Поставьте знак «х» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Единый государственный экзамен по истории россии 1 158.78kb.
«егэ по русскому языку. 2013 год. Демонстрационный вариант» для 11... 1 127.91kb.
«х» в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного ва-... 1 86.31kb.
Пробный егэ по обществознанию 2 516.35kb.
«Периодическая система химических элементов. Строение атома. 1 117.68kb.
2010 г. Поставьте номер правильного ответа в квадратик 3 290.18kb.
На выполнение экзаменационной работы по географии отводится 2 часа... 1 167.29kb.
16. Понятие товара в маркетинге и товарная политика фирмы 1 62.77kb.
Экзаменационная работа для проведения государственной (итоговой) 1 119.48kb.
Тип задания – выбор одного правильного ответа из четырех предложенных 1 110.15kb.
Номер которой соответствует последней цифре номера его зачетной книжки 1 118.05kb.
Заключение о выполнении квалификационной (пробной) работы 1 183.42kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Поставьте знак «х» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами - страница №1/2

11 Б класс (химики)

Вариант I

Ч
При выполнении заданий этой части под номером выполняемого вами задания (А115) поставьте знак «х» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.
асть I (А)

С
А1


пособность организмов приобретать новые свойства и признаки изучает наука

1) эмбриология 3) генетика

2) физиология 4) биохимия

В
А2


клетках происходит синтез и расщепление органических веществ, поэтому ее называют единицей

1) строения 3) роста

2) жизнедеятельности 4) размножения

М
А3


ономерами белка являются

1) нуклеотиды 3) глюкоза и фруктоза

2) аминокислоты
А4
4) жирные кислоты

Споры мхов и папоротников служат для

1) размножения и расселения

2) перенесения неблагоприятных условий

3) хранения в них запасных питательных веществ

4) о
А5


бразования зиготы в результате оплодотворения

Одноклеточных животных (простейших) относят к одному из

1) семейств 3) подцарств

2) отрядов 4) классов

П
А6
лод семянка характерен для представителей семейства

1) Бобовые 3) Крестоцветные

2) Злаковые 4) Сложноцветные

К
А7


периферической нервной системе относят

1) нервы и нервные узлы

2) головной и спинной мозг

3) передний мозг и мозжечок

4) средний и промежуточный мозг


А8


Постоянный уровень глюкозы в крови сохраняется благодаря

1) определенному сочетанию продуктов питания

2) правильному режиму приема пищи

3) деятельности пищеварительных ферментов

4) действию гормона поджелудочной железы


А9


Заражение человека бычьим цепнем может произойтьи при употреблении

1) немытых овощей 3) плохо прожаренной говядины

2) воды из стоячего водоема 4) консервированных продуктов


А10


Социальные факторы эволюции сыграли решающую роль в формировании у человека

1) способности различать запахи

2) прямохождения

3) членораздельной речи

4) особенностей строения позвоночника


А11


В молекуле ДНК количество нуклеотидов с цитозином 30% от общего числа. Какой процент нуклеотидов с аденином ?

1) 20 %; 2) 40 %; 3) 60 %; 4) 70 %


А12
Белое вещество в спинном мозге образовано

1) телами нейронов

2) короткими отростками нейронов

3) вставочными нейронами

4) длинными отростками нейронов


А13


Живые организмы, выполняя концентрационную функцию в биосфере

1) способствуют минерализации органических веществ

2) накапливают в телах фосфор, кальций, кремний

3) регулируют влажность воздуха

4) способствуют образованию озонового экрана


А14


Мхи, в отличие от многоклеточных водорослей

1) имеют органы и ткани

2) содержат в клетках хлоропласты

3) содержат в клетках вакуоли с клеточным соком

4) размножаются при наличии воды


А15


Продолговатый отдел головнгого мозга не регулирует

1) дыхательные движения 3) сердечные сокращения

2) перистальтику кишечника 4) равновесие тела

Ч
Впишите ответы в текст работы. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке. В задании В1 выберите три верных ответа из шести. Обведите выбранные цифры и запишите их в таблицу.
асть II (В)

У
В1


насекомых с неполным превращением

1) три стадии развития

2) четыре стадии развития

3) личинка не похожа на взрослое насекомое

4) личинка сходна по внешнему строению со взрослым насекомым

5) за стадией личинки следует стадия куколки

6) личинка превращается во взрослое насекомое











При выполнении задания В2 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов без пробелов и других символов.

У
В2


становите соответствие между характерным признаком, происходящим при дыхании человека, и способом его регуляции.

Процесс

А) возбуждение рецепторов носоглотки частицами пыли

Б) замедленное дыхание при погружении в холодную воду

В) изменение ритма дыхания при избытке углекислого газа в помещении

Г) нарушение дыхания при кашле

Д) изменение ритма дыхания при уменьшении содержания углекислого газа в крови



Способ регуляции

1) нервная

2) гуморальная


А

Б

В

Г

Д






















У
В3
становите, в какой последовательности надо расположить звенья пищевой цепи биоценоза заливного луга.

А) коршун Г) стриж

Б) цветочная муха Д) нектар

В) паук-крестовик


















Ч
Для выполнения заданий С1 и С2 запишите сначала номер задания (С1 и т.д.) затем ответ к нему. На задание С1 дайте краткий свободный ответ, а на задание С2 – полный развернутый ответ.
асть III (С)

Н
С1


а поверхности почвы иногда можно увидеть большое количество дождевых червей. Объясните, при каких метеорологических условиях это происходит и почему.

В
С2


чем проявляется сходство в размножении современных птиц и пресмыкающихся ? Приведите не менее трех признаков сходства.

Вариант II

Ч
При выполнении заданий этой части под номером выполняемого вами задания (А115) поставьте знак «х» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.
асть I (А)

В
А1


световой микроскоп можно увидеть

1) деление клетки 3) транскрипцию

2) репликацию ДНК 4) трансляцию

Э
А2


лементарная структурная единица живого - это

1) ген 3) хромосома

2) клетка 4) генетический код

С
А3


труктурную основу клеточной мембраны составляют:

1) липиды 3) углеводы

2) аминокислоты
А4
4) нуклеиновые кислоты

В клетках грибов, как и в клетках животных, отсутствуют

1) лейкопласты и хлоропласты

2) оболочки из хитина

3) плазматические мембраны

4) м
А5


итохондрии и рибосомы

Ласка и горностай относятся к отряду хищных млекопитающих, так как

1) это небольшие животные с длинным узким телом на коротких ногах

2) у них хорошо развиты клыки и коренные зубы

3) у них хорошо развит волосяной покров с подшерстком

4) они имеют покровительственную окраску тела

В
А6
идоизмененный побег - это

1) корневище 3) воздушные корни

2) корнеплод 4) придаточные корни

К
А7


акие нейроны передают импульсы от органов слуха в головной мозг ?

1) исполнительные 3) вставочные

2) двигательные 4) чувствительные


А8


Пульс, который легко прощупывается у основания большого пальца руки, возникает вследствие сокращения

1) левого желудочка 3) левого предсердия

2) правого желудочка 4) правого предсердия


А9


При недостатке в организме витамина С человек заболевает

1) цингой 3) бери-бери

2) рахитом 4) сахарным диабетом


А10


Идиоадаптации способствуют возникновению

1) семейств 3) типов

2) царств 4) отделов


А11


Сколько молекул АТФ запасается в процессе гликолиза ?

1) 2; 2) 32; 3) 36; 4) 40


А12
Рефлексы, передающиеся по наследству

1) возникают на основе жизненного опыта каждой особи

2) характерны для всех особей вида

3) снижают роль естественного отбора

4) сохраняются при действии условного раздражителя


А13


Биосфера – открытая система, так как она

1) постоянно развивается 3) пригодна для жизни организмов

2) получает энергию извне 4) состоит из экосистем


А14


В состоянии спор переживают неблагоприятные условия

1) вирусы 3) простейшие

2) бактерии 4) бактериофаги


А15


Окисление органических веществ с освобождением энергии в клетке происходит в процессе

1) биосинтеза 3) выделения

2) дыхания 4) фотосинтеза

Часть II (В)


Впишите ответы в текст работы. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке. В задании В1 выберите три верных ответа из шести. Обведите выбранные цифры и запишите их в таблицу.

Ч
В1


то происходит в организме человека после профилактической прививки ?

1) в организме образуются антитела

2) вырабатываются ферменты

3) организм заболевает в легкой форме

4) антитела уничтожают микробы

5) происходит свертывание крови

6) нарушает постоянство внутренней среды











При выполнении задания В2 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов без пробелов и других символов.

В2


Установите соответствие между функцией железы человека и ее типом.



Функция железы

А) образует жир

Б) участвует в терморегуляции

В) вырабатывает полноценную пищу для ребенка

Г) удаляют из организма минеральные вещества

Д) повышают эластичность кожи



Тип железы

1) потовые

2) сальные

3) млечные



А

Б

В

Г

Д






















У
В3
становите последовательность событий в ходе эволюции человека.

А) добывание и использование огня

Б) появление прямохождения

В) использование каменных орудий труда

Г) появление письменной речи

Д) появление наскальной живописи


















Часть III (С)


Для выполнения заданий С1 и С2 запишите сначала номер задания (С1 и т.д.) затем ответ к нему. На задание С1 дайте краткий свободный ответ, а на задание С2 – полный развернутый ответ.

П
С1


очему лечение человека антибиотиками может привести к нарушению функции кишечника ? Назовите не менее двух причин.

О
С2


бъясните, почему у людей атавизмы проявляются лишь в редких случаях.

Вариант III

Часть I (А)


При выполнении заданий этой части под номером выполняемого вами задания (А115) поставьте знак «х» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

Г
А1


енеалогический метод используется для

1) получения генных и хромосомных мутаций

2) изучения влияния воспитания на онтогенез человека

3) исследования наследственности и изменчивости

4) расселения домашних животных

Г
А2


отовыми органическими веществами питаются организмы

1) автотрофы 3) хемотрофы

2) гетеротрофы 4) фототрофы

А


А3
втотрофные организмы в качестве источника углерода используют

1) глюкозу 3) глицерин

2) крахмал
А4
4) углекислый газ

Основным источником энергии для растительного организма служит процесс

1) фотосинтеза 3) испарения воды

2) выделения 4) п


А5
оглощения неорганических веществ

Животные паразиты

1) обитают в теле других организмов и наносят им вред

2) питаются трупами животных

3) питаются растительной пищей

4) конкурируют с другими животными за источник пищи

К
А6
летки бактерий имеют

1) клеточную стенку, состоящую из белков

2) ДНК в двухмембранных органоидах

3) ДНК, замкнутую в кольцо

4) крупные рибосомы

А
А7


ктивизация парасимпатического отдела вегетативной нервной системы приводит к

1) увеличению частоты дыхания

2) расширению зрачка

3) увеличению силы сердечных сокращений

4) усилению секреции слюнных желез


А8


Вещества, ускоряющие процесс расщепления органических веществ в пищеварительной системе человека – это

1) ферменты 3) антитела

2) гормоны 4) витамины


А9


Какие из названных мышц человека сокращаются медленно ?

1) межреберные 3) мышечные

2) стенок желудка 4) поворачивающие туловище


А10


Многие виды животных и растений состоят из нескольких популяций, что

1) нарушает стабильность видов

2) усиливает колебание численности особей

3) служит причиной увеличения их численности

4) обеспечивает их приспособленность к разным условиям


А11


Атомарный водород в процессе фотосинтеза освобождается за счет расщепления молекул

1) воды; 2) глюкозы; 3) жиров; 4) белков


А12
Какая форма высшей нервной деятельности характерна только для высокоорганизованных позвоночных животных ?

1) инстинкты

2) безусловные рефлексы

3) условные рефлексы

4) элементарная рассудочная деятельность


А13


Причина смены экосистем

1) сезонные изменения в природе

2) ярусное размещение организмов

3) неблагоприятные погодные условия

4) изменение организмами среды обитания


А14


По каким признакам можно отличить папоротники от покрытосеменных растений ?

1) образование органических веществ из неорганических в процессе фотосинтеза

2) размножение половым и бесполым путем

3) чередование полового (заростка) и бесполого (взрослое растение) поколений

4) наличие наземных и водных, травянистых и деревянистых растений


А15


Железа, которая выделяет секрет в полость органа по протоку -

1) печень 3) щитовидная железа

2) гипофиз 4) надпочечник

Часть II (В)


Впишите ответы в текст работы. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке. В задании В1 выберите три верных ответа из шести. Обведите выбранные цифры и запишите их в таблицу.

М
В1


айский жук и капустная белянка относятся к классу Насекомых, так как у них

1) тело состоит из трех отделов: головы, груди и брюшка

2) имеются земные железы

3) органы дыхания – легочные мешки

4) на голове одна пара усиков

5) три пары ног

6) две пары простых глаз











При выполнении задания В2 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов без пробелов и других символов.

У
В2


становите соответствие между органом (отделом органа), участвующим в регуляции жизнедеятельности организма человека, и системой, к которой он относится

Орган (отдел органа)

А) мост


Б) гипофиз

В) поджелудочная железа

Г) спинной мозг

Д) мозжечок



Система органа

1) нервная

2) эндокринная



А

Б

В

Г

Д






















У
В3
становите в какой последовательности располагаются отделы в позвоночнике млекопитающего, начиная с шейного.

А) поясничный Г) крестцовый

Б) грудной Д) шейный

В) хвостовой


















Часть III (С)


Для выполнения заданий С1 и С2 запишите сначала номер задания (С1 и т.д.) затем ответ к нему. На задание С1 дайте краткий свободный ответ, а на задание С2 – полный развернутый ответ.

Р
С1


астение кукурузы имеет два типа соцветий: початок и метелку. Почему плоды образуются только в початке и часть початка иногда не заполнена зернами ?

К
С2


акую роль играют птицы в биоценозе леса ? Приведите не менее трех примеров.

Вариант IV

Часть I (А)


При выполнении заданий этой части под номером выполняемого вами задания (А115) поставьте знак «х» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

Н
А1


аука о многообразии организмов и распределении их по родственным группам -

1) цитология 3) систематика

2) селекция 4) биогеография

П
А2


опав в клетку живого организма, вирус изменяет ее обмен веществ, поэтому его относят к

1) паразитам 3) сапрофитам

2) автотрофам 4) хемотрофам

Н
А3


еклеточное строение имеет

1) бацилла сибирской язвы 3) амеба

2) эритроцит
А4
4) вирус оспы

Растения в отличие от грибов

1) активно передвигаются

2) питаются автотрофно

3) питаются гетеротрофно

4) с
А5


пособны к неограниченному росту

К зачаточному побегу относят

1) почку 3) семя

2) цветок 4) зиготу

С
А6
тарую растительную клетку можно отличить от молодой по наличию в ней

1) ЭПС 3) клеточной стенки

2) лизосом 4) крупных вакуолей

Ф
А7


ункции хрусталика – это:

1) поглощение света

2) преобразование энергии света в нервные импульсы

3) защита глаза от перегрева

4) фокусировка световых лучей на сетчатке


А8


В организме человека полуподвижно соединяются кости

1) лобная и височная 3) предплечья и плеча

2) позвоночника 4) запястья


А9


Слюна содержит ферменты, участвующие в расщеплении

1) углеводов 3) белков

2) гормонов 4) жиров


А10


Разрыв ареала исходного вида ландыша обыкновенного на несколько изолированных территорий характере для видообразования

1) в результате ароморфоза 3) географического

2) путем конвергенции 4) экологического


А11


Белок состоит из 150 аминокислотных остатков. Сколько нуклеотидов в участке гена, в котором закодирована первичная структура этого белка ?

1) 75; 2) 150; 3) 300; 4) 450


А12
Структура, обеспечивающая высшую нервную деятельность -

1) средний мозг 3) мозжечок

2) спинной мозг 4) кора головного мозга


А13


К биогенным веществам биосферы относят

1) семена растений 3) каменный уголь

2) споры бактерий 4) вулканический пепел


А14


Виды – Лютик едкий и Лютик ползучий – объединяют в более крупную систематическую категорию

1) класс 3) семейство

2) порядок 4) род


А15


Чем кровь отличается от лимфы ?

1) наличием лейкоцитов 3) отсутствием белков

2) отсутствием глюкозы 4) наличием эритроцитов

Часть II (В)


Впишите ответы в текст работы. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке. В задании В1 выберите три верных ответа из шести. Обведите выбранные цифры и запишите их в таблицу.

П
В1


о каким признакам бактерии выделяют в особое царство органического мира ?

1) питаются готовыми органическими веществами

2) не имеют клеточного строения

3) не имеют оформленного ядра

4) не имеют мембранных органоидов

5) содержат ДНК линейной структуры

6) содержат нуклеотид











При выполнении задания В2 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов без пробелов и других символов.

У
В2


становите соответствие между костью скелета человека и типом, к которому она относится

Кость скелета

А) лучевая

Б) височная

В) бедренная

Г) большая берцовая

Д) лобная

Е) затылочная


Тип кости

1) трубчатая

2) плоская



А

Б

В

Г

Д

Е

























У
В3
становите, в какой последовательности следует расположить типы беспозвоночных животных, учитывая усложнение их нервной системы в эволюции.

А) Плоские черви В) Кишечнополостные

Б) Членистоногие Г) Кольчатые черви














Ч
Для выполнения заданий С1 и С2 запишите сначала номер задания (С1 и т.д.) затем ответ к нему. На задание С1 дайте краткий свободный ответ, а на задание С2 – полный развернутый ответ.
асть III (С)

К
С1


акие отрицательные последствия для здоровья человека может иметь использование ядохимикатов для борьбы с колорадским жуком ? Объясните, почему.

О
С2


бъясните, в чем заключается сходство и различие мутационной и комбинированной изменчивости.

Вариант V

Часть I (А)


При выполнении заданий этой части под номером выполняемого вами задания (А115) поставьте знак «х» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

С
А1


пособность организмов приобретать новые свойства и признаки изучает наука

1) эмбриология 3) генетика

2) физиология 4) биохимия

Н
А2


емецкие ученые М.Шлейден и Т.Шванн, обобщив идеи разных ученых, сформулировали теорию

1) эволюции 3) клеточную

2) хромосомную 4) онтогенеза

Я
А3


дро отсутствует в клетках

1) кишечной палочки 3) грибов

2) простейших
А4
4) растений

Кораллы - это

1) растения 3) животные

2) лишайники 4) г


А5
рибы

Условия, необходимые для роста шляпочных грибов в лесу -

1) связь с почвенными бактериями

2) высокая температура воздуха

3) симбиоз с корнями деревьев

4) яркое солнечное освещение

В
А6
результате какого процесса в организме бактерий освобождается энергия ?

1) движения 3) размножения

2) дыхания 4) спорообразования

В
А7


акцинация детей против полиомиелита формирует иммунитет

1) искусственный пассивный 3) естественный активный

2) искусственный активный 4) естественный пассивный

Ф
А8


агоциты человека способны

1) захватывать чужеродные тела

2) вырабатывать гемоглобин

3) участвовать в свертывании крови

4) переносить антитела


А9


Кожа человека принимает участие в удалении из организма конечных продуктов обмена, так как в ней располагаются

1) рецепторы 3) жировые клетки

2) потовые железы 4) волосяные фолликулы


А10


Основные ароморфозы земноводных, позволившие им выйти на сушу -

1) плавательные перепонки

2) трехкамерное сердце, дыхание легкими и кожей

3) развитие органов обмена и осязания

4) появление поперечнополосатой мускулатуры и хорды


А11


Растительная клетка синтезирует молекулы АТФ не только в процессе фотосинтеза, но и в ходе

1) хемосинтеза 3) энергетического обмена

2) синтеза липидов 4) образование крахмала


А12


Высшая нервная деятельность человека связана с функцией мозга

1) продолговатого 3) переднего

2) среднего 4) промежуточного


А13


Сходство искусственной и естественной экосистем состоит в том, что они

1) содержат одинаковое число звеньев в сетях питания

2) имеют одинаковую продуктивность биомассы растений

3) не могут существовать без участия человека

4) содержат одинаковые функциональные группы организмов


А14


У пресмыкающихся, в отличие от земноводных -

1) непрямое развитие 3) постоянная температура тела

2) внутреннее оплодотворение 4) замкнутая кровеносная система

П
А15


родолговатый отдел головного мозга не регулирует

1) дыхательные движения 3) сердечные сокращения

2) перистальтику кишечника 4) равновесие тела

Часть II (В)


Впишите ответы в текст работы. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке. В задании В1 выберите три верных ответа из шести. Обведите выбранные цифры и запишите их в таблицу.

Ч
В1


то входит в состав слухового анализатора ?

1) наружный слуховой проход

2) барабанная перепонка

3) рецепторы улитки

4) затылочная доля коры больших полушарий

5) проводниковый отдел

6) височная зона коры больших полушарий











При выполнении задания В2 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов без пробелов и других символов.

У
В2


становите соответствие между процессом, происходящим при дыхании человека, и способом ее регуляции

Процесс

А) возбуждение рецепторов носоглотки частицами пыли

Б) замедление дыхания при погружении в холодную воду

В) изменение ритма дыхания при избытке углекислого газа в помещении

Г) нарушение дыхания при кашле

Д) изменение ритма дыхания при уменьшении содержания углекислого газа в крови



Способ регуляции

1) нервная

2) гуморальная


А

Б

В

Г

Д






















У
В3
становите хронологическую последовательность антропогенеза.

А) человек умелый В) дриопитек

Б) человек прямоходящий Г) человек разумный














Ч
Для выполнения заданий С1 и С2 запишите сначала номер задания (С1 и т.д.) затем ответ к нему. На задание С1 дайте краткий свободный ответ, а на задание С2 – полный развернутый ответ.
асть III (С)

К
С1


расные водоросли (багрянки) обитают на большой глубине. Несмотря на это, в их клетках происходит фотосинтез. Объясните, за счет чего происходит фотосинтез, если толща воды поглощает лучи красно-оранжевой части спектра.

Ч
С2


ем культурные растения и домашние животные отличаются от своих диких предков ? Приведите не менее трех различий.

Вариант VI

Часть I (А)


При выполнении заданий этой части под номером выполняемого вами задания (А115) поставьте знак «х» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

Н
А1


аука о распределении организмов и распределении их по родственным группам -

1) цитология 3) систематика

2) селекция 4) биогеография

Х
А2


лоропласты в растительной клетке

1) выполняют защитную функцию

2) осуществляют связь между частями клетки

3) обеспечивают синтез органических веществ из неорганических

4) обеспечивают накопление воды

К


А3
летки грибов отличаются от клеток растений наличием в оболочке молекул

1) клетчатки 3) крахмала и гликогена

2) белка и липидов
А4
4) хитиноподобного вещества

К семейству Розоцветные класса Двудольные относятся:

1) вишня и слива 3) горох и фасоль

2) огурец и кабачок 4) о


А5
дуванчик и подсолнечник

К животным тканям относят

1) образовательную 3) эпителиальную

2) проводящую 4) механическую

П
А6
тицы в отличие от рептилий

1) откладывают яйца

2) имеют покровы, богатые кожными железами

3) имеют четырехкамерное сердце

4) способны жить в воде

Н
А7


еустойчивая походка, несогласованность движений характерны для человека, у которого нарушена деятельность отдела головного мозга

1) среднего 3) мозжечка

2) переднего 4) промежуточного


А8


Клетчатка, содержащаяся в сырых овощах и фруктах, употребляемых в пищу человеком, улучшает

1) пищеварение в желудке

2) расщепление углеводов

3) моторную функцию кишечника

4) всасывание питательных веществ в кровь


А9


Препараты, приготовленные из ослабленных микробов или их ядов, называют

1) антителами 3) лечебными сыворотками

2) вакцинами 4) физиологическим раствором


А10


Синицы живут в кронах деревьев, питаются насекомыми - листоедами и их личинками – это описание критерия вида

1) географического 3) морфологического

2) экологического 4) генетического


А11


На образование молекул АТФ в процессе фотосинтеза используется энергия электронов молекулы

1) НАДФ+ 3) хлорофилла

2) глюкозы 4) липидов


А12


Начальным звеном обонятельного анализатора считают

1) нервы и проводящие нервные пути

2) рецепторы, расположенные на языке

3) нейроны коры больших полушарий головного мозга

4) чувствительные клетки с микроворсинками в носовой полости


А13


К биогенным веществам биосферы относят

1) семена растений 3) споры бактерий

2) каменный уголь 4) вулканический пепел


А14


Почему окучивание способствует повышению урожая ?

1) усиливается образование придаточных корней и столонов

2) усиливается образование листостебельных побегов

3) уменьшается вероятность заболеваний растений

4) ускоряется цветение и плодоношение


А15


Серое вещество спинного мозга состоит из

1) длинных отростков нейронов

2) тел нейронов

3) чувствительных и двигательных нервов

4) нервных узлов

Часть II (В)


Впишите ответы в текст работы. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке. В задании В1 выберите три верных ответа из шести. Обведите выбранные цифры и запишите их в таблицу.

В
В1


ыберите анатомические структуры, являющиеся начальным звеном анализаторов человека

1) веки с ресницами

2) палочки и колбочки сетчатки

3) ушная раковина

4) клетки вестибулярного аппарата

5) хрусталик глаза

6) вкусовые сосочки языка











При выполнении задания В2 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов без пробелов и других символов.

У
В2


становите соответствие между особенностями строения и функций головного мозга человека и его отделом.

Особенности строения и функций

А) содержит дыхательные центры

Б) поверхность разделена на доли

В) воспринимает и обрабатывает информацию от органов чувств

Г) регулирует деятельность сердечно-сосудистой системы

Д) содержит центры защитных реакций организма – кашля и чихания



Отдел головного мозга

1) продолговатый мозг

2) передний мозг




А

Б

В

Г

Д















У
В3
становите, в какой последовательности в процессе эволюции появились основные группы растений на Земле.

А) псилофиты Г) одноклеточные водоросли

Б) многоклеточные водоросли Д) папоротникообразные

В) покрытосеменные















Часть III (С)


Для выполнения заданий С1 и С2 запишите сначала номер задания (С1 и т.д.) затем ответ к нему. На задание С1 дайте краткий свободный ответ, а на задание С2 – полный развернутый ответ.

И
С1


звестно, что в практике сельского хозяйства перед посевом семян проверяют их всхожесть. Объясните, как и зачем это делают.

К
С2


акие особенности внешнего строение головастиков доказывают происхождение земноводных от рыб ? Приведите не менее трех доказательств.

Вариант VII

Часть I (А)


При выполнении заданий этой части под номером выполняемого вами задания (А115) поставьте знак «х» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

Д
А1


ля живых объектов природы, в отличие от неживых тел, характерно

1) уменьшение веса 3) дыхание

2) перемещение в пространстве 4) растворение веществ в воде

К
А2


летка – единица роста и развития организма, так как

1) в ней хранится наследственная информация

2) из клетки состоят ткани

3) она способна к делению

4) она способна к мутациям

К
А3


лубеньковые бактерии - это

1) симбионты 3) сапрофиты

2) автотрофы
А4
4) фототрофы

Окончательным хозяином малярийного плазмодия является

1) комар 3) малый прудовик

2) человек 4) с


А5
винья

Фотосинтез может происходить в растительных клетках, которые содержат

1) клеточные стенки 3) хлоропласты

2) хромосомы 4) цитоплазму

В
А6
ысокий уровень организации человекообразных обезьян подтверждается

1) наличием дифференцированного позвоночника

2) развитием полушарий переднего мозга

3) хватательным типом конечностей

4) развитой кровеносной системой

Г
А7


уморальная функция поджелудочной железы проявляется в выделении в кровь

1) гликогена 3) гемоглобина

2) инсулина 4) тироксина


А8


С помощью тонометра измеряется

1) кровяное давление 3) количество сахара в крови

2) скорость кровотока 4) содержание гемоглобина


А9


На плохо вымытых овощах могут сохраняться яйца

1) широкого лентеца 3) печеночного сосальщика

2) эхинококка 4) аскариды


А10


Ароморфоз, идиоадаптация и общая дегенерация рассматриваются в биологии как

1) пути эволюции 3) виды естественного отбора

2) движущие силы эволюции 4) результаты эволюции


А11


В молекуле ДНК количество нуклеотидов с тимином 40 % от общего числа. Определите процент нуклеотидов с цитозином в этой молекуле

1) 10 %; 2) 40 %; 3) 20 %; 4) 80 %


А12
Высшая нервная деятельность человека связана с функцией мозга

1) продолговатого 3) переднего

2) среднего 4) промежуточного


А13


Введение в севооборот агроценозов бобовых культур способствует

1) сокращению посевных площадей

2) уменьшению эрозии почвы

3) накоплению в почве соединений азота

4) обогащению почвы соединениями фосфора


А14


Сходство грибницы шляпочного гриба и корневых волосков растений состоит в том, что они

1) образуют множество вытянутых в длину клеток

2) представляют собой удлиненные клетки

3) образуют сложные переплетения нитей

4) поглощают из почвы воду и минеральные соли


А15


Продолговатый отдел головнгого мозга не регулирует

1) дыхательные движения 3) сердечные сокращения

2) перистальтику кишечника 4) равновесие тела

Часть II (В)


Впишите ответы в текст работы. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке. В задании В1 выберите три верных ответа из шести. Обведите выбранные цифры и запишите их в таблицу.

И
В1


з каких тканей состоит организм высших растений ?

1) эпителиальной 4) нервной

2) покровной 5) запасающей

3) соединительной 6) проводящей













При выполнении задания В2 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов без пробелов и других символов.

У
В2


становите соответствие между костью скелета человека и типом, к которому она относится

Кость скелета

А) лучевая

Б) височная

В) бедренная

Г) большая берцовая

Д) лобная

Е) затылочная


Тип кости

1) трубчатая

2) плоская



А

Б

В

Г

Д

Е

























У
В3
становите последовательность расположения продуцентов и консументов в пищевой цепи.

А) сосновый шелкопряд В) ястреб-тетеревятник

Б) хвоя сосны Г) обыкновенная кукушка















следующая страница >>