Пояснительная записка в современном российском обществе, вопросы гражданского образования и воспитания выходят на первый план. Необх - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Ценности современного общества 1 136.46kb.
Пояснительная записка 2 Планируемые результаты освоения обучающимися... 13 2958.22kb.
Программа воспитания и обучения в детском саду 1 109.66kb.
А. Д. Кудаков к ю. н., к ф. м н., евразийский и российский патентный... 1 58.04kb.
Как и любой другой акт гражданского состояния, смерть гражданина... 1 43.57kb.
Важность экологического образования и воспитания школьников в современном... 1 114.31kb.
Пояснительная записка к учебному плану среднего (полного) общего... 1 168.63kb.
- 1 198.16kb.
Концепция развития школы Роль и значение школы в современном обществе 1 144.5kb.
Пояснительная записка 4 Программа духовно-нравственного развития... 25 3208.75kb.
Пояснительная записка элективный курс входит в образовательную область... 1 98.97kb.
Элективный курс по химии «Комплексные соединения» 11 класс Учитель... 1 261.96kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Пояснительная записка в современном российском обществе, вопросы гражданского образования - страница №1/1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В современном российском обществе, вопросы гражданского образования и воспитания выходят на первый план. Необходимо создавать условия для освоения учащимися роли гражданина в демократическом государстве, гражданском обществе. Обучающиеся должны не только овладеть определённой суммой знаний, но и уметь применить их на практике, уже в школьные годы, участвуя в выборах и деятельности органов школьного самоуправления, а затем в жизни страны.
Молодому поколению нужно помочь стать политически зоркими, активными, способными делать в жизни самостоятельный правильный выбор, проявлять собственную гражданскую инициативу и в дальнейшем эффективно управлять страной. Для современных подростков чрезвычайно важно осознание того, что конституционное положение о праве российских граждан участвовать «в управлении делам государства как непосредственно, так и через своих представителей» не только может быть, но и непременно должно быть ими умело реализовано. Знания, умения и навыки в области избирательного права, полученные учащимися уже в школьные годы, должны способствовать решению названных задач. Элективный курс «Введение в право. Государственное право» рассчитан на учащихся 9 класса и предполагает 21 час теоретических и практических занятий. В содержании программы дан примерный перечень основных понятий курса которые должны способствовать развитию процесса самореализации личности подростка, его активной позиции в деятельности органов ученического самоуправления, формированию лидерских качеств, умений и практических навыков в области избирательного права РФ, формированию активной гражданской позиции.

Задачи курса:


· Создать у учащихся представление об истоках формирования современного избирательного права РФ.
· Расширить и систематизировать знания подростков в области политико-правовой сферы общества и основ конституционного строя РФ, получаемых ими в курсе изучения обществознания.
· Формировать у учащихся представления об основах избирательного законодательства РФ, о выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления.
· Посредством практических занятий с учащимися способствовать усвоению ими сложных понятий и терминов из области избирательного законодательства, формировать навыки активного участия в общественной и политической жизни школы, города;
· Способствовать формированию у учащихся необходимой правовой культуры, правового сознания, чувства гражданской ответственности и гражданского долга.

Формы и методы работы:


· работа с документами (самостоятельное чтение, анализ материала, организация понимания через обсуждение, изучение статистических материалов);
· изучение материалов СМИ, Интернет-материалов;
· дискуссии, дебаты, проектная деятельность;
· практические занятия по решению учебных задач;
· освоение знаний по региональным и муниципальным выборам в Саратовской области с помощью приемов деловой игры.

Предполагаемые результаты изучения элективного курса – при освоении курса учащиеся должны:


· проводить первичный анализ и применение информации по темам «Избирательное право и избирательный процесс в РФ», «Региональные и муниципальные выборы в Белгородской области»;
· характеризовать избирательные системы;
· объяснять роль избирательных комиссий в процессе выборов;
· знать основные термины: гражданин, избиратель, избирательное право, выборы, избирательная кампания, кандидаты, референдум;
· стать активными участниками школьных, муниципальных, региональных олимпиад, конкурсов сочинений и рисунков на тему выборов, проводимых избирательными комиссиями муниципальных районов, городских округов и Избирательной комиссией Белгородской области.

Форма итоговой аттестации:


зачет по одному из выбранных видов деятельности (тестирование; защита проекта и т.п.)

Примерное тематическое планирование курса


(17 ч.)

№ п/п


Название разделов и тем

Количество часов

Формы работы
1.

Вводное занятие.


Знакомство учащихся со структурой элективного курса, литературой по теме. История избирательного права от вече до Государственной Думы

1

Беседа. Определение тем опережающих заданий.


2.

Народовластие и его формы. Политическая власть

1

Лекция
3.



Понятие демократической политической системы общества

1

Лекция-презентация


4

Современная политическая система РФ.

1

Лекция-беседа


5.

Современные избирательные системы


Особенности избирательной системы современной России

1

Работа по составлению учащимися опорных схем


6.

Избирательное право: понятие, предмет, источники

1

Лекция
7.



Субъекты избирательных правоотношений

1

Работа со статьями ФЗ, составление планов-конспектов, схем


8.

Избирательные права граждан: понятие и принципы реализации

1

Работа с источниками; Конституция РФ


9.

Избирательный процесс.


Референдум.

1

Лекция - презентация


10.

Выборы Президента РФ.

1

Интерактивное занятие; путешествие


по сайту «Узнай Президента»
11.

Выборы депутатов Государственной Думы и формирование Совета Федерации Федерального Собрания РФ.

1

Работа с источниками, статьями ФЗ, составление схем, планов


12.

Избирательный кодекс Саратовской области

1

Практическое занятие (приемы деловой игры)


13.

Выборы в органы власти субъектов РФ.

1

Лекция.
Экскурсия (виртуальная)


14.

Выборы в органы местного самоуправления.


1

Работа с источниками, статьями ФЗ, составление схем, планов


15.

Защита избирательных прав граждан. Юридическая ответственность за нарушение избирательных прав граждан

1

Работа с документами, статьями ФЗ. Практические задачи


16.

Я – будущий избиратель.

1

Игра-проект


17.

«Мы – граждане России».


Итоговое занятие.

1

Зачет. Защита проектов. Тестирование



Содержание программы.
№ 1. Вводное занятие.
Структура и особенности элективного курса «Введение в избирательное право». Методика изучения курса.
Киевское государство. Древнерусское народовластие – народное вече. Земский собор как форма представительства в средневековой Руси. Боярская Дума - совещательный орган при великом князе. Петровские преобразования государственного управления Российской империей: Сенат, Государственный Совет. Государственная Дума - результат первой русской революции. Попытка созыва Учредительного собрания в 1917-1918 гг.
Советы народных представителей как социалистическая форма государственного устройства. Верховный Совет СССР: Совет Союза и Совет Национальностей. Съезды народных депутатов РСФСР и СССР. Федеральное Собрание РФ - верхняя и нижняя палаты.

№ 2. Народовластие и его формы. Политическая власть.


Понятие «народовластия». Субъект народовластия. Виды народовластия. Публичная власть и ее организация.
Основные понятия: суверенитет; единственный источник власти; многонациональный народ; непосредственная (прямая ) демократия; представительная демократия; волеизъявление народа; органы государственной власти; законодательный (представительный) орган; местное самоуправление (публичная власть); муниципальное образование; выборы полномочных представителей; референдум; свободные выборы; собрания (сходы) граждан; правотворческая инициатива; публичные мероприятия; земские собрания; конференции граждан.
Понятие политической власти и ее субъекты. Осуществление политической власти.
Основные понятия: правовое государство; политический плюрализм; парламентаризм; политический статус личности; демократическая политическая культура.

№ 3. Понятие демократической политической системы:


Понятие политической системы и ее виды. Демократическая политическая система и ее структура. Субъекты политической системы и отношения между ними. Виды политических режимов.
Основные понятия: демократия; политика; структура политической системы; политическая власть; политическая организация; политические отношения; политическая культура; политические и общественные организации; политический режим; функции политической системы.

№ 4. Современная политическая система РФ.


Реформирование политической системы РСФСР (РФ). Принятие Конституция Российской Федерации в 1993 году.
Закрепление в Конституции Российской Федерации 1993 года основ государственного строя России. Высшие органы государственной власти: Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший арбитражный Суд Российской Федерации, субъекты Российской Федерации.
Основные понятия: демократическое государство; политическая система; компоненты политической системы; правовая основа политической системы; правовое государство; многопартийность; подсистема; республиканская форма правления; высший орган государственной власти; государственная власть в Российской Федерации.

№ 5. Современные избирательные системы.


Особенности избирательной системы современной России.
Понятие избирательной системы и избирательного процесса. Законодательные основы избирательного процесса. Воля народа. Порядок организации и проведения выборов, формирование государственных и муниципальных органов, конституционное право, право граждан избирать и быть избранными, активное избирательное право, пассивное избирательное право. Понятие избирательного округа и его виды. Мажоритарная и пропорциональная системы выборов.
Основные понятия: федеральное законодательство; конституция (устав) субъекта РФ; мажоритарная система, пропорциональная система, смешанная система; депутат, кандидат, избирательное объединение; избиратель, избирательный округ, одномандатный избирательный округ, общеобластной избирательный округ, список кандидатов,

№ 6. Избирательное право: понятие, предмет, источники.


Понятие избирательного права, его предмет и метод. Источники избирательного права и их краткая характеристика. Иерархия нормативно-правовых актов избирательного права по их юридической силе.
Основные понятия: Конституции Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, конституции (уставы) субъектов Российской Федерации, Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в действующей редакции); Федеральный закон от 10 января 2003 года № 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" (в действующей редакции); Федеральный закон от 05.08.2000 года № 113-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" (в действующей редакции); Федеральный закон от 18 мая 2005 года № 51—ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (в действующей редакции); Федеральный закон от 01.04.2005 года № 182-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" (в действующей редакции); Избирательный кодекс Белгородской области (в действующей редакции).

№ 7. Субъекты избирательных правоотношений


Понятие избирательного правоотношения и его структура. Граждане Российской Федерации - основные носители избирательных прав и свобод. Виды субъектов избирательных правоотношений. Кандидат в депутаты и избиратель – основные субъекты избирательного правоотношения. Доверенные лица, наблюдатели, уполномоченные представители, члены избирательных комиссий. Избирательная комиссия – основной орган организации и проведения выборов. Участие в избирательном процессе иных организаций и учреждений.
Основные понятия: избиратели, кандидаты, зарегистрированные кандидаты, избирательные комиссии, члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, с правом совещательного голоса, избирательные объединения, государственные органы, органы местного самоуправления, средства массовой информации, судебные органы.

№ 8. Избирательные права граждан: понятие и принципы реализации.


Понятие субъективного права гражданина и его реализации. Содержание избирательного права гражданина РФ. Конституционное регулирование избирательных прав человека и гражданина в РФ.
Основные понятия: совокупность правовых норм, регулирующих право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления; основополагающие начала организации и проведения выборов (принципы проведения выборов в РФ), всеобщее избирательное право и право на участие в референдуме, всеобщее избирательное право, равное избирательное право, прямое избирательное право, свободное и добровольное участие в выборах, тайное голосование, обязательность и периодичность выборов, независимость органов (комиссий), организующих и проводящих выборы и референдум, открытость и гласность выборов. Установление избирательным законодательством условий получения и реализации избирательных прав – избирательный ценз.

№ 9. Избирательный процесс. Референдум.


Понятие избирательного процесса и его стадии.
Понятие референдума. Виды референдума. Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 года № 5-ФКЗ "О референдуме в Российской Федерации" (в действующей редакции) и его краткая характеристика.
Основные понятия: референдум, инициатива проведения и назначение референдума; назначение выборов; регистрация (учет) избирателей (участников референдума); составление списков избирателей (участников референдума); образование избирательных округов и избирательных участков; формирование избирательных комиссий; выдвижение кандидатов и их регистрация; предвыборная агитация; финансирование выборов; проведение голосования, установление итогов голосования и определение результатов выборов; обнародование итогов голосования и результатов выборов.

№ 10. Выборы Президента РФ.


Президент России - высшая государственная должность Российской Федерации, глава государства, гарант Конституции России, прав и свобод человека и гражданина в России; главнокомандующий Вооружёнными силами Российской Федерации; Федеральный закон от 10 января 2003 года № 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации", его содержание.

№ 11. Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и формирование Совета Федерации Федерального Собрания РФ.


Депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ и его правовой статус. Федеральный закон от 18 мая 2005 года № 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (в действующей редакции) и его содержание.
Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и порядок его формирования. Федеральный закон от 05.08.2000 года № 113-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" (в действующей редакции).
Основные понятия: политическая партия, избирательное объединение – основной субъект пассивного избирательного права на выборах в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации; Центральная избирательная комиссия Российской Федерации; федеральные списки кандидатов, региональная группа; сбор подписей избирателей в поддержку федерального списка кандидатов; федеральный бюджет; избирательные фонды политических партий, региональных отделений; верхняя палата Федерального Собрания; кандидат для избрания (назначения), депутат законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

№ 12. Избирательный кодекс Белгородской области


Избирательный кодекс Белгородской области от 01.04.2005 года № 182 (в действующей редакции) – основной нормативно-правовой акт, регулирующий региональные и муниципальные выборы в Белгородской области. Структура Избирательного кодекса и его общая характеристика. Избирательная комиссия Белгородской области, ее структура и функции. Проведение референдума Белгородской области и местного референдума.

№ 13. Выборы в органы власти субъектов РФ.


Государственная власть в субъекте РФ и ее ветви. Формирование представительной (законодательной) власти субъекта РФ. Правовое регулирование региональных выборов. Избирательный кодекс Белгородской области от 01.04.2005 года № 182 (в действующей редакции) и его содержание.
Порядок назначения на должность главы исполнительной власти утверждаются представительным (законодательным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Основные понятия: законодательная власть, исполнительная власть; региональный уровень выборов.

№ 14. Выборы в органы местного самоуправления.


Понятие местного самоуправления и его органов. Устав муниципального образования – основа функционирования местного самоуправления. Глава муниципального образования и депутат местного представительного органа поселения, муниципального района, городского округа – основные субъекты муниципальных выборов. Способы формирования представительного органа муниципальных образований.
Избирательный кодекс Белгородской области от 01.04.2005 года № 182 (в действующей редакции) о порядке выборов представительных органов и выборных должностных лиц муниципальных образований.
Основные понятия: муниципальный уровень выборов; орган местного самоуправления; вопросы местного значения.

№ 15. Защита избирательных прав граждан. Юридическая ответственность за нарушение избирательных прав граждан


Конституционно-правовая ответственность за нарушение норм избирательного права. Субъекты конституционно-правовой ответственности. Обжалование решений и действий (бездействия) избирательных комиссий, нарушающих избирательные права: субъекты, предмет обжалования, порядок обжалования, результат рассмотрения. Отмена решения о результатах выборов или референдума. Административная ответственность за нарушение норм избирательного права: классификация объектов правонарушения, субъекты правонарушений, виды административных правонарушений. Уголовная ответственность за нарушение норм избирательного права: преступления, посягающие на интересы граждан и публичный интерес в отношениях, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов; состав преступления.
Основные понятия: конфликтная ситуация; защита избирательных прав граждан; разрешение избирательных споров; административный или судебный порядок разрешения.

№ 16. «Я – будущий избиратель». Игра-проект


Понятие о школьном самоуправлении. Его правовое регулирование в локальных правовых актах общеобразовательных учреждений.
Организация проведения выборов органов школьного самоуправления.
Основные понятия:
общественное объединение подрастающего поколения; повышение правовой культуры; изучение норм избирательного законодательства и избирательного процесса; молодежные проекты, фестивали, программы, конкурсы, клубы и т.д. Проектная деятельность по моделированию подготовки и участия в выборах (возможен разбор элементов, составляющих частей процесса и их проигрывание).

17. Итоговое занятие «Мы – граждане России».


Зачет. Защита проектов. Тестирование. (В зависимости от выбранной формы учителем и учащимися)
Литература и Интернет-ресурсы для учащихся.

1. Конституция РФ. Москва, издание Центральной избирательной комиссии РФ, 2009 г.


2. Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в действующей редакции).
3. Федеральный закон от 10 января 2003 года № 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" (в действующей редакции).
4. Федеральный закон от 05.08.2000 года № 113-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" (в действующей редакции).
5. Федеральный закон от 18 мая 2005 года № 51—ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (в действующей редакции).
6. Федеральный закон от 01.04.2005 года № 182-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" (в действующей редакции).
7. Федеральный закон Российской Федерации от 06 октября 2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" в действующей редакции).
8. Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 года № 5-ФКЗ "О референдуме в Российской Федерации" (в действующей редакции)
9. Устав Белгородской области (в действующей редакции).
10. Избирательный кодекс Белгородской области (в действующей редакции).
11.Плаксин А.В. Избирательное право и избирательный процесс в схемах и таблицах /РЦОИТ-М., 2007
12. Прутченков А.С. «Школа жизни» Москва 2000, глава 6.
13. И.В.Синова. Государственное устройство России. Справочник школьника. Санкт-Петербург. Литера, 2006.
14. А.А.Двигалева. Экзамен на пять. Обществознание. Санкт-Петербург. «Виктория плюс», 2008 (раздел «Конституционное право»).
15. Энциклопедия для детей. Том 5, часть 3. Москва “Аванта +”,1995 г.

Литература и Интернет-ресурсы для учителя.



1 Конституция РФ. Москва, издание Центральной избирательной комиссии РФ, 2009 г.
2. Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в действующей редакции).
3. Федеральный закон от 10 января 2003 года № 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" (в действующей редакции).
4. Федеральный закон от 05.08.2000 года № 113-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" (в действующей редакции).
5. Федеральный закон от 18 мая 2005 года № 51—ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (в действующей редакции).
6. Федеральный закон от 01.04.2005 года № 182-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" (в действующей редакции).
7. Федеральный закон Российской Федерации от 06 октября 2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" в действующей редакции).
8. Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 года № 5-ФКЗ "О референдуме в Российской Федерации" (в действующей редакции).
9. Устав Белгородской области (в действующей редакции).
10. Избирательный кодекс Белгородской области (в действующей редакции).
10. Плаксин А.В. Избирательное право и избирательный процесс в схемах и таблицах /РЦОИТ-М., 2007
11. Авторский коллектив ЦИК России. Рекомендации для избирательных комиссий субъектов Российской Федерации по предупреждению и пресечению нарушений в сфере изготовления и распространения агитационных материалов в период избирательных кампаний, иных нарушений в сфере информационного обеспечения выборов – М. 2007
12. Арановский К.В., Игнатенко В.В., Князев С.Д. Избирательное право России (понятие и основные институты): Учеб. пособие. Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 2007. 232 с.
13. Дмитриев Ю.А., Исраелян В.Б. Избирательное право: Учебник. – М.: Юстицинформ, 2008. – 308с.
14. Димова И.Г., Курганова М.С. Экзамен на гражданственность // Журнал о выборах. 2007. № 1. С. 46-48.
15. Большаков С.В., Головин А.Г. Информационное обеспечение выборов и референдумов в Российской Федерации: 2-е изд., перераб. и доп. – М.: РЦОИТ, Издательство «Весь Мир», 2007. – 304 с.
16. Ж. «Право в школе» № 1, 2007
17. Материалы для обучения будущих избирателей основам избирательного законодательства. Избирательная комиссия Белгородской области; [сост.: Н.П.Великих, Г.В.Калитина, Л.Н.Москвитина.] – Белгород: Издательско-полиграфический центр «ПОЛИТЕРРА», 2006.
18. Клубы избирателей и клубы молодых будущих избирателей – эффективная форма подготовки организаторов выборов, повышения правовой культуры граждан: материалы областного конкурса на лучшие клубы избирателей, клубы будущих избирателей Белгородкой области. Выпуск третий. Избирательная комиссия Белгородской области; [сост.: Л.Б. Белая, Д.Р. Иткина] – Белгород: КОНСТАНТА, 2008. (также выпуски: №1- 2005 г., №2- 2007 г., № 4 – 2009 г.)
19. Библиотеки Белгородской области – центры формирования правовой культуры избирателей: сборник материалов областного конкурса среди библиотек Белгородской области на лучшую организацию работы по повышению правовой культуры избирателей. Выпуск третий. Изби

Пояснительная записка.


Одна из целей обществоведческого образования - формирование целостного мировоззрения учащихся на основе представления о мире как многогранном процессе, протекающем во времени и пространстве. Однако молодые люди, окончив школу, часто не умеют видеть действие тех законов, которые изучали в школе, не всегда умеют применить знания. Одной из причин данной проблемы является пассивная позиция ученика в процессе обучения.
Организация научно-исследовательской деятельности учащихся не только помогает решить данную проблему, но и способствует формированию наиболее высокого уровня образованности, достижимого в средней школе, - методологической компетентности. Методологическая компетентность характеризуется способностью на базе теоретических знаний решать задачи в различных сферах деятельности на основе самостоятельного исследовательского подхода. Научно-исследовательская деятельность как таковая нацелена на выявление сущности изучаемых явлений и процессов. Научность тому или иному исследованию придает использование в работе проверенных опытом теоретико-методологических оснований, подходов, методов, процедур, методик, что помогает получить объективные результаты, обладающие научной новизной и значимостью. Поэтому основной критерий эффективности исследования - это получение нового научного результата, приращение теоретического знания. Ученик, овладевающий навыками научно-исследовательской деятельности, должен знать методологию исследовательской деятельности, ее этапы, технологию; уметь использовать различные методы исследования и приемы творческой деятельности на практике; быть готовым к исследовательскому взаимодействию с действительностью.
Исследовательская работа формирует умения и навыки, необходимые выпускнику для успешной учёбы в ВУЗе и научной карьеры. Опыт такой работы пригодится всем, чья деятельность будет связана с написанием текстов аналитического характера (резюме, отчётов, обзоров и т.п.), что сегодня востребовано на любом интеллектуальном поприще. Кроме того, это как раз та сфера деятельности, где ученик не только получает и осваивает новую информацию, но и имеет возможность применить свои знания и способности за рамками учебного процесса. Таким образом, ещё будучи учениками, ребята имеют возможность убедиться, что знания, полученные в школе, имеют реальную ценность. Сформированные навыки помогут учащимся при подготовке к урокам обществоведческого цикла, при работе над рефератами и докладами по другим предметам.
Плодотворная научно - исследовательская деятельность возможна тогда, когда учащиеся владеют навыками свободного общения и квалифицированного информационного поиска. Поэтому, для достижения наилучшего результата занятия целесообразнее построить следующим образом, объединив темы в три смысловых блока.

Занятия, направленные на формирование интеллектуальных и коммуникативных навыков.

Занятия, направленные на формирование основ информационной грамотности.

Занятия, направленные на освоение основ методики и техники социологического исследования.


На первом этапе достигается формирование устойчивой исследовательской мотивации, т.е. желание понимать информацию и сообщать её другим, происходит расширение интеллектуального и коммуникативного репертуара учащихся. Наиболее подходящей формой для формирования коммуникативной культуры, развития речевых способностей и осознания значения коммуникативного сотрудничества являются тренинги общения. Другими формами занятий могут стать дебатные игры, ораторские марафоны, интеллектуальные бои и т.д. Игровые формы занятий не только делают их более интересными, но и позволяют снять психологические блоки, развить креативные способности учащихся и вовлечь их в реальную деятельность.
Одной из форм исследовательской работы является написание реферата. Обучение реферированию как достаточно сложной интеллектуальной и коммуникативной деятельности должно сочетаться с обучением основам информационной грамотности и научно-исследовательской деятельности. Важно научить работать с документом, как источником необходимой информации, развить навыки работы с вторичной информацией и умение ее создавать (библиографическое описание, аннотация, библиографическое пособие), развить навыки поиска информации в различных поисковых системах. Помимо умения вести поиск важно развить навыки критического мышления, обобщения, умения пользоваться индуктивными, дедуктивными и аналогическими рассуждениями, научить строить свою концепцию, контролировать мыслительные процессы. Эти задачи решаются на втором этапе работы.
Наконец, на этапе работы над третьим тематическим блоком, учащиеся знакомятся с теорией и практикой социологического исследования. Практическая часть позволяет учащимся уяснить сущность основных методов сбора социологической информации, сформировать навыки самостоятельного сбора и интерпретации социологических данных (разработка анкет и социометрических тестов, проведение интервьюирования, заполнение таблиц, графическое изображение полученных результатов, подведение итогов социологического исследования). Господство на данном этапе групповой формы организации деятельности позволяет решить задачу формирования у старшеклассников таких качеств, как толерантность, объективность, взаимная ответственность.
Исходя из вышесказанного, можно сформулировать цели и задачи, решаемые в ходе реализации программы.
Цель: обучение приемам и методам научно-исследовательской деятельности учащихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации.
Задачи:

выявить наиболее одаренных учащихся и развить их творческих способностей;

способствовать развитию интереса к поисково-исследовательской деятельности;

создать условия для совершенствования умений и навыков самостоятельной работы учащихся, повышения уровня знаний и эрудиции в области обществоведческих наук;

создать условия для овладения учащимися знаниями, выходящими за пределы учебной программы;

способствовать формированию и развитию навыков информационной грамотности;

способствовать овладению учащимися навыками работы с источниками информации;

содействовать овладению методами и приемами научного исследования;



формировать активную жизненную позицию учащихся.
Программа рассчитана на учащихся 15-17 лет, имеющих склонность к исследовательской деятельности. Периодичность занятий - раз в неделю по два часа. Общее количество часов - 68.
Тематическое планирование.
Содержание программы.
Раздел 1. Формирование интеллектуальных и коммуникативных навыков.
Изучение и совершенствование коммуникативных качеств (умения воспринимать и контролировать свои способы вербального и невербального общения; способности к эмпатическому сопереживанию; умению слушать, убеждать, осознавать свои социальные роли и формировать желаемые модели поведения). Закрепление тренингового стиля общения.
Определение степени интеллектуальных возможностей учащихся.
Формирование исследовательской мотивации, развитие интеллектуальных умений (внимания, памяти, логического и ассоциативного мышления и т.д.).
Раздел 2. Формирование навыков информационной грамотности.
Информация, ее виды и способы существования в социуме. Теория информационного общества, варианты его развития. Документ, как способ существования информации, типы и виды документов, нетрадиционные носители информации. Поиск информации, виды поисковых систем, Интернет как глобальная поисковая система с неограниченными возможностями поиска. Справочно-библиографический аппарат библиотеки как поисковая система, его составляющие, варианты СБА для разного типа библиотек, знакомство с СБА детской библиотеки. Система каталогов и картотек - модель поисковой системы, знакомство с основными видами каталогов и картотек (алфавитный каталог, тематический (предметный) каталог, систематический каталог, систематическая картотека статей). Библиографические справки, разновидности и способы выполнения, библиографическая справка, как источник информации. Аналитико-синтетическая переработка документа, вторичная информация и ее создание, организации и специалисты ее создающие. Библиографическое описание, основные виды БО. Аннотирование и реферирование, как источник информации о документе, виды и способы составления. Библиографическая продукция, ее использование при поиске информации, виды и типы БП, целевое и читательское назначение. Составление оригинального библиографического продукта каждым участником, с целью использовать его в своей научной работе, презентация БП.
Раздел 3. Методы социологического исследования.
Общие понятия о способах получения социологической информации. Социологическое исследование и его этапы: выявление проблемы, постановка гипотез исследования, выбор показателей и критериев оценки, сбор данных, анализ результатов, прогнозы, выводы, рекомендации, отчёт и статьи, активные методы воздействия на социальную реальность.
Обзор наиболее часто используемых методов социологического исследования: наблюдение, включённое наблюдение, анкетирование, интервьюирование, контент-анализ текста, социометрия.
Практическая часть позволяет учащимся уяснить сущность основных методов сбора социологической информации, сформировать навыки самостоятельного сбора и интерпретации социологических данных (разработка анкет и социометрических тестов, проведение интервьюирования, заполнение таблиц, графическое изображение полученных результатов, подведение итогов социологического исследования).
Планируемые результаты.
Основным педагогическим результатом реализации данной программы является формирование не только методологической, но и других ключевых компетенций. Вот некоторые основные компетенции, реализуемые в ходе исследовательской деятельности учащихся, актуальные для гражданского образования (напомню, что компетенции выражаются и формулируются через соответствующие умения):
- умение извлекать пользу из опыта;
-умение опрашивать окружение;
-умение критически относиться к тому или иному аспекту общественного развития;
- умение занимать позицию в дискуссиях и высказывать своё собственное мнение;
- умение видеть важность политического и экономического окружения, в котором проходит обучение и работа;
-умение оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а так же с окружающей средой;
- умение сотрудничать и работать в группе;
- умение принимать решения - улаживать разногласия и конфликты;
- умение разрабатывать и выполнять контракты;
- умение принимать решение и прогнозировать его последствия; умение нести ответственность.
Аппарат контроля.
Оценивание результатов целесообразно проводить по следующим показателям:
- умение правильно использовать основные социологические понятия, методологически грамотно выстраивать интерпретацию различных социальных явлений;
- уровень овладения методами сбора социологической информации
- осознание сложных, разноуровневых связей в мире социальных явлений, их противоречивости и закономерностей их развития;
- творческая, конструктивная, гуманная позиция учащихся в решении социальных проблем.
- овладение навыками работы с информационными источниками, с информационно-поисковыми системами.
- овладение навыками составления библиографического описания, поиска фактической информации, умение создавать источники вторичной информации.
Образовательные результаты изучения данного курса могут быть выявлены в рамках следующих форм контроля:
- текущий контроль (беседы с учащимися по изучаемым темам, деловые игры -"Библиопутешествие", "Что? Где? Когда?", "Библиополе", дискуссии, круглые столы, презентации и т.д. );
- тематический контроль (создание библиографического пособия, проектной работы, исследовательской статьи и т.д.);
- обобщающий контроль в форме презентации (в том числе и мультимедийной) личных достижений.
Методическое обеспечение учебного процесса.
В ходе реализации программы целесообразным представляется использование проектной технологии и методики КТД.
Следует отметить, что проектная деятельность соединяет индивидуальную школьную и внешкольную активность, основанную на получении непосредственного опыта, с культурными традициями, личностной ориентацией. Все это связывает вместе и социальный опыт, и обучение, и осмысление учащимися происходящих процессов. Большое внимание уделяется самостоятельной учебе в группах (командах), а также развитию социального сознания. Благодаря участию в общественно нужном деле предполагается преодоление отрицательной установки к учению. Данная технология позволяет:
- развить коммуникативные навыки;
- получить опыт собственного осмысления событий происходящих в современном мире;
- развить умения фиксировать свои мысли в виде знаков, схем проектное мышление в области социологии;
- освоить способы понимания текстов, и техники критики.
Организация учебного процесса.
Занятия проводятся на базе читального зала для среднего и старшего возраста Новоаганской детской библиотеки. В качестве материала для практических работ используется фонд и СБА детской библиотеки. Для создания необходимого рабочего настроя используются различные игры со словами, составленные по методике Джани Родари, они позволяют максимально отойти от стереотипов восприятия и настроится на работу с информацией и ее источниками. Для подачи теоретического материала используются лекции преподавателей ЧГАКИ (Моргенштерна И.Г., Федосенко Г.И., Рубанова Т.Д., Русак З.В., Боруля Г.А., и др.) и материалы учебника по библиографии.
Список литературы.
Асмолов А.Г. Деятельность и установка / М., 1979.
Диомидова, М.Г. Библиография [Текст]: учебник для ВУЗов / М.Г. Диомидова. - М.:

Просвещение, 1989. - 221с.

Ерофеева Н.А. Социология. Практический курс. Учебное пособие. / М., 1995.
Игры - обучение, тренинг, досуг... под ред. Петрусинского./М.: "Новая школа",1994.

Кравченко А.И. Введение в социологию: учебное пособие / М., 2000.

Моргенштерн, И.Г. Информационное общество [Текст]: учебное пособие для ВУЗов / И.Г. Моргенштерн. - Челябинск, 2000. - 78с.

Практическая психология для преподавателей / М.: Информационно-издательский дом "Филинъ", 1997Лекционный материал ЧГАКИ ФДК.



Родари, Дж. Грамматика фантазии [Текст] / Дж. Родари. - М.: Дет. лит., 1979. - 245с.
Понятийный аппарат.
БО - библиографическое описание
БП - библиографическое пособие
БПр - библиографический продукт
СБА - справочно-библиографический аппарат
СКК - система каталогов и картотек
ТРИЗ - теория решения изобретательских задач
Я-концепция - согласованное и зафиксированное в словесных определениях представление человека о самом себе, итог познания и оценки самого себя через отдельные образы себя в условиях различных ситуаций, а также через мнение других людей и сопоставление себя с ними.