«Покори Воробьёвы горы!» Тема эссе: «Свобода ничего не стоит, если она не включает в себя свободу ошибаться» - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
«Покори Воробьёвы горы!» Тема эссе: «Свобода ничего не стоит, если она не включает - страница №1/1

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3 г.

Ртищево Саратовской области»

Заочный тур олимпиады по обществознанию

«Покори Воробьёвы горы!»
Тема эссе:

«Свобода ничего не стоит, если она не включает в себя свободу ошибаться»

Работа выполнена ученицей 9а класса

Стрелюхиной Марией Владимировной.
Ртищево, 2012

Я никому ничего не должен. Я свободен. Что хочу то и делаю!» Такие слова мне приходиться слышать всё чаще и чаще от своих сверстников. Это заставило меня задуматься над вопросом «А что такое свобода?».

Вопрос о свободе волновал умы человечества всегда, начиная с древнего мира и заканчивая современностью. Многие философы и мыслители видели свободу главной целью и смыслом жизни человека.

В одном из словарей я нашла такое определение свободы. «Свободаэто ничем не ограниченная возможность проявления
индивидуумом своей воли». Значит, получается, что я могу делать всё что угодно? И мои сверстники правы.

Мой вопрос о свободе вызвал затруднения у взрослых и учителей. Большинство мне ответили, что это независимость человека в своих действиях, когда мы сами выбираем место учёбы, работу.

Ганди Мохандас Карамчанд— один из руководителей и идеологов движения за независимость Индии от Великобритании видит свободу в том, что человек должен обладать свободой выбора в жизни, даже если он и не правильный. Это высказывание, как я считаю, отчасти характеризует свободу.

Наличие возможности на совершение ошибки, это непременное условие свободы. Ведь, если человек будет неосознанно выполнять то, что ему скажут, и даже если данные действия не будут приносить никакого ущерба, то он и не осознает ту пользу, которую получает от своих поступков. Осознание приходит лишь в том случае, когда мы, выбрав неправильный путь и совершив ошибку, начинаем более осознано и взвешенно подходить к выбору своих поступков в жизни. Это предполагает постоянный анализ сложившейся ситуации, отслеживание любых следствий всякого выбора в жизни, всякого поступка с точки зрения влияния их на другие события в жизни как самого человека, так и человечества в целом.

Такое понимание свободы как у М.К. Ганди я нашла во взглядах других философов и учёных.

По христианскому учению, как говорит в своей лекции «О свободе» профессор А. И. Осипов над свободой никто не властен - ни люди, ни общество, ни демоны, ни Сам Бог. Если бы это было не так, то в таком случае и спасение, и гибель человека были бы обусловлены Богом. Христианство говорит: Бог не может нас спасти без нас, то есть именно без нашей свободы, без нашего произволения. Избирая добро, человек борется с грехом и соединяется с Богом возрастая в свободе. Избирая зло, человек порабощается греху – своим порочным страстями теряет свою свободу. Вот эта возможность внутреннего самоопределения личности перед лицом добра и зла является одним из самых фундаментальных свойств человеческой личности при принятии решений, что отмечает американский экзистенциальный психолог психотерапевт Р. Мэй: «…способность трансцендировать из сиюминутной ситуации является основой человеческой свободы. Уникальное качество человеческого существа — широкий спектр возможностей в любой ситуации, которые, в свою очередь, зависят от самоосознания, от его способности в воображении перебирать различные способы реагирования в данной ситуации»1. Человек осознаёт свои действия, причём осознаёт не причины и цели решения, а значение самого решения. Такое понимание свободы говорит о том, что нет детерминизма2 в принятии решений, когда имеется только одно, точно заданное, возможное будущее.

Спиноза определяет свободу как осознанную необходимость.3 Осознание человеком действия на него непреложных сил, которые подчиняют себе деятельность человека, позволяют ему «принимать решение со знанием дела". В этом и выражается свобода воли человека. Это осознание происходит посредством проб и ошибок. Всё это подтверждает мысль М.К. Ганди о том, что свобода достижима, если есть право на ошибку.

Но, с другой стороны жизнь человека будет постоянно зависеть от этих ошибок. Кант по этому поводу пишет, что человек: «… не свободен как чувственное существо, обусловленное своими восприятиями, переживаниями, страстями. Каждый поступок человека происходит в определенный момент времени, который необходимо обусловлен тем, что предшествует ему во времени. Следовательно, “в каждый момент времени, в который я действую, я никогда не бываю свободным”4.

В лекции профессора А.И. Осипова сказано, ещё об одном виде свободы- духовной: «Духовная свобода - означает ни что иное, как господство ума над сердцем»5. Он считает её одной из высших ступеней проявления свободы. Это же отмечает и Кант: "Под свободой в космологическом смысле я разумею способность самопроизвольно начинать состояние. Свобода в практическом смысле есть независимость воли от принуждения чувственности."6

Значит свобода - это есть способность начинать ряд действий не под воздействием внешних факторов, а именно потому, что я так хочу! Задавая вопрос: «Почему я так делаю?", - мы уже исключили свободу. Так как говорим, что мы совершаем действие под воздействием чего либо. Поэтому в одной и той же ситуации разные люди могут принимать совершенно разные решения, хотя на них действуют одни и те же внешние факторы.

Рассмотрев различные философские взгляды о свободе, я могу сделать следующий вывод. Постижение свободы происходит посредством анализа человеком своей жизни. Наличие ошибок в жизни человека, помогает правильно сформировать своё поведение, отношение к вещам, природе, осознать себя как личность. Высшей целью для человека является достижение духовной свободы, ибо только она действительно дает человеку возможность правильного поведения и окончательно освобождает его жизнь от действия внешних сил. Как пишет Кант, только чистый разум порождает свободу.

Список литературы



  1. Кант И. Критика чистого разума. Соч. в 6-ти т. М., 1966.

  2. Купцов В. И. Детерминизм и вероятность. М., 1976.-256 с.

  3. Мэй Р. Вклад экзистенциальной психологии // Экзистенциальная психология.

  4. Спиноза Б. Этика. — Минск: Харвест, М.: АСТ, 2001. — 336с. — c.327

  5. Лекция профессора А.И. Осипова «О свободе»



1 Р. Мэй Вклад экзистенциальной психологии // Экзистенциальная психология.

2 Купцов В. И. Детерминизм и вероятность. М., 1976.-256 с.

3 Спиноза Б. Этика. — Минск: Харвест, М.: АСТ, 2001. — 336с. — c.327


4 Кант И. Критика чистого разума. Соч. в 6-ти т. М., 1966.

5 Лекция профессора А.И. Осипова «О свободе»

6 Кант И. Критика чистого разума. Соч. в 6-ти т. М., 1966.