Пояснительная записка 2 Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образовани - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
2 Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной... 8 2536.89kb.
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной... 23 5303.4kb.
Ы основной образовательной программы гбоу сош с. Рождествено 4 1759.17kb.
Образовательная программа начального общего образования 10 3047.78kb.
Основная образовательная программа начального общего образования... 20 4545.91kb.
Программа начального общего образования на 2011/2012 2014/2015г г. 6 3443.57kb.
Программа начального общего образования 3 1699.71kb.
Е. М. Давиденко Основная образовательная программа 4 1124.22kb.
Основная образовательная программа начального общего образования... 18 5161.75kb.
Основная образовательная программа образовательного учреждения 15 6364.32kb.
Начальник управления Директор моу краснозвездинская сош 11 3119.67kb.
7: результаты участия учеников и воспитанников в олимпиадах, конференциях... 2 387.16kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Пояснительная записка 2 Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной - страница №1/13


Содержание




Содержание 1

I. Целевой раздел 2

Пояснительная записка 2

Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования 9

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования 19

II. Содержательный раздел 60

Программа формирования универсальных учебных действий 60

Программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности 67

Программа духовно- нравственного развития и воспитания на ступени начального общего образования 68

Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. 77

84

Формирование экологической культуры обучающихся 85



Программа коррекционной работы 103

III. Организационный отдел 123

Учебный план начального общего образования 123

План внеурочной деятельности 126

Система условий реализации ООП НОО 129

I. Целевой раздел




Пояснительная записка


Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ № 6 разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы, определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ №6 построена на основе учебно-методического комплекса «Перспектива» (Научный руководитель д.п.н.,  директор Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» АПК и ППРО, лауреат Премии Президента РФ в области образования Л.Г. Петерсон), разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г. № 373); на основе анализа деятельности школы с учетом возможностей учебно - методического комплекса « Перспектива».

Основная образовательная программа начального общего образования разработана коллективом педагогов, рассмотрена Управляющим советом и принята педагогическим советом.

Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Создание условий для достижения обучающимися планируемых результатов (личностных, метапредметных, предметных), способствующих гармоничному самоопределению, реализации индивидуальных и личностных качеств в контексте процессов, происходящих в современном обществе, в поликультурной среде региона.


Принципы и подходы к формированию основной образовательной программы

Основная образовательная программа учитывает требования к образованию, которые предъявляют стандарты второго поколения. Принципиальным подходом к формированию ООП начального общего образования стал учёт изменения социальной ситуации развития современных детей. Наряду со знаниевым компонентом в программном содержании обучения представлен деятельностный компонент, что позволяет установить баланс теоретической и практической составляющих содержания обучения. Определение в программе содержания тех знаний, умений и способов деятельности, которые являются надпредметными, дает возможность объединить усилия всех учебных предметов для решения общих задач обучения, что обеспечивает интеграцию в изучении разных сторон окружающего мира. ООП построена с учётом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием учебных предметов.



Общая характеристика ОУ

Учреждение по типу является бюджетным общеобразовательным учреждением; по организационной – правовой форме – муниципальным учреждением; по виду общеобразовательного учреждения – средней общеобразовательной школой.


Особенности контингента обучающихся первой ступени образования.

В начальной школе МБОУ СОШ № 6 обучаются дети из неполных семей – 84 человека, в многодетных семьях воспитываются - 37 обучающихся.

Комиссию ПМПк прошли 11 человек. Для каждого ребенка разработан индивидуальный образовательный маршрут, учитывающий индивидуальные особенности усвоения учебного материала. Проводятся индивидуальные занятия учителями – предметниками.
Кадровый состав начальной общеобразовательной школы МБОУ СОШ № 6

Коллектив МБОУ СОШ № состоит из 19 человек:

Социальный педагог – Литневская О. В.,

педагог-психолог – Любимова О.В.,

логопед – Брагина Т.В.

Учителя начальных классов – 15 человек. С высшим образованием -10 человек. Среднее педагогическое – 5. Имеют I категорию - 5 педагогов, II категория - 3 человека, соответствие категории – 7.
Материально-технической база, обеспечивающая организацию и проведение всех видов деятельности младших школьников, предусмотренной ФГОС НОО представлена:


  • 13 учебными кабинетами с рекреационными и игровыми зонами для общения,

8 из них оснащены необходимым оборудованием: мультимедийные доски, компьютеры, выход в сеть Интернет);

  • кабинетом ИКТ для формирования информационной компетентности;

  • двумя спортивными залами и залом для лечебной физкультуры, хореографическим залом, спортивными площадками на пришкольном участке для подвижных занятий;

  • актовым залом;

  • четырьмя рекреациями с передвижными стендами-раскладушками для демонстрации детских достижений.

Во всех помещениях ОУ, где осуществляется образовательный процесс, обеспечивается доступ педагогов и обучающихся к информационной среде учреждения и к глобальной информационной среде.

Каждый класс начальной школы (13 кабинетов) имеет закрепленное за ним учебное помещение, разделенное на два контрастно оформленных пространства – учебное и игровое:



  • учебное пространство предназначается для осуществления образовательного процесса и обеспечивается столами для индивидуальной работы; столами с раздаточным учебным материалом, находящимся в свободном доступе детей; учебными книгами и лабораторным оборудованием на стеллажах, а также подиумом, местом для выставок ученических работ, а также дополнительными досками для учащихся;

  • игровое пространство предназначается для сюжетных, ролевых, математических, языковых и других игр с образовательным содержанием, занятий конструированием, художественным трудом и физическими упражнениями, отражает внешкольную жизнь учащихся и их увлечения.

Один учебный кабинет в начальной школе оборудован для работы на компьютерах -15 шт. на 353 человека в начальной школе.

  • кабинет иностранного языка,

  • музыкальный класс, обеспеченный оборудованием для проведения уроков музыки, средства аудио- и видео- фиксации;

  • библиотека с читальным залом с числом 30 рабочих мест (с обеспечением возможности работы на 5 стационарных компьютерах), медиатекой, средствами сканирования и распознавания текстов и выходом в сеть Интернет, контролируемой распечаткой и копированием бумажных материалов;

  • кабинет ИЗО для проведения уроков изобразительного искусства и художественного труда, включающим традиционное оборудование широкого спектра, мультимедийная установка;

  • технологическая мастерская, оснащенная оборудованием для изучения технологии, включающим устройства и мини-станки для обработки материалов в том числе: станки для деревообработки (сверления, выпиливания, столярных работ и т.п.) и верстаки;

  • спортивный комплекс (два спортивных зала, открытый стадион, зал для занятий лечебной физкультурой, тренажерный зал, лыжная база);

  • актовый и хореографический зал.

Данные материально- технические условия оснащение создаёт оптимальные возможности для реализации урочной и внеурочной деятельности. В школе реализуется модель внеурочной деятельности - школа полного дня.

Программа внеурочной деятельности рассчитана на работу с учащимися в режиме группы продленного дня, где созданы условия для полноценного пребывания ребенка в образовательном учреждении.


Особенности организации образовательного процесса (используемый УМК, инновационные образовательные технологии).

На начальной ступени образования МБОУ СОШ № 6 используется УМК «Перспектива».



Главная особенность комплекса заключается в том, что работа над его созданием проводилась параллельно с разработкой Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС), требования которого нашли свое теоретическое и практическое воплощение в учебниках УМК «Перспектива».

  • Учебно-методический комплекс «Перспектива» (серия «Академический школьный учебник») создан на концептуальной основе, отражающей современные достижения в области психологии и педагогики, с сохранением при этом тесной связи с лучшими традициями классического школьного российского образования. УМК разрабатывался в стенах Федерального института развития образования Министерства образования и науки РФ. Институт возглавляет заведующий кафедрой психологии личности МГУ академик А.Г. Асмолов, под руководством которого разработаны теоретические и методические материалы, являющиеся системообразующими компонентами ФГОС и ориентированные на развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий. В УМК введены задания по формированию УУД.

  • Методологической основой нового комплекса является системно-деятельностный подход. В этой связи в учебниках УМК «Перспектива» задания, направленные на включение детей в деятельность, выстроены в систему, позволяющую строить процесс обучения как двусторонний:

  • обучение как средство формирования универсальных учебных действий и личностных качеств младших школьников;

  • обучение как цель — получение знаний в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы ФГОС.

  • УМК обеспечивает доступность знаний и качественное усвоение программного материала, всестороннее развитие личности младшего школьника с учетом его возрастных особенностей, интересов и потребностей. Особое место в УМК «Перспектива» уделяется формированию духовно-нравственных ценностей, знакомству с культурно-историческим наследием мира и России, с традициями и обычаями народов, населяющих нашу родину. В учебники включены задания для самостоятельной, парной и групповой работы, проектной деятельности, а также материалы, которые можно использовать во внеклассной и внешкольной работе.

  • В УМК используется единая система навигации для учителей, учеников и родителей, которая помогает работать с информацией, организовывать и структурировать учебный материал, планировать деятельность ученика на уроке, организовывать выполнение домашнего задания, формирует навык самостоятельной работы.

Система учебников «Перспектива», в которую входят следующие завершенные предметные линии:

  • 1. Завершенная предметная линия учебников «Математика»:
    1. Петерсон Л.Г. Математика. 1 кл. в 3-х частях;
    2. Петерсон Л.Г. Математика. 2 кл. в 3-х частях;
    3. Петерсон Л.Г. Математика. 3 кл. в 3-х частях;
    4. Петерсон Л.Г. Математика. 4 кл. в 3-х частях.



  • 2. Завершенная предметная линия учебников «Русский язык»:
    1. Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. Азбука. 1 кл. в 2-х частях;
    2. Климанова Л.Ф., Макеева С.Г.Русский язык. 1 кл.;
    3. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В.Русский язык. 2 кл. в 2-х частях;
    4. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В.Русский язык. 3 кл. в 2-х частях;
    5. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 4 кл. в 2-х частях.



  • 3. Завершенная предметная линия учебников «Литературное чтение»:
    1. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А. и др. Литературное чтение. 1 кл. в 2-х частях;
    2. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А. и др. Литературное чтение. 2 кл. в 2-х частях;
    3. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А. и др. Литературное чтение. 3 кл. в 2-х частях;
    4. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А. и др. Литературное чтение. 4 кл. в 2-х частях.



  • 4. Завершенная предметная линия учебников «Информатика»:
    1. Рудченко Т.А. Семёнов А.Л. (под ред. Семёнова А.Л.). Информатика. 1 кл.;
    2. Рудченко Т.А. Семёнов А.Л. (под ред. Семёнова А.Л.). Информатика. 2 кл.;
    3. Рудченко Т.А. Семёнов А.Л. (под ред. Семёнова А.Л.). Информатика. 3 кл.;
    4. Рудченко Т.А. Семёнов А.Л. (под ред. Семёнова А.Л.). Информатика. 4 кл.



  • 5. Завершенная предметная линия учебников «Окружающий мир»:
    1. Плешаков А.А, Новицкая М.Ю. Окружающий мир. 1 кл. в 2-х частях;
    2. Плешаков А.А, Новицкая М.Ю. Окружающий мир. 2 кл. в 2-х частях;
    3. Плешаков А.А, Новицкая М.Ю. Окружающий мир. 3 кл. в 2-х частях;
    4. Плешаков А.А, Новицкая М.Ю. Окружающий мир. 4 кл. в 2-х частях;



  • 6. Завершенная предметная линия учебников «Технология»:
    1. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология. 1 кл.;
    2. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В. Технология. 2 кл.;
    3. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В. Технология. 3 кл.;
    4. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В. Технология. 4 кл.



  • 7. Завершенная предметная линия учебников «Музыка»:
    1. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. 1 кл.;
    2. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. 2 кл.;
    3. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. 3 кл.;
    4. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. 4 кл.



  • 8. Завершенная предметная линия учебников «Изобразительное искусство»:
    1. Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В.Изобразительное искусство. 1 кл.;
    2. Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В.Изобразительное искусство. 2 кл.;
    3. Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В.Изобразительное искусство. 3 кл.;
    4. Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В.Изобразительное искусство. 4 кл.



  • 9. Завершенная предметная линия учебников «Физическая культура»:
    1. Матвеев А.П. Физическая культура. 1 кл.;
    2. Матвеев А.П. Физическая культура. 2 кл.;
    3. Матвеев А.П. Физическая культура. 3-4 кл.



  • 10. Завершенная предметная линия учебников «Английский язык»:
    1. Быкова Н.И., Дули Д., Поспелова М.Д., Эванс В. Английский язык. 2 кл.;
    2. Быкова Н.И., Дули Д., Поспелова М.Д., Эванс В. Английский язык. 3 кл.;
    3. Быкова Н.И., Дули Д., Поспелова М.Д., Эванс В. Английский язык. 4 кл.



11. Завершенная предметная линия учебников «Немецкий язык»:
1. Бим И.Л., Рыжова Л.И. Немецкий язык. В 2-х ч. 2 кл.;
2. Бим И.Л., Рыжова Л.И., Фомичева Л.М. Немецкий язык. В 2-х ч. 3 кл.;
3. Бим И.Л., Рыжова Л.И. Немецкий язык. В 2-х ч. 4 кл.
Для реализации ООП ННО педагоги используют следующие технологии:

  • Информационно-коммуникационные технологии

  • Проблемно-диалогическая технология

  • Технология оценивания

  • Технология продуктивного чтения

  • Проектная деятельность

  • Информационно-коммуникационные технологии – инструментарий универсальных учебных действий.

  • Проблемно-диалогическая технология даёт развернутый ответ на вопрос, как научить учеников ставить и решать проблемы. Эта технология прежде всего формирует регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивая выращивание умения решать проблемы. Наряду с этим происходит формирование и других универсальных учебных действий: за счёт использования диалога – коммуникативных, необходимости извлекать информацию, делать логические выводы и т.п. – познавательных.

  • Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) направлена на развитие контрольно-оценочной самостоятельности учеников за счёт изменения традиционной системы оценивания. У учащихся развиваются умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки; мотивация на успех. Избавление учеников от страха перед школьным контролем и оцениванием путём создания комфортной обстановки позволяет сберечь их психическое здоровье.

  • Технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения) обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения. Эта технология направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; познавательных универсальных учебных действий, например, – умения извлекать информацию из текста.

  • Проектная деятельность. Эта технология прежде всего формирует регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивая выращивание умения решать проблемы. Наряду с этим происходит формирование и других универсальных учебных действий: за счёт использования диалога – коммуникативных, необходимости извлекать информацию, делать логические выводы – познавательных.

Общие подходы к организации внеурочной деятельности.
Особенности обучения на первой ступени общего образования, возрастные особенности младших школьников

ООП НОО сформирована  с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа — особый этап в жизни обучающегося, связанный:

-с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

-с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

-с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

-с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

-с изменением при этом самооценки обучающегося, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

-с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

Учитываются также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет):


  • центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;

  • развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.

Учитывается существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике, связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.

Краткое описание планируемых результатов освоения ООП НОО

Планируемые результаты освоения программ начального образования представляют собой систему обобщенных личностно-ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию для определения и выявления всех элементов. Планируемые результаты отражают общую идеологию стандарта: ориентацию на результаты образования, подход к стандарту как к общественному договору, ориентацию на системно-деятельностный подход. Планируемые результаты строятся с учетом основных нормативных документов, обеспечивающих функционирование стандарта:



  • Базисного учебного плана;

  • Фундаментального ядра содержания общего образования;

  • Программы формирования универсальных учебных действий;

  • Системы оценивания.


Реализация системно-деятельностного подхода в соответствии со спецификой ОУ

Системно-деятельностный подход, положенный в основу УМК «Перспектива» предполагает:



  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического, гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;

  • переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

  • ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент ФГОС, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;

  • признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;

  • учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

  • обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

  • разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

следующая страница >>