Процесс управления можно представить в виде набора действий, выполнение которых приводит к изменению исходной ситуации "0" в желаему - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Процесс управления можно представить в виде набора действий, выполнение которых приводит - страница №1/1

Функции управления
Если мы спросим руководителя предприятия, чем он занимается на работе, то он наверняка отметит, что ему приходится много говорить, писать, отдавать в устной и письменной форме распоряжения, общаться с подчиненными, внешними организациями и клиентами, но наиболее важная часть его работы заключается в принятии решений.
ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ УПРАВЛЕНИЕ
Процесс управления можно представить в виде набора действий, выполнение которых приводит к изменению исходной ситуации - "0" в желаемую ситуацию - "1" (см. рис.4).

Для удобства теоретики и практики управления, начиная с Анри Файоля, объединяют действия по управлению в определенные группы. Эти группы, сформированные по какому-то характерному признаку, принято называть функциями управления. Удивительно, но практически невозможно найти два учебника по менеджменту разных авторов, в которых бы набор функций управления и их количество совпадали. Это легко объясняется тем, что действия по управлению сложно переплетаются, и каждый автор по своему видит процесс управления (от этого, правда, не легче студентам, изучающим менеджмент как научную дисциплину). Например, авторы широко используемого в нашей стране американского учебника по менеджменту вводят функции планирования, организации, мотивации и контроля и связующие процессы - принятия решений и коммуникации*.

Учитывая особую важность в процессе управления принятия решений (многие авторы придерживаются взгляда, что менеджмент - это деятельность по решению проблем**), модифицируем модель американских авторов, введя понятие Центральной функции управления (принятие решений), которая не просто связывает функции планирования, организации, мотивации и контроля, а осуществляет их интеграцию. По сути, играет роль “Центрального процессора” в управлении.
ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ
На рисунке 4 представлен набор функций управления, которые обеспечивают субъекту (не важно, фирма это или отдельный человек) достижение поставленных целей, перечислим их.

Во-первых, вы формулируете цели, определяя когда они должны быть достигнуты - это функция ПЛАНИРОВАНИЯ. Например, я планирую, каков должен быть объем 3-го издания книги и к какому сроку я должен ее закончить.











ПЛАНИРОВАНИЕ




ОРГАНИЗАЦИЯ




Центральная функция - ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ

КОММУНИКАЦИИ



КОНТРОЛЬ (оценка)




МОТИВАЦИЯ



Рисунок 4. Функции управления.

При этом вы должны побудить себя выполнить поставленные перед собой задачи - это функция МОТИВАЦИИ. Написание книги позволит мне приблизиться к жизненным целям, а сам процесс ее разработки, несомненно, доставит мне творческое удовлетворение (а если еще книга понравится читателям, то, значит, я не зря потрачу на нее свое время).

Функция ОРГАНИЗАЦИИ. В ходе реализации этой функции руководитель распределяет задачи и полномочия среди своих подчиненных. Интересно, а если у вас пока нет подчиненных, кому вы можете поручить выполнение собственных дел?

Чтобы цели действительно были достигнуты, вам приходится оценивать исходную ситуацию, текущее положение дел и контролировать достижение поставленных целей - это функция КОНТРОЛЯ или оценки. Например, я знаю, что на начало у меня уже есть второе издание книги, которое составляет около 30% всей работы, однако, судя по тому, как реально продвигается работа, чтобы закончить 3-е издание в 4-6-ть месяцев мне придется работать все выходные.

В ходе всего управленческого цикла вам постоянно приходится выбирать лучшее решение из имеющихся на данный момент - это центральная функция управления - ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ. Передо мной стоит множество проблем: для кого я пишу, как назвать книгу, какова должны быть ее структура, в каком стиле следует давать материал и т.п.

Функция КОММУНИКАЦИИ. Принятие правильных решений невозможно без наличия необходимой информации, которую можно получить в процессе коммуникации. В процессе подготовки нового издания книги мне следует: "пообщаться" с профессионалами - посмотреть, что нового вышло по исследуемой мной теме; поговорить с читателями второго издания книги, а также учесть пожелания тех слушателей, которые посещали мои семинары по самоменеджменту.

Само знание функций управления еще ничего не дает. Однако, прежде чем выйти в космос, человек сначала открыл закон сохранения импульса движения, а уж потом применил эти знания в реактивном двигателе.

Понимание "из чего складывается управление" также важно для повышения его эффективности, как, например, сведения "из чего состоит человек" для профессии врача. В последующем мы с вами более подробно рассмотрим, как применить знания о функциях управления для более успешного продвижения к жизненным целям. В силу специфики функции мотивации мы ее рассмотрим более подробно в следующей главе, а сначала обратимся к функции планирования.



* Мескон М. и др. Основы менеджмента. М.: Дело. 1992.

** Акофф Р. Искусство решения проблем. М.: Мир, 1982.