Проект Формирование культуры здоровья обучающихся на уроках информатики в общеобразовательном учреждении - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Калашникова Елена Викторовна 1 103.66kb.
Формирование ключевых компетенций на уроках физической культуры у... 1 64.52kb.
Презентации «Формирование здорового образа жизни учащихся через здоровьесберегающие... 1 94.56kb.
Программа «Совершенствование организации питания обучающихся в мбоу... 1 76.82kb.
Вопросы здоровья на уроках технологии 1 104.72kb.
Методические рекомендации «Медико-педагогический контроль за организацией... 6 1189.72kb.
Программа спецкурса для учащихся 9 классов 2006 1 186.08kb.
Разработанные фгт предъявляют требования к программе образования... 1 117.85kb.
Государственный стандарт питания обучающихся и воспитанников образовательных... 15 1520.64kb.
Муниципальной методической площадки на 2012-2013 учебный год Тема... 1 53.24kb.
Клинико-гигиеническая значимость дисплазии соединительной ткани сердца... 2 266.22kb.
Родительское собрание «Воспитание культуры поведения» 1 105.62kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Проект Формирование культуры здоровья обучающихся на уроках информатики в общеобразовательном - страница №1/1



Муниципальное образовательное учреждение

«Большереченская средняя общеобразовательная школа № 2»

646670, Омская область, р.п. Большеречье

ул. Октябрьская 1, тел. 2-18-80

Проект

Формирование культуры здоровья обучающихся

на уроках информатики в общеобразовательном учреждении.

Разработан:

Г.А.Малунова – учитель информатики




Большеречье 2005 г.
Актуальность модели.
Школа как образовательное учреждение заинтересована в высоком уровне образованности своих учеников. Современное школьное образование невозможно представить без использования компьютеров. Дети зачастую быстрее и успешнее взрослых осваивают эту сложную технику. Для детей с аномалиями развития, детей-инвалидов компьютер является одной из уникальной возможностей получения образования не только общего, но и профессионального.

Достоинства компьютерного обучения несомненны, а необходимость овладения компьютерной грамотой тем, кому предстоит жить в XXI веке, очевидна. Приобщение современных школьников к информационным технологиям набирает обороты с каждым годом.

Опираясь на научные исследования и собственные наблюдения, можно проследить четкую зависимость интеллектуального развития ребенка, его мышления, внимания, памяти, усидчивости от его физического и психического развития, состояния здоровья.

К сожалению, здоровье детей имеет тенденцию к ухудшению на фоне падения материального уровня жизни семьи, роста безработицы, алкоголизации родителей, низкой калорийности и несбалансированности питания; отсутствия в семьях активного отношения к собственному здоровью и здоровью своих детей.

Анализ структуры заболеваемости школьников убедительно показывает, что по мере обучения в школе растет частота встречаемости таких заболеваний, как патология органов пищеварения, нарушение осанки, заболевания глаз, пограничные нервно-психические заболевания. Напрашивается вывод, что школа здоровья детям не прибавляет, а даже наоборот, состояние здоровья детей в период обучения в школе, как правило, имеет тенденцию к ухудшению. Компьютеризация образования и досуговой деятельности детей имеет также ряд негативных моментов, которые могут оказать неблагоприятное влияние на здоровье.

В 2004-2005 учебном году проводилось динамическое наблюдение за состоянием здоровья обучающихся.

В качестве критериев для его оценки были взяты показатели по отклонению в физическом развитии, нарушению осанки, нарушению зрения, заболевание щитовидной железы.
Таблица 1.


Учебный год.

Кол-во обучающихся.

Кол-во обучающихся с нарушением осанки/сколиоз. %

Кол-во обучающихся с нарушением зрения. %

Кол-во обучающихся с нарушением эндокринной системы. %

2002-2003

847

17/24

24

26

2003-2004

747

37/49

32

65

2004-2005

654

20/28

13

37


Заболеваемость обучающихся

Из данных таблицы и графиков видно, что за период обучения в школе число здоровых детей уменьшилось, число близоруких детей увеличилось с 5 % до 9 % , с нарушением осанки с 2% до 3 %, с нарушением эндокринной системы с 2 % до 9 %.

И как результат - низкий уровень работоспособности, высокая тревожность, раздражительность, низкий самоконтроль.

Конечно, проблема охраны здоровья детей и подростков - проблема комплексная, и сводить все аспекты ее только к школе, семье или медицинскому учреждению было бы неправильно.

Укрепление здоровья детей, повышение защитных сил детского организма и интереса школьников к собственному здоровью являются наиболее актуальными задачами.

Эффективное решение этих задач возможно, благодаря разработке и реализации совместной программы действий по укреплению здоровья детского населения.


Среди основных «школьных факторов», негативно воздействующих на здоровье учащихся, можно выделить следующие:

  • Недостаток двигательной активности учащихся;

  • Несоблюдение гигиенических требований в организации образовательного процесса;

  • Несовершенство учебных программ и технологий;

  • Отсутствие индивидуального подхода к учащимся;

  • Неправильное питание учащихся;

  • Недостаточная компетентность педагогов в вопросах здоровья, здоровьесберегающих технологий;

  • Низкий уровень культуры здоровья учащихся, их неграмотность в вопросах здоровья;

  • Неблагополучное состояние здоровья учителей;

  • Психологическая неготовность многих учителей в условиях современной организации образовательного процесса организовать индивидуальный подход к школьникам в процессе учебно-воспитательной работе с учётом психологических, физиологических особенностей состояния здоровья;

  • Материально – техническая база не соответствует сохранению и укреплению здоровья детей.

На основании вышеизложенных причин сформулирована проблема: «Сохранение здоровья школьников на уроках информатики».



Цели и задачи проекта

Цель: описать и обосновать деятельность учителей информатики,

способствующую созданию здоровьесберегающей среды,



направленную на формирование культуры здоровья обучающихся.


Задачи проекта

  1. Изучить литературу по здоровьесберегающим технологиям.




  1. Выявить наиболее существенные факторы, негативно влияющие на состояние здоровья детей, и своевременно дать рекомендации по их устранению.



  1. Разработать и реализовать систему мер по проведению лечебно – оздоровительных и профилактических мероприятий с разных групп здоровья.




  1. Создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся.




  1. Создание условий для формирования культурных традиций семьи, направленных на сохранение здоровья.




  1. Организовать семинар для учителей информатики по результатам исследования и организации оздоровительной работы с детьми на уроках информатики.


Основные концептуальные положения.
Концептуальными основами педагогики здоровья считаем:

  1. Общие положения А.А.Никольского о главных чертах детского развития.

    • Развитие совершается постепенно и последовательно;

    • Правильная организация воспитания и обучения предусматривает гармоническое, всестороннее развитие;

    • Различные стороны психической деятельности участвуют в процессе развития не одновременно и скорость их развития и энергия не одинаковы;

    • Нельзя искусственно форсировать детское развитие.




  1. Концепция мотивационно – потребностного обучения (Маслоу, Эриксон).




  1. Педагогика сотрудничества, гуманно – личностная педагогика Ш.Амоношвили.




  1. Теория утомления и восстановительных процессов Н.К.Верещагина.




  1. Концепция личностно – ориентированного образования, основанного на идеях гуманистического подхода в понимании личности и её развития (Якиманская И.С.)




  1. Основные принципы развивающего обучения, разработанные Л.В.Занковым, Д.Б.Элькониным, В.В.Давыдовым.


Основные правила безопасного общения с компьютером.
Работа, занятия или игра на компьютере сопряжена с воздействием на пользователя, будь он ребёнок или взрослый, целого комплекса факторов. Первое, на что обратили своё внимание медики, это на возрастание зрительной нагрузки у работающих за дисплеем. Поэтому одно из главных правил безопасного общения с компьютером – это наличие санитарно-эпидемиологического заключения (сертификата) о его соответствии санитарным правилам. К компьютерной технике, которая используется для занятий детей и подростков, врачи-гигиенисты предъявляют повышенные, более строгие требования.

С осторожностью следует решать вопрос о компьютерных занятиях, если у ребёнка имеются невротические расстройства, судорожные реакции, нарушение зрения, поскольку компьютер может усилить все эти отклонения в состоянии здоровья.

Длительное заворожённое сидение за компьютером может привести к перенапряжению нервной системы, нарушению сна, ухудшению самочувствия, утомлению глаз. Наиболее утомительны для детей компьютерные игры, рассчитанные главным образом на быстроту реакции. Это, как правило, - аркадные, или военизированные остросюжетные игры, получившие название «стрелялки», «догонялки», «убивалки», «бродилки». Дети с удовольствием отдают им своё время. Но психика их очень неустойчива, поэтому чрезмерное увлечение компьютерными играми может стать причиной очень тяжёлых последствий – развивается повышенная возбудимость, у школьников снижается успеваемость, ребёнок становится капризным, перестаёт интересоваться чем-либо кроме компьютера. В отличие от взрослых, которые видят в этих играх возможность переключить внимание с жизненных проблем на безобидную игру, дети скорее ищут в них источник повышенного риска, самоиспытания. Эти игры дают возможность почувствовать себя участником острых коллизий. Многие из них готовы часами погружаться в виртуальный мир игры, в «кнопочные» соревнования, одержимые желанием «победить» компьютер. Однако психологи предупреждают о «наркотизирующем влиянии подобных игр, о возможности агрессивного и безжалостного поведения ребёнка под их воздействием. По мнению многих медиков, компьютерная игра по своему воздействию подобна наркотику. Из сказанного следует, что необходимо строго дозировать время компьютерных занятий и следить за их содержанием. Это второе важное правило профилактики негативных последствий для здоровья.

Третье правило – рациональная организация рабочего места.

Необходимо позаботится о том, чтобы изображение на экране было чётким, контрастным, не имело бликов и отражений рядом стоящих предметов.

Четвёртое правило, соблюдение которого будет способствовать созданию благоприятных условий для работы за компьютером, - регулярная влажная уборка и соблюдение оптимальных значений микроклимата в помещениях, где эксплуатируется компьютерная техника.

Другой, не менее серьёзной проблемой является обеспечение электромагнитной безопасности работающих за компьютером. Создание безопасных в отношении уровня электромагнитных излучений условий – пятое правило безопасного общения с компьютером.


Этапы реализации проекта.


I. Подготовительно – организационный этап.

2004 – 2005 учебный год


  1. Изучение и анализ научно – педагогической литературы по изучаемой проблеме.

  2. Разработка критериев и показателей оценки эффективности эксперимента.

  3. Проектирование школьного учебного плана, направленного на здоровьесбережение.


II. Констатирующий этап.

2005 - 2006 учебный год

  1. Диагностирование состояния здоровья всех участников оздоровительного процесса (психологическое сопровождение).

  2. Диагностика и анализ психологического климата в семье, школе, классе. Программа совместного вклада в общий климат.

  3. Создание и апробирование программы оздоровительной работы на уроках информатики.

  4. Включение семьи в оздоровительный процесс.


III. Формирующий этап.

2006 –2007 учебный год.

Обобщение, анализ полученных данных, выдвижение практических рекомендаций.


IV. Теоретико – обобщающий этап.

2007 –2008 учебный год.

  1. Создание научно – обоснованной модели МОУ, ориентированной на здорвьесбережение.

  2. Обобщение научных результатов эксперимента и распространение опыта работы.


Основные этапы деятельности по проекту.


Направления

Мероприятия

Сроки

Ответственный

Создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

  1. Обследование детей на наличие психологических и физических отклонений в состоянии здоровья.

  2. Проведение бесед о вреде компьютеров на здоровье обучающихся.

  3. Контроль за соблюдением санитарно-гигиенических требований, требований безопасности во время работы обучающимися в кабинете информатики.

  4. Применение в образовательном процессе лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий.

Весь период

Ежегодно

Весь период

Весь период



Медицинский работник школы, администрация школы, учителя информатики.
Учителя информатики

Учителя информатики

Учителя информатики


Создание условий для формирования культурных традиций семьи, направленных на сохранение здоровья.

Проведение лекций, родительских собраний, посвящённых возрастным особенностям, проблемам компьютерной зависимости детей.

Включение в содержательную часть уроков информатики материала, рассчитанного на расширение и углубление представлений обучающихся о здоровом образе жизни.



Ежегодно

Классные руководители,

учителя информатики, администрация школы.



Создание условий для повышения квалификации учителей информатики в области здоровьесбережения детей в общеобразовательном учреждении.

Разработать лекции учительских семинаров по вопросам оптимизации образовательного процесса на основе сдоровьесбережающих технологий.

Ежегодно

Учителя информатики, администрация школы.


Функциональная структура

управления проектом





Учитель

информатики





медицинский психолог социальный

работник педагог






администрация

школы





библиотекарь МО учителей- МО классных

предметников руководителей






педагогический совет

школы

Ожидаемые результаты.


  1. Улучшение состояния здоровья и физического развития детей.



  1. Улучшение эмоционального состояния динамики физической работоспособности каждого школьника.



  1. Снижение уровня заболеваемости эндокринной системы, нервной системы, костно-мышечной системы, зрения.



  1. Повышение результативности образовательного процесса.



Список используемой литературы



  1. Амоношвили Ш.А. «Личностно – гуманная основа педагогического процесса.» М. Университетское, 1990г.

  2. Антропова М.В. «Физическое развитие ребёнка»/ Под ред. В.И.Козлова, Д.А.Фарбер – М. 1983г.

  3. Якиманская И.С. «Личностно – ориентированного обучения в современной школе», М. 1996г.

  4. Культура здоровой жизни. Спец. выпуск республика Татарстан, 2003г. Под ред. В.И.Мурашова.

  5. В.И.Ковалько «Здоровьесберегающие технологии 1-4 классы», М. «ВАКО» 2004г.

  6. «Информатика и образование» № 6, 1997 г.

  7. Вестник образования №21/2003 г., Степанова М.И. «Как обеспечить безопасное общение детей с компьютером».

  8. Шелепаева А.Х. «Поурочные разработки по информатике» 8-9 классы, Москва «ВАКО» 2005 г.