«Проблемы человечества, решение которых связано с уровнем биологических знаний» - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Решение глобальных проблем человечества 1 13.88kb.
Интегрированный урок экономики, географии и информатики "Глобальные... 1 108.77kb.
Решение глобальных проблем человечества. Учитель Афанасьева А. 1 172.73kb.
Решение проблемы бытия, сущности мира 1 185.24kb.
Социальные и философские проблемы применения биологических знаний... 1 154.64kb.
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых... 2 318.89kb.
Решение этой задачи основывается на финансово-экономической оценке... 4 464.33kb.
Использование компьютерных технологий при подготовке и проведении... 1 77.88kb.
«психологический портрет учителя» 1 110.37kb.
Утилизации биологических отходов в хозяйствах Новокузнецкого района. 1 62.93kb.
Вода, которую мы пьём… 1 46.91kb.
Методическое пособие Содержание и правила оформления курсового проекта 1 189.49kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
«Проблемы человечества, решение которых связано с уровнем биологических знаний» - страница №1/1

Биология — наука о жизни

Задачи урока: обобщить имеющиеся у учащихся знания и сформировать понятие о биологии как о комплексной науке, обо всех аспектах живого.

Ход урока

Оргмомент урока

Актуализация знаний

Беседа учителя с учащимися о биологии как науке о жизни, о разнообразии живых организмов, их строении, развитии и происхождении, взаимоотношениях со средой обитания и с другими организмами.

Характеристика четырех царств живой природы. Рассказ учителя о других моделях биосистематики.

Изучение нового материала


  1. Становление и развитие биологии как науки. Интеграция и дифференциация биологических дисциплин. (Рассказ учителя.)

  2. Роль биологии в современном обществе. (Рассказ учителя с элементами беседы.)

  3. Современная биология — комплексная наука. (Самостоятельная работа учащихся с учебником.)

  4. Знакомство учащихся с особенностями курса биологии 9 класса, с учебником, с его методическим аппаратом и с требованиями, которые будут предъявляться при изучении курса «Введение в общую биологию».

Задание на дом

Изучить введение и § 1 «Биология — наука о жизни», ответить на вопросы в конце параграфа, подготовить сообщение на тему «Проблемы человечества, решение которых связано с уровнем биологических знаний».


Итоги урока

Общая оценка результатов урока. Оценка работы учащихся.



Методы исследования в биологии

Задачи урока: сформировать у учащихся по­нятие «научный метод»; раскрыть основные этапы научного исследования и познакомить с важнейшими методами, применяемыми в биологии.

Ход урока

Оргмомент урока

Проверка знаний


  1. Фронтальная беседа о развитии биологии как науки, о роли биологии в современном обществе.

  2. Заслушивание сообщений учащихся о проблемах человечества, решение которых связано с уровнем развития биологии.

Изучение нового материала

  1. Раскрытие важнейшего научного принципа «Ничего не принимай на веру*, формирование понятий «научный метод», «научный факт». (Объяснение учителя с элементами беседы.)

  2. Основные этапы научного исследования. (Объяснение учителя с конкретным разбором каждого этапа на примере демонстрационных экспериментов: «Условия прорастания семян», «Фотосинтез», «Роль минеральных веществ в росте и развитии растений» и т. п. или развернутой схемы конкретного научного исследования.)

  3. Характеристика основных методов исследования в биологии. (Рассказ учителя.)

  4. Роль прикладных и фундаментальных исследований в биологии. (Рассказ учителя с элементами беседы.)


Задание на дом
Изучить §2 «Методы исследования в биологии», ответить на вопросы в конце параграфа, пользуясь текстом параграфа предложить схему конкретного научного исследования, например «Влияние загрязнений (выбросов автотранспорта, химических заводов) на здоровье людей, на биоценоз и т. д.», «Влияние курения на здоровье человека», «Формирование условного рефлекса» и т. д. Схемы записать в тетрадь.
Итоги урока

Сущность жизни и свойства живого

Задачи урока: раскрыть сущность жизни, отличие живого от неживого; познакомить учащихся с основными свойствами живых организмов.

Ход урока

Оргмомент урока

Проверка знаний

1. Фронтальная беседа по вопросам:



  1. Почему принцип «Ничего не принимай на веру» является основополагающим в науке?

  2. Что такое научный метод?

  3. Какие основные методы биологического исследования вам известны?

  4. При каких исследованиях они применяются?

  5. Какой факт можно считать научным?

  6. Чем гипотеза отличается от закона или теории?

  7. Какова роль прикладных и фундаментальных исследований в науке?

2. Обсуждение предложенных учащимися схем конкретного научного исследования. (Работа двух-трех учащихся у доски.)



Изучение нового материала

  1. Определение понятий «жизнь» и «сущность жизни». (Рассказ учителя с элементами беседы.)

  2. Характеристика основных свойств живых организмов. (Объяснение учителя с элементами беседы.)

Закрепление материала

Отличие биологической системы от объектов неживой природы. (Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и последующим обсуждением.)



Задание на дом

Изучить § 3 «Сущность жизни и свойства живого» и «Краткое содержание вводного раздела», ответить на вопросы в конце § 3.



Итоги урока

Уровни организации живой природы

МОЛЕКУЛЯРНЫЙ УРОВЕНЬ (10 ч)

Цели темы: сформировать у учащихся представление об уровнях организации живой природы; показать особенности функционирования биологических систем на молекулярном уровне; сформировать понятие о биомолекулах и их универсальности в построении живого.



Планирование темы

Урок 1. Уровни организации живой природы. Молекулярный уровень: общая характеристика.

Урок 2. Углеводы.

Урок 3. Липиды.

Урок 4. Состав и строение белков.

Урок 5. Функции белков.

Урок 6. Нуклеиновые кислоты.

Урок 7. АТФ и другие органические соединения клетки.

Урок 8. Биологические катализаторы.

Урок 9. Вирусы.

Урок 10. Контрольно-обобщающий по теме «Молекулярный уровень организации живой природы».

Методические рекомендации

Раздел «Уровни организации живой природы» дает возможность сформировать у учащихся представление о том, что вся живая природа является совокупностью биологических систем разного уровня организации и различной соподчиненности.

Важно, чтобы учащиеся уяснили» что всем живым системам, независимо от уровня организации, присущи общие черты, а сами системы находятся в непрерывном взаимодействии. Это позволит учащимся лучше понять, как могли возникнуть первые живые организмы и как происходил на нашей планете процесс эволюции от простейших систем к системам более сложным и высокоорганизованным.

При изучении молекулярного уровня учащимся важно усвоить, что любая живая система, как бы сложно она ни была организована, проявляется на уровне функционирования биологических макромолекул. Все живые организмы состоят из одних и тех же биомолекул. Превращение всех видов энергии и обмен веществ в клетке происходят на молекулярном уровне. Механизмы этих процессов также универсальны для всех живых организмов.

Важно показать роль и функции органических веществ в биологических системах. При изучении строения органических веществ следует опираться на знания, которые учащиеся получили на уроках химии. В учебнике приводятся структурные формулы различных органических веществ. Они даются для того, чтобы учащимся было легче представить строение биомолекул, из которых состоят все живые организмы. От учащихся 9 класса не требуется запоминания химических формул, они должны иметь лишь общее представление о строении органических веществ.

При изучении темы необходимо широко использовать различные наглядные средства обучения и организовывать самостоятельную познавательную деятельность учащихся, в том числе и с учебником.



Уровни организации живой природы.

Молекулярный уровень: общая характеристика

Задачи урока: познакомить учащихся с уровнями организации живой природы; дать общую характеристику молекулярного уровня; сформировать понятия «биополимеры» и «биомолекулы»; показать роль биомолекул в живом организме.

Ход урока

Оргмомент урока

Проверка знаний

Сущность жизни и свойства живого. (Фронтальная беседа с использованием вопросов в конце § 3.)



Изучение нового материала

1. Уровни организации живой природы. Значение выделения разных уровней организации живой природы. (Объяснение учителя с элементами беседы.)

Запись в тетрадях определений понятий:

Живая природа — совокупность биологических систем разного уровня организации и различной соподчиненности.

Биологическая система — биологические объекты разной степени сложности, имеющие несколько уровней организации. Каждый биологический объект — совокупность взаимосвязанных элементов — обладает свойствами целого.

В ходе беседы в тетради заполняется таблица.


Уровни организации живой природы



Уровень организации

Биологическая система

Элементы, образующие систему

1. Молекулярный



Биомолекулы, проявляющие свои и функционирующие только в биологических системах

2. Клеточный

Клетка

Органоиды

3. Организменный

Организм

Системы органов

4. Популяционно-видовой

Популяция

Особи

5. Экосистемный

Биоценоз

Популяции

6. Биосферный

Биосфера

Экосистемы

  1. Характеристика молекулярного уровня. (Объяснение учителя.)

  2. Формирование понятия «полимер»; свойства биополимеров. (Объяснение учителя с использованием рисунка 1 учебника.)

  3. Значение изучения жизни на молекулярном уровне. (Объяснение учителя.)

Закрепление материала

Обсуждение вопроса: можно ли говорить о биологической системе на молекулярном уровне организации жизни?



Задание на дом

Изучить текст «Уровни организации живой природы» и § 1.1 «Молекулярный уровень: общая характеристика» , ответить на вопросы в конце параграфа.



Итоги урока

Углеводы

Задачи урока: сформировать понятие «углеводы»; познакомить учащихся со строением углеводов и функциями, выполняемыми в живом организме.


Ход урока

Оргмомент урока

Проверка знаний

  1. Общая характеристика уровней организации живой природы. Характеристика молекулярного уровня. (Ответы учащихся у доски.)

  1. Фронтальная беседа по вопросам:




  1. Почему молекулы органических веществ рассматриваются как биополимеры только в клетке?

  2. Что понимается под универсальностью молекул биополимеров?

  3. Почему на молекулярном уровне невозможно говорить о биологической системе?

Изучение нового материала

  1. Формирование понятия «углеводы». Строение углеводов. (Объяснение учителя с использованием рисунков 2 и 3 учебника.)

  2. Основные функции углеводов. (Объяснение учителя с элементами беседы.)

Закрепление материала

Работа учащихся с текстом учебника и заполнение схемы.



Классификация углеводов



Задание на дом

Изучить § 1.2 «Углеводы», ответить на вопросы в конце параграфа.



Итоги урока

Липиды

Задача урока: сформировать понятие «липиды» и представление о строении и функциях липидов.

Ход урока

Оргмомент урока

Проверка знаний


  1. Строение и функции углеводов. (Ответы учащихся у доски.)

  2. Характеристика молекулярного уровня. Биологические процессы, протекающие на молекулярном уровне. (Фронтальная беседа.)

Изучение нового материала

  1. Общая характеристика липидов. (Рассказ учителя.)

  2. Строение липидов. (Объяснение учителя с использованием таблиц и рисунка 4 учебника.)

  3. Функции липидов. (Объяснение учителя с элементами беседы.)

Закрепление материала

Обсуждение вопросов:



  1. Что такое липиды? (Запись определения в тетради.)

  2. Какую функцию выполняют липиды? (Самостоятельная работа учащихся с учебником.)


Задание на дом

Изучить § 1.3 «Липиды», ответить на вопросы в конце параграфа.


Итоги урока

Состав и строение белков

Задачи урока: сформировать понятия «белки, или протеины», «аминокислоты», «денатурация»; познакомить учащихся со строением и свойствами белковых молекул.

Ход урока

Оргмомент урока

Проверка знаний


  1. Строение и функции углеводов и липидов. (Опрос учащихся у доски.)

  2. Фронтальная беседа по вопросам:




  1. Какую роль играют углеводы и липиды в живых организмах?

  2. Почему углеводы и липиды относят к биомолекулам?

Изучение нового материала

  1. Формирование понятий «белки», «макромолекулы». Роль белков. (Рассказ учителя.)

  2. Строение аминокислот. (Объяснение учителя с использованием таблиц и рисунка 5 учебника, запись в тетради общей формулы аминокислот.)

  3. Состав и строение белков. Денатурация. (Объяснение учителя с использованием таблиц и рисунков 6—8 учебника.)

Закрепление материала

Работая с учебником, подготовить ответы на следующие вопросы:

1) В чем сходство и различия всех аминокислот?


  1. Какие атомы образовали молекулу воды в результате соединения двух аминокислот? (Реакция образования дипептида представлена на с, 24 учебника.)

  2. Как называется связь, образовавшаяся между двумя молекулами аминокислот?

  3. Какие уровни организации белковой молекулы выделяют? (Самостоятельная работа учащихся с по следующим обсуждением в ходе фронтальной беседы.)

Задание на дом

Изучить § 1.4 «Состав и строение белков», ответить на вопросы в конце параграфа. В тетради заполнить таблицу.



Уровни структурной организации белковой молекулы


Структура белка

Характеристика структуры белковой молекулы







Итоги урока

Функции белков

Задачи урока: закрепить знания учащихся о строении белковых молекул; познакомить с функциями белков; углубить знания о связи строения молекул веществ и их функциях на примере белков.

Ход урока

Оргмомент урока

Проверка знаний

1. Повторение материала о химическом составе и строении белков, об особенностях структуры белковых молекул. (Ответы учащихся у доски.)

2. Фронтальная беседа по вопросам:


  1. Благодаря чему существует бесконечное разнообразие белков?

  2. На основании чего можно утверждать, что все особенности строения молекулы белка определяются ее первичной структурой?

Изучение нового материала

Функции белков. (Объяснение учителя с элементами беседы.)



Закрепление материала

В ходе самостоятельной работы с учебником и фронтальной беседы учащиеся заполняют таблицу.



Функции белков


Функция белка

В чем заключается данная функция (примеры)

Где осуществляется данная функция










Задание на дом

Изучить § 1.5 «Функции белков», ответить на вопросы в конце параграфа.



Итоги урока

Нуклеиновые кислоты

Задачи урока: сформировать знания учащихся о строении молекул нуклеиновых кислот как биополимеров; показать особую роль нуклеиновых кислот в живой природе — хранение и передача наследственной информации.


Ход урока

Оргмомент урока

Повторение материала о строении и функциях белков. (Фронтальная беседа.)



Изучение нового материала

  1. Общая характеристика нуклеиновых кислот как биополимеров. Строение нуклеотида. (Рассказ и объяснение учителя с использованием таблиц и модели нуклеотидов ДНК и РНК. В тетради зарисовать схему строения нуклеотидов, используя рисунок 9 учебника.)

  2. Строение молекулы ДНК. Комплементарность. Основная функция ДНК. (Объяснение учителя с использованием таблиц и модели ДНК. В тетради зарисовать схему комплементарного соединения нуклеотидов и образование двухцепочечной молекулы ДНК, используя рисунок 11 учебника.)

  3. Строение молекулы РНК. Типы РНК и их функции. (Объяснение учителя с использованием таблиц.) В тетради записать схему:




Закрепление материала

Обсуждение вопросов в ходе фронтальной беседы и работы с учебником:



  1. Почему нуклеиновые кислоты называют полимерами?

  2. В чем сходство и различие молекул ДНК и РНК?

  3. Какие функции выполняют молекулы ДНК и РНК?


Задание на дом

Изучить §1.6 «Нуклеиновые кислоты», ответить на вопросы в конце параграфа. В тетради заполнить таблицу.



Нуклеиновые кислоты, их строение и биологическая роль



Нуклеиновая кислота

Особенности строения

Биологическая роль

Где содержится

ДНК










РНК










Итоги урока

АТФ и другие органические соединения клетки

Задачи урока: сформировать понятие о строении и функции АТФ; познакомить с другими органическими соединениями клетки.

Ход урока

Оргмомент урока

Проверка знаний


  1. Строение ДНК и РНК. (Ответ учащихся у доски.)

  2. Построение второй цепочки ДНК. (Работа с динамической моделью или с дидактическими карточками.)

  3. Проверка правильности заполнения таблицы «Нуклеиновые кислоты, их строение и биологическая роль».

Изучение нового материала

  1. Строение АТФ и ее роль в клетке, (Объяснение учителя с использованием таблиц и рисунков 12 и 13 учебника.)

  2. Витамины и другие органические соединения клетки. (Самостоятельная работа учащихся с учебником с последующим обсуждением.)

Закрепление материала

Обсуждение вопросов в ходе фронтальной беседы:



  1. Что общего и какие различия между АТФ и нуклеиновыми кислотами?

  2. Какова роль АТФ в клетке?

  3. Почему связи между остатками фосфорной кислоты называются макроэргическими?

Задание на дом

Изучить § 1.7 «АТФ и другие органические соединения клетки», ответить на вопросы в конце параграфа, повторить § 1.5 «Функции белков».



Итоги урока

Биологические катализаторы

Задачи урока: сформировать понятия «катализатор» и «ферменты»; показать роль ферментов в клетке.

Ход урока

Оргмомент урока

Проверка знаний

Строение и функция АТФ. Витамины и их роль в организме. (Опрос учащихся у доски.)



Изучение нового материала

1. Катализаторы и их роль в химических реакциях. Ферменты — биокатализаторы. (Беседа.)

2. Механизм действия ферментов. (Объяснение учителя с использованием таблицы и рисунка 14 учебника.)

Закрепление материала

1. Выполнение учащимися лабораторной работы «Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой ».

Цель работы: показать действие фермента каталаза на пероксид водорода (Н2О2) и условия, в которых он функционирует.

Информация для учащихся

Пероксид водорода — ядовитое вещество, образующееся в клетке в процессе ее жизнедеятельности. Фермент каталаза, расщепляя Н2О2 на воду и кислород, играет защитную роль в клетке.

Ход работы



  1. Поместите в первую из трех пробирок кусочек сырого мяса, во вторую — кусочек сырого картофеля, в третью — кусочек вареного картофеля.

  2. Прилейте в пробирки по 2 мл 3-процентного раствора Н2О2.

  3. Опишите наблюдаемые вами явления в каждой пробирке.

  1. Сделайте вывод.

2. По результатам лабораторной работы проводится беседа по вопросам:

  1. В каких пробирках вы наблюдали действие фермента?

  2. Почему в пробирке с вареным картофелем действие фермента не наблюдалось?

  3. Какие уровни организации молекулы белка - фермента каталазы разрушились при варке картофеля и разрыв каких связей привел к денатурации этого белка?


Задание на дом

Изучить § 1.8 «Биологические катализаторы», ответить на вопросы в конце параграфа, повторить материал § 1.4 и 1.6


Итоги урока

Вирусы

Задача урока: познакомить учащихся с вирусами как доклеточной формой жизни, особенностями их строения и жизнедеятельности.

Ход урока

Оргмомент урока

Повторение материала

Фронтальная беседа по вопросам:



  1. Какую роль в клетке играют биокатализаторы? Какие биокатализаторы вам известны?

  1. Каков механизм действия ферментов?

  1. Почему белки и нуклеиновые кислоты называют биополимерами?

  2. Какие функции в клетке выполняют ДНК и РНК?

Изучение нового материала

  1. Особенности строения и жизнедеятельности вирусов. (Объяснение учителя с использованием таблиц и рисунков 15, 16 и 17 учебника.)

  2. Роль вирусов как внутриклеточных паразитов. (Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.)

Закрепление материала

Фронтальная беседа по вопросам:



  1. На основании чего вирусы относят к живым организмам?

  2. Какие особенности отличают вирусы от других живых организмов?


Задание на дом

Изучить §1.9 «Вирусы», ответить на вопросы в конце параграфа, подготовиться к контрольно-обобщающему уроку по теме «Молекулярный уровень организации живой природы».


Итоги урока

Контрольно-обобщающий по теме «Молекулярный уровень организации живой природы»

Задача урока: систематизировать и обобщить знания учащихся о молекулярном уровне организации живой природы.

Ход урока

Оргмомент урока

Обобщающая беседа {на 20 мин) по вопросам:


  1. Какие процессы протекают в живом организме на молекулярном уровне?

  2. Почему молекулы белков, нуклеиновых кислот, углеводов и липидов рассматриваются как биополимеры только в клетке?

  3. Какие функции выполняют биомолекулы в клетке?

  4. Почему углеводов значительно больше в составе растений, чем в составе животных?

  5. Какова роль липидов в клетке?

  6. Используя свои знания о функциях белков в клетках, докажите справедливость утверждения о том, что основу жизни составляют белки.

  7. Какова роль нуклеиновых кислот в клетке?

  8. Что такое АТФ? Какую функцию АТФ выполняет в клетке?

  9. Какова роль биокатализаторов в клетке?

  10. Какие особенности отличают вирусы от других живых организмов? Почему вирусы рассматриваются на молекулярном уровне?


Контроль знаний по теме

Форма контроля может быть разнообразной: работа с дидактическими карточками, письменные работы, тестовый контроль, зачет.

Примерное содержание письменной работы.

Первый вариант

1. Заполните таблицу.



Строение и функции ДНК



ВидНК

Местонахождение в клетке

Строение нуклеотидов

Функции

Днк










2. Какие уровни структурной организации молекулы белков известны? Чем объясняется многообразие молекул белка?

Второй вариант

1. Заполните таблицу.



Строение и функции РНК



ВидНК

Местонахождение в клетке

Строение нуклеотидов

Функции

РНК










2. Что такое ферменты? Каков механизм их действия в клетке?

Задание на дом

Проработать текст «Краткое содержание главы», вспомнить, какое строение имеют клетки.



Итоги урока

КЛЕТОЧНЫЙ УРОВЕНЬ (15 ч)

Цели темы: сформировать у учащихся понятие о клетке как структурной и функциональной единице всех живых организмов на нашей планете; познакомить учащихся с процессами метаболизма, биосинтеза белка и митоза, их значением и биологической сущностью.



Планирование темы

Урок 1. Основные положения клеточной теории.

Урок 2. Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана.

Урок 3. Ядро клетки. Хромосомный набор клетки.

Урок 4. Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи.

Урок 5. Лизосомы. Митохондрии. Пластиды.

Урок 6. Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения.

Урок 7. Различия в строении клеток эукариот и прокариот.

Урок 8. Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм.

Урок 9. Энергетический обмен в клетке.

Урок 10. Типы питания клетки.

Урок 11. Фотосинтез и хемосинтез.

Урок 12. Синтез белков в клетке. Генетический код. Транскрипция.

Урок 13. Синтез белков в клетке. Транспортные РНК. Трансляция.

Урок 14. Деление клетки. Митоз.

Урок 15. Контрольно-обобщающий по теме «Клеточный уровень организации живой природы».

Методические рекомендации

При изучении темы учащиеся должны уяснить, Что на клеточном уровне жизнь функционирует как биологическая система, представленная клеткой.


Клетка — элементарная единица живого, лежащая в основе строения, развития и размножения всех живых организмов. Каждая структурная единица клетки выполняет определенные функции, а сама клетка представляет собой единое целое. Более того, если рассматривать простейших, то они являются самостоятельными организмами, функционирующими на уровне клетки.
При изучении темы необходимо опираться на знания учащихся, полученные при изучении биологии в предыдущих классах, а также при изучении молекулярного уровня.
Важно, чтобы учащиеся осознали преемственность между молекулярным и клеточным уровнями, обеспечивающуюся тем, что биомолекулы — это тот материал, из которого строятся клеточные структуры и благодаря которым осуществляются процессы жизне­деятельности. В связи с этим при организации учебного процесса следует использовать беседы и организацию самостоятельных работ учащихся. Следует также учитывать, что при изучении данной темы учащимся необходимо будет не только осмыслить материал, но и запомнить достаточно большое количество новых понятий. Следовательно, важно продумать методику повторения и закрепления этих понятий на последующих уроках.

Основные положения клеточной теории

Задачи урока: развить понятие о клеточном уровне жизни; сформировать понятие о клеточной теории и ее основных положениях.

Ход урока

Оргмомент урока

Актуализация знаний

1. Фронтальная беседа по вопросам:

1) Что такое клетка?


  1. Все ли организмы на Земле имеют клеточное строение?

  2. На основании чего можно утверждать, что клетка является элементарной единицей живого?

2. Лабораторная работа «Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом».

На усмотрение учителя учащиеся или сами готовят микропрепараты кожицы лука, кожицы листа, эпителия слизистой оболочки полости рта и др., или рассматривают готовые микропрепараты. Желательно, чтобы учащиеся класса рассматривали микропрепараты разных клеток.
Ход работы


  1. Рассмотрите под микроскопом приготовленные (готовые) микропрепараты растительных и животных клеток.

  2. Зарисуйте по одной растительной и животной клетке. Подпишите их основные части, видимые в микроскоп.

  3. Сравните строение растительной и животной клеток. Опираясь на имеющиеся у вас знания, сделайте вывод.

Обсуждение результатов лабораторной работы.

Изучение нового материала

  1. История создания клеточной теории и ее роль в развитии биологии. (Рассказ учителя.)

  2. Основные положения клеточной теории. (Формулирование положений клеточной теории в ходе поисковой беседы и их запись в тетради. При организации поисковой беседы учитель использует результаты лабораторной работы и имеющиеся у учащихся знания из предыдущих курсов биологии.)

Задание на дом

Изучить § 2.1 «Основные положения клеточной теории », ответить на вопросы в конце параграфа.



Итоги урока

Общие сведения о клетках.

Клеточная мембрана

Задачи урока: продолжить развитие понятий о строении клеток; развить понятия о цитоплазме, строении и функционировании клеточной мембраны.

Ход урока

Оргмомент урока

Проверка знаний


  1. Строение растительной и животной клеток, их сходство и различие. (Ответ учащегося у доски.)

  2. Основные положения клеточной теории. Значение создания клеточной теории для развития биологии. (Фронтальная беседа.)

Изучение нового материала

  1. Современные представления о клетке как о сложно организованной биологической структуре. (Рассказ учителя с элементами беседы.)

  2. Цитоплазма клетки, ее строение и роль в клетке. (Объяснение учителя с элементами беседы.)

  3. Клеточная мембрана, ее строение и функционирование. Фагоцитоз. Пиноцитоз. (Объяснение учителя с элементами беседы и использованием рисунков 18 и 19 учебника.)

Закрепление материала

Заполнение таблицы. (Самостоятельная работа учащихся с учебником с последующим обсуждением ее результатов.)


Строение и функции органоидов клетки


Основные органоиды

Особенности строения

Выполняемые функции

Цитоплазма

Внутренняя полужидкая среда мелкозернистой структуры. Содержит ядро и органоиды

Обеспечивает взаимодействие ядра и органоидов. Выполняет транспортную функцию

Клеточная мембрана

Образована двойным слоем молекул липидов и молекулами белков. У растений снаружи по­крыта слоем клетчатки

Защитная, обеспечивает форму клеток и их связь между собой, избирательно пропускает внутрь клетки необходимые вещества и выводит продукты обмена. Осуществляет фагоцитоз и пиноцитоз

Задание на дом

Изучить § 2.2 «Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана», ответить на вопросы в конце параграфа.


Итоги урока

Ядро клетки. Хромосомный набор клетки

Задачи урока: сформировать понятие о строении и функциях клеточного ядра, представление о ядрышке и его роли в клетке; познакомить с хромосомным набором клетки.

Ход урока

Оргмомент урока

Проверка знаний

Фронтальная беседа по вопросам:



  1. Что такое цитоплазма? Какие функции она выполняет в клетке?

  1. Какое строение имеет клеточная мембрана? Какие функции она выполняет?

  2. Какое значение имеет полупроницаемость клеточной мембраны?

  3. Что такое фагоцитоз и пиноцитоз? Что общего в этих процессах и в чем различия?

  4. Почему у растительных клеток не бывает фагоцитоза?

Изучение нового материала

  1. Роль ядра в клетке. Прокариоты и эукариоты. (Рассказ учителя с элементами беседы.)

  2. Строение ядра, хроматин, ядрышко и его роль в клетке. (Объяснение учителя с использованием рисунка 20 учебника.)

  3. Хромосомный набор клетки. (Объяснение учителя с элементами беседы и использованием рисунка 21 учебника.)

Закрепление материала

Заполнение таблицы. (Самостоятельная работа учащихся с учебником с последующим обсуждением ее результатов.)



Строение и функции органоидов клетки


Основные органоиды

Особенности строения

Выполняемые функции

Ядро

Шаровидное или овальное

Регулирует все процессы биосинтеза, обмена веществ и энергии, идущие в клетке; осуществляет передачу наследственной информации




Ядерная оболочка, состоящая из двух мембран с порами

Ограничивает ядро от цитоплазмы; дает возможность осуществляться обмену между ядром и цитоплазмой




Ядерный сок, или кариоплазма, — по­лужидкое вещество

Среда, в которой находятся ядрышки и хроматин




Хроматин — нити ДНК, в период деления закручиваются в спираль, образуя плотные образования, называемые хромосомами

В ДНК заключена наследственная информация клетки




Ядрышки — плотные округлые тельца

В них синтезируются рРНК и белки, из которых формируются рибосомы

Задание на дом

Изучить §2.3 «Ядро клетки. Хромосомный набор клетки», ответить на вопросы в конце параграфа.



Итоги урока

Зндоплазматическая сеть. Рибосомы.

Комплекс Гольджи

Задача урока: познакомить учащихся со строением и функциями эндоплазматической сети, рибосом и комплекса Гольджи.


Ход урока

Оргмомент урока

Повторение и закрепление ранее изученного материала

  1. Строение и функции клеточной мембраны. Стро­ение и функции клеточного ядра. (Ответы учащихся у доски.)

2. Фронтальная беседа по вопросам:

  1. Какие организмы относятся к прокариотам, а какие — к эукариотам? Приведите примеры.

  2. Что такое хроматин? Что такое хромосомы? Какую функцию они выполняют?

  3. Что такое кариотип? Какой хромосомный набор называется гаплоидным, а какой — диплоидным?

  4. Какой набор хромосом в гаметах?

  5. Может ли диплоидный набор содержать нечетное число хромосом?

Изучение нового материала

  1. Эндоплазматическая сеть, ее строение и функции. (Объяснение учителя с использованием таблиц и рисунка 22 учебника.)

  2. Рибосомы, их строение и функция. (Объяснение учителя с использованием таблиц и рисунка 23 учебника).

  3. Комплекс Гольджи, его строение и функции.(Объяснение учителя с использованием таблиц и рисунка 24 учебника.)

Закрепление материала

Продолжение заполнения таблицы «Строение и функции органоидов клетки». (Самостоятельная работа учащихся с учебником с последующим обсуждением ее результатов.)




Органоиды клетки

Особенности строения

Выполняемые функции

Эндоплазматиче­ская сеть (ЭПС)

Образована системой каналов в цитоплазме




ЭПС шероховатая

Мембраны покрыты рибосомами

Осуществляет синтез ряда веществ (в первую очередь белков), необходимых организму

ЭПС гладкая

Мембраны гладкие

Является транспортной системой клетки

Рибосомы

Небольшие шарообразные органоиды

Синтез белков

Комплекс Гольджи

Состоит из полостей, от которых постоянно отделяются крупные и мелкие пузырьки

Накапливает вещества, синтезируемые клеткой. Использует их в клетке или выводит во внешнюю среду

Задание на дом

Изучить § 2.4 «Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи», ответить на вопросы в конце параграфа, повторить § 1.7.



Итоги урока

Лизосомы. Митохондрии. Пластиды

Задача урока: познакомить учащихся со строением и функциями лизосом, митохондрий и пластид.

Ход урока

Оргмомент урока

Повторение и закрепление материала

1. Строение и функции эндоплазматической сети. Строение и функции комплекса Гольджи. (Ответы Учащихся у доски.)

2. Фронтальная беседа по вопросам:


  1. Почему в эритроцитах аппарат Гольджи отсутствует?

  2. Какую функцию выполняют рибосомы? Почему большинство рибосом расположены на каналах эндоплазматической сети?

  3. Какое строение имеют АТФ? Почему АТФ называют универсальным источником энергии для всех реакций, протекающих в клетке?

Изучение нового материала

  1. Строение и функции лизосом. (Объяснение учителя с использованием рисунка 25 учебника.)

  2. Строение и функции митохондрий. (Объяснение учителя с элементами беседы и использованием рисунка 26 учебника.)

  3. Строение и функции пластид. (Объяснение учителя с элементами беседы и использованием рисунка 27 учебника.)

Закрепление материала

Фронтальная беседа по вопросам:



  1. Какую функцию в клетке выполняют лизосомы?

  2. Что может произойти, если лизосома в одной из клеток внезапно разрушится?

  3. Какова функция митохондрий?

  4. Какие виды пластид вы знаете?

  5. Какова основная функция хлоропластов?

  6. В чем сходство митохондрий и пластид?

Задание на дом

Изучить §2.5 «Лизосомы. Митохондрии. Пластиды», ответить на вопросы в конце параграфа. Работая с текстом учебника, продолжить заполнение таблицы «Строение и функции органоидов клетки».



Органоиды клетки

Особенности строения

Выполняемые функции

Лизосомы

Небольшой пузырек, окруженный мембраной

Пищеварительная

Митохонд­рии

Форма различная. Покрыты наружной и внут­ренней мембранами. Внутренняя мембрана имеет многочисленные складки и выступы — кристы

Синтезирует мо­лекулы АТФ. Обеспечивает клетку энергией при распаде АТФ

Пластиды: лейкопласты

хлоропласты хромопласты



Тельца, окруженные двойной мембраной

Бесцветные

Зеленые

Красные, оранжевые, желтые



Накапливают крахмал

Фотосинтез

Накапливают каратиноиды


Итоги урока

Клеточный центр. Органоиды движения.

Клеточные включения

Задача урока: познакомить учащихся со строением и функциями клеточного центра, органоидов движения и клеточными включениями.


Ход урока

Оргмомент урока

Проверка знаний

1. Строение и функции лизосом. Строение и функции митохондрий. Строение и функции пластид. (Ответы учащихся у доски.)

2. Фронтальная беседа по вопросам:


  1. Почему митохондрии способны размножаться самостоятельно?

  2. Почему на свету клубни картофеля зеленеют, а плоды зеленых томатов приобретают красную окраску?

  3. Разрушение мембраны какого органоида может привести к гибели всей клетки?

Изучение нового материала

  1. Строение и функции клеточного центра. (Объяснение учителя с использованием рисунка 28 учебника.)

  2. Органоиды движения, их строение и функции. (Объяснение учителя с элементами беседы и использованием рисунка 29 учебника.)

  3. Клеточные включения, их отличия от органоидов и роль в клетке. (Объяснение учителя.)

Закрепление материала

Продолжение заполнения таблицы «Строение и функции органоидов клетки». (Самостоятельная paбота учащихся с учебником с последующим обсуждением ее результатов.)




Органоиды клетки

Особенности строения

Выполняемые

функции

Клеточный центр

Образован центриолями и микротрубочками

Участвует в формировании внутреннего скелета клетки — цитоскелета. Играет важную роль при делении клетки

Органоиды движения

Реснички, жгутики

Осуществляют различные виды движения

Задание на дом

Изучить § 2.6 «Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения», ответить на вопросы в конце параграфа, повторить § 2.1 и 2.3.



Итоги урока

Различия в строении клеток эукариот и прокариот

Задача урока: познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности прокариотических клеток.

Ход урока

Оргмомент урока

Проверка знаний


  1. Строение и функции клеточного центра. Органоиды движения, их строение и функции. (Ответы учащихся у доски.)

  1. Фронтальная беседа по вопросам:




  1. Чем включения отличаются от органоидов клетки? Приведите примеры клеточных включений.

  2. Какие клетки называются эукариотическими, а какие — прокариотическими?

  3. Что такое споры? Какова их роль?

Изучение нового материала

  1. Особенности строения и жизнедеятельности прокариотической клетки. (Объяснение учителя с использованием рисунка 30 учебника.)

  2. Образование спор и их роль в жизни прокариот. (Фронтальная беседа.)

Закрепление материала

Фронтальная беседа по вопросам:

1) Почему ученые считают, что прокариоты являются наиболее древними организмами на нашей планете?


  1. Какие признаки примитивности прокариот по сравнению с эукариотами можно выделить?

  2. Чем отличаются споры прокариот от спор эукариот?

Задание на дом

Изучить § 2.7 «Различия в строении клеток эукариот и прокариот», ответить на вопросы в конце параграфа.

В тетради заполнить таблицу.

Сравнение строения клеток эукариот и прокариот


Органоиды клетки

Содержится ли органоид в клетках эукариот

Содержится ля органоид в клетках прокариот

Клеточная мембрана

Да

Да

Цитоплазма

Да

Да

Рибосомы

Да

Да

Митохондрии

Да

Нет

Эндоплазматическая сеть

Да

Нет

Комплекс Гольджи

Да

Нет

Пластиды

Да

Нет

Итоги урока

Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм

Задачи урока: сформировать представление о метаболизме как совокупности реакций обмена в клетке; показать учащимся, что ассимиляция и диссимиляция — две стороны единого процесса — метаболизма.

Ход урока

Оргмомент урока

Повторение и закрепление материала


  1. Проверка правильности заполнения таблицы «Сравнение строения клеток эукариот и прокариот». (Ответ учащегося у доски.)

  2. Фронтальная беседа по вопросам:




  1. Какую роль выполняет спора у прокариот? Чем она отличается от спор эукариот?

  2. Сравнивая строение и процессы жизнедеятельности эукариот и прокариот, выделите признаки, позволяющие предположить, какие клетки исторически более древние, а какие — более молодые.

  3. Что такое ферменты? Какова их роль в организме?

  4. Что такое обмен веществ? Приведите примеры обмена веществ в организме.

Изучение нового материала

  1. Формирование понятия «ассимиляция». (Объяснение учителя с элементами беседы.)

  2. Формирование понятия «диссимиляция». (Объяснение учителя с элементами беседы.)

  3. Формирование понятия «метаболизм». (Объяснение учителя с элементами беседы.)

Закрепление материала

Фронтальная беседа по вопросам:



  1. Что такое ассимиляция? Приведите примеры реакций синтеза в клетке.

  2. Что такое диссимиляция? Приведите примеры реакций распада в клетке.

  3. Докажите, что ассимиляция и диссимиляция — две стороны единого процесса обмена веществ и энергии — метаболизма.


Задание на дом

Изучить § 2.8 «Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм», ответить на вопросы в конце параграфа, повторить § 1.7.



Итоги урока

Энергетический обмен в клетке

Задачи урока: углубить и расширить знания о метаболизме, раскрыв сущность энергетического обмена; подвести учащихся к выводу о значении АТФ как универсального аккумулятора энергии в клетке; показать роль ферментов в реакциях обмена; познакомить учащихся с характерными особенностями трех этапов энергетического обмена.

Ход урока

Оргмомент урока

Актуализация знаний

Фронтальная беседа по вопросам:

1)Что такое метаболизм?


  1. Почему ассимиляция не может существовать без диссимиляции ?

  2. Какое вещество, играя важную метаболическую роль, выполняет функцию центрального компонента клеточной активности?

  3. Какое строение имеет молекула АТФ?

  4. Что такое макроэргическая связь?

Изучение нового материала

Характеристика трех этапов энергетического обмена в клетке. (Объяснение учителя с элементами беседы и использованием таблицы «Схема энергетического обмена углеводов».)



Закрепление материала

Заполнение таблицы. (Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника под контролем учителя и последующим обсуждением.)




Этапы энергетического обмена

Этапы

энергетического

обмена


Процессы

энергетического

обмена


Освобождение

и использование

энергии


I. Подготовительный

Крупные молекулы органических

веществ при участии ферментов распадаются на более

мелкие молекулы


Энергия рассеивается в виде

тепла


II. Бескислородный

Образовавшиеся на подготовительном этапе глюкоза, аминокислоты и другие вещества расщепляются дальше. Расщепление идет с участием АДФ и Н3РО4

Распад одной молекулы глюкозы дает энергию, обеспечивающую синтез двух молекул АТФ

III. Кислородный

Процесс протекает на кристах митохондрий с помощью ферментов и кислорода. Расщепление двух молекул молочной кислоты идет с участием АДФ и фосфорной кислоты

Распад двух молекул молочной кислоты. Выделяется энергия, достаточная для образования 36 молекул АТФ

Задание на дом

Изучить § 2.9 «Энергетический обмен в клетке», ответить на вопросы в конце параграфа.



Итоги урока

Типы питания клетки

Задачи урока: развить понятие о типах питания клетки; сформировать понятие «автотрофные и гетеротрофные организмы»; познакомить учащихся с группами автотрофных и гетеротрофных организмов в зависимости от особенностей питания.

Ход урока

Оргмомент урока

Проверка знаний


  1. Этапы энергетического обмена. (Ответ учащегося у доски.)

  2. Фронтальная беседа по вопросам:




  1. Каковы конечные , продукты и энергетическая ценность I этапа энергетического обмена?

  2. Сравните энергетическую ценность II и III этапов диссимиляции, сделайте вывод.

  3. Какова роль ферментативной системы энергетического обмена в поддержании необходимого количества АТФ в клетке?

  4. Какое значение имеет ступенчатый характер реакций биологического окисления?

  5. Аминокислоты — последний энергетический резерв, они подвергаются окислению в самую последнюю очередь. Объясните, с чем это связано.

Изучение нового материала

1. Автотрофные и гетеротрофные организмы. (Самостоятельная работа учащихся с текстом § 2.10 с последующим обсуждением и заполнением таблицы.)



Автотрофные и гетеротрофные организмы


Группа организмов в зависимости от типа питания

Способ получения органических веществ

Представители

Автотрофы: фототрофы хемотрофы

Самостоятельно синтезируют органиче­ские вещества из неорганических

Для синтеза органических веществ ис­пользуют энергию света

Для синтеза органических веществ ис­пользуют химическую энергию


Все зеленые растения, цианобак терии

Многие виды бактерий (нитрифицирующие бактерии, серобактерии)



Гетеротрофы

Используют готовые органические вещества

Многие бактерии, грибы, животные

2. Группы гетеротрофных организмов (сапрофиты, паразиты, голозои). (Фронтальная беседа.)

Закрепление материала Заполнение таблицы.

Группы гетеротрофных организмов в зависимости от способа получения органических веществ


Группы гетеротрофов

Особенности питания

Представители

Сапрофиты

Питаются мертвыми органиче­скими остатками

Бактерии и грибы — сапрофиты

Паразиты

Питаются органическими вещест­вами организма-хозяина

Болезнетворные бактерии, грибы-паразиты, гельминты

Голозои

Питание включает три этапа: по­едание, переваривание и всасыва­ние переваренных веществ

В основном многоклеточные животные, имеющие пищевари­тельную систему

Задание на дом

Изучить §2.10 «Типы питания клетки» и §2.12 «Гетеротрофы», ответить на вопросы в конце параграфов.



Итоги урока

Фотосинтез и хемосинтез

Задачи урока: продолжить углубление знаний об автотрофном способе питания; сформировать понятия о световой и темновой фазах фотосинтеза; познакомить учащихся с сущностью процесса хемосинтеза; раскрыть значение хемосинтеза и фотосинтеза в биосфере.

Ход урока

Оргмомент урока

Проверка знаний

1. Характеристика автотрофных и гетеротрофных организмов. (Ответы учащихся у доски.)

2. Фронтальная беседа по вопросам:


  1. Есть ли среди растений организмы с гетеротрофным типом питания? Если да, то приведите примеры (растения-паразиты: петров крест, заразиха и др.).

  2. Известны ли вам организмы со смешенным типом питания? (Эвглена зеленая, росянка, омела белая.)

  3. Какой процесс называется фотосинтезом?

  4. В каких клетках протекает фотосинтез?

Изучение нового материала

  1. Значение фотосинтеза. (Рассказ учителя с элементами беседы.)

  2. Характеристика световой и темновой фаз фотосинтеза. (Объяснение учителя с использованием таблиц и рисунка 32 учебника.)

  3. Характеристика хемосинтеза. (Объяснение учителя.)

Закрепление материала

Заполнение таблицы. (Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и последующим обсуждением.)



Световая и темновая фазы фотосинтеза


Характеристика

Световая фаза

Темновая фаза

Протекает в

Хлоропластах

Хлоропластах

Энергия

Захваченные кванты света используются для образования бо­гатых энергией молекул АТФ и фотолиза воды

Используется энергия, запасен­ная во время световой фазы

Образуются

Молекулы АТФ, О2, ионы Н+

Молекулы глюкозы из СО2 и ионов Н+

Задание на дом

Изучить §2.11 «Фотосинтез и хемосинтез», ответить на вопросы в конце параграфа. Заполнить таблицу.

Сравнение фотосинтеза и хемосинтеза


Характеристика

Фотосинтез

Хемосинтез

Протекает в

Клетках, содержащих хлорофилл

Клетках многих видов бактерий

Используется энергия

Света

Окислительно-восстановительных реакций

Образуются

Органические вещества

Органические вещества

Повторить § 1.4 и 1.6.

Итоги урока

Синтез белков в клетке. Генетический код.

Транскрипция

Задачи урока: углубить понятие «ассимиляция» путем изучения реализации наследственной информации в процессе биосинтеза белка; сформировать, знания о генетическом коде, способе передачи информации с ДНК на иРНК, роли тРНК в сборке аминокислот в молекулы белка.

Ход урока

Оргмомент урока

Проверка знаний

1. Характеристика процессов фотосинтеза и хемосинтеза. (Ответы учащихся у доски.)

2. Проверка правильности заполнения таблицы «Сравнение фотосинтеза и хемосинтеза». Фронтальная беседа по вопросам:


  1. Какова роль фотосинтеза на нашей планете?

  2. Какое значение имеет хемосинтез?

  3. Какой процесс — фотосинтез или хемосинтез — является более эффективным с энергетической точки зрения?

4) Почему для высших растений необходимо присутствие в почве хемосинтезирующих бактерий?

Изучение нового материала

1. Значение процесса синтеза белков в клетке. Введение понятия «ген». (Рассказ и объяснение учителя.)



  1. Генетический код. (Объяснение учителя с элементами беседы и использованием таблиц и рисунка 33 учебника.)

  2. Транскрипция. (Объяснение учителя с элементами беседы и использованием таблиц и рисунка 34 учебника.)

Закрепление материала

1. Самостоятельная работа учащихся с учебником.



  1. Что называется геном?

  2. Что такое генетический код?

  3. Как вы понимаете утверждение: «Генетический код универсален для всех живых организмов на нашей планете»?

  4. Что такое транскрипция? Какое значение имеет этот процесс в биосинтезе белка?

2. Фронтальная беседа по вопросам самостоятельной работы.

Задание на дом

Изучить § 2.13 «Синтез белков в клетке» до раздела «Транспортные РНК».


Итоги урока

Синтез белков в клетке. Транспортные РНК. Трансляция

Задачи урока: продолжить формирование понятия «биосинтез белка»; показать роль тРНК в процессе синтеза белка; раскрыть механизм матричного синтеза полипептидной цепи.

Ход урока

Оргмомент урока

Проверка знаний


  1. Генетический код. Транскрипция. Раскрыть роль и сущность этих процессов. (Ответы учащихся у доски.)

  2. Фронтальная беседа по вопросам:




  1. Какое значение имеет биосинтез белка в клетке?

  2. Откуда берется энергия, необходимая для синтеза белка?

  3. Что такое рибосомы? Где они расположены? Какую функцию выполняют?

Изучение нового материала

  1. Роль тРНК в биосинтезе белка. (Объяснение учителя с элементами беседы и использованием таблицы и рисунка 35 учебника.)

  2. Трансляция. (Объяснение учителя с использованием таблицы и рисунков 36 и 37 учебника.)

Закрепление материала

Заполнение таблицы. (Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и последующим обсуждением.)



Механизм синтеза полипептидной цепи на рибосоме


Молекулы

Роль в биосинтезе

Процессы в рибосомах

Информационная РНК (иРНК)

Является матрицей

Обеспечивает закодированную последовательность мономеров в полипептидной цепи

Транспортная РНК (тРНК)

Обеспечивает перенос аминокислот из цитоплазмы

Доставляет аминокислоты в рибосомы

Белки-ферменты

Катализируют образование химических связей

Катализируют возникновение пептид­ных связей между аминокислотами в процессе образования полипептида

АТФ

Обеспечивает биосинтез энергией

Обеспечивает энергией образование пептидных связей

Задание на дом

Изучить § 2.13 «Синтез белков в клетке» до конца, ответить на вопросы в конце параграфа.


Итоги урока

Деление клетки. Митоз

Задачи урока: развить понятие «размножение»; сформировать понятие о митозе как об универсальном способе, сохраняющем постоянство числа хромосом в клетке.

Ход урока Оргмомент урока

Проверка знаний

Фронтальная беседа по вопросам:



  1. Какое значение имеет синтез белка?

  2. Где происходит синтез белка?

  3. Какую роль играют ферменты в синтезе белка?

  4. Что означает матричная функция ДНК?

  5. Что такое трансляция?

  6. Что такое полисома?

  7. В чем заключается биологический смысл избыточности генетического кода?

Изучение нового материала

  1. Характеристика размножения как важнейшего свойства живых организмов. (Рассказ учителя с элементами беседы.)

  2. Митоз. Биологический смысл митоза. (Объяснение учителя.)

  3. Фазы митоза.

а) Характеристика интерфазы. Редупликация. (Объяснение учителя с элементами беседы и использованием таблицы или рисунка 38.)

б) Характеристика профазы, метафазы, анафазы и телофазы, (Объяснение учителя с использованием таблицы и рисунков 39 и 40 учебника.)



Закрепление материала

Фронтальная беседа по вопросам:



  1. Что такое жизненный цикл клетки?

  2. Что такое редупликация ДНК? В какой фазе митоза она происходит?

  3. В чем заключается биологический смысл митоза?

Задание на дом

Изучить § 2.14 «Деление клетки. Митоз», ответить на вопросы в конце параграфа. Работая с учебником, заполнить таблицу.



Фазы митоза


Фазы митоза

Какие процессы происходят

Профаза

Хромосомы спирализуются, ядерная оболочка разрушается, центриоли расходятся к полюсам клетки, начинает формироваться веретено деления

Метафаза

Хромосомы располагаются в экваториальной плоскости клетки, нити веретена деления, идущие от центриолей, прикрепляются к каждой хромосоме в области центромеры

Анафаза

Нити веретена деления сокращаются. Хроматиды отделяются друг от друга и расходятся к полюсам

Телофаза

Хромосомы у полюсов деспирализуются, формируется ядерная оболочка, происходит деление цитоплазмы. Две одинаковые клетки отделяются друг от друга

Подготовиться к контрольно-обобщающему уроку.
Итоги урока

Контрольно-обобщающий по теме «Клеточный уровень организации живой природы»

Задача урока: систематизировать и обобщить знания учащихся о клеточном уровне организации живой природы.

Ход урока

Оргмомент урока

Опрос учащихся у доски по вопросам:

1) Раскрыть основные положения клеточной те­ории.

2) Сравнительная характеристика автотрофных и гетеротрофных организмов.



  1. Метаболизм в клетке: энергетический и пластический обмены.

  2. Генетический код и биосинтез белка.

  3. Характеристика митоза и его биологического смысла.

Обсуждение в ходе фронтальной беседы следующих проблем:

  1. Докажите, что клетка является структурной и функциональной единицей, а также единицей развития всех живых организмов, обитающих на нашей планете.

  2. Докажите или опровергните утверждение: «Внеклетки жизни нет».

  3. Покажите на конкретных примерах взаимосвязь строения органоидов с выполняемыми ими функциями.

  4. Клетки всех организмов сходны по строению и химическому составу. Генетический код един для всех живущих на Земле существ. Какой вывод можно сделать на основании этих положений?


Задание на дом

Проработать текст «Краткое содержание главы».


Итоги урока

ОРГАНИЗМЕННЫЙ УРОВЕНЬ (14 ч)

Цели темы: сформировать у учащихся представление об организме как целом, со свойственными ему механизмами согласованного функционирования органов в процессе жизнедеятельности; познакомить с основными законами наследственности.



Планирование темы

Урок 1. Размножение организмов. Оплодотворение.

Урок 2. Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение.

Урок 3. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон.

Урок 4. Закономерности наследования признаков, установленных Г. Менделем. Моногибридное скрещивание.

Урок 5. Закон чистоты гамет. Цитологические основы закономерностей наследования при моногибридном скрещивании.

Урок 6. Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание.

Урок 7. Дигибридное скрещивание.

Урок 8. Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана.

Урок 9. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.

Урок 10. Модификационная изменчивость.

Урок 11. Мутационная изменчивость.

Урок 12. Основы селекции. Работы Н. И. Вавилова.

Урок 13. Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов.

Урок 14. Контрольно-обобщающий по теме «Организменный уровень организации живого».

Методические рекомендации

При изучении данной темы учащиеся должны хорошо усвоить, что любой организм представляет собой сложную самостоятельную саморегулирующуюся живую систему.

Учащиеся уже знакомы с различными видами размножения живых организмов, поэтому при развитии данного понятия целесообразно применять метод беседы.

Генетические понятия, наоборот, для учащихся являются новыми, и эффективность их усвоения во многом будет зависеть от четкости объяснения учителя. Для закрепления и практикования генетических знаний целесообразно широко применять решение ге­нетических задач. Это поможет учащимся осознать практическую значимость учебного материала и повысить интерес к его изучению.



Размножение организмов. Оплодотворение

Задачи урока: развить понятие о формах и видах размножения; показать их биологическую роль; подчеркнуть наследственную однородность потомства при бесполом и вегетативном размножении.

Ход урока

Оргмомент урока

Актуализация знаний

Фронтальная беседа по вопросам:



  1. Что такое размножение?

  2. Какие две формы размножения вам известны?

  3. Приведите примеры бесполого размножения.

Изучение нового материала

  1. Бесполое размножение. Виды бесполого размножения. Биологическая роль бесполого размножения. (Беседа с использованием таблиц и рисунков 41—43 учебника.)

  2. Половое размножение. Виды полового размножения. Биологическая роль полового размножения. (Объяснение учителя с элементами беседы.)

  3. Строение сперматозоида и яйцеклетки. (Объяснение учителя с использованием рисунков 44 и 45 учебника.)

Закрепление материала

В процессе фронтальной беседы и работы с учебником составляется схема.