Поэтому при формировании личности, необходимо сочетать гражданскую, правовую, политическую культуру и ощутимый вклад должна внести и - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Изменения в проект перспективного развития школы на основе национальной... 3 418.38kb.
6. Современная концепция организации производства 1 95.04kb.
Объяснительная записка 1 87.04kb.
Старообрядчество самаро-саратовского поволжья второй половины XIX... 2 426.18kb.
Формирование антикоррупционного мировоззрения школьников Методические... 4 926.77kb.
Начальная школа является важнейшим звеном в системе непрерывного... 1 71.91kb.
34. Элитарная и массовая культура: общее, особенное, единичное Элитарная... 1 141.25kb.
«Школа духовно нравственного становления личности» 4 498.41kb.
Учителя информатики СивцаВ. Н 1 120.86kb.
Вхождения английских слов в лексику русского языка очень актуальна... 1 135.95kb.
Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько... 1 88.77kb.
Вопрос Предмет науки игпзс. Место науки в системе юридических наук 1 155.54kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Поэтому при формировании личности, необходимо сочетать гражданскую, правовую, политическую - страница №1/1

Программа гражданско-патриотического воспитания «Гражданин» для учащихся 5-11 классов

1.Актуальность проблемы.

В современных условиях одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования является модернизация и развитие гражданского и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Поэтому при формировании личности, необходимо сочетать гражданскую, правовую, политическую культуру и ощутимый вклад должна внести именно современная школа. 2010 год стал годом начала проведения инициативы президента «Наша новая школа». Ее суть - в создании школы, способной раскрывать личностный потенциал детей, воспитывать в них интерес к учебе и знаниям, стремление к духовному росту и здоровому образу жизни.

Воспитание гражданина является общей целью образовательной системы России. Эта цель нашла отражение в Законе РФ «Об образовании» и в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010годы».

2. Анализ проблем.

Гражданственность как черта личности заключает в себе внутреннюю свободу и уважение к государству, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства, проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности и формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Чувство патриотизма у юного гражданина- это не только результат его знаний о своем Отечестве, это сложившийся внутренний образ, который становится регулятором его собственного поведения и критерием оценки поведения других людей.

Целью раздела программы по гражданско-патриотическому воспитанию в школе является создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, установками, мотивами деятельности и поведения.

Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:

· повышение качества функционирования системы гражданско-патриотического воспитания;

· развитие форм и методов гражданско-патриотического воспитания на основе новых информационных технологий;

· формирование у учащихся ответственности, гражданской активности, стремления к самореализации;

· воспитание толерантности;

· формирование чувства гражданского долга;

· формирование чувства любви к Родине, уважения к ее истории, культуре, традициям, нормам общественной жизни.



3. Концепция раздела программы.

Гражданско-патриотическое воспитание в школе – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки учащихся к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха.

Программа предполагает взаимосвязь таких понятий как «гражданское образование» и «патриотическое воспитание». Работа по гражданско-патриотическому воспитанию осуществляется через организацию учебных занятий, проведение внеклассной и внеурочной работы. Основной формой учебной работы остается урок, который в воспитательной системе становится воспитательным комплексом, где интегрируются воспитательные воздействия в целостный воспитательный процесс. Поэтому для повышения воспитывающего характера обучения целесообразно:

- усилить гуманитарную направленность всех учебных дисциплин: в традиционные предметы включить материал помогающий детям понять себя, мотивы своего поведения, отношения к окружающим, проектировать свою жизнь.

- использовать активные формы и методы образовательной деятельности, ее открытости, разнообразие учебно-методических материалов, форм и приемов учебной и внеучебной работы, развивающей знания и навыки, повышающие социальную и культурную компетентность личности.

Воспитательная система охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение, влияние социальной и предметно-эстетической среды.






ГБОУ СОШ с. Новодевичье



Общественные организации



Учреждения физической культуры и спорта



Учреждения социальной защиты



СМИ, школьная газета



Администрация м/района Шигонский, учреждения культуры



Центр занятости



Учреждения здравоохранения



Центр «Семья»


4. Основные направления гражданско-патриотического воспитания.

Основные направления гражданско – патриотического воспитания в школе сформированы на основе базовых направлений, выделенных в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010годы»:



  • Духовно- нравственное. Осознание учащимися в процессе гражданско-патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.

  • Историко – краеведческое. Система мероприятий, направленных на познание историко - культурных корней, осознаний неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе, формирование знаний о родном селе.

  • Гражданско – правовое. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга; воспитывает уважение к государственной символике.

  • Социально – патриотическое. Направлено на активизацию духовно- нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.

  • Военно –патриотическое. Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.

  • Спортивно-патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.

  • Культурно-патриотическое. Направлено на развитие творческих способностей учащихся через приобщение их к музыкальному фольклору, устному народному творчеству, миру народных праздников, знакомство с обычаями и традициями русского народа.

Для успешной реализации программы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся в школе созданы следующие условия:

- в школе создана воспитательная система, основанная на взаимоуважении, взаимной ответственности всех участников образовательного процесса и конструктивном взаимодействии и сотрудничестве педагогического, ученического и родительского сообщества;

- функционирует система дополнительного образования;

- разработана система традиционных общешкольных мероприятий и творческих проектов;

- развивается работа музея «Поиск»;

-развивается военно-патриотический клуб «Виктория»;

- развивается школьное ученическое самоуправление;

- используются новые подходы к организации воспитательного процесса и внедряются современные технологии в процесс патриотического воспитания.

Гражданско-патриотическое воспитание в школе включает в себя три возрастные ступени, каждая из которых имеет свои методологические особенности.

В начальной школе ведущей формой деятельности является игровая, введение детей в мир русской культуры, содействие принятию ими нравственных ценностей: единства человека и природы, любви к родной земле, трудолюбия, милосердия и т.д. Курс «Окружающий мир», внеурочная деятельность, спортивные секции позволяют воспитать в детях основы национального самосознания и достоинства, чувство уважения к своей истории, культуре, традициям, к внутреннему миру человека и в итоге формируют осознанное патриотическое чувство. Ведь именно этот возраст наиболее восприимчив для усвоения ценностей общества, развития творческих способностей и нравственных норм. На первой ступени начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества, развиваются коммуникативные способности ребенка, которые позволяют ему интегрироваться в сообщество. А решение одной из главных задач образования на данном этапе - развитие творческого потенциала младшего школьника - помогает сформировать личность, способную внести свои вклад в жизнь страны.



Вторая ступень (среднее звено) продолжает формирование систему ценностей и установок поведения подростка, помогает приобрести основные ключевые компетентности, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе. Учащиеся вовлекаются в общественно-полезную деятельность. На этом этапе стержнем гражданского образования является формирование уважения к закону, праву, правам других людей и ответственности перед обществом. Работа в данном направлении реализуется посредством коллективно - творческих дел, ролевых игр, творческих проектов, школьного музея.

На третьей ступени (старшая школа) углубляются, расширяются знания о процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей, происходит познание философских, культурных, политико-правовых и социально-экономических основ жизни общества, определяются гражданская позиция человека, его социально-политическая ориентация. Задача реализуемой на данном этапе программы состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности учащиеся совершенствовали готовность и умение защищать свои права и права других людей, умели строить индивидуальную и коллективную деятельность по различным направлениям, формировали здоровый образ жизни. Интегрированный характер курсов обществознания, краеведения позволяет учащимся усвоить наиболее актуальные обобщенные знания о человеке, обществе, об основных областях общественной жизни. На таких занятиях подростки приобретают опыт освоения основных социальных ролей (члена семьи, гражданина, избирателя, собственника, потребителя и т.д.). Традиционными в школе стали участие старшеклассников в олимпиаде по избирательному законодательству, участие в работе школы актива и др.



5.Основные формы работы по реализации раздела программы.

Содержание гражданско-патриотического воспитания основывается на соответствующих формах воспитательной работы:

- Тематические классные часы;

- Ведение курса обществознание с 5 по 11 класс;

- Проведение экскурсий по школьному музею и посещение музеев района и округа;

- Работа школьного пресс – центра ( выпуск школьной газеты «Перемена» );

- Изучение истории своей семьи, семейных традиций;

- Изучение народных традиций и обычаев, истории своего села, школы;

- Кружковая работа;

- Проведение общешкольных мероприятий;

- Проведение акций «Живая память», «Ветеран живёт рядом», «Мы помним о Вас», встреч с ветеранами ВОВ и участниками боевых действий в горячих точках;

- Экскурсии по городам России;

- Военно- спортивная игра «Зарница»;

- Участие в конференциях, конкурсах, смотрах.



6.Механизм реализации раздела программы.

Механизм реализации программы основывается на совершенствовании методов работы школы и всех заинтересованных сторон, в целях обеспечения влияния на процесс воспитания, консолидации и координации деятельности.



Направление

п/п

Мероприятие

Сроки

Ответственные

Научно –методическое обеспечение

1

Систематизация нормативной базы (федеральные программы, образовательные программы, программы дополнительного образования, методические письма и др.)

2011-12г.

Администрация, руководители МО.

2

Изучение позитивного опыта деятельности ОУ района, области, России по организации и содержанию гражданско-патриотического воспитания

2011-12г

Руководители МО гуманитарного цикла и классных руководителей

3

Использование программного обеспечения «Краеведение»

2011-2015

Заместитель директора по УВР

4

Проведение семинаров: Права человека в современном мире; Социально-гражданская компетентность

2013-2014

Заместитель директора по УВР

5

Представление позитивного опыта учителей-предметников и классных руководителей

2014-15

Заместители директора по УВР

Работа с учащимися

1

Развитие гражданско –правового сознания на уроках.

2011-2015

Учителя- предметники

2

Проведение тематических классных часов по курсу «Граждановедение»

2011-2015

Классные руководители

3

Знакомство учащихся с выдающимися гражданами России, села, района, области.

2011-2015

Классные руководители

4

Проведение военно-патриотической игры «Зарница»

Ежегодно

Заместитель директора по ВР

5

Проведение предметных декад

Ежегодно

Заместители директора по УВР


6

Участие в районных и областных смотрах и конкурсах

Ежегодно

Заместители директора по УВР, ВР

7

Проведение экскурсий

Ежегодно

Классные руководители

8

Проведение месячников, посвящённых «Дню защитника Отечества», «Дню защиты детей»

Ежегодно

Февраль


май

Заместитель директора по УВР

Учитель ОБЖ

Классные руководители


9

Организация проектной и научной деятельности «Моя родословная», «Наша Школа »

Ежегодно

Заместитель директора по ВР

10

Организация школьного самоуправления

2011-2012

Заместитель директора по УВР,


11

Организация работы военно-патриотического клуба «Виктория»

Постоянно

Учитель ОБЖ

12

Проведение районной ежегодной краеведческой конференции «Люблю тебя, мой край родной!»

Ежегодно


Администрация, учитель истории

Работа с родителями

1

Проведение родительских собраний

Ежегодно

Администрация

2

Привлечение родителей к участию в общешкольных мероприятиях

Ежегодно

Классные руководители

3

Участие родителей в организации экскурсий

Ежегодно

Классные руководители

7. Ожидаемые результаты

Оценка результативности реализации программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, которые выступают в качестве обобщенных оценочных показателей.



Критерии:

  • Наличие социального положительного опыта;

  • Наличие устойчиво-положительной гражданской позиции;

  • Участие учащихся в общественной деятельности школы, а так же в деятельности общественных организаций;

  • Сформированность интеллектуального потенциала личности;

  • Сформированность нравственного потенциала учащихся;

  • Сформированность основ коммуникативных навыков.