и в непроизводственной сферах. Следовательно, на выпускника вуза ложится проблема быстрой адаптации к новым, непрерывно меняющимся условиям труда. Основы профессиональной мобильности должны закладываться во время обучения в вузе, поэтому важнейшей государственной задачей подготовки специалиста современного типа является развитие в нем способностей самостоятельно совершенствовать свои профессиональные знания и навыки после окончания вуза. В XXI веке образование, навыки и умения, личностные качества кадрового персонала предприятий станут самым главным ресурсом.

Новое столетие провозгласит абсолютно новую эпоху, в которой синергетически сложатся результаты трех глубочайших революций: в молекулярной биологии, квантовой физике и в области мгновенных средств коммуникаций. Все это изменит не только всю промышленность и порядок управления, но и мир, и саму природу образования и обучения, которые готовят общество к будущему. Мощь человеческого интеллекта, знания и творческий подход будут все больше и больше заменять в качестве основного капитала общества недвижимость и оборудование. Для тех, кто обладает новыми знаниями, мир полон возможностей. Для остальных встает перспектива безработицы, бедности и безысходности, поскольку привычные рабочие места исчезают и старая система экономики рушится. Для надежной реализации «Стратегии – 2020» необходимо выйти на новое качество человеческого потенциала. Именно высококвалифицированный труд, именно человеческий капитал должны быть на первом месте. Это – условие достижения успеха. Одновременно – это и цель стратегии развития страны. Люди должны иметь возможность развиваться, а развитие страны должно давать людям больше возможностей для развития. Только так процесс модернизации станет постоянным и устойчивым.

Стратегической целью создания Северо-Восточного федерального университета являются формирование кадрового и научного потенциала для комплексного социально-экономического развития Северо-Востока России; реализация инновационных образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования, интегрированных в международное образовательное пространство; содействие модернизации системы высшего и послевузовского профессионального образования, в т.ч. путем интеграции образования, науки и бизнеса; развитие человеческого капитала региона; подготовка кадров для работы в экстремальных условиях Севера.

Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:



  1. формирования на Северо-Востоке России единого образовательного и научного пространства с вертикально интегрированной структурой, обеспечивающей эффективное функционирование многоуровневой системы профессионального образования, фундаментальной и прикладной науки, бизнеса и общества, системы дополнительного профессионального образования;

  2. организации проведения фундаментальных и прикладных научных исследований по приоритетным направлениям с участием реального сектора экономики;

  3. формирования современной материально-технической, высокотехнологичной лабораторной базы, университетской инфраструктуры;

  4. разработки и внедрения новейших инновационных образовательных программ с учетом корпоративных интересов крупнейших компаний действующих в регионе, а также адаптированных в международном образовательном сообществе;

  5. расширения международного сотрудничества университета со странами Арктического Совета и Азиатско-Тихоокеанского региона;

  6. создания эффективной инновационной системы управления вузом и институциональных основ регулирования рынка труда.

4. Характеристика Якутского государственного университета им. М.К. Аммосова и объединенного научно-образовательного потенциала федерального университета
В Республике Саха (Якутия) действуют 7 вузов и ряд филиалов вузов России, 17 научно-исследовательских учреждений Якутского научного центра Сибирского отделения РАН и Академии наук Республики Саха (Якутия), ведомственные проектные научно-исследовательские институты.

Сегодня Якутский государственный университет им. М.К. Аммосова ведет образовательную деятельность по 110 программам высшего профессионального образования, по 84 программам послевузовского образования (69 – аспирантура, 15 – ординатура), по 22 программам дополнительного образования и 9 программам профессиональной подготовки.

В настоящее время в Якутском госуниверситете обучается 19543 человека, по программам послевузовского профессионального образования – 442. Численность профессорско-преподавательского состава составляет 1334 человека, в том числе: докторов наук – 152, кандидатов наук – 660. Работают 4 докторских диссертационных совета и 4 кандидатских совета.

В составе ЯГУ функционируют 6 институтов, 10 факультетов, 2 филиала (Технический институт в г. Нерюнгри – крупном центре угольной промышленности Дальнего Востока РоссииРо и Политехнический институт в г. Мирном – центре российской алмазодобычи).

Сравнительный анализ научного потенциала вузов Дальневосточного федерального округа показывает, что Якутский государственный университет входит в число лидеров. В частности, по количеству докторов и кандидатов наук, по количеству научных публикаций и по участию студентов в научно-исследовательской работе (таблицы 1, 2 и 3).

Таблица 1



НАУЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ВУЗОВ ДВФО ПО ИТОГАМ 2006-2007 ГОДА


ПОКАЗАТЕЛИ

Численность НПР

Численность докторантов, аспирантов

доктора наук

кандидаты наук

Докто-ранты

аспи-

ранты


ВСЕГО по ДВФО, в том числе:

903

4410

44

2451

Амурский государственный университет

124

547

2

221

Благовещенский гос. педагогический университет

66

256

0

62

Владивостокский госуниверситет экономики и сервиса

60

298

0

130

Дальневосточный гос. технический университет

157

504

8

223

Дальневосточный госуниверситет

88

523

14

468

Комсомольский-на-Амуре

гос. технический университет



45

228

4

81

Тихоокеанский госуниверситет (г. Хабаровск)

55

353

10

197

Якутский госуниверситет

152

660

4

442

Таблица 2



КОЛИЧЕСТВО СТУДЕНЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ И РАБОТ,

УЧАСТВОВАВШИХ В КОНКУРСАХ

ВУЗОВ ДВФО ПО ИТОГАМ 2006-2007 ГОДА


ПОКАЗАТЕЛИ

Участие в конкурсах на лучшую НИР

Участие в конкурсах грантов

Выиграно грантов

ВСЕГО по ДВФО, в том числе:

3074

631

421

Амурский государственный университет

72

17

20

Благовещенский гос. педагогический университет

30

5

2

Владивостокский госуниверситет экономики и сервиса

193

46

35

Дальневосточный гос. технический университет

234

126

83

Дальневосточный госуниверситет

289

183

158

Комсомольский-на-Амуре

гос. технический университет



60

6

2

Тихоокеанский госуниверситет (г. Хабаровск)

52

17

3

Якутский госуниверситет

266

167

82

Таблица 3



КОЛИЧЕСТВО НАУЧНЫХ И УЧЕБНЫХ ПУБЛИКАЦИЙ

ВУЗОВ ДВФО ПО ИТОГАМ 2006-2007 ГОДА


ПОКАЗАТЕЛИ

Монографии

Сборники научных трудов

Статьи, тезисы

Учебники и учебные пособия

ВСЕГО по ДВФО, в том числе:

416

316

16909

1134

Амурский государственный университет

53

20

627

32

Благовещенский гос. педагогический университет

14

17

2794

82

Владивостокский госуниверситет экономики и сервиса

27

22

566

49

Дальневосточный гос. технический университет

41

31

2314

72

Дальневосточный госуниверситет

44

42

1728

116

Комсомольский-на-Амуре

гос. технический университет



16

10

744

39

Тихоокеанский госуниверситет (г. Хабаровск)

23

14

852

53

Якутский госуниверситет

68

86

2911

179

Таким образом, уровень научно-образовательного, инновационного потенциала Якутского государственного университета им. М.К. Аммосова и формирующегося вокруг него кластера научно-исследовательских институтов и учреждений высшего профессионального образования дает возможность решения задач социально-экономического развития Северо-Востока страны.



5. Приоритетные направления образовательной и научно-исследовательской деятельности СВФУ
Для обеспечения национальной безопасности и повышения благосостояния населения Северо-Востока Российской Федерации Северо-Восточный федеральный университет реализует свой потенциал на приоритетные направления научно-образовательной и инновационной деятельности:

- инновационные технологии, развитие техники для добывающей и перерабатывающей промышленности в экстремальных условиях Северо-Востока (резко континентальный климат, многолетняя мерзлота, полярные широты, арктическое побережье, отсутствие всесезонных путей сообщения).

Климатические условия северных регионов, в том числе Республики Саха (Якутия), характеризующиеся продолжительным зимним периодом с экстремально низкими температурами, а также температурными перепадами с большой амплитудой, оказывают существенное влияние на эффективность эксплуатации и надежность технических средств, в которых используются полимерные детали. В зимний период происходит повышение потока отказов практически всех систем машин и механизмов (электрооборудования, гидроприводов, несущих конструкций и т.д.).



Это является объективной необходимостью формирования на базе Северо-Восточного федерального университета совместных с ЯНЦ СО РАН, ДВО РАН, промышленными и производственными предприятиями научно-внедренческих центров и лабораторий для сопровождения мероприятий по модернизации добывающей и перерабатывающей промышленности.

К примеру, наиболее эффективным и технологически приемлемым методом улучшения морозо-, износо- и агрессивостойких свойств разрабатываемых материалов является направленная модификация структуры полимерного связующего. Этой проблемой в течение ряда лет занимаются сотрудники Института проблем нефти и газа СО РАН и кафедры высокомолекулярных соединений и органической химии Якутского государственного университета им. М. К. Аммосова.



В свою очередь, инновационное развитие перерабатывающей промышленности, преодоление структурной безработицы в регионах Северо-Востока возможно с формированием модели многоканального финансирования корпоративных программ обучения, ориентированных на рациональное использование имеющихся трудовых ресурсов.

Это потребует модернизации образовательных программ высшего и дополнительного профессионального образования;

- рациональное природопользование, экологическая безопасность с учетом специфики легкоранимой, трудновосстановимой северной природы. Продолжится изучение геологии и строения верхней части литосферы северо-востока России. Важным является изучение условий формирования и особенностей размещения стратегически важных видов минерально-сырьевых ресурсов (алмазы, золото, уран, нефть, газ, железные руды и полиметаллы), обеспечение их восполнения. Получат развитие эффективные технологии поиска и разведки месторождений рудных полезных ископаемых. В условиях изменения климата особое внимание будет обращено на мониторинг и прогнозирование состояния криолитозоны. Особенностью северного региона является необратимость экологического ущерба, масштабность негативного влияния на экосистему, которая на порядок отличается от других субъектов Российской Федерации, что влечет за собой системный кризис в традиционном хозяйстве народов Северо-Востока;

- сохранение и развитие языков и культур народов Северо-Востока, трансляция общенациональных ценностей, гражданское воспитание.

В настоящий момент этносоциальная структура населения Северо-Востока России представляет собой сложный конгломерат, обусловленный существующей системой общественного разделения труда, в частности:

– с «очаговым» (локальным) развитием промышленности;

– с низким уровнем жизни в сельской местности;

– с повышенным темпом миграции из стран Средней Азии, Закавказья и КНР.

Поэтому сохранение и развитие культур народов Северо-Востока связано с созданием институциональных основ для их интеграции в инновационную экономику. На практике это модернизация организационно-экономических и управленческих отношений при регулировании модели общественного разделения труда, в том числе и для интеграции коренных народов в новые, инновационные отрасли экономики.

Для полноценного развития языков коренных народов, предполагается, совместно с Институтом гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН, другими научно-исследовательскими организациями, открытие Лингвистического центра коренных малочисленных народов Севера. Открытие этой структуры позволит изучить, сохранить и транслировать языки малочисленных народов Севера. Это будет включать научные исследования, формирование мультимедийных образовательных продуктов, интеграцию языков малочисленных народов в современные информационные технологии, открытие, совместно с НВК «Саха» мультиязычного телевизионного канала малочисленных народов.

Период реформ, деидеологизации оказал определенное негативное воздействие на подрастающее поколение. Для модернизации воспитательной работы предполагается:

– реализовать модель гражданского воспитания;

– внедрить корпоративную культуру, основанную на реновации гражданско-патриотического воспитания специалистов.

Существенные изменения произойдут в институциональных аспектах подготовки специалистов:

1. Статус автономного учреждения предоставляет новые возможности формирования многоканальной модели финансирования. Поэтому последует широкое внедрение кредитной модели программно-целевого финансирования подготовки специалистов. Вместе с тем социально-демографические особенности региона обусловят доминирование государственного заказа на подготовку специалистов.

2. Многоуровневая и модульная модель подготовки специалистов позволит на качественно новом уровне внедрить формирующуюся в Республике Саха (Якутия) систему подготовки элитных инженерных кадров.

3. Инвестиционный характер образования потребует оптимизации модели взаимодействия между потенциальным работодателем и будущим молодым специалистом. Предполагается трансформация существующих производственных практик в целевые индивидуальные стажировки, которые будут проводиться с работодателем.


6. Структура научно-образовательных программ
Образовательные технологии по трем основным направлениям должны претерпеть качественные изменения. Интегрированность в мировое образовательное и научное пространство, обеспечение академической мобильности, оказание образовательных услуг в соответствии с международными стандартами, экспорт образовательных технологий. Основным механизмом осуществления заданных целей в этом направлении будет развитие сетевой системы образования со странами Азиатско-Тихоокеанского региона и Арктическими странами:

  1. открытие филиалов за рубежом, в которых приоритетными направлениями учебных программ будут программы бакалавриата по регионоведению, русскому языку, экологии, менеджменту, геологии, строительству;

  2. разработка совместных учебных программ по экологии, геологии, нефти и газу, горному делу, материаловедению, математике и информатике, медицине, биологии, филологии, географии, экономике с выдачей дипломов университетов-партнёров;

  3. дальнейшее развитие международных программ дистанционного обучения студентов;

  4. разработка программ и проведение полевых экспедиций, учебных и учебно-производственных практик по этнографии народов Севера, археологии, биологии, географии, экологии, геологии, по нефтегазовой тематике, регионоведению с участием российских и иностранных студентов, аспирантов и специалистов.

Структура реализуемых в вузе обязательных образовательных программ (далее ООП) претерпит значительные изменения.

Во-первых, не менее 20% контингента обучающихся будут готовиться по модульным программам подготовки специалистов. Содержание учебных модулей, дополнительных квалификаций, курсов, программ стажировок на предприятиях региона, Российской Федерации и зарубежных стран будут согласовываться с работодателем и студентом. Процесс согласования будет постоянным.

Во-вторых, не менее 75 % ООП будут реализовываться по договорам и соглашениям с организациями и предприятиями, заказчиками специалистов. В учебных планах таких программ от 5 до 15 % дисциплин циклов специальных дисциплин и дисциплин специализации будут читаться сотрудниками предприятий и организаций соответствующих отраслей хозяйства. Будет реализован принцип профилизации рабочих учебных планов с учётом наиболее востребованных на рынке труда специализаций той или иной ООП.

В-третьих, не менее 60 % ООП будут иметь непосредственную или косвенную привязку к ООП ведущих российских и зарубежных вузов. От 5 до 12 % дисциплин учебных планов по совместным программам с зарубежными вузами-партнёрами будут реализовываться на принципах полного соответствия рабочих программ и преподаваться на иностранных языках.

В-четвертых, в учебные планы всех ООП будут включены дисциплины международной образовательной программы бакалавра циркумполярного регионоведения Университета Арктики, включающей 7 базовых дисциплин, которые дают представление обо всех аспектах жизнедеятельности в условиях Севера в мировом масштабе: BCS 100 Introduction to the circumpolar World, BCS 311-312 Land and environment of Circumpolar World, BCS 321-322 Peoples and cultures of Circumpolar World, BCS 331-332 Contemporary Issues of Circumpolar World.
Это позволит к 2010-2011 учебному году в полном объеме сформировать уникальную комплексную международную учебную программу североведения.
7. Цифровой кампус СВФУ
Цифровой кампус СВФУ – это территориально распределенный аппаратно-программный комплекс, который предназначен для создания нового типа образовательного пространства, воспитания будущих молодых специалистов с применением новейших технологий.

В будущем свыше 13,5 тыс. студентов и более 1,5 тысяч преподавателей и сотрудников будут обеспечены научно-образовательными централизованными сервисами, соответствующими специфическим потребностям всех структур университета.

Задачей цифрового кампуса является обеспечение единого информационного пространства университета, включающего все аспекты научно-образовательного процесса.

Ключевые элементы системы «Цифрового кампуса»:

– полное электронное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса, включая рабочие программы, учебную и научную литературу, лекционные материалы;

– мгновенный доступ к виртуальным учебным сервисам в пределах студенческого городка, учебных корпусов и общежитий СВФУ;

– трансформация учебного процесса, развитие системы дополнительного дистанционного образования через формирование мультимедиа-контента на серверах СВФУ.

Техническая часть проектирования включает следующие базовые элементы:



программную платформу с централизованной системой администрирования всей территориально-распределенной сети;

центр обработки данных с серверными группами и устройствами хранения информации, построенный в зависимости от задач на Intel- или RISC- оборудовании;

структурированные кабельные системы и системы гарантированного энергопитания;

локальные сети, кампусная сеть, городская сеть, глобальная сеть, построенные на оборудовании передовых производителей с применением технологий виртуальных частных сетей VPN;

системы корпоративной IP-телефонии и традиционной телефонии, системы видеоконференций. IP-телефония интегрируется как с программной платформой, так и с ERP-системой.

Основной целью дальнейшего развития телекоммуникационной инфраструктуры СВФУ является создание условий для перехода вуза на инновационный путь развития.

Это включает:


  • беспроводные технологии;

  • кампусные сети;

  • центры обработки данных;

  • мобильный доступ;

  • видеоконференции;

  • портал университета;

  • дистанционное обучение;

  • виртуальную библиотеку;

  • единую базу данных;

  • IP-телефонию;

  • централизованное управление;

  • системы контроля доступа.

Качественное и количественное расширение, систематизация информационных связей, построение надежной коммуникационной структуры является основой современного вуза.

Основой информационных коммуникаций будет мультисервисная сеть – это совокупность взаимодействующих между собой активных сетевых устройств, которые обеспечивают передачу различной информации между оконечными системами корпоративной сети с использованием единой инфраструктуры.

Построение подобной сети позволит обеспечить работу:



  • интегрированной виртуальной среды обучения с поддержкой мультимедийных средств обучения;

  • системы электронного документооборота;

  • систем контроля доступа, безопасности и видеонаблюдения;

  • распределённых вычислений и взаимодействия научно-исследовательских групп из разных факультетов;

  • по внедрению программ дистанционного образования, повышения квалификации и переподготовки кадров.

Решить проблемы обособленности факультетов, низкого уровня использования мультимедийных программ, ограниченного доступа к образовательному контенту, неэффективного использования существующих ресурсов и информационных баз факультетов.

Развитие материально-технической базы информационных технологий – это один из важнейших компонентов успешного выполнения всех поставленных задач. Для СФВУ наиболее актуальны на данный момент следующие задачи:



  • увеличение количества компьютеров, используемых в учебном процессе и системе управления вузом, включая модернизацию и поэтапную замену устаревшего парка вычислительной техники;

  • замена устаревшей техники на кафедрах СВФУ и подключение всего студенческого городка к локальной беспроводной сети с выходом в Интернет;

  • развитие локальной сети университета, предполагающее подключение в локальную сеть всех учебных корпусов ЯГУ, студенческих об­щежитий и квартир сотрудников;

  • обеспечение всех направлений деятельности университета необходимым и достаточным набором лицензионных программ­ных продуктов, включая приобретение дополнительного количества лицензий и обновление уже закупленных лицензионных программных продуктов;

– разработка программ последовательного внедрения новых об­разовательных технологий в процесс обучения студентов всех специальностей;

– последовательное внедрение интегрированной телекоммуникационной системы охраны всех корпусов СВФУ.

Программное обеспечение: важным звеном всей программы информатизации является наличие лицензионно чистых программных продуктов. К ним относится как программное обеспечение ведущих фирм мира Microsoft, Borland так и зарубежных и отечественных разработок, ориентированных не только на обеспечение учебного процесса и сопровождение научных разработок, но и на обеспечение деятельности университетской сети в целом.

Создание интегрированной виртуальной образовательной среды включает электронные образовательные ресурсы, образовательный телеканал, технологии дистанционного образования. Это обусловит эффективное внедрение инноваций в образовательном и воспитательном процессе, становлении специалиста – патриота великой страны.



8. Этапы развития СВФУ


  1. Организационный этап (2009-2010 гг.)

    1. Разработка и утверждение Программы развития СВФУ на 2009-2018 годы.

    2. Разработка нормативно-правового обеспечения деятельности СВФУ и утверждение организационной структуры.

    3. Разработка единой учебно-методической базы многоуровневого профессионального образования по всем направлениям обучения, формирование инновационных образовательных программ, ресурсов и технологий.

    4. Лицензирование и государственная аккредитация СВФУ.

    5. Утверждение приоритетных направлений исследований.

    6. Подготовка договоров по основным направлениям совместной деятельности с промышленными предприятиями и бизнес-структурами.

    7. Подготовка проектно-сметной документации для модернизации материально-технической базы и капитального строительства СВФУ.

  2. Этап становления (2011-2014 гг.)

    1. Строительство учебно-лабораторных корпусов, зданий научных институтов, Технопарка.

    2. Приобретение учебно-лабораторного, научного и технологического оборудования.

    3. Завершение формирования новой структуры университета по международным стандартам качества управления, кадровому потенциалу, контингенту студентов, структуре образовательной и научно-инновационной деятельности.

    4. Внедренческая и патентная деятельность центра инновационных технологий по реализации приоритетных научно-технологических разработок.

  3. Этап развития (2015-2018 гг.)

    1. Закрепление позиций СВФУ в российском и мировом научно-образовательном пространстве.

    2. Превращение университета в ключевое звено региональной инновационной системы.

Развертывание деятельности по включению университета в международный рейтинг университетов.
9. Организация и структура СВФУ
Северо-Восточный федеральный университет предлагается создать на базе Якутского государственного университета им. М.К. Аммосова в форме присоединения образовательных и научных учреждений, расположенных на территории Северо-Востока России.

В состав СВФУ войдут существующие учреждения высшего профессионального образования, а также научно-исследовательские институты:





Федеральное агентство по образованию





ГОУ ВПО «Саха государственная педагогическая академия»




ГОУ ВПО «Якутский государственный инженерно-технический институт» (совместно с Якутским политехническим колледжем)




ФГНУ «Институт здоровья»




ФГНУ «Институт региональной экономики Севера»




ФГНУ «Институт прикладной экологии Севера»




ФГНУ «Институт математики»




Министерство образования РС(Я)




Республиканский колледж при ЯГУ



Министерство культуры РФ




ГОУ ВПО «Арктический государственный институт искусства и культуры»




Другие




Филиал «Якутский ботанический сад» Института биологических проблем криолитозоны СО РАН




ГОУ ДПО «Институт управления при Президенте Республики Саха (Якутия)»




ФГОУ СПО «Якутский финансово-экономический колледж»

Объединение вузов, включение в состав федерального университета научно-исследовательских институтов, ориентация деятельности СВФУ на обширные пространства российского и мирового Севера приведет к укрупнению и частичной ликвидации (замещению) подготовки по основным образовательным программам, прежде всего, педагогического и гуманитарного профиля. Будут реализованы мероприятия по уменьшению дублирования по некоторым специальностям и направлениям подготовки, а также в развитии смежных научно-исследовательских направлений. Высвободившиеся кадровые, материальные и финансовые ресурсы СВФУ приоритетно направит на расширение инженерно-технической подготовки специалистов из числа коренных малочисленных народов Севера и других категорий местных жителей региона Севера и северо-востока страны.

Присоединение ГОУ ВПО «Якутский государственный инженерно-технический институт» будет способствовать расширению возможностей студентов по освоению интегрированных образовательных программ по циклу технических специальностей.

Присоединение ФГНУ «Институт прикладной экологии Севера» и ФГНУ «Институт региональной экономики Севера» позволит усилить исследования в области эколого-экономических проблем северного природопользования.

ГОУ ВПО «Арктический государственный институт искусств и культуры» станет ядром дальнейшего развития направления по сохранению и развитию культур народов Северо-Востока России.

Включение в состав СВФУ ГОУ ДПО «Институт управления при Президенте РС (Я)» позволит наладить эффективную систему переподготовки и повышения квалификации кадров для всего северо-восточного региона России.

ФГОУ СПО «Якутский финансово-экономический колледж» станет основой для формирования многоуровневой системы подготовки экономистов.

Филиал «Якутский ботанический сад» Института биологических проблем криолитозоны СО РАН станет экспериментальной площадкой для направления «рациональное природопользование, экологическая безопасность».



Формирование структуры СВФУ ЯГУ предполагает расширение географической сферы. Для этого необходимо создание филиалов СВФУ в КНР, Монголии, Канаде и др. странах.
Таким образом, Северо-Восточный федеральный университет обеспечит формирование кадрового и научного потенциала для эффективного решения вопросов комплексного социально-экономического развития Республики Саха (Якутия), Камчатского края, Магаданской области, Чукотского автономного округа и станет университетом, обеспечивающим высокий уровень образовательного процесса, исследовательских и технологических разработок.

_________________