Понятие и классификация активов организации - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
«Учет, анализ и аудит нематериальных активов» 1 10.44kb.
Понятие и система криминалистики 1 52.81kb.
Лекция Инновации в рыночной экономике 1 276.8kb.
Основные виды внутренних источников формирования собственных инвестиционных... 1 121.69kb.
I. Общие положения Настоящая должностная инструкция определяет функциональные... 1 44.21kb.
137. Понятие и виды себестоимости (СС) продукции. Классификация затрат... 1 30.63kb.
Классификация товаров. Ассортимент товара Оценка качества товара. 1 23.97kb.
Школа научного менеджмента: Ф 1 16.51kb.
§ Понятие политико-территориального устройства государства и классификация... 3 436.17kb.
Понятие организации. Формальные и неформальные организации. 1 35.18kb.
Курсовая работа Организация исследования систем управления 1 35.38kb.
Курс лекций для студентов заочной формы обучения Санкт-Петербург... 4 1491.17kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Понятие и классификация активов организации - страница №1/7



Российский Государственный торгово-экономический Университет

Кафедра финансов и кредита

Финансы организаций (предприятий)

Краткий курс лекций проф. Лупея Н.А. по программе государственного междисциплинарного экзамена

Москва 2005 г.

Содержание:



Активы и капитал организации 3

Доходы и расходы организации 6

Прибыль организации 13

Инвестиции в основные производственные фонды и другие внеоборотные активы организации 18

Оборотный капитал организации (предприятия) 26

Финансовый анализ в коммерческих организациях 33

Финансовое планирование в коммерческих организациях 41

Организация денежных расчетов 47

Финансовая несостоятельность (банкротство) организации 54



Активы и капитал организации





  1. Понятие и классификация активов организации

  2. Понятие и формы функционирования капитала организации

  3. Финансовая структура капитала организации и ее оптимизация



1. Понятие и классификация активов организации
Активы – это совокупность имущества, которыми располагает коммерческая организация для своей предпринимательской деятельности.

В целях анализа и эффективности управления активами их принято классифицировать по нескольким признакам

По форме функционирования активы организации подразделяются на нематериальные, материальные и финансовые.

В зависимости от характера участия в хозяйственном процессе и скорости оборота активы подразделяются на внеоборотные и оборотные.

В бухгалтерском балансе активы отражаются в разделе I «Внеоборотные активы» и в разделе II «Оборотные активы»

В сумме они составляют валюту баланса (итог баланса)

В хозяйственной практике оборотные активы принято именовать как текущие активы, мобильные активы

По степени ликвидности различают активы ликвидные и неликвидные

Под ликвидностью активов понимаются их способность превращать в денежную форму

В целях анализа в мировой практике активы принято делить на 4 группы:

1. Абсолютно ликвидные активы (А1) – это денежные средства и краткосрочные финансовые вложения;

2. Быстрореализуемые активы (А2) это готовая продукция (в торговле – товарные запасы) и краткосрочная, реальная ко взысканию дебиторская задолженность;

3. Медленно реализуемые активы (А3) – это производство, запасы, дебиторская задолженность со сроками погашения более года, расходы будущих периодов, долгосрочные финансовые вложения;

4. Трудно реализуемые активы (А4) – это все внеоборотные активы, кроме долгосрочных финансовых вложений.

Различают понятия «совокупные активы» и «чистые активы».

Чистые активы – это сумма активов, которые сгруппированы за счет собственного капитала. Это один из важнейших финансовых показателей. Если у организации сумма чистых активов окажется меньше ее уставного капитала, требуется немедленно принять одно из двух решений: либо уменьшить до размера чистых активов уставный капитал (это могут сделать только собственники имущества), либо самоликвидироваться, если чистые активы оказываются меньше минимально допустимого размера уставного капитала (в ООО – это не менее 100 МРОТ, в ЗАО – 100 МРОТ, в ОАО – 1000 МРОТ, в коммерческих банках – не менее 5 млн. евро, в страховых компаниях – не менее 25000-50000 МРОТ).
2. Понятие и формы функционирования капитала организации
Капитал организации – это денежные средства, вложенные (инвестированные) активы организации.

Капитал организации отражается в пассиве баланса, где имеется 3 раздела: III раздел «Капитал и резервы» - это собственный капитал организации; IV раздел «Долгосрочные обязательства»; V раздел «Краткосрочные обязательства». В сумме долгосрочные и краткосрочные обязательства составляют заемный капитал организации.



Собственный капитал организации функционирует в следующих формах:

  1. Уставный капитал (уставный фонд) – это стартовый капитал организации, который образуется за счет денежных и материальных (оцененных в денежной форме) взносов учредителей и участников организации, т. е. ее собственников;

  2. Добавочный капитал (плюс уставный) – это капитал, который создается за счет прироста стоимости имущества в результате переоценки основных фондов, а также за счет безвозмездно полученных средств на производственные цели, ассигнования из бюджета. Добавочный капитал используется на увеличение уставного капитала, а также на погашение суммы снижения стоимости имущества по результатам его переоценки, погашение убытков по результатам работы за отчетный год, погашение сумм имущества, передаваемого безвозмездно другим организациям и лицам;

  3. Резервный капитал (резервный фонд), который образуется в соответствии с законодательством в обязательном порядке и размере за счет ежегодных отчислений от прибыли организации; расходуется на покрытие убытков отчетного года (свободный остаток используется на формирование активов организации);

  4. Целевые финансовые фонды могут формироваться для целевого расходования финансовых ресурсов. К ним относятся фонды: амортизационные, фонд накопления (производственного развития), фонд потребления (фонд социального развития), фонд уценки товаров и др.;

  5. Нераспределенная прибыль представляет собой разницу между суммой полученной прибыли и использованной ее частью. По существу это финансовый резерв организации.

Заемный капитал организации может быть в форме долгосрочных (свыше 1 года) и краткосрочных финансовых обязательств.

Краткосрочные финансовые обязательства – это все формы привлеченного заемного капитала:

  1. Краткосрочные кредиты банков и краткосрочные заимствования денежных средств у других коммерческих организаций;

  2. Различные формы кредиторской задолженности перед деловыми партнерами (товарные кредиты, полученные поставщиком), задолженность перед бюджетом, внебюджетными фондами, персоналу организации по заработной плате, а также по полученным авансам, по выданным векселям и т.п.

Различают понятия «основной капитал организации» и «оборотный капитал организации».

Основной капитал – это денежные средства, вложенные во внеоборотные активы.

Оборотный капитал – это денежные средства, вложенные в оборотные активы.

Внеоборотные активы формируются за счет собственного капитала организации, а при его недостатке за счет долгосрочных кредитов и займов.

Оборотные активы формируются частично за счет собственного капитала (по действующему ныне законодательству любая коммерческая организация обязана иметь не менее 10% собственно оборотного капитала) и, главным образом, за счет заемного капитала – краткосрочных кредитов и займов, а также кредиторской задолженности.
3. Финансовая структура капитала организации и ее оптимизация
Под структурой капитала понимается соотношение собственного и заемного капитала.

В идеале у коммерческой организации должно быть 50% собственного и 50% заемного капитала. Однако в реальной действительности в современной России подавляющее большинство коммерческих организаций не имеют даже минимального размера собственных оборотных средств, т. е. работают в основном на заемном капитале.

Каждая коммерческая организация стремится иметь оптимальную структуру капитала.

Одним из важнейших показателей является коэффициент финансовой независимости организации (коэффициент автономии). Это удельный вес собственного капитала в общей сумме капитала организации. Оптимальное его значение 0,5.

Другим важным показателем является коэффициент внешнего финансирования, который представляет собой отношение суммы заемного капитала к сумме собственного капитала. В практике этот показатель является также коэффициентом финансового рычага, т. е. он показывает, какая сумма заемных средств привлечена организацией в расчете на единицу собственного капитала.

Коэффициент финансовой устойчивости представляет собой соотношение собственного и заемного капитала, т. е. это показатель обратный коэффициенту финансового рычага.

Указанные финансовые коэффициенты имеют большое аналитическое значение, особенно если показатели конкретной коммерческой организации сравнивать с аналогичными показателями конкурентов, со средними показателями по организациям в данной сфере деятельности; если рассмотреть значения коэффициентов в динамике за ряд анализируемых периодов.

По перечисленным коэффициентам нет нормативно установленных значений, однако, на основании хозяйственной практики принято считать, что оптимальными значениями является: коэффициент автономии – 0,5 (50%); коэффициент внешнего финансирования – 1 (100%); коэффициент финансовой устойчивости – 1 (100%) (это рекомендуемые значения в целях финансового анализа).


Доходы и расходы организации





  1. Нормативно установленная трактовка доходов и расходов организации

  2. Выручка от реализации продукции как главный источник доходов организации

  3. Классификация расходов организации по обычным видам деятельности

  4. Планирование расходов на производство и реализацию продукции



1. Нормативно установленная трактовка доходов и расходов организации
Доходы и расходы являются важнейшими факторами, определяющими конечные финансовые результаты предпринимательской деятельности. Они представляют собой базовые категории бухгалтерского учета и основные элементы финансовой отчетности. Поэтому важное значение имеет нормативно установленная трактовка этих категорий, которая содержится в Положениях по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99) и «Расходы организации» (ПБУ 10/99). Эти бухгалтерские стандарты разработаны в соответствии с МФСО (Международными стандартами финансовой отчетности). Они действуют в отношении коммерческих организаций и предпринимательской деятельности некоммерческих организаций.

Доходы и расходы в рыночной экономике трактуются через определение капитала организации.

В ПБУ 9/99 дано следующее определение доходов организации, которое дословно заимствовано из раздела «Принципы» сборника МСФО: «Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением увеличения вкладов по решению участников (собственников имущества)».

В ПБУ 9/99 приведен перечень поступлений от других физических и юридических лиц, не признаваемых доходами:



  • суммы налога на добавленную стоимость, акцизов, налога с продаж, экспортных пошлин и иные аналогичные обязательные платежи, подлежащие перечислению в бюджет;

  • по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т.п.;

  • в порядке предварительной оплаты продукции, товаров, работ, услуг;

  • авансов в счет оплаты продукции, товаров, работ, услуг;

  • задатка;

  • в залог, если договором предусмотрена передача заложенного имущества залогодержателю;

  • в погашение кредита, займа, предоставленного ранее заемщику.

Общим для этих поступлений является то, что они не приводят к увеличению капитала данной организации.

Доходы организации подразделяются на две группы: доходы от обычных видов деятельности и прочие поступления.

Под доходами от обычных видов деятельности понимается выручка от продажи продукции и товаров, а также поступления, связанные с выполнением работ и оказанием услуг.

Под прочими поступлениями понимаются операционные, внереализационные и чрезвычайные доходы.

В ПБУ 9/99 определены условия признания выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг):


  1. организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное соответствующим образом;

  2. сумма выручки может быть определена;

  3. имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации (т. е. когда организация получила в оплату актив, либо отсутствует неопределенность в отношении получения актива – имеется уверенность в его получении);

  4. право собственности на продукцию (товары, работы, услуги) перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана);

  5. расходы, которые произведены или будут произведены с этой операцией, могут быть определены.

Если не исполнено хотя бы одно из перечисленных условий, то в бухгалтерском учете организации признается не выручка, а кредиторская задолженность организации.

В ПБУ 10/99 дается определение, полностью заимствованное из МСФО: «Расходами организации признаются уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества)».

Не признается расходами организации выбытие активов:


  • в связи с приобретением (созданием) внеоборотных активов (основных средств, незавершенного строительства, нематериальных активов и т.п.);

  • вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций, приобретение акций акционерных обществ и иных ценных бумаг не с целью перепродажи (продажи);

  • по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т.п.;

  • в порядке предварительной оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг;

  • в виде авансов, задатка в счет оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг;

  • в погашение кредита, займа, ранее полученных организацией.

Общим для всех перечисленных операций является то обстоятельство, что они не приводят к уменьшению капитала данной организации.

Расходы организации подразделяются на две группы: расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы.

Под расходами по обычным видам деятельности понимаются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, а также расходы, связанные с выполнением работ и оказанием услуг.

Под прочими расходами понимаются операционные, внереализационные и чрезвычайные расходы.

В Положении сформированы следующие условия признания расходов в бухгалтерском учете:


  1. расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;

  2. сумма расходов может быть определена;

  3. имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации.

Если не соблюдено хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском учете организации признается дебиторская задолженность, а не расходы.

Принятие указанных стандартов бухгалтерского учета (ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99) подвело нормативно-правовую базу для предотвращения «отмывания грязных денег» и борьбы с терроризмом. И в этом отношении они играют большую роль в деятельности не только самих коммерческих организаций, но и в Федеральной службе финансового мониторинга, созданной специально для предотвращения незаконных финансовых операций.



2. Выручка от реализации продукции как главный источник доходов организации
Главным источником формирования доходов в любой коммерческой организации является выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг).

Косвенные налоги не входят в состав выручки от реализации продукции и учитываются отдельно, т.е. в бухгалтерском учете и отчетности отражается выручка-нетто.

Законодательно определены два метода отражения (учета) выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг):


  1. по мере отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) и предъявления контрагенту расчетных документов – метод начислений;

  2. по мере оплаты и поступления денег – кассовый метод.

Начиная с 1 января 2002 года согласно ст. 273 НК РФ право на определение даты получения дохода по кассовому методу имеют только те организации, у которых в среднем за предыдущие 4 квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж не превысила 1 млн. руб. за каждый квартал. Все другие налогоплательщики обязаны перейти на определение доходов по методу начисления.

В процессе управления коммерческой деятельностью организации большое внимание уделяется планированию выручки от реализации продукции. Оно необходимо для определения плана прибыли и плановых платежей в бюджет. От обоснованности расчета плановой выручки во многом зависит реальность других финансовых показателей и, прежде всего, плана прибыли.

Плановая выручка может быть рассчитана двумя способами:


  1. путем прямого поассортиментного счета (метод прямого счета);

  2. исходя из общего объема выпуска товарной продукции, скорректированного на изменение остатков нереализованной продукции на начало и конец планируемого периода (расчетный метод).

В=Он п + Тпрод – Окп
Метод прямого счета основан на гарантированном спросе. Предполагается, что весь объем произведенной продукции приходится на предварительно оформленный пакет заказов. Это наиболее достоверный метод планирования выручки, когда план выпуска и объем реализации продукции заранее увязаны с потребительским спросом, известны необходимый ассортимент и структура выпуска, установлены соответствующие цены. При таких условиях выручку от реализации можно определить умножением объема реализуемой продукции на цену единицы продукции.

В условиях рыночных отношений большинство предприятий не имеет гарантированного спроса на весь объем произведенной продукции, поэтому предприятия вынуждены постоянно проводить работу по расширению рынка для своей продукции. В этих условиях для планирования выручки применяется расчетный метод.

Выручку от реализации продукции можно планировать на предстоящий год, квартал и оперативно.

Годовое планирование выручки возможно при стабильной экономической ситуации. В нестабильной ситуации оно затруднено и неэффективно, поэтому приходится использовать квартальное планирование. Оперативное планирование выручки преследует конкретную цель – контроль за своевременностью поступления денег за отгруженную продукцию на счет предприятия.



3. Классификация расходов организации по обычным видам деятельности
В целях экономического анализа и бизнес-планирования расходы организации по обычным видам деятельности классифицируются по определенным признакам и детализируются в системе управленческого учета.

По зависимости от объема хозяйственной деятельности (по степени эластичности) расходы подразделяются на переменные и постоянные.



Переменные расходы – это те виды расходов, величина которых изменяется пропорционально изменению объема производства и реализации. К ним относятся затраты на сырье и материалы, на оплату труда рабочих-сдельщиков, на топливо, газ, электроэнергию и т. п.

Постоянные расходы существенно не меняются при увеличении или уменьшении объемов хозяйственной деятельности, изменяется лишь их относительная величина. Это административно-управленческие расходы, повременная заработная плата, амортизация, арендная плата, хозяйственные расходы и т. п. Они имеют место даже в том случае, если предприятие временно прекращает свою деятельность.

По способам перенесения на себестоимость продукции выделяют прямые и косвенные (непрямые) расходы.



Прямые расходы связаны с производством одного вида продукции и непосредственно включаются в себестоимость этого вида продукции (расходы на основное сырье, сдельная оплата производственных рабочих и т.п.).

Косвенные расходы связаны с производством нескольких видов продукции и включаются в себестоимость каждого из них путем специальных расчетов (общепроизводственные расходы, общехозяйственные расходы).

Распределение и включение их в себестоимость конкретных видов продукции может осуществляться пропорционально прямым затратам, фонду заработной платы производственных рабочих, объему производственной продукции и т. п. Каждая организация самостоятельно определяет порядок распределения косвенных расходов в рамках избираемой ею учетной политики.

В системе управления расходами организации важную роль играет калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг).

Себестоимость продукции – это выраженные в денежной форме расходы организации на производство и сбыт продукции (работ, услуг).

Различают производственную себестоимость, отражающую расходы только на производство продукции, и полную себестоимость продукции, включающую наряду с производственной себестоимостью расходы по сбыту.

Расходы, включаемые в себестоимость продукции, подразделяются на: 1) материальные расходы;

2) расходы на оплату труда;

3) суммы начисленной амортизации;

4) прочие расходы.



Прочие расходы представляют собой обширную группу различных по экономическому содержанию затрат. В эту группу входят суммы налогов и сборов, начисленных в установленном законодательством порядке, а также проценты по полученным кредитам, платежи за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, расходы на командировки, подготовку и переподготовку кадров, оплату услуг связи, вычислительных центров, банков, арендная плата, представительские расходы и др.

В пределах законодательно-установленных норм (например, командировочных расходов, представительских расходов, расходов на рекламу, процентов по краткосрочным банковским кредитам) их относят на себестоимость продукции, а сверхнормативные расходы погашаются за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации.

В НК РФ (в гл. 25 «Налог на прибыль организации») определен исчерпывающий состав расходов коммерческих организаций, включаемых в себестоимость продукции (ст. 254-270).

В системе управленческого бухгалтерского учета расходы организации учитываются в разряде конкретных статей расходов. Каждая коммерческая организация самостоятельно определяет номенклатуру статей производственных расходов. В то же время в ряде отраслей экономики существуют методические рекомендации, разработанные в соответствии с гл. 25 НК РФ, в которых приводятся примерные номенклатуры статей расходов в целях управленческого учета и анализа.



4. Планирование расходов на производство и реализацию продукции
Планирование расходов на производство и реализацию продукции необходимо, прежде всего, для определения цен на производимую продукцию, соответственно, и размера прибыли от ее реализации.

Планирование расходов осуществляется с помощью сметы, которая составляется на основе производственной программы, а также различных технических, экономических, финансовых норм и нормативов. Чтобы составить смету, требуется рассчитать потребности в сырье, материалах, топливе, энергии, рабочей силе и т. д.

Переменные и постоянные расходы планируются отдельно.

Очень важно определить минимальный объем выпуска продукции, ниже которого производство нерентабельно. Для этого используется показатель порога рентабельности (или точки безубыточности, точки самоокупаемости).

Порог рентабельности определяется как отношение суммы постоянных расходов к разности между доходами от реализации продукции и переменными расходами (в относительном выражении). Например, если сумма постоянных расходов – 5 млн. руб., уровень удельных переменных расходов – 0,8 (в сумме выручки от реализации продукции), то для безубыточной работы требуется минимальный объем реализации продукции 25 млн. руб. [5:(1-0,8)]. Только преодолев этот порог, предприятие начнет получать прибыль.

Порог рентабельности можно определить и по-другому, в единицах минимального объема производства продукции, разделив совокупные постоянные расходы на разницу между ценой единицы продукции и переменными расходами. Например, если товар намечено продавать по 100 руб. за единицу, переменные расходы в расчете на единицу продукции составят 45 руб., совокупные постоянные расходы – 250 тыс. руб., то для безубыточной работы требуется выпустить не менее 4545 шт. [250000:(100-45)].

Проверить правильность этого расчета можно исходя из того, что самоокупаемость – это равенство совокупного дохода (выручки) и совокупных издержек (себестоимости). В нашем примере совокупный доход будет равен: 4545 шт.*100 руб.=454500 руб. Совокупные издержки составят: постоянные - 250000 руб., переменные – 204500 руб. (4545 шт.*45 руб.), итого:454500 руб. Следовательно, после преодоления точки самоокупаемости (4545 ед.) каждая единица, проданная сверх этого количества, будет приносить 55 руб. прибыли.



следующая страница >>