Природа дала человеку два оружия интеллектуальное и нравственное. Просвещённый интеллектуальный разум облагораживает, укрепляет и ус - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Экологическое воспитание детей следует рассматривать, прежде всего... 1 35.23kb.
I вариант Нормы права регулируют: (один вариант ответа) А. чувства... 1 66.16kb.
Основная образовательная программа начального общего образования... 8 1741.77kb.
Малое предпринимательство-путь к успеху 1 42.67kb.
Патриотическое воспитание младших школьников через песню 1 98.45kb.
Человек хранит информацию в собственной памяти, а также в виде записей... 1 156.42kb.
Духовно нравственное воспитание и художественно эстетическое образование 1 53.42kb.
Сохраним цветущие растения на Земле 1 92.21kb.
Исследовательская работа Тема: «Мотивация терроризма в России» 1 283.63kb.
Реферат Студентки 2 курса д/о (гр. 201) 1 368.24kb.
Природа как предмет философского и научного познания. Коэволюция... 1 51.27kb.
Морфемика. Словообразование 1 60.57kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Природа дала человеку два оружия интеллектуальное и нравственное. Просвещённый интеллектуальный - страница №1/1

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гоноховская средняя общеобразовательная школа им. Е. Е. Парфёнова» Каменского района Алтайского края
Утверждено:

«___» ____________2008 год

Директор школы:____________

ПРОГРАММА


БЕЗ ДОБРЫХ ДЕЛ НЕТ ДОБРОГО ИМЕНИ

Разработчик

классный руководитель 8 класса

Светлана Владимировна Синдеева

2008 год

Пояснительная записка

Природа дала человеку два оружия – интеллектуальное и нравственное. Просвещённый интеллектуальный разум облагораживает, укрепляет и усиливает нравственные чувства человека. Нравственность человека проявляется только в одном – в его поступках, а поступки происходят от характера и помыслов.

Нравственное воспитание молодёжи является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу такой невозвратимый и невосполнимый урон, что при недостатках другого характера (например, телесного) большего вреда обществу нанести невозможно. Духовные болезни становятся неизлечимыми и более пагубными, чем болезни тела.

Человек должен в совершенстве владеть законами нравственности. Нравственность должна стоять впереди и вести за собой интеллект.

Наиболее характерной чертой старшего подростка является противоречие поведения, потому что они уже не дети, но ещё не юноши. И в этом противоречивом положении и напряжённом состоянии он находится 1,5 – 2 года.

Работа с подростком в этот период включает в себя скрытую помощь: анализируя социальные проблемы, педагог инициирует самостоятельное осмысление подростком себя «среди других».

В эти годы нарастания физических сил, переизбытка энергии и потенциальной конфликтности со взрослыми и с самим собою социальная ориентация позволяет акцентировать его внимание на духовных проблемах.

Нравственное взросление детей проходит несколько стадий. Некоторые индивиды так и не достигают взрослого уровня нравственности, в то время как другие проявляют моральную зрелость в отрочестве. Скорость прохождения детьми этапов нравственного развития зависит от уровня интеллекта, общества, в котором они живут, и от принятых в нём традиций воспитания детей.

Под воздействием воспитания и накопления жизненного опыта личность в своём сознании концентрирует достижения нравственной культуры общества, в результате человек в традиционных ситуациях поступает сообразно нравственным нормам, а с другой стороны, в свои действия включает творческие элементы сознания – нравственный разум, интуицию, что способствует принятию благовоспитанного решения в проблемной ситуации.

Рассматривая проблему нравственного воспитания ребёнка, можно сделать вывод, что формирование нравственности неразрывно связывается со свободой его внутреннего мира, с неограниченной жаждой познания окружающего мира, понимания смысла жизни. Посредством выработки социальных норм, социально значимых качеств личности создаётся образ сообщества, в котором превыше всего ценятся свобода и любовь, терпимость и взаимопонимание, добро и сочувствие.



Идея программы

Чем выше человек по умственному и нравственному развитию, тем он свободнее, тем большее удовольствие доставляет ему жизнь.

А. П. Чехов
Природа дала нам в руки большую интеллектуальную и моральную силу, но мы часто используем эту силу как оружие против ближних. Поэтому человек без нравственных устоев оказывается существом самым нечестивым и диким.

Аристотель


Человек не может жить без цели, без идеалов, без морали, если он хочет быть достойным своего звания. Качества эти не врождённые, и не генетический код передаёт их. Их нужно воспитывать.

Цель программы:

содействовать развитию интеллектуального и нравственного потенциалов личности посредством создания благоприятной среды для саморазвития и самовыражения.


Задачи программы:

  • развитие познавательной активности учащихся;

  • привлечение родителей к активному процессу воспитания нравственных качеств;

  • сформировать у воспитанников отношение к нравственным ценностям;

  • развитие коммуникативной культуры учащихся;

  • развитие у подростков эстетических чувств.


Сроки реализации программы:

2008 – 2010 г. г.


Этапы реализации программы:

1 этап «Будем внимательнее друг к другу» 2008 – 2009 г. г.

2 этап «Надо человеком быть» 2009 – 2010 г. г.

Принципы работы:

Принцип систематичности. Программа представляет собой систему, состоящую из совокупности взаимосвязанных компонентов.

Принцип индивидуальности. Необходимо не только учитывать особенности ребёнка, но и всячески содействовать их дальнейшему формированию.

Принцип творчества и успеха. Благодаря творчеству ребёнок выявляет свои способности, узнаёт о сильнейших сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции, стимулирует ребёнка на дальнейшее самосовершенствование.

Принцип комплексного подхода позволяет воспитывать и развивать нравственные качества ребёнка в комплексе, а не по очереди.

Ожидаемые результаты:


  1. Повышение уровня познавательной активности учащихся.

  2. Повышение педагогической культуры родителей.

  3. Сформированность общих навыков коммуникативной культуры.

  4. Разработка коллективных творческих мероприятий внутри класса.

  5. Нравственная направленность личности.


Понятий словарь

Нравственность – совокупность норм, определяющих поведение человека.

Мораль – свод правил нравственности

Справедливость – понятие о должном, связанное с исторически меняющимися представлениями о неотъемлемых правах человека.

Этика – учение о правилах поведения человека.

Добро – положительное начало в нравственности. То, что хорошо, полезно, приятно.

Красота –привлекательная наружность. То, что производит художественное впечатление.

Любовь – чувство привязанности, основанное на общности интересов, идеалов.

Истина – идеал познания, заключающийся в совпадении мыслимого с действительностью, в правильном понимании объективной действительности. То, что соответствует действительности.

Содержание программы

Направление

Задачи

Мероприятия

Сроки

Планируемый результат

1 этап «Будем внимательнее друг к другу» 2008 – 2009 г. г.


Работа учителя с учащимися

Формирование навыков общения.

1. Беседа «Быть добрым и милосердным» 2. Час общения «Мой сосед по парте»

3. Практикум «Активное слушание»



Октябрь


Апрель

Январь


Повышение уровня коммуникативной культуры. (Тестирование)

Работа учителя с родителями

Психолого- педагогическое просвещение

Родительское собрание «Воспитание ответственности»

II четверть



Повышение уровня психолого- педагогических знаний в вопросе нравственного воспитания .(Анкетирование)

Совместная деятельность родителей и детей

Вовлечение родителей в совместную деятельность

Праздники «День матери» «День семьи»

Ноябрь


Май

Сплочение коллектива детей и родителей. (Психологическая диагностика)

Досуговая деятельность

Расширение кругозора и любознательности школьников

Поход в лес.

Посещение музея.

Праздник «Красота вокруг нас»


Сентябрь

Февраль


Март

Повышение уровня познавательной активности. Привитие эстетических качеств личности. (Сочинение «Что такое красота»)

2 этап «Надо человеком быть» 2009 – 2010 г. г.


Работа учителя с учениками

Формирование навыков нравственного поведения

Беседа «Забота о родителях – долг совести каждого»

Игра «Правила этикета»

Дискуссия «Быть человеком»


Октябрь
Январь


Май

Формирование личности, ориентированной на нравственные ценности. (Составление правил нравственности)

Работа учителя с родителями

Повышение уровня знаний в области нравственного воспитания.

Родительское собрание «Нравственное воспитание в семье»

I четверть



Повышение уровня знаний в области нравственного воспитания. (Анкетирование)


Совместная деятельность родителей и детей.

Улучшение взаимопонимания между взрослыми и детьми.

КТД «Фестиваль добра»

Праздник «День отца»



Ноябрь

Апрель


Формирование позитивных отношений между родителями и детьми. (Создание фотоальбома)

Досуговая деятельность

Воспитание эстетических чувств.

Посещение музея.

Посещение театра.



Февраль

Март


Формирование личности, наделённой эстетическими качествами. (Создание видео или фотоальбома)


Результативность

В мае 2007 г. и в сентябре 2008 г. было проведено тестирование воспитанников «Размышление о жизненных ценностях» (Приложение № 3) с целью выявить нравственную воспитанность учащихся.

В тестировании 2007 г. принимали участие 9 учеников (3 девочки, 6 мальчиков), в тестировании 2008 г. принимали участие 12 учащихся (3 девочки, 9 мальчиков). Результаты тестирований изображены в виде диаграммы.

А – учащиеся, демонстрирующие достаточный уровень нравственной воспитанности.

Б – учащиеся, имеющие нравственную позицию, близкую к общепринятым нормам.

В – учащиеся с несформированными нравственными отношениями.

Г – учащиеся, ориентированные на некоторую безнравственную, эгоистическую позицию.

Сравнительная характеристика показывает наличие положительной динамики. По результатам можно сделать вывод - большая часть учащихся продемонстрировала достаточный уровень нравственной воспитанности. То, что не все воспитанники обладают нравственными позициями, говорит о необходимости продолжения воспитательной работы в данном направлении.



Ресурсовое обеспечение программы:
Кадровое:

  • Классный руководитель;

  • Родители;

  • Учащиеся;


Материальное:

  • Спонсорская помощь родителей;


Программно-техническое обеспечение:

  • Компьютер;

  • Фотоаппарат;

  • DVD – проигрыватель;

  • CD – проигрыватель;

  • Принтер;

  • Телевизор.


Список литературы:

    1. Административное управление воспитательным процессом/Сост. Н. П. Кузнецова, Е. В. Мейснер. – Волгоград: Учитель, 2006.

    2. Артюхова И. С. Воспитательная работа с подростками: занятия, игры, тесты. – М.: Издательство «Первое сентября», 2004.

    3. Богданова О. С. Этические беседы с подростками: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1987.

    4. Валеев А. Нравственное воспитание детей в условиях педагогической свободы//Воспитание школьников. - № 6, 2007.

    5. Кудинова Л. Е. Ценностные предпочтения школьников: способы изучения//Классный руководитель. - № 4, 2006.

    6. Психологическое самообразование: читая зарубежные учебники/ Под ред. А. М. Матюшкина. – М.: Школа-Пресс, 1992.

    7. Рахимов А. З. Роль нравственного воспитания в формировании личности//Классный руководитель. - № 6, 2001.

    8. Родионов В. А. Я и все-все-все. Тренинговые занятия по формированию социальных навыков для учащихся 5 – 9 классов. – Ярославль: Академия развития, 2002.

    9. Селевко Г. К. Утверждай себя. М.: Народное образование, НИИ школьных технологий, 2006.

    10. Сибирцова Г. Н. Настольная книга заместителя директора школы по воспитательной работе. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

    11. Степанов Е. Н. Педагогу о воспитательной системе школы и класса: Учебно-методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

    12. Ястребова А. П. Программа воспитательной деятельности классного руководителя// Классный руководитель. - № 6, 2001.

Список приложений:

  1. Беседа «Быть добрым и милосердным».

  2. Тест «Умеете ли вы слушать».

  3. Тест «Размышления о жизненных ценностях».

  4. Упражнение «Самодиагностика нравственных позиций».

  5. Тест «Добрый ли я?».

  6. Изучение ценностных предпочтений школьников. Метод «Недописанный тезис».



Приложение № 1

Беседа «Быть добрым и милосердным»

Милосердие – это чувство, причём, быть может, самое древнее человеческое чувство. Человек стал человеком не тогда, когда он взял в руки палку и приделал к ней камень, то есть, вооружившись первым топором, а тогда, когда он испытал доброе чувство не только по отношению к своему, но и чужому – из чужой семьи, из чужого племени, когда он пожалел человека не за то, что он свой, а за то, что он человек.

Добро – положительное начало в нравственности. То, что хорошо, полезно, приятно. Добрые чувства проявляются у людей в детстве: это человечность, ласка, внимательность, сочувствие. Они рождаются в труде, заботах о людях и животных, восхищении красотой окружающего мира.

Чувство милосердия вечно, слово милосердие старо, как мир, но в наш современный язык оно вошло совсем недавно, вошло как новое, обновлённое слово, как потерянная и вдруг найденная величайшая драгоценность. И сегодня, если бы составляли частотный словарь русского языка, то слово милосердие заняло бы, возможно, одно из первых мест по частоте употребления.

Как воспитать милосердие и доброту в человеке?

Милосердие – это милость сердца. Милость, любовь, нежность, мягкость. Немилосердный – жестокий, ожесточённый, ожесточившийся, способный принести боль, не чувствующий боли другого, не замечающий её, пренебрегающий ею.

Чужая боль, чужое несчастье, чужая потеря, чужое падение – вот на что обращено милосердие.

Как научиться чувствовать чужую боль? Научиться страдать от чужой боли, то есть сострадать. Милосердие – это сострадание. По смыслу слова оно имеет дело лишь с бедой, несчастьем, с трагедией.

Посмотрите, о каких страшных фактах насилия сообщают газеты, сколько вандализма мы видим вокруг себя.

То, что можно сломать и разбить – сломано, разбито, там, где можно написать похабное слово – оно написано. Иногда кажется, будто растёт какое-то особо жестокое поколение.

Древнегреческий философ Демокрит сказал: «У людей зло вырастает из добра, когда не умеют им управлять и надлежащим образом пользоваться». Доброта без разума пуста.

Милосердие и доброта – естественные чувство, их невозможно вызвать нарочитой ситуацией... Их невозможно вызвать и упрёками: “Ну, почему ты такой злой? Ну, как ты можешь? Ну, неужели у тебя нет сердца? Ну, неужели тебе меня не жалко?”.

Если бы к милосердию можно было приучать, как к мытью рук, – человечество было бы в тысячу раз добрее. Но в том-то и трудность, что милосердие и доброта не воспитываются нашими обычными приёмами – наградами и наказаниями, упрёками и похвалами. Ни угрозой, ни наказанием, ни наградой милосердие не воспитывается. А как же?

Делай добрые дела, не требуя награды, не упоминай о них, не хвастай ими. Всегда помни о тех, кто сделал тебе добро, будь благодарным. Чувство благодарности – показатель интеллигентности и доброты человека.

Считается, что милосердие и доброта воспитываются любовью к животным. Наверное, это так. Если ребёнок мучает в детстве животных, можно со стопроцентной гарантией утверждать, что позже он будет мучить и людей, только по-другому.

Соприкосновение с живыми рождает живые чувства. Но заметим, что собаку или кошку жалеть легче, чем человека, потому что собака и кошка, как правило, не приносят зла, не обижают хозяина, не предают его, а с человеком случается всякое.

Необходимо научиться любить тех, кто вас любит и хорошо к вам относится. Но сложнее научиться любить всякого. Чувствовать всякого. Как научиться ощущать боль живого?

Оно живое, значит, ему может быть больно. Всё живое чувствует боль.

Живым можно назвать того, кто чувствует боль. Всё, что не чувствует боли, – камень, мёртвый камень. Человек, не чувствующий боли, – не человек, а мертвец, камень.

Одно из главных человеческих качеств – умение сопереживать. Сопереживать, сострадать кому-то и в горе, и в радости, и не только человеку. «Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой» (А. П. Чехов). А разве не бывает жалко сломанную и брошенную яблоневую ветку, сорванный и брошенный цветок, раненую птицу, хромающую собаку, любое больное животное? Добрый человек всё это замечает. Причём не только глазами, но и сердцем, сердце вообще причастно ко всем человеческим поступкам.

Правильно ли, что милосердные дети растут только у милосердных родителей?

Взрослые часто немилосердны друг к другу, не прощают ни малейшей оплошности. Надо изменить отношения между взрослыми, и тогда будут меняться отношения между детьми, будет меняться их отношение к жизни.

Но пока отношения не изменились – положение безнадёжно? Ничего не выйдет?

Нет, вспомните, ведь даже при самых жестоких условиях и обстоятельствах совершались милосердные поступки. Но, пожалуй, не стоит уповать на случай. Необходимо работать над собой и помнить, что все ваши слова, действия, поступки отражаются на людях. Проверяйте всегда: не причиняете ли вы людям, окружающим вас, неприятность, боль, обиду. Старайтесь жить так, чтобы людям было легче, когда вы рядом.

Милосердие и доброта – это не слабость, а сила, что это чувство сильных людей, способных прийти на помощь.

«Нам бы про душу не забыть. Нам бы немножко добрее быть… Мы один раз, уж так случилось, живём на земле. Ну так и будь ты повнимательнее друг к другу, подобрее». (В. М. Шукшин)


Приложение № 2

Тест «Умеете ли вы слушать»

Отметьте ситуации, вызывающие у вас неудовлетворение, досаду или раздражение при беседе с любым человеком.



  1. Собеседник не даёт мне высказаться, постоянно прерывает меня.

  2. Собеседник никогда не смотрит на меня во время разговора.

  3. Собеседник постоянно суетится: карандаш и бумага занимают его больше, чем мои слова.

  4. Собеседник никогда не улыбается.

  5. Собеседник всегда отвлекает меня вопросами и комментариями.

  6. Собеседник старается опровергнуть меня.

  7. Собеседник вкладывает в мои слова другое содержание.

  8. На мои вопросы собеседник выставляет контр-вопросы.

  9. Иногда собеседник переспрашивает меня, делая вид, что не расслышал.

  10. Собеседник, недослушав до конца, перебивает меня, лишь затем, чтобы согласиться.

  11. Собеседник при разговоре сосредоточенно занимается посторонним: играет ручкой, протирает стёкла очков и т. д., я твёрдо уверен, что он при этом невнимателен.

  12. Собеседник делает выводы за меня.

  13. Собеседник всегда пытается вставить слово в моё повествование.

  14. Собеседник смотрит на меня внимательно, не мигая.

  15. Собеседник смотрит на меня, как бы оценивая. Это беспокоит.

  16. Когда я предлагаю что-нибудь новое, собеседник говорит, что он думает так же.

  17. Собеседник переигрывает, показывая, что интересуется беседой, слишком часто кивает головой, ахает и поддакивает.

  18. Когда я говорю серьёзно, собеседник вставляет шуточки, анекдоты.

  19. Собеседник часто смотрит на часы во время разговора.

  20. Собеседник требует, чтобы все соглашались с ним. Любое его высказывание завершается вопросом: «Вы тоже так думаете?» или «Вы не согласны?»

Если количество ситуаций, вызывающих у вас досаду и раздражение, составляет:

15 – 20. Вам необходимо кропотливо работать над собой и учиться слушать.

9 – 14. Вам присущи некоторые недостатки, вы критически относитесь к высказываниям, но вам ещё недостаёт некоторых достоинств хорошего собеседника; избегайте поспешных выводов, не заостряйте внимание на манере говорить, не притворяйтесь, не ищите скрытый смысл сказанного, не монополизируйте разговор.

3 – 8. Вы хороший собеседник. Но иногда отказываете партнёру в полном внимании. Повторяйте вежливо его высказывания. Дайте время высказать свою мысль полностью, приспосабливайте свой темп мышления к его речи и можете быть уверены, что общаться с вами будет ещё приятнее.

0 – 2. Вы отличный собеседник. Вы умеете слушать. Ваш стиль общения может стать примером для окружающих.




Приложение № 3

Тест «Размышления о жизненных ценностях»

Цель теста – выявить нравственную воспитанность учащихся.

Для успешного выполнения теста необходима тишина, анонимность (возможно лишь указать половую принадлежность).

Учащимся предлагается выбрать один из трёх предложенных ответов и отметить его каким-либо значком.



ТЕСТ

  1. На пути стоит человек. Вам надо пройти. Что сделаете? А. Обойду, не потревожив. Б. Отодвину, но пройду. В. Смотря, какое будет настроение.

  2. Вы замечаете среди гостей невзрачную девушку (или малоприметного юношу), которая (который) одиноко сидят в стороне. Что сделаете? А. Ничего, какое моё дело. Б. Не знаю заранее, как сложатся обстоятельства. В. Подойду и непременно заговорю.

  3. Вы опаздываете в школу. Видите, что кому-то стало плохо. Что сделаете? А. Тороплюсь в школу. Б. Если кто-то бросится на помощь, я тоже подойду. В. Звоню по телефону «03», останавливаю прохожих.

  4. Ваши знакомые переезжают на новую квартиру. Они пожилые. Что сделаете? А. Предложу свою помощь. Б. Я не вмешиваюсь в чужую жизнь. В. Если попросят, я, конечно, помогу.

  5. Вы покупаете клубнику. Вам взвешивают последний оставшийся килограмм. Сзади слышите голос человека, сожалеющего о том, что не хватило клубники для сына в больницу. Как реагируете на голос? А. Сочувствую, но что поделаешь в наше трудное время. Б. Оборачиваюсь и предлагаю половину. В. Не знаю, может быть, тоже будет очень нужно.

  6. Вы узнаёте, что несправедливо наказан один из ваших знакомых. Что делаете в этом случае? А. Очень сержусь и ругаю обидчика последними словами. Б. Ничего: жизнь вообще несправедлива. В. Вступаюсь за обиженного.

  7. Вы дежурный. Подметая пол, вы находите деньги. Что сделаете? А. Они мои, раз я их нашёл. Б. Завтра спрошу, кто потерял. В. Может быть, возьму себе.

  8. Вы сдаёте экзамен. На что рассчитываете? А. На шпаргалки. Б. На усталость экзаменатора: авось, пропустит. В. На мои знания.

  9. Вам предстоит выбрать профессию. Как будете это делать? А. Найду что-нибудь рядом с домом. Б. Поищу высокооплачиваемую работу. В. Хочу создавать нечто ценное на земле.

  10. Какой вид путешествий вы выберете из трёх видов? А. По России. Б. По экзотическим странам. В. По одной из ведущих капиталистических стран.

  11. Вы пришли на субботник и видите, что все орудия труда разобраны. Что предпринимаете? А. Поболтаюсь немного, потом видно будет. Б. Ухожу сразу, если не будут отмечать присутствующих. В. Присоединюсь к кому-нибудь, стану работать с ним.

  12. Некий волшебник предлагает вам устроить вашу жизнь обеспеченной без необходимости работать. Что вы ответите? А. Соглашусь с благодарностью. Б. Сначала узнаю, скольким он такое устроил. В. Откажусь решительно.

  13. Вам дают общественное поручение. Выполнять его не хочется. Что делаете дальше? А. Забываю про него, вспомню, когда потребуется отчёт. Б. Выполняю, конечно. В. Увиливаю, отыскиваю причины, чтобы не выполнять.

  14. Вы побывали на экскурсии в замечательном, но малоизвестном музее. Сообщите ли кому-нибудь об этом? А. Непременно скажу и постараюсь сводить их в музей. Б. Не знаю, как получится. В. Зачем говорить? Пусть каждый решает сам, что ему надо.

  15. Решается вопрос, кто бы мог выполнить полезную для коллектива работу. Вы знаете, что способны это сделать. Как вы поступите? А. Сообщу о своём желании сделать эту работу. Б. Подожду, пока назовут мою фамилию. В. Я слишком занят, чтобы соглашаться.

  16. Вы с товарищем собрались ехать на дачу в солнечный тёплый день. Вдруг вам звонят и просят отложить поездку ради важного общего дела. Что сделаете? А. Еду на дачу. Б. Не еду. В. Жду, что скажет товарищ.

  17. Вы решили завести собаку. Какая вас устроит? А. Бездомный щенок. Б. Взрослый пёс с известным нравом. В. Дорогой щенок редкой породы.

  18. Вы собрались отдыхать после работы (учёбы). А вам говорят: «Есть важное дело. Надо». Как отреагируете? А. Напомню о праве на отдых. Б. Делаю, раз надо. В. Посмотрю, что скажут остальные.

  19. С вами разговаривают оскорбительным тоном. Как к этому относитесь? А. Отвечаю тем же. Б. Не замечаю, это не имеет значения. В. Прерываю разговор.

  20. Вы плоховато играете на музыкальном инструменте. Родители вас непременно хвалят и просят сыграть для гостей. Что сделаете? А. Играю, конечно. Б. Разумеется, не играю. В. Когда хвалят, приятно, но ищу повод увильнуть от игры.

  21. Вы задумали принять гостей. Что предпочтёте? А. Самому (самой) приготовить все блюда. Б. Закупить полуфабрикаты. В. Пригласить гостей на кофе.

  22. Вдруг вы узнаёте, что школу закрыли по каким-то обстоятельствам. Как реагируете на это сообщение? А. Очень рад, гуляю, наслаждаюсь жизнью. Б. Обеспокоен, строю планы по самообразованию. В. Буду ожидать новых сообщений.

  23. Что чувствуете, когда на ваших глазах хвалят кого-то из ваших товарищей? А. Ужасно завидую. Б. Рад, так как и у меня есть свои достоинства. В. Как все аплодируют.

  24. Вам подарили красивую авторучку. На улице к вам подходят два парня и требуют отдать им подарок. Что сделаете? А. Отдаю – здоровье дороже. Б. Постараюсь убежать. В. Подарков не отдают.

  25. Когда наступает Новый Год, о чём чаще всего думаете? А. О новогодних подарках. Б. О каникулах и свободе. В. О том, как жил и как собираюсь жить в новом году.

  26. Какова роль музыки в вашей жизни? А. Она мне нужна для танцев. Б. Она доставляет мне духовное наслаждение. В. Она мне не нужна.

  27. Когда вы уезжаете надолго из дома, как вы себя чувствуете? А. Снятся родные места. Б. Чувствую себя лучше, чем дома. В. Не обращал внимание.

  28. При просмотре информационных телепрограмм портится ли иногда ваше настроение? А. Нет, если мои дела идут хорошо. Б. Да, в настоящее время довольно часто. В. Не замечал.

  29. Вам предлагают послать книги в далёкое село. Что сделаете? А. Выбираю интересную. Б. Ненужных книг у меня нет. В. Если все принесут, я тоже кое-что отберу.

  30. Можете ли вы назвать пять дорогих вам мест на земле, пять дорогих вам исторических событий, пять дорогих вам имён великих людей? А. Да, могу. Б. Нет, на свете много интересного. В. Не задумывался.

  31. Когда вы слышите о подвиге человека, что чаще всего приходит вам в голову? А. У этого человека был свой личный интерес. Б. Человеку просто повезло прославиться. В. Глубокое удовлетворение, не перестаю удивляться.


Обработка данных

Количество выборов, сделанных школьниками в каждом случае, необходимо подсчитать и выразить в процентном отношении к общему числу учащихся.

Ответы под номерами 10, 17, 21, 25, 26 из подсчёта исключаются.

Показателем, свидетельствующим о достаточной нравственной воспитанности учащихся и сформированности ориентации на «другого человека», служит количество выборов от 13 и более в следующих вариантах:

А. Сосчитать на вопросы 1, 4, 14, 15, 27, 29, 30.

Б. Сосчитать на вопросы 5, 7, 13, 16, 18, 20, 22, 23, 28.

В. Сосчитать на вопросы 2, 3, 6, 8, 9, 11, 12, 19, 24, 31.

Показателем, свидетельствующем о некоторой безнравственной ориентации, эгоистической позиции, служит количество выборов от 13 и более в следующих вариантах:

А. Сосчитать на вопросы 2, 3, 5, 7, 8, 12, 13, 16, 18, 20, 22, 23, 24, 31.

Б. Сосчитать на вопросы 1, 4, 6, 9, 11, 19, 27, 29, 30.

В. Сосчитать на вопросы 14, 15.

Показателем, свидетельствующим о несформированности нравственных отношений, неустойчивом, импульсивном поведении, служит оставшееся количество выборов, где предпочтение явно не обнаруживается.



Приложение № 4

Упражнение «Самодиагностика нравственных позиций»

Учащимся необходимо в таблице 1 выбранное для себя качество подчеркнуть горизонтальной чертой в левой части таблицы («Себе») вместе со всеми буквами, стоящими против строчки предпочтительного качества; выбранное для других качество отчеркнуть вертикальной чертой в верхней половине таблицы («Другим») вместе со всеми буквами вертикальной колонки.

На пересечении вертикальной и горизонтальной линий стоит одна из букв А, Б, В, Г. Этой буквой обозначается характерный тип нравственного самоутверждения.

Другим
Себе

Выдерж- ка

Добро- желатель- ность

Искрен- ность

Сила воли

Сопережи- вание

Уверен- ность

Выдерж- ка




Б

Б

А

Б

А

Добро- желатель- ность

В




Г

В

Г

В


Искрен- ность

В

Г




В

Г

В

Сила воли

А

Б


Б




Б

А

Сопере- живание

В

Г

Г

В




В

Уверен- ность

А

Б

Б

А

Б






Обработка данных. Как правило, все принимающие участие в игре-тесте желают развить в себе такие качества, как сила воли, выдержка, уверенность. Однако считают, что другим в первую очередь не достаёт доброжелательности, искренности, сопереживания. Следовательно, другие ждут от нас доброжелательности, сопереживания, а мы идём в другом направлении в своих желаниях, стремимся к формированию в себе жёстких черт, отдаляясь от ожиданий окружающих..

Рекомендации по нравственному самоутверждению

Тип А. Вам недостаёт твёрдости и решительности. Ваше окружение также не отличается способностями принимать ответственные решения. Вам необходимо стать твёрже и решительнее вместе со всеми, кто вас окружает.

Тип Б. Вам необходимо прежде всего утвердиться самому, что возможно сделать только в более мягком окружении. Нравственная оценка решительных поступков окружающих вас людей часто не совпадает с вашими идеалами. Это мешает вашему общению с людьми. Сменить своё «окружение» сложно или просто невозможно, а вот изменить своё отношение к окружающему миру необходимо.

Тип В. Вам прежде всего необходимо смягчить свой нрав, помогая утвердиться другим. Отношение к себе как к эталону мешает понять других. Вам необходимо учиться воспринимать окружающих вас людей безоценочно, видеть их такими, какие они есть на самом деле.

Тип Г. Желательно, чтобы вы стали мягче с окружающими. Вам нелегко, окружение «вам сродни». Если вы будете владеть собой, то и окружение изменится по отношению к вам. Основная ваша задача – учиться доброжелательности и сопереживанию.

Приложение № 5

Тест «Добрый ли я?»

Все люди очень разные… одни готовы отдать последнее своему другу и просто знакомому; у других и снега зимой не допросишься. А к какой категории относитесь вы сами? Всегда ли вы внимательны и добры к окружающим?

На предложенные вопросы необходимо ответить «ДА» или «НЕТ».

ТЕСТ


  1. У вас появились деньги. Могли бы вы истратить их все на подарки своим друзьям?

  2. Друг рассказывает вам о своих невзгодах. Дадите ли вы ему понять, что вас это мало интересует?

  3. Если ваш партнёр слабо играет в какую-либо игру, будете ли вы иногда поддаваться, чтобы сделать ему приятно?

  4. Часто ли вы говорите приятное людям, чтобы поднять настроение?

  5. Любите ли вы злые шутки?

  6. Долго ли вы помните неприятности, которые вам доставили ваши друзья?

  7. Сможете ли вы терпеливо выслушать даже то, что вас совершенно не интересует?

  8. Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы оппонента?

  9. Охотно ли вы выполняете просьбы окружающих?

  10. Можете ли вы подшучивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?

  11. Охотно ли вы пишите письма своим друзьям?

  12. Часто ли вы звоните своим друзьям, чтобы поддержать их?

  13. Являетесь ли вы сторонником смертной казни?

  14. Могли бы вы помочь пьяному человеку?

  15. Любите ли вы маленьких детей?

  16. Считаете ли вы, что шумных собак надо бить?

  17. Сможете ли вы подойти к другу после ссоры первым?

  18. Охотно ли вы даёте читать свои книги знакомым?


Обработка результатов

Используя данный ключ, подсчитывается количество полученных баллов.



Вопрос

Вариант ответа

Вопрос

Вариант ответа

да

нет

да

нет

1

1

0

10

0

1

2

0

1

11

1

0

3

1

0

12

1

0

4

1

0

13

0

1

5

0

1

14

1

0

6

0

1

15

1

0

7

1

0

16

0

1

8

0

1

17

1

0

9

1

0

18

1

0


От 0 до 6 баллов. Общение с вами людям не совсем приятно, так как вы редко доверяете им. Видимо, на основании своего жизненного опыта вы пришли к выводу, что не стоит быть особенно добрым, так как другие этого не оценят и могут отплатить злом. Но это серьёзное заблуждение. Будьте более доброжелательны и добры, и у вас будет больше друзей.

От 7 до 12 баллов. Ваша доброта – вопрос случая. Вы бываете добры далеко не со всеми людьми. Это не так уж плохо, но будьте более внимательны в своих отношениях с окружающими, более терпимы и добры даже с теми, кого совсем не знаете.

От 13 до 18 баллов. Вы умеете общаться практически со всеми людьми. Вы по-настоящему доброжелательны и добры. Вы не отталкиваете от себя тех, кто имеет другие взгляды, но никогда не пытайтесь всем угодить.

Приложение № 6

Изучение ценностных предпочтений школьников. Метод «Недописанный тезис»

Хорошая жизнь – это…



  • жить в своё удовольствие,

  • нет никаких проблем,

  • любовь, много друзей,

  • жизнь, прожитая не зря,

  • достаток, счастье,

  • когда ни в чём не нуждаешься,

  • когда не болеешь,

  • безбедная жизнь,

  • когда ты здоровый, умный, богатый, счастливый и всеми уважаемый,

  • когда спокойно в мире.

Быть человеком – значит…

  • не зазнаваться,

  • вести себя достойно,

  • иметь честь и совесть,

  • при любых обстоятельствах оставаться человеком, не предавать,

  • быть справедливым,

  • быть в ладу с окружающими,

  • помогать другим,

  • быть уважаемым человеком,

  • хорошо относиться к людям.

Самое главное в жизни - …

  • быть счастливым,

  • дружить,

  • быть здоровым,

  • получить хорошее образование,

  • многое успеть,

  • не тужить,

  • найти свою дорогу, хорошо устроиться,

  • моя мама,

  • стать настоящим человеком,

  • ценить то, что тебя окружает,

  • совершать добрые поступки.

Плохо жить без…

  • хлеба,

  • еды,

  • любви,

  • друга,

  • семьи,

  • родителей,

  • взаимопонимания,

  • матери,

  • денег,

  • общения,

  • школы.