План-конспект открытого урока в 7 классе на тему «Сатирические страницы Чехова. Рассказ «Хамелеон». Жубоева Марианна Маликовна - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
План-конспект открытого урока по программе: «Техническое обслуживание... 1 72.32kb.
Конспект открытого урока основ регионального развития, проведенного... 1 37kb.
План-конспект Урок географии в 6-ом классе. Учитель гбоу цо №1481... 1 63.54kb.
План-конспект урока географии в 6 классе «Великие географические... 1 89.97kb.
План- конспект урока русского языка в 11 классе 1 59.19kb.
Конспект открытого урока биологии с использованием 1 110.99kb.
План-конспект урока литературы в 9 классе Осень в произведениях русской... 1 137.63kb.
План-конспект открытого урока по русскому языку в 5 1 64.14kb.
Конспект открытого урока в 8 классе по литературе. Урок внеклассного... 1 52.95kb.
План конспект урока литературного чтения в 3 классе. Тема : Составление... 1 45.93kb.
Конспект урока по предмету информационно-коммуникационные технологии... 1 37.6kb.
Ход урока. I. Организационный момент 1 65.21kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
План-конспект открытого урока в 7 классе на тему «Сатирические страницы Чехова. Рассказ - страница №1/1

План-конспект открытого урока в 7 классе на тему «Сатирические страницы Чехова. Рассказ «Хамелеон».
Жубоева Марианна Маликовна,

учитель русского языка и литературы
Цель: помочь учащимся осознать позицию автора и скрытые им в подтексте намёки; понять, что рассказ заставляет не только «смеяться, но и задуматься, как меняют мнение Очумеловы».
Оборудование: портрет Чехова; иллюстрации к рассказам «Толстый и тонкий», «Лошадиная фамилия», «Злоумышленник», «Пересолил»; томик рассказов Чехова, эпиграф.
Никто не понимал так ясно и точно,

как Чехов, трагизм мелочей жизни, никто

до него не умел так беспощадно правдиво

нарисовать людям позорную и тоскливую

картину их жизни

М. Горький

Ход урока.

  1. Организационный момент.


- Здравствуйте, ребята. Тема нашего урока звучит так: «Сатирические страницы Чехова. Рассказ «Хамелеон». Цель урока: осознать позицию автора и скрытые им в подтексте намёки; понять, что рассказ заставляет не только «смеяться, но и задуматься, как меняют мнение Очумеловы».
- Кстати сказать, рассказ – сценка – любимый жанр Антоши Чехонте. Великий русский писатель Л.Н.Толстой писал: «Благодаря своей искренности Чехов создал новые, совершенно новые, по-моему, для всего мира формы писания, подобных которым я не встречал нигде. Язык его удивителен…».

Другой, не менее великий писатель, М.Горький сказал о Чехове так (один из учащихся зачитывает эпиграф). Как вы понимаете слова великого писателя?

- К эпиграфу мы, безусловно, вернёмся. А сейчас проверим домашнее задание.


  1. Проверка домашнего задания (перечитать ранее изученные рассказы, нарисовать иллюстрации к ним; инсценировать рассказ; индивидуальные задания).

- Скажите, когда у вас произошла первая встреча с Чеховым?

- Какие рассказы вам хочется перечитывать неоднократно? Чем это вызвано?

- Хорошо ли мы помним прочитанное. Попробуем перелистать страницы чеховских рассказов. Вспомните, из каких рассказов взяты эти строчки.


  1. «У отставного генерала – майора Булдеева разболелись зубы…» («Лошадиная фамилия»)

(защита учащимися иллюстраций).

2. «На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля: один толстый, другой тонкий…» («Толстый и тонкий»).

(защита учащимися иллюстраций).

  1. «Перед судебным следователем стоит маленький, чрезвычайно тощий мужичонка в пестрядинной рубахе и латаных портах…» («Злоумышленник»).

(защита учащимися иллюстраций).

  1. «Землемер Глеб Гаврилович Смирнов приехал на станцию Гнилушки…» («Пересолил»).

(защита учащимися иллюстраций).

- Молодцы. Спасибо за иллюстрации, за старание.


  1. Работа над темой урока.

  1. На последнем уроке, благодаря вашим сообщениям, мы узнали много интересного об А.П.Чехове. Дома вы должны были познакомиться с рассказом «Хамелеон».

- Я предлагаю вспомнить теорию литературы и ответить на вопросы: что такое юмор и сатира?

( Юмор – это изображение героев в смешном виде. Смех помогает освобождаться от всего дурного, мелкого, пошлого. Юмор, в отличие от сатиры, всегда добрый, весёлый.

Сатира – это высмеивание, разоблачение отрицательных сторон жизни путём изображения их в нелепом, преувеличенном, карикатурном виде. Высмеивая зло, писатель-сатирик утверждает добро).


  1. Словарная работа.

-Прежде чем мы перейдём к работе над рассказом, небольшая словарная работа. Я предлагаю взглянуть на доску.

- Попытайтесь объяснить значение слов, записанных на ней.
Хамелеон – вид ящериц, способных менять окраску в зависимости от окружающей среды; в переносном значении – человек, легко меняющий свои взгляды, убеждения, симпатии.
Конфискованный - отобранный у торговца на базаре.
Городовой – в царской России: низший чин городской полиции.


  1. Инсценировка рассказа «Хамелеон».




  1. Анализ рассказа.

- Внимательны ли вы были при чтении рассказа? Проверим.

- Какой картиной открывается рассказ? Зачитайте отрывок из

текста.

- Что это значит? Очередная дань?

- Найдите в тексте завязку сюжета, зачитайте.

- Как передал писатель «хамелеонство» Очумелова? Найдите в тексте моменты, в которых показаны манипуляции Очумелова с новой шинелью и скажите, с чем это связано?

- В прямом или переносном значении употребляет автор слово «хамелеон», изображая Очумелова?

- А как быть с Хрюкиным, который поднял, как знамя, свой палец и стыдливо опускает его при смене ситуации?

- Что смешного в жалобе Хрюкина? Каков он?

(Он невежественен, корыстолюбив, жесток, деспотичен, холопски вежлив).

- К чему Чехову «толпа» в рассказе?

(Она сначала безучастна к судьбе пострадавшего, затем она смелеет, «подливает масло в огонь», потом «хохочет над ним».

- О чём говорят фамилии действующих лиц?

- Найдите в тексте кульминацию, зачитайте.

- А теперь послушайте этот же отрывок в переводе на балкарский язык. (Один из учащихся зачитывает самостоятельно переведённый отрывок).

- Найдите в тексте развязку, зачитайте.

- Почему автор назвал рассказ «Хамелеон»?

- С какими уродливыми явлениями борется автор в этом рассказе? Как?

- Как вы думаете, рассказ «Хамелеон» можно назвать юмористическим или сатирическим? Почему?

- Современна ли тема рассказа? Встречаются ли в нашей современной жизни Очумеловы, Хрюкины?

- Какой вывод вы для себя сделали?


  1. Обобщение урока.

- Вот мы и перелистали ещё одну страницу чеховских рассказов. В который раз мы убедились в многогранности писательской деятельности Чехова. Наша сегодняшняя работа позволила глубже понять юмор и сатиру чеховского рассказа, тревогу автора за те общественные явления, которые обнажены в «Хамелеоне» и других произведениях писателя.

- Ещё раз подумаем и скажем, какие человеческие недостатки, пороки высмеивает автор в своих рассказах?

( Лицемерие, хамство, чинопочитание, корыстолюбие, невежество, деспотизм, хамелеонство).

- Прав ли был М.Горький, когда сказал…( зачитывается эпиграф урока)?

- Юмор и сатира Чехова доставляет нам художественное наслаждение и сегодня, так как чеховский юмор всегда современен. Язык его прост и краток, он избегает подробностей. Но главное, что соблюдает писатель, это чувство меры, что безусловно является свидетельством таланта и высокой культуры самого писателя.
V. Домашнее задание: написать свой “чеховский» рассказ.