Примерная программа учебной дисциплины - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Примерная программа учебной дисциплины химия 4 788.04kb.
Примерная программа учебной дисциплины право для профессий начального... 1 192.06kb.
Примерная программа учебной дисциплины экономика для профессий начального... 1 210.34kb.
Примерная программа учебной дисциплины русский язык для профессий... 1 238.7kb.
Программа учебной дисциплины «Государственная и муниципальная служба» 1 350.69kb.
Программа учебной дисциплины «Теория и практика стратегического управления». 2 438.13kb.
Программа учебной дисциплины 1 84.09kb.
Программа учебной дисциплины 1 160.25kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы социальной медицины»... 3 634.96kb.
Программа учебной дисциплины «Разработка управленческих решений» 9 2245.91kb.
Программа учебной дисциплины общая технология производства 1 219.85kb.
Малая рериховская библиотека 8 1083.21kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Примерная программа учебной дисциплины - страница №1/1

примерная ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы автоматизации производства

2010г.


Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) профессии начального профессионального образования (далее НПО) 220703.02 Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике
Организация-разработчик: ГОУ СПО Губернский колледж г.Сызрани
Разработчики:

_______________________________________________________________________



Ф.И.О., ученая степень, звание, должность

Паросова Ирина Анатальевна, преподаватель общетехнических дисциплин, высшей категории

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность

_________________________________________________



Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО)

Заключение Экспертного совета №____________ от «____»__________20__ г.



номер
©

©

©

©

©

СОДЕРЖАНИЕ





стр.
  1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ







  1. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ




  1. условия реализации примерной программы учебной дисциплины




  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины







1. паспорт примерной ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

__________________________________________________________________

название дисциплины
1.1. Область применения программы

Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии НПО 220703.02 Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике



1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина «Основы автоматизации производства» принадлежит к общепрофессиональному циклу
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • Производить настройку и сборку простейших систем автоматизации;

  • Использовать в трудовой деятельности средства механизации и автоматизации производственного процесса

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • Основы техники измерений

  • Классификацию средств измерений

  • Контрольно-измерительные приборы

  • Основные сведения об автоматических системах регулирования

  • Общие сведения об автоматических системах управления

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 63 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 42 часа;

самостоятельной работы обучающегося 21 час.


2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

45

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

30

в том числе:




Лабораторные и практические работы

16

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

15

в том числе:




Работа с учебником, конспектом лекций, ресурсами сети Интернет

7

Подготовка рефератов

8

Итоговая аттестация в форме экзамена



2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины Автоматизация производства


наименование

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

Раздел 1.

Элементы автоматики




12




Тема 1.1. Классификация и параметры элементов автоматики

Содержание учебного материала

2

  1. Классификация на пассивные и активные элементы автоматики. Классификация элементов по выполняемым функциям и в зависимости от вида энергии на входе и выходе.

  2. Общие параметры элементов автоматики: коэффициент передачи, чувствительность и погрешность.

2

Самостоятельная работа обучающихся: изучение конспекта лекций и работа с ресурсами сети Интернет

1

Тема 1.2.

Датчики

Содержание учебного материала

4




  1. Назначение и классификация датчиков. Основные параметры датчиков.

  2. Потенциометрические датчики: конструкция, разновидности и схемы включения.

  3. Тензометрические датчики: проволочные, фольговые, полупроводниковые. Конструкция и принцип действия датчиков, области применения.

  4. Датчики реактивного сопротивления: индуктивные и ёмкостные. Назначение, конструкция и принцип действия.

  5. Пьезоэлектрический датчик. Конструкция, назначение и области применения пьезодатчиков.

  6. Фотоэлектрические датчики. Назначение и конструкция простейшего фотодатчика. Классификация фотодатчиков, их достоинства и недостатки.

  7. Датчики специального назначения: радиолокационные, ультразвуковые, вибрационные, датчики давления и другие.

2

Лабораторные работы:

Исследование потенциометрических датчиков



2

Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка к лабораторным и практическим занятиям, оформление отчетов по выполненным работам

2

Тема 1.3. Переключающие элементы и устройства

Содержание учебного материала

2




  1. Классификация реле. Статические и динамические характеристики и параметры реле.

  2. Электромагнитные реле постоянного тока (нейтральные и поляризованные). Их конструкция и принципы работы.

  3. Особенности реле переменного тока. Безъякорные реле на герконах.

  4. Контакторы и магнитные пускатели, их особенности и области применения.

  5. Бесконтактные переключающие устройства на транзисторах и тиристорах, их преимущества.

2

Практические занятия: Изучение устройства и работы контактных переключающих устройств

автоматики



2

Самостоятельная работа обучающихся: работа с учебником и ресурсами сети Интернет. Подготовка к практическим занятиям, оформление отчета по выполненной работе

1

Тема 1.4. Усилительные и преобразовательные устройства

Содержание учебного материала

2




  1. Сравнивающие устройства. Преобразователи АЦП и ЦАП. Классификация усилителей.

  2. Электронные, пневматические и гидравлические усилители. Поршневой пневмоусилитель

  3. типа сопло-заслонка и гидроусилитель золотникового типа, принципы работы, их сравнение.

2

Лабораторные работы: Исследование преобразователей АЦП и ЦАП

2

Самостоятельная работа обучающихся: работа с учебником .Подготовка к практической работе, оформление отчета по выполненной работе

1

Тема 1.5. Исполнительные элементы

Содержание учебного материала

2




  1. Требования к исполнительным двигателям. Электродвигатели постоянного тока и асинхронные. Электромеханические исполнительные элементы. Способы управления электродвигателями постоянного и переменного тока. Регулировочные характеристики. Сравнение этих двигателей.

  2. Пневматические и гидравлические исполнительные элементы.

2

Самостоятельная работа обучающихся: Работа с учебником и ресурсами сети Интернет

1

Раздел 2. Технологические измерения и контрольно-измерительные приборы




18




Тема 2.1.

Основные метрологические понятия

Содержание учебного материала

2

  1. Понятие о метрологическом обеспечении промышленного предприятия. Основные понятия и определения техники измерений. Виды погрешностей измерений и классы точности приборов.

  2. Метрологические требования обеспечения качества изделий.

2

Самостоятельная работа обучающихся: Заполнение таблицы: Метрологические требования к качеству изделий. Работа с учебником и ресурсами сети Интернет

1

Тема 2.2. Дистанционные передачи контролируемых величин

Содержание учебного материала

2




  1. Определение системы дистанционной передачи и её состав. Общая характеристика первичных преобразователей (датчиков), вторичных приборов.

  2. Разновидности каналов связи. Оптоволоконные линии связи.

2

Самостоятельная работа обучающихся: Работа с учебником и ресурсами сети Интернет. Подготовка реферата «Применение оптоволокна при организации каналов связи»

1

Тема 2.3.

Измерение температуры

Содержание учебного материала

4




  1. Классификация приборов измерения температуры. Температурные шкалы. Понятие о термометрах расширения. Манометрические термометры: газовые, жидкостные и парожидкостные. Принцип действия, конструкция, выбор и особенности установки манометрических термометров.

  2. Термопреобразователи сопротивления. Принцип действия и измерительная схема.

  3. Измерительные (вторичные) приборы, работающие в комплексе с преобразователями сопротивления: неуравновешенный и уравновешенный мосты, логометр.

  4. Термоэлектрический преобразователь. Понятие о термоэлектрическом эффекте. Типы и особенности применения термоэлектрических преобразователей

2

Лабораторные работы: Исследование логометра

2

Самостоятельная работа обучающихся: Работа с учебником и ресурсами сети Интернет. Подготовка к лабораторной работе, оформление отчета по выполненной работе

2

Тема 2.4.

Измерение давления и разрежения

Содержание учебного материала

2




  1. Единицы измерения давления в системе СИ, внесистемные единицы. Виды измеряемого давления: барометрическое, абсолютное, избыточное. Классификация приборов измерения давления по роду измеряемой величины и принципу действия.

  2. Общая характеристика жидкостных приборов. Пружинные и мембранные приборы. Упругие элементы пружинных приборов.

  3. Грузопоршневые и электрические манометры, их принцип действия и особенности применения.

  4. Пневматические датчики давления и вторичные приборы.

  5. Условные обозначения приборов и схемы систем автоматического контроля давления

2

Самостоятельная работа обучающихся: Изучение условных обозначений приборов, применяемых для измерения давления и разрежения

1

Тема 2.5.

Измерение количества и расхода материалов

Содержание учебного материала

2




  1. Классификация приборов измерения количества и расхода материалов.

  2. Измерение количества жидкостей и газов. Счётчики скоростные, объёмные. Выбор, установка и эксплуатация счётчиков на химических предприятиях.

  3. Измерение расхода жидкостей, газов и паров. Классификация расходомеров. Расходомеры переменного перепада давления, принцип измерения и схема расходомерной установки.

  4. Расходомеры постоянного перепада давления, принцип измерения. Стеклянные ротаметры. Ротаметры с пневматическим и электрическим выходными сигналами. Выбор расходомеров, основные правила их установки и эксплуатации.

  5. Общая характеристика электромагнитных расходомеров.

  6. Дозирование твёрдых и жидких материалов. Виды дозаторов: механический, объёмный, весовой и насос-дозатор.

  7. Условные обозначения приборов и схемы систем автоматического контроля количества и расхода материалов

2

Практическая работа: Исследование, настройка расходомеров

2

Самостоятельная работа обучающихся: Работа с учебником. Изучение условных обозначений приборов, применяемых при измерении количества и расхода материалов

1

Тема 2.6.

Измерение уровня жидких и сыпучих материалов

Содержание учебного материала

2




  1. Классификация приборов для измерения уровня. Уровнемеры для жидкостей. Общая характеристика визуальных, поплавковых, буйковых, пьезометрических, гидростатических, электрических и других уровнемеров.

  2. Уровнемеры для твёрдых сыпучих материалов. Общая характеристика весового и механического уровнемеров.

  3. Условные обозначения приборов и схемы систем автоматического контроля уровня

2

Практическая работа: изучение устройства и настройки уровнемеров

2

Самостоятельная работа обучающихся: Работа с учебником. Изучение условных обозначений приборов, применяемых при измерении уровня жидких и сыпучих материалов

1

Тема 2.7.

Контроль качественных показателей материалов

Содержание учебного материала

2




  1. Измерение концентрации жидкостей. Методы измерения: кондуктометрический, оптический, электрометрический. Общая характеристика кондуктометров.

  2. Оптические приборы контроля концентрации жидкостей.

  3. Измерение плотности жидкостей. Виды приборов для измерения плотности жидкостей по принципу действия.

  4. Измерение влажности. Методы контроля влажности газов и твёрдых тел.

  5. Измерение вязкости жидкостей. Методы измерения и общая характеристика вискозиметров

2

Практическая работа: измерение влажности, вязкости и концентрации различными методами

2

Самостоятельная работа обучающихся: Работа с учебником и ресурсами сети Интернет

1

Тема 2.8. Специальные средства контроля

Содержание учебного материала

2




  1. Газовый анализ. Общая характеристика химических, термокондуктометрических, магнитных и оптических газоанализаторов.

  2. Понятие о хроматографии. Методы жидкостной хроматографии: проявительный анализ, фронтальный анализ, вытеснительный анализ.

  3. Масс-спектрометрия. Последовательность операций при масс-спектрометрическом анализе.

2

Практическая работа: исследование и настройка хроматографа

2

Самостоятельная работа обучающихся: Изучение конспекта лекций и работа с ресурсами сети Интернет

1

Всего:

30




Уровни освоения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. условия реализации программы дисциплины


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета - лаборатории: Автоматизация производства


Оборудование учебной лаборатории:

-рабочее место преподавателя;

- посадочных мест по количеству обучающихся;

-стулья;


-доска классная;

-стеллаж для моделей и макетов;

-шкафы для моделей и макетов;
Приборы и устройства

-датчики


-исполнительные механизмы

-контактные устройства

-осциллограф

-хроматограф



Учебные наглядные пособия:

- комплекты учебно-наглядных пособий по дисциплине:



  • плакаты и таблицы по изучаемым темам программы


Действующая нормативно-техническая и технологическая документация:

-правила техники безопасности и производственной санитарии;

-инструкции по эксплуатации приборов и устройств автоматики
Технические средства обучения:

-персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением;

-мультимедийный проектор с проекционным экраном;

- Стенд «Основы автоматики»( Стенд позволяет изучить основы систем автоматики (реле, интегральные микросхемы, а также реализовать системы автоматизации управления двигателями и технологическими объектами на основе релейных и логических элементах, а также интеллектуальном реле).

- комплект учебного оборудования «Промышленные датчики»(модуль «Датчики технологической информации»; модуль «Датчики механических величин»; комплект бесконтактных конечных выключателей; лазерный и ультразвуковой дальномеры)

- комплект учебного оборудования «Релейно-контакторные схемы управления асинхронного двигателя с фазным ротором и синхронного двигателя» (РКС-АДФР-СД):

- комплект учебного оборудования «Релейно-контакторные схемы управления двигателя постоянного тока» (РКС-ДПТ);

- комплект учебного оборудования «Средства автоматизации и управления — СЕНСОР» для изучения промышленных средств автоматизации (САУ-СЕНСОР)

- Учебно-исследовательский комплекс «Исполнительные устройства мехатронных систем»


3.2. Информационное обеспечение обучения


Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Королев Г.В. Основы автоматизации. - М.: Высшая школа, 1990

Мелюшев, Ю. К. Основы автоматизации химических производств и техника вычислений – М.: Химия, 1982

Староверов А.Г. Основы автоматизации производства. - М.: Машиностроение, 2000.

Чеквасин А.Н., Семин В.Н., Стародуб К.Я. Основы автоматики. - М.: Высшая школа, 2000


Дополнительные источники:

Шувалов, В.В. и др. Автоматизация производственных процессов в химической промышленности – М.: Химия, 1991

Квартин, М. И. Электромеханические и магнитные устройства автоматики – М.: Высш. шк., 1978

Трофимов, А. И. Справочник слесаря КИП и А – М.: Энергоатомиздат, 1986

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины


Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине, обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков.

Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Формы и методы промежуточной аттестации и текущего контроля по учебной дисциплине самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения обучающихся не позднее начала двух месяцев от начала обучения.


Результаты

(освоенные умения, усвоенные знания)



Формы и методы контроля

уметь:

  • Производить настройку и сборку простейших систем автоматизации;

  • Использовать в трудовой деятельности средства механизации и автоматизации производственного процесса

знать:

  • Основы техники измерений

  • Классификацию средств измерений

  • Контрольно-измерительные приборы

  • Основные сведения об автоматических системах регулирования

  • Общие сведения об автоматических системах регулирования




Практическая работа
Лабораторная работа

Тестирование

Контрольная работа

Устный опрос