Пояснительная записка Программа составлена на основе временных требований обязательному минимуму содержания, в основной школе и в со - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Пояснительная записка. Рабочая программа по технологии составлена... 1 370.68kb.
Рабочая программа по истории 9 класс (интегрированный курс) 1 237.41kb.
Пояснительная записка Статус программы 1 296.92kb.
Рабочая программа дисциплины «Финансы, денежное обращение и кредит»... 1 325.81kb.
Пояснительная записка Статус документа 1 123.86kb.
I. пояснительная записка статус документа 1 389.94kb.
Базовый уровень пояснительная записка Статус документа 1 147.28kb.
Пояснительная записка Предлагаемая программа по истории туризма для... 1 118.52kb.
Программа дисциплины банковские операции для специальности 080108. 3 779.57kb.
Пояснительная записка к основной образовательной программе начального... 11 2643.75kb.
Практикум по дисциплине «финансы, денежное обращение и кредит» 9 2000.04kb.
Современная теоретическая физика о параллельных и вложенных малых... 1 121.46kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Пояснительная записка Программа составлена на основе временных требований обязательному - страница №1/1

c:\documents and settings\татьяна\рабочий стол\программы по истории 5-8 классы\6 класс история\средние века\2012-05-28\печать0014.tif

Пояснительная записка

Программа составлена на основе временных требований обязательному минимуму содержания, в основной школе и в соответствии с объёмом времени, которые отводятся на изучение истории средних веков для 6 класса по базисному учебному плану. Курс истории средних веков представляет возможность познакомить подростков социальным опытам человечества, знание которого создают условия для развития учащихся способности решать проблемы различной степени сложности.



Цели и задачи курса:

В результате изучения курса истории средних веков учащиеся 6 класса должны

получить знания о периодизации, о встрече миров, положивших начало

формированию будущей мировой цивилизации; об особенностях ментальное™

человека;

Школьники должны научиться общим принципам постановки и решения

познавательных проблем: методам исторического анализа ( изучение

исторического источника, гипотезы и доказательства в истории); выявлению

предпосылок (анализировать условия, обосновывать поступки, выявлять

причины);анализу целей и результатов, объяснению преимуществ и недостатков,

выявлению общего и различного; объяснению фактов; сопоставлению различных

суждений; использованию внешкольных источников информации.

Учащиеся приобретают устойчивый интерес и уважение к истории человечества и

культур з; вырабатывают отношение к истории как с способу понимания

современности.

Стимулируется процесс гуманизации личности подростка, у него начинают

формироваться качества, которые общество хотело бы видеть у учащихся

основной школы и которые помогли бы ему жить в мире с собой и другими.



Учебно-тематический план

1.Введение. Что изучает история средних веков?

1

Гл.1 Зап. Европа в раннее средневековье

5

Великое переселение народов и образование германских королевств

1

Христианская церковь в раннее средневековье

1

Империя Карла Великого

1

Западная Европа

1

Культура раннего средневековья

1

Гл.2 Византия и славянский мир

2

Византийское тысячелетие. Культура Византии

1

Образование славянских гос-в

1

Гл.3 арабский мир в 6-11 в.в.

2

Рождение новой религии

1

Мир ислама

1

Гл.4. Феодальное общество

2

Крестьяне и рыцари

1

Средневековая деревня

1

Гл.5. Средневековый город

1

Возникновение и расцвет средневековых городов. Ремесло и торговля

1

Гл.6. Католическая церковь в 6-13 в.в.

3

Католическая церковь: путь к вершине могущества

1

Крестовые походы

1

Католическая церковь в борьбе с еретиками

1

Гл.7. Разные судьбы гос-в.

3

Франция : долгий путь к единству

1

Англия: от норманнского завоевания до парламента

1

Несбывшиеся мечты германских императоров

1

Гл.8 Культура З. Европы в 11-13 в.в.

1

Образование, наука, философия. Время соборов

1

Гл.9. Беспокойное столетие

4

Столетняя война. Начало Реформации

1

Трудный путь к торжеству королевской власти

1

Полумесяц против креста. Культура З. Европы14-15 в.в.

1

Средневековая Восточная Азия

4

Империя Чингисхана и держава Тимура

1

Средневековая Индия и Китай

1

Африка

1

Народы и гос-ва доколумбовой Америки

1

Столетие бедствий

1



Календарно- тематический план



Время



Тема и основные вопросы

Основные понятия

Цели и задачи

Форма учебного процесса

Контроль

.

1

Введение. Что изучает история средних веков?

Средневековье,

Хронологические рамки.



Ознакомить с хронологическими и географическими границами средневековья.

Л+беседа

Стр.6

Новые термины






2

ГЛ.1.Западная Европа в раннее Средневековье

Великое переселение народов и обр-е германских королевств.



Приход, миряне, Византий, епископ, патриарх

Великое переселение народов, гунны, вестготы, вандалы, саксы, франки, англы, юты, лангобарды



Формирование представления о времени Великого переселения, познакомить с образом жизни германских племен.

Л+ раб с истор. Документом.


№1, вопросы и нов. Термины.




3

Христианская церковь в раннее Средневековье

Базилика, неф, трансепт, алтарь, мозаика

епископ, патриарх



,Раскрыть особенности формирования христ. церкви и ее роли.

Л+ работа с истор. докум.работа по карте.

№2, вопросы, новые термины




4

Империя Карла Великого: возникновение расцвет и распад., .

Магнаты,феод,

маркграфы

империя, император


Определить основное направление политики Карла

Беседа, Лекция,

Работа с историч. докум.



№3, вопросы




5

Западная Европа в 9-11 вв.

Культура раннего Средневековья



Руны, раздробленность


Ознакомить с географией путешествий и завоеваний норманнов рассмотреть их уклад жизни

И культурой



тест

практическая работа с истор. докум.работа по карте.




№4,-5 вопросы





6

ГЛ.2. Византия и славянский мир

Византийское тысячелетие

Культура Византии


Мозаика, фреска торговый путь,

Подвести к пониманию, почему Визан. Империя стала центром мира в период средневеПознакомить с основными достижениями Византии, формировать картографические способности, умение анализировать исторические источники

Л, работа с иллюстрациями

№6-7 вопросы





7

Образование славянских государств

Кириллица, глаголица

Выяснить в чем причины складывания славянских гос-в

Л, работа с историческими источ.

№8, вопросы




8

Гл3. Арабский мир в6-11 вв.

Арабы. Возникновение ислама



Хиджра, ислам, мусульманин, шариат, хадж, мечеть, минарет, имам, мулла, халиф, сунна, арабы.

Рассмотреть особенности жизни арабских племен, проследить пути возникновения гос-ва. Дать представление о новой мировой религии

Работа по карте, рассказ+ комментированное чтение, решение задач.

№9, новые слова




9

Мир ислама

Джихад, эмират, Багдад, Каллиграфия, медресе

Подвести к пониманию причин распада Халифата, сформировать яркий образ культуры мусульманского мира

Беседа, тест, сравнение по карте территории гос-ва в 6 и в 8 вв.Развивать логические способности

№10 разбор историч. Докум.




10

Гл4.Феодальное общество

Крестьяне и рыцари.



Феод, сеньор, сюзерен, вассал, феодальная лестница.


Формирование представления о земле как главной ценности в Средневековье, раскрыть смысл и значение вассальных отношений.

Самостоятельная работа по пункту.

Рассказ учителя



№11-12 вопросы

таблица





11

Средневековая деревня

Сословие, подати, барщина, оброк, десятина, община, натуральное

хоз-во.


Формирование представления о сословиях, выяснить причины потери независимости крестьян, хар-ка видов повинностей.

Л + работа с истор. докум. Работа с таблицей.

№13вопросы новые термины




12

Гл.5. Средневековый город

Возникновение и расцвет городов. Ремесло и торговля



Цехи,братства,гильдии, ярмарка

Выявить причины расцвета городов, рассмотреть как развивалось ремесло и торговля

Сообщения уч-ся

Практическая работа



№14, новые слова




13

Гл.6. Католическая церковь в 11-13 в.в.

. Католическая церковь: путь к вершине могущества



Королевский домен, Германия, Франция


Раскрыть особенности складывания европейских держав, развивать умение сопоставлять исторические явления, обобщать факты и самостоятельно делать выводы

Л +беседа по пунктам, чтение исторического источника

№14

вопросы





14

Крестовые походы

Крестоносцы, духовно-рыцарские ордена, Иерусалим, Палестина, сарацины, сельджуки

Выявить причины по которым различные сословия и группы населения участвовали в крестовых походах, хар-ка рыцарских духовных орденов.

Л + чтение и разбор исторических документов

№ 15

вопросы анализ стихотворения. Таблица,

работа по карточкам





15

Католическая церковь в борьбе с еретиками


Ересь, еретик, инквизиция, паломники

Раскрыть суть взаимоотношений светской и духовной власти, показать основные этапы борьбы пап и германских императоров, выявить причины возникающих ересей и способах борьбы католической церкви с ними.

Л + Разбор исторических документов

№16, задание по вариантам




16

.Гл.7 Разные судьбы гос-в

Франция: долгий путь к единству



Судебная процедура, генеральные штаты, сословная монархия

Выявить причины объединения, и что общего в политическом устройстве гос-в

Л, работа по карте и историческим источникам

№17, новые термины




17

Англия: от норманнского завоевания до парламента

Централизация, органы сословного представитель-с

Парламент, Генеральные штаты



Раскрыть особенности формирования трех круп. Гос-в и роли королевской власти. Развивать умения сравнивать представление однотипных исторических явлений, процессы, делать выводы и обосновывать фактами.

Л + работа по карте,

№18, новые термины




18

Несбывшиеся мечты германских императоров

Княжеские междоусобицы

Выявить причины усобиц между германскими королями

Л, работа по карте и документами

№19-, вопросы по вариантам




19

Гл.8. Культура Западной Европы в 11-13 в.в.

Образование, наука, культура. Время соборов



Ректор, факультет, декан, доктор, рационализм.

Выяснить как соотносились в средневековой науке философия, вера, разум и опыт

Сообщения уч-ся

Практическая работа



№20-21, вопросы, таблица




20

Гл.9 Беспокойное столетие.

Столетие бедствий



Жакерия, Авиньон, товарное хоз-во

Выявить причины начала войны,

Л + работа по карте

№22, работа по

практикуму






21

Столетняя война . Начало Реформации

Реформирование

Пуатье, Креси



Сформировать представление об одной из наиболее продолжительных войн в европейской истории, описать основные события войны и героическую роль Жанны д Арк

Л + работа по карте и разбор исторических документов.

Комментир. Чтение



№23, 1-3 вопросы письменно, 4,6.- устно




22

Трудный путь к к королевской власти

Алая и Белая роза, Реконкиста

Выяснить что общего было в развитии Франции Англии и Испании

Л, работа по карте

№24




23

.Культура Западной Европы в 14-15 в.в.

Полумесяц против креста



Линейная перспектива, портрет гуманист, Возрождение, личность


Формирование способностей самостоятельно работать с историческими источниками


Сообщение и анализ с учителем

№25-26, работа по практикуму




24

Гл.10.Средневековая Восточная Азия

Империя


Чингисхана и держава Тимура

Монголы, улусы, Самарканд, Каракорум

Сформировать представление об образе жизни и завоеваниях монголов, развивать умение сравнивать исторические процессы и делать выводы

Л, работа по карте и историческими источниками

27, вопросы по вариантам




25

Средневековая Индия и Китай

Пекин, Чанъань

Раскрыть особенности складывания китайского гос-ва и управления

Л + сообщения

№28 вопросы




26

Африка

Пигмеи,

Рассказать о жизни народов Африки

Сообщения

Практическая работа



№29, вопросы




27

Народы и гос-ва доколумбовой Америки

Майя, ацтеки, инки

Развивать умение самостоятельно работать с текстом учебника и с дополнительной литературой

Ролевая игра

№30 вопросы







28





Итоговый урок по истории Средневековья

-

Систематизация и контроль знаний

Контрольная работа

Содержание

Тема

Общее количество

Теория

Практика

Введение

1

1

-

Гл 1.Западная Европа в раннее средневековье

4

3

1

Гл 2. Византия и славянский мир

2

2

-

Гл 3 Арабский мир в 6-11 в.в.

2

1

1

Гл 4 Феодальное общество

2

2

-

Гл 5 Средневековый город

1

-

1

Гл 6 Католическая церковь в11-13 вв.

3

3

-

Гл 7 Разные судьбы городов

3

2

1

Гл 8 Культура Западной Европы в 11-13 в.в.

1

-

1

Гл 9 Беспокойное столетие

4

4

-

Гл.10. Средневековая Восточная Азия

4

3

1

Контрольная работа по курсу

1

-

1




28

21

7


. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

 

В результате изучения истории в 5-6 классах ученик должен:

 

Применять полученные знания и умения для решения практических задач, связанных с повседневной жизнью:

         понимать особенности современной жизни, сравнивая события и явления прошлого и настоящего;

         анализировать причины текущих событий в мире;

         высказывать свое отношение к современным событиям и явлениям, опираясь на преставления об историческом опыте человечества;

         использовать знания об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

 

Знать:

         основные виды исторических источников;

         основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;

         важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития.

 

Уметь:

         работать с хронологией (соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории);

         работать с историческим источником (уметь отвечать на вопросы и решать поставленные учебные задачи, опираясь на текст исторического документа; использовать факты, содержащиеся в источниках, в рассказе об исторических событиях; сравнивать свидетельства разных источников);

         работать с исторической картой (показывать на картах России и мира территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий);

         описывать исторические события и памятники культуры (рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ, отчетов об экскурсиях, рефератов, сочинений);

         анализировать, объяснять, оценивать исторические факты и явления (соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл основных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий);

         высказывать свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры, объясняя, на чем оно основывается.

 

Литература

Литература для учителя:


  • М.А. бойцов, Р.М. Шакуров « История Средних Веков»,Изд, «Русское слово», М, 2004.

  • Н.Г. Петрова, Книга для учителя- Учебно- методические материалы, М, 2002

  • О.В. Арасланова, Поурочные разработки по истории средних веков к учебникам М.А. Бойцова, М, « Вако» 2004

  • Е.В.Агибалова, Г.М.Донской История средних веков, «Просвещение» 2004

  • В.А.Ведюшкин История средних веков.2002

Литература для учащихся:

  • М.А. бойцов, Р.М. Шакуров « История Средних Веков»,Изд, «Русское слово», М, 2004.

  • Контурные и исторические карты.

  • В.А.Ведюшкин История средних веков.2002



Перечень используемых исторических карт, схем, портретов,

таблиц

1. карта мира

2. лента времени

3. карта «Великое переселение народов»

4. таблица «Совет старейшин германского племени»

5. карта «Франкское государство 5-9 вв.»

6. таблица «Франкский воин»

7. Современная политическая карта мира

8. таблица «План-схема феодального поместья»

9. таблица «Феодальный замок»

10. таблица «Пахота и сев»

11. таблица «Средневековое мировоззрение»

12. таблица « Средневековая школа»

13. карта «Византийская империя и славяне У1-Х1 вв.»

14. таблица « Поселок южных славян»

15. таблица « Сельскохозяйственные орудия южных и западных славян»

16. таблица «Зарождение феодальных отношений у южных и западных славян»

17. таблица «Император Юстиниан с придворными. Византийская мозаика»

18. таблица «Внешний вид храма Святой Софии»

19. карта «Арабы в УП-Х1 вв.»

20. таблица «Арабы в походе»

21 .таблица «Художественные изделия арабов»

22. карта «Развитие ремесла и торговли, рост городов Европы (Х1-1УХ вв.)»

23. таблица « Средневековые ремесленники и торговцы»

24. таблица «Строители собора»

25. карта «Западная Европа Х1-Х1П вв. Крестовые походы»

26. таблица «Крестовые походы»

27. карта «Англия и Франция Х1-1УХ вв.»

28. карта «Англия и Франция во время Столетней войны 1337-1453»

29. таблица «Столетняя война. Битва при Кресси»

30. карта «Франция и Англия во второй половине ХУв.»

31. карта «Развитие ремесла и торговли, рост городов Европы (1УХ в.)»

32. карта «Чехия в 13-15 вв.»

33. таблица «Схематический план горда Праги в 15в.»

34. карта «Османская империя и борьба народов против турецких завоевателей»

35.карта «Главные центры культуры в Европе 12-16вв.»



36. карта «Индия и Китай в средние века»

37. карта «Географические открытия и колониальные захваты 15-17 вв.»