Политические технологии и политический менеджмент - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
12 политические отношения и политический процесс учебные вопросы 1 160.22kb.
Программа вступительного экзамена Политические институты процессы... 1 364.78kb.
«Политическая сфера» (9 класс) 1 33.32kb.
6. политический режим учебные вопросы 1 162.68kb.
Лубский А. В. Региональный политический процесс на Юге России: методология... 1 160.19kb.
Вопросы к итоговому государственному комплексному экзамену по специальности... 1 54.51kb.
Лекция 13. Общественно-политические учения XVII xviii веков 1 111.84kb.
Игровые интенсивные технологии обучения 2 360.21kb.
Рабочая программа по дисциплине «Производственный менеджмент» для... 1 156.76kb.
Анализ эффективности управления персоналом организации ООО архат 3 562.14kb.
Программа курса информационные ресурсы и технологии в менеджменте... 1 48.84kb.
Хазова Снежана Александровна, кандидат педагогических наук, доцент... 1 112.64kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Политические технологии и политический менеджмент - страница №1/1

Тема 23

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

И ПОЛИТИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ
Учебные вопросы:

1. Сущность и содержание политических технологий.

2. Политический менеджмент: структура и виды.

3. Политический PR. 

4. Технологии принятия политического решения.
«Он ничего не знает, а думает,

что знает все: ему на роду

написано быть политиком»

Б.Шоу
Содержание политики выражается, с одной стороны, в проблемах, которые решают субъекты политики, в первую очередь, государственные органы, политические партии, а с другой, в механизмах принятия политических решений и воздействия на политический процесс. Именно вторая сторона касается технологического решения конкретных проблем и является объектом прикладной политологии, разрабатывающей технологии управления политическими процессами.

1. Сущность и содержание политических технологий
Политические технологии – это совокупность правил, процедур, приемов и способов воздействия на политический процесс, обеспечивающих конкретному субъекту оптимальную и эффективную реализацию его целей и задач. (Слайд 2) Специфика политической технологии в том, что она алгоритмизирует по строго определенным правилам деятельность в сфере политики, т.е. сводит ее к системе действий, совершаемых в интересах выполнения поставленной политической задачи.

В современных условиях власть, политические идеи, организации, политики выступают в качестве политического товара, предлагаемого гражданам. Политические технологии направлены на эффективность рыночного продвижения политического товара. В этой связи вполне оправдано их второе название - «политический маркетинг». Его появление связывают с фактом, когда в США после второй мировой войны кандидаты в президенты начали прибегать к услугам рекламных агентств, для организации своей предвыборной кампании.

Политические технологии переводят в плоскость практической политической деятельности теоретическое политологическое знание, позволяя тем самым использовать все многообразие политических закономерностей, принципов, норм, факторов при определении целей, средств и методов осуществления политики,- в этом, собственно, и состоит сущность процесса технологизации политической среды.

Структуру политических технологий образуют три основных элемента, каждый из которых, в свою очередь, имеет сложное строение. Первый элемент - технологическое знание, сочетающее научно-прикладное знание политических проблем с их оценкой. Его содержание складывается из знаний и позиций следующих субъектов политических технологий: технолога, анализирующего политические события и процессы; заказчика, определяющего конкретные цели; исполнителя, непосредственно решающего задачу оптимального применения соответствующих процедур, приемов и способов воздействия на политический процесс. Второй элемент - процедуры, приемы, методики воздействия. В них находят свое отражение те конкретные умения и навыки осуществления целенаправленных действий, которыми обладают субъекты политических технологий. Третий элемент — техническое и ресурсное обеспечение. Оно включает финансовые, технические и другие средства, которые могут быть использованы в процессе применения конкретных технологических приемов («раскручивания» кандидата, формирования соответствующего имиджа и т.д.), а также кадровые структуры и их резервы.

Построение политических технологий осуществляется при помощи аналитического целеполагания и последующего разделения деятельности на отдельные этапы, стадии, операции отбора адекватных эффективных методов, средств и логики их применения в зависимости от реализуемых целей.

Как правило, современные политические технологии имеют ряд этапов: диагностика и мониторинг социально-политической ситуации; постановка целей и задач, которые должны быть достигнуты при помощи конкретной политической технологии; сравнительный анализ возможных вариантов реализации поставленных целей и др. Наглядным примером политических технологий является технология разделения единой политической власти на законодательную, исполнительную и судебную власти.

Политические технологии – это совокупности наиболее целесообразных приемов, способов, процедур реализации функций политической системы, направленных на повышение эффективности политического процесса и достижение желаемых результатов в сфере политики. Они включают в себя как приемы достижения немедленного локального кратковременного результата (тактика), так и получение глубинного, глобального, длительного эффекта (стратегия). Использование тех или иных политических технологий определяет эффективность политического управления, регулирования политических процессов, устойчивость политической системы и всего политического пространства. Политические технологии определяются типом общественного развития (доминированием в нем эволюционных или революционных процессов), характером режима (демократический, авторитарный, тоталитарный и др.).

Среди получающих все большее развитие технологий политической деятельности особо выделяются технологии: социального партнерства; лоббистской деятельности; принятия и реализации политических решений; разрешения политических конфликтов; «паблик рилейшнз»; избирательные; политического управления; манипулирования; формирования имиджа; оптимизации политического риска и др.

Таким образом, в природе не существует абстрактных, пригодных на все случаи жизни политических технологий. Каждая из них, с одной стороны, конкретна и уникальна, поскольку призвана обеспечить взаимодействие различных политических сил и структур для решения вполне конкретных вопросов. С другой стороны, она многопланова по своему содержанию и характеру, многоаспектна по условиям осуществления, составу исполнителей, видам политической деятельности и решаемым проблемам.

2. Политический менеджмент: структура и виды
Управление, относящееся к сфере политики, включает всю совокупность управленческих процессов, возникающих в поле политических отношений. (Слайд 3) Можно выделить следующие основные виды управления в политике (Слайд 4):

управленческие отношения, возникающие между государственными должностными лицами и органами, выступающими в роли субъекта управления, с одной стороны, и населением или отдельными его группами – с другой. Этот вид управления обычно называют государственным управлением, потому что его субъектом является государство, его учреждения и должностные лица.

Главной особенностью государственного управления является то, что оно опирается на право «легитимного насилия», т.е. субъект управления обладает властными полномочиями, необходимыми статусными ресурсами для проведения в жизнь управленческих решений. В современном обществе государственное управление осуществляется преимущественно в виде создания соответствующими органами и учреждениями норм, носящих деперсонализированный характер и существующих в виде законов и иных общих нормативных актов. Государственное управление в современном обществе является многоуровневым и необычайно сложным, прежде всего, в силу необычайно разросшегося числа всевозможных государственных организаций и учреждений;



управленческие отношения, складывающиеся внутри государственных и политических организаций с целью упорядочения их деятельности, повышения эффективности работы. Его особенностью является то, что управленческие отношения ограничены рамками отдельных организаций (государственных учреждений, политических партий и т.д.). Управление в государственных учреждениях и политических организациях основано на возможности субъекта управления опереться на статусные ресурсы, на право создавать общеобязательные для членов данной организации нормы;

управленческие отношения, где субъект (политическая организация, группа давления, государственный деятель) не может опереться на право «легитимного насилия» и на свои статусные ресурсы для достижения поставленных целей, не может принять закон или иное распоряжение, обретающее обязательный характер, а поэтому вынужден прибегать к иным формам и методам воздействия на предполагаемый объект управления. Этот вид управленческих отношений и называется политическим менеджментом или политико-технологическим управлением.

Итак, политический менеджмент – это особый вид управления в политике, когда субъект управления, стремящийся к достижению определенной цели, лишен возможности создавать общеобязательные нормы и опираться на право «легитимного насилия», т.е. либо на право государственного принуждения, либо на статусное право в политической организации. (Слайд 5)

Политико-технологическое управление позволяет политическим акторам решать весьма специфические задачи: укрепление авторитета государственного или политического деятеля; создание привлекательного образа государственного учреждения, политической партии, общественной организации или группы давления; расширение числа сторонников той или иной политической программы, управленческого проекта; формирование электоральных предпочтений населения; организация политических союзов, блоков; влияние на политических оппонентов, а также на противников в политических конфликтах; оказание воздействия на лиц, принимающих государственные решения; мобилизация масс для политической поддержки.

В настоящее время принято говорить о следующих основных видах политического менеджмента:



имиджмейкинг - создание образа, имиджа государственного, политического деятеля, привлекательного для широких масс;

корпоративный политический имиджмейкинг - формирование в массовом сознании узнаваемого положительного образа государственного учреждения, политической организации, партии;

электоральные технологии - системная организация предвыборной кампании;

политический брендинг - внесение в массовое сознание узнаваемых символов, значений, образов, способных в соответствии с целями субъекта политико-технологического управления сплачивать, объединять людей или, напротив, разъединять их на соперничающие группы;

технологии политических союзов - деятельность, ориентированная на вовлечение в решение поставленных задач своих политических союзников и оппонентов;

технологии регулирования и разрешения политических конфликтов - поиск путей и средств снижения политического противостояния и политической напряженности в обществе;

технологии лоббизма - деятельность, направленную на оказание воздействия на государственных должностных лиц, принимающих управленческие решения.

Перечисленные виды политического менеджмента различаются по целям, которые может ставить перед собой субъект политического управления.

Выделение в обществе особых видов профессий, связанных с политическими технологиями, дало основание для классификации политического менеджмента по профессиональному признаку. Принято выделять следующие виды: аналитическое обеспечение политических кампаний; политическая реклама; политический PR как информационное обеспечение политических кампаний; имиджмейкинг в узком смысле слова, включающий работу консультантов с политиком с целью коррекции его поведения; спичрайтинг или написание текстов выступлений для политика; организация и проведение массовых политических акций.

Приведенный перечень видов политического менеджмента не является исчерпывающим. Сегодня на свет появляются новые профессии – ньюсмейкер (создатель событий, новостей или информационных поводов), спин-доктор (организатор пропагандистской кампании, направленной на снижение роли негативной для политического деятеля информации), которые неизбежно приведут и к появлению новых видов политического менеджмента.

Таким образом, политико-технологическое управление не только дифференцируется по видам решаемых задач, но и усложняется по профессиональному признаку.

3. Политический PR

 

Первоначально термин PR использовался для обозначения одной из составляющих менеджмента организаций. Назначение PR заключалось в создании благоприятной для организации информационной среды, позволяющей этой организации более эффективно решать задачи производства товаров и услуг, их продвижения на рынок, завоевания симпатий потребителей, установления партнерских отношений с другими участниками рынка, а также государственными учреждениями.



Согласно классическому определению Сэма Блэка, PR – «это наука, искусство, совокупность методов, приемов, технологий, используемых субъектом для достижения гармонии с внешним окружением посредством взаимопонимания, основанного на достоверной и полной информации».
Согласно другому определению, паблик рилейшнз (public relations, PR) - «система связей с общественностью, цель которой - деятельность по улучшению взаимоотношений между организацией и общественностью».

Понимание PR как искусства и науки «достижения гармонии посредством взаимопонимания, основанного на правде и полной информированности» было впоследствии перенесено и на характеристику управления некоторыми информационными процессами в политике. Практически все политические кампании можно по праву назвать «пиаровскими», потому что управление коммуникационными процессами в них занимает центральное место.

Управление коммуникационными процессами с целью формирования в массовом сознании образов, мнений, суждений, убеждений, ориентаций, отвечающих целям субъекта политико-технологического процесса, принято называть политическим PR (PR – publicrelations или связи с общественностью. (Слайд 6)

Политический PR возник на западе в ХХ веке, когда Джон Шнайдер, агент по рекламе, опубликовал свой роман «Золотая дудка», в котором подробно описал психологические приемы воздействия на людей, которые были применены во время президентских выборов 1960 года. Среди обеих политических партий появились специалисты по рекламе. Именно 1952 год можно считать точкой отсчета политического PR.

В рамках политического PR решаются следующие задачи: выбор темы информационной экспансии, производство информационных продуктов, продвижение этих продуктов по различным каналам, устранение шумов, обеспечение обратной связи. Решение этих задач подчинено политическим целям субъекта управления.



Структурно политический PR включает в себя следующие элементы: разработка стратегии, организация, проведение и всестороннее сопровождение предвыборных кампаний; имидж-сопровождение кандидата; социологические исследования и внешний мониторинг; издание специальных выпусков и приложений в СМИ; информационное противодействие PR-службам конкурирующих партий и кандидатов; подготовка и производство наглядной агитации (наружная реклама - щитовая реклама, листовки, плакаты, растяжки; флаеры и т.д.); работа с политическими и общественными организациями; проведение специальных мероприятий.

Политические приемы PR - это комплекс мер по достижению поставленной задачи, при помощи которых PR-специалисты достигают коммуникативных целей по продвижению одной структуры и нейтрализации другой. PR-специалисты имеют в своем распоряжении огромное количество разных средств и приемов. К числу традиционных PR-приемов в политике можно отнести: формирование имиджа победителя и аутсайдера; создание ложной популярности; долгие переговоры; ложная поддержка; искусственное столкновение двух партий с помощью подставных лиц, событий и так далее; выбор без выбора (в прессе создается образ безвыходности ситуации).



PR принято разделять на черный и белый. Черный PR включает меры: противоречащие закону и не соответствующие этическим и моральным нормам общества; направленные на преднамеренный продуманный подрыв репутации конкурента; подкуп журналистов, сбор компромата и т.д. Если говорить просто, черный PR - это обычное распространение негативной информации о ком-либо. Белый PR - комплекс законных мер по достижению компромисса между общественностью и кандидатом, это двусторонняя система прохождения информации, основанная на принципе сотрудничества.

Таким образом, политический PR на сегодняшний день - важнейший инструмент управления массами и формирования позитивного общественного мнения об определенной партии или отдельном кандидате.



4. Технологии принятия политического решения
Политическое решение правомерно рассматривать как центральный элемент управления, состоящий в определении цели и механизмов (средств) ее реализации. Политические решения характеризуются следующей спецификой: область его прямого действия – политика, но влиянием охватываются все сферы жизнедеятельности людей в ситуациях выбора, затрагивающего различные социальные интересы; оно исходит от субъектов (должностных лиц, органов и организаций), имеющих определенные полномочия по использованию властных структур общества для осуществления тех или иных целей; это есть проявление властной воли субъекта для преодоления социально значимых противоречий на основе альтернативного выбора. (Слайд 7)

Существует ряд условий, соблюдение которых позволяет обеспечить высокий уровень объективности и реалистичности принятого политического решения: учёт постоянно проявляющейся в истории взаимосвязи между непредсказуемостью политического поведения людей и произволом, отсутствием гарантий политических свобод; наличие хорошего качества и достаточного объёма информации по всем аспектам принимаемого решения; учёт политической ситуации и её важнейших компонентов, а также основного звена, от которого зависит успех или неуспех принимаемого решения; открытость, демократичность подготовки и принятия решений, привлечение к этому процессу широкого круга людей.

Все разнообразие политических решений подразделяют на четыре типа (Слайд 8): законы и постановления высших органов власти; решения местных органов власти; решения, принимаемые непосредственно гражданами; решения высших органов политических партий и общественных организаций. (Слайд 9)

В настоящее время в политической науке сложилось два основных подхода к пониманию процесса принятия решений. Так нормативная теория трактует его как процесс рационального выбора политических целей в сложных ситуациях (в качестве важнейших средств оптимизации такого выбора предлагаются различные математические модели, исследование операций и другие инструментальные приемы); поведенческая теория рассматривает данный процесс как специфическое взаимодействие людей и сориентирована на описание разнообразных факторов, которые влияют на принятие решений в конкретной ситуации.

Характерной чертой процесса принятия политического решения является его ориентация на цель - целенаправленность. При этом цели ставятся, исходя из трех важнейших принципов: это должны быть объективно созревшие цели (соответствующие реальным возможностям и потребностям общества и властных субъектов); цели должны быть поняты обществом и достижимы, доступны ему для практического осуществления; цели должны быть приняты обществом, нечужеродны.

Основными функциями политического решения являются (Слайд 10): координация - согласование усилий разнородной массы людей, действующих в постоянно изменяющихся обстоятельствах; корреляция – внесение изменений в тактику движения, особенно при появлении новых обстоятельств, условий деятельности, затрудняющих или облегчающих реализацию поставленной задачи; программирование – осуществление выбора эффективного способа сочетания целей и средств, что в политическом процессе заключается в поиске наиболее рационального варианта деятельности

На практике процесс принятия политического решения распадается на отдельные этапы или стадии. (Слайд 11) По этому вопросу есть несколько точек зрения.

Г.Саймон – один из первых американских политологов, применивших проблематику принятия решений в политологическом анализе, сформулировал следующую последовательность: постановка проблемы, сбор информации, определение возможных альтернатив, выбор действующими лицами одной из альтернатив в соответствии с их иерархией ценностей.

Г.Лассуэл выделил семь функциональных этапов процесса принятия решения: постановка проблемы, поиск информации, выработка рекомендаций (формулирование альтернатив), установка (отбор альтернатив), обращение за поддержкой (предварительное убеждение), оценка эффекта решения, итог (обновление, пересмотр или отмена).

Д.Марч и Т.Саймон – представители модели «социальной организации» – включили в процесс принятия решения четыре стадии: постановка проблемы; поиск наиболее эффективных альтернативных решений; сравнительный анализ альтернатив; выбор оптимальной альтернативы в качестве плана действий.

В российской политологии сложился свой взгляд на алгоритм процесса принятия политического решения: накопление исходных данных о проблемной ситуации в обществе; анализ исходных и всех дополнительных данных; принятие решения; реализация политического решения. (Слайд 12)

Каждый из этих этапов процесса принятия политического решения достаточно сложен по содержанию, требует длительного времени для качественной проработки его элементов в определенной последовательности.

Остановимся подробнее на алгоритме третьего (основного) этапа – принятие решения. Алгоритм непосредственного принятия политического решения состоит из следующих фаз: уточнение объекта политического решения - здесь дается ответкто из участников политических событий желает изменений, кому из них необходимо принимаемое решение; неудовлетворенные интересы – здесь внимание сосредотачивается на выяснении – чего желают участники политических событий от принимаемого политического решения; конкретные недостатки – в ходе этой фазы выясняется, чего именно нет, что конкретно необходимо изменить, чтобы удовлетворить интересы участников политических событий; конечная цель принимаемого решения – здесь формулируется цель будущего решения на основе многих критериев; средства реализации цели – здесь определяется комплекс средств реализации решения; основная решаемая проблема - здесь субъект политики сосредоточивает свои усилия на преодолении главного объективного противоречия стоящей перед ним проблемы; выбор альтернатив – определяются направления и пути, следуя по которым можно решить поставленную проблему; оформление решения – документальное закрепление принятого политического решения.

Сегодня существуют два основных метода принятия решений: рационально-универсальный и метод последовательных ограничений (метод «ветвей»). Первый из них предполагает рациональное вычленение проблемы и выбор путей ее решений, наиболее соответствующих поставленным целям. Это идеальный план решения вопроса, результат «правильного мышления», что делает его наиболее распространённым среди представителей оппозиционных сил. Второй метод, метод «ветвей», исходит из необходимости внесении в обычную управленческую деятельность так называемых «инкрементальных поправок» (increment (англ.) – приращение), необходимых для реализации частичных целей. (Слайд 13)

Учитывая плюсы и минусы того и другого методов принятия решений, ряд ученых настаивают на большей продуктивности так называемого «смешанно-сканирующего» метода, который обеспечивает, с их точки зрения, масштабный процесс принятия решений, соединяя при этом преимущества обоих вышеназванных методов.

Как показывает мировая политическая практика, для достижения желаемого результата в политике принимающий решение обязательно должен включить в работу – параллельно с алгоритмом и на той же третьей фазе процесса – еще одну политологическую технологию, которая носит название, говорящее само за себя: информационно-аналитическая поддержка принятия политического решения. Эта политологическая технология включает в себя следующие элементы:

оценка уровня информированности участников политических событий о проблемной ситуации, учет этого уровня при оценке их силы влияния на принятие возможного решения;

систематизация политических событий с учетом их соответствия уровню активности различных участников политических событий;

оценка степени политической активности участников политических событий в их отношениях к принимаемому решению (по схеме: высказывания - намерения – действия – насилие);

политический мониторинг – отслеживание и раннее предупреждение наиболее нежелательных действий со стороны каких-либо участников политических событий по готовящемуся решению;

процедура (по особой технологии) противодействия оппозиционным силам при принятии и реализации политического решения;

выявление иерархии действий (и в поддержку, и в сопротивление) участников политических событий по поводу принятия политического решения (по схеме: главное – необходимое – второстепенное);

политический контент-анализ позиций сторонников и противников решения с применением политологической технологии «восемь колес»;

экспертная оценка для анализа проблемной ситуации и выбора альтернатив принимаемого решения;

прогнозирование возможной судьбы готовящегося политического решения и конечных результатов его реализации;

глубокая качественная проработка всех элементов алгоритма принятия политического решения.

Таким образом, рассмотренный алгоритм принятия политического решения дает субъекту политики возможность обеспечить достаточно высокий научный уровень разработки, а значит, достижение желаемого политического результата.



Резюме
1. Политическая технология - это комплексная система методов и способов воздействия на объект политики с целью достижения определенных целей.

2. Научное знание о политическом менеджменте - это система теорий, концепций, объясняющих и описывающих данный вид политического управления, а также определенная совокупность методов, позволяющих расширять представления о данном объекте политической реальности. Приемы, способы решения политических задач – лишь часть этого знания.

3. Политические PR технологии – это процесс управления информацией, направленный на достижение определенной цели.

4. Политическая деятельность любого уровня и любого масштаба начинается с принятия политического решения. Его качество напрямую зависит от оценки его места в деятельности и научной обоснованности выработки.