Поиск эффективной модели вовлечения школьников в предпринимательскую деятельность - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Питерская Л. Ю. Инвестиционная деятельность реального сектора экономики 4 1754.1kb.
«Учебная деятельность младших школьников как средство воспитания... 1 301.46kb.
Курсанта Вечернезаочного отделения 1 128.8kb.
Формирование антикоррупционного мировоззрения школьников Методические... 4 926.77kb.
Основы эффективной коммуникации. Коммуникация может считаться эффективной... 1 43.84kb.
Розничная торговля включает всю предпринимательскую деятельность... 1 144.12kb.
«Поиск. Опыт. Традиции» №7- 2012 ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ 5 1462.97kb.
Общие принципы эффективной организации учебного процесса 1 210.76kb.
Детская общественная организация и ее деятельность в современных... 4 1179.89kb.
11. Отличия модели olap от реляционной модели хранения данных 1 18.06kb.
При построении эконометрической модели используются два типа данных 1 102.31kb.
Религия возникла как способ взаимодействия человека с окружающей... 1 109.95kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Поиск эффективной модели вовлечения школьников в предпринимательскую деятельность - страница №1/4

Поиск эффективной модели

вовлечения школьников в предпринимательскую деятельность.

Учитель дополнительного образования

Лицея № 55 г.Пензы

Лещенко Ольга Игоревна

Научный руководитель

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

I Глава I

Какое обучение нужно предпринимателю: теория и практика вопроса.


  1. Аспекты эффективного образования будущего предпринимателя




  1. Успешный опыт обучения предпринимательству и вовлечения в предпринимательскую деятельность школьников.




  1. Выводы по Главе I


II Глава II

Практический опыт вовлечения школьников в предпринимательскую деятельность посредством программы «Основы предпринимательской деятельности» в лицее № 55 г.Пензы.


  1. Мотивация для занятий предпринимательской деятельностью у учащихся 7-9

классов лицея № 55 г.Пензы
2. Формы и методы занятий по «Основам предпринимательской деятельности»,

повышающие интерес и мотивацию у школьников к занятиям

предпринимательской деятельностью.
3. Промежуточное исследование развития психологических качеств личности,

характеризующих способность к предпринимательской деятельности у

учащихся, занятых реализацией собственных бизнес-проектов в рамках

учебного практикума программы «Основы предпринимательской деятельности»

в лицее № 55 г.Пензы.


  1. Выводы по Главе II


III Заключение

Литература

Приложения

Предпринимательство - это не только вид деятельности,
это особое качество, без которого прожить невозможно
А. Адамский.

Поиск эффективной модели

вовлечения школьников в предпринимательскую деятельность.
Введение


  1. Актуальность

В современном быстро меняющемся мире актуальными становятся такие качества человека, как предприимчивость, инициативность и самостоятельность. Без этих качеств достаточно сложно стать финансовонезависимым, успешным человеком.

Большая часть родителей искренне заинтересованы в том, чтобы их дети были не только здоровыми и счастливыми, но и финансовонезависимыми.
Финансовая независимость сейчас - это не столько определенные навыки овладения профессией, сколько умение ориентироваться в потоке информации, умение видеть возможности и извлекать из них выгоды и преимущества не только для себя, но и для сообщества. Поэтому очень важно заложить в молодых людях здоровые ценности.

Такое отношение к жизни воспитывается у ребенка, если он еще в школьные годы начинает знакомиться с предпринимательской деятельностью, получает экономические знания и навыки, участвует в игровых и настоящих бизнес-проектах.

У молодого человека, получившего такое воспитание, больше шансов стать успешным, открыть свое дело. С помощью таких молодых людей проще будет решить проблему кадрового голода. И именно такие молодые люди станут настоящим средним классом, который является основой действительно развитой страны.
В развитии детского и молодежного предпринимательства заинтересованы и школа, и государство. Для будущего России очень важно, чтобы доля людей, занятых собственным делом увеличивалась. На сегодняшний день доля малого предпринимательства в России только 12%. Для примера в США – 70%, а в Японии – 78%.
В подтверждение важности вопроса приведу слова Президента Российской Федерации Д.А.Медведева, которые он сказал 31 июля 2008 года в г. Гагарин Смоленской области на встрече с предпринимателями:

«…если говорить о малом бизнесе, то, если хотите, я закончу пафосными словами: это, по сути, способ возрождения нашей страны. Вот эти цифры заоблачные, что мы называем, 70 процентов, они действительно высокие. Но даже если мы сможем 40–50 процентов людей вовлечь в реальное дело, мы просто получим совершенно другую страну. Это действительно наша одна из самых реальных надежд. Поэтому мы и дальше будем этим заниматься, и я буду держать все эти вопросы под личным контролем».


Перед школой стоит задача: как организовать занятия по предпринимательству и как вовлечь школьников в предпринимательскую деятельность.

На сегодняшний день идет поиск форм и методов подготовки молодых предпринимателей, также открытым остается вопрос о том, кто наиболее эффективно сможет работать со школьниками в этом направлении.

Т.е., если сформулировать коротко: кто, как и чему сможет результативно обучить будущих предпринимателей? Ведь именно от решения этих вопросов в большей степени будет зависеть и мотивация ребят посещать такие занятия. А в дальнейшем и желание заниматься предпринимательской деятельностью.
В лицее № 55 для занятий со школьниками, проявляющими интерес к предпринимательской деятельности, решили за основу взять многократно апробированную во многих странах программу «Достижения молодых» и привлечь к занятиям успешных пензенских предпринимателей.

Предполагается, что практическая направленность занятий, возможность учащихся самим придумать и реализовать бизнес-идею в рамках школы, а также общение и практические советы со стороны людей, добившихся реальных успехов в бизнесе, увеличат число заинтересованных школьников и повысят их интерес и мотивацию к занятиям предпринимательской деятельностью.


2. Объект:

Учащиеся среднего и старшего школьного возраста – 13-15 лет, 7-9-е классы лицея № 55 г.Пензы.


3. Предмет:

Основы предпринимательской деятельности


4. Цель:

повышение интереса и мотивации школьников к занятиям предпринимательской деятельностью посредством вовлечения их в учебно-деловую игру в рамках программы «Основы предпринимательской деятельности», используя в качестве наставников и консультантов успешных предпринимателей.


5. Задачи:

- провести анализ степени развития психологических качеств личности, характеризующих способность к предпринимательской деятельности и мотивацию к занятиям предпринимательской деятельностью у школьников 7-9-х классов в лицее № 55;

- отследить динамику достижений учащихся и их мотивацию во время учебно-делового практикума;

- составить Индивидуальные карты динамики развития психологических качеств личности, характеризующих способность к предпринимательской деятельности по каждому из участников Школьных компаний - школьников 7-9-х классов лицея № 55 и сделать выводы об эффективности курса и спланировать работу со школьниками в профориентационном плане.


Гипотеза.

Обучение предпринимательству через максимально приближенный к реальной жизни учебно-деловой практикум, в котором школьникам отводится ведущая активная роль и ответственность за свои решения и настоящие деньги, при наставничестве со стороны успешных предпринимателей, повысит мотивацию к занятию предпринимательством, будет способствовать выработке истинно предпринимательских качеств и дальнейшему самоопределению молодого человека как предпринимателя.


6. Методы и приемы исследования

- анкетирование;

- наблюдение во время занятий, экскурсий, стажировок и участия в учебно-деловом практикуме;

- анализ динамики мотивации.



Глава I

Какое обучение нужно предпринимателю: теория и практика вопроса.
1. Аспекты эффективного образования будущего предпринимателя

Говоря об эффективном школьном образовании в области предпринимательства, необходимо в первую очередь учитывать, что такие занятия должны обеспечивать условия развития инновационной и предпринимательской деятельности для более эффективного функционирования школы в условиях рыночной экономики.

Понятие "предпринимательская деятельность", или "предпринимательство", в общем смысле связывается с особым видом экономической деятельности, имеющим главным образом инновационный характер. Производство новых для рынка товаров и услуг, переход к иному профилю деятельности, введение инновационной системы управления, создание и внедрение новой технологии, новых элементов рыночной инфраструктуры - всё это примеры различной предпринимательской деятельности. По своей сути такая деятельность имеет новаторский характер, что отражено в её названии. Так, в словаре В. Даля слову "предпринимать" дано значение "затевать, решаться исполнить какое-то новое дело, приступить к совершению чего-либо значительного". Предпринимательство - есть искусство ведения экономической активности и в силу этого имеет субъективный аспект.
Чтобы образование было эффективным в любом виде деятельности и в предпринимательстве, в том числе, нужно чтобы были сформированы все 4 аспекта Образовательной пирамиды:

Умственный аспект – знание понятий, терминов, законов и др. теоретических основ.

Физический аспект – умение применять теоретические знания на практике.

Эмоциональный аспект – позитивно воспринимать возникающие сложности и препятствия, не бояться делать ошибки.

Духовный аспект – быть готовым к преодолению трудностей, к рискам, верить в себя и в успех того, что ты делаешь.
Умственный аспект.

Содержание предпринимательской деятельности - это новая комбинация факторов производства или производство нового товара или услуги, внедрение инновационного элемента в процесс производства или в процесс продвижения товара к потребителю, в частности:



  • изменение системы управления производством;

  • смена или совершенствование существующей системы партнёрских связей;

  • применение новой техники и технологии;

  • использование новых материалов;

  • упаковка товаров;

  • новая схема организации рекламы;

  • реагирование на результаты маркетинговых исследований;

  • сокращение срока оборота капитала;

  • поиск более эффективных форм использования полученной прибыли;

  • смена работников или повышение квалификации;

  • создание особой культуры в коллективе;

  • принятие мер по эффективному использованию рабочего времени.

Научиться разбираться во всем этом, получив только теоретические знания, – невозможно. Наибольший эффект обучения достигается, когда человек делает на практике то, о чем прочитал в книге или ему рассказал преподаватель.
Физический аспект.

Обучиться предпринимательству за партой – невозможно. Предприниматель, это прежде всего человек действия. В предпринимательстве «обучение действием» особенно актуально.


Для начала своего успешного проекта нужны:

  • Идея

  • Цель

  • Команда

  • Действия.

Именно от последней составляющей в большей степени зависит успех. Можно все замечательно придумать на бумаге, но так и не сдвинутся с места, чтобы все это претворить в жизнь. Поэтому очень важно в процессе подготовки, обучения молодых предпринимателей дать им возможность действовать, воплотить свои идеи в жизнь, увидеть на практике как это будет работать, увидеть какие и где могут быть ошибки и просчеты. Действия без ошибок не бывают и совершать ошибки лучше во время учебы.


Успешный бизнес – это инновационный бизнес. Предприниматель не обязательно должен все уметь делать сам, но он умеет организовать, создать команду, найти нужных специалистов.

Создать команду, достигнуть вместе с командой цели может только лидер. Бизнес – это командная игра, в которой лидер несет самую большую ответственность. Воспитание лидерских качеств - это одна из наиболее важных составляющих успеха предпринимателя.

Поэтому, если говорить о том, какое образование в плане подготовки школьников к предпринимательской деятельности нужно, то нужна в первую очередь не теория, а практическая направленность занятий. Возможность придумывать, воплощать, ошибаться и исправлять ошибки. А также в процессе обучения школьнику необходимо чувствовать ответственность за то, что он делает, куда ведет команду.

Наиболее действенная методика обучения на сегодняшний день – это "обучение действием". Поэтому все больше в образовательном процессе применяются интерактивные формы обучения: тренинги, ролевые и деловые игры, коуч-группы. Именно такие методы обучения выбирают уже состоявшиеся предприниматели и рекомендуют их для занятий с начинающими.


Чтобы у человека был навык практической деятельности, необходимо научить его пользоваться именно теми инструментами, которые используются в этом виде деятельности. В бизнесе одним из главных инструментов являются деньги. Поэтому очень важно молодому человеку практиковаться не на игровых бумажках, а на реальных рублях.

Наибольший эффект от практического обучения человек получает, когда он чувствует ответственность. Реализовать в рамках учебного практикума свою бизнес-идею и привлечь для ее осуществления, пусть небольшие, но реальные деньги – это действительно большая ответственность. Ответственность перед инвесторами, перед сотрудниками, перед партнерами.

Если это бизнес-игра на «фантики» или виртуальные деньги, такую ответственность почувствовать невозможно, а, следовательно, и полученные игровые навыки быстро забудутся.
Эмоциональный аспект.

Истинный предприниматель – это, прежде всего, человек, который может увидеть новые возможности в окружающем мире и извлечь из них выгоду, причем, не только для себя. Эффект от успешной реализации бизнес-проекта – это не только радость от материальной выгоды, но и позитивные эмоции от благодарных участников, исполнителей и потребителей.

Предприниматель отличается от наемного работника или чиновника госструктуры тем, что думать о бизнесе ему приходится 24 часа в сутки, а про выходные и отпуск он забывает, т.к. дело не ждет, а не потому, что начальник не отпускает.

Ошибки в реальной жизни имеют, порой, очень болезненные последствия. И в бизнесе это можно очень сильно почувствовать.

Предприниматель – это всегда риск, особенно в таком быстроменяющемся мире, а рисковать приходится иногда своим имуществом. Иному приходится и квартиру закладывать. И деньги бизнес, порой, начинает приносить лишь через несколько лет. К таким «сюрпризам» не каждый бывает готов.

Школьники, особенно, если в семье нет предпринимателей, даже не представляют, с какими трудностями предстоит сталкиваться владельцу собственного бизнеса. Поэтому, прежде чем регистрировать свое дело и занимать на него деньги, молодой человек должен пройти путь предпринимателя в учебно-игровой деятельности, но максимально приближенной к реальности. Одно дело - организовать бизнес, который стоит 1 000 – 2 000 руб., и прогореть, и совсем другое – когда бизнес реальный, стоит несколько миллионов заемных средств и прогорает. Не каждый может пережить такое.

Поэтому эмоции, которые будут переживать школьники во время участия в учебном бизнес-проекте, или во время встреч с предпринимателями и стажировок на предприятиях помогут им разобраться в собственных предпочтениях и понять готовы ли они будут к таким переживаниям в будущем.
Духовный аспект.

Кроме специальных знаний и навыков предпринимателю необходимо обладать особыми качествами, без которых успешная предпринимательская деятельность невозможна.



Для осуществления успешной деятельности предприниматель должен обладать следующими личностными чертами:

духовной свободой и энергией;
— силой воли;
— организаторскими способностями;
— решительностью и готовностью к ситуациям, связанным с риском.

Для достижения эффективной деятельности предприниматель должен обладать рядом профессиональных качеств:

умением эффективно вести переговоры и убеждать партнеров и клиентов;

— новаторством — способностью находить новые решения, новые идеи и варианты эффективного воплощения научных идей, изобретений, интеллектуальных находок, открытий. Предпринимательское новаторство представляет собой умение на базе глубокого анализа современных открытий создавать новые идеи, оригинальное практическое воплощение которых приводит к достижению прибыльной деятельности;

— предпринимательской хваткой, т.е. особой формой действий, направленной на перехват инициатив, новых идей, технологий, тех или других действий, бизнес-проектов;

— предпринимательским менталитетом, т.е. особым складом ума, различными психологическими свойствами и качествами. Предпринимательский менталитет выражается в особенном типе его мышления, позволяющем подмечать всё новое, отыскивать, анализировать и намечать конкретные формы использования новых идей, совершенствовать ранее созданные. Предпринимательский менталитет видоизменяется в систему особого предпринимательского мышления, которая воплощается в системе делового предпринимательского проектирования оптимального соединения ресурсов с целью получения максимальной прибыли;

— мобильностью, т.е. способностью предпринимателя улавливать основные тенденции и предвидеть их изменения. Мобильность позволяет предпринимателю в короткий промежуток времени приводить имеющиеся потенциальные возможности в состояние действующего материального и человеческого капитала;

— коммуникабельностью — способностью человека к общению, налаживанию деловых контактов и связей.

Такие личностные черты и качества у молодого человека могут сформироваться только при условии, что у него будет пример для подражания, т.е. рядом будет человек, который всем этим обладает. Хорошо, когда это родитель. Но не у всех родители – предприниматели. Поэтому общение с состоявшимися успешными предпринимателями – основа для формирования профессиональных качеств будущего предпринимателя.

2. Успешный опыт обучения предпринимательству

и вовлечения в предпринимательскую деятельность школьников.
На сегодняшний день в проектах, направленных на обучение и подготовку молодых предпринимателей в школах существует ряд проблем, которые не дают возможности в большем количестве вовлекать школьников в предпринимательскую деятельность.
Здесь можно выделить следующее:

- Занятия по предпринимательству чаще всего носят теоретический характер.

- Идеи для школьного бизнеса чаще всего предлагают учителя, школьники выступают в качестве пассивных исполнителей и не видят особой разницы между тем, что им предлагается как предпринимательская деятельность, и наемной работой.

- Чаще всего школьный бизнес связан с каким-либо видом ремесла. Учитель что-то умеет шить, вязать, мастерить, учит этому учащихся и на этой основе возникает малое предприятие.

- Инновационных проектов бизнеса в школах практически нет.

- Даже если школьники разрабатывают какой-то проект, который может улучшить деятельность какого-то предприятия, претворить его в жизнь им никто не дает, т.е. все остается только в теории, на бумаге.

- В школах нет людей, которые готовы учить школьников предпринимательству. Учиться предпринимательству нужно у успешных предпринимателей, которые начали свой бизнес с нуля и достигли больших результатов. Обычный учитель, т.е. человек с психологией наемного работника, даже хороший ремесленник, заложить истинно предпринимательские качества в молодом человеке не сможет.

- У школьников нет достаточной мотивации для занятий предпринимательством.

- Для занятий предпринимательской деятельностью в школе время выделяется по остаточному принципу.
Итак, можно сделать вывод. Можно снабдить ребенка теоретическими знаниями в области экономики и предпринимательства, можно показать ему работающее успешные бизнес-предприятия, можно научить его делать сувениры, выращивать сельхозпродукцию, шить или мастерить, можно научить его писать бизнес-планы, но без возможности реализовать эти планы в жизнь, причем на реальные деньги, получить истинные знания и навыки для успешного ведения предпринимательской деятельности невозможно.
Чтобы стать успешным, нужно учиться у людей, которые в своем деле достигли успеха. Т.е. предпринимательству может научить предприниматель, который знает как начинается, развивается, функционирует бизнес в реальной жизни. Только успешный предприниматель поможет молодому человеку развить качества, которые необходимы для успеха в бизнесе. Человек, который этим никогда не занимался, тем более, имеющий психологию наемного работника никогда не сможет воспитать предпринимателя.

И на сегодняшний день существует программа, которая отвечает всем выше изложенным требованиям. Это программа «Достижения молодых» («Junior Achievement»). На сегодняшний день она успешно работает в 106 странах мира. Программа разработана в 1919 г. в Европе. В Россию этот проект пришел в 1992 г. и наиболее успешно программа развивается в Татарстане.


«Достижения молодых» - это целый комплекс обучающих и мотивирующих проектов по подготовке детей и молодежи к предпринимательству. Один из наиболее востребованных и эффективных проектов в рамках программы – «Школьная компания».

Проект «Школьная компания» направлен на подготовку учащейся молодежи к цивилизованному, социально-ориентированному предпринимательству. В течение учебного года в учебном заведении создаются школьные компании, которые действуют как учебные бизнес-практикумы. Деятельность школьной компании максимально приближена к реальной предпринимательской деятельности, т.к. организуется и развивается на реальные деньги, но не носит коммерческого характера. Если школьная компания получает какую-то прибыль – эти средства идут в школьные фонды или на благотворительность. В конце учебного года школьная компания прекращает свою деятельность. Т.е. в течение учебного года школьная компания проходит все стадии настоящего бизнес-предприятия от рождения идеи, поиска инвесторов, подбора команды, запуска производства, реализации готовой продукции или услуг, до ликвидации.

Школьной компанией управляют и работают в ней дети. Задача взрослых – консультировать, давать теоретические знания и, конечно, мотивировать. Мотивация ребенка здесь очень важна. Обязательно должен присутствовать интерес и соревновательный момент, возможность получения признания и поощрения.

Также большое значение для развития предпринимательских навыков играют непосредственное общение с уже состоявшимися предпринимателями и стажировки на реально работающих предприятиях.

Проводя учебно-деловую игру на реальные деньги, школьники чувствуют большую ответственность за принимаемые решения и ощущают последствия совершенных просчетов и ошибок.

Учебный бизнес-практикум «Школьная компания» - эффективная возможность для школьника понять и прочувствовать сможет ли он в дальнейшем заниматься бизнесом или это не его путь. А также без особых моральных и материальных потерь понять как работает реальный бизнес, где могут быть «острые углы», потери и сложности.


Успешный опыт реализации программы «Достижения молодых» и практикума «Школьная компания» в России.
Наиболее успешно в России программа «Достижения молодых» реализуется в Татарстане. Старт программы был в 1996 г. На сегодняшний день в Татарстане действуют около 200 школьных компаний. Многие из школьных компаний побеждали на республиканских, общероссийских и международных конкурсах. Порядка 60% участников школьных компаний в дальнейшем так или иначе связывают свою жизнь с предпринимательством. Среди выпускников программы много состоявшихся успешных и финансовонезависимых людей.

Для школьников, которые только начинают постигать азы предпринимательства и работают в учебных бизнес-компаниях, в Татарстане создана мощная система мотивации. Казанский центр «Достижения молодых» в год организует 2 обучающих семинара, Слет школьных компаний и республиканскую ярмарку, на которой представлена продукция школьных компаний. Участники программы «Достижения молодых» принимают участие в региональных, республиканских, общероссийских конкурсах школьных бизнес-проектов. Побеждая в этих конкурсах, ребята получают инвестиционные деньги для открытия настоящего бизнеса, возможность побывать в других городах, республиках и странах, а также в ходе общения на слетах, семинарах и форумах ребята становятся друзьями, а в дальнейшем и бизнес-партнерами.



В Татарстане в рамках подготовки молодых предпринимателей на сегодняшний день уже реально осуществляется комплексный и системный подход в работе с детьми и молодежью. Наиболее успешные школьные проекты продолжают свое развитие уже как официально зарегистрированные бизнес-структуры при поддержке клуба молодых предпринимателей «Навигатор» в бизнес-инкубаторе и серьезным бизнесом идеи молодых людей становятся при поддержке Торгово-Промышленной Палаты Республики Татарстан при которой создан Комитет по молодежному предпринимательству.
Губернатор Пензенской области В.К. Бочкарёв поставил перед Пензенской школой стратегическую задачу – подготовить конкурентоспособных выпускников, любящих свой родной край и приумножающих его экономический потенциал, способных жить и трудиться в высокотехнологичном мире, в конечном итоге – воспитать новое поколение энергичных предприимчивых работников, обладающих качествами лидера, способных творчески мыслить, находить нестандартные решения, организовывать, умеющих самореализоваться и выбирать профессиональный путь на своей малой родине.
В рамках обозначенной задачи опыт Татарстана будет полезен для Пензенской области. Комплексный и системный подход, по которому идет подготовка предпринимателей со школьной скамьи, очень актуален в плане увеличения участников молодежных бизнес-проектов и более четкого и эффективного использования государственных средств, выделяемых на поддержку молодежного предпринимательства.

3. Выводы по Главе I
1. Для эффективного образования будущего предпринимателя необходимы четыре аспекта:

Умственный аспект – знание понятий, терминов, законов и др. теоретических основ.

Физический аспект – умение применять теоретические знания на практике.

Эмоциональный аспект – позитивно воспринимать возникающие сложности и препятствия, не бояться делать ошибки.

Духовный аспект – быть готовым к преодолению трудностей, к рискам, верить в себя и в успех того, что ты делаешь.


  1. «Обучение действием» - наиболее эффективная методика подготовки школьников к предпринимательству.




  1. Школьники должны быть активными участниками обучающих бизнес-практикумов и нести реальную ответственность за свои действия.




  1. Только успешный предприниматель поможет молодому человеку развить качества, которые необходимы для успеха в бизнесе.




  1. Программа «Достижения молодых» и один из ее проектов «Школьная компания» наиболее полно отвечают требованиям подготовки молодых предпринимателей и имеют большой практический опыт в России.



Глава II
Практический опыт вовлечения школьников

в предпринимательскую деятельность посредством программы

«Основы предпринимательской деятельности» в лицее № 55 г.Пензы.
1. Мотивация для занятий предпринимательской деятельностью у учащихся

7-9 классов лицея № 55 г.Пензы
В лицее № 55 в рамках дополнительного образования школьникам средних и старших классов предложен курс «Основы предпринимательской деятельности», разработанный на основе учебных материалов программы «Достижения молодых».
Перед началом занятий школьникам была предложена анкета, ответы на вопросы которой давали информацию о мотивации школьников к занятиям предпринимательством.
Результаты анкетирования. Приложение 1.
По результатам анкетирования:

78% опрошенных в будущем хотели бы иметь свое дело или получать неограниченный доход от бизнеса;

суммы в неделю на личные расходы назывались разные, но 62% опрошенных называли суммы 200-300 руб.;

потратить время в каникулы на зарабатывание денег готовы только 17-20% опрошенных;

потратить время на получение новых знаний, в том числе и по предпринимательству, готовы только 14-17% опрошенных.

Таким образом, можно отметить, что истинная мотивация для занятий предпринимательством среди учащихся 7-9 классов в лицее № 55 составляет не более 20%.


Изъявили желание получать знания и практические навыки по предпринимательству в рамках программы «Достижения молодых» –56 человек - это 32% от общего числа учащихся 7-9 классов.

Регулярно посещают занятия и активно выполняют задания по «Основам предпринимательской деятельности» - 16% от тех, кто записался. Остальные появляются периодически. Т.е. данные анкетирования о мотивации к занятиям не более 20% подтверждаются на практике.


Школьникам в начале занятий курса был предложен онлайн-тест о степени сформированности предпринимательских качеств.

http://www.forbes.ru/svoi-biznes/predprinimateli/58455/test_est_li_u_vas_predprinimatelskij_talant
Результаты анкетирования.

Общее число прошедших онлайн-тест – 28 человек – 50 % от числа изъявивших желание заниматься по курсу «Основы предпринимательской деятельности».

Степень сформированности предпринимательских качеств в %:

29% - 37% - у 5-ти человек

43% - 49% - у 4-х человек

51% - 59% - у 5-ти человек

62% -70% - у 5-ми человек

72% - 80% - у 6-ми человек

81% - 90% - у 3-х человек
Т.е. у 67% из уже прошедших отбор школьников есть способности и сформированы качества для занятий предпринимательской деятельностью, которые оцениваются выше 50%.
2. Формы и методы занятий по «Основам предпринимательской деятельности», повышающие интерес и мотивацию у школьников

к занятиям предпринимательской деятельностью.
Согласно статистике, примерно 300 млн. молодых людей в возрасте от 18 до 30 лет во всем мире либо не имеют постоянного места работы, либо вообще являются безработными. Около 20% из них обладают отличными способностями для начала собственного бизнеса и, в силу различных причин, только 5% решается на это.
Причин такого низкого процента вовлечения молодежи в предпринимательскую деятельность можно назвать много и в каждой стране они будут специфичны, но будут и общие причины. Среди них можно назвать:


  • отсутствие практического обучения предпринимательству;

  • психологические причины – боязнь рисков, неверие в собственные силы, отсутствие

лидерских качеств;

  • отсутствие достойных примеров для подражания рядом;

  • отсутствие наставничества со стороны состоявшихся успешных предпринимателей.

При составлении учебного плана по «Основам предпринимательской деятельности» и выборе форм и методов занятий со школьниками были учтены выше перечисленные факторы.

Поэтому при разработке курса «Основы предпринимательской деятельности» особое внимание уделялось тому, чтобы:


  • занятия носили прикладной характер;

  • занятия имели практический выход, который фиксируется учащимися: рождение идеи, формулировки целей и задач, составление планов, расчеты, рождение команды, распределение должностей, формулировки проблем, варианты решений и т.д.;

  • использовались на занятиях возможности Интернет, вплоть до проведения вебинаров;

  • учащиеся знакомились с представителями Инфобизнеса;

  • школьники бывали на экскурсиях на предприятия по выбранным профилям своих бизнес-проектов;

  • психологические качества, необходимые будущему предпринимателю формировались в процессе работы над выбранными бизнес-проектами, общение и встречами с предпринимателями, а также на тренингах;

  • у школьников была возможность общаться с успешными представителями бизнеса, а представители бизнеса были их наставниками.

Занятия по «Основам предпринимательской деятельности» в лицее № 55 стали проводиться со второй половины ноября 2010 г.


За это время учащиеся:

- определились с выбором бизнес-идеи для школьной компании: 3 школьные компании, которые будут реализовывать 3 бизнес-идеи – 2 в области услуг, 1 – в области сувенирной продукции;

- создали и представили собственные команды, которые будут реализовывать выбранные бизнес-идеи;

- бизнес-команды прошли тренинг по командообразованию;

- разработали анкеты для проведения маркетинговых исследований;

- провели маркетинговые исследования на предмет востребованности в школе выбранных ими товаров и услуг;

- изучили рынок поставщиков и цены на необходимые для производства материалы;

- определились с персоналом для школьной компании;

- просчитали рентабельность производства товаров и услуг;

- провели анализ и определились с оптимальными ценами на товары и услуги;

- определились с возможностями получения стартового капитала;

- провели учредительные собрания школьных бизнес-компаний;

- приступили к разработке Уставов школьной компании;

- приступили к написанию бизнес-планов.


Во время занятий учащиеся познакомились и стали подписчиками молодых Интернет-предпринимателей:

Максима Хигера, разработавшего уникальный сервис e-mail рассылок «SmartResponder»;

Александра Евстегнеева и команды Info-DVD.Ru, разработавших курс «Киберсант-финансист» и высылающих бесплатные уроки для тех, кто хочет начать свой бизнес в Интернет и создать эффективный сайт;

Азамата Ушанова, упешного Интернет-предпринимателя, применяющего в своей практике медиа-сервисы и обучающего ими пользоваться, а также обучающего работать с партнерскими программами;

Сергея Жуковского, одного из самых популярных блоггеров и обучающего строить успешный Хоббиз, т.е. бизнес, основанный на хобби;

Азата Валеева, создавшего сервис «Kastim.Ru», позволяющего проводить вебинары.


Учащиеся познакомились с уникальным образовательным проектом Сергея Смирнова – курс «Yes», обучение английскому языку в режиме онлайн.
Учащиеся подключились к группе ВКонтакте «Казанский центр «Достижения Молодых», где общаются со своими сверстниками, организовавшими свои школьные компании в Татарстане.

Создана группа ВКонтакте ««Достижения молодых» в Пензе».

Учащиеся посетили вебинар известных бизнес-тренеров Андрея и Марины Левиных «Презентация бизнеса».

Прослушали Интернет-лекции успешных мировых предпринимателей Роберта Кийосаки, Стива Джобса и российских предпринимателей Владимира Довганя и Всеволода Татаринова.


На сегодняшний день достигнута договоренность с Пензенской региональной общественной организацией «Пензенский «Бизнес-клуб» в плане организации экскурсий на предприятия, организации стажировок, наставничества и консультирования со стороны членов «Бизнес-клуба».
Утвержден план встреч с предпринимателями и посещение предприятий с разными видами и формами бизнеса.

В рамках утвержденного плана уже состоялись:



  • встреча с Владимиром Лузгиным, нашим земляком, который более 30-ти лет живет в США и занимается PR и организацией художественных и музейных выставок в разных странах. Ссылка на один из его последних проектов http://www.nimrah.ru/exhibitions/soon/185/

  • посетили ООО «Мир стекла», познакомились с уникальной технологией производства особопрочного стекла, из которого изготавливают мебель, теплицы и др. строительные конструкции.

Прорабатываются вопросы мотивации школьников для занятий предпринимательством: поездки на обучающие семинары, участие в конкурсах проектов, возможность стажировок и заработка на предприятиях.

Также учащиеся получают информацию о том, какие способы поддержки молодых предпринимателей существуют в Пензенской области и какие существуют общероссийские программы поддержки молодых предпринимателей.
Методическую помощь в проведении занятий мы получаем от центра «Достижения Молодых» в Казани: литература, электронные книги, Интернет-ресурсы.

В январе месяце учащиеся лицея № 55 стали участниками пятидневного обучающего семинара в рамках программы «Достижения молодых» в компьютерном лагере «Байтик» Республики Татарстан, где ребята побывали на мастер-классах молодых предпринимателей, прошедших в свое время школу «Достижения Молодых», стали участниками ролевых и компьютерных игр, посвященных экономике и предпринимательству, разработали и презентовали собственные бизнес-проекты.


Также осуществляется сотрудничество с «Академией Мегаполиса» г.Пенза, 5 учащихся лицея № 55, посещающих занятия по «Основам предпринимательской деятельности», побывали в бизнес-лагере «Академии Мегаполиса». Сейчас совместно с «Академией Мегаполиса», идет подготовка к чемпионату по настольным экономическим играм.
* * *

Один из инновационных методов, который применялся на уроках «Основы предпринимательской деятельности» - метод нишевания. С помощью этого метода участникам школьных компаний нужно было найти идеи для своих бизнесов.

Задача перед учащимися была сформулирована таким образом: что можно предложить школе такого, чтобы это было полезно, востребовано и им самим это было бы интересно делать.
Вначале ребята определяли какую нишу бизнеса они могли бы занять, основываясь на своих интересах и умениях.

Было предложено 3 вопроса, на которые ребята должны были найти как можно больше ответов:

- чем я интересуюсь, чем люблю заниматься;

- что я умею делать хорошо, к чему у меня есть способности;

- мои достижения: что, из того что я люблю делать или то, что у меня хорошо получается, оценили другие.

Анализируя свои ответы, ребята смогли выделить несколько сфер деятельности, которые интересны, прежде всего, им и оценили их с коммерческой стороны применительно к школе.


Затем вопросы касались школы. Было составлено, так называемое, дерево проблем. Т.е. в ходе мозгового штурма ребята называли то, чтобы им хотелось видеть в школе, но этого на сегодняшний день в школе нет. Затем, каждый названный пункт анализировался с точки зрения того, как это можно исправить и что для этого нужно сделать. И в конце каждое предложение оценивалось с коммерческой стороны, применительно к школе.
В результате, рассортировав, проанализировав и примерив каждое из выбранных предложений лично к себе (будет ли мне этим интересно заниматься) учащиеся выбрали бизнес-идеи для своих компаний:

  • Девятиклассники предложили идею креативного агентства, занимающегося организацией вечеров, праздников и дискотек.

  • Восьмиклассники предложили идею тур-агентства, организовывающего экскурсии по России.

  • Семиклассники предложили идею организации сувениров: зеркал в креативных рамках и маек с индивидуальными рисунками.

Затем учащиеся приступили к маркетинговым исследованиям.

3. Промежуточное исследование развития психологических качеств личности, характеризующих способность к предпринимательской деятельности у учащихся, занятых реализацией собственных бизнес-проектов в рамках учебного практикума программы «Основы предпринимательской деятельности» в лицее № 55 г.Пензы
В феврале 2011 г. учащимся, посещающим занятия «Основы предпринимательской деятельности» была предложена анкета, в которой участник Школьной компании должен был сам оценить свое поведение по четырех бальной шкале. (Приложение 2. Анкета для участника Школьной компании)

Подобную анкету предложили заполнить классным руководителям этих школьников.

(Приложение 3. Анкета для классного руководителя)
В анкете поведенческие индикаторы распределены по 5 блокам, которые характеризуют основные качества предпринимателя:


  • Коммуникативный блок

  • Интеллектуальный блок

  • Мотивационно-волевой блок

  • Организаторские качества

  • Командное взаимодействие

По итогам анкетирования были подведены индивидуальные итоги (по каждой анкете),

Затем среди всех участников по каждому блоку отдельно.

В анкетировании приняли участие 18 человек и 6 классных руководителей. Подсчитывались отдельно результаты опроса школьников, отдельно результаты опроса классных руководителей. Затем результаты опроса школьников и классных руководителей суммировались и подсчитывался общий процент.


В середине учебного курса по «Основам предпринимательской деятельности» карта развития предпринимательских качеств у участников Школьных компаний выглядит следующим образом:


Коммуникатив.
блок, %

Интеллектуальн.

блок, %


Мотивационно-волевой блок, %

Организаторск. качества, %

Командное взаимодействие, %

74

86

54

48

37

Из таблицы видно, что слабое развитие имеют качества, необходимые для командной работы. Также не очень высокие показатели организаторских качеств и поведенческих индикаторов мотивационно-волевого блока.


Дальнейший ход занятий и практическая реализация бизнес-идей Школьных компаний в лицее № 55 покажут как будут изменяться показатели.
В конце учебного года участникам Школьных компаний и классным руководителям будет предложено повторно заполнить анкеты. Будут подсчитаны результаты, произведен анализ и составлены Индивидуальные карты динамики развития психологических качеств личности (Приложение 4), характеризующих способность к предпринимательской деятельности по каждому из участников школьных компаний, по каждой Школьной компании и подведен общий итог.
На основании Индивидуальных карт динамики развития психологических качеств личности, характеризующих способность к предпринимательской деятельности по каждому учащемуся можно будет сделать выводы об эффективности курса и спланировать работу со школьниками в профориентационном плане.

4. Выводы по Главе II
1. Мотивация для занятий предпринимательской деятельностью среди учащихся 7-9 классов в лицее № 55 составляет не более 20%. Именно такой процент учащихся от общего количества записавшихся на занятия регулярно посещают занятия и выполняют задания.
2. Онлайн тестирование на начальном этапе обучения по программе «Основы предпринимательской деятельности» показало, что развитие предпринимательских качеств более чем на 50% отмечается у 67% учащихся, прошедших тестирование.
3. Программа «Основы предпринимательской деятельности» носит прикладной характер, а формы и методы обучения позволяют учащимся развивать необходимые для предпримательской деятельности качества, что соответственно повышает их мотивацию к дальнейшему обучению и вовлечению в бизнес.
4. На основании анкетирования, проведенного в середине обучения, но в период, когда уже определились команды и были выбраны идеи для бизнес-проектов, у участников Школьных компаний можно отметить, что слабое развитие имеют качества, необходимые для командной работы – 37%. Также не очень высокие показатели организаторских качеств - 48% и поведенческих индикаторов мотивационно-волевого блока – 54%. Такие показатели можно объяснить начальной стадией формирования команды и началом реализации бизнес-проекта.
На конечном этапе обучения есть все основания полагать, что данные показатели станут выше.
5. Дальнейший ход занятий и практическая реализация бизнес-идей Школьных компаний в лицее № 55 покажут как будут изменяться показатели.


III Заключение
Обучение учащихся 7-9 классов лицея № 55 г.Пензы по программе «Основы предпринимательской деятельности», разработанной на основе программы «Достижения молодых», даже, находясь на средней стадии ее реализации, показывает большой практический выход в плане формирования у учащихся качеств, необходимых для предпринимательской деятельности и повышения мотивации для вовлечения в бизнес.
Анализ степени развития психологических качеств личности, характеризующих способность к предпринимательской деятельности и мотивацию к занятиям предпринимательской деятельностью у школьников 7-9-х классов в лицее № 55 на начальном этапе обучения показал, что развитие предпринимательских качеств более чем на 50% отмечается у 67% учащихся, прошедших тестирование.

В тоже время исследование, проведенное в середине обучения, но в период, когда уже определились команды и были выбраны идеи для бизнес-проектов, у участников Школьных компаний можно отметить, что слабое развитие имеют качества, необходимые для командной работы – 37%. Также не очень высокие показатели организаторских качеств и поведенческих индикаторов мотивационно-волевого блока. Такие показатели можно объяснить начальной стадией формирования команды и началом реализации бизнес-проекта.


В рамках программы «Основы предпринимательской деятельности»:

  • занятия носят прикладной характер, количество практических занятий в 2 раза превышает теоретические;

  • занятия имеют практический выход, который фиксируется учащимися: созданы 3 Школьные компании, которые выбрали и приступили к реализации 3-х бизнес-проектов;

  • используются на занятиях возможности Интернет, вплоть до проведения вебинаров;

  • учащиеся знакомятся с представителями Инфобизнеса, получают от них рассылки и участвуют в бесплатных обучающих программах;

  • школьники побывали на экскурсиях на предприятия по выбранным профилям своих бизнес-проектов;

  • психологические качества, необходимые будущему предпринимателю формируются в процессе работы над выбранными бизнес-проектами, общения и встречами с предпринимателями, а также на тренингах;

  • школьники общаются с успешными представителями бизнеса, а представители бизнеса становятся их наставниками и консультантами.

В конце обучения по программе «Основы предпринимательской деятельности» будут составлены Индивидуальные карты динамики развития психологических качеств личности, характеризующих способность к предпринимательской деятельности по каждому из участников Школьных компаний - школьников 7-9-х классов лицея № 55 и сделаны выводы об эффективности курса. Индивидуальные карты также помогут спланировать работу со школьниками в профориентационном плане.


На конечном этапе обучения есть все основания полагать, что показатели качеств личности, характеризующих способность к предпринимательской деятельности и мотивацию к занятиям предпринимательской деятельностью у школьников 7-9-х классов в лицее № 55 станут выше.
Учитывая, что реализация учебной программы «Основы предпринимательской деятельности» находится на среднем этапе, окончательные выводы сделать пока еще рано.

Но, принимая во внимание промежуточные показатели и реальные достижения учащихся, можно сказать, что первоначальная гипотеза о том, что обучение предпринимательству через максимально приближенный к реальной жизни учебно-деловой практикум, в котором школьникам отводится ведущая активная роль и ответственность за свои решения и настоящие деньги, при наставничестве со стороны успешных предпринимателей, повышает мотивацию к занятию предпринимательством, способствует выработке истинно предпринимательских качеств и дальнейшему самоопределению молодого человека как предпринимателя, подтвердилась.



Литература


  1. Учебное пособие «Прикладная экономика»: Пер. с англ./ Межрегион. обществен. орг. «Достижение молодых – Junior Achievement Russia». – 3-е изд., перераб. и доп. – М: Артель-сервис, 2003.




  1. Сборник заданий «Прикладная экономика»: Пер. с англ./ Межрегион. обществен. орг. «Достижение молодых – Junior Achievement Russia». – 3-е изд., перераб. и доп. – М: Артель-сервис, 2003.




  1. Основы предпринимательства. Рабочая тетрадь./ МОО «Достижения молодых». – М.: ООО «Поли-экспресс» 2005. – Пособие для учащихся по практикуму «Школьная компания».

4. Интернет-ресурсы: http://www.iblfrussia.org/programmes/current/detail.php?ID=290



следующая страница >>