Политика качества образования – основа образовательной политики - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
10. концепция развития школы I. Наше видение миссии школы 1 199.65kb.
1. Значение дивидендной политики, её виды Дивидендная политика 1 201.44kb.
Советская международная образовательная политика в контексте «холодной... 1 160.18kb.
20. Формирование товарной политики и рыночной стратегии 1 34.11kb.
Вопрос №21 Разработка ценовой политики Ценовая политика 1 19.89kb.
Отдел образования и молодежной политики план работы отдела отдел... 15 4961.76kb.
Проект моу-лицея №4 имени Героя России Горшкова Д. Е. Ресурсный центр... 1 122.31kb.
Курсы повышения квалификации по вопросам «Федеральный государственный... 1 350.36kb.
Политика и цели в области качества 1 47.97kb.
Одним из наиболее значимых показателей современной образовательной... 1 25.86kb.
Пояснительная записка к основной образовательной программе начального... 11 2643.75kb.
Сценарии развития коренных малочисленных народов севера: методологический... 1 283.41kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Политика качества образования – основа образовательной политики - страница №1/1

Башмакова Н.И.

РГПУ им. А.И. Герцена

Государственная полярная академия
Политика качества образования – основа образовательной политики

Российской Федерации в XXI веке
По мере расширения и углубления Болонского процесса возрастает внимание вузов России к качеству высшего образования как ключевому фактору успеха этих преобразований, что становится одной из основных правовых и этических составляющих болонских реформ.

Несмотря на то, что многие эксперты считают, что сама Болонская декларация еще недостаточно четко определила позиции европейского образовательного сообщества относительно обеспечения качества высшего образования, следует отметить, что, начиная с Пражской конференции министров высшего образования, одной из центральных в болонской тематике становится тема обеспечения качества.

Согласно решениям 30-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО, основными принципами формирования образовательной стратегии на пороге XXI века являются доступность, качество, мобильность.

Дальнейшую динамику эта проблематика приобрела в сентябре 2003 года на Берлинской конференции министров стран, подписавших Болонскую декларацию, где обеспечение качества было определено как один из важнейших приоритетов Болонского процесса, наряду с двухуровневой системой обучения и признанием степеней и периодов обучения. Была поставлена и конкретная задача — всем странам-участницам действующие системы обеспечения качества [2].

В «Совместной Декларации Министров образования стран Европы на встрече в Болонье 19 июня 1999 года» подчеркнуто, что «Европа призвана дать своим гражданам знания, отвечающие вызовам нового тысячелетия, чувство причастности к совместным ценностям и общему социально культурному пространству». Болонская Декларация, являющаяся преемником Сорбонской декларации (25 мая 1988 года), подчеркнула «центральную роль высших учебных заведений в культурном развитии Европы» [1]. Сказанное позволяет провести параллели и в отношении РФ и подчеркнуть:


  1. центральную роль высших учебных заведений в культурном развитии России (и именно это определяет значение государственной политики в сфере качества высшего образования);

  2. возрастание роли высшего образования как механизма воспроизводства непрерывного образования в целом, его кадров, так и механизма воспроизводства науки, культуры, опережающего развития качества общественного интеллекта [2].

В 2001 году высшее руководство РФ перешло к стратегии модернизации образования в целом, и высшего образования в частности, до 2010 года под девизом государственной политики: «качество, эффективность и доступность».

Образование и образовательное общество «как главные механизмы воспроизводства общественного интеллекта, опережающего развития качества человека и качества общественного интеллекта становятся важнейшим условием устойчивого развития человечества и России в XXI веке» [3].

Переход российского государства в своей внутренней политике на концепцию устойчивого развития России [Указ Президента РФ «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» от 1 апреля 1996; Постановление Правительства РФ от 8 мая 1996 г (Москва) «О разработке государственной стратегии устойчивого развития Российской Федерации», 1996] актуализировал проблему опережающего развития качества образования в России, его доступности, массовости, повышения образовательного ценза населения «на фоне роста наукоемкости, образованиеемкости, интеллектоемкости всей технологической базы экономики России, обеспечивающей экологическое выживание и устойчивое развитие в XXI веке» [3]. Как видим, качество – центральная категория образовательной политики российского государства в XXI веке.

Таким образом, политика качества образования есть «ядро» образовательной политики и одновременно – фундамент всей национальной политики качества, поскольку качество образования лежит в основе обеспечения и повышения качества жизни населения как главной цели существования любого национального государства и любого общества в XXI веке, в том числе и России.

Одной из основных задач российской образовательной политики в настоящее время является создание общенациональной системы оценки качества образования, эта задача вошла в число приоритетных при вхождении России в Болонский процесс.

Болонский процесс, как известно, усиливает европейский акцент оценки и контроля качества, аккредитации, берет курс на сближение стандартов и процедур оценки. В ряду важнейших реформ, провозглашенных Болонской Декларацией, названо развитие европейского сотрудничества на основе выработанных сопоставимых критериев и методик. В резолюции съезда европейских ректоров вузов (г. Саламанка, 29–30 марта 2001 году) качество определено как «краеугольный камень», «основополагающее условие» доверия, релевантности, мобильности, совместимости и привлекательности.

Ректоры подтвердили свои намерения добиваться взаимно признаваемых механизмов оценки, контроля и сертификации качества. Однако это предполагает ряд условий [2].:


  1. Выработка совместимых систем контроля, ориентированных на пороговые стандарты высшего образования, которые устанавливают требования к уровню подготовки выпускников (результаты), но не временные и содержательные параметры процесса.

  2. Создание систем независимого оценивания, которое может привести к европейским знакам качества для широких предметных областей высшего образования (контроль качества без национальных границ).

  3. Координирование подходов к стандартам качества транснационального образования (франчайзинг, оффшорные структуры; кампусы и их сети; частно-тренинговые компании; твиннинг; провайдерные университеты и агентства; виртуальные университеты и т.д.).

В контексте сказанного, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки придает особое значение созданию систем качества образовательных учреждений высшего профессионального образования. Таким образом, формируется новый механизм совершенствования, обеспечения и оценки качества подготовки специалистов для современной российской экономики. (Под качеством при этом понимается степень соответствия присущих характеристик требованиям, проверенных рынком).

Столь пристальное внимание к вопросам качества высшего образования объясняется, на взгляд автора, несколькими причинами.

Во-первых, все более частым отходом государства от активного вмешательства и регулирования сферы высшего образования во многих странах Европы.

Во-вторых, в большинстве национальных образовательных систем Европы в последнее десятилетие очевидным стало смещение от контроля «входов» к мониторингу к контролю «выходов» образовательного процесса, т.е. должна быть освоена такая методология проектирования образования, при которой одним из важнейших структурных элементов систем высшего образования становятся результаты образования.

Иными словами, главными в оценке эффективности образовательной деятельности вузов становятся не планирование и реализация учебного процесса (содержание учебных планов, учебное время и т.п.), а результаты образования: полученные студентами знания, компетенции и навыки, в том числе за счет их самостоятельного обучения и самообразования.

Основной акцент все ощутимее смещается с самого процесса обучения

(учебные программы, академическая успеваемость студентов) на компетентностный подход с сильной ориентацией на профессиональную и личностную подготовленность и, в первую очередь, к трудоустройству выпускников, что и должно быть критерием результата образования [3].

В этих условиях механизмы обеспечения качества становятся центральной составляющей подобного управления системой образования «по результатам» [2].



Среди факторов, определяющих качество подготовки специалистов можно обозначить [2]:

  • Требования Болонского соглашения к качеству образования.

  • Аттестационные и аккредитационные требования Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки РФ.

  • Возросшая конкуренция на рынке образовательных услуг и выпускников на рынке труда.

  • Возросшие требования потребителей образовательных услуг;

  • Применение систем менеджмента качества в соответствии с ИСО 9000 в сфере образования.

  • Проведение конкурса на размещение государственного заказа подготовки специалистов на основе рейтинга вузов.

  • Широкое использование механизмов конкурсов по качеству для совершенствования образовательной деятельности и др.



Библиографический список

    1. Антонова К.Н., Башмакова Н.И. Вхождение России в единое образовательное пространство// Вестник ГПА, 2005, №5., С. 56-58.

    2. Антонова К.Н., Башмакова Н.И. Высшее образование в России. XXI век: проблемы и перспективы. Монография. Спб. 2005.

    3. Субетто А.И. Государственная политика качества высшего образования: концепция, механизмы, перспективы. Часть 1