Продолжаем разговор о развитии России во второй половине 19 века - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
1. Стригольники. 70-годы xiv-го века-1427 г. Состояние церковного... 1 126.84kb.
Тема 4 мировые религии христианство учебные вопросы 1 329.7kb.
Интеграционные процессы в Западной Европе 1 39.73kb.
Загадка большого взрыва Ученые установили, что нашей Вселенной 15... 1 51.18kb.
1. История развития вычислительной техники 1 154.8kb.
«Романтизм и реализм: история развития русской литературы в первой... 1 118.94kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине Трансатлантические отношения... 2 293.4kb.
Известно, что во второй половине XX и в начале XXI века, огромное... 1 87.54kb.
Во второй половине XVIII столетия дворянскал монархия в России достигает... 6 1436.59kb.
Россия в первой половине XVIII века. Преобразования петра I и их... 7 719.16kb.
Во второй половине ХVIII века прилегавшие к Черному и Азовскому морям... 1 31.03kb.
Праздник в стенах офиса 1 53.06kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Продолжаем разговор о развитии России во второй половине 19 века - страница №1/4

История 21.11.05.

Продолжаем разговор о развитии России во второй половине 19 века.

Мы уже говорили о предпосылках либеральных реформ, начали рассказ о проведенных Александром Вторым реформах.
Далее о реформах:

Военная реформа.

Необходимость такой реформы показало поражение России в Крымской войне. Действительно, армия это часть общества. Понятно, что армии присущи все болезни, что присущи и обществу в тот или иной момент.

Общество было отсталое, страна - отсталая от передовых европейских стран, и армия тоже была такой.

Итак, поражение в Крымской войне показало, что армия нуждается в серьезных реформах.

Эти реформы и были начаты.

Строго говоря, эти реформы были начаты уже вскоре после Крымской войны, то есть ещё задолго до принятия нового воинского устава.

Например, к концу 50 годов был окончательно упразднены военные поселения. Те военные поселения, которые стал создавать ещё Александр 1, во времена Николая, особенно после бунтов, которые вспыхнули в военно-поселенных округах, они уже стали образовываться в округа пахотных солдат, но в целом они ещё имели место быть.

И вот в конце 50- х годов эти военные поселения стали упразднять.

Кроме этого после войны уже стали понимать, что нет необходимости держать такую массовую армию. Важнее, чтобы армия была боеспособной, хотя и меньшей по численности. Нужно было поднимать боеспособность армии.

И Дмитрий Милютин, который был военным министром, который непосредственно проводил эту военную реформу, стал в 1864 году армию сокращать. Если в 1764 году русская армия насчитывали 1 миллион 132 тысячи человек, то к 1867 году её численность была сокращена до 742 тысяч человек.

Так же в 1864 году Милютин вводит систему военных округов, что улучшило управление армии. Позднее он осуществляет централизацию военного управления.

В целом военная реформа шла широко, многопланово, иначе не было бы таких хороших результатов.

Когда мы говорим о многоплановости реформы, надо понимать, что реформой были затронуты все аспекты жизни армии.

- реформированы военные учебные заведения. Причем первоначально были открыты специальные военные и юнкерские училища. Кадры для этих новых военных учебных заведений готовил военные гимназии, которые пришли на смену тем кадетским корпусам, которые стала создавать ещё Анна Иоанновна в 18 веке. С 1876 года в российские военные учебные заведения стали принимать лиц всех сословий.

- это безусловно, важная реформа, но не менее важно было обучать грамоте солдат. Солдаты – это крестьяне, переодетые в шинели. Крестьяне как самая массовая часть населения больше всего представлены в армии. Они в большинстве безграмотны. А при перевооружении армии, при желании сделать её современной, проблему солдатской грамотности надо было решать. И в армии активно приступили к обучению солдат грамотности.

- в 1864 году в армии стали проводить военно-судебную реформу. То есть эта реформа затронула армейские суды. В результате было образовано три главных суда – суд полковой, суд- военно-окружной и главный военный суд.

- В ходе военной реформы были отменены телесные наказания.

- Важной частью этой реформы было перевооружение армии. Понимая, что российская ария отставала в вооружении от европейских стран, правительство проводит перевооружение. Но перевооружить армию можно было только предварительно реконструировав те заводы, которые производили вооружение, корабли и так далее. Реконструкция многих военных заводов была начата повсеместно. Но чтобы эти заводы реконструировать, необходимо было развивать воинскую науку, поэтому и эта сфера находилась под пристальным вниманием. В результате в армию стали поступать передовые виды вооружений. В частности нарезное скорострельное оружие, новые системы артиллерийского оружия, стал создаваться паровой флот и так далее.

- В 1874 году был принят новый воинский устав, он касался всех аспектов жизни армии. Он вводил всесословную воинскую повинность. Устав очередной раз сократил сроки службы. При Петре срок службы был пожизненным, Анна Иоанновна сокращает его до 25 лет, после Крымской войны срок службы сокращен до 10 лет, а новый воинский устав сокращает срок службы в сухопутных войсках до 6лет, после чего следует 9 лет пребывания в запасе, на флоте - 7 лет, после чего следует три года пребывания в запасе.

Институт запаса был очень важен, потому что он дал возможность, имея армию менее численную, чем прежде, в нужное время военных действия, армию сразу числено увеличить за счет привлечения военнослужащих из запаса.

В уставе отмечался ряд льгот. Их было много и они были разнообразны. Интересными льготами пользовались лица, имеющие образование. Так, лица с высшим образованием служили в сухопутных войсках 6 месяцев. Были льготы касающиеся семей. Например, если в семье несколько сыновей, и один из них несет службу, и приходит пора идти на службу другому, то второго брата не берут, пока не вернется первый. Если юноша в семье является единственным кормильцем, то его в армию не берут. Анализируя всё это можно говорить, что эта военная реформа была либеральной, демократичной.

Сам Дмитрий Милютин слыл либералом.

Не совсем либеральные стороны реформы: кадровый состав офицеров – по-прежнему состоял из дворян, но пока по-другому быть и не могло, потому что дворяне были образованной частью общества. А солдаты – по-прежнему из крестьян, что тоже объективно. И так же несмотря на военно-судебную реформу положение солдат в армии по-прежнему оставалось бесправным. Офицеры часто злоупотребляли своим положением, что приводило к частым бунтам и в сухопутных воинских частях и на флоте.

Особенно активно это можно наблюдать в ходе первой русской революции.


Не менее важной была

финансовая реформа.

Финансовая реформа проводилась в 60 -70 годы и была направлена на стабилизацию финансового положения страны.

Среди финансовых преобразований этой реформы важнейшими являются:

- создание Государственного банка в 1860 году.

- упорядочение формирования государственного бюджета

- преобразование государственного контроля.

В 1863 году попытались провести денежную реформу, она не удалась, хотя спустя несколько лет финансовое положение страны удалось стабилизировать, но не надолго. Так как в связи с русско-турецкой войной 1877-1878 годов финансовая стабильность страны вновь была нарушена.

А налоговая политика этого времени проводилась в интересах правящих классов. То есть эта налоговая политика жестким бременем давила на плечи трудового народа.


Реформы в области просвещения и печати.

Потребности экономического и политического развития страны делали актуальными реформы в области организации народного просвещения. Ещё в середине первой половины 19 века министр народного просвещения отмечал, что начальное образование в России практически отсутствует. Это не означало, что начальной школы вообще не было, это означало, что их было мало для России. И в первую очередь была поставлена задача расширить сеть начальных учебных заведений. И В 1864 году было принято положение о начальных народных училищах.

Начальные школы подчинялись разным ведомствам. Они могли подчиняться и министерству народного просвещения, часть школ находилась в ведении церкви, значительную часть школ стали открывать земские учреждения, могли так же и частные лица. Но все эти школы, по каким бы ведомствам они не находились, контролировали училищные советы. В начальных школах преподавали элементарные вещи – грамматику, арифметику, чтение и Закону Божьему. В тех школах, что находились в ведении церкви. Закон Божий занимал значительное место.

В 1864 году был принят и устав гимназии. Согласно ему гимназии делились на две основные группы – классические и реальные. В классических гимназиях акцент преподавания делался на гуманитарные дисциплины и древние языки. В реальных гимназиях акцент делался на преподавании естественных наук. Как правило, в классических гимназиях обучались дети дворян, и выпускники этих гимназий поступали в университеты без экзаменов. Реалисты после окончания своих гимназий поступали в технические высшие учебные заведения.

Срок обучения в таких гимназиях составлял 7 лет.

Были ещё и прогимназии, с сокращенным сроком обучения. В них дети учились в течении 4 лет.

После принятия этих документов число начальных школ и гимназий значительно растет. Если в конце 50-х годов в среднем в стране было около 8.000 школ и гимназий, то к началу 80-х годов это число выросло более чем до 22.000, к середине 90-х около 78.000. Несмотря на такой значительный рост числа начальных и средних учебных заведений, в России остается много безграмотных – на конец 90-х годов в России не умели читать и писать 75 % населения.

Что касается женского образования, то до Александра Второго в России не было казенных женских школ. Это не значит, что все женщины были безграмотны и не могли учится. Были закрытые частные учреждения (один из самых знаменитых - Смольный институт благородных девиц, образованный ещё при Екатерине), девочек грамоте обучали дома, но казенных школ не было.

Во второй половине 19 века на фоне поражения в воне, на фоне того, что общество по-другому смотрит на жизнь, когда активизировалось либеральное движение, радикальное движение – на фоне этого всего в борьбу за свои права вступают и женщины.

В либеральной печати появляется всё больше статей, где заявляется о необходимости иметь возможность женщинам получать образование - не просто начальное и среднее, а и высшее.

Первые женские гимназии стали появляются в конце 50 годов – в частности в 1859 году были открыты училища и гимназии – сначала это были четырехклассные гимназии, затем 6 классные. Многие из этих женских гимназий взяла под свой контроль императрица Мария Александровна, и заведование ими было сосредоточено не в министерстве народного просвещения, а непосредственно в ведомстве учреждений императрицы.

Но женщинам этого было недостаточно. Многие женщины стремились получать высшее образование, интересные специальности ионии во многом были поддержаны либерально настроенными мужчинами. На страницах печати порой разгоралась целая полемика о том, можно ли давать женщинам получать высшее образование – либералы выступали за, консерваторы – против. Но даже не все либералы сразу соглашались с требованием женщин получать высшее образование. Тот же либерал Дмитрий Милютин далеко не сразу пошел навстречу этому желанию женщин, но он всё же осознал необходимость получения женщинами образования и равных прав с мужчинами, и будут открыты женские медицинские курсы. Но ещё до этого будут открыты различные курсы, куда женщины допускались, хотя министр народного просвещения граф Толстой, будучи ярым реакционером был категорически против получения женщинами высшего образования. Но женщины нашли для себя интересный выход – многие женщины уезжали в Европу, чтобы там получить высшее образование. Но незамужним девушкам выезд в Европу был затруднителен, то эти девушки заключали фиктивные браки с молодыми людьми, которые разделяли их желания, шли им навстречу, и будучи замужними дамами, они имели возможность выехать за границу, где обучались во многих университетах Европы.

В частности, говоря о Берлине, во многих учебных заведениях берлина среди женщин – иностранок русские женщины составляли большинство. Обучаясь в Европе, многие женщины заражались социалистическими идеями и возвращались в Россию. Они не таили при себе то, что они там приобрели, активно включались в общественные движения, и правительство не сразу увидело опасность этих отъездов.

И появились курсы, куда стали допускать и женщин. Среди таких курсов в Петербурге были Аларчинские курсы у Аларчинского моста, где основной контингент составляли женщины, в Москве в 1870 специально для женщин образовались Лубянские курсы, они имели характер естественного факультета. В 1871 году были созданы историко-филологические женские курсы и некоторые друние.

В 1878 году профессор Бестужев – Рюмин устроил для женщин курсы, где были физико-математическое и историко-филологическое отделения, то есть естественное и гуманитарное. Именно эти курсы превратились в высшие женские курсы и назывались по имени их организатора и руководителя – Бестужевские курсы. Эти курсы находились на 10 линии около среднего проспекта, в доме, который сейчас принадлежит СПБГУ.

Помимо этих курсов, созданных Бестужевым- Рюминым, подобные курсы, начиная с 1780 года стали создаваться и в других городах – такие курсы были в Москве, в Казани и в Киеве. Это было очень важно, потому что женщины стремились получать образование не только в столице, но и в других городах.

Реформу высшего образования знаменует собой новый университетский устав. Этот устав обсуждался очень широко – его проект рассылался по университетам, где вносились в него новые предложения. И в проекте устава университета было положение о том, чтобы допускать женщин в высшие учебные заведения, но в его окончательном варианте этого положения уже не было.

Но благодаря этим курсам женщины постепенно стали приобщаться к высшему образовании.

Ещё в 1872 году при Николаевском госпитале при активном участии Дмитрия Милютина были образованы женские медицинские курсы, но в 1881 году Милютина на посту военного министра сменил Вановский, который был человеком других убеждений, не либерал и он закрыл эти женские курсы, которые спустя много лет вновь были воссозданы, но это уже был женский медицинский институт, образованный в 1897 году.

Ещё о университетском уставе. Это был третий устав за 19 век, в отличие от предыдущего устава 1835 года был либеральный. Он возвращал университетам былую автономию, которая была дана университетам при Александре 1 . Эта автономия означает самостоятельность университетов, которая была широкой. Это означает, что ученые советы университета имели право избирать ректора, проректоров, деканов, профессорско-преподавательский состав, присуждать ученые степени, составлять свои учебные программы и многое другое. Некоторым образом изменились и учебные планы университетов. Например, были изъяты такие предметы как фехтование, но были расширены циклы гуманитарных наук, в частности философия и не были ещё в этом плане некоторые изменения.

Вместе с тем университеты не получили право создания свои корпоративных организаций и по-прежнему юридический факультет оставался дворянским, а медицинский – разночинским.

Кроме того, в это время открывались и новые университеты и институты. В частности они были открыты и в Москве и в Петербурге и в Киеве.

Так же учебные заведения открывались и далеко за Уралом. Например, в 1880 году – Томский университет. И так же многие другие. То есть высшее образование во второй половине 19 века развивалось активно, но Россия всё ещё в целом оставалась страной безграмотных людей.

Хотя актуальной была и задача составления азбук, алфавитов, по сути письменности – создание письменности для тех народов России, которые ещё её не имели. И в 1860-90 годы письменность получили многие народы Поволжья – чуваши, мордва и некоторые другие народы. (Даже в 20 веке письменность только получили более 50 народов страны – в основном, народы крайнего Севера, и в этом огромная заслуга ленинградских лингвистов)

Теперь о преобразованиях в сфере печати.

Сфера печати играет заметную роль в жизни любого общества. Например, во времена правление Николая 1 цензура была очень жесткой, что создавало трудности многим авторам.

При Александре Втором отмечаются заметнее послабления.

Например, временные правила о печати, принятые в 1865году (и действовали 40 лет) частично отменяли цензуру в столицах. Но для уравновешения ситуации при этом вводилась судебная ответственность для лиц, нарушающих эти временные правила.

Итак, правительственные научные издания от цензуры освобождались вообще, и в целом цензура была ослаблена, и на страницы газет и журналов могли выноситься те проблемы, те идеи, о которых раньше и мечтать не смели. Но с другой стороны толстые художественно – публицистические журналы, всегда пользующиеся в России большим спросом, стали выходить ограниченным тиражом, на них заметно повысились цены и они оказывались недоступны широким массам населения. Так же издатели не могли скрывать имена авторов печатающихся под псевдонимами, если подобными сведениями интересуются контролирующие государственные органы. Таким образом, полной свободы печать не имела.
Итак, в стране в 60- 70 годы проведен целый комплекс разнообразных буржуазных реформ. Многие реформы были давно необходимы (как крестьянская, судебная, военная и так далее). Многие реформы проводились многопланово и замечательно (как судебная, военная), но мы отмечали и аспекты, которые являлись тормозом к проведению реформ (например, судебная демократична, но проводится медленно или не всегда люди делают то, что следует делать в рамках реформы). То есть многие реформы не последовательны, многие проводятся слишком медленно, многие – противоречивы, но самый основной минус в том, что не было проведено главной реформы – реформы управления страной. Это обстоятельство в числе прочих будет влиять на рост активности освободительного движения в стране и приведет страну к революциям начала 20 века, поскольку не реформирование этой важнейшей политической сферы общества будет формировать ту базу, на которой будут постоянно происходить какие-то волнения.
4. Социально - экономическое развитие

пореформенной России.
Отмена крепостного права сказалась на значительно более быстрых ( чем прежде) темпах развития капитализма в стране.

На период 60-90 годов 19 века приходятся следующие значительные явления в экономике:

- завершение промышленного переворота

- быстрое развитие важных отраслей в экономике

- постепенное переустройство сельского хозяйства на капиталистический лад

- и как следствие всего этого – формирование новых социальных групп (классов – буржуазии и примышленного пролетариата).
Сначала о сельском хозяйстве.

Это по-прежнему – ведущий сектор экономики страны, но теперь здесь появилось много нового, вызванного отменой крепостного права.

После реформы у крестьян стало на 20 % меньше чем до реформы, что ухудшило положение многих крестьянских семей. Это зачастую приводило к процессу, который в исторической литературе называется разложением крестьянства или раскрестьяниванием. То есть социальная дифференциация в деревне теперь пошла значительно быстрее, чем прежде. А именно беднейшая часть деревни растет. И значительная часть этого сельского пролетариата уходит в город.

С другой стороны растет слой зажиточного крестьянства, которую называли кулачеством. Кулаки в это время всё активнее включаются в товарно-денежные отношения. При этом они всё более эксплуатируют обедневших крестьян, вынужденных идти в ним в кабалу. В сложившихся условиях это неизбежный процесс, который набирал обороты.

Итак, положение в крестьянской средне не самое благополучное – земли мало, а к концу столетия количество земли на душу населения становится ещё меньше, потому что в конце 19 века в стране произошел демографический взрыв. При рождении детей землю крестьянским семьям никто не добавлял. Кроме того, к распылению земли приводили частые земельные разделы, так как молодые семьи хотели жить самостоятельно, отделялись от старшего поколения. Дробление земель в целом неблагоприятно сказывалось на крестьянском хозяйстве.

Несмотря на это капитализм стал активнее проявляться в деревне.

Ученые отмечают два пути развития капитализма в деревне:

- прусский путь

- американский путь

Прусский путь означает, переход помещичьих хозяйств на капиталистические рельсы.

Американский путь – превращение крестьянских хозяйств в фермерские, и активнее налаживают связи с рынком.

Прусский путь был характерен для тех районов России, где, прежде всего, были помещичьи хозяйства. Американский путь характерен для тех районов, где не было помещичьих хозяйств – это районы севера, Сибири и районы юга.

Существенным тормозом в аграрном секторе экономики являлось помещичье землевладение, так как его наличие определяло то, что мало земли было у крестьян. И после реформы основная часть земли оставалась у помещиков. И далеко не все помещики рачительно относились к ведению своих хозяйств как до реформы, так и после неё. Часть помещиков перестраивали свое хозяйство на капиталистические рельсы, а некоторые не очень хотят и нерачительное ведение хозяйств приводит к тому, что урожайность низкая и только немного выросла по сравнению с предыдущим периодом. Если в предыдущие полвека на одно зерно посева собирали 2,5 – 3 зерна урожая, то теперь чуть больше - в 60-70 годы собирали с одного зерна посева 3.74 зерна урожая. Не много. К концу столетия урожайность немного выросла, но всё равно в середине 90 годов сеют 1 зерно, а собирают неполных 5 (4,9), что во много раз ниже урожайности передовых европейских держав – Англии, Франции. Германии.

Хотя экспорт зерна увеличивается. Экспорт рос потому, что торговать зерном было выгодно, а не потому, что в России не было проблем с продовольствием. Проблемы были, например, в начале 90-х годов в России разразился голод, который в том числе был спровоцирован и неурожаями. Кроме того, этот голод сопровождался эпидемией холеры. В конечном счете из-за этого в стране погибло около 500.000 человек. Но экспорт зерна продолжал наращиваться зачастую в ущерб своему населению: в 90-е годы экспорт увеличился по сравнению с 70-ми годами в 2 раза.

Вообще хлеб на рынок поставляли большей частью не помещичьи хозяйства, а кулацкие, которые разрастались и становились весьма крупными.

Сельское хозяйство развивалось по-прежнему экстенсивным путем, несмотря на нехватку земли. Развивалось оно в основном за счет продолжающейся специализации.



О промышленности.

Промышленная сфера развивалась гораздо боле интенсивно, чем сфера сельского хозяйства. Это началось ещё в 30-40 годы, когда начался промышленный переворот, который способствовал промышленному развитию страны. На предприятия тогда пришел паровой двигатель и заметно увеличил производительность труда. Сейчас продолжается этот промышленный переворот, и он приводит к тому, что почти вся промышленность к 80-м годам перешла на применение парового двигателя. Промышленный переворот к 80-м годам в основном заканчивается.

Но это не означает, что все другие хозяйственно- экономические уклады в России прекратили свое существование. Как раз одна из особенностей России в том, что здесь параллельно друг другу существовали несколько социально – экономических укладов. По-прежнему, на окраинах империи в ряде случаев продолжал жить натуральный уклад. Кроме этого оставался и мелкотоварный уклад, вместе с тем были и мануфактуры, так же активно развивалась фабрично-заводская промышленность, оснащенная паровым двигателем.

Эти различные хозяйственные социально- экономические уклады означали то, что Россия жила как бы в разных эпохах. Это важно для понимания революций, произошедших в 20 веке, потому что каждый из этих хозяйственных укладов имел собственные нерешенные веками проблемы. Приходил новый уклад со своими новыми проблемами, потом ещё один со своим проблемами. И не только уклады наслаивались друг на друга, но и проблемы наслаивались друг на друга. Они сплетались в клубок противоречий и этот клубок наряду с прочими проблемами взорвется, поэтому в начале 20 века в России проходят одна за одной три революции.

В промышленности в эту пору активно развивается текстильная отрасль, также очень актуально было станкостроение, так как нужны были отечественные станки, которые были дешевле закупаемых на западе. Развитие этих отраслей позитивно влияло на развитие экономики в целом, так же как и создание новых промышленных районов. Новыми промышленными районами были Донбасс и Кривой Рог, которые являлись базовыми для тяжелой промышленности. Старые центры промышленного развития на Урале в это время переживали кризис, но появлялись новые. Например, быстро развивался Бакинский нефтедобывающий район, что понятно, так как нефтедобывающая отрасль развивалась почти с нуля, поэтому столь заметны итоги в его развитии. Развитие Бакинского нефтедобывающего района приводит к тому, что к середине 90-х годов он давал 90% всей добываемой в России нефти. В скором времени русский керосин составляет очень острую конкуренцию керосину других стран (в частности американскому) на международном рынке. По уровню добычи нефти Россия в 90-е годы сравнялась с США. Затем в течение нескольких лет Россия в этом плане удерживала лидерство. Есть и другие положительные примеры развития промышленности в России в 60-90 годы посмотреть в учебнике.

Активное развитие дорог содействовало развитию промышленности – железных, шоссейных. Но всё-таки для такой огромной страны этих дорог недостаточно. Поэтому по-прежнему основную часть грузов в России перевозили по воде, поэтому и увеличивалось число пароходов. Если в 60-х годах их около 400, то к 1895 году число пароходов составляло примерно 2,5 тысячи.

По многим показателям Россия развивалась очень успешно, но догнать и перегнать передовые страны она не могла, так как Россия позже других стран вступает на путь развития капитализма. Но темпы развития капитализма были высокие – в 1895 году в России на душу населения добывалось угля меньше в 2,5 раза, чем в Германии, меньше в 3 раза, чем в США, меньше чем в Англии в 5 раз. Чугуна тоже выплавлялось значительно меньше. Но в 90-е годы Россия делает очень большой скачок в развитие и оказывается по многим показателям впереди ведущих европейских стран.

Развитие торговли является следствием развития экономики страны в целом. Учитывая поступательное развитие экономики, торговля тоже наращивала свои обороты на внутреннем и на внешнем рынке. Что касается внешнего рынка, то товарооборот за 40 лет конца 19 века увеличивается в 3 раза. Основными товарами, которые шли на экспорт как и со времен Киевской Руси были товары сельского хозяйства - зерно, лен и другие виды сырья – лес, мех, мед. Баланс экспорта – импорта примерно прежний. Ввозились в Россию хлопок, текстиль, машины. Главным торговым партнером России на западе были Англия и Германия. Англия – старый партнер и сравнительно новый - Германия, несмотря на таможенную войну между Германией и Россией, которая шла в это время.

Мы уже говорили о финансовой политике этого времени. Она способствовала экономическому развитию страны, развитию капитализма. Но без проблем не обходилось, в частности то, что не удалось провести финансовую реформу 1862 года.

Вот таким образом развивалась Россия в пореформенный период.



Социальная структура.

Социальная структура общества с официальной точки зрения была следующей: численность населения в России продолжала заметно увеличиваться – к 1897 году в России проживало примерно 126 млн. человек. Это не только благодаря естественному приросту, но и за счет увеличения размеров территории во второй половине 19 века. В середине 19 века в состав России вошли огромные территории Казахстана, в второй половине 19 века – большое количество земель Средней Азии и так далее.



следующая страница >>