Преподаватель Титов Владимир Николаевич - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Финансы и кредит. Преподаватель: Шишкин Роман Николаевич 1 47.13kb.
«История первобытного общества», «История средних веков», «История... 1 111.97kb.
Рабочий лист к уроку «Владимир Святославович. Крещение Руси» Страница... 1 25.79kb.
1 Алексей Николаевич Толстой 2 Лев Николаевич Толстой 3 Алексей Константинович... 1 31.6kb.
Современное состояние экологии почвенного плодородия в апк РФ титов Г. 1 139.14kb.
Преподаватель спецдисциплин по профессии «Повар, кондитер» огоу нпо... 1 102.52kb.
Преподаватель: Карасева Ю. В 1 420.62kb.
Практикум по метрологии, стандартизации, сертификации владимир 2005 А. 6 1236.2kb.
1. Тарлакова И. В.(преподаватель экономических дисциплин) 1 216.63kb.
Тема №1 Владимир Ильич Ленин 1 65.26kb.
Владимир Георгиевич Жданов Светлана Ивановна Троицкая 18 2262.89kb.
Одесская государственная морская академия центр подготовки и аттестации... 5 849.12kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Преподаватель Титов Владимир Николаевич - страница №1/1

Лекция 1

9.01.07

Преподаватель – Титов Владимир Николаевич.

Спасибо большое Ане Зудиной за лекцию. 
Общая характеристика менеджмента

Менеджмент (от лат. manus – “рука”). В английском языке сначала слово менеджмент обозначало “искусство управления лошадьми”. После промышленной революции в XVIII веке стало означать “управление промышленных организаций на основе методов управления, предполагающих эффективное использование ресурсов” (максимальная экономическая прибыль, увеличение производительности труда и максимальное снижение издержек).


Основные значения понятия “менеджмент”:

  1. Практика управления организацией в условиях рыночной экономики (складывается с появлением первых мануфактур). Сохраняет свою актуальность и для предприятий постиндустриальной эпохи.

  2. Профессиональный слой управленцев в организации

Менеджмент как субъект управления: те, кто осуществляет управленческую деятельность в организации.


Институциональный уровень: (топ-менеджеры) – CEO (chief executive officers). Исполнительный директор, генеральный директор, (вице-) президент.

Основная задача: выработка стратегии, определение места фирмы в отрасли, методов конкурентной борьбы, контроль за организацией.



Функциональный уровень: им делегированы полномочия в реализации стратегии в определенной области: маркетинговая, произв., НИОКР, НК – руководители функциональных департаментов.

Основная задача: разработка и претворение в жизнь различных программ.



Операционный уровень: линейные менеджеры.

Основная задача: притворить календарные графики, планирование, осуществление планирования компанией в текущем режиме, конкретизация программ.

Начальник цеха, участка, смены, бригадир, супервайзер.


  1. Менеджмент как совокупность научных знаний и методов управления организацией. Менеджмент как наука.

Выдвижение гипотезы, процедуры наблюдений, выработка рекомендаций. Появился в конце XIX века. – Первая школа менеджмента - “школа научного менеджмента”.

Базировалась на наблюдении, эксперименте, накоплении и обобщении фактов.

Приемник – “Новая школа науки и управления” – конец 1940-х гг.: набор инструментов управления, научные модели теории очередей, сетевого управления, программирования.


  1. Менеджмент как искусство управления организацией.

Искусство – способ познания окружающей реальности, противоположный науке. Использование интуиции, образного мышления.

Появилась эта трактовка <=



    • современная организация находится в крайне неопределенной и изменчивой внешней среде, с трудом поддающейся прогнозированию.

    • менеджмент – управление людьми, социальными отношениями в организации и в ее внешней среде. Человеческий фактор приносит свои неожиданности, сложность и неопределенность


Г. Одиорне: “Экзистенциальный менеджмент”

Менеджер постоянно находится в ситуации экзистенциального выбора. А выбор – в текущем режиме не на основе расчетов и прогнозов. Менеджер управляет на основе интуиции и бытового опыта.



Основные подходы к управлению:

3 основных подхода:

  1. Процессный

Управление – непрерывно взаимосвязанный набор функций.




Планирование – определение целей и способов их достижения (стратегических, практических, оперативных).

    • Где находится организация?

    • Куда необходимо прийти?

    • Что необходимо сделать?

Организация – проектирование организационной структуры (логическая взаимосвязь между уровнями организации и их функциями) и выбор модели организации работ. Благодаря структуре, каждый понимает свою власть, ответственность, свои задачи и способы взаимодействия с другими.

Мотивация – определение потребностей контрагентов, подчиненных и нахождение таких способов удовлетворения этих потребностей, которые бы помогали в достижении организационных целей.

Контроль – выявление соответствия достигнутых результатов с запланированными.
Впервые подход представлен в административной школе менеджмента (появ. в начале XX в.) – А. Файоль.

Связующие функции (присутствуют при всех 4ех: планировании, организации, мотивации, контроле):



  • принятие решений

  • коммуникация

  • лидерство




  1. Системный

Появился в 1940-е гг. под влиянием общей теории системы и кибернетики Н. Виннера. Рассмотрение организации как сложной, открытой системы (поддерживает определенные отношения с внешней средой, существует обратная связь: о нужности продукта, его достаточности и т.д.):



Способы определения эффективности организации:

Питер Ф. Друкер: эффективность понимается двояко.

  • Производительность – способность делать вещи правильно.

  • Результативность – способность делать правильные вещи.

Также можно рассматривать эффективность на входе: налаживание контакта с поставщиками ресурсов; на выходе: с посредниками, маркетинговыми сотрудниками; внутри: обучение и производительность труда работников, использование различных ресурсов компании.

Эффективность отношений компании с внешней средой: (“подход с точки зрения стейкхолдеров”). Стейкхолдеры – поставщики, государство, клиенты, потребители, маркетинговые посредники, общественные организации, партнеры, институциональные инвесторы). Эффективность как способность организации добиваться удовлетворения интересов стейкхолдеров и интересов самой компании.


Теория очередей, модели линейного программирования, управления запасами и т.д. – рассмотрение организации как целостности, состоящей из подсистем.


  1. Ситуационный (случайностный)

С начала 1960-х гг. – развитие и конкретизация системного подхода.

Впервые о ситуационном подходе – Р. Моклер.

Моклер считал, что капиталистическая экономика характеризуется возросшим уровнем неопределенности внешней среды (конкуренция на глобальном уровне) => невозможно предлагать универсальные методы управления как при научном менеджменте, нужны специфические способы решения специфических проблем (специфична внутренняя и внешняя среда любой компании).

Необходимо изучать внешнее окружение, выделять стейкхолдеров, выявлять их интересы и находить способы удовлетворения интересов. =>



Стратегический менеджмент. Для разработки стратегии необходим анализ внешней и внутренней среды, которые специфичны для каждой конкретной организации. После этого совместить сильные стороны компании с ее возможностями, осознание препятствий для достижения целей.

SWOT (Strength, Weaknesses, Opportunities, Threats).
Сущность управления

Генри Минцберг проводил в 1970-е гг. исследования видов деятельности менеджера в современной организации (ожидаемые от него роли). Выделил 3 основные группы ролей – суть управления труда.

  • Межличностные роли

  • Информационные роли

  • Роли, связанные с принятием решений.


Ролевые проявления:

Межличностные роли:

  • Главный руководитель (символический представитель организации)

  • Связующее звено (обеспечение координации взаимодействия внутри организации)

  • Лидер (оказывает влияние, мобилизует социальную энергию других людей).


Информационные роли:

  • Приемник информации (собирает информацию о состоянии внешней среды)

  • Передатчик информации (передает информацию тем, кто принимает более конкретные решения)

  • Представитель (представляет информацию об организации во внешнюю среду).


Роли, связанные с принятием решений:

  • Предприниматель (способен находить новые возможности для использования ресурсов)

  • Устраняющий проблемы

  • Ведущий переговоры (с поставщиками, партнерами, заключение контрактов)

  • Распределитель ресурсов

Модель Минцберга используется для проведения диагностики организации.



Объект управления

Объект управления в менеджменте – организация.



Ч. Бернард: организация – специфическая социальная система, совокупность двух и более людей, определенным образом взаимодействующих между собой для реализации общей цели.
Основные характеристики организации:

  1. Вертикальное и горизонтальное разделение труда.

Вертикальное: уровни управления с различным объемом полномочий, ответственности и характером решений (общие/конкретные)/

Горизонтальное: четкое понимание своего места, набора задач и способа взаимодействия с другими сотрудниками.

  1. Централизация – сосредоточение властных полномочий и прав принятия решений на верхнем уровне. Однако полное отсутствие власти на других уровнях => отсутствие гибкости и оперативности в принятии решений => необходимость баланса.

  2. Формализация (уровень определения и конкретизации полномочий сотрудников. Определенный уровень формализации необходим, он защищает ее от произвольных решений – по Веберу)

  3. Сложность (наличие набора взаимосвязанных целей)