Пояснительная записка к учебному плану среднего (полного) общего образования - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебный год Пояснительная записка Рабочая программа по обществознанию... 1 128.06kb.
Пояснительная записка к учебному плану 1-2-х классов 1 95.09kb.
Пояснительная записка Статус документа 1 123.86kb.
Базовый уровень пояснительная записка Статус документа 1 147.28kb.
Стандарт среднего (полного) общего образования 1 94.38kb.
Стандарт среднего (полного) общего образования по экономике 1 34.64kb.
Стандарт среднего (полного) общего образования по экономике 1 54.54kb.
Стандарт среднего (полного) общего образования по физике 1 61.51kb.
Стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и икт 1 52.97kb.
2. Образовательная программа среднего (полного )общего образования 6 2182.03kb.
Стандарт среднего (полного) общего образования по мировой художественой... 1 82.69kb.
Оружие – слово. Оборона и нападение с помощью Александр Котлячков... 47 2687.88kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Пояснительная записка к учебному плану среднего (полного) общего образования - страница №1/1

Пояснительная записка к учебному плану среднего (полного) общего образования

Учебный план школы является нормативным документом, определяющим реализацию общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования, и разработан на основе:



  • Закона Российской Федерации «Об образовании: от 10.07.1992 № 3266-1 с изменениями и дополнениями;

  • Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 № 196;

- Приказа Министерства образования РФ от 05.03.04 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

- Приказа Министерства общего и профессионального образования


Свердловской области от 17. 05. 2005г. № 13-д «Об утверждении Базисного учебного
плана для образовательных учреждений Свердловской области, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

- Постановления Правительства Свердловской области от 17.01.2006 г. № 15-


ПП

«О региональном (национально-региональном) компоненте государственного образовательного стандарта дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области»;



  • Приказа Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 26.05.2006 г. № 119-И «О реализации содержательной линии регионального компонента государственного образовательного стандарта «Культура здоровья и охрана жизнедеятельности»;

  • Приказа школы от 08.05.2009г. № 73 «Об утверждении образовательной программы АМОУСОШ № 11».

2.Программно-целевые основания, положенные в основу учебного плана

Структура и содержание учебного плана школы основаны на следующих программно-целевых ориентирах, которые отражают специфику школы как образовательного учреждения, находящегося в режиме развития.

Цель учебного плана на третьей ступени - обеспечение условий для получения каждым учащимся доступного качественного образования в соответствии с его образовательными потребностями; для развития профессионально и социально компетентной, мобильной личности, умеющей делать сознательно профессиональный и социальный выбор и нести за него ответственность, осознающей и способной отстаивать гражданскую позицию.

Задачами реализации учебного плана на третьей ступени обучения являются:

1.Обеспечение качественной реализации федерального и регионального компонентов государственного образовательного стандарта, компонента образовательного учреждения.

2.Обеспечение формирования ключевых компетентностей учащихся: ценностно-смысловой; общекультурной; учебно-познавательной; информационной, коммуникативной социально-трудовой; личностного самосовершенствования.

3. Подготовка выпускника к успешной жизнедеятельности после школы, исходя из сложившихся культурно-исторических, экономико-географических, экологических и геополитических особенностей района.

4.Обеспечение обучающимся равных возможностей для их последующего профессионального образования и профессиональной деятельности.


5.Систематизация языковых и социокультурных знаний, приобретенных на первой и второй ступенях обучения.

6.Обеспечение повышения качества образования.

В учебном плане школы определены следующие приоритеты развития образования:

- обеспечение личностно-ориентированного, компетентностного подходов в
обучении;

утверждение базовых ценностей, определяющих личностное и профессиональное самоопределение обучающегося во всей последующей жизни;

- предоставление учащимся возможностей выбирать и осваивать содержание образования регионального и школьного компонентов в соответствии с индивидуальной траекторией развития;

-сохранение здоровья обучающихся.

Обоснование наполнения УП школы, в.т.ч. построение школьного компонента осуществляется на основе:


  • изучения спроса на образовательные услуги обучающихся и их родителей;

  • аналитических материалов по реализации учебного плана за предыдущий период, изучения возможностей педагогического коллектива;

- реализации наибольшей личностной направленности и вариативности образования, что позволит предоставить выпускникам спектр учебных предметов по выбору, направленных на развитие уверенности в обоснованности выбранной сферы профессиональной деятельности и перспективах личностного развития; способности к оценке собственных возможностей в освоении конкретной профессиональной деятельности; потребности в самореализации и самоутверждении на основе духовно-нравственных, эстетических и трудовых принципах и нормах, регулирующих жизнь современного человека;

- реализации принципов индивидуализации и дифференциации обучения для разных категорий детей (для одаренных детей через целевой проект «Одаренный ребенок», для детей с проблемами в обучении через целевой проект «Психолого-педагогическое сопровождение учащихся»);

- соблюдения санитарно-гигиенических требований в части выдержанности норм
учебной нагрузки за счет психолого-педагогически обоснованного отбора содержания образования, соответствия изучаемого учебного материала возрастным особенностям обучающихся, что способствует сохранению их здоровья.

Формирование ключевых компетенций выпускников осуществляется через:



  • реализацию требований государственного образовательного стандарта как способа обеспечения саморазвития, самоопределения, самореализации личности;

  • фундаментальность, усиление методологической составляющей содержания образования, обеспечивающей универсальность получаемых знаний, возможность применения полученных знаний в новых ситуациях;

- повышение роли информационно-коммуникативных дисциплин;

- усиление в содержании образования системно - деятельностного компонента, направленного на осознание учащимися личной ответственности за получение качественного образования, на развитие умений соотносить поставленные цели образовательной деятельности и результат, понимать значимость обоснованного выбора образовательных программ для дальнейшего профессионального становления.

3.Характеристика структуры учебного плана

Особенность учебного плана состоит в том, что он представляет:

- варианты соединения федерального, регионального и школьного
компонентов в соответствии с реализуемыми программами;

- возможность выбора выпускниками и их родителями учебных предметов регионального и школьного компонентов учебного плана.

Такой подход в формировании учебного плана позволяет обеспечить ориентацию и индивидуализацию обучения на третьей ступени обучениячерез использование таких форм, методов, приемов педагогического воздействия, которые направлены на осознание выпускниками ценности образования и самообразования как условий успешной самореализации и самоутверждения личности; принятия себя как представителя определенной нации, социокультурной общности, осознание границ свободы и моральной ответственности личности с различных ролевых позиций; принятие необходимости постоянного самосовершенствования в процессе самовоспитания.

Помимо вариативности как основополагающего принципа проектирования нового содержания образования, реализация учебного плана предполагает:



  • преемственность учебных программ по ступеням образования;

  • системное проектирование по содержательным линиям образования (предметно в рамках рабочих программ по учебным предметам);

- компетентностный подход, заключающийся в овладении

обучающимися практическими навыками использования приобретенных знаний во всех видах повседневной деятельности;

- трактовку образованности учащихся как совокупности
просвещенности, обученности и воспитанности.

Учебный план школы соответствует Базисному учебному плану Свердловской области. Федеральный компонент выдержан в полном объеме.

На III ступени обучения реализуются образовательные технологии, способствующие реализации личностно- ориентированного, компетентностного подхода. Педагогические условия образовательного процесса на данной ступени обеспечивают реализацию принципов социокультурной ориентированности, доступности и посильности, проблемности, образовательной и воспитательной ценности содержания; сформированность необходимого уровня учебно-познавательных, информационно-коммуникативных умений, способность к проектированию и оцениванию собственной деятельности, что позволяет выпускникам проявлять стремление к самостоятельности, избирательности в познавательной деятельности, самоутверждению в соответствии с индивидуальными интересами.

Па данном этапе обучения наиболее эффективными и адекватными возрастным особенностям выпускников наряду с теми, которые используются в основной школе, являются такие технологии:

-проблемно-поисковая технология, которая предполагает создание в учебном процессе таких ситуаций, в которых выпускнику необходимо решать проблемно-поисковые задачи с целью актуализации и использования знаний, методов и способов деятельности для проектирования деятельности, для активного поиска решений проблемных ситуаций, в т.ч предугадывание результатов практических экспериментов, раскрытие принципов объяснения явлений, событий, фактов, прогнозирование их последствий, что позволяет максимально реолизовать личностный потенциал выпускников;

-сценарно-контекстная технология основана на принципах делового общения и воспроизведения в учебном процессе ситуаций делового общения (пример, интервью, дискуссия, школьные деловые ситуации). При этом выпускник поставлен в условия самостоятельного принятия решений и использования языка как средства решения деловой ситуации, что обеспечивает персонализацию учебных действий учащегося и позволяет максимально приблизить учебный процесс к реально-жизненным ситуациям;

-проектная технология основана на выполнении выпускниками проектных заданий различного характера. Метод проектов создаёт наиболее благоприятную образовательную ситуацию для овладения и продуктивного использования знаний, умений и навыков в процессе конструирования учащимися личностного образовательного продукта, что обеспечивает формирование у учащихся способности к автономной и креативной учебной деятельности и способности к активному взаимодействию с другими субъектами образовательного процесса.

Вариативная часть учебного плана представлена учебными предметами регионального и школьного компонента.

Выбор курсов регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения направлен на

-построение образовательной среды, обеспечивающей взаимосвязанное коммуникативно-речевое, социокультурное, информационное развитие, с целью

- развития у выпускников общелингвистической коммуникации, необходимой
как для обеспечения овладения родным языком; культуры общения; языковой и речевой наблюдательности и речетворчества;

-развитие информационной компетенции через использование информационных технологий в коммуникативно-речевом, социокультурном саморазвитии учащихся;

- развитие ценностно-смысловой, общекультурной компетенций,

обеспечивающей готовность к воспроизводству и активному развитию достижений современной культуры.

Региональный компонент реализуется через следующие предметы:

- «Русский язык: грамматика, текст, стили речи», «Алгоритм подготовки к части С (ЕГЭ по русскому языку) с целью развития коммуникативной компетенции в части совершенствования способности к речевому взаимодействию и социальной адаптапии, применения полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в т.ч. в будущей профессионально-ориентированной сфере.

-«Информатика и информационно-коммуникационные технологии» направлен на развитие представлений об особенностях информационного пространства, в т.ч. Свердловской области, и тенденциях его изменения; развитие навыков владения продуктивными способами получения, обработки и использования информации о различных сферах развития региона при решении личных проблем; совершенствование информационных условий для обоснованного выбора будущей профессии, развитие способности представлять информацию о себе, своих достижениях, возможностях.

Школьный компонент на третьей ступени обучения реализуется через следующие курсы:

- «Спортивные игры» с целью углубленного изучения одной из спортивных
игр. закрепления и совершенствования техники перемещений, остановок, поворотов, владения мячом (ловля, передачи, ведение, броски и др.), защитных действий, усложнения набора технико-тактических взаимодействий в нападении и защите; разностороннего развития координационных и кондиционных способностей, психических процессов, воспитание нравственных и волевых качеств. В процессе занятий используются индивидуальные и дополнительные задания с целью устранения недостатков в технике владения основными игровыми приемами, при развитии двигательных способностей.

- «Иррациональные уравнения и неравенства», « Подготовка к ЕГЭ» с целью


подготовки выпускников к успешной сдаче государственной (итоговой) аттестации по математике; приобщения к истории математики как части общечеловеческой культуры; расширения математических знаний, использования приобретенных знаний и умений в практической жизни для исследования, моделирования реальных ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур; для проведения доказательных рассуждений в ходе решения математических задач, построения и исследования простейших математических моделей, анализа информации статистического характера.

- «Программист» с целью развития информационной компетенции выпускников через расширение практических умений и навыков в работе с различными операционными системами, типами архиваторов и антивирусными программами; отработки навыков практической работы в локальных вычислительных сетях, в глобальной телекоммуникационной сети Интернет, создания собственных WеЬ-страниц при использовании НТМ1 и Масготmedia технологий

- Курс «Как стать успешным» предназначен для развития рефлексивных умений, в частности, умений осмысливать свою жизненную ситуацию; осознавать свои мотивы и ценности, анализировать их связь с от1юшением к альтернативам в ситуации выбора; преодолевать эмоциональные барьеры на этапе принятия решения и его реализации, для формирования негативного отношения к аддитивному поведению. На занятиях выпускники отрабатывают навыки анализа причин выбора профессионального и жизненного пути, что обеспечит устойчивую мотивацию на дальнейшее саморазвитие, на приложение усилий для получения качественного профессионального образования, на готовность к личной ответственности за происходящее в окружающем: мире.

Таким образом, учебный план на третьей ступени предоставляет выпускникам выбор образовательных услуг, обеспечивающих понимание значимости обоснованного выбора образовательных программ для дальнейшего профессионального становления.

4. Особенности программного и учебно-методического обеспечения образовательного процесса

Учебный план обеспечен рабочими программами по учебным предметам, составленными на основе примерных программ по учебным предметам федерального компонента, обеспечивающим реализацию государственного образовательного стандарта и рекомендованным Министерством образования и науки РФ. Региональный и школьный компоненты учебного плана обеспечены рабочими программами по учебным предметам, разработанными ИРРО и рекомендованными Министерством общего и профессионального образования Свердловской области. Программы учебных курсов школьного компонента разработаны педагогами школы на основе государственных программ, рассмотрены на методическом совете (протокол № 5 от 22.04.2009г.) и утверждены приказом директора № 4 от 27.04.2009г.

Все перечисленные программы обеспечены учебными и дидактическими пособиями.

5. Характеристика реализуемых в школе образовательных программ в соответствии с лецензией. Формы организации образовательного процесса

Образовательные программы, реализуемые в учебном процессе па основании данного учебного плана, соответствуют

типу и виду учебного заведения - общеобразовательное учреждение;

структуре классов - общеобразовательные классы.

Форма освоения программ - очная.

Исходя из уровня сложности реализуемых образовательных программ, в школе определен основной (базовый) уровень обучения: знания, умения, навыки учащихся определяются программами, утверждёнными Министерством образования н науки РФ для общеобразовательных школ.

Режим работы определен но шестидневной учебной неделе в 11 классах.

Учебный план составлен с учётом программно-методического ресурсообеспечения (приложение Программно-методическое обеспечение основного общего образования)

Учебный план 10, 11 классов

на 2008-2009 учебный год


Учебные предметы

класс

10а

11а

Федеральный компонент







Русский язык

1

1

Литература

3

3

Иностранный язык

3

3

Математика

4

4

Информатика и ИКТ

1

1

Физика

2

2

Химия

1

1

Биология

1

1

Искусство: ( Музыка

ИЗО


МХК)

1

1

История

2

2

Обществознание (включая экономику и право)

2

2

География

1

1

Технология

1

1

Физическая культура

2

2

Основы безопасности жизнедеятельности

1




Итого по федеральному компоненту

26

25

Региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения (при 6-дневной учебной неделе)

10



11

Речь и культура общения

1

1

Технология

1

1

Информатика и ИКТ

1

1

Основы безопасности жизнедеятельности

1

1

Английский язык. Основы письменного творческого общения (Ф)




1

Русский язык: грамматика, текст, стили речи




2

Американская литература: писатель и время.




1

Иррациональные уравнения и неравенства (Ф)

1

1

Прикладная математика в расчетах и графиках (ф)




1

Программист (ф)

1

1

Спортивные игры (ф)_

2




Этика и психология семейной жизни (ф)

1




Культура приема гостей (ф)

1




Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка обучающегося при 6-дневной учебной неделе

36

36