Пояснительная записка Актуальность программы - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Пояснительная записка исходными документами для составления рабочей... 2 561.19kb.
Пояснительная записка Статус программы 1 296.92kb.
Пояснительная записка Интегрированный курс физики и химии «Школа... 1 77.49kb.
Пояснительная записка направленность программы. Образовательная программа... 1 339.01kb.
Пояснительная записка к основной образовательной программе начального... 11 2643.75kb.
Пояснительная записка 2 Планируемые результаты освоения обучающимися... 13 2958.22kb.
Государственный образовательный стандарт начального общего образования 3 1176.3kb.
Пояснительная записка Рабочая программа по информатике и информационным... 1 350.44kb.
Основная образовательная программа начального общего образования 17 2441.66kb.
Пояснительная записка Статус документа 3 437.64kb.
Пояснительная записка. Рабочая программа по технологии составлена... 1 370.68kb.
Программа Для студентов всех специальностей Лекции 24 ч Всего 24 ч 1 179.62kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Пояснительная записка Актуальность программы - страница №1/1

ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Пояснительная записка
Актуальность программы

Актуальность программы состоит в том, что в настоящее время среди молодежи наблюдается низкий уровень культуры здоровья и здорового образа жизни. Курение в школьном возрасте становится обычным явлением. Среди подростков распространяется пивной алкоголизм. Все это способствует в дальнейшем демографическому кризису в России, который связан с низкой рождаемостью, высокой смертностью населения и неумением его обращать внимание на уровень своего здоровья, заботиться о нем.

Здоровье – состояние организма, при котором все функции и системы находятся в гармоничном взаимодействии и динамически уравновешены с внешней средой.

Общее здоровье человека складывается из физического, психического и социального. Все они взаимосвязаны между собой. Очень важно развивать культуру здоровья и здорового образа жизни с младшего возраста.

Программа имеет оздоровительную и развивающую направленность. Путём реализации программы раскрываются возможности образовательного учреждения в применении здоровъесберегающей деятельности, в пропаганде здорового образа жизни младших школьников.

Понятие здорового образа жизни рассматривается как сочетание видов деятельности, обеспечивающее оптимальное взаимодействие с окружающей средой. Здоровый образ жизни, направленный на предупреждение возникновения какого-либо заболевания, обеспечивает полноценное развитие и реализацию возможностей индивида, способствует его социализации и является необходимым условием воспитания гармонической личности.

В соответствии с Законом "Об образовании" здоровье детей и подростков относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования.

В основе организации всех видов деятельности по здоровьесбережению используется принцип индивидуально-дифференцированного подхода - в играх, на уроках, во время внеклассной работы, в самостоятельной деятельности при проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий.

Система мер по сохранению и укреплению здоровья школьников внедряется в учебно-воспитательный процесс с учётом возрастных и индивидуальных морфо-физических и психологических особенностей детей.

Понятие здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения включает в себя формы и методы нравственно-гигиенического воспитания, условия выполнения правил и требований психогигиены, организацию рационального питания и личной гигиены, активного двигательного режима и систематических занятий физической культурой, продуманную организацию досуга.



Цель программы:

Эффективное использование здоровъесберегающей деятельности в образовательном учреждении, совершенствование системы физического воспитания, формирование осознанного отношения к своему здоровью.


Задачи программы:
1. Разработка комплекса мероприятий по воспитанию здорового образа жизни, охране и укреплению здоровья.

2. Создание системы учёта и контроля состояния здоровья детей в разные периоды развития.

3. Создание необходимых условий для детей с отклонениями в здоровье.

4. Организация правильного рационального питания младших школьников.

5. Рациональная организация режима учебы и отдыха.

6. Создание адаптивной среды и обеспечение оптимальных условий для полноценного образования и воспитания детей.


Механизм реализации программы
Мониторинг состояния здоровья детей, проводимый периодичностью 2 раза в год (сентябрь, май). Учёт заболеваемости детей, контроль физической подготовленности.
Создание благоприятного психологического климата в классах.

Пропаганда здорового образа жизни среди школьников, их родителей.

Организация работы спортивных секций, кружков.

Организация лечебно-профилактической работы в образовательном учреждении.

Формирование основ здорового образа жизни.
Содержание программы
1. В программу входят уроки здоровья, которые проводятся раз в неделю.

Уроки здоровья могут планироваться по усмотрению учителя с учетом его возможностей и возможностей детей. Уроки здоровья требуют творческого подхода. Занятия с детьми могут быть разных видов: беседа, оздоровительные минутки, деловые игры (“Скорая помощь”, “Доктора природы”, “Вопросы – ответы”), комплекс упражнений и др.

Беседы включают вопросы гигиены, питания, строения человека, закаливания, ведение индивидуальной программы, паспорта здоровья; вопросы, связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье и т.д. В одной беседе может быть затронуто одно или несколько направлений.
2. Проведение оздоровительных минуток на каждом уроке.

Оздоровительные минутки включают не только физические упражнения, но и “Этюды для души” (например “Сотвори солнце в себе”). Оздоровительные паузы можно комбинировать, включая физические упражнения для осанки и несколько упражнений для глаз, рук или стоп и т.д. Задача оздоровительных пауз – дать знания, сформировать умения и навыки, необходимые каждому ребенку для укрепления позвоночника, стоп, рук, для красивой осанки, снятия усталости, обретения спокойствия и равновесия и т.д.


3. Работа в школе спортивных секций по направлениям. Организация занятий лечебной физкультуры.
4. Проведение в конце каждой четверти спортивного праздника в форме соревнования между классами. Проведение Дня здоровья в начале и конце учебного года.
Ожидаемые результаты реализации программы
Предполагается, что у учащихся, прошедших начальный курс по настоящей программе, будут сформированы следующие навыки:

- правильное представление о режиме дня;

- соблюдение правил личной гигиены;

- знание основных способов закаливания организма и самомассажа.


Достаточный для успешного усвоения учебных программ уровень развития таких психических процессов, как:

- восприятие;

- внимание;

- память;

- воображение;

- мышление;

- речь.
Необходимые для этого возраста коммуникативные и социальные навыки:

- навыки взаимодействия в школьном коллективе;

- навыки позитивного отношения к окружающим;

- навыки взаимодействия «учитель-ученик», «ученик-ученик».


Умения и навыки игровой деятельности:

- усвоение правил игры;

- умение различать различные виды игр;
Разработка и внедрение системы мер по сохранению и укреплению здоровья школьников в практику работы образовательного учреждения.

Улучшение состояния здоровья детей, отслеживание в динамике показателей их физического и психического развития.

Важнейшие моменты работы, направленной на укрепление здоровья детей – это: уроки физического воспитания, подвижные игры во внеурочной деятельности, спортивные мероприятия, праздники здоровья, занятия лечебной физкультуры.
Учебная программа по дисциплине «Культура здоровья»
Пояснительная записка
Дисциплина «культура здоровья» призвана вооружить школьников умениями и навыками, необходимыми для перехода к здоровому образу жизни.
Задачами учебной программы по культуре здоровья являются:
1. Формирование установки на приоритет здоровья и выработка лично мотивированного отношения школьников к проблеме здорового образа жизни.

2. Формирование системного мировоззрения учащихся в вопросах становления, поддержания и укрепления здоровья.

3. Обучение школьников основам знаний об организме человека и его индивидуально-типологических особенностях и возможностях.

4. Обучение учащихся практическим умениям и навыкам, необходимым для обеспечения, поддержания и укрепления здоровья.

5. Побуждение школьников к самопознанию и самосовершенствованию и создание собственных форм здоровой жизнедеятельности.

Предполагается обеспечить школьников системой знаний по различным аспектам здоровья, которые отражены в следующих разделах программы:

- место человека в природе и обществе;

- анатомо-физиологические и психологические особенности возрастно-полового развития;

- здоровье и здоровый образ жизни;

- нравственно-этические основы здоровья;

- рациональная организация жизнедеятельности;

- методы оценки и коррекции психофизиологического состояния;

- факторы риска здоровья и профилактика заболеваний;

- основы семейной жизни;

- охрана здоровья в чрезвычайных ситуациях;

- первая (доврачебная) помощь;

- антропологические изменения в природе и их влияние на организм человека.

Практически каждый из предлагаемых разделов находит свое отражение в программах всех классов.

В основу разработки программы культуры здоровья были положены следующие положения:

- доступность учебного материала для учащихся каждого класса;

- постепенность расширения круга знаний, умений учащихся и переход их на более высокий уровень с каждым очередным классом;

- соблюдение логической связи между отдельными разделами программы;

- повторение основных положений из каждого раздела, которое обеспечивает системное усвоение теоретических основ программы.

Программа рассчитана на занятия по 1 часу в неделю в количестве 34 часов в учебном году на всем протяжении обучения в школе.


Контроль за уровнем знаний, умений, личностного отношения к проблеме здоровья и здорового образа жизни необходимо осуществлять в рамках каждого тематического блока. При этом особый акцент следует сделать на качественные сдвиги в познании, когда учитывается не столько возможность воспроизведения изучаемого материала, сколько формирование на основе этой информации взглядов, убеждений и мотивации. Таким образом, тематические и поэтапные формы контроля за успеваемостью школьников вырабатывают у них способность к анализу собственных действий.

1-й класс


  1. Место человека в природе и обществе – 2 часа.

Природа и человек. Мир, окружающий тебя.

Единство живой и неживой природы. Красота живых существ. Место человека в мире природы. Сходство и различие человека и животных. Признаки жизни у растений и животных: движение, питание, дыхание, размножение, выделения и др. Элементарные сведения об эволюции человека.
2. Анатомо-физиологические и психологические особенности возрастно-полового развития – 2 часа.

Части тела и их взаимодействие. Особенности организма первоклассника.

Строение тела человека: скелет, голова, туловище, конечности, кожа. Их назначение. Организм человека как целое и роль нервной системы в их единстве.

Практическое занятие: выявление доминирующей руки.


3. Здоровье и здоровый образ жизни – 9 часов.
Что такое здоровье. Образ жизни и здоровье человека. Понятие о болезни. Понятие о гигиене тела и жилища. Двигательный режим первоклассника. Понятие о рациональном питании. Закаливание.

Что значит быть здоровым. Зачем надо быть здоровым. Почему заболевает человек. Может ли сам человек предупредить болезнь. Зачем нужно питаться. Правила питания. Полезные продукты. Ошибки в питании. Опасность употребления незнакомых веществ. Как надо правильно дышать. Как следует двигаться в течение дня. Как правильно сидеть за столом, стоять, носить тяжести. Гигиена тела, полости рта, сна, рабочего места, зрения, чтения, письма, просмотра телепередач. Закаливание – способ предупреждения простуд.

Освоение практических навыков:

Как следует сидеть за партой.

Как правильно чистить зубы.

Что делать, чтобы глаза не устали.

Проверим свой ранец.

Утренняя зарядка.


4. Нравственно-этические основы здоровья – 2 часа.

Понятия «добро» и «зло». Привычки полезные и вредные.

Уважение к окружающим людям как признак культуры. Правила общения. Понятие о полезных (соблюдение гигиенических норм, выполнение физических упражнений, уважительное отношение к людям и др.) и вредных (малоподвижность, переедание, курение, употребление алкоголя и др.) привычках. Отношение к вредным привычкам в семье.

Освоение практических навыков:

Как обращаться с товарищами.

Как избежать ненужных конфликтов.


5. Рациональная организация жизнедеятельности – 2 часа.

Режим дня первоклассника.

Что такое режим и зачем он нужен. Как влияет учебная деятельность на организм первоклассника. Признаки утомления. Для чего нужны перемены в учебных занятиях. Как чередовать учебную нагрузку и отдых. Каким должен быть отдых.

Освоение практических навыков:

Построение режима на неделю.
6. Методы оценки и коррекции психофизиологического состояния – 1 час.

Настроение и поведение.

От чего зависит настроение. Приятные и неприятные эмоции. Движение и настроение.
7. Факторы риска здоровья и профилактика заболеваний – 6 часов.

Причины заболеваний. Инфекции. Малоподвижность. Стрессы. Неправильное питание. Неправильный режим. Вредные привычки.

Почему мы болеем. Простуды: причины (переохлаждение, слабый иммунитет, несоблюдение гигиенических норм…), профилактика (закаливание, оптимальная температура в помещении, достаточная двигательная активность, рациональное питание) и поведение при начинающейся простуде. Недостаток движения: причины, последствия, как надо двигаться в течение дня. Стрессы: причины, следствия для здоровья, предупреждение и действия при стрессах. Последствия неправильного режима. Влияние вредных привычек на организм.

Освоение практических навыков:

Точечный массаж

Как надо питаться при простуде.

8. Основы семейной жизни – 2 часа.

Моя семья. Члены семьи и их роли.

Состав семьи. Любовь и уважение как основа отношений в семье. Родители, бабушки, дедушки, дети, родственники. Связь поколений.
9. Поведение в чрезвычайных ситуациях – 4 часа.

Основы безопасного поведения на улице. Как обратиться за помощью в экстренных случаях. Поведение с незнакомыми людьми. Как вызвать милицию.

Правила поведения на улице. Правила пользования городским и личным транспортом. Общение с незнакомыми людьми. Поведение в подъезде. Если один дома. Поведение при пожаре, прорыве водопровода, отопления, утечке газа и др. Как вызвать пожарных, милицию. Как связаться с родителями.

Освоение практических навыков:

Как переходить дорогу.

Вызываем милицию, пожарную машину, «скорую помощь».


10. Поведение в быту – 3 часа.

Опасности дома и поведение в случае их возникновения.

Бытовая травма: ушиб, порез, ожог. Домашняя аптечка. Отношение к лекарствам. Профилактика и самопомощь при бытовых травмах. Как правильно вызвать скорую медицинскую помощь.

Освоение практических навыков:

Остановим кровотечение.

Первая помощь при ожоге.


11. Антропогенные изменения в природе и их влияние на организм человека – 1 час.

Поведение на природе.

Роль природы в обеспечении здоровья человека. Почему и как надо поддерживать чистоту природы.
Требования к уровню подготовленности учащихся первого года обучения
Учащийся должен знать:

основные понятия культуры здоровья (здоровый образ жизни, питание, режим, физические упражнения…) и приводить примеры, связанные с ними;

значение образа жизни в укреплении здоровья человека;

важность физических упражнений для укрепления здоровья;

необходимость правильного питания;

правила личной гигиены;

значение закаливания;

правила для пешеходов;

как обратиться за помощью, вызвать милицию, «скорую помощь».
Учащийся должен иметь представление:

о значении природы для человека;

о понятиях «добро» и «зло»;

об основных полезных и вредных для здоровья привычках;

о семье и ее членах;

о распорядке дня;

об основах безопасного поведения на улице и правилах дорожного движения;

о домашней аптечке;

о бытовых травмах и их предупреждении;

о правилах содержания рабочего места;

о правилах поведения на природе.
Учащийся должен уметь:

сохранять правильное положение тела и частей тела при учебной деятельности, при работе и движении;

использовать игру как средство организации досуга;

выполнять правила личной гигиены и режим дня;

вырабатывать позитивный эмоциональный настрой к школьной жизни;

соблюдать правила безопасного поведения на улице;

вызвать медицинскую помощь и милицию по телефону;

поддерживать чистоту учебного места;

вести себя на природе.
2-й класс
1. Место человека в природе и обществе – 3 часа.

Отражение в мифах и сказках красоты живой природы. Происхождение человека. Индивидуальная неповторимость каждого человека. Красота внешняя и внутренняя, духовная. Что значит быть красивым человеком?


2. Анатомо-физиологические и психологические особенности возрастно-полового развития – 4 часа.

Составные части тела (клетки, ткани, органы, позвоночник, мозг). Главные органы: сердце, легкие, органы пищеварения. Их работа. Органы чувств, их значение. Понятие о возрастном развитии. Особенности организма младшего школьника.

Освоение практических навыков:

Тренируем глаза.

Заботимся о здоровье волос.
3. Здоровье и здоровый образ жизни – 8 часов.

Что значит быть здоровым. Понятие о здоровом образе жизни. Активный образ жизни. Подвижные игры, физкультминутки, физкультпаузы. Зачем нужно питаться. Состав пищи. Витамины, их роль в обеспечении здоровья. Сколько надо есть. Как надо жевать. Вода – наш друг. Как надо заботиться о глазах. Чтобы уши слышали. Как ухаживать за зубами, волосами, ногтями. Как ухаживать за руками и ногами. Солнце, воздух и вода – друзья и враги.

Освоение практических навыков:

Учимся измерять пульс.

Как ухаживать за ногтями.
4. Нравственно-этические основы здоровья – 2 часа.

Чувства и культура их выражения: доброта, любовь, милосердие, обида. Причины распространенных конфликтов и их анализ, меры предупреждения. Поведение в общественных местах, в гостях, за столом.

Освоение практических навыков:

Приветствуем друг друга.

Как входить и выходить из помещения.
5. Рациональная организация жизнедеятельности – 2 часа.

Что значит правильный режим дня. Значение и гигиена сна. Сновидения – почему они возникают и что означают. Утренняя зарядка. Как надо готовить домашние задания. Активный и пассивный отдых. Правильно ли мы отдыхаем. Чем заняться после школы, в выходные дни. Сколько, что и как надо смотреть по телевизору. Компьютер в жизни второклассника.

Освоение практических навыков:

Как правильно выполнять домашние задания.


6. Методы оценки и коррекции психофизиологического состояния – 2 часа.

Проверим свою память. Как тренировать память. От чего зависит настроение и как его улучшить. Наблюдательность, ее тренировка.

Освоение практических навыков:

Тренируем внимание.

Как лучше запомнить учебный материал.
7. Факторы риска здоровья и профилактика заболеваний – 3 часа.

Инфекция, пути ее распространения (через воздух, воду, грязные руки). Простудные и простудно-инфекционные заболевания, меры их предупреждения. Поведение при простуде и при гриппе. Закаливание дома. Как надо одеваться и как вести себя на холодном воздухе. Почему болят зубы. Если дома курят.

Освоение практических навыков:

Как правильно принимать контрастный душ.

Гигиена рук.
8. Основы семейной жизни – 2 часа.

Мальчик и девочка: мы разные и мы одинаковые. Роли мужчины и женщины в семье. Как я появился на свет. Этика отношений между членами семьи.

Освоение практических навыков:

Этика поведения девочки и мальчика.

9. Поведение в чрезвычайных ситуациях – 3 часа.
Правила обращения с незнакомыми веществами. Опасные вещества дома. Один дома. Поведение при прорыве водопровода, пожаре. В дверь позвонили. Дядя предлагает мороженое. Поведение при пользовании транспортом.

Освоение практических навыков:

Составим домашнюю аптечку.

Как себя вести дома одному.


10. Первая доврачебная помощь – 3 часа.

Первая помощь при ушибах, при попадании инородного предмета в глаз, нос, горло, ухо. Кровотечение из носа. Действия при зубной боли, боли в животе. Поведение при грозе.

Освоение практических навыков:

Как себя вести при попадании инородных предметов в тело.

Как остановить кровотечение.
11. Антропогенные изменения в природе и их влияние на организм человека – 2 часа.

Экология воздуха. Значение зеленых насаждений в жизни человека. Чистый двор. Что делать, если другие люди засоряют окружающую среду.


Требования к уровню подготовленности учащихся второго года обучения
Учащийся должен знать:

элементарные сведения о развитии человека и способах познания мира;

части тела и работу органов;

роль движения (подвижные игры, физкультминутки, физкультпаузы) в укреплении здоровья;

основы личной и общественной гигиены;

правила гигиены органов зрения и слуха;

правила поведения в общественных местах, в гостях, за столом;

роль пищевых составляющих в обеспечении здоровья;

рекомендации по предупреждению простуд и инфекций.
Учащийся должен иметь представление:

о причинах болезней;

о правилах безопасного обращения с незнакомыми веществами;

о мерах профилактики школьного травматизма;

об основах медицинской помощи;

о роли чистого и свежего воздуха для здоровья.


Учащийся должен уметь:

использовать подвижные игры, физкультурные паузы в качестве активного отдыха;

тщательно пережевывать пищу;

правильно вести себя за столом;

ухаживать за предметами личного пользования;

поддерживать в чистоте руки, уши.

выполнять простейшие упражнения для профилактики утомления глаз;

соблюдать этику поведения в общественных местах;

различать хорошие и плохие эмоции;

развивать наблюдательность;

проявлять чуткость и заботу о ближних;

оказывать посильную помощь товарищам при ушибах;

следить за чистотой воздуха в помещении.
3-й класс
1. Место человека в природе и обществе – 2 часа.

Единство человека и природы. Биологические ритмы.


2. Анатомо-физиологические и психологические особенности возрастно-полового развития – 4 часа.

Организм как единое целое. Скелет, его части. Значение скелета. Значение дыхания. Как дышат животные. Органы дыхания, их роль. Как правильно дышать. Гигиена дыхания. Дыхание во время учебной работы. Как поддерживать здоровый воздух в помещении. Кожа и ее функции. Родимые пятна, родинки и бородавки, почему они возникают и что означают. Органы чувств и их гигиена.

Освоение практических навыков:

Правильное дыхание.

Правильная осанка.

Распределение часов по биологии в 8-м классе


3. Здоровье и здоровый образ жизни – 10 часов.

Что значит быть здоровым. Как измерить свое здоровье. Правила здорового образа жизни. Физические упражнения младшеклассника. Их влияние на развитие организма. Составление комплекса упражнений утренней гимнастики. Основы правильного питания. Сколько и что надо есть в течение дня. Вред переедания. Симптомы простудных и простудно-инфекционных заболеваний. Поведение при ангине и тонзиллите. Роль закаливания, правильного питания, двигательного режима и чистого воздуха в профилактике простуд. Осанка. Как поддерживать правильную осанку. Как одеваться. В здоровом образе жизни нет места алкоголю.

Освоение практических навыков:
Разработка и освоение комплекса упражнений утренней гимнастики.

Определение необходимого суточного набора продуктов питания.

Средства предупреждения усталости глаз.

Меры и средства ухода за одеждой и обувью.

Меры и средства срочной профилактики простуд и инфекций.
4. Нравственно-этические основы здоровья – 2 часа.

Этика поведения и общения с товарищами, взрослыми, пожилыми людьми. Кому нужно помогать. Как относиться к доброму и злому поступку. Щедрость и жадность. Хорошие и дурные манеры. Поведение в общественном месте.

Освоение практических навыков:

Твоя реакция на добрые и злые поступки.

Как правильно общаться с товарищами и взрослыми.

Твоя посильная работа в классе и дома.


5. Рациональная организация жизнедеятельности – 3 часа.

Как планировать жизнь на неделю. Как правильно организовать досуг. Роль отдыха и подвижных игр в режиме дня. Как правильно подготовиться ко сну. Какой должна быть постель. Каникулы для здоровья.

Освоение практических навыков:

Как правильно организовать свое свободное время.

Как правильно подготовиться ко сну.
6. Методы оценки и коррекции психофизиологического состояния – 1 час.

Учимся расслабляться. Учимся запоминать. Ведем диалог, а не спор.

Освоение практических навыков:

Способы расслабления с помощью регуляции дыхания.

Способы запоминания.
7. Факторы риска здоровья и профилактика заболеваний – 2 часа.

Гигиена зрения. Осваиваем упражнения для профилактики нарушений зрения. Дышим «животом». Гигиена одежды и обуви. Понятие о прививках.

Освоение практических навыков:

Какой должна быть подсветка рабочего места.

Как одеваться по погоде.

Если стало зябко.


8. Основы семейной жизни – 2 часа.

Как я появился на свет. Семейные традиции. Кто в семье главный. Мои обязанности в семье. Уважение и забота о близких. Культура общения мальчиков и девочек.

Освоение практических навыков:

Что значит проявлять заботу о ближних, сопереживать.

Твои обязанности в семье.

9. Поведение в чрезвычайных ситуациях – 4 часа.

Правила пользования электронагревательными, газовыми приборами. Профилактика электротравм, отравления газом. В лифте с незнакомыми людьми. Переходим улицу. Отношения с домашними животными – своими и незнакомыми. Поведение школьника у воды и на воде, с животными. Ядовитые растения. Собираем грибы. Как обращаться за помощью к посторонним. Рабочие телефоны родителей. А если заблудился?..

Освоение практических навыков:

Как правильно пользоваться бытовыми электронагревательными и газовыми приборами.

Как безопасно вести себя у воды, на воде, с животными.

Как определить сторону света.
10. Первая (доврачебная) помощь – 2 часа.

Если болит живот. Как оказать помощь потерявшему сознание после поражения электротоком. Что делать при укусах насекомых. Ушиб, порез – первая помощь. Если болит голова.

Освоение практических навыков:

Как оказать помощь потерявшему сознание.

Поведение при боли в животе.
11. Антропогенные изменения в природе и их влияние на организм человека – 2 часа.

Шум и его влияние на здоровье и умственную работоспособность. Экологическое поведение во время отдыха на природе. Правила разжигания костра. Охрана зеленых насаждений.

Освоение практических навыков:

Что значит поддерживать чистоту окружающей среды во время отдыха на природе.


Требования к подготовке учащихся третьего года обучения
Учащийся должен знать:

значение органов дыхания и кожи;

как проводить закаливание водой;

признаки здоровья и болезни;

правила здорового образа жизни;

важность правильной осанки для здоровья;

гигиенические основы питания;

гигиену зрения;

правила ухода за одеждой и обувью;

симптомы простудных и инфекционных заболеваний.


Учащийся должен иметь представление:

о профилактике простудных заболеваний;

об этике поведения и общения с товарищами и взрослыми;

о своих обязанностях в классе и дома;

об организации режима дня;

о правилах безопасного пользования бытовыми приборами;

о первой помощи при электротравме, укусах насекомых;

о правилах поведения на природе.


Учащийся должен уметь:

различать способы дыхания и вырабатывать привычку правильно дышать;

поддерживать правильную осанку;

делать утреннюю гимнастику;

определять необходимый набор продуктов питания;

проводить физкультурные разминки;

не переедать;

предупреждать усталость глаз;

ухаживать за одеждой и обувью;

применять меры срочной профилактики простуд и инфекций;

правильно реагировать на добрые и злые поступки;

вежливо общаться с товарищами и взрослыми;

выполнять посильную работу в классе и дома;

проявлять заботу о ближних, сопереживать;

рационально проводить свой досуг;

пользоваться бытовыми электронагревательными и газовыми приборами;

безопасно вести себя у воды, на воде, с животными;

оказывать помощь потерявшему сознание;

поддерживать чистоту окружающей среды во время отдыха на природе.
4-й класс
1. Место человека в природе и обществе – 2 часа.

Человек и его возможности. Способность организма к саморегуляции, самовосстановлению и самосовершенствованию.


2. Особенности возрастно-полового развития – 3 часа.

Строение и функции дыхательной системы. Опорно-двигательный аппарат и его значение.

3. Здоровье и здоровый образ жизни – 10 часов.

Факторы, определяющие здоровье. Понятие о физическом здоровье и физическом развитии. Двигательная активность и развитие человека. Физические качества (сила, гибкость, выносливость). Способы их оценки и развития. Роль белков, жиров, углеводов и витаминов для организма. Режим питания. Острота зрения. Профилактика утомления глаз. Гигиенические основы здоровья. Гигиена органов дыхания и голосового аппарата. Почему мы простужаемся. Поведение при простуде и гриппе. Пути повышения сопротивляемости организма. Влияние курения и употребления алкоголя на организм ребенка и взрослого. Закаливание. Предупреждение утомления глаз.

Освоение практических навыков:

Знакомство с пищевыми веществами, повышающими сопротивляемость организма.

Физические упражнения для развития силы, гибкости, выносливости.
4. Нравственно-этические основы здоровья – 2 часа.

Понятие «дружба». Как выбирать друзей.

Освоение практических навыков:

Приемы оценки взаимоотношений между сверстниками.


5. Рациональная организация жизнедеятельности – 3 часа.

Сон и бодрствование. Сколько нужно спать. Понятие об утомлении и усталости. Причины их появления. Профилактика переутомления.

Освоение практических навыков:

Приемы диагностики наступающего утомления.

Активный отдых для устранения утомления.
6. Методы оценки и коррекции психофизиологического состояния – 2 часа.

Понятие о стрессе и его причинах. Поведение и стресс. Меры предупреждения стресса.

Освоение практических навыков:

Самооценка психического состояния.


7. Факторы риска здоровья: профилактика заболеваний – 4 часа.

Влияние освещенности и характеристик воздуха в помещении на производительность труда и учебу. Профилактика простуд. Гигиена органов дыхания и голосового аппарата. Профилактика плоскостопия.

Освоение практических навыков:

Оценка влияния различного типа обуви на нарушение свода стопы.

Упражнения для укрепления мышц свода стопы.
8. Основы семейной жизни – 2 часа.

Функции семьи (мои роли в семье).


9. Поведение в чрезвычайных ситуациях – нет.
10. Первая (доврачебная) помощь – 4 часа.

Вызов «скорой помощи». Принципы оказания первой медицинской помощи. Понятия о травме. Раны. Обработка ран. Временная остановка кровотечения.

Освоение практических навыков:

Как вызывать «скорую помощь».

Методы обработки ран и остановки кровотечения.

11. Антропологические изменения в природе и их влияние на организм – 2 часа.


Экология жилого и общественного помещения.
Требования к подготовке учащихся четвертого года обучения
Учащийся должен знать:

потенциальные возможности организма человека;

строение и функции дыхательной системы;

значение опорно-двигательного аппарата;

причины простуд;

упражнения, предотвращающие утомление глаз;

гигиену органов дыхания и голосового аппарата;

значение сна для здоровья и его оптимальная продолжительность.


Учащийся должен иметь представление:

о сущности понятий «физическое здоровье» и «физическое развитие»;

о способах оценки и развития силы, гибкости, выносливости;

о деформациях свода стопы и мерах профилактики плоскостопия;

об основных компонентах пищи (белки, жиры, углеводы и витамины) и их роли для организма;

о значении режима питания для правильной работы пищеварительной системы;

о личной гигиене;

о способах повышения сопротивляемости организма простудам;

о влиянии вредных привычек (курение, употребление алкоголя) на организм ребенка и взрослого;

о правилах знакомства и поддержания дружбы;

о влиянии освещенности и температуры воздуха в помещении на производительность труда и учебы;

об обязанностях членов семьи и своей роли в ней;

о принципах оказания первой медицинской помощи;

о значении чистоты в помещении и правилах ее поддержания.


Учащийся должен уметь:

использовать физические упражнения для развития силы, гибкости, выносливости и укрепления мышц свода стопы;

предупреждать утомление глаз;

применять закаливающие средства;

повышать сопротивляемость организма;

приобретать друзей;

распознавать утомление организма и предупреждать переутомление;

вызывать «скорую помощь»;



обрабатывать раны и останавливать кровотечение.