Природные источники углеводородов. Нефть и ее переработка - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Основополагающий вопрос: Нефть- сырье или топливо? 1 129.8kb.
В последнее десятилетие бионика получила сильный импульс к новому... 1 103.26kb.
Методические указания и контрольные задания для учащихся заочников... 4 977.56kb.
Вопросы к экзамену для специальности 240600 "Эксплуатация судового... 1 28.54kb.
28. управление агропромышленным комплексом 1 77.33kb.
География природных ресурсов энергетические ресурсы 1 44.61kb.
Источники света. Распространение света 1 42.4kb.
Урок Общая характеристика ароматических углеводородов (аренов) 1 75.14kb.
Т. Общие положения о предпринимательском праве. Источники предпринимательского... 1 62.14kb.
Отраслевая структура экономики России 1 121.16kb.
Мировой рынок энергоносителей: динамика и тенденции 1 39.85kb.
Без электрической энергии. Выработка и использование электричества... 1 44.71kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Природные источники углеводородов. Нефть и ее переработка - страница №1/1

Министерство образования РФ
Муниципальное образовательное учреждение «Лицей № 55»

Урок по химии в 10-ом классе

на тему:


Провела:


учитель химии

МОУ «Лицей № 55»


Анисимова Галина Анатольевна

Пенза, 2008


Тема: «Природные источники углеводородов. Нефть и ее переработка».

Цель: 1. Дать понятие о природных источниках углеводородов: познакомить с составом и способами переработки природного и попутного газов как источников топлива и сырья для получения многих органических веществ.



  1. Дать понятие о составе, свойствах и способах переработки нефти.

  2. Подчеркнуть роль химии в решении научно-хозяйственных проблем (сырье, энергетика) на примере химических процессов (крекинга и риформинга нефтепродуктов).

  3. Дать возможность ученикам повысить свой общекультурный уровень.

Задачи: 1. углубить и расширить представления учащихся о природных источниках нефтехимического сырья.

2. акцентировать внимание на способах получения и областях применения природных углеводородов.

3. показать значение важнейших нефтепродуктов и способов охраны природы от загрязнений.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: наглядно-практический, с элементами проблемного обучения.

Требования к усвоению материала:

Знать: 1. основные месторождения нефти и газа.



  1. области применения природного и попутного газов.

  2. состав и способы переработки природного и попутного газов.

  3. сущность перегонки, риформинга, термического и каталитического крекинга; уметь комментировать понятия «октановое число», «детонационная стойкость».

  4. основные направления развития нефтеперерабатывающей промышленности.

Методический анализ форм, методов и содержания урока




Вопросы к рассмотрению

Порции материала

Формы работы

Учителя

Учащихся

1.Природные источники углеводородов

Месторождения газа, нефти, каменного угля.

Работа с картой

Картирование месторождений, конспектирование

2.Состав и использование природного и попутного газов

Природный газ, попутный газ

Рассказ с элементами беседы, «озвучивание» графического пособия

Зарисовка опорной схемы, составление схемы и рассказа об использовании газов в качестве химического сырья

3. Нефть: состав, свойства, способы переработки

Нефть как природная смесь углеводородов, особенности состава, характеристика основных продуктов ее переработки

Демонстрация схем, коллекций, «озвучивание» графического пособия «нефть и ее переработка».

Зарисовка опорной схемы, работа с графическим пособием, учебником, рассматривание коллекций.

4.Продукты переработки нефти.

Первичная и вторичная переработка фракции, перегонка, крекинг, риформинг

Демонстрация схем, коллекции, лекционная подача материала.

Работа со схемами, учебником, краткое конспектирование основных понятий.

5.Экологические проблемы.

Нефтехимия и безотходная технология. Нефтехимия и окружающая среда.

Рассказ с элементами беседы.

Сообщения учащихся.

Ход урока:




Формы и методы работы

Содержание деятельности учителя и учащихся.

1. Понятие об источниках углеводородов.



Работа с картой, конспектирование,

картирование месторождений



Основные природные источники углеводородовнефть, природный газ, каменный уголь.

Запасы: нефти – 30 лет, газа – более 50 лет, угля – 300 лет.

Территории распространения:

нефть и газ – Волго-Уральский, Прикаспийский, Западно-Сибирский бассейны;

уголь – Кузбас, Донбас, Канско-Ачинский, Тунгусский бассейны.

2. Состав природного и попутного газов.



Рассказ с элементами беседы, работа учебником и графическим пособием 1.

  1. Откуда появился термин «попутный газ»?

  2. Какие компоненты присутствуют в природном и попутном газах?

  3. Какая из 2 смесей наиболее ценна в качестве сырья?

  4. Каковы области применения этих смесей?

Учащиеся зарисовывают в тетрадь опорный конспект, составляют схемы применения этих газов и формулируют вывод к схемам: природный и попутный нефтяной газы являются первым звеном в цепи превращений продуктов органического и неорганического синтезов.

3. Нефть и ее переработка.



Проблемная ситуация.

Работа с графическим пособием 2.

Лекция.

Работа с учебником



Почему об экономической мощи страны судят по количеству добываемой и, особенно, по количеству перерабатываемой нефти?

Это главный вопрос, на который мы должны ответить сегодня на уроке. Для этого необходимо рассмотреть тему «Нефть, ее состав, свойства. Способы перегонки нефти». План рассмотрения темы записан на доске:

1. Состав нефти.

2. Ректификация как способ переработка нефти.

3. Октановое число.

4. Крекинг и риформинг.

5. Пиролиз.

Нефть – сложная смесь насыщенных и ароматических углеводородов с примесью неорганических веществ.

Цель переработки – получения бензина и сырья для нефтехимии

Виды переработки: первичная (перегонка), выход бензина 20% и вторичная (крекинг), выход бензина 80%. Основа разделения на компоненты – различные температуры кипения составляющих компонентов.

Ректификация – процесс термического разделения нефти и нефтепродуктов на фракции.

Фракция – смесь углеводородов, кипящих в определенном температурном интервале.

Крекинг – процесс расщепления (при температуре или в присутствии катализатора) тяжелых углеводородов на более легкие (алканы или алкены).

Риформинг (ароматизация) – превращение предельных углеводородов в ароматические, что значительно улучшает качество бензина. Сущность риформинга состоит в дегидрировании в присутствии катализатора.

Детонация – взрывное сгорание бензина в двигателе внутреннего сгорания. Разветвленные, непредельные и ароматические углеводороды более устойчивы к детонации, менее устойчивы парафины нормального строения.

Октановое число – процентное соотношение нормального гептана и изооктана (2,2,4 – триметилпентана) в различных сортах бензинов. Чем выше октановое число, тем лучше качество бензина.
Учащиеся заполняют таблицу, отражающую связь между составом фракции, ее температурным интервалом и применением получаемых из нее нефтепродуктов.

Учащиеся дают сравнительную характеристику термического и каталитического крекинга (по данным таблицы на стр. 69)

4. Закрепление.



Беседа.

  1. Обсуждение проблемной ситуации, поставленной в начале урока.

  2. Чем отличаются природный и попутный газы? Каковы направления их переработки?

  3. Можно ли выразить оной формулой состав нефти?

  4. Почему нефть разных месторождений имеет различный состав?

  5. На чем основано разделение нефти на отдельные фракции?

  6. Какие продукты получают при перегонке нефти? Где их применяют?

  7. Почему для разных видов автомобилей используют различные марки бензинов?

  8. Что такое детонационная стойкость бензина?

  9. Что такое крекинг? Каковы его виды (в сравнении)?

  10. Каковы первичные и вторичные способы переработки нефти?





  1. Экологические проблемы.




Беседа

Сообщения учащихся



  1. Нефтехимия и безотходные технологии. Совместимы ли они?

  2. Нефтехимия и окружающая среда. Возможно ли мирное сосуществование? Какие для этого нужны условия?

1. Теории происхождения нефти: биологическая, космическая, карбидная.

2. Охрана окружающей среды от загрязнения нефтепродуктами.

3. Загрязнения морей и океанов нефтепродуктами.



4.

6. Итоги урока. Оценки. Домашнее задание.