По географии - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
По географии - страница №1/4

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 45 г. Белгорода»




«Согласовано»

Руководитель МО

___________. (Ф.И.О.)
Протокол № от

« »_______ 2011 г.




«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР МОУ СОШ № г. Белгород

___________ (Ф.И.О.)

«____»____________2011 г.




«Утверждаю»

Директор МОУ СОШ № г.Белгород

__________ (Ф,И.О.)

Приказ № ___ от «___»____2011г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по географии




Автор: учитель географии

первой квалификационной категории

Орехова Оксана Васильевна



2011 – 2012г
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН






Разделы

Количество часов

В том числе

.по программе под ред. Алексеева А.И.

по рабочей программе

практических работ

контрольных работ




Введение

1

1






1.

Раздел1 Пространства России


7

6

1

1


2.

Раздел 2 Природа и человек


38


36

5

2

3.

Раздел 3 Население России

16

15

2

1


4

Раздел 4 География Белгородской области




10




1




Повторение материала

8

2










Итого

70

70

8

5


Пояснительная записка

Календарно-тематическое планирование составлено на основе «Федерального компонента государственного образовательного стандарта (основного) общего образования», Программы основного общего образования по географии «География России. Отечествоведение», 8-9 классы / под ред. Алексеева А.И. 2009г. и Программы основного общего образования по географии «География Белгородской области», 8-9 классы/ авт. Петин А.Н., Сластина Т.В.


Изучение географии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о России во всем ее географическом разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

  • овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения – географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

  • воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране; взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде;

  • применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.



Реализовать поставленные цели предполагается посредством использования

учебно-методического комплекта:
Учебники: 1. «География России». Учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений в двух книгах/ под редакцией А.И.Алексеева. Книга первая «Природа и население. - М.: Дрофа, 2007

2. «География Белгородской области»: Учебное пособие для 8-9 классов общеобразовательной школы. В 2 частях. Часть 1. Природа. Часть 2. Население и хозяйство. - М.: МГУ, 2008



Атлас: «Физическая география России, 8 класс». – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008

Рабочая тетрадь для учащихся:

1. Баринова И.И., В.Г.Суслов «Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт. Россия: хозяйство и экономические районы – М.: Экзамен, 2009

2. Гайворонская Н.И., Голеусов П.В., Лисецкий Ф.Н. и др. Рабочая тетрадь по географии Белгородской области. В 2 частях. Часть первая. – М.: Изд-во МГУ, 2008

Методическое пособие для учителя: Евдокимов М.Ю., Сиротин В.И, Терещенкова В.Г. «География России. Методическое пособие к учебнику «География России» под редакцией А.И.Алексеева. – М.: Дрофа, 2004

Хрестоматия: «За страницами учебника географии, 8-9 классы». Книга для чтения. Составитель К.П.Сергеева. – М.: Просвещение, 1997

Учебные электронные издания: «География России. Хозяйство и регионы» - Образовательная коллекция 1С; «Россия на рубеже третьего тысячелетия» – «Новый диск»; «География. Готовимся к ЕГЭ». - «Просвещение. Медиа»; «Природа России» - «Новый диск»; «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Репетитор по географии, 2007», «Уроки географии Кирилла и Мефодия, 9 класс». – ООО «Кирилл и Мефодий»; «Природные ресурсы и экологическое состояние Белгородской области», электронный атлас.
Рабочая программа рассчитана на 70 ч. в год, из расчета 2 учебных часа в неделю. Из них предусмотрено: 8 – практических работ,(они носят обязательный характер, отметки за их выполнение вносятся каждому учащемуся в классный журнал,), ряд практических работ, предусмотренных программой, носят тренировочный характер (отметки за их выполнения выставляются выборочно, либо по желанию) 5 – плановых контрольных работ, (в рамках подготовки к ГИА и ЕГЭ и выполняются в тестовой форме)

Преобладающей формой учебного процесса является комбинированный урок. Особое место в преподавании географии в 8 классе уделяется формированию новых знаний, обобщению и систематизации имеющихся знаний учащихся, подготовке учащихся к сдаче экзаменов в новой форме по географии. В календарно-тематическом планировании выделена рубрика «Готовимся к ГИА и ЕГЭ», в ней для каждого занятия указаны проверяемые на ГИА и ЕГЭ требования к уровню подготовки выпускника основной общей школы по географии

В рабочую программу внесены изменения: сокращены часы на изучение разделов «Пространства России» на 1час. «Природа и человек» на 2часа, «Население России»на 1час с целью увеличения учебных занятий по разделу «География Белгородской области» , т.е.регионального компонента .Изучение данного раздела позволяет обобщить знания, полученные в курсе изучения «Географии России. Природа и население», а так же способствует отработке практических умений и навыков при проведении тренировочных практических работ.
.
Список литературы
1. Программа основного общего образования по географии «География России. Отечествоведение», 8-9 классы. Авторы: Ким Э.В., Кузнецова Г.Ю., Г.Я.Лисенкова., Низовцев А.А., Сиротин В.И., под ред. Алексеева А.И. (Программы для общеобразовательных учреждений: География. 6-11 классы / сост. Е.В.Овсянникова. - М.: Дрофа, 2009)

2. Программа основного общего образования по географии «География Белгородской области», 8-9 классы/ авт. Петин А.Н., Сластина Т.В. – Белгород, БГУ, 2007

3. «География России». Учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений в двух книгах/ под редакцией А.И.Алексеева. Книга первая «Природа и население». - М.: Дрофа, 2005

4. «География Белгородской области»: Учебное пособие для 8-9 классов общеобразовательной школы. В 2 частях. Часть 1. Природа. Часть 2. Население и хозяйство. - М.: МГУ, 2008



5 Евдокимов М.Ю., Сиротин В.И, Терещенкова В.Г. «География России. Методическое пособие к учебнику «География России» под редакцией А.И.Алексеева. – М.: Дрофа, 2004 Майерова Н.Ю. «Уроки географии. 8-9 классы» Методическое пособие для учителя. – М.: Дрофа, 2004

6 «За страницами учебника географии 8-9 классы». Книга для чтения. Составитель К.П.Сергеева. – М.: Просвещение, 1997

7 В.Я.Ром, В.П.Дронов «Школьный практикум. География России. Население и хозяйство. 9 класс» - М.: Дрофа, 1999

8 Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников основной общеобразовательной школы по географии. 9 класс» - М.: Дрофа.2002 г. и др.

9 Газета «География». - М.: Изд. дом «1 Сентября», научно-методический журнал «География в школе» - М.: Школа-Пресс

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ

( текущий, итоговый) осуществляется следующими образом

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ


Текущий контроль (контрольные тестирования) по темам «Пространства России», «Природа России», «Природно – хозяйственные зоны», «Природопользование и охрана природы», «Население России», «География Белгородской области»

Кроме вышеперечисленных основных форм контроля проводятся текущие самостоятельные работы в рамках каждой темы в виде фрагмента урока.



КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ

ПО ГЕОГРАФИИ
Оценка знаний, умений, навыков предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе.

Исходя из поставленных целей, учитывается:



  • Правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов.

  • Степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений.

  • Самостоятельность ответа.

  • Речевую грамотность и логическую последовательность ответа.


ОЦЕНКА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
ОТМЕТКА «5» - ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса; раскрыто содержание понятий, закономерностей, географических взаимосвязей и конкретизация их примерами; ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретенные знания и дополнительные сведения о важных географических событиях.

ОТМЕТКА «4» - ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный; есть неточности в изложении основного географического материала или выводов, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя.

ОТМЕТКА «3» - ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но неточно определяет понятия и закономерности, затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей, непоследовательно излагает материал, допускает ошибки в использовании карт при ответе.

ОТМЕТКА «2» - ответ неправильный; не раскрыто основное содержание учебного материала; не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, грубые ошибки в определении понятий; неумение работать с картой.

ОЦЕНКА УМЕНИЯ РАБОТАТЬ С КАРТОЙ И ДРУГИМИ ИСТОЧНИКАМИ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ
ОТМЕТКА «5» - правильный и полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности, соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов, самостоятельное выполнение и формулировка выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

ОТМЕТКА «4» - правильный и полный отбор источников знаний; допускаются неточности в использование карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

ОТМЕТКА «3» - правильное использование источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов, неаккуратное оформление результатов.

ОТМЕТКА «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении заданий и оформлении результатов.
ОЦЕНКА УМЕНИЙ ПРОВОДИТЬ НАБЛЮДЕНИЯ В ПРИРОДЕ И НА ПРОИЗВОДСТВЕ
ОТМЕТКА «5» - правильное, по плану проведенное наблюдение, точное отражение особенностей объекта или явлений в описаниях, зарисовках, диаграммах, схемах; правильная формулировка выводов; аккуратное оформление наблюдений.

ОТМЕТКА «4» - правильное, по плану проведенное наблюдение; недочеты в отражении объекта или явления; правильная формулировка выводов; недостатки в оформлении наблюдений.

ОТМЕТКА «3» - допускаются недочеты в проведении наблюдений по плану; выделены не все особенности объектов и явлений; допускаются неточности в формулировке выводов; имеются существенные недостатки в оформлении наблюдений.

ОТМЕТКА «2» - неправильное выполнение задания; неумение сделать выводы на основе наблюдений.



Уровни развития умений

Форма проявления

Показатели сформированности умений выполнять практическую работу

III

(высший)
Отметка «5»



Действия наибольшей сложности, требующие большой самостоятельности в процессе выполнения любого вида работы.

Овладение всеми видами работы (практическая - подбор источников информации, их анализ и сопоставление, демонстрационная, мыленная). Осознание цели работы (изучена инструкция или условия задания, установлен порядок работы, правильно отобраны источники информации). Цель работы достигнута. Установлены необходимые взаимосвязи при проведении работы и отражены в выводе. Оформление работы (устное, письменное и «мысленное») в различных сочетаниях, с практическими действиями осуществлено правильно, полно, т.е. без существенных ошибок.


II

(средний)


Отметка «4»

Неполнота выполнения и оформления работы.

Овладение умениями выполнять практические задания и отдельные виды работы. Взаимосвязь между проведением работы и формулированием выводов осуществлены правильно. Допустимо относительно неполное оформление работы и незначительные ошибки в ходе работы.


I

(низкий)
Отметка «3»



Возможно допущение отдельных существенных ошибок в ходе работы, в ее оформлении.

Овладение только умениями выполнять подбор источников информации. Взаимосвязь при выполнении отбора и выводами выявлена неполно. Допущены существенные ошибки в ходе работы и незначительные ошибки в оформлении работы.


0

(нулевой)


Отметка «2»

Отсутствие практических умений

проявляется в несамостоятельности действий, наличии существенных практических и логических ошибок. При этом без посторонней помощи цель работы не достигается.




Неумение выполнять даже работу по подбору источников информации. Допущены логические ошибки в ходе практической работы. Цель работы не достигнута. Неумение оформить работу без помощи учителя.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

  • основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

  • географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

  • географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

  • специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

  • природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

  • приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

  • составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

  • определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

  • применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;

  • учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

  • наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

  • решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  • проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение (1 час)

Изучение географии как один из способов познания окружающего мира. Главная задача географии - выяснение того, чем живут люди, как они взаимодействуют с окружающей средой и заменяют ее. Уникальность географических объектов. Разнообразие территории России. География и краеведение. Географический взгляд на мир.



Раздел I. ПРОСТРАНСТВА РОССИИ (7 ч)
Россия на карте мира. Доля России в населении и территории мира, Европы и Азии. Географическое положение и размеры территории. Крайние точки территории, ее протяженность. Административно-территориальное устройство России. Субъекты Российской Федерации.

Границы России: сухопутные и морские. "Проницаемость" границ для связей с другими странами.

Россия на карте часовых поясов. Время поясное, декретное и летнее. Часовые пояса на территории России. Взаимодействие разницы во времени на жизнь населения.

Формирование территории России. Расширение территории Московского княжества на север. Присоединение восточных территорий: Поволжья, Сибири и Дальнего Востока. Освоение "Дикого поля". Новороссия. Дальний Восток на рубеже 19-20 вв. Завершение процесса расширений территории в 20 в., перелом в миграциях расселения.

Географическое изучение территории России. Задачи географии на первых этапах освоения новых территорий. Географические описания. Развитие теоретического знания - выявление географических закономерностей. Разработка программ преобразование территории ("Каменная степь" и др.). Современные задачи географии России. Источники географической информации. Роль географии в улучшении жизни людей на староосвоенных территориях.

Практические работы:

1. Обозначение на контурной карте пограничных государств, выделение цветом государств, ранее входивших в СССР.

2. Определение разницы во времени отдельных территорий.

3. Оценка особенностей географического положения России.


РАЗДЕЛ II. ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК (38 ч)

Тема 1. Рельеф и недра

Строение земной коры на территории России. Значение и влияние рельефа на жизнь людей. Возраст горных пород. Геологическое летосчисление. Основные тектонические структуры: литосферные плиты, платформы, зоны складчатости (подвижные пояса) и их роль в формировании рельефа. Геологические и тектонические карты.

Важнейшие особенности рельефа России. Их влияние на природу, хозяйство, жизнь населения.

Современное развитие рельефа. Современные внешние и внутренние факторы рельефообразования. Влияние человеческой деятельности на рельеф Земли. Вулканизм, землетрясения, цунами - опасные проявления внутренних сил.

Рельефообразующая деятельность древних покровных ледников. Моренный и водно-ледниковый рельеф. Вода - "скульптор лика земного". Карстовые процессы. деятельность ветра, влияние хозяйственной деятельности человека на рельеф.

Богатства недр России. Место России в мире по запасам и добыче полезных ископаемых. Минерально-сырьевые ресурсы, их роль в хозяйстве. Месторождения основных полезных ископаемых и их связь с тектоникой и геологическим строением разных районов России. Исчерпаемость минеральных ресурсов. Влияние добычи полезных ископаемых на окружающую среду. Рекультивация земель.



Практические работы:

1. Обозначение на контурной карте главных тектонических структур, наиболее крупных форм рельефа.

2. Установление взаимосвязей тектонических структур, рельефа и полезных ископаемых на основе работы с разными источниками географической информации на примере своего края.

3. I вариант. Характеристика рельефа и полезных ископаемых одной из территорий (по выбору). Оценка возможностей освоения месторождений и использования полезных ископаемых в хозяйстве.

II вариант. Сравнительная характеристика горной и равнинной территорий с выявлением возможного влияния природных условий на жизнь и хозяйственную деятельность людей (Восточно-Сибирская равнина - Урал, Среднерусская возвышенность- Хибины или Северный ,Кавказ).
Тема 2. Климат

Климат и человек. Общие особенности климата. Влияние географического положения и рельефа на количество тепла. Сезонность - главная особенность климата России. Россия - холодная страна.

Основные климатообразующие факторы. Солнечная радиация, суммарная солнечная радиация, их различия на разных широтах.

Закономерности циркуляции воздушных масс. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны. Распределение тепла и влаги по территории страны.

Разнообразие типов климата нашей страны и разнообразие условий жизни людей. Умеренно-континентальный, континентальный, резко континентальный, муссонный, арктический, субарктический климат: районы распространения и основные характеристики этого типа климата.

Агроклиматические ресурсы. Агроклиматическая карта. Требования важнейших сельскохозяйственных культур к климатическим условиям. Агроклиматические ресурсы своей местности. Степень благоприятности природных условий для жизни человека. Значение прогнозирования погоды.



Практические работы:

1. Характеристика климатических областей с точки зрения условий жизни и хозяйственной деятельности. Работа с картой и оценка степени благоприятности климатических условий для жизни населения.

2. Оценка влияния климатических условий на географию сельскохозяйственных культур. Работа с картой, агроклиматическими картами.


следующая страница >>