«Придаточные определительные» - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
«Придаточные определительные» - страница №1/1


МОУ «Дмитриевская средняя общеобразовательная школа»




ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

(По художественному фрагменту

И.А. Бунина)

Учитель русского языка и литературы

Кисленко Е.В.
2008 год
Тема: Комплексный анализ текста.
Цель урока: - Продолжить формирование и закрепление у учащихся навыков работы с текстом; повторить основные речеведческие понятия; закрепить изученное по теме « Придаточные определительные »;

- развивать навыки анализа и общения, творческие способности учащихся;

- воспитывать патриотические чувства и эстетический вкус учащихся.

Наглядность: портрет И.А. Бунина, высказывание А. Блока о Бунине, репродукции картин русских художников, план КАТ, толковый словарь, распечатки текстов.

Методы и приёмы: Слово учителя, выразительное чтение, беседа, анализ текста.
Ход урока.


  1. Вступительное слово учителя о целях и задачах урока.

- Тема нашего урока – комплексный анализ текста.

- Сегодня мы будем анализировать художественный фрагмент И.А.Бунина, на основе которого разберём особенности строения текста, его лексику, орфографию и синтаксис.



- Запишите в своих тетрадях число, классная работа, комплексный анализ текста.

- Ребята, с Буниным-поэтом, с Буниным- прозаиком вы встречались раньше. Давайте вспомним, какие его произведения вы изучали?



( В 5 классе – стих-я . В 7 классе – « Лапти », « Цифры ».)

Каждый рассказ и каждое стихотворение замечательного писателя подобно магниту, притягивает силой и живописностью слова.



2.Слово учителя о писателе (авторе текста).

- Ребята, вы знаете, что Бунин - почти наш земляк. Он родился в Воронеже, где прошло его детство и юность.

Оглядываясь на прожитое, уже в: Париже он написал: « Рос я в великой глуши. Пустынные поля, одинокая усадьба среди них Зимой – безграничное снежное море, летом – море хлебов, трав и цветов… и вечная тишина этих полей, их загадочное молчание…» это место навсегда сохранило очарование у впечатлительного Бунина.

Бунин – мастер русского пейзажа. Он понимал, что значит в жизни людей Природа, что это не лирические « отступления », а сама жизнь. Сам он природу, по собственному признанию, воспринимал чутко, как « зверь »:

« Зрение у меня было такое, что я видел все семь звёзд в Плеядах, слухом за версту слышал свист сурка в вечернем поле, пьянел, обонял запах ландыша или старой книги…». Потом это на всю жизнь останется для него образом Родины.


Как сказал А.Блок: « Так жить и любить природу, как умеет Бунин, мало кто умеет…».

И действительно, его произведения с описанием природы - поток впечатлений, чувств, настроений. У него всегда: рассказ – наблюдение, рассказ – впечатление. В этом вы сможете убедиться, прочитав его текст.



Перед вами картины русских художников: Саврасова, Левитана, Васильева, Яценко, - хорошо знакомые пейзажи. Они помогут вам лучше понять и представить ту красоту русской природы, которую описываем в своём тексте И.В.Бунин.

3.Анализ текста.

- Итак, давайте вместе прочитаем текст. Сначала прочитаем глазами, про себе. И подумаем, какое настроение надо передать при чтении текста Бунина.



- Прочитали. А теперь послушаем выразительное чтение текста, которое.

Как будем читать? С каким настроением? С грустным. Вдумайтесь в его содержание. Выразительное чтение.…Спасибо!

- О чём этот текст, то есть какова его тема? (тема – вечер в поле).

- В чём заключается главная мысль текста Бунина? ( Главная мысль – ощущения грусти, печали от того, что наступают сумерки, красота вечера меркнет).

- Как озаглавим текст?



( Печальная картина; Красота русского вечера; Вечер в поле; Вечер; Печальная красота).

- Запишите те заголовки, которые вам ближе.

- Следующая наша задача: определить, сколько смысловых частей , то есть микротем, в тексте?

(Четыре.)

- Итак, работая в парах, озаглавьте эти микротемы, то есть составим план из названных предложений.

- О чём говорится в 1- ой микротеме? Назовите ключевые слова?...

План (Записывают в тетрадь)


  1. Вечер в поле.

  2. Меркнущий блеск вечера.

  3. Сумрак летней ночи.

  4. Печальная картина.

- А теперь подумаем над вопросом: к какому типу речи относится данный текст?



( Описание, т.к. цель автора текста описать грусть уходящего летнего вечера).

- К какому, на ваш взгляд, стилю речи относится этот текст?



( Данный отрывок – это текст художественного стиля).

- Укажите особенности ( признаки) этого стиля, которые вы видите в тексте?



( Мы видим, что слово в буниском тексте не только несёт определённое сообщение, но также служит цели эстетического воздействия на нас читателей при помощи художественных образов.

Бунин – художник рисует тонкую картину природы наступления вечера, как воспринимает это явление человек.

Бунинская картина живописна, поэтому речь образная, эмоциональная. В ней используется конкретная лексика: вечер, поля, сумрак ночи, лозняки…

Средства художественной выразительности разнообразны. Это метафоры: блеск вечера, голова месяца, архипелаг облаков, черта земли.

Это олицетворяя: вечер встречает, засинели поля, уходит солнце, сумрак падает…это эпитеты: печальна картина, бледный месяц, мёртвая тишина, старая дорога.

Это сравнения: сумрак, точно кто сеет; холодно, как в погребе, солнце-шар.)

- Почему в тексте так много глаголов настоящего и прошедшего времени?

Как это связанно с содержанием текста, его стилем?

( Особую роль выполняют глаголы настоящего времени: встречает, падает, пахнет и др. Они позволяют передать динамику происходящих в природе изменений).

- Обратимся к ещё одной особенности этого текста – лексике.

В данном отрывке вам встретились непонятные слова – это архипелаг, сегмент.

- Давайте обратимся к толковому словарю и объясним лексическое значение этих слов с помощью словарных статей.



Архипелаг – группа близко расположенных друг к другу морских островов.

Сегмент – часть шара, отделённая секущей плоскостью.

- Сколько значений имеет слово сегмент? В каком значении оно употребляется в нашем тексте?

- Запишите толкование этих слов.

- Ребята, посмотрите ещё раз в текст. Всё ли вам в нём понятно? (Меланхолично засинели)

Подберём к слову меланхолично синонимы грустно, печально, тоскливо, мрачно.

Запишем их.



Придорожные лозняки (ивовые кустарники), старорусское что-то старинное, из прежних веков.

-Толкование этих слов помогут вам лучше понять содержание данного текста.

-Ребята, как вы уже, наверное, заметили, орфография нашего текста богата и разнообразна. Но мы рассмотрим только орфограмму – дефисное написание слов разных частей речи.

- Найдите и назовите в тексте такие слова: далеко-далеко, мутно-малиновый, откуда-то.

- Почему именно эти слова? Да потому что я заметила, что это орфограмма вызывает у вас затруднение.

Составьте таблицу дефисных написаний, используя эти примеры.



Далеко-далеко, мутно-малиновый (цвет), откуда-то.

…. с заданием справились. Будем надеяться, что впредь вы не будите допускать ошибок в словах с орфограммой дефисное написание.



- Посмотрите ещё раз на бунинский текст и скажите, какие предложения вы встретили?

( Безличные, ССП, СПП, ПРс одн чл.)

- Какова роль восклицательных предложений в последнем абзаце?



(Они передают состояние настроения души автора).

- Благодаря этим предложениям прозаический текст И.А.Бунина приобретает определённый ритм, это способствует созданию художественного образа.

- Повторим синтаксис.

Задание: Выпишите из текста СС, помогающие представить описание природы, опираясь на образец разбора СС.

(Встречавший в поле (упр.))

( гл.+сущ. В П.п. с предл.)…….

- Каждый пример записываем на доске.



- Следующие задание, также требует вашего внимания и знаний.

- Найдите предложение, соответствующее схеме.

, К-Х
- Пользуясь этим примером, расскажите о придаточных определительных?

(Теория.)



Выполните синтаксический разбор этого предложения. Продолжаем работу по синтаксису.

Замените в 3 абзаце во 2 предложении причастный оборот придаточным предложением. Определите вид придаточного. Подчеркните грамматическую основу предложения и укажите какими частями речи она выражена.



Задание каждому ряду.

- Объясните пунктограмму в 1 предложении? Начертите его схему. Объясните пунктограмму в 1 предложении, 2 абзаца?

Объясните пунктограмму предпоследнего предложения в 3 абзаце?

Вывод: Заметили, что синтаксис делает нашу речь более выразительной и богатой.

Итог урока.

Вся работа с текстом помогла нам понять мастерство художника слова, создавшего своеобразную картину вечера в русском поле, наполненную грусти.

В чём заключается это мастерство?

( Автор использует богатую лексику, разнообразные синтаксические конструкции, с помощью которых передает состояние природы и души человека. Текст богат словесными средствами.)

Автор – тонкий художник, который умеет уловить минутное состояние воздействия природы на душу. У Бунина – человек слит с природой, является его частью.

Но на этом наша встреча с Буниным не закончилась, мы с ним ещё встретимся в 9 классе.

Домашнее задание. Выставление оценок.

- Дома я предлагаю вам написать сочинение – описание по картине Крымова «Зимний вечер» и хотелось бы, чтобы лексика и синтаксис вашей работы были такими же богатыми и разнообразными, как у Бунина.



- Найти и выписать описание природы в произведениях русских писателей.