Предмет микро и макро экономики - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
V1: Предмет, принципы и задачи экономики домашнего хозяйства и окружающего... 2 467.81kb.
1. (предмет статистики) Статистика финансов изучает законодвижение... 1 70.83kb.
Граф научных интересов 1 18.84kb.
Всемирная финансовая паутина 1 61.57kb.
Вопросы к экзамену по дисциплине «Региональная экономика» 1 32.67kb.
Предмет, задачи, методы исследования, основные категории экономической... 1 24.03kb.
Актуальность темы исследования. В условиях рыночной экономики каждое... 1 315.11kb.
Экзаменационные вопросы по «Экономике отрасли» 1 49.37kb.
Тема общие экономические проблемы и основные понятия экономической... 4 644.11kb.
Функции страхования Микро уровень 1 113.98kb.
Жизнь леса. Лес – природное сообщество 1 53.71kb.
Рабочая учебная программа по предмету одб. 04 «История» на 117 часов 2 526.37kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Предмет микро и макро экономики - страница №1/2


  1. Предмет микро и макро экономики.

Непосредственным предметом микроэкономики являются: экономические отношения, связанные с эффективным использованием ограниченных ресурсов; принятие решений отдельными субъектами экономики в условиях экономического выбора.

В микроэкономике особое значение имеет изучение следующих вопросов:



  • экономическое поведение людей, которое закрепляется в адекватных институтах и общественных структурах. В качестве ключевых институтов выступают рынок, собственность и государство;

  • принятие экономическими субъектами решений и реализация ими соответствующих экономических действий;

  • проблема выбора одного из альтернативных вариантов; она ставит вопрос о редкости благ и их ограниченности.

Главная задача экономических субъектов микроэкономики заключается в том, чтобы осуществить экономический выбор, обусловленный ограниченностью ресурсов. В любом обществе ограниченность ресурсов вынуждает делать выбор с целью решения следующих вопросов:

  • что производить и в каком объеме;

  • каким образом производить избранные виды благ;

  • кто получает то, что произведено;

  • какой объем ресурсов использовать для текущего потребления и какой - для будущего.

Современная микроэкономика изучает, как решаются вышеназванные четыре основных вопроса.

Предметом макроэкономики выступает вся экономика страны, а также процессы, затрагивающие интересы большинства хозяйствующих субъектов. Ее предметом является и экономическая политика государства, точнее, правительства, нацеленная на поддержку рыночного механизма, развитие экономики и повышение благосостояния граждан.

В качестве хозяйствующих субъектов выступают домохозяйства и предприятия. Появляются новые участники – это все иностранные хозяйствующие субъекты, которые можно объединить терминами «заграница», «государство».


  1. Экономические законы, их значение и применение в экономической жизни общества.

Экономические законы — устойчивые, существенные причинно-следственные, повторяющиеся взаимосвязи между экономическими явлениями и процессами.

Спрос, предложение, количество товара и его цена на рынке взаимосвязаны. При прочих равных условиях цена на товар тем выше, чем больше на него спрос и чем меньше предложение. Обычно устанавливается равновесие между предложением, спросом и ценой. Закон окончательно сформулировал в 1890 году Альфред Маршалл.




Спрос — одна из сторон рыночного ценообразования отражает желание приобрести определённый объём товаров по данной цене.

Закон спроса — отражает обратную зависимость между ценой и количеством товара.


Неценовые факторы влияющие на спрос:

1. Уровень доходов в обществе.

2. Размеры рынка.

3. Мода, сезонность.

4. Наличие товаров-субститутов (заменителей)


Предложение — отражает желание производителей представить на рынок определённое количество товаров по данной цене.

Закон предложения — при прочих равных условиях, при повышении цены, объем предложения товара увеличивается и наоборот.

Факторы влияющие на предложение:

1. Наличие товаров заменителей.

2. Наличие товаров-комплементов (дополняющих).

3. Уровень технологий.

4. Обьём и доступность ресурсов.


  1. Общественное производство и его факторы.

Общественное производство и его основные факторы

Основой и условием человеческой жизни является потребление материальных благ. Поэтому главной задачей людей во все времена было и остаетсяматериальное производство. Производство – это процесс воздействия на вещество природы с целью видоизменить и приспособить к своим нуждам.

И все же любое производство, в том числе и современное, включает в себя и предполагает взаимодействие 3 основных факторов: труд,предметы труда и средства труда.

1)Труд - совокупность физических и умственных способностей человека, его способность к труду, являющаяся главным факторомпроизводства в любом обществе. Для того, чтобы осуществлялся процесс пр-ва, рабочая сила всякий раз должна приводиться в действие, иначе говоря,потребляться. Позднее английский экономист Петти скажет, что труд – отец богатства, а земля его мать.

2)Все то на что направлена деятельность человека, что составляет материальную основудля будущего продукта – это предметы труда. Прежде всего - это ресурсы. Ресурсы бывают материальные, денежные (капитал) и экономические(иногда называютфактором производства). Время – это особый невосполнимый ресурс.

3)Средства труда – вещь или комплекс вещей, с помощью которых человек воздействует на предмет труда, с целью их преобразования.Существуют всеобщие средства труда – дороги, здания, каналы, земля.

Производство это взаимодействие всех факторов. Результатом производства является совокупный общественный продукт. Постоянное повторениепроцесса производства называется воспроизводство. Воспроизводство бывает простое, расширенное, суженное. Простое – когда объем производства повторяетсяв том же объеме постоянно. Расширенное – когда объем производства из года в год возрастает. Суженное - когда повторяется в усеченном объеме.

Факторы производства – труд, капитал, земля и предпринимательские способности.



Взаимосвязь производства, распределения, обмена и потребления

Экономика любой страны состоит из множества отраслей: промышленность, сх, строительство и т. д. Внутри этих отраслей есть предприятия гиганты, средние, мелкие и мельчайшие. Они и составляют общественное производство. Производство бывает материальным и нематериальным (образование, здравоохранение).

Производство это главное звено воспроизводства. Между производством и потреблением существует сложная связь. При всей важности производства оно имеет смысл лишь тогда, когда служит потреблению. Производство ради производства бессмысленно. Потребление образует цель и одновременно движущий мотив производства. Потребление диктует социальный заказ производству, предопределяет объём, структуру и качество общественного продукта. Появление потребления в решающей степени обусловлено самим производством.

Распределение и обмен являются связью между производством и потреблением, образуют своеобразных механизм их взаимодействия.

Все эти стадии не существуют сами по себе, изолированно друг от друга, а образуют части единого целого. Производство – исходный пункт, с которого начинается всё движение. Распределение само входит в производство в виде распределения средств производства и соответственно членов общества по сферам и отраслям производства, экономическим регионам, предприятиям. В то же время распределение решает проблему: что делить и как делить. Обмен является связью между пр-вом и распр-ем, с одной стороны, и потр-ем – с другой. Обмен, как и расп-ие, совершается и в самом пр-ве, и вне его, представляя собой самостоятельную функцию в движении продукта.

Потр-ие является завершающей стадией движения продукта. Именно здесь реализуется его потребительная стоимость. Как писал Маркс, платье становится действительно платьем лишь тогда, когда его носят. Потр-ие бывает 2 видов: производственное потребление – сжигание угля в паровом двигателе, - и личное потр-ие, в процессе которого пища, одежда, жильё, предметы культурно-бытового назначения используются человеком для удовлетворения своих потребностей.



  1. Социально-экономическая сущность собственности. Частная и общественная собственность.

Стержневым в системе экономических отношений является собственность на средства производства. Она определяет социально-экономический строй общества.

Собственность- это присвоение, обретение чего-то в свою власть, в свою принадлежность. Власть находится у того, кто является собственником.

Собственность характеризуется с точки зрения социально-экономического содержания:

1.Присвоение факторов производства.

2.Способ соединения работников со средствами производства (продажа (наём) рабочей силы).

3.Хозяйственное использование материальных средств: собственник (сам) сдает в аренду, лизинг (передает).

4.Экономический механизм реализации собственности - означает: получение дохода и его использование.

Юридическое содержание собственности (относится ко всем видам собственности):

1.Владение.

2.Пользование.

3.Распоряжение.

Формы собственности:

С развитием общества формы собственности меняются, они становятся более разнообразными. С развитием орудий труда, технологий изменяются и формы их использования, связанные с теми или иными видами собственности. Ручные орудия труда - частная собственность, индивидуальное использование. Машинное производство - крупная частная собственность.

ВИДЫ ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Существует много видов частной собственности. Например, твоя одежда, твои пластинки, книги, дом твоих родителей, автомобиль, компьютер, кухонные приборы, инструменты — это частная собственность, которую ты видишь и можешь использовать. Это личная частная собственность.

Другая разновидность частной собственности включает в себя заводы, фабрики, лаборатории, магазины и все, что входит в понятие «частное предприятие». Такая частная собственность не обязательно принадлежит одному человеку. Ею может владеть группа лиц. Частная собственность не всегда принадлежит одному владельцу. Но она всегда принадлежит конкретным людям.

ОБЩЕСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ

Общественная собственность противоположна частной собственности. Общественной собственностью владеет правительство, а чиновники контролируют ее.

Одно из главных различий между свободным и не вполне свободным обществами заключается в соотношении общественной и частной собственности. В тоталитарном обществе, при диктатуре вся собственность общественная. Правителям принадлежит все — даже граждане их страны.

При капитализме большая часть или вся собственность является частной. При социализме наоборот — большая часть или вся собственность является общественной собственностью. Ею владеют люди, составляющие правительство.

Капитализм иногда называют свободным частным предпринимательством потому, что в идеале при капитализме люди должны быть абсолютно свободны во владении собственностью и в создании предприятий на ее основе.



  1. Товарное производство, его отличия от натурального хозяйства.

Товарное производство - тип организации хозяйства при котором полезные продукты создаются для их продажи на рынке. Товарному хозяйству присущи следующие основные черты.

Во-первых, это хозяйство является открытой системой организационно-экономических отношений. Здесь работники создают полезные продукты не для собственного потребления, а для продажи их другим людям. Весь поток новых вещей выходит 'за пределы каждой производственной единицы и устремляется на рынок для удовлетворения спроса покупателей.

Во-вторых, производство товаров основано на разделении труда. Его развитие зависит от того, насколько углубляется специализация (обособление) работников, предприятий на выпуске отдельных видов продуктов или частей сложных изделий. Такое явление объективно вызывается техническим прогрессом, а последний, в свою очередь, получает больший толчок при разделении труда. Отсюда понятно, что - в отличие от натурального производства - товарное хозяйство открывает широкий простор действию всеобщего экономического закона разделения труда. В соответствии с этим законом экономика прогрессирует вследствие все большей качественной дифференциации (расчленения) трудовой деятельности, что ведет к обособлению и сосуществованию различных ее видов. В итоге возникает несколько форм разделения труда: международное (между странами), общее (между крупными отраслями народного хозяйства - земледелием, промышленностью и т.д.), частное (деление внутри крупных отраслей на подотрасли, виды производства) и единичное (внутри предприятий - на разные их подразделения). Таким образом, неразрывная связь товарного производства с разделением труда, а стало быть, с прогрессом техники - одно из его несомненных преимуществ по сравнению с натуральным хозяйством.

В-третьих, товарному хозяйству присущи косвенные, опосредованные связи между производством и потреблением. Они развиваются по формуле "производство - обмен - потребление". Изготовленная продукция сначала поступает на рынок для обмена на другие изделия (или на деньги) и лишь затем попадает в сферу производительного и личного потребления. Рынок подтверждает или не подтверждает необходимость изготавливать данную продукцию для продажи. Именно через обмен устанавливаются экономические отношения типа "субъект (товаропроизводитель) - товар - деньги - субъект (покупатель)."    

Значит, товарное хозяйство - это система организационно-экономических отношений, благодаря которой создается все возрастающее многообразие продуктов, предназначаемых для обмена на рынке на другие изделия.

Товарное хозяйство - такие общие организационно-экономические связи, которые могут обслуживать самые различные социально-экономические системы. Однако при этом объем и значение производства товаров и их обмена совсем не одинаковы. В силу этого товарное хозяйство имеет исторический характер: оно существенно изменялось на протяжении всей истории.

Прежде всего важно выявить генезис (происхождение) товарного производства. Одной из причин его появления является общественное разделение труда. Начало здесь было положено крупным общественным разделением труда: первым (обособление в сельском хозяйстве земледелия и животноводства) и вторым (выделение ремесла из сельского хозяйства).

Другой причиной является хозяйственное обособление людей для изготовления какого-то продукта. Данное-организационно-экономическое отношение органически дополняет общественное разделение труда: человек выбирает какой-то вид работы и превращает его в самостоятельную деятельность. Это, конечно, усиливает его зависимость от других товаровладельцев и порождает необходимость обмениваться разнородной продукцией, устанавливать хозяйственные связи через рынок.

Хозяйственное обособление людей тесно связано с формами собственности на средства производства. Так, оно является наиболее полным и даже абсолютным, когда товаропроизводитель - частный собственник. В меньшей мере обособление достигается, если какое-то имущество отдается в аренду - временное владение и пользование: тогда на какой-то период устанавливается монополия хозяйствования арендатора. Но одна частная собственность сама по себе не порождает товарно-рыночное хозяйство, как это видно на примере натурального производства при рабовладельческом и феодальном строе.

Между тем формы собственности имеют прямое отношение к становлению видов товарного производства. В зависимости от степени развития отношений собственности и организационно-экономических отношений образуются два вида товарного производства. Исторически первым было простое товарное хозяйство крестьян и ремесленников, использующих при изготовлении продуктов свой труд и сравнительно простые орудия. В этом случае из-за низкой выработки работников сфера товарного производства и обращения развита недостаточно и зачастую соседствует с натуральным хозяйством, занимающим главные позиции в экономике. При капитализме появляется развитое товарное хозяйство, при котором наступает конец господству натурального производства, все продукты превращаются в товары. Предметом купли и продажи становится также труд, рабочие руки.



На стадии классического капитализма развитое товарное хозяйство приняло всеобщий характер, поскольку все создаваемые полезные блага принимали товарную форму. Но на современной стадии производства под воздействием научно-технической революции, развития социальной инфраструктуры и участия государства в экономике выделился нетоварный сектор. В него вошло производство благ, в продвижении которых в сферу потребления не участвует рынок (это - фундаментальные научные исследования, бесплатные виды образования, основная продукция военно-промышленного комплекса и др.). Как мы увидим в следующем параграфе данной темы, нетоварные вещи и. услуги, составляют особый класс благ.

  1. Товар и его свойства. Величина стоимости товара.

Исходными экономическими категориями товарного производства, а, следовательно, и рынка является товар и деньги.
Товар - благо (продукция, услуги), которое удовлетворяет потребности человека и предназначено для обмена, для реализации на рынке.
Товар обладает двумя основными свойствами: потребительской стоимостью и стоимостью.
Потребительская стоимость - совокупность свойств товара, связанных непосредственно как с самим товаром, так и сопутствующими услугами, определяющих его способность удовлетворять потребности человека. Она составляет вещественное содержание богатства.
ПС относится ко всем продуктам(сырьё и т.д.)
ПС составляет вещественное содержание богатства.
Потребительская стоимость товара:
1.должна быть создана трудом;
2.должна удовлетворять потребности не ее создателя, а других людей;
3.должна обмениваться на другой товар(механизм купли-продажи). Товар должен обладать способностью обмениваться на другие товары.
Меновая стоимость - количественное соотношение, пропорция, в которой обменивается один товар на другой.
Т1 = Т2; Т1 = 2Т3
Один товар имеет множество меновых стоимостей.
Основой обмена одного товара на другой является стоимость - то общее, что свойственно всем товарам, а именно затраты труда. Труд, воплощенный или овеществленный в товаре, и представляет его стоимость. Это внутреннее свойство товара. Меновая стоимость является формой выражения этой стоимости.
Труд товаропроизводителя выступает в виде конкретного труда, затрачиваемого в виде определенной, целесообразной формы (труд слесаря, пекаря, сапожника), и абстрактного труда (общечеловеческого). Абстрактный труд создает стоимость. Разделение труда товаропроизводителя на конкретный и абстрактный труд обусловлено противоречием товарного хозяйства, выступающим в виде противоречия между частным и общественным характером труда.
Величина стоимости товара определяется не только затратами живого труда, но и овеществленного труда. Определяется общественно необходимыми затратами(существует разная квалификация призводителей) - средние условия производства, организация производства, ср. квалификация сотрудников, техническая оснащенность. Общественно необходимые затраты совпадают с индивидуальными затратами тех товаропроизводителей, которые реализуют на рынке основную долю товаров того или иного рода
ВС зависит от производительности труда.
Производительность труда - эффективность, результативность труда, измеряется:
1.затратами труда (рабочего времени) на единицу продукции;
2.количеством продукции за единицу рабочего времени.
ПТ зависит от квалификации, специализации и многих других факторов. Основным фактором повышения ПТ является использование НТП. 2 - квалификация, 3 - организация производства.
Интенсивность труда - затраты труда в единицу рабочего времени. Простой труд - не квалифицированный, сложный - квалифицированный, требует специальной подготовки.

  1. Деньги, их сущность и функции.

Деньги как феномен хозяйственной жизни издавна привлекали к себе внимание. В ходе развития экономической мысли существенно менялись позиции относительно того, что такое деньги и для чего они нужны.

Например, в трудах меркантилистов золото и серебро рассматривались как предметы, которые по самой своей природе наделены свойствами денег.

В противоположность меркантилистам, видевшим в деньгах богатство, физиократы считали, что деньги нужны обществу как средство обращения. Накопление денег они считали вредным, поскольку при этом деньги покидают сферу обмена и не выполняют этой своей роли.

В работах представителя английской классической буржуазной политической экономии У. Петти деньги анализируются с позиций трудовой теории стоимости. Он рассматривает деньги как товар, служащий всеобщим эквивалентом, стоимость которого зависит от количества затраченного на него труда. Кроме того, Петти ставит вопрос о количестве денег, необходимом для обращения, и он близко подходит к правильному его пониманию. В трудах А. Смита деньги выступают как "великое колесо обмена".

Большой вклад в исследование природы денег и закономерностей денежного обращения внес К. Маркс. Он дал обоснование их земного происхождения, впервые показал, что деньги есть результат исторического развертывания форм стоимости.

Существует множество подходов к определению денег. Деньги можно определить как особый товар, служащий всеобщим эквивалентом. Данная формулировка сохраняет свою актуальность в течение длительного времени, хотя в современной экономической литературе встречаются и другие формулировки, в которых обычно указывают на отдельные их функции или свойства.

Деньги – металлические и/или бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле-продаже и выполняющие роль всеобщего эквивалента, т.е. выражающие стоимость всех других товаров и обмениваемые на любой из них.

Сущность денег лучше всего проявляется в их функциях. В целом можно выделить пять классических функций денег.



  • Деньги как мера стоимости – приравнивание товара к определенной сумме денег, что дает количественное выражение стоимости товара. Стоимость товара, выраженная в деньгах, является его ценой. Функция меры стоимости реализуется на основе масштаба цен. С его помощью цена товара как показатель величины стоимости приобретает выражение в определенных денежных единицах.

  • Деньги как средство обращения позволяют платить владельцам ресурсов и производителям таким товаром (деньгами), который может быть использован для покупки любого другого товара или услуги, имеющихся на рынке. Как средства обмена деньги позволяют национальной экономике избежать неудобств бартерного обмена.

  • Деньги как средство образования сокровищ. Если товаропроизводитель, продав свой товар, в течение длительного времени не покупает другой товар, то деньги, изъятые из обращения, оседают и могут выполнять функцию средства образования сокровищ.

  • Деньги как средство платежа. В силу ряда обстоятельств товары не всегда могут продаваться за наличные деньги. Поэтому возникает необходимость купли-продажи товаров в кредит, т.е. с отсрочкой платежа. Если товар продается в кредит, то средством обращения служат не сами деньги, а выраженные в них долговые обязательства (например, векселя). Однако по истечении срока кредита покупатель, являющийся одновременно должником, обязан уплатить продавцу – кредитору сумму денег, выраженную в долговом обязательстве. Являясь орудием погашения долгового обязательства, деньги тем самым выполняют функцию средства платежа. Деньги как средство обращения служат мимолетным посредником в обмене товаров; в качестве средства платежа деньги являются завершающим звеном в процессе обмена и выступают как самостоятельное воплощение товарной стоимости. Деньги функционируют как средства платежа не только при оплате купленных в кредит товаров, но и при погашении других обязательств, например, при возврате денежных ссуд, внесении арендной платы за землю, уплате налогов.

  • Мировые деньги – предполагается использование денег в ходе осуществления международных операций. Долгое время функцию мировых денег выполняло золото. После первой мировой войны эту функцию наряду с золотом стали выполнять национальные валюты развитых стран – доллар США, английский фунт стерлингов, французский франк. В настоящее время появились различные международные средства расчетов, заменяющие золото.

  1. Денежное обращение и его законы.

Денежное обращение - это непрерывное движение денег. В своем развитии денежное обращение прошло три исторических этапа:
золотомонетный тип. На этом этапе денежная единица любой страны имела золотое содержание или обеспечение;
золотобумажный тип денежного обращения. Бумажные деньги пришли двумя путями: а) порча монет. Казначейские векселя, то есть обязательства государственной власти, которые свободно обменивались на серебряные и медные монеты; б) через коммерческий вексель, то есть обязательства отдельного промышленника или торговца уплатить в определенный срок деньги за полученные в кредит товары. Позже банкноты стали выпускать банки. Банкнота обеспечивается государством золотом, драгоценными металлами и другими активами государственного банка.
Банковский тип денежного обращения. Он характеризуется тем, что бумажные деньги, никак не связаны с золотом.
Сегодня функционируют так называемые банковские деньги, то есть основная масса операций по покупке и продаже товаров совершается без участия денег (безналичный расчет) или с помощью кредитных карточек.
Количество денежных знаков, необходимых для обращения, определяется законом денежного обращения.
Сколько денег нужно для обращения:
К = (сумма цен товаров - продажа в кредит - взаимопогашаемые платежи + возврат кредита)/скорость оборота денежной единицы. В упрощенном виде:
К = (масса реализуемых товаров * средняя цена товара)/ скорость оборота денежной единицы.
При избыточном эмитировании денежных знаков происходит инфляция.
В России общая масса денег - 12% от ВНП.
Движение денег при выполнении ими своих функций в наличной и безналичной формах представляет собой денежное обращение. Денежное обращение зависит от обращения денежной единицы. У нас 6 оборотов за год. Зависит от цен и количества товаров.
Кд=СЦ-ПК-ВП+ВК/ О
где Кд - количество денег для обращения и платежа
СЦ - сумма цен реализуемых товаров и услуг
ПК - продажа в кредит
ВП - взаимопогашающие платежи
ВК - возврат кредита
О - число оборотов денежной единицы
Закон денежного обращения, открытый К.Марксом, устанавливает количество денег, нужное для выполнения ими функций средства обращения и средства платежа.
Количество денег зависит от количества проданных на рынке товаров и услуг, уровня цен и тарифов и скорости обращения денег.
Скорость обращения денег определяется числом оборотов денежной единицы за известный период, т.к. одни и те же деньги в течение определенного периода постоянно переходят из рук в руки, обслуживая продажу товаров и оказания услуг.
Денежная масса - совокупность покупательских, платежных и накопленных средств, обслуживающая экономические связи и принадлежащая физическим и юридическим лицам, а также государству. Это важный количественный показатель движения денег.

  1. Экономические блага, их виды.

Благо – это средство для удовлетворения потребностей. Одни из них имеются в почти неограниченных масштабах (например, воздух), другие - в ограниченном размере. Последние называются экономическими благами. Они состоят из вещей и услуг.

Для получения недостающих потребительских благ, как правило, нужны косвенные экономические блага – ресурсы. Классификация благ, так же, как и потребностей, отличается большим разнообразием.



Блага можно подразделить на следующие разделы:

1. Долговременные блага – обладающие способностью возобновляться

2. Недолговременные блага – полностью потребляемые блага

3. Взаимозаменяемые (субституты)

4. Взаимодополняемые (комплиментарные)

5. Настоящие – находящиеся в непосредственном распоряжении экономического субъекта.

6. Будущие – создание которых ожидается.

7. Прямые – непосредственно удовлетворяющие некоторую потребность.

8. Косвенные или производительные – удовлетворяющие какую либо потребность как средство (строения, производственные сооружения, оборудование и т.д.)

Чистое частное благо – это такое благо, каждая произведённая единица которого может быть оценена и продана в пользование каждому конкретному потребителю. Таким образом, каждая проданная единица данного блага приносит пользу только его покупателю и не может быть использована бесплатно кем-либо ещё.

Чистое общественное благо – это такое благо, которое неделимо на отдельные порции в процессе потребления, а потому потребляется коллективно всеми людьми, независимо от того, готовы они оплатить его потребление или нет.

  1. Сущность рынка и его функции.

Р - обмен товарами и услугами, организованный по законам товарного производства и обращения. Это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, отношения спроса и предложения.
Р - совокупность сделок, актов купли-продажи товаров и услуг
Функции рынка:
• Ценообразующая;
• Посредническая;
• Информационная;
• Регулирующая;
• Санирующая (очистка рынка от неконкурентоспособных производителей).
Самуэльсон: "Ни одно правительство не может быть мудрее рынка".
Рынок - это есть совокупность экономических отношений производства и обмена товаров при помощи денег.
Начало учения о рыночной системе хозяйствования положил Адам Смит в работе “О природе и причине богатства народа” в 1776 г. Смит считает, что объективной причиной возникновения рынка является естественная ограниченность производственных возможностей человека.
Адам Смит называл рынок невидимой рукой. Учение Смита нашло свое дальнейшее развитие в трудах Маркса “Капитал”, Ленина “По поводу так называемого вопроса о рынке” и австрийца Ф.Хайека, который определял рынок, как одну из форм спонтанного социального порядка.
Маркс и Ленин утверждали, что в основе рыночных отношений лежит общественное разделение труда.
В рыночной экономике рынок стоит непосредственно между производителями и потребителями, помогает им общаться на языке цен и решать три главных экономических вопроса:
что производить;
как производить;
для кого производить.
В командной системе хозяйства между производителями и потребителями создаются громоздкие необыкновенно дорогостоящие структуры с огромной численностью работников, которые пытаются решать эти три вопроса.
В смешанной экономике между производителем и потребителем стоит рынок с элементами регулирования рыночных отношений.
Товарное производство функционирует в результате действия объективных экономических законов:
закон стоимости;
спроса и предложения;
закон о денежном обращении.
Закон стоимости требует, чтобы обмен товара осуществлялся в соответствии с качеством и количеством труда, затраченного на их производство.
Закон спроса и предложения - это объективный закон, который определяет соотношения между продавцами и покупателями.
Закон денежного обращения регулирует количество денег, которое необходимо обществу в дальнейший исторический период.
Все эти законы способствуют созданию рыночного механизма.
Рыночный механизм - это механизм формирования цен и распределения ресурсов, механизм взаимодействия продавцов и покупателей товара.

  1. Классификация рынков. Структура и виды рынка.

Рынок - это есть совокупность экономических отношений производства и обмена товаров при помощи денег.
Р - обмен товарами и услугами, организованный по законам товарного производства и обращения. Это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, отношения спроса и предложения.
Р - совокупность сделок, актов купли-продажи товаров и услуг
Классификация Р:
Рынки можно разделить по признакам: степень монополизированности(формы конкуренции), меры гос. регулирования, масштабность товарообменных процессов, региональная принадлежность, легальность, виды реализуемых товаров и услуг.
По форме конкуренции: высококонкурентный, немонополизированный, (идеальный), монополистической конкуренции с дифференциацией продукта, олигополистический, дуополистический, монополизированный(чистая монополия).
По виду товара: предметов потребления и услуг; жилой площади, зданий, недвижимости; средств производства(включая землю), имущества; инвестиций; денег и ценных бумаг; рабочей силы(труда, рабочих мест); инноваций, духовного, интеллектуального продукта.
по территориальному признаку(местные, национальные, региональные, мировой);
функциональный признак(оптовый, неорганизованный);
по потребительским товарам(дефицитный-недефицитный, национальные или импортные товары).
Совокупность рынков одной страны наз. Национальным(внутренним) рынком. Он образует сферу обращения национальной экономики. Внутри него могут выделяться региональные рынки.
Классификация по территории: 1. Местный Региональный Национальный Межстрановых объединений Мировой.
Есть организованный, неорганизованный легальный - теневой
Бывают: - потребительский - дефицитный - перенасыщенный
Виды рынков: Рынок товаров и услуг Рынок ценных бумаг Рынок кредитных ресурсов Рынок недвижимости Рынок средств производства Рынок “ноу-хау” и другой информации Рынок труда Финансовый рынок или рынок капитала Рынок ссудного капитала Фондовые биржи
Различаются характером конкуренции: рынок свободной конкуренции чистая монополия (власть одного) монополистическая конкуренция (регулируется государством) олигополия (власть немногих)
Национальные рынки различаются валютой, налогами, национальными стандартами.
Рынок потребительских товаров - это рынок товаров широкого потребления. Он формируется в результате следующих мер:
1.путем развития предпринимательства в сфере производства и сбыта продовольственных и непродовольственных товаров.
2.путем поддержания малых и средних предприятий.
3.налоговое и кредитное стимулирование товаров широкого потребления.
4.переход к свободному ценообразованию на большинство товаров.
5.постепенная отмена дотирования убыточных предприятий.
6.радикальный пересмотр льготного перераспределения товаров широкого потребления.
Формирование этого рынка осуществляется на основе 2-х законов России: “О защите потребительского рынка” от 20.12.91г. “О защите потребителей” от 26.06.91г.
Инфраструктурой потребительского рынка являются магазины, сельские городские рынки, ярмарки, аукционы.
Рынок услуг включает производственные и непроизводственные услуги: транспортные, связи, ремонтные, лизинговые, аудиторские, страховые, юридические, бытовые, культурные.
Рынок потребительских товаров предназначен для продажи обширной группы товаров народного потребления, включая одежду, обувь, головные уборы, парфюмерию, бытовые товары, мебель, , лекарства, отдельные виды стройматериалов, транспортные средства личного и семейного пользования и др. товаров аналогичного назначения.
Рынок бытовых, коммунальных, информационных услуг - это платные услуги по бытовому обслуживанию населения(прачечные, химчистки, парикмахерские, транспортные услуги, услуги связи, охрана), на коммунальные услуги(водо-, тепло-, энерго-, газоснабжение жилищ, обслуживание лифтового хозяйства, поддержание нормального функционирования домов и квартир), услуги по ремонту жилья, бытовой аппаратуры и на информационные услуги(справки, реклама, размножение информации, консультирование, нотариат и т.д.) и др.   

  1. Рыночное равновесие. Спрос и предложение. Эластичность спроса и предложения.

Рыночный механизм-механизм механизм формирования и распределения ресурсов, механизм взаимодействия продавцов и покупателей товаров по поводу установления цен и качества, объема производства, JJ
J структуры .Рыночное равновесие - это когда планы покупателей (спрос) и продавцов (предложение) совпадают так , что при данной цене величина предложения равна величине спроса.
Предложение - это масса товаров и услуг , которые предлагаются для реализации.
Свойства : способность к обмену , способность удовлетворить те или иные конкурентные потребности
Закон предложения : с повышением цен соответственно вырастает и величина предложения с понижением цен сокращается так - же и предложение.
Спрос - количество продукта , которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене из возможных в течение определенного периода цен

Закон об обратной зависимости между изменением цены и спроса на товар является фундаментальным, но слишком общим. Тщательное изучение реакции потребителей на измение условий продажи товара требует боле точных показателей, поскольку на одном рынке незначительное повышение цены может повлечь за собой резкое изменение спроса, а на другом рынке даже более крупное изменение вызовит лишь слабую реакцию со стороны его участников.

Мерой возможного изменения спроса при изменении цены на товар является показатель ценовой эластичности (чувствительности) спроса, или эластичности спроса по цене. Существуют и другие факторы, помимо цены товара A(Pa), к изменению которых спрос (Qa) весьма чувствителен: доход (I) и вкусы потребителей (T), цены товаров-заменителей (Ps), цены сопутствующих товаров (Pc). Все это мы можем записать в виде:

Qa = f(Pa,I,T,Ps,Pc).

Нас интересует, как величина спроса реагирует на изменение цены товара A при прочих равных условиях (ceteris paribus), т.е. при неизменности других факторов. Графически анализ реакции спроса на изменение цен производится движением вдоль кривой спроса. Реакция спроса на изменения других детерминант спроса, помимо цены, отражается в сдвиге кривой спроса.



Ценовая эластичность спроса определяется как соотношение процентного изменения спроса и процентнго изменения цены, вызвавшего изменение спроса:

E = процентное изменение спроса / процентное изменение цены = dQ / dP,

и, соответственно, показывает, на сколько процентов изменится спрос на товар при изменении цены на 1%.

Это выражение можно записать и по-другому:

Ed = (dQ / Q) / (dP / P) = [(Q1 − Q0) / Q0] / [(P1 − P0) / P0],

где Q1-спрос на товар в момент времени 1,а Q0-в момент времени 0.

Эти формулы дают нам количественную меру-коэффициент ценовой эластичности спроса.

Ценовая эластичность спроса-важная характеристика экономического поведения. Её знание позволяет предвидеть, как потребители будут расходовать свой доход и какова будет ценовая стратегия производителей на данном рынке. Если спрос на товар очень эластичен, даже небольшое изменение цены повличёт за собой значительное сокращение потребление товара. Напротив, неэластичный спрос весьма слабо отреагирует даже на заметное удорожание товара. К примеру, спрос на сигареты, особенно среди заядлых курильщиков, неэластичен по цене: как известно, от курения очень трудно отвыкнуть, и, следовательно, повышение цены мало повлияет на поребление сигарет. В тоже время среди молодых курильщиков спрос на сигареты более эластичен: они не успели пристраститься к дурной привычке, и цена остается эффективным средством влиять на их поведение.



  1. Товарные биржи, их функции и механизм функционирования.

Биржа - это торговый посредник, способствующий заключению оптовых сделок между продавцами и покупателями товаров, валюты, ценных бумаг.

ТБ - самостоятельные специализированные негосударственные учреждения для проведения торговых операций по заключению сделок о крупномасштабной продаже и купле материально-вещественных товаров, продающихся по стандартам и образцам. Это регулярно функционирующий, организованный, действующий по определенным правилам и в определенном месте оптовый товарный рынок. Основной предмет сделок на товарной бирже - представленные на ней товары и контракты на куплю-продажу товаров. ТБ призваны: упорядочивать торговлю товарами, оказывать посреднические услуги при заключении сделок, регулировать процесс торга между продавцами и покупателями товара, собирать и публиковать информацию о ценах на биржевые товары.

Брокерские конторы и фирмы наполняют фирму товарными предложениями и способствуют их продвижению к источникам спроса, т.е. к заключению сделок. Брокеры - посредники между продавцом и покупателем товара, соединяют их интересы, и одновременно выступают в роли доверенных лиц как владельцев товара, так и его покупателей. Брокер имеет своё стационарное место на бирже. Лиц, занимающихся биржевым посредничеством за свой счет и от своего имени называют дилерами или джобберами. Это человек или дилерская фирма, проводящие биржевые операции в роли участников сделок.

Механизм функционирования.

Клиент, желающий купить или продать товар через биржу, должен обратиться в брокерскую контору. Заявитель заполняет бланк-приказ и передаёт его полномочному брокеру. Эти стартовые операции могут производиться вдали о самой биржи - в периферийных органах. Затем полномочный брокер передает заявку и отдает указание брокеру-исполнителю счетов, после чего она поступает в центральные органы биржи. В начальной фазе клиент платит гарантийный взнос - маржу(10% от предмета сделки), это залог, который затем возвращается. Принятый заказ на продажу (куплю), поступает в торговую секцию операционного зала, проходя через приемный пульт и регистратуру, и затем пересылается в биржевое кольцо, где и разворачиваются главные события. Наряду с брокерами в торге принимают участие в качестве ведущих и фиксирующих сделки биржевые маклеры.

Участники торгов имеют карточки разного цвета: брокеры - синие или красные, помощники брокеров - желтые, маклеры - зеленые. Путем поднятия карточек или языком жестов брокеры и маклеры общаются в ходе торгов. Торг начинает ведущий маклер с сообщения о товарах, выставленных на продажу. Если сообщение вызвало интерес у брокера-покупателя, он поднимает карточку. После оглашения всего списка и небольшого перерыва начинается обсуждение брокеров-продавцов. Если брокер-покупатель берет всю партию товара, то сразу же фиксируется сделка. Если такого покупателя нет, то обсуждаются встречные предложения брокеров-покупателей об условиях, на которых они согласны приобрести товар или его часть. В случае повторной неудачной попытки заключить сделку она откладывается и рассматривается следующее предложение. При достижении договоренности между Б-продавцом и Б-покупателем - в виде их устного согласия о взаимоприемлемости условий - маклер фиксирует сделку записью в регистрационной карте. Такая регистрация свидетельствует о том, что сделка заключена.


  1. Рынок труда. Индивидуальное и рыночное предложение труда.

Предложение труда индивидом зависит от его желания потреблять большее

количество благ или иметь больше свободного времени, а это в свою очередь

зависит от цены труда, т. е. ставки заработной платы. Очевидно, что между

часами работы и часами досуга существует обратная зависимость: чем больше

времени индивид работает, тем меньше он отдыхает. Поэтому предложение труда

можно анализировать через спрос индивида на досуг.

Объем индивидуального предложения труда - часть суток, отводимая для работы,

- выступает как результат этого распределения. При этом мы предполагаем, что

продолжительность рабочего дня ничем не регламентирована и выбирается самим

работником.

При потреблении досуга и других благ общая полезность растет, а предельная –

падает. Исходя из правила максимизации полезности получаем формулу:

MUH MUI

------ = -----

w P

MUH – предельная полезность досуга



W – «цена» досуга, равная ставке заработной платы

MUI – предельная полезность благ

P – цена благ

Данное равенство относится к последнему часу досуга и к последней единице

потребляемого блага.

Для более детального анализа предпочтения индивидом своего труда можно

воспользоваться кривыми безразличия и бюджетными линиями.

Конкурентный рынок труда отвечает следующим требованиям.

1. Существует большое число фирм, конкурирующих за право найма рабочей силы определенного вида, которая будет использоваться на идентичных рабочих местах. Удельный вес любой фирмы на рынке незначителен.

2. Существует значительное число работников одинаковой квалификации, независимо друг от друга предлагающих свои трудовые услуги.

3. Затраты по получению информации равны нулю, а мобильность труда совершенная.

Рассмотрим, как будет выглядеть теоретическая модель рынка труда, находящегося в таких идеальных условиях.

Из предыдущих лекций мы знаем, что кривая спроса на труд представляет собой зависимость между величиной ставки заработной платы и объемом спроса на труд. При заданной ставке заработной платы предприниматели наймут такое число рабочих, чтобы предельный продукт труда был равен ставке заработной платы. В результате мы получим понижающуюся кривую спроса на труд.

Как же обстоит дело с рыночной кривой предложения труда? В предыдущем разделе было показано, что кривая индивидуального предложения труда загибается назад. Можем ли мы заключить, что кривая рыночного предложения труда имеет такую же форму? Оказывается, нет. Обычно кривая рыночного предложения труда имеет положительный наклон на всем диапазоне реальных ставок заработной платы. Чем можно объяснить данный факт? На рис. 10 показано, как при суммировании кривых индивидуального предложения труда, имеющих обратный загиб, образуется восходящая кривая рыночного предложения труда. Для этого мы суммируем количество труда, предлагаемое каждым индивидом при различных ставках заработной платы, и получаем кривую рыночного предложения труда, которая возрастает на всем протяжении.


Таким образом, наше предположение о загибающейся назад кривой индивидуального предложения труда не противоречит наблюдаемой нами в действительности возрастающей кривой рыночного предложения. Растущая заработная плата привлекает работников иных профессий или побуждает людей, не работающих или занятых в домашних хозяйствах, предложить свои услуги на данном рынке труда.

Равновесие на рынке труда соответствует точке, где кривая спроса пересекается с кривой предложения (рис. 11).

Кривая рыночного предложения труда показывает зависимость объема предложения от ставки заработной платы при прочих равных условиях. Изменение этих условий приводит к сдвигу кривой рыночного предложения и соответствующему сдвигу равновесия.

Можно выделить несколько факторов сдвига кривой предложения.

1. Изменение заработной платы на других рынках труда.1 Величина равновесной заработной платы на рынках труда определяется взаимным положением кривых спроса и предложения, и сдвиг любой из них приведет к изменению равновесной заработной платы на данном рынке, что повлечет за собой цепную реакцию приспособления других рынков труда. Особенно неустойчивой является кривая спроса на труд, так как ее положение зависит от состояния товарных рынков.

2. Изменение доходов, не связанных с трудом. К таким доходам можно отнести доходы от ценных бумаг или от недвижимости. Рост величины пособий различного рода (например, пособия по безработице) имеет те же последствия.

3. Изменение предпочтений "труд-досуг". Изменение вкусов, профессиональной структуры, обстоятельств жизни людей (см. раздел 1) повлияет на форму кривых безразличия и предпочтения людей.

4. Изменение неденежных характеристик профессии. Сюда можно отнести изменения в условиях труда, в престижности профессии, получении льгот и т. д.

5. Изменение числа людей, обладающих данной квалификацией, вследствие изменения численности и демографической структуры населения.

6. Изменение цен на товарных рынках, влияющее на полезность денежного дохода.


  1. Рынок капитала.

Рынок ссудных капиталов представляет собой совокупность взаимоотноше­ний, где объектом сделки выступает денежный капитал и формируется спрос и предложение на него. Рынок ссудных капиталов подразделяется на денежный ры­нок и рынок капиталов. Денежный рынок связан с краткосрочными банковскими операциями сроком до одного года. Рынок капиталов обслуживает среднесроч­ные и долгосрочные операции банков. Он в свою очередь делится на ипотечный рынок (операции с закладными листами) и финансовый рынок (операции с ценны­ми бумагами). Субъектами финансового рынка являются не только банки и их клиенты (как на ипотечном рынке), но и фондовая биржа, а объектом операций выступают не только ценные бумаги частных предпринимателей, но и государ­ственных институтов.

Денежный рынок и рынок капиталов являются вторичными рынками ссудных капиталов. Каждый из них имеет собственный инструментарий, т.е. конкретные обращающиеся финансовые ценности, которые различаются по:



  • статусу (акция или облигация);

  • типу собственности (частная или государственная);

  • сроку действия;

  • степени ликвидности;

  • характеру риска (банкротный или рыночный) и степени риска (рисковые, слаборисковые, безрисковые).

Рынок капитала часто называют рынком инвестиционных фондов. Под ин­вестициями (капиталовложениями) понимают затраты на производство и на­копление средств производству и увеличение материальных запасов, увеличение запасов капитала в экономике.

Поставщиками капитала выступают домохозяйства, а потребителями – фирмы бизнеса. Взаимодействие поставщиков и потребителей осуществляется через разветвленную сеть финансовых посредников: коммерческие банки, ин­вестиционные фонды, брокерские конторы и т.д. Их функцией является акку­муляция небольших сбережений домашних хозяйств в огромные суммы фи­нансовых средств и размещение их среди потребителей капитала. Форма предоставления капитала может быть разная – либо непосредственная, в виде распространения акций новых выпусков среди подписчиков, либо заемная, в виде покупки облигаций корпораций и предоставления прямых займов фир­мам. Важнейшую роль в этом процессе играет выплачиваемый по предостав­ленным средствам процент. В отличие от ростовщического капитала, когда основ­ным источником выступали собственные денежные средства кредитора, ссудный капитал формируемся за счет финансо­вых ресурсов, кредитными организациями у юридических и физических лиц, а также у государства.



  1. Рынок земли. Равновесие на рынке земли. Абсолютная и дифференциальная рента.

Основными факторами, которые влияют на предложение земли, являются плодородие и географическое положение земли. Ограниченность земли как раз и заключается в том, что имеется в виду земля определенного качества, расположенная в определенном месте. Безусловно, количество земельных участков хорошего качества с удобным местоположением, как правило, ограничено вполне определенным количеством площадей. Это количество может быть несколько увеличено в случае приложения труда и капитала.

Итак, предложение земли не меняется при уменьшении или увеличении цен на землю, собственники данного фактора производства предлагают к продаже постоянное (фиксированное) количество земельных участков. Значит, эластичность предложения земли по цене равняется нулю и кривая предложения земли имеет вид вертикальной прямой

Правда, в долгосрочной перспективе линия предло­жения может отклониться с отрицательным наклоном (пунктирная линия S'), но на очень короткий промежуток времени, после чего снова примет вертикальное положе­ние. Такое временное изменение наклона кривой предло­жения может быть связано с предложением труда и участи­ем капитала в улучшении качества земельных участков

Равновесие на рынке земли определяется в точке пересечения линий спроса и предложения и равновесная цена на землю зависит, прежде всего, от уровня спроса на землю.

Цена на землю тесно связана с понятием ренты, которая определяет доход собственника данного фактора производства и уровень платы потребителя за его использование.

Абсолютная (чистая) рента

Рассмотрим основные предпосылки теории абсолютной ренты:



  • Отсутствие производства для собственных целей (полное подчинение сельскохозяйственного производства условиям рынка).

  • Производство основного продукта питания (например, Россия специализируется на ржи, Китай на производстве риса и т.п.)

  • Все земли арендуются (сдаются внаем) при условиях совершенной конкуренции.

  • Качество земельных участков не принимается во внимание.

Предложение земли неэластично и представляет собой вертикальную линию. Совокупный спрос на землю представляет собой линию с отрицательным наклоном. Точка их пересечения определяет размер ренты: цены за аренду или приобретение земельного участка для потребителя (покупателя, арендатора) и доход землевладельца (продавца, арендодателя).

Дифференциальная рента

Если же учесть неоднородность качества и местоположения земли, то избыток ренты над рентой с худшего из всех используемых участков называют дифференциальной рентой.

Дифференциальная рента это дополнительный доход, который получает владелец более  качественных земельных участков.

Вопрос о дифференциальной ренте был разработан Д.Рикардо. Исходя из данной теории, земельные участки по качеству и местоположению могут быть:



  • Худшими,

  • Средними,

  • Лучшими.

Дифференциальная рента вычисляется как превышение дохода землевладельца (арендодателя) от реализации земли среднего и лучшего качества над доходом собственника худшего земельного участка:

                          

На худшем участке дифференциальная рента отсутствует, на среднем и лучшем участках она имеет место, и ее источник - более высокая производительность этих участков по сравнению с худшим. При заключении арендного Договора (договора о сдаче земли во временное пользование) собственник земли стремится обратить всю земель-

долю продукта, достаточную для поддержания капитала, из которого он обеспечивает себе условия сельскохозяйственного производства: семена, оплату труда и содержание скота и другого сельскохозяйственного инвентаря, а также обычную в данной местности прибыль на вложенный в сельское хозяйство капитал.

Всю ту часть продукта (часть цены), которая остается сверх этой доли, землевладелец, стремится удержать для себя в качестве земельной ренты, которая представляет собой наивысшую сумму, какую только арендатор и может платить при данном качестве земли. При этом Смит утверждает, что рента входит в состав цены продукта совсем по-другому, нежели заработная плата и прибыль. Высокая или низкая заработная плата и прибыль на капитал являются причиной высокой или низкой цены; больший или меньший размер ренты результат установившейся цены. Смит обращает внимание и на то, что рента с земли изменяется не только в зависимости от ее плодородия, но и в зависимости от расположения.


  1. Рынок ценных бумаг. Виды ценных бумаг.

Рынок ценных бумаг - это часть финансового рынка, занимающая большую часть денежног рынка и почти весь рынок капитала, обеспечивающая возможно более быстрый перелив финансовых средств в инвестиции. Другая часть финансового рынка - рынок банковских ссуд, который охватывает кредитные отношения, не связанные с выпуском и оформлением специальных документов. Рынок ценных бумаг дополняет систему банковского кредита и взаимодействует с ней. Коммерческие банки как правило, не предоставляют кредит сроком более одного года, а рынок ценных бумаг позволяет корпорациям привлекать значительные денежные средства практически на любой срок и обычно на более выгодных условиях, чем банковский кредит. Важной частью рынка ценных бумаг можно считать денежный рынок, на котором обращаются краткосрочные долговые обязательства. Денежный рынок обеспечивает гибкую подачу наличности в казну государства и дает возможность корпорациям и частным лицам получать доход на их временно свободные денежные средства. В соответствии с делением финансового рынка на рынок ценных бумаг и рынок банковских ссуд капитал делится на основной и оборотный.

Понятия "Рынок ценных бумаг" и "Фондовый рынок" идентичны. Однако, надо заметить, что понятие "Фондовый рынок" является более широким нежели рынок ценных бумаг.


Рынок ценных бумаг принято разделять на:

  • первичный рынок, который охватывает продажу ценных бумаг нового выпуска их первым владельцам. Основная задача первичного рынка - обеспечить приток финансовых ресурсов для эмитента посредством размещения выпуска ценных бумаг.

  • вторичный рынок, под которым понимают всю совокупность актов купли-продажи всевозможных ценных бумаг юридическими и частными лицами при посредничестве инвестиционных институтов после их первичного размещения.

Ценная бумага - это документ, удостоверяющий имущественное право или отношение займа владельца документа по отношению к лицу, выпустившему данный документ.
Ценная бумага может быть выпущена юридическим лицом; каждая ценная бумага имеет своего владельца, который определяется в соответствии с правилами обращения данной ценной бумаги и законодательством. Владелец обладает имущественным правом по отношению к лицу, выпустившему ценных бумаг. Право, удостоверенное ценной бумагой, может быть переуступлено другому лицу лишь вместе с передачей указанной ценной бумаги.

К ценным бумагам относятся:



  1. Акция - ценная бумага, удостоверяющая право ее держателя (акционера) на долю собственности в уставном капитале акционерного общества. Акции могут быть обыкновенными, которые дают право управления акционерным обществом (право голоса) и право на получение доли прибыли акционерного общества в виде дивидендов. Акции также могут быть привилегированными, которые не дают акционеру права голоса (если иное не предусмотрено Уставом), зато дают право на фиксированный доход, не зависимо от того, получена ли АО прибыль, а также дают преимущество на получение части имущества АО при его ликвидации.

  2. Облигация - ценная бумага, удостоверяющая отношения займа между ее владельцем (кредитором) и лицом, выпустившим облигацию (должником). Облигация дает право ее владельцу получить с должника указанную в ней сумму (номинальную стоимость) и указанный в ней доход. При ликвидации предприятия инвестор, приобретший облигацию, выступает как кредитор. Облигация может быть как именной так и на предьявителя. Номинал облигации не обязательно должен быть фиксированной величиной и выраженной в валюте или рублях. Номинал может соответствовать определенному количеству ценных металлов ( Золотой сертификат МинФина ), нефти ( КомиНефть ), или других материальных активов. Номинал может быть выражен и в нематериальных активах, например, право аренды, ставка рефинансирования и так далее. В связи с изменением величины таких активов, соответственно, и размер номинала будет плавающим.

  3. Чек - ничем не обусловленное письменное распоряжение чекодателя банку уплатить чекодержателю указанную в нем сумму. Применение чеков регулируется "Положением о чеках", вышедшим в 1992 году. Это положение сделано на основании материалов Женевской Чековой Конвенции, прошедшей в 1931 году, но ни СССР, ни Россия к ней не присоединились. Чек несколько похож на переводной вексель поскольку используется для перевода денег третьему лицу. Чек может быть именным и на предьявителя. И поскольку чек используется не как инструмент кредитования, а как способ перевода денежных средств, то начисления на него не производятся и налоги на доход не взимаются.

  4. Вексель - ценная бумага, удостоверяющая ничем не обусловленное обязательство векселедателя (простой вексель) , либо иного указанного в векселе плательщика (переводной вексель) выплатить по наступлении указанного в векселе срока определенную сумму владельцу векселя. Вексель появился достаточно давно. Вексельное право сформировалось к концу XIV века. Для унификации расчетов с использованием векселей в 1930 году были приняты Женевские Вексельные Конвенции, к которым присоединились 44 страны, а СССР - в 1936 году и принял "Положение о простом и переводном векселе", подготовленное на основании материалов этих конвенций. С этого времени вексель применялся во внешнеторговых операциях, а в 1991 году было заново предложено "Положение о простом и переводном векселе" с дополнениями. Другим важным документом по векселю является присьмо ЦБР "О банковских операциях с векселями".

  5. Коносамент - товарораспорядительный документ, удостоверяющий право его держателя распорядиться указанным в коносаменте грузом и получить его после завершения перевозки.

  6. Сберегательный сертификат или депозитный сертификат - это письменное свидетельство банка о вкладе денежных средств, удостоверяющее право вкладчика на получение по истечении указанного срока суммы депозита (вклада) и процентов по ней. Сберегательным сертификатом может владеть только физическое лицо, депозитным сертификатом - только юридическое лицо. Вкладчик по депозтному сертификату вностит депозит, а - по сберегательному сертификату - вклад. Вкладчик по сертификату называется "бенефициар". Такое отличие в сфере обращения не свойственно многим странам, где сертификаты единой формы обращаются как среди физических так и среди юридических лиц. Сущность сертификата определяется двумя его характеристиками :

    • подтверждение того, что владелец внес определенную денежную сумму на депозит и имеет право ее получить при наступлении определенного срока

    • может быть переуступлен третьему лицу.

    • К ценным бумагам также относятся и другие бумаги, не противоречащие законодательству о ценных бумаг (опцион, фьючерс, варрант).

  1. Фондовые биржи и механизм их функционирования.

ФБ - основной элемент и инструмент рынка ценных бумаг, представленный самостоятельными частными акционерными или государственными учреждениями, регулирующими и контролирующими их куплю-продажу. ФБ функционируют на аукционной основе, что позволяет им оперативно регулировать спрос и предложение на ценные бумаги и формировать их рыночный курс. В отличие от продажи ЦБ их эмитентами на первичном рынке, ФБ образуют и обслуживают вторичный рынок ЦБ, на котором обращаются ранее выпущенные ЦБ. Таким образом, ФБ занимаются по сути перепродажей ЦБ. ФБ призваны быть средством мобилизации свободных денежных средств посредством продажи владельцам этих средств ЦБ, установления цены и биржевого курса ЦБ, способствования движению, переливу денежного капитала между государством, предприятиями, домашними хозяйствами.

Фондовая биржа - это, прежде всего место, где находят друг друга продавец и покупатель ценных бумаг, где цены на эти бумаги определяются спросом и предложением на них, а сам процесс купли-продажи регламентируется правилами и нормами, т.е. это определенным образом организованный рынок ценных бумаг.

В качестве товара на этом рынке выступают ценные бумаги - акции, облигации и т.п., а в качестве цен этих товаров - курсы этих бумаг.

В отдельно взятой фондовой сделке задействованы три стороны - продавец, покупатель, посредник. На начальных этапах модель предельно проста - один посредник сводит продавца с покупателем. При росте масштабов фондовых операций появляется вторая модель, и посредников уже двое: покупатель обращается к одному, продавец - к другому и вероятность совпадения мала. При еще большей интенсивности фондовых операций складывается третья модель: теперь уже сами посредники нуждаются в помощи, и между ними появляется еще один. Назовем его центровым, а его контрагентов фланговыми посредниками.

В первой и второй моделях сделки посредник может выступать либо в одном качестве, либо в другом. В третьей модели соблюдается разделение труда: центровой посредник работает за свой счет, а фланговые - на комиссионных началах. Третья модель долгое время, вплоть до середины 80-х годов, существовала на бирже в Лондоне, по ней до сих пор функционирует Нью-йоркская фондовая биржа. Центровой посредник в Лондоне именовался джоббером, в Нью-Йорке - специалистом. Фланговые посредники и там и там именуются брокерами.

На развитом фондовом рынке единообразия в посреднических операциях нет, - все три модели сосуществуют, своя "фондовая ниша" находится для каждой. Положим, брокер с обширной клиентурой получает, помимо прочих, два поручения, причем курс и размер предложения продать совпадает с параметрами заказа на покупку. Брокеру остается только оформить сделку, с чем он благополучно справляется в одиночку, не нуждаясь в услугах других посредников.

Пары "самовыполняющихся" заказов могут образовываться в биржевой толпе, когда один брокер объявляет об имеющемся у него предложении, а другой тут же откликается - у него парный заказ (посредничество по второй модели). Но многие поручения формулируются как условные. Например, "продать, если курс поднимается до..." Такие заказы сразу выполнить нельзя. Тут и приходит на помощь центровой посредник, а условные поручения передаются ему фланговыми посредниками. Отметим, что центрового посредника может заменить компьютер, и частично это уже делается.

Попытаемся обрисовать главные принципы, на которых построен существующий ныне механизм оформления биржевых сделок. Прежде всего, необходимо выделить обязательность наличия клиринговой палаты и центрального депозитария, в котором хранятся многие из сертификатов акций, котирующихся на Нью-йоркской фондовой бирже.

Клиринговая палата решает две главные задачи: сверка информации, подаваемой членами биржи о заключенных ими за день сделках; смыкание начального и конечного звеньев в цепях, по которым одни и те же акции переходили из рук в руки в течение биржевого дня. Порядок сверки следующий: по итогам дня каждый из биржевиков подает в клиринговую палату полный перечень всех заключенных им сделок. Во всех случаях контрагентами являются другие члены биржи, поскольку инвесторы не имеют доступа в торговый зал и обязаны совершать операции только через биржевиков. Клиринговая палата на следующий день возвращает каждому члену биржи его же список, но уже разделенный на две части. В первой - сделки, сведения о которых в точности совпадают с теми, которые были поданы указанными в списке контрагентами. Во второй - сделки, которые контрагенты, указанные биржевиком, в своих списках не привели. Кроме того, добавляется третья часть, составленная клиринговой палатой: сделки, по которым другие члены биржи числят данного биржевика своим контрагентом, а он эти сделки в своем списке не привел.

Сверка заканчивается тем, что биржевики направляют в клиринговую палату уточненные списки сделок, а палата проверяет, все ли проблемы сняты. Затем идет отсев промежуточных звеньев: если один и тот же пакет акций за день побывал в руках десяти биржевиков, то полный расчет необходим только между первым и десятым.

Итоговые данные клиринговая палата сообщает в депозитарий. Дальше возможны два варианта. Первый: клиент хочет, чтобы купленные им акции были зарегистрированы "на уличное имя", то есть за брокерской фирмой, выполнивший его заказ. Это самый простой вариант - нет нужды выписывать сертификат, просто в учете, который ведется в депозитарии, делается соответствующая запись. Второй вариант: клиент хочет получить сертификат акций на руки. При этом из депозитария направляется информация агенту по трансферту о том, что необходимо выписать сертификат и доставить его владельцу. Поскольку акции в США именные, старый сертификат погашается в любом варианте - либо уничтожается, если он был на руках у прежнего владельца, либо вносятся изменения в учетные записи, если акции значились в депозитарии зарегистрированными на “уличное имя" и как таковой сертификат не выписывался. Ясно, что порядок регистрации бумаг "на уличное имя" упрощает оформление сделок и уменьшает объем работы как для депозитария, так и для агентов по трансферту, ведь биржевики перебрасываются большим числом акций. К тому же часть сделок совершается между инвесторами, пользующимися услугами одной и той же посреднической фирмы.

При обслуживании фондовых операций многие услуги вспомогательного характера, нацеленные на обеспечение бесперебойного оформления сделок с ценными бумагами, четкости в доведении дивидендных и процентных платежей до адресатов и т.д., выполняют коммерческие банки



  1. Безработица, ее причины и виды.

Безработица - социально-экономическое явление, при котором часть активного населения не может приложить свою рабочую силу. Безработным в Российской Федерации признаются граждане, которые не имеют работы и заработка зарегистрированы в службе занятости в целях подходящей работы и готовы приступить к ней.

Порождается безработица в условиях рыночной экономики под действием конкуренции на рынке труда, усиливается в период экономических кризисов и последующего резкого сокращения спроса на рабочую силу.

Основной контингент безработных в России - люди пожилого возраста, женщины, молодежь.

Различают три вида безработицы: фрикционную, структурную, циклическую. Фрикционная безработица существовала всегда, так как связана с переменой места работы, и граждане в поисках лучшей работы идут на это добровольно.

Структурная безработица связана с изменением структуры производства и, как результат, несовпадением предложения рабочей силы и спроса на нее.

Циклическая безработица возникает в определенные моменты в жизни общества: во время спада производства, депрессии и т. д., когда спрос на рабочую силу очень низок.



Причины безработицы в России:

структурная перестройка экономики, диспропорции ее развития;

закрытие неконкурентоспособных, убыточных и потерпевших банкротство предприятий;

высвобождение работников в результате внесения прогрессивных методов хозяйствования (аренда, кооперация и т.д.) и приватизация предприятия;

внедрение в производство новой техники и технологии;

структурная перестройка предприятий, отсутствие работы по специальности;

ликвидация экологически вредных производств под влиянием общественного мнения.


  1. Биржа труда и ее функции.

Особое место в сис-ме регулир-ния рынка труда занимает БТ. Она предст. собой спец. учр-ние, осуществ-щее посреднич. ф-ции на рынке раб. силы. Существует, наряду с гос. службами занят-ти, большое число частных посреднич. фирм, эффектив-сть к-рых очень высока.

Осн. ф-циями деятельности БТ явл.:

1. Регистрация безработных;

2. Регистрация вакантных мест;

3. Трудоустройство безработных;

4. Изучение конъюнктуры рынка труда и предоставление информ. о ней;

5. Тестирование лиц, желающих получить работу;

6. Проф. ориентация и проф. переподготовка безраб-х;

7. Выплата пособий.

В нынешней ситуации особое значение приобретает зарубежн. опыт по созданию т. наз. банков раб. мест, оснащенных ЭВМ, где собирается информ. о вакансиях на раб. места и о предлож. раб. силы. Собранные сведения предоставляются как предпринимателям, так и безработным.



  1. Инфляция, ее причины. Виды инфляции.

Инфляция - кризисное состояние денежной системы, обусловленное диспропорциональностью развития общественного производства, проявляющееся, прежде всего в общем и неравномерном росте цен на товары и услуги, что ведет к перераспределению национального дохода а пользу определенных социальных групп.

Природа возникновения - несоответствие между обращением товарной и денежной массы, порождаемое чаще всего выпуском в обращение избыточных наличных и безналичных денег, не обеспеченных товарами. В некоторых случаях применяется специальный термин инфляционная экономика, чтобы подчеркнуть многогранность инфляционного воздействия на различные стороны и сферы народного хозяйства и самоподдерживающийся характер инфляционных процессов.

ВНЕШНИЕ ПРИЧИНЫ: рост цен на мировом рынке на топливо и благородные металлы, неблагоприятная конъюнктура на зерновом рынке в условиях значительного импорта зерновых.

ВНУТРЕННИЕ ПРИЧИНЫ: деформация народнохозяйственной структуры, дефицит бюджета, эмиссия и увеличение скорости обращения денег.

ВИДЫ ИНФЛЯЦИИ.

1. Ползучая инфляция, для которой характерны относительно невысокие темпы роста цен, примерно до десяти или несколько более процентов в год. Такого рода инфляция присуща большинству стран с развитой рыночной экономикой. И она не представляется чем-то необычным. Средний уровень инфляции по странам Европейского сообщества составил за последние годы около 3 - 3.5%.

2.Голопирующая инфляция в отличие от ползучей становится трудноуправляемой. Темп ее роста выражается, как правило, двузначными цифрами (до 100% в год).

3. Гиперинфляция - ежегодный темп прироста цен свыше 100%. Особенность гиперинфляции в том, что она оказывается практически неуправляемой; обычные функциональные взаимосвязи и привычные рычаги управления ценами не действуют. На полную мощность работает печатный станок, развивается невероятная спекуляция. Производство дезорганизуется. Чтобы остановить или притормозить гиперинфляцию, приходится прибегать к чрезвычайным мерам. Но однозначных методов борьбы с гиперинфляцией нет.



  1. Основные макроэкономические показатели: ВВП, национальный доход, личный доход, располагаемый доход, чистое экономическое благосостояние.

ВВП - рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг (то есть предназначенных для непосредственного употребления), произведённых за год во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления, вне зависимости от национальной принадлежности использованных факторов производства.

Национальный доход (с англ. "National income ") - это исчисленная в денежном выражении стоимость вновь созданного в стране в течение года совокупного продукта, представляющая доход, приносимый всеми факторами производства (землей, трудом, капиталом, предпринимательством). Национальный доход страны равен валовому национальному продукту за вычетом амортизационных отчислений (износ основных средств) и косвенных налогов. Национальный доход представляет собой один из важнейших обобщающих показателей экономического развития страны.

Личный Доход


- денежный доход работника, складывающийся из заработной платы и дополнительных платежей, включая дивиденды, проценты, ренту, премии, трансферты. Исчисляется до вычета итогов. Различают номинальный доход, исчисленный непосредственно в денежной форме, и реальный доход, исчисленный с учетом покупательной способности денег, определяемой уровнем цен.

следующая страница >>