Посмеёмся вместе с Чеховым (по произведениям «Лошадиная фамилия», «Злоумышленник», «Толстый и тонкий», «Унтер Пришибеев», «Хамелеон» - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Посмеёмся вместе с Чеховым (по произведениям «Лошадиная фамилия», «Злоумышленник» - страница №1/1

Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида п. Светлополянск Верхнекамского района

Конспект занятия по внеклассному чтению.



Посмеёмся вместе с Чеховым

(по произведениям «Лошадиная фамилия», «Злоумышленник». «Толстый и тонкий», «Унтер Пришибеев», «Хамелеон», «Хирургия»).



Тип занятия: обобщающий.

Форма занятия: Литературная "Своя игра"

Класс: 8

Воспитатель: Павлова Ирина Александровна

п. Светлополянск

2013
Тема: Посмеёмся вместе с Чеховым (по произведениям «Лошадиная фамилия», «Злоумышленник», «Толстый и тонкий», «Унтер Пришибеев», «Хамелеон», «Хирургия»).



Тип занятия: обобщающий.

Форма занятия: Литературная "Своя игра"

Класс: 8

Цель: Обобщить и систематизировать изученный материал (выявить уровень усвоения по теме).

Задачи: 1.Формировать интерес воспитанников к произведениям А.П.Чехова, особенностям его писательской манеры, расширять кругозор воспитанников;

2. Развивать связную речь воспитанников, логическое мышление;

3. Воспитывать, на основе знакомства с жизненными принципами писателя и его творчеством, порядочность, серьезную жизненную позицию, доброту, сострадание, честность, искренность, любовь к ближнему.

Участники: команды воспитанников.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, сборники рассказов и повестей А.П.Чехова, иллюстрации к произведениям А. П. Чехова, цветные бумажные жетоны для подсчета очков, карточки-сигналы.

Предварительная работа: прочитать произведения А.П. Чехова

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Воспитанники сидят за двумя столами, поставленными в один ряд.
2. Настрой игры.

Воспитатель: Ребята! Вспомните и скажите с творчеством, какого писателя вы начали знакомство на прошлом занятии внеклассного чтения?

Воспитанники: С творчеством А.П. Чехова.

Воспитатель: Какие произведения вам были знакомы?

Воспитанники: «Лошадиная фамилия», «Злоумышленник», «Хамелеон», «Хирургия».

Воспитатель: А какие произведения вам было предложено прочитать самостоятельно?

Воспитанники: Рассказы «Унтер Пришибеев» и «Толстый и тонкий».

Воспитатель: Ребята, а вы любите смеяться? А когда и над чем вы обычно смеётесь?

Воспитанники: Обычно над какими – либо несоответствиями, недостатками.

Воспитатель: Вы прочитали юмористические рассказы Чехова, в которых он изображает обыкновенных людей с присущими им недостатками (трусость, страх перед зубной болью, глупость, низкопоклонство и др.). Автор ставит своих героев в комичные ситуации, использует значимые названия, имена, наделяет своих персонажей смешными особенностями речи.

Сегодня у нас необычное занятие. Мы сыграем в литературную «Свою игру». В нашей игре будут участвовать две команды. Давайте сформируем команды.

(Проводится жеребьевка - выбор участников команды, столы раздвигаются, воспитанники рассаживаются в соответствии карточки-сигнала (по цвету), лежащей на столе).
3. А теперь давайте познакомимся с правилами игры.

Внимание на интерактивную доску.

Перед вами табло с 5 темами. Как видите, в каждой теме по 5 вопросов. В команде по ? человек. Каждый участник команды имеет право на выбор одного вопроса из темы. Выбирать вопросы нужно по порядку, в котором вы сидите. В случае правильного ответа участник получает жетон(соответствующего цвета). Если же кто-то из команды дал неверный ответ, то право ответа переходит участнику, первому поднявшему карточку - сигнал. Можно пользоваться сборниками рассказов и повестей А.П.Чехова, которые лежат перед вами. В конце игры подсчитаем жетоны и выясним, кто внимательно читал произведения А.П. Чехова, знает содержание произведений.

Я желаю вам удачи!


(Воспитанникам, предлагаются темы с вопросами по произведениям А. П.Чехова).
Тема 1. «Из жизни писателя»

Вопрос 1. Как звали отца Чехова? (Павел)

Вопрос 2. Назовите родной город А.П. Чехова (г. Таганрог)

Вопрос 3. Почему на двери дома-музея Чехова в Москве висит табличка с надписью: «Доктор Чехов»? (он по профессии был врачом)
Вопрос 4. В каких юмористических журналах печатался А.П. Чехов? («Стрекоза», «Будильник», «Осколки», «Мирской толк», «Развлечение»)
Вопрос 5. Какие отрицательные качества человеческого характера высмеивал в своих рассказах А.П. Чехов? (хамство, тупость, угодничество, грубость, высокомерие, подхалимство, самодурство, заносчивость).
Тема 2. «Название рассказа А.П.Чехова»

Вопрос 1. Название этого рассказа отражает мысль А.П.Чехова о том, что некоторые люди в некоторых ситуациях способны вести себя, как это пресмыкающееся животное. («Хамелеон»)

Вопрос 2. Какой рассказ Чехова назван прилагательными? («Толстый и тонкий»)

Вопрос 3. Название этого рассказа связано с парнокопытным животным. («Лошадиная фамилия»)

Вопрос 4. В названии этого рассказа указано воинское звание - первый военный чин, после звания рядового или ефрейтора. («Унтер Пришибеев»)

Вопрос 5. Название этого рассказа связано с медициной. («Хирургия»).


Тема 3. «Кто из персонажей и в каком произведении?»

Вопрос 1. «: в течение нескольких минут не один раз менял своё мнение по поводу собаки, укусившей за палец одного из жителей»? (полицейский надзиратель Очумелов; «Хамелеон»)

Вопрос 2. «: говорил судебному следователю, что ему некогда идти в тюрьму, потому что нужно быть на ярмарке»? (Денис Григорьев; «Злоумышленник»)

Вопрос 3. «:заставлял крестьян песен не петь, по вечерам огня не зажигать, группами не собираться»? (Пришибеев; «Унтер Пришибеев»)

Вопрос 4. «:говорил: «Ты думаешь, мужик, легко зуб-то рвать? Возьмись-ка! Это не то, что на колокольню полез да в колокола отбарабанил»? (фельдшер Курятин, «Хирургия»)

Вопрос 5. «:говорил: «Васильевичу: Якову Васильевичу: а по фамилии: А фамилию вот забыл!... Васильевичу: Черт: Как же его фамилия?» (приказчик Иван Евсеич, "Лошадиная фамилия")


Тема 4. «Чей это портрет?»

Вопрос 1. Он только что пообедал на вокзале, и губы его, подёрнутые маслом, лоснились, как спелые вишни (Толстый)

Вопрос 2. Толстый человек лет сорока, в поношенной чечунчовой жакетке и в истрепанных триковых брюках. На лице выражение чувства долга и приятности. Между указательным и средним пальцами левой руки - сигара, распространяющая зловоние (фельдшер Курятин; «Хирургия»)

Вопрос 3. Около самых ворот склада стоит человек в расстегнутой жилетке и, подняв вверх правую руку, показывает толпе окровавленный палец (золотых дел мастер Хрюкин, «Хамелеон»)

Вопрос 4. Высокий коренастый старик в коричневой рясе и с широким кожаным поясом. Правый глаз с бельмом и полузакрыт, на носу бородавка, похожая издали на большую муху (дьячок Вонмигласов; «Хирургия»)

Вопрос 5. Маленький, чрезвычайно тощий мужичонка в пёстрядинной рубахе и латаных портах. Его обросшее волосами и изъеденное рябинами лицо и глаза, едва видные из-за густых, нависших бровей, имеют выражение угрюмой суровости. На голове целая шапка давно уже нечесаных, путаных волос. (Денис Григорьев, «Злоумышленник»)


Тема 5. «Назови рассказ по иллюстрации»

Вопрос 1. «Хамелеон».

Вопрос 2. «Злоумышленник».

Вопрос 3. «Унтер Пришибеев».

Вопрос 4. «Толстый и тонкий».

Вопрос 5. «Лошадиная фамилия».


4. Подведение итогов (подсчитываем жетоны). Итак, ребята, посчитайте, каждый, свои жетоны. Вы можете сделать вывод, кто внимательно читал произведения А.П. Чехова и знает содержание произведений? Назовите своих одноклассников. Аплодисменты им! (хлопают в ладоши). А какая команда набрала большее количество жетонов? Молодцы!
Мы сегодня с вами смеялись, вспоминая содержание произведений А.П. Чехова.

А латинский поэт Жан Батист де Сантель, утверждал: «смех исправляет нравы». И люди становятся добрее, терпимее друг к другу.


Занятия время истекло.
Я вам, ребята, благодарна!
За то, что встретили тепло
И поработали вы славно!

Самоанализ занятия.



Тема: Посмеёмся вместе с Чеховым (по произведениям «Лошадиная фамилия», «Злоумышленник», «Толстый и тонкий», «Унтер Пришибеев», «Хамелеон», «Хирургия»).

Тип занятия: обобщающий.

Форма занятия: Литературная "Своя игра"

Класс: 8

Цель: Обобщить и систематизировать изученный материал (выявить уровень усвоения по теме).

Задачи: 1.Формировать интерес воспитанников к произведениям А.П.Чехова, особенностям его писательской манеры, расширять кругозор воспитанников;

2. Развивать связную речь воспитанников, логическое мышление;

3. Воспитывать, на основе знакомства с жизненными принципами писателя и его творчеством, порядочность, серьезную жизненную позицию, доброту, сострадание, честность, искренность, любовь к ближнему.
Проведению этого занятия предшествовала подготовка: воспитанники прочитали произведения А.П. Чехова.

Соблюдена технологическая цепочка воспитательного дела.

На подготовительном этапе вспомнили, с какими произведениями, какого писателя познакомились и что было предложено прочитать самостоятельно. С помощью вопросов: «Любите ли смеяться и над чем?», подвела к теме занятия. Интерес воспитанников к занятию вызвала своеобразной формой - литературной «Своей игрой». Сформировали команды и познакомились с правилами игры. Также была дана установка на активность, сплочённость. Содержание занятия было насыщенным. Продуманы разнообразные задания и время, отводимое на их выполнение, по мере сложности. Использовала разнообразные методы и приёмы: вопросы, выразительное чтение отрывков, определение портрета по описанию, определение названия рассказов по иллюстрации. Задания требовали от воспитанников определённого логического мышления, развития их речи, памяти, воображения, смекалки. Активность ребят, правильность ответов на вопросы поощряла цветными жетонами. Это своеобразный вывод после выполнения каждого задания.

После проведения основной части занятия плавно перешли к финальному аккорду, где осуществили подсчёт индивидуальных жетонов, выявили лучших знатоков произведений А.П. Чехова и поощрили их громкими аплодисментами, а также вспомнили тему занятия, обратившись к утверждению латинского поэта Жану Батисту де Сантель. Закончила занятие словами благодарности за активную работу.

Занятие проведено с соблюдением принципов технологической цепочки воспитательного дела: максимум подготовки воспитателя и минимум воспитанников, соблюдала логику воспитательного дела, культурный уровень равный воспитательному результату, духовные усилия детей проявлялись, начиная с подготовительного этапа - воспитанники были постоянно в поиске: вспоминали произведения писателя, чтобы правильно ответить на вопросы.

Воспитательная задача реализовывалась от самого начала до самого конца занятия. Воспитанники продемонстрировали уважение, доброжелательность, поддержку и заинтересованность в отношении друг к другу. Каждый воспитанник свободно высказывал своё мнение, ребята были удовлетворены принадлежностью к своей команде, показали высокую активность на занятии.

приложение.

Произведения А.П. Чехова:

«Лошадиная фамилия», «Злоумышленник», «Хамелеон», «Хирургия», «Ванька», «Каштанка», «Палата № 6», «Человек в футляре», «Толстый и тонкий», «Унтер Пришибаев».

Качества человеческого характера (отрицательные):

грубость, хамство, заносчивость, самодурство, тупость, подхалимство, надменность, угодничество, высокомерие, льстивость, зазнайство, самоуничтожение.

Юмористические журналы:



«Стрекоза», «Будильник», «Осколки», «Мирской толк», «Развлечение».