страница 1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Природа дала человеку два оружия интеллектуальное и нравственное. Просвещённый интеллектуальный - страница №1/1
![]() Утверждено: «___» ____________2008 год Директор школы:____________ ПРОГРАММА БЕЗ ДОБРЫХ ДЕЛ НЕТ ДОБРОГО ИМЕНИ Разработчик классный руководитель 8 класса Светлана Владимировна Синдеева 2008 год
Природа дала человеку два оружия – интеллектуальное и нравственное. Просвещённый интеллектуальный разум облагораживает, укрепляет и усиливает нравственные чувства человека. Нравственность человека проявляется только в одном – в его поступках, а поступки происходят от характера и помыслов. Нравственное воспитание молодёжи является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу такой невозвратимый и невосполнимый урон, что при недостатках другого характера (например, телесного) большего вреда обществу нанести невозможно. Духовные болезни становятся неизлечимыми и более пагубными, чем болезни тела. Человек должен в совершенстве владеть законами нравственности. Нравственность должна стоять впереди и вести за собой интеллект. Наиболее характерной чертой старшего подростка является противоречие поведения, потому что они уже не дети, но ещё не юноши. И в этом противоречивом положении и напряжённом состоянии он находится 1,5 – 2 года. Работа с подростком в этот период включает в себя скрытую помощь: анализируя социальные проблемы, педагог инициирует самостоятельное осмысление подростком себя «среди других». В эти годы нарастания физических сил, переизбытка энергии и потенциальной конфликтности со взрослыми и с самим собою социальная ориентация позволяет акцентировать его внимание на духовных проблемах. Нравственное взросление детей проходит несколько стадий. Некоторые индивиды так и не достигают взрослого уровня нравственности, в то время как другие проявляют моральную зрелость в отрочестве. Скорость прохождения детьми этапов нравственного развития зависит от уровня интеллекта, общества, в котором они живут, и от принятых в нём традиций воспитания детей. Под воздействием воспитания и накопления жизненного опыта личность в своём сознании концентрирует достижения нравственной культуры общества, в результате человек в традиционных ситуациях поступает сообразно нравственным нормам, а с другой стороны, в свои действия включает творческие элементы сознания – нравственный разум, интуицию, что способствует принятию благовоспитанного решения в проблемной ситуации. Рассматривая проблему нравственного воспитания ребёнка, можно сделать вывод, что формирование нравственности неразрывно связывается со свободой его внутреннего мира, с неограниченной жаждой познания окружающего мира, понимания смысла жизни. Посредством выработки социальных норм, социально значимых качеств личности создаётся образ сообщества, в котором превыше всего ценятся свобода и любовь, терпимость и взаимопонимание, добро и сочувствие. Идея программы Чем выше человек по умственному и нравственному развитию, тем он свободнее, тем большее удовольствие доставляет ему жизнь. А. П. Чехов
Аристотель Человек не может жить без цели, без идеалов, без морали, если он хочет быть достойным своего звания. Качества эти не врождённые, и не генетический код передаёт их. Их нужно воспитывать. Цель программы: содействовать развитию интеллектуального и нравственного потенциалов личности посредством создания благоприятной среды для саморазвития и самовыражения. Задачи программы:
Сроки реализации программы: 2008 – 2010 г. г. Этапы реализации программы: 1 этап «Будем внимательнее друг к другу» 2008 – 2009 г. г. 2 этап «Надо человеком быть» 2009 – 2010 г. г.
Понятий словарь Нравственность – совокупность норм, определяющих поведение человека. Мораль – свод правил нравственности Справедливость – понятие о должном, связанное с исторически меняющимися представлениями о неотъемлемых правах человека. Этика – учение о правилах поведения человека. Добро – положительное начало в нравственности. То, что хорошо, полезно, приятно. Красота –привлекательная наружность. То, что производит художественное впечатление. Любовь – чувство привязанности, основанное на общности интересов, идеалов. Истина – идеал познания, заключающийся в совпадении мыслимого с действительностью, в правильном понимании объективной действительности. То, что соответствует действительности. Содержание программы
Результативность В мае 2007 г. и в сентябре 2008 г. было проведено тестирование воспитанников «Размышление о жизненных ценностях» (Приложение № 3) с целью выявить нравственную воспитанность учащихся. В тестировании 2007 г. принимали участие 9 учеников (3 девочки, 6 мальчиков), в тестировании 2008 г. принимали участие 12 учащихся (3 девочки, 9 мальчиков). Результаты тестирований изображены в виде диаграммы.
А – учащиеся, демонстрирующие достаточный уровень нравственной воспитанности. Б – учащиеся, имеющие нравственную позицию, близкую к общепринятым нормам. В – учащиеся с несформированными нравственными отношениями. Г – учащиеся, ориентированные на некоторую безнравственную, эгоистическую позицию. Сравнительная характеристика показывает наличие положительной динамики. По результатам можно сделать вывод - большая часть учащихся продемонстрировала достаточный уровень нравственной воспитанности. То, что не все воспитанники обладают нравственными позициями, говорит о необходимости продолжения воспитательной работы в данном направлении. Ресурсовое обеспечение программы: Кадровое:
Материальное:
Программно-техническое обеспечение:
Список литературы:
Список приложений:
Приложение № 1 Беседа «Быть добрым и милосердным» Милосердие – это чувство, причём, быть может, самое древнее человеческое чувство. Человек стал человеком не тогда, когда он взял в руки палку и приделал к ней камень, то есть, вооружившись первым топором, а тогда, когда он испытал доброе чувство не только по отношению к своему, но и чужому – из чужой семьи, из чужого племени, когда он пожалел человека не за то, что он свой, а за то, что он человек. Добро – положительное начало в нравственности. То, что хорошо, полезно, приятно. Добрые чувства проявляются у людей в детстве: это человечность, ласка, внимательность, сочувствие. Они рождаются в труде, заботах о людях и животных, восхищении красотой окружающего мира. Чувство милосердия вечно, слово милосердие старо, как мир, но в наш современный язык оно вошло совсем недавно, вошло как новое, обновлённое слово, как потерянная и вдруг найденная величайшая драгоценность. И сегодня, если бы составляли частотный словарь русского языка, то слово милосердие заняло бы, возможно, одно из первых мест по частоте употребления. Как воспитать милосердие и доброту в человеке? Милосердие – это милость сердца. Милость, любовь, нежность, мягкость. Немилосердный – жестокий, ожесточённый, ожесточившийся, способный принести боль, не чувствующий боли другого, не замечающий её, пренебрегающий ею. Чужая боль, чужое несчастье, чужая потеря, чужое падение – вот на что обращено милосердие. Как научиться чувствовать чужую боль? Научиться страдать от чужой боли, то есть сострадать. Милосердие – это сострадание. По смыслу слова оно имеет дело лишь с бедой, несчастьем, с трагедией. Посмотрите, о каких страшных фактах насилия сообщают газеты, сколько вандализма мы видим вокруг себя. То, что можно сломать и разбить – сломано, разбито, там, где можно написать похабное слово – оно написано. Иногда кажется, будто растёт какое-то особо жестокое поколение. Древнегреческий философ Демокрит сказал: «У людей зло вырастает из добра, когда не умеют им управлять и надлежащим образом пользоваться». Доброта без разума пуста. Милосердие и доброта – естественные чувство, их невозможно вызвать нарочитой ситуацией... Их невозможно вызвать и упрёками: “Ну, почему ты такой злой? Ну, как ты можешь? Ну, неужели у тебя нет сердца? Ну, неужели тебе меня не жалко?”. Если бы к милосердию можно было приучать, как к мытью рук, – человечество было бы в тысячу раз добрее. Но в том-то и трудность, что милосердие и доброта не воспитываются нашими обычными приёмами – наградами и наказаниями, упрёками и похвалами. Ни угрозой, ни наказанием, ни наградой милосердие не воспитывается. А как же? Делай добрые дела, не требуя награды, не упоминай о них, не хвастай ими. Всегда помни о тех, кто сделал тебе добро, будь благодарным. Чувство благодарности – показатель интеллигентности и доброты человека. Считается, что милосердие и доброта воспитываются любовью к животным. Наверное, это так. Если ребёнок мучает в детстве животных, можно со стопроцентной гарантией утверждать, что позже он будет мучить и людей, только по-другому. Соприкосновение с живыми рождает живые чувства. Но заметим, что собаку или кошку жалеть легче, чем человека, потому что собака и кошка, как правило, не приносят зла, не обижают хозяина, не предают его, а с человеком случается всякое. Необходимо научиться любить тех, кто вас любит и хорошо к вам относится. Но сложнее научиться любить всякого. Чувствовать всякого. Как научиться ощущать боль живого? Оно живое, значит, ему может быть больно. Всё живое чувствует боль. Живым можно назвать того, кто чувствует боль. Всё, что не чувствует боли, – камень, мёртвый камень. Человек, не чувствующий боли, – не человек, а мертвец, камень. Одно из главных человеческих качеств – умение сопереживать. Сопереживать, сострадать кому-то и в горе, и в радости, и не только человеку. «Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой» (А. П. Чехов). А разве не бывает жалко сломанную и брошенную яблоневую ветку, сорванный и брошенный цветок, раненую птицу, хромающую собаку, любое больное животное? Добрый человек всё это замечает. Причём не только глазами, но и сердцем, сердце вообще причастно ко всем человеческим поступкам. Правильно ли, что милосердные дети растут только у милосердных родителей? Взрослые часто немилосердны друг к другу, не прощают ни малейшей оплошности. Надо изменить отношения между взрослыми, и тогда будут меняться отношения между детьми, будет меняться их отношение к жизни. Но пока отношения не изменились – положение безнадёжно? Ничего не выйдет? Нет, вспомните, ведь даже при самых жестоких условиях и обстоятельствах совершались милосердные поступки. Но, пожалуй, не стоит уповать на случай. Необходимо работать над собой и помнить, что все ваши слова, действия, поступки отражаются на людях. Проверяйте всегда: не причиняете ли вы людям, окружающим вас, неприятность, боль, обиду. Старайтесь жить так, чтобы людям было легче, когда вы рядом. Милосердие и доброта – это не слабость, а сила, что это чувство сильных людей, способных прийти на помощь. «Нам бы про душу не забыть. Нам бы немножко добрее быть… Мы один раз, уж так случилось, живём на земле. Ну так и будь ты повнимательнее друг к другу, подобрее». (В. М. Шукшин) Приложение № 2 Тест «Умеете ли вы слушать» Отметьте ситуации, вызывающие у вас неудовлетворение, досаду или раздражение при беседе с любым человеком.
Если количество ситуаций, вызывающих у вас досаду и раздражение, составляет: 15 – 20. Вам необходимо кропотливо работать над собой и учиться слушать. 9 – 14. Вам присущи некоторые недостатки, вы критически относитесь к высказываниям, но вам ещё недостаёт некоторых достоинств хорошего собеседника; избегайте поспешных выводов, не заостряйте внимание на манере говорить, не притворяйтесь, не ищите скрытый смысл сказанного, не монополизируйте разговор. 3 – 8. Вы хороший собеседник. Но иногда отказываете партнёру в полном внимании. Повторяйте вежливо его высказывания. Дайте время высказать свою мысль полностью, приспосабливайте свой темп мышления к его речи и можете быть уверены, что общаться с вами будет ещё приятнее. 0 – 2. Вы отличный собеседник. Вы умеете слушать. Ваш стиль общения может стать примером для окружающих. Приложение № 3 Тест «Размышления о жизненных ценностях» Цель теста – выявить нравственную воспитанность учащихся. Для успешного выполнения теста необходима тишина, анонимность (возможно лишь указать половую принадлежность). Учащимся предлагается выбрать один из трёх предложенных ответов и отметить его каким-либо значком. ТЕСТ
Обработка данных Количество выборов, сделанных школьниками в каждом случае, необходимо подсчитать и выразить в процентном отношении к общему числу учащихся. Ответы под номерами 10, 17, 21, 25, 26 из подсчёта исключаются. Показателем, свидетельствующим о достаточной нравственной воспитанности учащихся и сформированности ориентации на «другого человека», служит количество выборов от 13 и более в следующих вариантах: А. Сосчитать на вопросы 1, 4, 14, 15, 27, 29, 30. Б. Сосчитать на вопросы 5, 7, 13, 16, 18, 20, 22, 23, 28. В. Сосчитать на вопросы 2, 3, 6, 8, 9, 11, 12, 19, 24, 31. Показателем, свидетельствующем о некоторой безнравственной ориентации, эгоистической позиции, служит количество выборов от 13 и более в следующих вариантах: А. Сосчитать на вопросы 2, 3, 5, 7, 8, 12, 13, 16, 18, 20, 22, 23, 24, 31. Б. Сосчитать на вопросы 1, 4, 6, 9, 11, 19, 27, 29, 30. В. Сосчитать на вопросы 14, 15. Показателем, свидетельствующим о несформированности нравственных отношений, неустойчивом, импульсивном поведении, служит оставшееся количество выборов, где предпочтение явно не обнаруживается. Приложение № 4 Упражнение «Самодиагностика нравственных позиций» Учащимся необходимо в таблице 1 выбранное для себя качество подчеркнуть горизонтальной чертой в левой части таблицы («Себе») вместе со всеми буквами, стоящими против строчки предпочтительного качества; выбранное для других качество отчеркнуть вертикальной чертой в верхней половине таблицы («Другим») вместе со всеми буквами вертикальной колонки. На пересечении вертикальной и горизонтальной линий стоит одна из букв А, Б, В, Г. Этой буквой обозначается характерный тип нравственного самоутверждения.
Обработка данных. Как правило, все принимающие участие в игре-тесте желают развить в себе такие качества, как сила воли, выдержка, уверенность. Однако считают, что другим в первую очередь не достаёт доброжелательности, искренности, сопереживания. Следовательно, другие ждут от нас доброжелательности, сопереживания, а мы идём в другом направлении в своих желаниях, стремимся к формированию в себе жёстких черт, отдаляясь от ожиданий окружающих.. Рекомендации по нравственному самоутверждению Тип А. Вам недостаёт твёрдости и решительности. Ваше окружение также не отличается способностями принимать ответственные решения. Вам необходимо стать твёрже и решительнее вместе со всеми, кто вас окружает. Тип Б. Вам необходимо прежде всего утвердиться самому, что возможно сделать только в более мягком окружении. Нравственная оценка решительных поступков окружающих вас людей часто не совпадает с вашими идеалами. Это мешает вашему общению с людьми. Сменить своё «окружение» сложно или просто невозможно, а вот изменить своё отношение к окружающему миру необходимо. Тип В. Вам прежде всего необходимо смягчить свой нрав, помогая утвердиться другим. Отношение к себе как к эталону мешает понять других. Вам необходимо учиться воспринимать окружающих вас людей безоценочно, видеть их такими, какие они есть на самом деле. Тип Г. Желательно, чтобы вы стали мягче с окружающими. Вам нелегко, окружение «вам сродни». Если вы будете владеть собой, то и окружение изменится по отношению к вам. Основная ваша задача – учиться доброжелательности и сопереживанию. Приложение № 5 Тест «Добрый ли я?» Все люди очень разные… одни готовы отдать последнее своему другу и просто знакомому; у других и снега зимой не допросишься. А к какой категории относитесь вы сами? Всегда ли вы внимательны и добры к окружающим? На предложенные вопросы необходимо ответить «ДА» или «НЕТ». ТЕСТ
Обработка результатов Используя данный ключ, подсчитывается количество полученных баллов.
От 0 до 6 баллов. Общение с вами людям не совсем приятно, так как вы редко доверяете им. Видимо, на основании своего жизненного опыта вы пришли к выводу, что не стоит быть особенно добрым, так как другие этого не оценят и могут отплатить злом. Но это серьёзное заблуждение. Будьте более доброжелательны и добры, и у вас будет больше друзей. От 7 до 12 баллов. Ваша доброта – вопрос случая. Вы бываете добры далеко не со всеми людьми. Это не так уж плохо, но будьте более внимательны в своих отношениях с окружающими, более терпимы и добры даже с теми, кого совсем не знаете. От 13 до 18 баллов. Вы умеете общаться практически со всеми людьми. Вы по-настоящему доброжелательны и добры. Вы не отталкиваете от себя тех, кто имеет другие взгляды, но никогда не пытайтесь всем угодить. Приложение № 6 Изучение ценностных предпочтений школьников. Метод «Недописанный тезис» Хорошая жизнь – это…
Быть человеком – значит…
Самое главное в жизни - …
Плохо жить без…
|