Пояснительная записка к основной образовательной программе начального общего образования - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Пояснительная записка к основной образовательной программе начального... 1 75.2kb.
Пояснительная записка 2 Планируемые результаты освоения обучающимися... 13 2958.22kb.
Государственный образовательный стандарт начального общего образования 3 1176.3kb.
Основная образовательная программа начального общего образования 17 2441.66kb.
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной... 23 5303.4kb.
2 Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной... 8 2536.89kb.
Д ф. н., проф. С. И. Тимина стр 7 760.78kb.
Образовательная программа начального общего образования 10 3047.78kb.
Программа начального общего образования на 2011/2012 2014/2015г г. 6 3443.57kb.
Основная образовательная программа начального общего образования... 20 4545.91kb.
Программа начального общего образования 3 1699.71kb.
Книга «Школа выживания, или 56 способов защиты вашего ребенка от... 26 3847.81kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Пояснительная записка к основной образовательной программе начального общего образования - страница №1/11

Муниципальное общеобразовательное учреждение
СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Целевой раздел.

1.1. Пояснительная записка к основной образовательной программе

начального общего образования.
1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной

образовательной программы начального общего образования.


1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения

основной образовательной программы начального общего образования.


2. Содержательный раздел.

2.1. Программа формирования универсальных учебных действий у

обучающихся на ступени начального общего образования.
2.2. Программа духовно-нравственного развития, воспитания

обучающихся на ступени начального общего образования.


2.3. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа

жизни.
2.4. Программа коррекционной работы.


2.5. Программа отдельных учебных предметов и курсов внеурочной деятельности.
3. Организационный раздел.

3.1. Учебный план начального общего образования.

3.2. План внеурочной деятельности.

3.3. Система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.



  1. Целевой раздел.

1.1. Пояснительная записка к основной образовательной программе начального общего образования

Примерная основная образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — Стандарт) к структуре основной образовательной программы, определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

На основе примерной основной образовательной программы начального общего образования разрабатывается основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения, имеющего государственную аккредитацию, с учётом типа и вида этого образовательного учреждения, а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса.

Разработка образовательным учреждением основной образовательной программы начального общего образования осуществляется самостоятельно с привлечением органов самоуправления (совет образовательного учреждения, попечительский совет, управляющий совет и др.), обеспечивающих государственно-общественный характер управления образовательным учреждением.

Основная образовательная программа начального общего образования является официальным нормативным документом, который становится предметом внешнего и внутреннего контроля, оценки и мониторинга деятельности образовательного учреждения.

Нормативно-правовой базой для разработки основной образовательной программы начального общего образования стали следующие документы:

– Конституция Российской Федерации.


  • Закон «Об образовании» (ст. 9, 13, 14, 15, 32).

  • Типовые положения об общеобразовательном учреждении разных типов и видов (Постановления Правительства РФ).

  • Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приказ МОиН РФ № 363 от 06 октября 2009, зарегистрирован Минюст № 17785 от 22.12.2009).

– Концепция духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников.

– Примерная основная образовательная программа начального общего образования (Программа подготовлена Институтом стратегических исследований в образовании РАО. Научные руководители — член-корреспондент РАО А.М. Кондаков, академик РАО Л.П. Кезина, составитель — Е.С. Савинов).



    • Система оценивания учебных достижений школьников в условиях безотметочного обучения (Письмо МО РФ № 13-51-120/13 от 03.06.2003).

Основная образовательная программа формируется с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка, связанный:

с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка – с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества с взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

Учитываются также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет): центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов; развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.

При определении стратегических характеристик основной образовательной программы учитываются существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и·т.·д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.

При этом успешность и своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения, учитывающих описанные выше особенности первой ступени общего образования.

В соответствии с возрастными особенностями младших школьников основная образовательная программа начального образования условно делится на три этапа:

I этап (первые два месяца первого класса) – переходный адаптационный период от дошкольного образования к школе.

В адаптационный период у детей наиболее интенсивно происходит осмысление нового социального положения, закладываются переживания на многие годы, определяющие их отношение к учебной деятельности, общению с учителями и одноклассниками, самому пребыванию в школе.



Цель: обеспечить плавный переход детей от игровой к учебной деятельности, выработка основных правил и норм школьной жизни.

Решение задач данного периода образования происходит через программу дошкольной подготовки.



II этап (вторая четверть 1-го класса – первое полугодие 4 класса). Его основная цель – конструирование коллективного «инструмента» учебной деятельности в учебной общности класса.

III этап (второе полугодие 4-го года обучения – 5-й год обучения), как и первый, имеет переходный характер. Основная цель данного периода начального образования – построить плавный, постепенный, некризисный переход школьников с начальной на основную ступень образования.

Основная образовательная программа начального общего образования «Емелевская ООШ» отражает специфику образовательного учреждения как отдалённой сельской малочисленной школы Большая часть контингента родителей обучающихся- выпускники школы разных лет, коренные жители населенных пунктов: с.Емелево, д.Якнуры, д.Старые Тарашнуры, д.Новые Тарашнуры, д.Алехино, д.Изиково, д.Сануково, д.Верашангеры, д.Пертюково. Жители населенных пунктов, в которых проживают обучающиеся, ведут традиционный сельский образ жизни, который гармонично способствует формированию у школьников с раннего детства базовых, социально – трудовых компетенций.

Сельская школа - это школа, в которой обучаются дети с самыми разными способностями и возможностями. Из-за отсутствия социального взаимодействия, что главная задача педагогов – способствовать тому, чтобы выпускник обладал набором социальных компетентностей, сельские жители недополучают в плане образования.

Таким образом, включение ценностей и традиций уклада сельской жизни в Емелевской ООШ образовательный процесс даёт возможность поставить цель программы развития: развитие как школы социально ориентированной деятельности, т.е. способствовать становлению жизнеспособной личности, готовой успешно реализовать себя в жизни через развитие социальных компетентностей.



    1. Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Задачи:

1.Формирование личностных качеств младших школьников, обеспечивающих ценностно-смысловую ориентацию и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

2. Создание условий для развития метапредметных универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных).

3. Развитие предметной грамотности в ходе изучения учебных предметов по получению нового знания, его преобразованию и применению.

4. Создание условий для развития социальных качеств выпускников начальной школы, владеющих способами поведения во внешкольной практике.

5. «Интеграция ресурсов школы и сельского социума в формировании жизнеспособной личности сельского школьника

Инновационным механизмом, который может помочь школе провести модернизацию своей образовательной деятельности, является программа развития школы, ориентированная на развитие социально- трудовой компетентности школьника.

На первой ступени обучения педагогический коллектив школы призван развить:


  • -основы самоорганизации, культуры поведения, приобщение к реалиям сельской жизни, к знаниям здорового образа жизни.

  • -умение успешно развиваться в условиях социума и реализовать свои задатки и творческие возможности

  • -развитие устойчивого интереса к учёбе, для продолжения образования на ступени основного общего образования (то есть овладеть общеучебными умениями и навыками);

К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Личностные результаты формируются за счёт реализации как программ отдельных учебных предметов, так и программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

Метапредметные результаты формируются за счёт реализации программы формирования универсальных учебных действий и программ всех без исключения учебных предметов.

Ученики с развитыми социально-трудовыми компетенциями, за счёт реализации инновационной программы «Развиваем компетенции»

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава;

переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

·учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;

разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения содержит следующие разделы:


  • пояснительную записку;

  • планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;

  • учебный план образовательного учреждения;

  • программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;

  • программы отдельных учебных предметов, курсов;

  • программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

  • программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

  • программа коррекционной работы;

  • систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Разработанная образовательным учреждением основная образовательная программа начального общего образования предусматривает:

·достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;

·выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;

·организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;

·участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

·использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;

·возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке тьюторов и других педагогических работников;

·включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия.

Образовательное учреждение, реализующее основную образовательную программу начального общего образования, обязано обеспечить ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса:

·с уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в этом учреждении;

·с их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы начального общего образования, установленными законодательством Российской Федерации и уставом образовательного учреждения.

Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся в части, касающейся участия в формировании и обеспечении освоения своими детьми основной образовательной программы начального общего образования, могут закрепляться в заключённом между ними и образовательным учреждением договоре, отражающем ответственность субъектов образования за конечные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования.



следующая страница >>