Предмет философии - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Предмет философии - страница №1/11

Предмет философии


Философия – потребность, связанная с познавательной целью человека; основа всякого знания, методология любой науки, так как выявляет закономерности бытия. Философия всегда связана с человеческой индивидуальностью, с я.

Изначально философия Зародилась на Востоке (Индия, Египет, Китай). Родина европейской философии – Греция – VI в. до н. э.



I ступень философии - мифологическая: у мифологии и ф. общий исток – космогонические вопросы (вопросы о начале вселенной), для мифологии, как и для ф. характерно синкретичное мышление, но миф ближе к религиозной форме сознания, основывается на вере в сверхъестественные силы, а философия связана со свободным интеллектуальным поиском. Философия – любовь к мудрости.

II ступень – этика: попытка человека осознать себя частью общества. (NB: Сократ – поворот к этической проблеме, к человеку).

III ступень: появляется желание понять, что же есть философия.

Бертран Рассел: «

Кант: « Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться?» З типа отношения человека к миру: познавательные, практические, ценностные.

Таким образом, философия, это:




Теоретическая

Онтология

Наука о бытии

Гносеология

Наука о познании

Практическая


Антропология

Наука о человеке

Этика

Эстетика



Функции философии


  1. Выявляет общие идеи и общие формы опыта

  2. Систематизирует знание

  3. Конструирует

Периодизация


  1. VI в. до н. э. – натурфилософия – исследование природы

  2. Платон и Аристотель – возникновение онтологии – теоретической науки о бытии и основе человеческого знания – сознание человека выделяется из природного мира

  3. Эллинистическая (римская) эпоха – усиление этики

Гибель античного мира

  1. Средние века – ф. тесно связана с религией, становиться служанкой богословия. Бл. Августин, Фома Аквинский +возрождается интерес к Аристотелю

  2. Возрождение – XIV-XVI вв. – Николо Кузанский – возврат к свободному философскому творчеству

В начале XVII в. возникает точное мат. естествознание - Галилей

  1. Философия начинает носить характер методологии научного знания – Декарт, Бэкон

  2. Ф. превращается в теорию знания – гносеологию - Локк, Беркли, Юм

  3. Эпоха Просвещения - XVIII в. – поворот в сторону социальных вопросов, ф. тесно связана с этикой и политикой – Руссо, Вольтер, Дидро

  4. Конец XVIII в. – появление универсальной системы Канта, в которой выразились все области философии

  5. Середина XIX в.:

поворот в сторону религиозных этических вопросов – Шопенгауэр

интерес к экономическим и социальным вопросам – Фейербах

обращение к биологическому началу в человеке

  1. XIX в. – возникновение позитивизма, единственно верный способ познания мира - наука

  2. конец XIX в. – Ницше – «философия жизни»

  3. рубеж XIX и XX в. – интерес к религиозным вопросам – В. Соловьёв, к иррациональному, к тёмным сторонам человеческой психики, изучение структуры человеческой психики – психоанализ Фрейда, Юнг – коллективное бессознательное, понятие архетипа

  4. середина XX в. – ф. становится близка к филологии – философия текста, философия языка

80-е гг. XX в. – структурализм, пост структурализм

Античная философия





I период

до Сократа

II период

от Сократа до Аристотеля

III период

эллинистическая ф., неоплатонизм

История Греции


  1. Ахейский период – 2 тыс. до н. э. – Троянская война

  2. Полисный период – XI-IV вв. до н. э. – Милетская школа, расцвет Афин и Спарты, период греческой экспансии

  3. Образование эллинистических обществ – IV-II вв. до н. э.

Источники знания о философии Др. Греции


сохранившиеся отрывки трудов Платона и Аристотеля

описание мнений античных философов в работах философов более позднего периода (досографический материал)

биографический материал

Милетская школа


Вопрос, с которого началась философия – поиск единого первоначала

Фалес: «Всё полно водой»; зарождается вопрос о единстве материи. Началом всех вещей он полагал воду, а космос — одушевленным и полным божественных сил

Старше всех вещей — бог, ибо он не рожден.


Прекраснее всего — космос, ибо он творение бога.
Больше всего — пространство, ибо оно вмещает все.
Быстрее всего — мысль, ибо она бежит без остановки.
Сильнее всего — необходимость, ибо она одолевает всех.
Мудрее всего — время, ибо оно обнаруживает все.
Он сказал, что смерть ничем не отличается от жизни. “Так почему же, — спросил кто-то, — ты не умираешь?” “Именно потому, что разницы никакой”, — ответил он.

Анаксимандр признавал в качестве источника рождения всех вещей не "воду", не какое-либо отдельно взятое вещество, а нечто беспредельное, которое бесконечно и неопределенно - апейрон. Это первовещество, апейрон должно быть:

бесконечным, так как оно не исчерпывается в творении

материальным

наделённым вечным движением

Анаксимандр полагал, что все в мире изменчиво и текуче. В этом проявляется своеобразие воззрений Анаксимандра, которое нашло свое более ясное выражение в учении о происхождении и гибели бесчисленных миров, возникающих из апейрона.

Большое значение имели космологические и космогонические представления Анаксимандра. Над землею, по его мнению, существуют водная, воздушная и огненная оболочки. Когда огненная оболочка разрывается, образуются кольца: солнечное, лунное и звездное. Земля же подобна цилиндрическому отрезку колонны, она неподвижна.
Животные и люди возникли из высохшего морского дна, приняв другую форму, когда перешли на сушу. Во взглядах Анаксимандра сочетались мифологические и рационалистические воззрения.

Анаксимен в качестве первовещества окружающего нас мира берет воздух – нечто среднее между водой и огнём; это духовная субстанция, как пар. Природа, лежащая в основе всего, едина и бесконечна, разрежаясь, она становится огнем, сгущаясь же - ветром, затем облаком, затем землею, потом камнями, прочее же возникает из них. И он также признает вечное движение, вследствие чего происходит изменение.

"Воздух" Анаксимена не просто подобен обычному воздуху. Это первовещество больше похоже на пар или дыхание. Здесь воззрения Анаксимена переплетаются с мифологическими представлениями о душе, как некотором начале, которое пронизывает все живые тела. "Подобно тому, как душа, - говорит он, - будучи воздухом, сдерживает нас, так дыхание и воздух объемлет весь мир". В этих словах выражается идея пантеизма, по которому Бог равен природе, т.е. воздуху, выступающему началом всего сущего.


На этом периоде наблюдается влияние философских идей на религиозные представления.

Ксенофан : критика многобожия, причина мира – высшее первоначало

следующая страница >>