страница 1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
«Проблемы человечества, решение которых связано с уровнем биологических знаний» - страница №1/1
![]() Задачи урока: обобщить имеющиеся у учащихся знания и сформировать понятие о биологии как о комплексной науке, обо всех аспектах живого. Ход урока
Беседа учителя с учащимися о биологии как науке о жизни, о разнообразии живых организмов, их строении, развитии и происхождении, взаимоотношениях со средой обитания и с другими организмами. Характеристика четырех царств живой природы. Рассказ учителя о других моделях биосистематики.
Задание на дом Изучить введение и § 1 «Биология — наука о жизни», ответить на вопросы в конце параграфа, подготовить сообщение на тему «Проблемы человечества, решение которых связано с уровнем биологических знаний». Итоги урока Общая оценка результатов урока. Оценка работы учащихся. Методы исследования в биологии Задачи урока: сформировать у учащихся понятие «научный метод»; раскрыть основные этапы научного исследования и познакомить с важнейшими методами, применяемыми в биологии. Ход урока
Изучение нового материала
Задание на дом Изучить §2 «Методы исследования в биологии», ответить на вопросы в конце параграфа, пользуясь текстом параграфа предложить схему конкретного научного исследования, например «Влияние загрязнений (выбросов автотранспорта, химических заводов) на здоровье людей, на биоценоз и т. д.», «Влияние курения на здоровье человека», «Формирование условного рефлекса» и т. д. Схемы записать в тетрадь. Итоги урока Сущность жизни и свойства живого Задачи урока: раскрыть сущность жизни, отличие живого от неживого; познакомить учащихся с основными свойствами живых организмов. Ход урока
1. Фронтальная беседа по вопросам:
2. Обсуждение предложенных учащимися схем конкретного научного исследования. (Работа двух-трех учащихся у доски.) Изучение нового материала
Закрепление материала Отличие биологической системы от объектов неживой природы. (Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и последующим обсуждением.) Задание на дом Изучить § 3 «Сущность жизни и свойства живого» и «Краткое содержание вводного раздела», ответить на вопросы в конце § 3. Итоги урока Уровни организации живой природы МОЛЕКУЛЯРНЫЙ УРОВЕНЬ (10 ч) Цели темы: сформировать у учащихся представление об уровнях организации живой природы; показать особенности функционирования биологических систем на молекулярном уровне; сформировать понятие о биомолекулах и их универсальности в построении живого. Планирование темы Урок 1. Уровни организации живой природы. Молекулярный уровень: общая характеристика. Урок 2. Углеводы. Урок 3. Липиды. Урок 4. Состав и строение белков. Урок 5. Функции белков. Урок 6. Нуклеиновые кислоты. Урок 7. АТФ и другие органические соединения клетки. Урок 8. Биологические катализаторы. Урок 9. Вирусы. Урок 10. Контрольно-обобщающий по теме «Молекулярный уровень организации живой природы». Методические рекомендации Раздел «Уровни организации живой природы» дает возможность сформировать у учащихся представление о том, что вся живая природа является совокупностью биологических систем разного уровня организации и различной соподчиненности. Важно, чтобы учащиеся уяснили» что всем живым системам, независимо от уровня организации, присущи общие черты, а сами системы находятся в непрерывном взаимодействии. Это позволит учащимся лучше понять, как могли возникнуть первые живые организмы и как происходил на нашей планете процесс эволюции от простейших систем к системам более сложным и высокоорганизованным. При изучении молекулярного уровня учащимся важно усвоить, что любая живая система, как бы сложно она ни была организована, проявляется на уровне функционирования биологических макромолекул. Все живые организмы состоят из одних и тех же биомолекул. Превращение всех видов энергии и обмен веществ в клетке происходят на молекулярном уровне. Механизмы этих процессов также универсальны для всех живых организмов. Важно показать роль и функции органических веществ в биологических системах. При изучении строения органических веществ следует опираться на знания, которые учащиеся получили на уроках химии. В учебнике приводятся структурные формулы различных органических веществ. Они даются для того, чтобы учащимся было легче представить строение биомолекул, из которых состоят все живые организмы. От учащихся 9 класса не требуется запоминания химических формул, они должны иметь лишь общее представление о строении органических веществ. При изучении темы необходимо широко использовать различные наглядные средства обучения и организовывать самостоятельную познавательную деятельность учащихся, в том числе и с учебником. Уровни организации живой природы. Молекулярный уровень: общая характеристика Задачи урока: познакомить учащихся с уровнями организации живой природы; дать общую характеристику молекулярного уровня; сформировать понятия «биополимеры» и «биомолекулы»; показать роль биомолекул в живом организме. Ход урока
Сущность жизни и свойства живого. (Фронтальная беседа с использованием вопросов в конце § 3.) Изучение нового материала 1. Уровни организации живой природы. Значение выделения разных уровней организации живой природы. (Объяснение учителя с элементами беседы.) Запись в тетрадях определений понятий: Живая природа — совокупность биологических систем разного уровня организации и различной соподчиненности. Биологическая система — биологические объекты разной степени сложности, имеющие несколько уровней организации. Каждый биологический объект — совокупность взаимосвязанных элементов — обладает свойствами целого. В ходе беседы в тетради заполняется таблица. Уровни организации живой природы
Закрепление материала Обсуждение вопроса: можно ли говорить о биологической системе на молекулярном уровне организации жизни? Задание на дом Изучить текст «Уровни организации живой природы» и § 1.1 «Молекулярный уровень: общая характеристика» , ответить на вопросы в конце параграфа. Итоги урока Углеводы Задачи урока: сформировать понятие «углеводы»; познакомить учащихся со строением углеводов и функциями, выполняемыми в живом организме. Ход урока Оргмомент урока Проверка знаний
Изучение нового материала
Закрепление материала Работа учащихся с текстом учебника и заполнение схемы. Классификация углеводов ![]() Задание на дом Изучить § 1.2 «Углеводы», ответить на вопросы в конце параграфа. Итоги урока Липиды Задача урока: сформировать понятие «липиды» и представление о строении и функциях липидов. Ход урока
Изучение нового материала
Закрепление материала Обсуждение вопросов:
Задание на дом Изучить § 1.3 «Липиды», ответить на вопросы в конце параграфа. Итоги урока Состав и строение белков Задачи урока: сформировать понятия «белки, или протеины», «аминокислоты», «денатурация»; познакомить учащихся со строением и свойствами белковых молекул. Ход урока
Изучение нового материала
Закрепление материала Работая с учебником, подготовить ответы на следующие вопросы: 1) В чем сходство и различия всех аминокислот?
Задание на дом Изучить § 1.4 «Состав и строение белков», ответить на вопросы в конце параграфа. В тетради заполнить таблицу. Уровни структурной организации белковой молекулы
Итоги урока Функции белков Задачи урока: закрепить знания учащихся о строении белковых молекул; познакомить с функциями белков; углубить знания о связи строения молекул веществ и их функциях на примере белков. Ход урока
1. Повторение материала о химическом составе и строении белков, об особенностях структуры белковых молекул. (Ответы учащихся у доски.) 2. Фронтальная беседа по вопросам:
Изучение нового материала Функции белков. (Объяснение учителя с элементами беседы.) Закрепление материала В ходе самостоятельной работы с учебником и фронтальной беседы учащиеся заполняют таблицу. Функции белков
Задание на дом Изучить § 1.5 «Функции белков», ответить на вопросы в конце параграфа. Итоги урока Нуклеиновые кислоты Задачи урока: сформировать знания учащихся о строении молекул нуклеиновых кислот как биополимеров; показать особую роль нуклеиновых кислот в живой природе — хранение и передача наследственной информации. Ход урока Оргмомент урока Повторение материала о строении и функциях белков. (Фронтальная беседа.) Изучение нового материала
![]() Закрепление материала Обсуждение вопросов в ходе фронтальной беседы и работы с учебником:
Задание на дом Изучить §1.6 «Нуклеиновые кислоты», ответить на вопросы в конце параграфа. В тетради заполнить таблицу. Нуклеиновые кислоты, их строение и биологическая роль
Итоги урока АТФ и другие органические соединения клетки Задачи урока: сформировать понятие о строении и функции АТФ; познакомить с другими органическими соединениями клетки. Ход урока
Изучение нового материала
Закрепление материала Обсуждение вопросов в ходе фронтальной беседы:
Задание на дом Изучить § 1.7 «АТФ и другие органические соединения клетки», ответить на вопросы в конце параграфа, повторить § 1.5 «Функции белков». Итоги урока Биологические катализаторы Задачи урока: сформировать понятия «катализатор» и «ферменты»; показать роль ферментов в клетке. Ход урока
Строение и функция АТФ. Витамины и их роль в организме. (Опрос учащихся у доски.) Изучение нового материала 1. Катализаторы и их роль в химических реакциях. Ферменты — биокатализаторы. (Беседа.) 2. Механизм действия ферментов. (Объяснение учителя с использованием таблицы и рисунка 14 учебника.)
1. Выполнение учащимися лабораторной работы «Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой ». Цель работы: показать действие фермента каталаза на пероксид водорода (Н2О2) и условия, в которых он функционирует. Информация для учащихся Пероксид водорода — ядовитое вещество, образующееся в клетке в процессе ее жизнедеятельности. Фермент каталаза, расщепляя Н2О2 на воду и кислород, играет защитную роль в клетке. Ход работы
2. По результатам лабораторной работы проводится беседа по вопросам:
Задание на дом Изучить § 1.8 «Биологические катализаторы», ответить на вопросы в конце параграфа, повторить материал § 1.4 и 1.6 Итоги урока Вирусы Задача урока: познакомить учащихся с вирусами как доклеточной формой жизни, особенностями их строения и жизнедеятельности. Ход урока
Фронтальная беседа по вопросам:
Изучение нового материала
Закрепление материала Фронтальная беседа по вопросам:
Задание на дом Изучить §1.9 «Вирусы», ответить на вопросы в конце параграфа, подготовиться к контрольно-обобщающему уроку по теме «Молекулярный уровень организации живой природы». Итоги урока Контрольно-обобщающий по теме «Молекулярный уровень организации живой природы» Задача урока: систематизировать и обобщить знания учащихся о молекулярном уровне организации живой природы. Ход урока
Контроль знаний по теме Форма контроля может быть разнообразной: работа с дидактическими карточками, письменные работы, тестовый контроль, зачет. Примерное содержание письменной работы.
1. Заполните таблицу. Строение и функции ДНК
2. Какие уровни структурной организации молекулы белков известны? Чем объясняется многообразие молекул белка? Второй вариант 1. Заполните таблицу. Строение и функции РНК
2. Что такое ферменты? Каков механизм их действия в клетке? Задание на дом Проработать текст «Краткое содержание главы», вспомнить, какое строение имеют клетки. Итоги урока КЛЕТОЧНЫЙ УРОВЕНЬ (15 ч) Цели темы: сформировать у учащихся понятие о клетке как структурной и функциональной единице всех живых организмов на нашей планете; познакомить учащихся с процессами метаболизма, биосинтеза белка и митоза, их значением и биологической сущностью. Планирование темы Урок 1. Основные положения клеточной теории. Урок 2. Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана. Урок 3. Ядро клетки. Хромосомный набор клетки. Урок 4. Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи. Урок 5. Лизосомы. Митохондрии. Пластиды. Урок 6. Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения. Урок 7. Различия в строении клеток эукариот и прокариот. Урок 8. Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм. Урок 9. Энергетический обмен в клетке. Урок 10. Типы питания клетки. Урок 11. Фотосинтез и хемосинтез. Урок 12. Синтез белков в клетке. Генетический код. Транскрипция. Урок 13. Синтез белков в клетке. Транспортные РНК. Трансляция. Урок 14. Деление клетки. Митоз. Урок 15. Контрольно-обобщающий по теме «Клеточный уровень организации живой природы». Методические рекомендации При изучении темы учащиеся должны уяснить, Что на клеточном уровне жизнь функционирует как биологическая система, представленная клеткой. Клетка — элементарная единица живого, лежащая в основе строения, развития и размножения всех живых организмов. Каждая структурная единица клетки выполняет определенные функции, а сама клетка представляет собой единое целое. Более того, если рассматривать простейших, то они являются самостоятельными организмами, функционирующими на уровне клетки. При изучении темы необходимо опираться на знания учащихся, полученные при изучении биологии в предыдущих классах, а также при изучении молекулярного уровня. Важно, чтобы учащиеся осознали преемственность между молекулярным и клеточным уровнями, обеспечивающуюся тем, что биомолекулы — это тот материал, из которого строятся клеточные структуры и благодаря которым осуществляются процессы жизнедеятельности. В связи с этим при организации учебного процесса следует использовать беседы и организацию самостоятельных работ учащихся. Следует также учитывать, что при изучении данной темы учащимся необходимо будет не только осмыслить материал, но и запомнить достаточно большое количество новых понятий. Следовательно, важно продумать методику повторения и закрепления этих понятий на последующих уроках. Основные положения клеточной теории Задачи урока: развить понятие о клеточном уровне жизни; сформировать понятие о клеточной теории и ее основных положениях. Ход урока
1. Фронтальная беседа по вопросам: 1) Что такое клетка?
2. Лабораторная работа «Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом». На усмотрение учителя учащиеся или сами готовят микропрепараты кожицы лука, кожицы листа, эпителия слизистой оболочки полости рта и др., или рассматривают готовые микропрепараты. Желательно, чтобы учащиеся класса рассматривали микропрепараты разных клеток.
Обсуждение результатов лабораторной работы. Изучение нового материала
Задание на дом Изучить § 2.1 «Основные положения клеточной теории », ответить на вопросы в конце параграфа. Итоги урока Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана Задачи урока: продолжить развитие понятий о строении клеток; развить понятия о цитоплазме, строении и функционировании клеточной мембраны. Ход урока
Изучение нового материала
Закрепление материала Заполнение таблицы. (Самостоятельная работа учащихся с учебником с последующим обсуждением ее результатов.) Строение и функции органоидов клетки
Задание на дом Изучить § 2.2 «Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана», ответить на вопросы в конце параграфа. Итоги урока Ядро клетки. Хромосомный набор клетки Задачи урока: сформировать понятие о строении и функциях клеточного ядра, представление о ядрышке и его роли в клетке; познакомить с хромосомным набором клетки. Ход урока
Фронтальная беседа по вопросам:
Изучение нового материала
Закрепление материала Заполнение таблицы. (Самостоятельная работа учащихся с учебником с последующим обсуждением ее результатов.) Строение и функции органоидов клетки
Задание на дом Изучить §2.3 «Ядро клетки. Хромосомный набор клетки», ответить на вопросы в конце параграфа. Итоги урока Зндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи Задача урока: познакомить учащихся со строением и функциями эндоплазматической сети, рибосом и комплекса Гольджи. Ход урока Оргмомент урока Повторение и закрепление ранее изученного материала
2. Фронтальная беседа по вопросам:
Изучение нового материала
Закрепление материала Продолжение заполнения таблицы «Строение и функции органоидов клетки». (Самостоятельная работа учащихся с учебником с последующим обсуждением ее результатов.)
Задание на дом Изучить § 2.4 «Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи», ответить на вопросы в конце параграфа, повторить § 1.7. Итоги урока Лизосомы. Митохондрии. Пластиды Задача урока: познакомить учащихся со строением и функциями лизосом, митохондрий и пластид. Ход урока
1. Строение и функции эндоплазматической сети. Строение и функции комплекса Гольджи. (Ответы Учащихся у доски.) 2. Фронтальная беседа по вопросам:
Изучение нового материала
Закрепление материала Фронтальная беседа по вопросам:
Задание на дом Изучить §2.5 «Лизосомы. Митохондрии. Пластиды», ответить на вопросы в конце параграфа. Работая с текстом учебника, продолжить заполнение таблицы «Строение и функции органоидов клетки».
Итоги урока Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения Задача урока: познакомить учащихся со строением и функциями клеточного центра, органоидов движения и клеточными включениями. Ход урока Оргмомент урока Проверка знаний 1. Строение и функции лизосом. Строение и функции митохондрий. Строение и функции пластид. (Ответы учащихся у доски.) 2. Фронтальная беседа по вопросам:
Изучение нового материала
Закрепление материала Продолжение заполнения таблицы «Строение и функции органоидов клетки». (Самостоятельная paбота учащихся с учебником с последующим обсуждением ее результатов.)
Задание на дом Изучить § 2.6 «Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения», ответить на вопросы в конце параграфа, повторить § 2.1 и 2.3. Итоги урока Различия в строении клеток эукариот и прокариот Задача урока: познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности прокариотических клеток. Ход урока
Изучение нового материала
Закрепление материала Фронтальная беседа по вопросам: 1) Почему ученые считают, что прокариоты являются наиболее древними организмами на нашей планете?
Задание на дом Изучить § 2.7 «Различия в строении клеток эукариот и прокариот», ответить на вопросы в конце параграфа. В тетради заполнить таблицу.
Итоги урока Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм Задачи урока: сформировать представление о метаболизме как совокупности реакций обмена в клетке; показать учащимся, что ассимиляция и диссимиляция — две стороны единого процесса — метаболизма. Ход урока
Изучение нового материала
Закрепление материала Фронтальная беседа по вопросам:
Задание на дом Изучить § 2.8 «Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм», ответить на вопросы в конце параграфа, повторить § 1.7. Итоги урока Энергетический обмен в клетке Задачи урока: углубить и расширить знания о метаболизме, раскрыв сущность энергетического обмена; подвести учащихся к выводу о значении АТФ как универсального аккумулятора энергии в клетке; показать роль ферментов в реакциях обмена; познакомить учащихся с характерными особенностями трех этапов энергетического обмена. Ход урока
Фронтальная беседа по вопросам: 1)Что такое метаболизм?
Изучение нового материала Характеристика трех этапов энергетического обмена в клетке. (Объяснение учителя с элементами беседы и использованием таблицы «Схема энергетического обмена углеводов».) Закрепление материала Заполнение таблицы. (Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника под контролем учителя и последующим обсуждением.)
Задание на дом Изучить § 2.9 «Энергетический обмен в клетке», ответить на вопросы в конце параграфа. Итоги урока Типы питания клетки Задачи урока: развить понятие о типах питания клетки; сформировать понятие «автотрофные и гетеротрофные организмы»; познакомить учащихся с группами автотрофных и гетеротрофных организмов в зависимости от особенностей питания. Ход урока
Изучение нового материала 1. Автотрофные и гетеротрофные организмы. (Самостоятельная работа учащихся с текстом § 2.10 с последующим обсуждением и заполнением таблицы.) Автотрофные и гетеротрофные организмы
2. Группы гетеротрофных организмов (сапрофиты, паразиты, голозои). (Фронтальная беседа.) Закрепление материала Заполнение таблицы. Группы гетеротрофных организмов в зависимости от способа получения органических веществ
Задание на дом Изучить §2.10 «Типы питания клетки» и §2.12 «Гетеротрофы», ответить на вопросы в конце параграфов. Итоги урока Фотосинтез и хемосинтез Задачи урока: продолжить углубление знаний об автотрофном способе питания; сформировать понятия о световой и темновой фазах фотосинтеза; познакомить учащихся с сущностью процесса хемосинтеза; раскрыть значение хемосинтеза и фотосинтеза в биосфере. Ход урока
1. Характеристика автотрофных и гетеротрофных организмов. (Ответы учащихся у доски.) 2. Фронтальная беседа по вопросам:
Изучение нового материала
Закрепление материала Заполнение таблицы. (Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и последующим обсуждением.) Световая и темновая фазы фотосинтеза
Задание на дом Изучить §2.11 «Фотосинтез и хемосинтез», ответить на вопросы в конце параграфа. Заполнить таблицу. Сравнение фотосинтеза и хемосинтеза
Повторить § 1.4 и 1.6. Итоги урока Синтез белков в клетке. Генетический код. Транскрипция Задачи урока: углубить понятие «ассимиляция» путем изучения реализации наследственной информации в процессе биосинтеза белка; сформировать, знания о генетическом коде, способе передачи информации с ДНК на иРНК, роли тРНК в сборке аминокислот в молекулы белка. Ход урока
1. Характеристика процессов фотосинтеза и хемосинтеза. (Ответы учащихся у доски.) 2. Проверка правильности заполнения таблицы «Сравнение фотосинтеза и хемосинтеза». Фронтальная беседа по вопросам:
4) Почему для высших растений необходимо присутствие в почве хемосинтезирующих бактерий? Изучение нового материала 1. Значение процесса синтеза белков в клетке. Введение понятия «ген». (Рассказ и объяснение учителя.)
Закрепление материала 1. Самостоятельная работа учащихся с учебником.
2. Фронтальная беседа по вопросам самостоятельной работы. Задание на дом Изучить § 2.13 «Синтез белков в клетке» до раздела «Транспортные РНК». Итоги урока Синтез белков в клетке. Транспортные РНК. Трансляция Задачи урока: продолжить формирование понятия «биосинтез белка»; показать роль тРНК в процессе синтеза белка; раскрыть механизм матричного синтеза полипептидной цепи. Ход урока
Изучение нового материала
Закрепление материала Заполнение таблицы. (Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и последующим обсуждением.) Механизм синтеза полипептидной цепи на рибосоме
Задание на дом Изучить § 2.13 «Синтез белков в клетке» до конца, ответить на вопросы в конце параграфа. Итоги урока Деление клетки. Митоз Задачи урока: развить понятие «размножение»; сформировать понятие о митозе как об универсальном способе, сохраняющем постоянство числа хромосом в клетке. Ход урока Оргмомент урока
Фронтальная беседа по вопросам:
Изучение нового материала
а) Характеристика интерфазы. Редупликация. (Объяснение учителя с элементами беседы и использованием таблицы или рисунка 38.) б) Характеристика профазы, метафазы, анафазы и телофазы, (Объяснение учителя с использованием таблицы и рисунков 39 и 40 учебника.) Закрепление материала Фронтальная беседа по вопросам:
Задание на дом Изучить § 2.14 «Деление клетки. Митоз», ответить на вопросы в конце параграфа. Работая с учебником, заполнить таблицу. Фазы митоза
Подготовиться к контрольно-обобщающему уроку. Итоги урока Контрольно-обобщающий по теме «Клеточный уровень организации живой природы» Задача урока: систематизировать и обобщить знания учащихся о клеточном уровне организации живой природы. Ход урока
Опрос учащихся у доски по вопросам: 1) Раскрыть основные положения клеточной теории. 2) Сравнительная характеристика автотрофных и гетеротрофных организмов.
Обсуждение в ходе фронтальной беседы следующих проблем:
Задание на дом Проработать текст «Краткое содержание главы». Итоги урока ОРГАНИЗМЕННЫЙ УРОВЕНЬ (14 ч) Цели темы: сформировать у учащихся представление об организме как целом, со свойственными ему механизмами согласованного функционирования органов в процессе жизнедеятельности; познакомить с основными законами наследственности. Планирование темы Урок 1. Размножение организмов. Оплодотворение. Урок 2. Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение. Урок 3. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. Урок 4. Закономерности наследования признаков, установленных Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. Урок 5. Закон чистоты гамет. Цитологические основы закономерностей наследования при моногибридном скрещивании. Урок 6. Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание. Урок 7. Дигибридное скрещивание. Урок 8. Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана. Урок 9. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Урок 10. Модификационная изменчивость. Урок 11. Мутационная изменчивость. Урок 12. Основы селекции. Работы Н. И. Вавилова. Урок 13. Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов. Урок 14. Контрольно-обобщающий по теме «Организменный уровень организации живого». Методические рекомендации При изучении данной темы учащиеся должны хорошо усвоить, что любой организм представляет собой сложную самостоятельную саморегулирующуюся живую систему. Учащиеся уже знакомы с различными видами размножения живых организмов, поэтому при развитии данного понятия целесообразно применять метод беседы. Генетические понятия, наоборот, для учащихся являются новыми, и эффективность их усвоения во многом будет зависеть от четкости объяснения учителя. Для закрепления и практикования генетических знаний целесообразно широко применять решение генетических задач. Это поможет учащимся осознать практическую значимость учебного материала и повысить интерес к его изучению. Размножение организмов. Оплодотворение Задачи урока: развить понятие о формах и видах размножения; показать их биологическую роль; подчеркнуть наследственную однородность потомства при бесполом и вегетативном размножении. Ход урока
Фронтальная беседа по вопросам:
Изучение нового материала
Закрепление материала В процессе фронтальной беседы и работы с учебником составляется схема. |