Подлинную историю - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Подлинную историю - страница №1/1


«Фольклор земли улейской», Маркова Татьяна Вампилоновна, учитель бурятского языка и литературы МОУ Улейская СОШ Осинского района


Подлинную историю

трудового народа нельзя

знать, не зная устного

народного творчества.

М.Горький
Издавна человек заботился не только о пропитании и жилище, он стремился понять окружающий мир, сравнивал различные явления, создавал новое в природе и в своём воображении. Плоды многовековых наблюдений и раздумий народа, его мечты и надежды воплощались в художественные образы преданий и легенд, пословиц и поговорок, загадок, сказок и песен. Так народ создавал своё искусство, свою поэзию.

Фольклор занимает важное место в традиционной духовной культуре бурят. Устное народное творчество бурят всегда было сильнейшим оружием воспитательного воздействия на подрастающее поколение, ибо помогало формировать нравственные идеалы, определяло эстетический облик народа, передавало новым поколениям его коллективную мудрость, его культуру, служило средством объединения людей вокруг общечеловеческих ценностей. Именно в произведениях устного народного творчества сохраняются и передаются нравственные ценности бурятского народа.

Историческая ценность фольклора в том, что он является духовной биографией народа, поэтической летописью его многовековой жизни. Различные явления природы и общественной жизни в сознании древних людей олицетворялись в образах добрых и злых существ, помогавших человеку или вредивших ему. Люди всегда мечтали о победе над злыми силами, верили в победу над ними. Этой верой обусловлены победы сказочных героев над чудовищами и злыми волшебниками. Сказочные герои, бесстрашные и настойчивые в достижении цели, и их приключения восхищали людей, пробуждали в них добрые чувства и ненависть ко всему тёмному, корыстному, несправедливому. Боевая жизнь былинных богатырей напоминает о героическом и трудном прошлом бурятского народа, воспитывает в людях гордость за свою родину, любовь к ней.

Фольклор даёт не только историческую картину духовного развития бурятского народа. В произведениях всех его жанров раскрывается неповторимый характер народа. Мужественный, сильный, – по былинам и историческим песням; хитроватый, насмешливый и озорной – по бытовым сказкам; весёлый, задорный и неунывающий – по плясовым и шуточным песням; грустный, глубоко чувствующий и переживающий – по лирическим песням; мудрый, наблюдательный, остроумный – по пословицам – таков бурятский народ во всем его величии, простоте и красоте.

Жанры фольклора появились не в одно время. Одни из них зародились в эпоху родового строя (сказки, загадки, обрядовые песни), другие возникли в классовом обществе (былины, частушки, исторические и лирические песни). Позже появились новые виды жанра фольклора, такие как анекдоты, сиюминутные были, тосты. У бурятского народа всегда было много талантливых певцов и сказителей, мастеров меткого и живого слова. Однако ни одни они участвовали в творческом процессе. Созданный однажды текст былины или сказки не оставался неизменным. В исполнении других людей он изменялся, переделывался. Каждое поколение вносило что-то новое. В устах различных исполнителей изменения были неодинаковы, поэтому возникали варианты одной песни, сказки, и т.д. Таким образом, фольклорные произведения являются коллективными по созданию, исполнению и по выраженным в них взглядам и представлениям.

Необходимо помнить, кто мы и откуда мы родом, наша святая обязанность знать историю своей родины, историю своих предков. И где, как ни в произведениях народного творчества сполна можно почерпнуть все исторические знания, события. Поэтому не случайно изучение и сбор фольклора как фактор приобщения их к традициям устного народного творчества коренного бурятского народа.




ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

Пословицы и поговорки знакомы каждому из нас. Как убедительно и красиво звучит речь, если человек подкрепляет свои мысли пословицей или поговоркой! Пословицы и поговорки очень близки между собой. Они различаются тем, что первые обычно выражаются самостоятельным законченным предложением, а второе входит в предложение как отдельные его части. Создание запоминающего образа в коротком изречении, краткость и в то же время глубокий смысл, доходчивость оказывают более сильное нравственно-воспитательное воздействие, чем самое строгое нравоучение.

* * * * *

Тамти татаhан табан наhа дутуу,

Арти уhан арбан наhа дутуу.
* * * * *

Гол голи нохойн дуун ондоо,

Газар дайдайн зан ондоо.
* * * * *

Мухар тYгэсэг – ойн бог,

Муу изы – гэрэйн бог.
* * * * *

Голомтогой гахай тарга барихабой,

Голомтогой басаган хадамда гархабой.
* * * * *

Мал хулоороо,

Хун хэлээрээ.

ЗАГАДКИ

Загадки, как и пословицы, дошли до нас из глубокой древности. Они в своём возникновении связаны с тайной условной речью первобытных племён. Наличие такой речи обусловлено было взглядами первобытных людей, которые считали, что вся окружающая их природа и живые существа понимают человеческую речь. Для того чтобы скрыть свои намерения от тех животных, на которых люди собирались охотиться, либо от вымышленных хозяев леса или реки, где они хотели промышлять, первобытные охотники, рыболовы пользовались особыми придуманными словами, считая, что смысл их понятен лишь им одним.

Всякий человек, живший в таком первобытном коллективе, должен был уметь применять тайную речь. Произведения фольклора свидетельствуют, что с помощью загадок проверялись сообразительность и мудрость того или иного героя.

Освободившись в процессе длительной жизни от обрядового назначения, загадки превратились в средство воспитания и развлечения. Они стали занимательными вопросами о предметах или явлениях, которые должны быть названы в ответах – отгадках. Поиски отгадок развивают сообразительность, догадливость, приводят человека к пониманию связей одних предметов с другими и осознанию единства окружающего мир

* * * * *

Галтай могой гасиржа,

Газар дайдые доло эрьебэ.

( поезд)
* * * * *

Yдэрынь гуя уруугаа,

hYниинь нYхэ уруугаа.

( хYшэлгэ)

* * * * *

Залуудаа байгаад Yгэнэм,

Yтэлхэдоо тонгойгоод Yгэнэм.

(самбаар)
* * * * *

Галда дYрхэбэй,

Уhанда урдахабэй.

(хYнэй нэрэ)


* * * * *

Танай – манай хоорондо

поршоонхо хабшуулдашоо.

( хубхэ )



БЛАГОПОЖЕЛАНИЯ

Урда хормойёо

Ашантаа гэшхуулжэ,

Хойто хормойёо

Хонидтоо гэшхуулхэ ябарайт!
Галаа хотойсо тогоо нэрэгты,

Газар хотойсо адаhаа удхэгты!

Хуhан боорин тэхысэр

Хонишо удхэгты

Нараhан боорин нахиисар

Адаhаа удхэгты


Хошортнай зузаан боложо

Хонидтнай олон болог


Мянган елдэ мяхатай байгты

Тумэн елдэ туухэтэй байгты

Орохо таман олон боложо байгты

Таман ехэ боложо байгты


Урхоорэйтнай гараhан

Унин огторго тулажабайг

Уудээрэйтнай ороhон амитад

Hогтожо гарабайг


Традиционные благопожелания содержат в себе свод общественных и нравственных правил. Благопожелания весьма популярны в народе, они активно употребляются в повседневной жизни. Взрослые напутствуют малых детей, желая им расти умными и хорошими, крепкими и здоровыми.

Поэзия пестования

В бурятском фольклоре еще мало изучены или совсем не выделена

поэзия пестования.

Колыбельные песенки - это творчество взрослых. На протяжении сотен лет собирались лучшие песенки, такие, под которые дети быстрее засыпали, которые имели особенно подходящее содержание, особое звучание. И мелодии непрерывно шлифовались, улучшались, а все неудачное -отсеивалось.
Баю- баю- баюхан,

Буубэй, буубэй, буубэйхэн,

Баабайн буубэй ообэйдоо,

Баабай орондоо.

Ууртай нохой уудэндээ

Буубэйн баабай хунжэлдоо,

Баабайн буубэй ообэйдоо.

Буубэй, буубэй, буубэйхэн,

Баю-баю-баюхан.
Дразнилки

Дразнилки отражают негативные моменты в восприятии детьми окружающей действительности. Жизнь детей пробуждает в их душе и сознании не только радостные, веселые, счастливые переживания. По разным причинам и поводам ребенку свойственны такие же сильные чувства и переживания, как и у взрослых. Это могут быть чувства огорчения, обиды, неприязни, даже ненависти, злости, агрессии.

Издавна народная мудрость давала выход отрицательным эмоциям ребенка в слове. В звуковых и ритмических сочетаниях слов. В сопровождающих их движениях, прыжках, гримасах - дразнилках.

Народная дразнилка всем своим строем предназначена для того, чтобы поставить на место обидчика, высказать свое мнение, отношение к неприятным отклонениям в поведении, привычках, во внешнем виде. Без дразнилок игра и жизнь ребенка неполноценны.

Дразнилки – комический жанр. В нём речь идёт об отклонении от нормы, подчёркивается несоответствие чего– то чему – то, нарушение обычного порядка вещей, образа действий или внешности.

Вот некоторые из дразнилок:


* * * * *

Барнаак – тарнаак

модон бартаа,

баруун хYлын

хухраад унаа.
* * * * *

Вандяа – Мандяа


* * * * *

Шалхагар Шаандя


* * * * *

Базырка - пузырка

В дразнилках основана нравственная норма игры. Дети, использующие дразнилки, предупреждают товарища о совершенном им промахе в игре, о плохом поступке. Так как осмеянию с помощью дразнилки может подвергнуться каждый, она позволяет видеть ту черту, за которой оканчивается предупреждение и насмешка, и начинается издевательство. Дразнилка учит детей умению подмечать плохое, несправедливое, некрасивое.
ПЕСТУШКИ И ПОТЕШКИ

Пестушки – песенки и стишки, которыми сопровождают первые сознательные движения ребёнка. Это «детский фольклор» предназначен для того, чтобы развлекать и забавлять ребят. Они нередко отражают картинки будничного трудового быта. Потешки – песенки и стишки к первым играм ребёнка с пальцами, ручками и ножками.

Перебирая по очереди пальчики ребёнка, приговаривают:

Бад балай,

бадан – тохой,

тохойн тобшо,

толи баатар,

шэгшуудэй.



заговоры и другая заклинательно-колдовская поэзия
Деревенские считают, что заговоры используют при болезнях людей и животных и в других опасных случаях жизни. Есть заговоры на удачу на охоте и в рыбной ловле, сборе грибов и ягод, на счастливый путь и т.д. существуют заговоры и заклинательные от тоски, чтобы исчезли тревоги и дурное настроение.

1.Унеэнэй хухоо убдэхэдэ:


Баабгайн hабараар хухынь эльбэжэ:

“Хабдар хари, хабдар хари,

гэдэргэ хараа бэер арли”

гэжэ хэлээд, гурба дахин нёлбохо.

2. Найтаахада:
Бурхан уршоо!

Бутын шэнээн hахал урга!


Проклятья
* * * * *

Адаhайтнай шоно эдижэ байг,

Араатыетнай ада эдижэ байг.
* * * * *

Алаараа Ангара бу байлга,

Амаараа аймаг бу бодхоо.

Мир заговора и проклятья очень опасен – в нём существуют различные и многообразные «порчи», «оговоры», «завидлости» и т.д. Цель таких заговоров, проклятий – испортить жизнь человека, разлучить людей. К сожалению, всё чаще в наше время именно «чёрными» заговорами пользуются люди.




песни

Бурятская народная поэзия складывалась и развивалась на протяжении многих веков. Один из её жанров песня, которая отражает жизнь и труд простых людей, их духовный склад, специфику национального характера. Песни являются самым распространенным видом устной народной поэзии, которые поют все и взрослые, и молодые, в труде и в отдыхе, в играх и на гуляньях.


Исторические песни
Шоно баатарай дуун.

Хуhан хуhан модоной

Холбоо набшань гайхалтай,

Хун тайжа баабаймний

Гэнэн тэнэгынь гайхалтай.
Шэнэhэн шэнэhэн модоной

Шэлбэ набшаhынь гайхалтай

Галдан ахымни

Хобууша худалшань гайхалтай.


Шоно баатарай hамганай дуун.
Бори дээрэ байхадаа,

Богдойн хуухэн бэлэйлби,

Боориhон буугаад ошоходоо,

Богоолой шэбэшхэн бэлэйлби.

Хада дээрэ байхадаа,

Хаанай хуухэн бэлэйлби,

Хадаhаа буугаад ошоходоо,

Харатанай шэбэшхэн бэлэйлби


Семейно-бытовые песни
Хухэрэн байгша хубшэмнай

Хутэлоороо харгытый.

Хугшэн буурал эхэмни

Хунхинэн дурсажа ,hуубал даа.


Харлан байгша хадамнай

Хаяагаараа харгытай.

Хайратай буурал эжымни

Хадуреажа hуубал даа.


Буhэ андалдан
Улан торгон буhыезаньядаад абабаб.

Урихан hайхан уроорhоотнай

Уроориин хубалдааад абабаб.
Сагаан торгон буhыетнай

Сасагын заньядаад абабаб.

Сарюун hайхан уроорытнай

Уроориинь хубаалдаад абабаб.



Трудовые песни
Хадаяа хормойе хахалжа,

Хадахаар таряаяа ургуулая.

Шууяса хахалха

Колхозой трактор яс.

Боориёо хормойе боронойлжо,

Боодолгоор таряаяа ургуулая.

Шууяса хахалха

Колхозой трактор яс.

Уулаяа хормойе хахалжа,

Улеэеэ таряаяа ургуулая.

Шууяса хахалха

Колхозой трактор яс.

Шэнэ газараа хахалжа,

Шэниисэ таряаяа ургуулая.

Шууяса хахалха.

Колхозой трактор яс.


Дайнай уеын дуунууд

Улаан гали дулэндэ

Унин хойшоо сохюулаа.

Улаан Армиин хусэтэйдэ

Гермаан хойшоо сохюулаа.

Халуун гали дулэндэ

Хойшоо унин сохюулаа.

Улаан Армиин хусэтэйдэ

Япоон хойшоо сохюулаа.
Хара мориной хусэтэйе

Хада дабаанда мэдээб.

Боро мориной хусэтэйе

Боори дабаанда мэдээб.


Улаан галай хуштэйдэ

Унин хойшоо хабуулаа.

Улаан сэрэгээ хyшээндэ

Гермаан хойшоо сохюулаа


Припев:

Восток-Запад шууюулhан

Генерал-майор Балдынов.

Амур далайн эрьедэ

Улаан сэрэг часовой.

Улигеры

Большой интерес вызывает изучение улигеров, которые представляют собой вершину устной поэзии бурятского народа. Защита родного очага, народа, подданных, своего имущества от вражеских посягательств, борьба за суженую, является ведущей темой большинства героико-эстетических произведений. Богатство содержания, изобразительная красочность слова, его древняя сила и мощь, стройность повествования всегда пленяли и очаровывали людей, привлекали к улигерам внимание ученых и собирателей фольклора.

Огромный интерес и гордость у детей вызывает повествование о том, что наша Улейская земля воспета в героическом сказании бурят «Абай Гэсэр», где упоминаются пятиглавая гора Таряты, гора Орголи. По преданию, стоя у подножия древней горы Удактай, Гэсэр пустил стрелу, пронзившую Лобсоголдой Хара мангадхая. На месте падения кусочка земли, прилипшей к стреле, образовалась гора Орголи. А там, куда вонзились при падении когти Лобсоголдой Хара мангадхая, образовалось пять сопок,

появилась гора Таряты ( Таряатын табан хушуун ). На месте падения позвонков чудовища выросли лиственницы, которым сейчас свыше тысячи лет. Эту местность мы называем « Шэнэhэн».


Также величаво стоит гора Удактай, видная с любой точки просторной Осинской долины. С вершины гор виднеются далекие Восточные Саяны. О наших великолепных местах сложены такие строки:Yндэр ехэ Удактайн толгой униржа, толотожо харагдана, сэбэр ногоон шэнэhэднай ургэн голдоо hубирна. (Вершина высокого Удактая, клубясь в облаках, виднеется, зеленые лиственницы наши выстроились в широкой долине).

Не было ни одного столетия, когда бы бурятскому народу не приходилось сражаться с любителями поживиться за счёт других земель. И в этой борьбе улигеры играют значительную роль. Ещё с детства они воспитывают в каждом из нас чувство патриотизма, преданности своей стране, гордость за свой народ и его героев.
Сказитель земли улейской – улигершин Алексашка Балдакшинов
Фольклор - творчество по природе своей коллективное, основанное на историческом опыте, миропонимании и художественном мышлении народа. В массе носителей фольклора всегда жили и творили многие «безымянные» сказатели, которые несли не только функцию эстафеты в процессе сохранения и передачи навыков и знаний, но, участвуя в коллективных фольклорных и обрядовых действах, накладывали свою индивидуальную печать на исполняемые произведения, привносили нечто своё из личного знания и навыков. Был известен далеко за пределами Осинской долины улигершин Исашка Балдакшинов, житель Улея, живший в конце ХIХ - начале ХХ вв.

СКАЗКИ, ЛЕГЕНДЫ И ПРЕДАНИЯ

Особую роль в воспитании подрастающего поколения играли сказки. Сказки воспитывают человека всю жизнь. Можно говорить о роли сказок в становлении норм, правил, поведения, взаимопонимания между людьми, их единство в борьбе со злом и несправедливостью, глубокую веру в победу добра. Сказки занимали значительное место в жизни трудового человека. Герои сказок, воплотившие в себе лучшие качества народа и осуществлявшие различными способами его мечты и желания, воспитывали в человеке его достоинства, пробуждали надежды и стремления к жизни лучшей, счастливой, красивой.


Легенды и предания подразделяются на космогонические (о сотворение вселенной, неба, земли, первых людей), этиологические ( о происхождении растений, животных, огня, разных вещей и предметов, о культурных героях и т.д.), генеалогические ( о происхождении племен и родов и их прародителях), топонимические (о происхождении географических объектов), исторические (о событиях когда- либо имевших место в истории; об исторических личностях), о силачах и мэргэнах.
Топонимические легенды
Легенда о происхождении горы Орголи
Промахов не знал могучий Гэсэр,

Стрела всегда летела в цель.

Рука его не дрожала, поверь.

Падал сраженный и враг, и зверь.


Однажды чудовище завелось на земле,

Хитрым и сильным было оно.

Стрела Гэсэра волшебна и остра,

Но пролетела мимо она.


Подъехал богатырь удивленно к стреле,

Поднял и стряхнул землю с нее.

Так появилась гора Орголи

Возле которой живём мы.



Легенда о происхождении горы Таряатын табан хушуун

Есть в Улейской долине

Местность «табан хушуун»,

Что означает « пять пальцев»,

Там пасётся коней табун.

Это пять пальцев злого

Черного богатыря.

Он разорял улусы,

Дрожала под ним земля.
Могучего врага одолев,

Абай Гэсэр –хубуун

Бросил его на землю,

Так появилась гора « Таряатын табан хушуун».


Легенда о происхождении местности «Шэнэhэн»
Возле священной горы Орголи

Появилось чудовище огромной величины,

Не то змея, не то дракон,

Чудовище разоряло все кругом.


Обратились люди к Гэсэру с мольбой

Убить чудовище, вернуть покой.

Страдания людей Гэсэр терпеть не мог,

Спустился с неба и народу помог.


Убито чудовище – испустило дух,

Приняло смерть от богатырских рук.

В месте, где осталось лежать оно,

Выросли лиственницы и стоят там давно.

Живут в памяти поколений генеалогические предания, которые по праву считаются едва ли не самыми ценными в силу заключенных в них сведений о прямых предках по восходящей линии и так называемых основателях родов и племен. Знание родословного древа у бурят являлось давней традицией, передавалось из поколения в поколение. Обычай сохранения памяти о своем историческом прошлом означает не только обращение в прошлое, но и устремление в будущее, так как это передается как эстафета нынешнему поколению. Она является наследием всех поколений, живших в прошлых исторических эпохах. Мы занимаемся изучением родословной, составлением генеалогического древа, собираем легенды и предания, связанные с происхождением рода. У нас в Улее проживают представители нескольких бурятских родов.
Генеалогическое предание об основателе рода «булууд».
Булууда считали чудаковатым, простым и наивным человеком. Однажды он поехал на телеге в лес за дровами. Телега зацепилась осью за дерево, ни взад и ни вперёд. Булууд недолго думая, разрубил ось телеги пополам, пожалев необычное дерево, которое раньше не росло в здешних местах. Это дерево – русская берёза. По преданию береза появилась в Сибири вместе с русскими землепроходцами в начале XVII века. Она имела необычные свойства: крепкая, упругая, прочная и легкая в хозяйстве. Берёза являлась редкостью для здешних мест. Таким образом, Булууд сохранил её. Отсюда пошла поговорка «Булуудаа отолhон Булууд». ( «Разрубивший ось телеги Булууд»).
Генеалогическое предание об основателе рода «муры».

Существует предание о буряте по имени Муры, который приплыл вниз по Ангаре с солнечной стороны Байкала.

В Забайкалье он бросил забеременевшую от него молодую женщину, переплыл Байкал и вниз по Ангаре приплыл к устью Осы, расположился в долине Улея. Здесь он построил из веток жилище. Он догадывался, что в Забайкалье растет у него сын, которого там дразнили «Найденыш ветра», а звали мальчика Мултагы. Мальчик вырос и пошел искать своего отца, заставив мать признаться в том, кто его отец. На двух долбленках он благополучно переплыл Байкал, спустился мимо Шаманского камня вниз по Ангаре, доплыл до устья реки Осы. Приплыв, он увидел человека и окрикнул его. Этим человеком оказался его отец - Муры, который в молодом юноше признал своего сына. Муры привел сына к себе домой. Жилище отца поразило Мултагы своей бедностью. А жил отец тем, что крал у соседей овец и коз, тем самым, добывая себе еду. Но вскоре соседи разоблачили Муры и стали его избивать, но подоспевший на помощь его сын Мултагы, раскидал всех. После этого соседи перестали донимать его отца. Муры, живший 12 поколений назад, является родоначальником рода «муры», потомки которого живут у нас в Улее.

Генеалогическое предание об основателе рода «енгYYд».

Долину реки Осы облюбовали люди из рода «енгут».

Однажды они собрались на свадьбу, среди них была одна вдова, которая должна была скоро родить. Сородичи не хотели брать ее с собой, тогда она убедила их, что не ждет ребенка; было решено взять ее с собой.

По дороге женщине стало плохо. Сородичи оставили ее одну в пустом балагане тунгуса, привязав к дереву ее гнедого жеребца. А сами отправились дальше.

Женщина родила сына. На обратном пути сородичи собой женщину с ребенком домой. Мальчику дали имя Енгут, который стал основателем рода

«енгут»

Легенда о силаче Бухэ Шоболе


Когда –то давным – давно в Улее жил человек необычайной силы, звали его Бухэ Шобол. Его приключения часто приключались в дороге: он, как все люди того времени, много ездил на санях. Одноулусники ставили Бухэ Шобола во главу обоза. Зимы были снежные, зачастую сани утопали в снегу, а лошади завязали в сугробах. Встреча двух обозов на дороге не всегда заканчивалась мирно, доходило до рукопашной. Когда мужики со встречного обоза с кулаками набрасывались на Бухэ Шобола, он молча брал за грудки и легко поднимал над головой. Подержав барахтающегося мужика над головой, бросал его через сани, тут- то обычно мужики догадывались, с кем имеют дело, быстро отворачивали сани с дороги, пропуская знаменитого Шобола.

Легенда о красавице Дуухэй

Когда - то в Улее жила девушка, слывшая непревзойдённой певуньей. Она полюбила сына бедного улейца, но родители отдали ее за нелюбимого в другой улус. Она не захотела жить ним, сбежала к родителям. По законам того времени её вернули мужу, заковали в деревянную колодку и бросили одну в пустой юрте. Девушки всего улуса приходили сочувствовать ей, но ничем не могли помочь. Они восхищались изумительным голосом красавицы Дуухэй. Но смелой и отважной девушке удалось сбежать домой, причём не один раз. И каждый раз её, закованную в колодки, возвращали нелюбимому и ненавистному мужу. А дома её ждал любимый. От безысходности, в знак протеста против беззакония, жесткости того времени, девушка ушла из жизни. Были и другие девушки, которые страдали от неразделенной любви. Они разделили её печальную участь.

В результате появился новый культ «Улеэе олон»(«Улейское множество»), под которым подразумевалась группа из нескольких сотен духов, почитаемыми шаманистами Улея и соседних улусов. С тех пор, по поверью местных шаманистов, каждая трагически умершая красивая девушка, имевшая хороший голос, считалось призванной в число «улейского множества». В результате появилось более трехсот улейских заянок. (заянка – защитница).

На основе этой легенды студенты бурятской национальной актёрской студии ВСГАКИ под руководством режиссёра Саяна Жамбалова поставили драматический спектакль «Улейские девушки».
Фольклор – не только средство познания жизни, поэтический рассказ о ней, но и художественная народная педагогика. С первых же минут своего существования на земле ребёнок оказывался не в хаосе звуков, а во власти слова и музыки, в упорядоченной музыкально – поэтической среде. С фольклорными произведениями дети знакомились в самом раннем возрасте. Нерасторжимость понятий пользы и красоты свойственно фольклору, как и многим видам творчества.

Всю свою жизнь, каждый человек, начиная с рождения, слышит и употребляет разные жанры фольклора. Фольклор – источник правил разумного общежития, способствующих становлению, укреплению нравственного закона в думах подрастающего поколения. Фольклор нужен и есть в младенчестве, в школе, на работе, в обществе, то есть во всей нашей жизни! Фольклор помогает быть нам более весёлыми, жизнерадостными, активными, интересными людьми и делает нашу жизнь более разнообразной!