Положение о фонде оценочных средств огбоу нпо «Профессиональное училище№6» общие положения - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Ргоу нпо профессиональное училище №3 г 4 468.28kb.
Ргоу нпо профессиональное училище №6 г. Шумерля Из опыта работы мастера... 1 33.76kb.
Нпо – начальное профессиональное образование; фгос нпо 1 369.49kb.
Нпо – начальное профессиональное образование; фгос нпо 1 297.78kb.
Нпо – начальное профессиональное образование; фгос нпо 1 297.46kb.
Нпо – начальное профессиональное образование; фгос нпо 3 369.75kb.
Положения об учетной политике учреждения. Общие положение 1 293.4kb.
Положение о мониторинговых исследованиях качества образования в учреждении... 1 47.88kb.
Профессиональное училище №3 г 1 33.52kb.
Положение о маркетинговой деятельности Славгород, 2007 Общие положения 1 50.94kb.
Положение об Управляющем совете моу «Ойская сош» Общие положения 1 121.46kb.
Стоимостные методы оценки эффективности менеджмента компании 1 96.13kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Положение о фонде оценочных средств огбоу нпо «Профессиональное училище№6» общие - страница №1/1

УТВЕРЖДАЮ

Директор ОГБОУ НПО ПУ № 6

______________ В.В.Глебов

«6» февраля 2012г.


ПОЛОЖЕНИЕ

о фонде оценочных средств

ОГБОУ НПО «Профессиональное училище№6»



  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Положение о фонде оценочных средств (далее – ФОС) для проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся ОГБОУ НПО «Профессиональное училище №6» (далее - Положение) разработано в соответствии с законами РФ «Об образовании», Типовым Положением об образовательном учреждении начального профессионального образования № 521 от 14.07.2008 г., Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС НПО), Положение об учебной практике (производственном обучении) и производственной практике в НПО (приказ МОН от 26.11.2009г. № 674), рекомендации по формированию примерных программ учебных дисциплин НПО и СПО на основе ФГОС НПО и ФГОС СПО (2 августа 2010 г.), рекомендации по формированию примерных программ профессиональных модулей НПО и СПО на основе ФГОС НПО и ФГОС СПО (2 августа 2010 г.), дополнением к «Положению о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации обучающихся ОГБОУ НПО «Профессиональное училище№6», дополнением к «Положению об итоговой аттестации обучающихся ОГБОУ НПО «Профессиональное училище№6», Уставом ОГБОУ НПО ПУ №6 (далее – ОУ) и другими локальными нормативными актами.

1.2. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям (текущая и промежуточная аттестация) соответствующей основной профессиональной образовательной программы (далее - ОПОП) в ОУ создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенций.

1.3. ФОС для промежуточной аттестации разрабатывается и утверждается ОУ самостоятельно, а для государственной (итоговой) аттестации – разрабатываются и утверждаются ОУ после предварительного положительного заключения работодателей.

1.4. ФОС по каждой дисциплине и по ОПОП в целом определяет организацию, планирование результатов самостоятельной работы обучающихся и оценку качества освоения компетенций.


  1. ЗАДАЧИИ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ



    1. ФОС, включающий многокомпонентные системы оценки качества освоения ОПОП обучающихся, соответствующих новой парадигме стандартизации образовательных программ НПО, решает следующие задачи:

  • контроль и управление процессом приобретения обучающимися необходимых знаний, умений и практического опыта, определенных во ФГОС НПО по соответствующему направлению подготовки в качестве результатов освоения учебных модулей, дисциплин, практик;

  • контроль (с помощью набора оценочных средств) и управление (с помощью элементов обратной связи) достижением целей реализации данной ОПОП, определенных в виде набора общих и профессиональных компетенций обучающихся.




    1. Методическими основами формирования фонда оценочных средств являются:

  • структурные макеты формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся;

  • структурные макеты оценочных средств для проведения текущего, промежуточного и итогового контроля оценки компетенций выпускников в соответствии с учебным планом ОУ по направлению подготовки;

  • максимальное приближение системы оценивания и контроля компетенций обучающихся к условиям их будущей профессиональной деятельности;

  • участие в оценке компетенций обучающихся внешних экспертов (работодателей, преподавателей, читающих смежные дисциплины);

  • использование традиционных и инновационных видов и форм контроля.



  1. ТИПЫ, ВИДЫ, ТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ, КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

    1. Типы контроля успешности освоения ООП студентом и выпускником:

  • входной контроль знаний;

  • текущий контроль успеваемости;

  • промежуточная аттестация;

  • итоговая государственная аттестация.

Входной контроль знаний – это проверка уровня знаний обучающихся 1 курса по основным общеобразовательным дисциплинам, проводится в первый месяц обучения.

Текущий контроль успеваемости – это проверка усвоения учебного материала, регулярно осуществляемая на протяжении всего срока обучения.

Промежуточная аттестация (зачет, квалификационный экзамен) - это оценка совокупности знаний, умений, практического опыта в целом и/или по разделам ОПОП.

Итоговая аттестация служит для проверки результатов освоения ОПОП в целом с участием внешних экспертов.



    1. К традиционным формам контроля относятся:

  • собеседование

  • коллоквиум

  • зачет

  • экзамен (по дисциплине, квалификационный экзамен, итоговый государственный экзамен)

  • тест

  • контрольная работа

  • эссе и иные творческие работы

  • реферат

  • отчет (по практикам, научно-исследовательской работе студентов и т.п.) выпускная квалификационная работа и др.

    1. К видам контроля относятся:

  • письменные формы контроля;

  • устные формы контроля;

  • контроль с помощью технических средств и информационных систем.


Письменные формы контроля
Письменные работы могут включать: тесты, контрольные работы, эссе, рефераты, отчеты по практикам, по междисциплинарным проектам (деловой/ролевой игре, тренингу) и др. К каждой письменной работе должны быть указаны критерии оценки в процентах и/или в баллах.

      1. Тест - форма контроля, направленная на проверку уровня освоения контролируемого теоретического и практического материала по дидактическим единицам дисциплины (терминологический аппарат, основные методы, информационные технологии, приемы, документы, компьютерные программы, используемые в изучаемой области и др.).

      2. Контрольная работа - форма контроля для оценки знаний по базовым и вариативным дисциплинам всех циклов. Контрольная работа включает средние по трудности теоретические вопросы из изученного материала, типовые

      3. задачи/задания/казусы/упражнения/документы/решение/выполнение/заполнение которых предусмотрено в рабочей программе дисциплины.

      4. Эссе - форма контроля, универсальная при формировании общих компетенций обучающегося, при развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных умозаключений, на основе изученного или прочитанного материала.

      5. Реферат – форма контроля, используемая для привития обучающемуся навыков краткого, грамотного и лаконичного представления собранных материалов и фактов в соответствии с требованиями.

      6. Отчеты по практикам – форма контроля, позволяющая обучающемуся продемонстрировать обобщенные знания, умения и практический опыт, приобретенные за время прохождения учебной и производственных практик. Отчеты по практикам позволяют контролировать в целом усвоение общих и профессиональных компетенций обозначенных в ОПОП.

Цель каждого отчета – осознать и зафиксировать общие и профессиональные компетенции, приобретенные в процессе обучения.
Устные формы контроля
Устный контроль  осуществляется  в индивидуальной и фронтальной формах.
Цель устного  индивидуального  контроля - выявление знаний, умений и навыков отдельных обучающихся. Дополнительные вопросы при индивидуальном контроле задаются при неполном ответе, если необходимо уточнить детали,  проверить глубину знаний или же если у учителя возникают проблемы при выставлении отметки.

Устный фронтальный  контроль (опрос) - требует серии логически связанных между собой вопросов по  небольшому  объему  материала.
При фронтальном опросе от обучающихся преподаватель ждет кратких, лаконичных ответов с места.  Обычно он применяется с целью повторения  и закрепления учебного материала за короткий промежуток времени.

Устный формы контроль представлены собеседованием, коллоквиумом, публичной защитой выполненной работы и др.

3.3.2.1. Собеседование - это интервью, цель которого выявить навыки, способности и все детали, которые интересуют обе стороны собеседования.

3.3.2.2. Коллоквиум – это разновидность устного экзамена, массового опроса, позволяющая преподавателю в сравнительно небольшой срок выяснить уровень знаний обучающихся целой группы по данному разделу курса. Коллоквиум проходит обычно в форме дискуссии, в ходе которой обучающимся предоставляется возможность высказать свою точку зрения на рассматриваемую проблему, учиться обосновывать и защищать ее. Аргументируя и отстаивая свое мнение, обучающийся в то же время демонстрирует, насколько глубоко и осознанно он усвоил изученный материал.

3.3.2.3. Публичная защита выполненной работы.

Контролируемые компетенции:



    • способность к публичной коммуникации;

    • навыки ведения дискуссии на профессиональные темы;

    • владение профессиональной терминологией;

    • способность представлять и защищать результаты самостоятельно выполненных исследовательских работ;

При оценке компетенций должно приниматься во внимание формирование профессионального мировоззрения, определенного уровня культуры, этические навыки, другие значимые профессиональные и личные качества.
Технические формы контроля. Информационные системы и технологии.
Данные формы контроля осуществляются с привлечением разнообразных технических средств.

        1. Технические средства контроля (ТС) включают программы компьютерного тестирования, учебные задачи, комплексные ситуационные задания.

        2. Электронный практикум. Практикум содержит набор заданий, которые необходимо выполнить обучающемуся. Предъявляемое задание выбирается из базы данных и закрепляется за конкретным обучающимся. В отличие от тестов задание, которое предъявляется в рамках практикума, не требует мгновенного выполнения. Системой или преподавателем определяется срок, в течение которого задание должно быть сдано. Результатом выполнения задания должен быть файл, отсылаемый в базу данных.Проверка результата работы обучающегося осуществляется преподавателем, который может поставить оценку или отправить работу наисправление, указав выявленные недостатки, не позволяющие ее принять. При неудовлетворительной оценке обучающемуся может быть выдан другой вариант задания. Подобный способ контроля может использоваться для курсового проекта (работы), расчетно-графических работ, рефератов, домашних контрольных работ.

        3. Виртуальные лабораторные работы - выполняются с помощью обучающих комплексов, позволяющих производить эксперименты либо с математической (расчетной) моделью, либо с физической установкой. Выполнение лабораторной работы заканчивается представлением отчета, который может быть проверен автоматически. В частном случае, результатом выполнения лабораторной работы может быть формальное описание какой-либо системы, которая оценивается по реакциям на эталонные воздействия.

Формы контроля, предусмотренные преподавателем в процессе изучения дисциплины, должны отражаться в Рабочей программе дисциплины (перечень тем и заданий, перечень контрольных вопросов, перечень типовых документов/текстов/задач и т.п.), соответствовать логике и задачам реализации ФГОС по профилям и макету компетенций.


  1. КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА

4.1. Контрольно-оценочные средства (далее - КОС) - пакет материалов, ориентированный на проверку сформированных компетенций обучающихся.

4.2. КОС формируются преподавателем, мастером и/или рабочей группой, назначенной руководителем и используются для оценки уровня освоения каждой учебной дисциплины, профессионального модуля (далее - ПМ) и/или для оценки уровня освоения ПМ в целом. 4.3. Основой для проектирования КОС служит:


    • структура требований ФГОС НПО и квалификационных требований к профессиональной деятельности выпускника;

    • структура видов и задач профессиональной деятельности в соответствии с профилем подготовки;

    • структура и содержание оценочных средств, виды и формы оценки по учебной дисциплине и ПМ, используемые преподавателями и мастерами.

4.3. Построение комплекса оценочных средств включает два этапа. На предварительном этапе осуществляется идентификация требований, определяется количество учебных дисциплин, включаемых в оценочный комплекс, происходит их ранжирование по значимости. Второй этап предполагает непосредственное формирование КОС для решения «задачи соответствия» результатов обучения по учебным дисциплинам и ПМ в соответствии с матрицей компетенций (по окончании освоения ПМ - подготовка к итоговой государственной аттестации).

4.4.КОС включает вопросы из дисциплин всех циклов, предусмотренных учебным планом. В комплекс должны быть включены ситуационные профессиональные вопросы, задания практического характера, имеющие отношения к профессиональной деятельности.

4.5. КОС позволяет выявить у обучающегося (выпускника) освоение общих и профессиональных компетенций.


  1. ИННОВАЦИОННЫЕ ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА

Инновационные оценочные средства формируются на основе использования инновационных методов обучения, имеющих выраженный профессионально ориентированный характер.




    1. Оценка решения кейса. Процесс обучения с использованием кейс-метода представляет собой имитацию реального события, сочетающую в себе в целом адекватное отражение реальной действительности, небольшие материальные и временные затраты и вариативность обучения. Сущность данного метода состоит в том, что учебный материал подается виде реальных профессиональных проблем (кейсов) конкретного предприятия или характерных для определенного вида профессиональной деятельности. Работая над решением кейса, обучающийся приобретает профессиональные знания, умения, опыт в результате активной творческой работы. Он самостоятельно формулирует цели, находит и собирает различную информацию, анализирует ее, выдвигает гипотезы, ищет варианты решения проблемы, формулирует выводы, обосновывает оптимальное решение ситуации. Процесс решения, промежуточные и итоговый результаты работы по решению кейса подлежат контролю.

Контролируемые умения, навыки, компетенции:

    • умение анализировать ситуацию и находить оптимальное количества решений;

    • умение работать с информацией, в том числе умение затребовать дополнительную информацию, необходимую для уточнения ситуации;

    • умение моделировать решения в соответствии с заданием, представлять различные подходы к разработке планов действий, ориентированных на конечный результат;

    • умение принять правильное решение на основе анализа ситуации;

    • навыки четкого и точного изложения собственной точки зрения в устной и письменной форме, убедительного отстаивания своей точки зрения;

    • навык критического оценивания различных точек зрения, осуществление самоанализа, самоконтроля и самооценки.

    1. Оценка результатов работы по методу «мозгового штурма» - разрабатывается преподавателем по аналогии с оценкой решения кейса. Для этого метода характерна постановка проблемных задач, для решения которых необходимо объединение обучающихся с самостоятельным распределением ролей в группе. Работа в группе предусматривает:

  • осмысление проблемы;

  • коллективное выдвижение идей;

  • коллективное планирование работы;

  • коллективная реализация плана;

  • подбор информации, теоретического и иллюстративного материала;

  • обоснование оптимального решения проблемы.

Групп может быть две или несколько. Каждая группа предлагает свой вариант решения, который обсуждается всеми, в результате дискуссии выбирается оптимальный вариант решения проблемы.

    1. Деловая игра — средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности (включая экстремальные) методом поиска новых способов ее выполнения. Деловая игра имитирует различные аспекты человеческой активности и социального взаимодействия. Игра является методом эффективного обучения, поскольку снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности. Существует много названий и разновидностей деловых игр, которые могут отличаться методикой проведения и поставленными целями: дидактические и управленческие игры, ролевые игры, проблемно-ориентированные, организационно - деятельностные игры и др. 

Контролируемые умения, навыки, компетенции:

  • уровень деловой активности;

  • наличие тактического и (или) стратегического мышления;

  • скорость адаптации в новых условиях (включая экстремальные);

  • способность анализировать собственные возможности и выстраивать соответствующую линию поведения;

  • способность прогнозировать развитие процессов;

  • способность анализировать возможности и мотивы других людей и влиять на их поведение;

  • стиль руководства, ориентацию при принятии решений на игру «на себя» или «в интересах команды» и мн. др.

    1. Проектной деятельности. Для проекта разрабатывается отдельная программа, которая учитывает следующие позиции:

  • актуальность проекта - проект должен быть выполнен на актуальную, важную тему;

  • практическая значимость - проект должен обладать практической ценностью, то есть должен быть выполнен так, чтобы его результаты можно было использовать в определенных отраслях.

  • новизна проекта - участники проекта должны хорошо представлять себе, выполнялись ли подобные работы ранее, кем они выполнялись и т.д. Реализуемый проект должен хотя бы в небольшой степени обладать новизной по сравнению с имеющимися аналогами;

  • эффективность и слаженность работы участников проекта - работа должна быть распределена равномерно между участниками проекта. Задания должны распределяться так, чтобы каждый участник имел возможность актуализировать как профессиональные компетенции, так и общие, которые необходимы в будущей профессиональной деятельности;

  • профессиональный уровень проекта - поставленная перед обучающимися задача должна быть достаточно сложной, но выполнимой. К оцениванию проекта желательно привлекать представителей от работодателей;

  • публичность проекта - завершать работу по проекту рекомендуется процедурой его публичной защиты. Желательно провести презентацию результатов проекта; их можно опубликовать в местных СМИ и/или разместить в Интернете.

  • организационный уровень проекта - проект должен быть выполнен в заранее установленный срок. Несоблюдение сроков ведет к снижению оценки. Отчетная документация должна быть выполнена по стандартной, заранее известной обучающимся форме;

  • технический уровень проекта - проект должен быть выполнен с использованием современных информационных технологий, применяемых в отрасли, степень владения которыми также оценивается преподавателем и экспертом.

Отчетная документация по проекту предусматривается разработчиками, ее перечень, образцы приводятся в программе проекта.

Критерии оценки работы каждого участника проекта:

• профессиональные теоретические знания в соответствующей области;

• умение работать со справочной и научной литературой;

• умение составлять и редактировать тексты;

• умение пользоваться информационными технологиями;

• умение работать в команде;

• умение представлять результаты собственной деятельности публично;

• коммуникабельность, инициативность, творческие способности.

Критерии выставления оценки (отметки) участникам проекта отражены в таблице:




Оценка


Профессиональные компетенции

Компетенции, связанные с созданием и обработкой текстов

Общие компетенции

Отчетность


«Отлично»

Работа выполнена на высоком проф.уровне. Представленный материал фактически верен, допускаются негрубые фактические неточности. Обучающийся свободно отвечает на вопросы, связанные с проектом.

Материал изложен грамотно, доступно для предполагаемого адресата, логично и интересно. Стиль изложения соответствует задачам проекта.

Обучающийся проявил инициативу, творческий подход, способность к выполнению сложных заданий, навыки работы в коллективы, организационные способности.

Документация представлена полностью и в срок.

«Хорошо»

Работа выполнена на достаточно высоком профессиональном уровне. Допущено до 4–5 фактических ошибок. Обучающийся отвечает на вопросы, связанные с проектом, но недостаточно полно.


Допускаются отдельные ошибки, логические и стилистические погрешности. Текст недостаточно логически выстроен, или обнаруживает недостаточное владение риторическими навыками.

Обучающийся достаточно полно, но без инициативы и творческих находок выполнил возложенные на него задачи.

Документация представлена в срок, но с некоторыми недоработками.

«Удовлетворительно»

Уровень недостаточно высок. Допущено до 8 фактических ошибок. Обучающийся может ответить, лишь на некоторые вопросы, заданные по проекту.

Работа написана несоответствующим стилем, недостаточно полно изложен материал, допущены различные речевые, стилистические и логические ошибки.

Обучающийся выполнил большую часть возложенной на него работы.

Документация сдана со значительным опозданием (больше недели). Отсутствуют некоторые документы.

«Неудовлетворительно»

Работа выполнена на низком уровне. Допущено более 8 фактических ошибок. Ответы на вопросы по проекту обнаруживают непонимание предмета и отсутствие ориентации в материале проекта.

Допущены грубые орфографические, пунктуационные, стилистические и логические ошибки. Неясность и примитивность изложения делают текст трудным для восприятия.

Обучающийся практически не работал в группе, не выполнил свои задачи или выполнил только некоторые поручения.

Документация не сдана.




  1. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ФОС И СИСТЕМ ОЦЕНИВАНИЯ

В структуру фонда оценочных средств входят:



    1. План-график проведения контрольно-оценочных мероприятий на весь срок обучения.

    2. Модель компетенций.

6.3. Паспорт контрольно-оценочных средств.

6.4. Совокупность контрольно-оценочных материалов (опросников, тестов, кейсов и др.), предназначенных для оценивания уровня сформированности компетенций на определенных этапах обучения.

6.5. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания компетенций на всех этапах проверки.

6.6. Требования к квалификации разработчиков оценочных средств и организаторов проведения процедур оценивания.

6.7. Технологии и методы обработки результатов оценивания компетенций.

6.8. Рекомендации по интерпретации результатов и методические материалы, определяющие процедуру обсуждения результатов с обучающимися; банк статистической информации и программы мониторинга достижений.

6.9. Материалы к промежуточному и итоговому контролю для обучающихся.

6.10. Методические материалы, определяющие требования, процедуру защиты и критерии оценки письменной экзаменационной работы на основе требований ФГОС НПО.

6.11. Рекомендации по обновлению фонда оценочных средств (периодичность, степень обновления, изменение процедур, методов, технологий, показателей, критериев и др.).
Фонд оценочных средств должен формироваться на основе ключевых принципов оценивания:


  • валидность, объекты оценки должны соответствовать поставленным целям обучения;

  • надежность, использование единообразных стандартов и критериев для оценивания достижений;

  • справедливость, обучающиеся должны иметь равные возможности добиться успеха;

  • эффективность.

7. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА РАЗРАБОТКУ И ХРАНЕНИЕ ФОС

7.1. Ответственность за создание ФОС по отдельным дисциплинам и ПМ несет преподаватель и мастер осуществляющий образовательный процесс.



7.2. Ответственность за координацию действий преподавателей и мастеров по созданию ФОС в целом по образовательным программам возлагается на зам. директора по УМР.

7.3. Типовые задания, тренажерные тесты и другие образцы заданий должны размещаться на сайте в составе ОПОП.