Планирование на предприятии - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Планирование на предприятии - страница №1/1

Планирование на предприятии.
Лекции – 12 час., курсовая работа.

Планирование являются функцией менеджмента.

В рыночных условиях основные функции менеджмента:



  • планирование

  • организация

  • маркетинг

  • контроль, учет

  • регулирование, стимулирование.

Термин “управление” шире, чем “менеджмент ”, т.к. применяется к разным видам человеческой деятельности: управление техническими механизмами, биологическими процессами, управление социальными системами (государством) и т.д..

Менеджмент применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами на уровне предприятия, функционирующего в рыночных условиях. Менеджмент – это управление предприятием, осуществляющим свою деятельность с целью получения максимальной прибыли и повышения эффективности хозяйствования.



Планирование – самостоятельная наука

Сущность планирования на предприятии заключается в



  • научном обосновании целей развития предприятия и форм его хозяйствования,

  • выборе методов и способов достижения поставленных целей,

  • определении системы показателей, которая должна привести к эффективному использованию ограниченных производственных ресурсов и достижению наилучших результатов.

Предмет планирования – изучение методологии, методов и технологии плановой деятельности.

Методология внутрипроизводственного (внутрифирменного) планирования охватывает совокупность теоретических выводов, общих закономерностей, научных принципов, экономических положений современных требований рынка и научных методов разработки планов.

Методика планирования – совокупность методов, способов и приемов обоснования конкретных плановых показателей, а также - содержание, форма, структура и порядок разработки внутрипроизводственного плана.

Разработка плана должна осуществляться в соответствии с принятой технологией планирования.



Технология планирования -

- регламентирует общепризнанный порядок, установленные сроки, необходимое содержание, требуемую последовательность процедур составления различных разделов плана и обоснование его показателей;



  • регулирует взаимодействие производственных подразделений, функциональных отделов и служб.

Объектом планирования на предприятии является взаимосвязанная система планово-экономических показателей, характеризующих процесс производства, распределения и потребления ресурсов и товаров (продукции).

Предприятия самостоятельно планируют свою производственно-хозяйственную деятельность, прогнозируют развитие предприятия с учетом рыночного спроса, имеющихся ресурсов, получения максимальной прибыли повышения эффективности производства, улучшения качества жизни работников.



Методы. Прежде всего: анализ и синтез, дедукция и индукция.

Индуктивный метод – создание экономической теории и принципов на основе сбора и анализа фактов;- изучение экономических процессов от фактов к теории, от частного явления к общему положению.

Дедуктивный метод или гипотетический – означает формирование новых экономических принципов, положений, начиная с теории, которая затем с помощью фактов подтверждается или опровергается, - от общего к частному, от теории к фактам.

Общенаучные методы: научные, экспериментальные, нормативные, балансовые, системно-аналитические, программно-целевые, экономико-математические, проектно-вариантные.

Принципы внутрифирменного планирования

Сформулированы еще Файолем Анри 5 основных принципов: необходимость, единство , непрерывность, гибкость, точность.



Принцип необходимости планирования означает повсеместное и обязательное применение планов при выполнении любого вида трудовой деятельности. (Труд - целенаправленная деятельность)

Принцип единства планов предусматривает разработку общего или сводного плана социально-экономического развития предприятия. Наряду с общим планом развития предприятия существуют отдельные планы издержек, прибыли, объема производства, продаж и т.д. Все планы должны быть связаны с единым комплексным планом.

Принцип непрерывности планов - процессы планирования, организации и управления производством взаимосвязаны, должны осуществляться постоянно, без остановок.

Принцип гибкости - тема связана с непрерывностью, но предполагает возможность корректировки планово - экономической деятельности предприятия.

Принципы точности - определяется многими факторами: как внешними, так и внутренними. Должна обеспечиваться эффективность производства.

Общеэкономические принципы:

1) системность

2) научность

3) целенаправленность

4) комплексность

5) оптимальность (минимум затрат, максимум прибыли, рентабельности).

6) эффективность

7) приоритетность

8) сбалансированность

9) директивность, самостоятельность

10) равнонапряженность, конкретность, объективность, динамичность, риск и др.

11) преемственность тактичного и стратегического планирования

12) социальная ориентация: безопасность, экологичность; эргономичность

Принцип комплексности – существуют различные подразделения на предприятии, зависящие друг от друга технологически и организационно. Применяются конкретные организационно - производственные структуры управления, системы мотивации и оплаты труда; используются материальные, финансовые и трудовые ресурсы. Хозяйственную деятельность можно охарактеризовать комплексной системой показателей, изменение одного приводит к изменению других. Следовательно, планирование необходимо осуществлять в комплексе.

Принцип эффективности.

Эффект - это затраты : результат



Принцип оптимальности. Предполагает выбор лучшего варианта. Критерием оптимальности могут быть минимальные затраты, максимальная прибыль

Акофф Р. Л.- два положения нового интерактивного планирования:

-принцип участия и принцип холизма ( холизм- целое)

Принципы участия: оказывает активное воздействие персонала на процесс планирования. “Никто не может планировать эффективно для кого-то другого. Лучше планировать для себя – неважно, насколько плохо, чем быть планируемым другим – неважно, насколько хорошо “. Задача плановиков - в стимулировании и облегчении планирования другими для себя. Экономисты - менеджеры должны обеспечить мотивы, информацию, знание, понимание, мудрость и воображение, необходимые остальным категориям персонала.

Принцип холизма состоит из двух частей: координации и интеграции.

Координация - охватывает взаимодействие объектов одного уровня.

Интеграция - между объектами разных уровней.

Принцип координации - устанавливает, что деятельность подразделений одного уровня управления следует планировать не только одновременно, но и во взаимозависимости с другими. ”Неважно, где возникают проблемы,

решить их следует совместно с остальными”.



Принципы интеграции определяют, что планирование не может быть эффективным без взаимоувязки планов на всех уровнях управлениях.

Стратегия и тактика, сформулированные на одном уровне предприятия, часто создают новые проблемы для других уровней.

Сочетание принципов координации и интеграции определяет принцип холизма. Согласно ему ,чем больше элементов и уровней в системе, тем выгоднее планировать одновременно и во взаимозависимости. Эта концепция планирования ”Сразу всеми” противостоит последовательному планированию как сверху вниз, так и снизу вверх..

Классификация видов планирования (планов).

1. По содержанию планов:

- технико-экономические

- оперативно-технические

- социально- трудовые

- снабженческо-сбытовые

- маркетинговое

- финансово-инвестиционное

- сетевое планирование

- бизнес-планирование

- бюджетирование

Каждый из них предусматривает выбор своей системы плановых показателей, характеризующих виды конкретной деятельности, сроки выполнения, конечные и промежуточные результаты.

2. По уровню управления (в зависимости от числа линейных звеньев):

1) верхний уровень управления: фирменное, заводское, корпоративное - относится к планированию хозяйственной деятельности предприятия в целом.

2) средний уровень - цеховая система планирования (планирование на уровне цеха)

3) низший уровень – производственное планирование: на уровне бригады, участка, рабочего места.



3. По методам обоснования.

- рыночное, индикативное;

- директивное, административное или централизованное.

На предприятиях с государственной (федеральной, муниципальной и др, формами общественной собственности) преобладает централизованная или административная система планирования (директивная).

На других предприятиях применяются виды рыночного или индикативного планирования.

Экономическими регуляторами или ориентирами в этих видах планирования служат механизмы свободных рыночных отношений, система взаимосвязаных индикаторов или показателей, а также - централизованные или директивные решения вышестоящих органов.

Индикативное планирование - по существу государственное регулирование цен и тарифов, ставок налогов и %ставок по кредитам.

4. По времени

- краткосрочное до 1 года

- среднесрочное (1:5) и (1:3)- горизонт планирования.

- долгосрочные (5:10) и (3:10)



5.По сфере применения

- межцеховое

- внутрицеховое

- бригадное

- индивидуальное

6. По стадиям разработки

- предварительное – результатом являются проекты планов,

- окончательное - после утверждения план принимает форму закона.

7. По степени точности.

Укрупненное

Уточненное планирование (в зависимости от применяемых методов,сроков,

нормативных материалов)



8. По типам целей:

Планирование может быть: оперативное, тактическое, стратегическое, нормативное.

Три типа задач:

1) задачи, которые необходимо достичь в пределах планируемого периода.

2) цели(вехи), к которым предполагается приблизиться в планируемом периоде или позднее.

3) идеалы - не считаются достижимыми,

но к которым предусматривается приближение.

Оперативное планирование – предусматривает собой выбор средств решения задач, которые поставлены или установлены вышестоящим руководителем, а также являются традиционными для предприятия, например, распределение выпускаемой продукции по объему, номенклатуре, срока, установленным вышестоящим руководителем. Такое планирование- краткосрочное. Основная задача - выбор необходимых средств и ресурсов или выполнение заданных объемов или оперативных задач.

Тактическое планирование – заключается в обосновании задач и средств, необходимых для достижения заранее установленных или традиционных целей. Например, тактическая цель – завоевать лидерство на рынке в ближайшие 5 лет - может быть задана отделу маркетинга руководством предприятия. Отдел должен разработать пятилетний план

по сокращению разрыва между предприятием и существующим лидером на рынке. Далее выбираются необходимые средства достижения поставленных

целей в будущем.

Стратегическое планирование – включает выбор и обоснование средств, задач, целей для достижения заданных или традиционных идеалов.

Например, экономический рост, непрерывное развитие человеческого потенциала, периодическое обновление выпускаемой продукции, выход на мировой рынок. Такое планирование может быть долгосрочным.



Нормативное планирование – требует открытого и обоснованного выбора средств, задач, целей и идеалов. Оно не имеет установленных границ или фиксированного горизонта. В таком планировании решающую роль играет правильный выбор идеала или миссии фирмы.

В зарубежной науке и практике планирования будущего фирмы (корпорации) принято также выделять 4 основных вида временной ориентации или типологии составления планов.

По классификации Р.Л. Акоффа планирование может быть: реактивным, инактивным, преактивным, интерактивным.

Реактивное – ориентация на прошлое,часто приводит к вытеснению продуктов и услуг фирмы не только с внешнего, но и с внутреннего рынка, так как другие фирмы лучше планируют и осваивают конкурентоспособную продукцию

Инактивное – ориентируется на существующее положение и не предусматривает как возвращения к прошлому, так и продвижения вперед. Его основные цели – выживание, стабильность производства (на государственном предприятии). Не способствует росту и развитию.

Преактивное – ориентация на будущее, направлено на осуществление непрерывных изменений в различных сферах деятельности предприятий. Широко применяются достижения науки и техники, но мало используется накопленный опыт. Планирование состоит из прогнозирования будущего и подготовки к нему, осуществляется на предприятиях “сверху вниз”. Начинается с прогнозирования внешних условий, затем формируются цели и стратегия как программа их достижения. Трудности: чем больше горизонт, тем вероятнее ошибки. Эффективно для относительно короткого периода.

Интерактивное – используются все три вида планирования.

_________________________________________________________-



  1. Технико-экономическое планирование

- предусматривает разработку целостной системы показателей развития техники и экономики предприятия в их единстве и взаимозависимости как по месту, так и по времени действия;

- обосновываются оптимальные объемы производства с учетом спроса и предложения;

- выбираются необходимые производственные ресурсы и устанавливаются нормы их использования ;

- определяются конечные финансово-экономические показатели.

2. Оперативно-производственное планирование

- представляет собой последующее развитие и завершение технико-экономических планов предприятия;

- устанавливаются текущие производственные задания отдельным цехам, участкам и рабочим местам;

- осуществляются разнообразные организационно-управленческие воздействия с целью корректировки процесса производства.

3. Бизнес-планирование.

Бизнес-план может рассматриваться как

- инструмент инвестиционных решений: инвестиции в новые направления, модернизацию, реконструкцию;

- объективная оценка хозяйственной деятельности предприятия ( или предпринимательской деятельности);



- основа управления предприятием в рыночных условиях, т.к. бизнес-план дает возможность анализировать проблемы и определять способы их решения.

Рекомендуемая литература по дисциплине» Планирование на предприятии».


  1. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 248с.

  2. Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование. Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2005. – 352с.

  3. Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Учеб. пособие. – М.: Издат дом «Дашков и К0», 2006. – 400с.

  4. Горемыкин В.А. Бизнес план: Методика разработки. 25 реальных образцов бизнес плана.- 4-е перераб.и доп. Изд.- М.:Ось-89,2005 – 592с.

  5. Горемыкин В.А, Бугулов Э.Р., Богомолов А.Ю. Планирование на предприятии. Учебник – М.: Филинъ, 1999. – 328с. Егоров Ю.Н. Планирование на предприятиию-М.: ЮНИТИ,-2002.

  6. Егоров Ю.Н. Планирование на предприятии / Ю.Н.Егоров, С.А.Варакута. – М.: ИНФРА-М, 2001.-176 с.

  7. Ильин А.И. Планирование на предприятии. – Учебник. – Мн.: Новое знание, 2002.-635с

  8. .Пелих А.С. Бизнес-план или как организовать собственный бизнес. – М.: Ось-89,2002.-96.

  9. Царев В.В. Внутрифирменное планирование. – СПб.: Питер, 2002.-496с

  10. Алан Вест Бизнес-план. Учеб.пособие/ перевод с англ. Н.И.Алмазовой и И.Ю.Булиной.-М.:Изд.Проспект.2005,232с.

  11. Бизнес-план инвестиционного проекта: Отечественный и зарубежный опыт. Современная практика и документация. Под редакцией В.М.Попова- М.: Финансы и статистика. 2003.- 432с.

  12. Бизнес планирование.- СПб.: Питер, 2004. 384с.

  13. Бизнес- планирование.: Учебник/Под ред. В.М.Попова С.И.Ляпунова и С Г. Младика 2-е перераб. И доп. – М.: Финансы и статистика.2006.-816с.

  14. Бизнес- планирование.: Учебник/Под ред. В.М.Попова и С.И.Ляпунова. -М.: Финансы и статистика,2003.-672с.

  15. ХанкД.Э., Уичери Д.У., Райтс . Бизнес- прогнозирование. Пер. с англ. М.: Изд. Дом “Вильямс”- 2003. 656с.

http://www.goodstudents.ru/