Предмет и метод экономической науки - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
1. Предмет и метод экономической теории. Микроэкономика и макроэкономика 4 1058.06kb.
Составители: к э. н., доцент кафедры финансов, кредита и биржевого... 2 487.16kb.
1: «Предмет и метод экономической теории» 8 2267.67kb.
Программа по дисциплине «история экономических учений» Москва-2004... 1 255.05kb.
1. Предмет и метод экономической теории 1 106.58kb.
Экономические науки. Предмет и практическая значимость экономической... 1 27.97kb.
Предметные миры экономической теории в мире формационных перемен 2 288.39kb.
Вопрос №1. Иэу как наука. Основные этапы развития экономической науки 4 803.84kb.
Предмет, метод, принципы, система экологического права 14 1493.91kb.
Вопросы к экзамену по дисциплине «Экономика сферы услуг» (2005 г. 1 25.36kb.
Вопрос Предмет и методы экономической теории Вопрос 2 1 16.3kb.
6 Методы стратегического анализа состояния внутренней среды предприятия 1 311.2kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Предмет и метод экономической науки - страница №2/3

ТЕМА: «ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС»


  1. Накопление,

  2. Эффективность капиталовложений,

  3. Сущность и типы инвестиций

1. При расширенном воспроизводстве прибавочная стоимость делится на две части: доход и накопление

СП

Д-Т … П…Т’- Д’, Д’=Д+ Пс, Пс=доход + накопление.



РС
Величина накапливаемой части прибавочной стоимости зависит от ряда факторов. Прежде всего, она определяется тем, в каком соотношении сверхстоимость распределяется на доход и накопление. Как правило, чем больше увеличивается капитал, тем больше денег идет на личное потребление.

Размер накопления так же зависит от факторов, которые увеличивают массу прибавочной стоимости: от числа наемных рабочих; от качества и количества средств производства. Возможности накопления возрастают, когда удешевляется постоянная часть капиталов: предприниматель стимулирует бережное отношение рабочих к средствам производства. Тогда при той же сумме денег, вложенной в бизнес можно нанять большее число работников, создающих прибавочную стоимость. Движет всем этим прежде всего выгода собственников. Повышается их жизненный уровень, наращивается их имущество производственного назначения. Большое значение имеет конкуренция: в ней побеждает тот, кто постоянно укрепляет свой экономический потенциал.

Накопление – это экономический закон развития производства, обеспечивающий его непрерывный прогресс.

Первый шаг предпринимателя – деление прибавочной стоимости на доход и накопление. Второй шаг предпринимателя – деление накопления. Накопление обычно идет на увеличение двух факторов: средств производства и рабочую силу.

Казалось бы, предприниматель должен основную часть накопления вкладывать в рабочую силу, т.к. рабочий создают прибавочную стоимость, но предприниматель идет по другому пути, приобретает более совершенную технику, вытесняющую рабочего.

2. Капиталовложения – это двигатель технического прогресса и источник экономического роста.

Капиталовложения могут осуществлять: государства, сами предприятия, иностранные фирмы, банки, и частные лица.

Капиталовложения должны обеспечить: прирост выпускаемой продукции; снижение издержек производства; высвобождение людей, необходимый ассортимент и качество продукции. С их помощью осуществляется реконструкция, расширение, техническое перевооружение предприятия.

Факторы, от которых зависят капиталовложения:


  1. Процесс инвестирования зависит от ожидаемой нормы прибыли или рентабельности предполагаемых капиталовложений. Если эта рентабельность низка, то вложения не будут осуществлены. И, наоборот.

  2. Инвестор, при выработке решения, всегда учитывает альтернативные возможности капиталовложений. Решающим будет уровень процентной ставки. Инвестор может вложить деньги в предприятие, а может разместить их в банки. Если норма процента оказывается выше нормы прибыли, то инвестиции не будут осуществлены. И наоборот.

  3. Инвестиции зависят от уровня налогообложения и вообще от налогового климата данной страны. Слишком высокий уровень налогообложения не стимулирует инвестиции.

  4. Инвестиционный процесс реагирует на темпы инфляционного обесценивания денег. В условиях галопирующей инфляции, когда расчет издержек представляет значительную неопределенность, процессы реального капиталообразования становятся не привлекательными, скорее будет отдана предпочтение спекулятивным операциям.

3. Под инвестициями понимают вложение финансовых и материально – технических средств, с целью получения желаемого социально – экономического эффекта.

Инвестиции разделяют на финансовые и реальные. К финансовым инвестициям относят вложения финансовых средств в приобретение акций, облигаций и других ценных бумаг, целевые денежные вклады, банковские депозиты, затраты на приобретения сокровищ. Под реальными инвестициями подразумевается капиталовложения в новое строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, поддержание действующего производства, а так же вложения средств, в создание материально – производственных запасов,

Инвестиции – это долгосрочные вложения капиталов.

Инвестиционные институты – это все организации занимающиеся размещением капиталов.

Инвестиционные институты:


  1. осуществляющие в основном прямые направленные инвестиции в ограниченный круг предприятий:

а) холдинговая компания – головная компания какой-либо финансовой империи, владеющая контрольным пакетом акций дочерних предприятий и специализирующейся на управлении этой империей. Холдинг осуществляет инвестирование с целью упрочить в долгосрочной перспективе положение своей финансовой империи, отказываясь даже от значительных прибылей;

б) финансовая группа – это несколько объединений предприятий, связанных в единое целое системой взаимных участий. Финансовая группа в отличии от холдинга не имеет головной фирмы.

В) финансовая компания – это корпорация, финансирующая выбранный по некоторому критерию определенный круг других корпораций, не имея при этом контрольных пакетов акций.


  1. осуществляющие повсеместные инвестиции, не придерживаясь определенного зараннее выбранного набора объектов инвестирования. В тоже время их портфель инвестиций достаточно широк и стабилен. В эту группу входят: инвестиционные компании, страховые и пенсионные фонды. Свой капитал они формируют за счет вкладов мелких и средних инвесторов, за тем вкладывают его в ценные бумаги, с целью обеспечить определенный уровень дохода на капитал.

  2. Осуществляющие повсеместные инвестиции, но не имеющие сколь – нибудь стабильного портфеля ценных бумаг. Это инвестиционные дилеры. Они стремятся получить прибыль, по средством спекулятивной игры на бирже. Это торговые компании, инвестиционные банки, фондовые дома.



ТЕМА: «МОНОПОЛИЯ»


  1. Сущность монополии.

  2. Формы монополий.

1. Конкуренция неразрывно связана со своей противоположностью – монополией, которая выступает дополнительным фактором развития рынка, усложняющим его нормальную деятельность. Этот фактор стал в XX в. играть определяющую роль в производстве и реализации товаров.

Монополия ( в переводе с греческого « монос» – один, « палео» – продаю – один продавец) – это исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству.

Это означает, что по своей природе монополия – это сила, подрывающая конкуренцию и стихийный рынок. Абсолютная же монополия, охватывающая всю экономику, полностью исключает механизм свободной рыночной конкуренции.

2. В разных странах и в разные исторические периоды в экономике возникают различные виды монополий.

Издавно известна естественная монополия, которой обладают собственники и хозяйствующие субъекты, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно невоспроизводимые элементы производства (редкие полезные ископаемые, особые участки земли).

Существует также искусственная монополия, которая означает сосредоточение в чьих то руках рынка, производства, рынка и производства того или иного продукта. В свою очередь искусственная монополия имеет случайную, устойчивую и всеобщую формы.

Случайная монополия – принадлежит покупателю или продавцу благодаря временному; благоприятному соотношению спроса и предложения. Она можнт возникнуть неожиданно, когда появляется исключительная возможность изготавливать определенный вид продукции или располагать лучшими в данной отрасли производственными факторами (техника, технология, рабочая сила). Однако, необычные экономические приимущества не могут долго удерживаться из-за непрерывной конкуренции.

Устойчивая монополия свойственна крупным обьединениям предпринемателей, которые захватили главные позиции в производстве и реализации каких-то видов продукции. Примером торговых монополий могут служить гиганские торговые объединения поделившие в XVI- XIX вв. между собой мировые рынки закупок и сбыта товаров. Они использовали государство для закрепления своих исключительнызх прав и способствовали созданию обширных колониальных империй. Это английская Ост – Индская компания, голландская Вест – Индская компания, Ганзейский союз Северогерманских городов.

Устойчивый характер приобрели гигантские промышленно – торговые монополии, которые в конце XIX- в начале XX вв. возникли в ведущих странах мира ( Форд, Дженерал Моторз, ФИАТ, Дженерал Электрик, Мицубиси и т.д.). Обладая высоким уровнем концентрации производства, они сосредоточили в своем распоряжении материальные условия выпуска определенных видов продуктов, лучшую технику, квалифицированную рабочую силу, а так же захватили источники сырья и рынка сбыта.

Виды устойчивых монополий:



  1. Картель – союз нескольких предприятий одной отрасли промышленности, в котором его участники сохраняют свою собственность на средства и продукты производства, а созданные изделия сами реализуют на рынке, договариваясь о доле каждого в общем объеме выпуска продукции, о продажных ценах, распределении рынков и т.п.

  2. Синдикат – объединение ряда предприятий, изготавливающих однородную продукцию, в которой собственность на материальные условия хозяйствования сохраняется за участниками объединения, а готовая продукция реализуется как их общее достояние через созданную для этого контору.

  3. Трест – объединение ряда предприятий, изготавливающих однородную продукцию, в котором создается совместная собственность данной группы предпринимателей на средства производства и готовую продукцию.

  4. Концерн - союз формально независимых предприятий, из разных отраслей промышленности, торговли, транспорта, банков, в рамках которого головная фирма (холдинг) организует финансовый контроль за всеми участниками объединения.

Всеобщая форма монополий развивается тогда, когда объединения предпринимателей всесторонне, с помощью государства, подчиняют себе народное хозяйство и оказываются на большинстве рынков и основными продавцами и основными покупателями.

При этом само государство выступает крупнейшим монополистом, сосредотачивая в своих руках целые отрасли и производственные комплексы.

МОНОПОЛИЯ

ЕСТЕСТВЕННАЯ ИСКУСТВЕННАЯ

СЛУЧАЙНАЯ УСТОЙЧИВАЯ ВСЕОБЩАЯ
КАРТЕЛЬ СИНДИКАТ ТРЕСТ КОНЦЕРН


ТЕМА: « ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ»


  1. Сущность и роль государственного бюджета.

  2. Бюджетный дефицит.

  3. Российский бюджет.

  1. Государственный бюджет – это роспись денежных доходов и расходов государства.

Роль бюджета в развитии национальной экономики неоднозначна на разных этапах истории. Выделяют два этапа:

  1. В эпоху классического капитализма государство не вмешивалась в хозяйственную деятельность. В ведущих странах мира через государственный бюджет перераспределялась от 9 – 18 % национального дохода.

  2. Со второй половины XX в бюджет превратился в мощный регулятор макроэкономики. В настоящее время через бюджет перераспределяется от 30 – 50 % ВНП.

Уровень налогов и государственных расходов позволяет бюджету играть ведущую роль в обеспечении экономического роста и занятости работников.

Путем изменения уровня государственных расходов и налогообложения правительства могут регулировать объем совокупного спроса и тем самым влиять на краткосрочные колебания экономической конъюктуры.

В связи с этим различают: экспансивную (расширительную) и рестриктивную (ограничительную) бюджетную политику.

Экспансивная бюджетная политика – это увеличение расходов со стороны государства и снижение уровня налогообложения. Это позволяет легче преодолевать экономические кризисы и ускорять экономический рост.

Рестриктивная бюджетная политика – это уменьшение расходов со стороны государства и повышение налогов.

Это помогает ослабить инфляцию и нормализовать хозяйственную конъюктуру.

Эти 2 вида государственных мер не могут дать надлежащего эффекта, если их не увязывать с переменами в кредитно – денежной сфере. Если экспансивная бюджетная политика не сопровождается ограничениями объема денежной эмиссии и кредита, то это усиливает инфляцию. Когда рестриктивная бюджетная политика сочетается с жесткими кредитно – денежными мерами, то может вызвать экономический кризис.

Бюджет зависит от доходов и расходов. Подавляющая часть доходов бюджета образуется за счет налогов (90% поступлений на центральном и 70% на местном уровне).

Второй составной частью бюджета являются расходы. Эта часть бюджета призвана обеспечить финансовыми ресурсами потребности государства для выполнения его функций.

Одной из основных функций государственного бюджета со второй половины XX в. является обеспечение устойчивого роста. Через бюджет финансируется от 30 % - 50% всех инвестиций в основной капитал.

Значительные государственные суммы идут на научные исследования, дотации предпринимателям, которые участвуют в выполнении государственных программ экономического развития. Существенно увеличились объемы инвестиций в « человеческий капитал» (образование, квалификация и переквалификация).

Важнейшая функция бюджета – увеличение объема совокупного спроса, посредствам государственных закупок товаров и услуг, в том числе и на военные цели.

Бюджет выступает как главный инструмент социальной политики государства. Происходит широкомасштабное перераспределение доходов в целях достижения большей социальной справедливости.

В среднем половина всех расходов центральных бюджетов идет на социально – экономические цели.

Социальные расходы: пенсии, пособия, здравоохранение, образование, подготовка кадров.

Экономические расходы: энергетика, жилищное строительство, коммунальное хозяйство, региональное развитие, природные ресурсы, охрана окружающей среды, добывающая и обрабатывающая промышленность, сельское хозяйство, связь, транспорт.

Существенная часть расходов бюджета идет на военные цели, вооружение, перевооружение, довольствие военнослужащим, помощь союзникам, затраты на космические и иные исследования, пенсии и пособии военнослужащим, находящимся в запасе.

2. Важной характеристикой государственного бюджета является соотношение доходов и расходов. Периоду классического капитализма была присуща тенденция к их сбалансированию (доходы равны расходам). Бюджеты таких стран как Великобритания и США отличались высокой устойчивостью, но резкое возрастание экономической роли государства и огромное увеличение его расходов привели к хроническому бюджетному дефициту (доходы меньше расходов).

Должен ли государственный бюджет быть ежегодно сбалансированным? Ответ отрицателен. Объясняется это тем, что государственный бюджет должен отражать циклическое движение экономики. Проводимая государством антициклическая политика имеет два разных результата в соотношении расходов и доходов в бюджете:

А) во время производственного спада бюджет имеет отрицательное сальдо (доходы меньше расходов). Появляется дефицит бюджета. Увеличенные расходов со стороны государства помогают выйти из кризиса.

Б) В период спекулятивного бума, бюджет имеет положительное сальдо, (доходы больше расходов). Появляется профицит бюджета. Существенное превышение доходов над расходами является следствием большого поступления налоговых платежей во время подъема производства. Изъятие значительной части доходов на фазе бума способствует снижению «перегрева» экономики.

Отсюда видно, что если бюджет будет ежегодно строго сбалансирован, то государство не сможет проводить стабилизирующую антикризисную политику, которая призвана «гасить» экономические колебания.

Между тем типичен бюджет с отрицательным сальдо. Объясняется это увеличением роли государства в разных сферах жизни общества, увеличением численности государственных служащих, умножением расходов на ВПК. Однако увеличение государственных расходов имеет свои пределы. Отсюда хронический дефицит бюджета.

Источники для покрытия дефицита бюджета:

А) Напечатание новых денег; б) неналоговые поступления (доходы от иностранного туризма, прибыли государственных предприятий ); в) Внешний долг; г) Внутренний долг.

3. В условиях командно – административной системы в СССР бюджет представлял собой основной финансовый план образования и использования общегосударственного фонда денежных средств. Эти средства расходовались для выполнения директивного плана социально – экономического развития народного хозяйства. Бюджет и народохозяйственный план составлялись и утверждались одновременно и во взаимной увязке.

Основными источниками общегосударственных финансов были платежи предприятий в форме налога с оборота и отчислений то прибылей (до 70% прибылей). Подоходний налог с населения составлял менее 10% доходной части бюджета. Финансирование народного хозяйства осуществлялось целиком за счет бюджета.

За годы экономических реформ произошли существенные изменения в бюджетной политике РФ. С самого начала реформирования бюджета стали проявляться тенденции к увеличению прямых налогов, уменьшению расходов на финансирование народного хозяйства, повышению затрат на содержание государственного аппарата. В 1993 году дефицит федерального бюджета составил 7% ВНП, внутренний государственный долг – 35,5 трлн. рублей или 21,8% ВНП. Расходы на обслуживание внутреннего долга составили 1032 млрд. рублей или 30% расходов бюджета на финансирование народного хозяйства.

С самого начала реформирования государственных финансов возникли серьезные проблемы и противоречия в бюджетном регулировании макроэкономики. В первую очередь они коснулись организации бюджетной работы. Бюджеты 1992, 1993, 2000, 2001 гг. были приняты в декабре, бюджет 1998 г. в феврале 1998г., бюджет 1999 г. в феврале 1999 г. Это произошло из–за запоздалой подготовки бюджетов, отсутствие научно поставленного прогнозирования.

О недоработанности бюджета свидетельствовало то, что расходы в нем делились на «защищенные» (обеспеченные ресурсами) и «не защищенные» (выполнение зависело от возможного поступления дополнительных доходов). Только бюджет 1995 года был принят в начале года на основе проектов «Прогноза социально – экономического развития РФ на 1995 год».

Серьезным противоречиям бюджетной политики являлось расхождение между процессами стабилизации денежного обращения и стабилизации всей макроэкономики. Так, в «Прогнозе социально – экономического развития РФ на 1995 год» была поставлена цель: сделать этот год – годом стабилизации экономики. Главной целью была избрана стабилизация денежного обращения – снижение инфляции к концу года до 1 – 3%. Однако одностороннее уменьшение инфляции ведет к свертыванию производства и соответственно к увеличению безработицы, что и произошло в действительности.

В основу бюджетной политики на1995 –1997гг. было заложено глубокое и не разрешимое противоречие.

С одной стороны в соответствии с монетаристской концепцией ставилась цель снизить предложение денег и проводить рестриктивную бюджетную политику. Эта политика сопровождается жесткими кредитными мерами: прекращается централизованное распределение кредитов; практика списания задолженностей; не предоставляются бюджетные ссуды отраслям хозяйства на льготных условиях и т. д.

С другой стороны, ставилась задача в 1996 году добиться приостановки кризиса. Но в его основе лежит структурный кризис, который невозможно преодолеть за короткий срок и для выхода из которого требуются огромные затраты государственных денежных средств.

Только бюджет 2000г. был выполнен полностью и то из–за высоких цен на энергоносители.
ТЕМА : «НАЛОГИ».


  1. Сущность налогов.

  2. Виды налогов.

  1. С появлением неравенства, делении общества на классы и социальные группы появилась необходимость в органе или системе органов, которые будут защищать имущество и экономическую власть богатых над всеми остальными. Так появилось государство. Государство, в свою очередь, выполняя определенные функции, имеет государственный аппарат, который нуждается в финансах. Для обеспечения государственного аппарата финансами были придуманы налоги.

Налоги – это безвозмездное изъятие денежных средств с физических и юридических лиц, в пользу государства для выполнения его функций.

Долгое время государство нуждалось в финансах для того, чтобы вести войны, подавлять внутренние восстания.

Со второй половины XX в. значительно увеличилась роль государства в экономике. Для того, чтобы осуществлять макроэкономическую политику необходимы значительные финансовые поступления. Важнейшее место, среди источников поступлений в государственный бюджет, занимают налоги. На их долю приходится до 90% всех поступлений в бюджеты промышленно-развитых государств.

2. Существуют прямые и косвенные налоги.

Наиболее важной разновидностью прямых налогов является подоходний налог. Он включает в себя налог на доходы физических лиц, а так же налог на прибыли корпораций.

Производственные объединения, предприятия, собственники капитала уплачивают налог на основании предъявленных ими деклараций.

Налоговая декларация – это заявление налогоплательщика о размерах его доходов.

Налоги с лиц наемного труда взимаются при выплате им зарплаты.

Взимание подоходнего налога начинается с определенного минимума (необлагаемый минимум).

По мере увеличения номинальных доходов расширяется база подоходнего налогообложения.

Нормой налогообложения является налоговая ставка. Налоговая ставка – размер налога на единицу обложения.

Виды налоговых ставок:



  1. В том случае, если устанавливается единый процент уплаты налогов, независимо от размеров дохода – пропорциональная ставка.

  2. В тех случаях, когда ставки возрастают с увеличением доходов – прогрессивная ставка.

  3. Твердая ставка – устанавливается на единицу объекта, независимо от его стоимости.

Важное место в системе налогообложения занимает налог с корпораций. Он взимается с чистой прибыли и производится в большинстве стран по пропорциональным ставкам.

История налогообложения знает налог на сверх прибыль, которым облагается часть прибыли сверх определенных размеров. Такая мера носит чрезвычайный характер и применяется во время войны или во время серьезных экономических потрясений.

К разряду подоходних налогов так же относятся:

А) Имущественный налог – взимается со стоимости имущества (земля, здания, строения) и выплачивается как физическими, так и юридическими лицами.

Б) Налог на сделки с капиталом – взимается с доходов от фондовых операций, купли – продажи ценных бумаг.

Помимо подоходних налогов существуют косвенные налоги. Косвенные налоги – надбавки к цене соответствующих товаров или услуг. Плательщиками этих налогов становятся в конечном счете потребители этих налогов.

Существуют три главные разновидности косвенных налогов:


  1. Акцизы – надбавки к цене товаров или тарифа на услуги. В зависимости от особенности той или иной страны акцизами облагаются самые различные товары массового потребления, а так же услуги транспорта, связи, коммунального обслуживания и т.д.

В настоящее время получил распространение вид акциза, получивший название налога на добавленную стоимость ( НДС) . Налогом облагается не вся выручка от реализации данного товара, а только стоимость, добавленная на данном этапе производственной деятельности.

  1. Фискальный монопольный налог – налог на те товары, производство которых является монополией государства ( спиртные напитки, табачные изделия, соль, и т .п).

  2. Таможенные пошлины – налоги, взимаемые при перевозки товаров через государственную границу. Налогом облагаются импортные товары. Посредством механизма таможенных пошлин государство может весьма эффективно ограничивать импорт тех или иных товаров, защищая свой внутренний рынок от иностранной конкуренции.




<< предыдущая страница   следующая страница >>