План исследования - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
План исследования - страница №1/1

План исследования.
Теоретической моделью эмпирического исследования является следующая схема взаимосвязей внутренних факторов и измеряемых переменных (см. схему 1).

Внутренний фактор уровня сохранения (А) зависит от двух основных типов оснований: когнитивных и социально-психологических. Среди когнитивных мы выделили следующие три: уровень освоения принципа сохранения (D), уровень независимости от "диктата восприятия" (В) и уровень способности обращать внимание на нужную информацию (G). Обсуждаемый в п. II.2. фактор «разная привычность когнитивных стратегий» отдельно не выделяется, поскольку, на наш взгляд, он конкретизируется в переменных D, B и G. Среди социально-психологических оснований выделены два фактора: уровень осмысленности трансформационных манипуляций взрослого в задачах на сохранение (F) и уровня интенсивности «социоэмоциональной установки» (С). Причем зависимость А от С не линейная, поскольку С имеет две основные формы, которые прямопротивоположно влияют на А. Первая форма (С1) условно названа «просоциальным поведением», а вторая (С2) – «протестное поведение».

Влияние разных форм С на А зависит от общей выраженности этой установки (ее интенсивности), от преобладания одной из форм, от контекста задачи (X0) и от когнитивной освоенности принципа сохранения (т.е. когнитивного уровня В). При низком владении принципа сохранения уровень «социоэмоциональной установки» может влиять лишь на показатели, связанные с "эмпирическим сохранением" (т.е. по ответам, но не по обоснованиям), поскольку верное обоснование требует владение принципа (хотя как указывалось в связи с понятием «псевдосохранение» в п... связь является не жесткой). Уровень независимости от «диктата восприятия» и частично другой когнитивный фактор (внимание к релевантной информации) репрезентируется измеряемой переменной «уровень ПНЗ (поленезависимости)» (X1). Общий уровень «социоэмоциональной установки» (X2) в нашем исследовании репрезентируется измеряемой переменной «социальная классификация».

При достаточно высоком уровне В (и представляющей его измеряемой переменной X1) высокий уровень формы С1 может способствовать повышению уровня сохранения в условиях «ясного» смысла действий взрослого, проводящего задачу на сохранение, или, наоборот, уменьшить этот уровень, в ситуации «непрозрачности» этого смысла. В нашем исследовании более ясным смыслом характеризуется экспериментальное задание задач на сохранение, а менее ясным – стандартная форма этих задач. Форма С2 по влиянию на А является прямой противоположностью С1 – при ясной осмысленности действий взрослого она может уменьшать уровень сохранения, а при «непрозрачности» повышать. С другой стороны, при очень высоком значении В и D значение С может уже не влиять, или влиять лишь при очень больших значениях, поскольку в когнитивном плане задача на сохранение становится очень простой. Измеряемой переменной представляющей С1 является переменная баллов по фактору «ТВ — тревожность по отношению к взрослым» (X3) из перечня факторов карт Стотта, а для С2 – «ВВ — враждебность по отношению к взрослым» (X4).

НП является осмысленность трансформационных манипуляций в задачах на сохранение, которая задается двумя формами подачи задачи на сохранение (X0) – стандартной и экспериментальной.

ЗП является уровень сохранения (А), который репрезентируется измеряемой переменной Y (показателями сохранения).



Схема 1. Связи между внутренними и измеряемыми переменными.


Схема 2. Связи между измеряемыми переменными



Обозначение в схемах 1 и 2.

Внутренние переменные:

А – уровень сохранения,

B – уровень независимости от «диктата восприятия»,

C – общий уровень «социоэмоциональной установки»,

C1 – уровень «просоциального поведения»,

C2 – уровень «протестного поведения»,

D – уровень освоенности принципа сохранения

F – уровень осмысленности преобразований в задачах на сохранение

измеряемые переменные

G – уровень внимания к релевантной информации


Измеряемые переменные:

X0 – контекст подачи задачи: стандартный/экспериментальный (НП),

Y – показатели сохранения (ЗП),

X1 – уровень поленезависимости,

X2 – показатель «социальной» или «смысловой» классификации,

X3 – уровень тревожности по отношению ко взрослым,

X4 – уровень враждебности по отношению к взрослым.
Эмпирические гипотезы:

Гипотеза 1. Когнитивные факторы выполнения задач на сохранение более связаны с «логическим сохранением», а социально-психологические — с «эмпирическим».

Гипотеза 2 (экспериментальная). Уровень сохранения зависит от уровня осмысленности трансформации в задаче на сохранение.

Гипотеза 3. (квазиэкспериментальная 1) Уровень сохранения зависит от взаимодействия выраженности «социоэмоциональной установки» и степени осмысленности трансформации в задачах на сохранение.

Гипотеза 4 (квазиэкспериментальная 2). Уровень сохранения зависит от взаимодействия формы «социоэмоциональной установки» и степени осмысленности трансформации в задаче на сохранение.

Гипотеза 5. У младших школьников по сравнению с дошкольниками уменьшается связь между социально-психологическими факторами и уровнем сохранения.

Методы исследования:

Многофакторный квазиэксперимент по интраиндивидуальной схеме, в котором применялись следующие методики:



Первая серия:

  • 4 вида классических задач Пиаже на сохранение,

  • методика «включенной фигуры» для дошкольников Г. Уиткина,

Вторая серия:

  • по 3 вида классических и видоизмененных задач Пиаже на сохранение

  • разработанный вариант методики классификации «Выбрать два сходных рисунка из трех».

На протяжении обоих серий воспитателям и учителям давался на заполнение сокращенный вариант карт Д. Стотта.
В качестве результатов выполнения задач Пиаже фиксировалось значение 4 показателей сохранения. Начисление баллов по каждому из показателей сохранения происходило по следующей процедуре:

  1. количество правильных ответов составляет количество баллов по показателю «сохранение по ответам»;

  2. количество правильных ответов при правильном обосновании суммируется в показатель "сохранение по обоснованию";

  3. количество правильных ответов без правильных обоснований образовывает количество баллов по показателю "эмпирическое сохранение";

  4. баллы по показателю "тестовое сохранение" образовывается по принципу теста САК начислением по одному баллу за каждый правильный ответ и за каждое из правильных обоснований.