Перспективы российско-турецких отношений - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Вопросы к экзамену по курсу "мэо" для студентов 2 курса факультета... 1 22.45kb.
К концепции взаимодействия России с Китаем 1 242.22kb.
Возникновение и развитие двусторонних отношений между Кыргызстаном... 1 199.56kb.
Общество дружбы, культурных и деловых Российско Туркменский Дом связей... 1 72.63kb.
Тезисы лекций по теме: современные модели международных отношений 1 71.14kb.
Перспективы метафизики. Классическая и неклассическая метафизика... 20 2733.34kb.
Международное право. Перечень вопросов для государственного экзамена 1 70.36kb.
Министерство высшего и среднего специального образования рсфср 9 3411.38kb.
Учебный план, 22 часа лекций Государственное регулирование туристской... 1 37.24kb.
Две крупные державы Евразии, Китай и Россия, прошли долгий путь развития... 1 118.1kb.
Реферат на тему: перспективы использования информационных технологий... 1 266.46kb.
Выбор и структурирование индикаторов регионального инновационно-устойчивого... 1 106.78kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Перспективы российско-турецких отношений - страница №1/1

Андрей ВИДЯЙКИН

ННГУ им. Н.И.Лобачевского (Нижний Новгород, Россия)

ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ

BILGESAM


2010

Прежде всего, хотелось бы сказать, что в современной России делается особый акцент на российско – турецкие отношения в контексте активной ближневосточной политики России. Очевидно, что современная Россия нуждается в сильных союзниках на Ближнем Востоке, а нынешняя ситуация показывает, что Турция является наиболее удобным и перспективным государством региона. В данном контексте Россия будучи «великой державой» стремится выстраивать максимально динамичные и взаимовыгодные отношения, справедливо полагая, что успешная «игра на чужом» поле возможна только при условии, что государство учитывает не только свои интересы, но и интересы партнеров, поэтому Российская внешняя политика совершила очень серьезный прорыв в последние годы.

Что касается основных направлений российско – турецкого сотрудничества, то на мой взгляд наиболее приоритетными направлениями являются:


  • Экономическое сотрудничество

  • Энергетическое партнерство

  • Кооперация в культурной сфере

  • Сотрудничество в области образования и науки

Каждое из вышеупомянутых направлений делится на ряд аспектов, но они будут приведены по ходу исследования.

Есть смысл упомянуть, что сейчас мы видим очень динамичное развитие двусторонних связей, подталкиваемое тем, что Турция, в свою очередь, заинтересована в поиске нового стратегического союзника в мире, учитывая похолодание в отношениях с Израилем, и как следствие, с США. Современное турецкое руководство также крайне заинтересовано сотрудничать с Россией во всех сферах, так как Россия готова заключать серьезные инвестиционные контракты и работать во имя общей выгоды, что не очень хотело делать американское правительство. Важно понять, что мы не говорим о том, что Турция перестает играть важную роль для США, а подчеркиваем тот факт, что Турция теперь отстаивает лишь свои национальные интересы, что сближает ее именно с Россией, так как точек соприкосновения у наших стран становится все больше. Итак, теперь по порядку.

Необходимо в данном контексте подчеркнуть особую и основополагающую роль Смешанной межправительственной Российско – Турецкой комиссии по торгово – экономическому сотрудничеству, последнее заседание которой имело место перед историческим визитом Д.Медведева в Турцию в весной 2010 года. По результатам заседания комиссии был принят документ, имеющий исключительную важность для обеих стран и регламентирующий дальнейшие торгово-экономические отношения двух стран.

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО:

Основными аспектами экономических отношений однозначно являются:

- Прямой товарооборот между Россией и Турцией

- Интеграция турецких компаний в российскую экономику

- Сотрудничество в области транспорта

- Сотрудничество в космической сфере

- Таможенное сотрудничество

- Развитие сотрудничества в области туризма

- Деятельность межправительственных и межведомственных организаций

- Отмена краткосрочных виз


  1. ПРЯМОЙ ТОВАРООБОРОТ МЕЖДУ РОССИЕЙ И ТУРЦИЕЙ

В 2008 году товарооборот составлял порядка 35 миллиардов долларов, но из-за влияния мирового финансового кризиса к 2009 году он сократился на 40%. По данным Федеральной таможенной службы РФ в 2009 году товарооборот составил 19,6 миллиардов долларов, в том числе российский экспорт составил 16,4 миллиарда долларов, а импорт – порядка 3,2 миллиардов. Как показывают цифры, главной проблемой российско – турецкой торговли остается несбалансированность экспорта и импорта. Очевидный дисбаланс в сторону России удается частично компенсировать доходами от туризма, а также доходами турецких компаний, которые переводят деньги на турецкие счета. По оценкам экспертов, это может составлять порядка 5 – 5,5 миллиардов долларов ежегодно. Революционный прорыв в торговых отношениях же имел место в мае 2010 года после официального визита президента РФ Д.Медведева в Турцию. По итогам визита было подчеркнуто принципиальное стремление увеличить товарооборот между странами до 100 миллиардов долларов в течение ближайших 5 лет, что сделает Турцию и Россию крупнейшими торговыми партнерами. Кроме того, 12 мая 2010 года в Анкаре был подписан ряд важных контрактов на сумму более 25 миллиардов долларов. Это говорит о намерении стран развиваться еще более динамично.

Россия и Турция подчеркнули важность дальнейших совместных усилий по сбалансированию двустороннего товарооборота и диверсификации структуры поставок, а также выразили озабоченность наметившейся в первые месяцы 2009 года тенденцией к снижению темпов роста взаимной торговли в условиях действия мирового финансово-экономического кризиса.



  1. ИНВЕСТИЦИОННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Что касается инвестиционного сотрудничества, то раньше российские инвестиции были направлены на малые и средние предприятия сферы услуг (около 200 миллионов долларов). Сегодня наиболее интересными для России являются сферы мобильной связи, металлургия и энергетика. Сейчас российские инвестиции составляют примерно 4 миллиарда долларов.

Среди наиболее актуальных проектов:



  • Российская компания «Альфа - Телеком» приобрела акции крупнейшего турецкого мобильного оператора «Тюрксель» на сумму в 3,3 миллиарда долларов;

  • Российские компании «ММК» и «Атакаш» приступили к строительству металлургического комбината в г.Искендерун. Объем инвестиций примерно 1,4 миллиарда долларов;

  • Компания «Лукойл» приобрела 100% акций турецкой компании «Акпет» (5% турецкого розничного рынка нефтепродуктов). Сумма сделки 555 миллионов долларов;

  • Компания «РАО ЕЭС» подала заявку на участие в тендере на покупку 2 распределительных электрических компаний «Чорух Электрик Дагытым» и «Османгази Электрик»;

В России присутствуют инвестиции 5 турецких банков: «Зираат Банк», «Япы Креди Москва», «Гаранти Банк Москва», «Денизбанк Москва», «Кредит Европ Москва».

Также принципиально важным является тот факт, что Россия и Турция начинают торговать в национальных валютах, а 2 турецких банка уже официально проводят операции в рублях. Российская и турецкая стороны надеются на продолжение данного процесса.



  1. СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ТРАНСПОРТА

В области автомобильного транспорта сотрудничество осуществляются на основе Соглашения о международном автомобильном сообщении между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики от 7 сентября 1998 года. В настоящее время в этой области существует диспаритет (на направлении Россия-Турция турки обслуживают 56% перевозок, россияне-7%, а 37%- водители третьих стран). Для исправления этой ситуации российская сторона предлагает изменить бонусную систему выдачи разрешений для достижения к 2010 году доли российских перевозчиков до 40 %, а к 2011 году достичь паритета. Однако, турецкая сторона пока всячески уклоняется от решения данной проблемы.

  1. СОТРУДНИЧЕСТВО В КОСМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ

6 августа Россия и Турция подписали меморандум о сотрудничестве в космической сфере, сообщил РИА Новости глава Роскосмоса Анатолий Перминов.

Документ предусматривает сотрудничество по таким областям, как дистанционное зондирование Земли, навигационные системы, в том числе и ГЛОНАСС, а также совместное создание спутников.

Кроме того предусмотрено сотрудничество в научной сфере и сфере телекоммуникаций.

Для реализации договоренностей и выработки конкретных решений создается российско-турецкая рабочая группа, в состав которой с российской стороны войдут специалисты Роскосмоса.

Сегодня идет разговор о запуске турецкого космического аппарата с помощью российской ракеты – носителя. Кроме того, в настоящее время ведется работа по созданию юридической базы для подобного рода сотрудничества.


  1. ТАМОЖЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

В целях налаживания информационного обмена между таможенными службами России и Турции был подписан Протокол между Федеральной таможенной службой (ФТС России) и Таможенным департаментом Турецкой Республики об упрощении таможенных процедур от 18 сентября 2008 года, закрепивший договоренность о реализации пилотного проекта, который будет распространяться на товары, перемещаемые авиационным транспортом через аэропорт Внуково в рамках процедуры «Упрощенный таможенный коридор» (УТК).

С целью практической реализации подписанного Протокола руководитель ФТС России А.Ю. Бельянинов в ходе девятого заседания Межправкомиссии по торгово-экономическому сотрудничеству (МПК) в августе с.г. провел переговоры в Анкаре с руководством Таможенного департамента Турецкой Республики. В рамках встречи были затронуты вопросы информационного обмена в рамках УТК, было подтверждено согласие продолжать первую стадию пилотного проекта между аэропортом Внуково (Россия) и аэропортами им. Ататюрка и Сабиха Гёкчен (Турция).



  1. РАЗВИТИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА В ОБЛАСТИ ТУРИЗМА

Активно развиваются контакты в сфере туризма. В 2008 году Турция заняла первое место по посещаемости российскими туристами. В 2008 году Турцию посетили 2,2 млн. (в 2007 году - 2 млн.) россиян. Однако, в 2009 году Турцию посетил 1 миллион 723 тыс. туристов из России, что на 13,2 % меньше, чем за аналогичный период прошлого года, когда в стране побывали 1 миллион 983 тыс. россиян.

В настоящее время Ростуризм и Министерство по делам туризма Турции проводят работу о пересмотре действующего с 1995 года Межправительственного «Соглашения в области туризма».



  1. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

С целью развития и координации двустороннего торгово-экономического сотрудничества в 1992 г. была создана Смешанная межправительственная Российско-Турецкая комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству. Председатель российской части – Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Сечин (с июня 2009 г.), председатель турецкой части - Министр энергетики и природных ресурсов Т. Йылдыз (с мая 2009 г.).

В рамках комиссии действует 5 совместных рабочих групп (по торговле, инвестициям, подрядным услугам и договорно-правовой базе; по энергетике; по транспорту; по промышленности, высоким технологиям и малому и среднему предпринимательству; по туризму). Рассматривается вопрос о создании рабочих групп по сельскому хозяйству, по таможенному и региональному сотрудничеству.

Последнее, девятое заседание МПК состоялось 3-6 августа 2009 года в г. Анкаре (Турецкая Республика) накануне визита Председателя Правительства Российской Федерации В. В. Путина в Турцию, в ходе которого были подписаны Межправительственные Протоколы о сотрудничестве в сфере атомной энергетики, в нефтяной и газовой сферах и ряде других отраслей промышленности. По итогам заседания в качестве приоритетных областей сотрудничества еще раз были отмечены атомная энергетика, судостроительная, авиационная и космическая отрасли, транспортная сфера, промышленная кооперация, взаимодействие национальных рынков капитала двух стран.

Для установления и развития прямых деловых связей между регионами России и Турции в конце 1980-х годов были созданы и действуют Российско-Турецкий деловой совет (с 2004 г. - под эгидой ТПП России) и Турецко-Российский Деловой совет в рамках Комитета по внешнеэкономическим связям Турции (ДЕИК). В их работе участвуют свыше 40 регионов России, более 150 турецких компаний и фирм. Совместное заседание Деловых советов состоялось 26 сентября 2007 г. в Москве, очередное заседание запланировано на февраль 2010 года.

В целях осуществления мониторинга по наиболее актуальным вопросам сотрудничества стороны договорились о проведении регулярных консультаций экспертов в соответствии с Меморандумом между Минэкономразвития России и Госсекретариатом внешней торговли при Премьер-министре Турецкой Республики, подписанным в июне 2007 года. Первая сессия Российско-Турецкого Консультационного Совета по торгово-экономическому сотрудничеству состоялась в декабре 2008 года в Анкаре, по результатам которой был подписан Протокол. Вторая сессия Совета (должна была состояться в мае 2009 г.) по просьбе турецкой стороны перенесена на декабрь 2009 года.

В ходе последнего заседания межправительственной комиссии стороны констатировали начало работы Торгово-экономического Консультационного Совета (далее Совет), созданного в соответствии с Меморандумом между Минэкономразвития России и Госсекретариатом внешней торговли при Премьер-министре Турецкой Республики. В ходе проведенных в октябре 2008 года и в мае 2009 года заседаний Совета состоялся обмен информацией между уполномоченными органами двух стран по наиболее актуальным вопросам двустороннего торгово-экономического сотрудничества.



  1. ОТМЕНА КРАТКОСРОЧНЫХ ВИЗ

12 мая 2010 года Россия и Турция подписали соглашение об отмене краткосрочных виз. Оно распространяется на всех, кто приезжает в Турцию на срок до 30 дней. Ожидается, что данный прорывной документ будет ратифицирован осенью 2010 года и будет полезен миллионам российских туристов, удешевляя отдых и поездки в Турцию. Документ был подписан в ходе официального визита Президента РФ в Турцию.

ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Энергетическая кооперация – важнейший аспект двусторонних отношений. Прежде всего речь идет о сырьевом экспорте в Турцию, но не стоит забывать о ряде турецких проектов по строительству и обслуживанию различного рода объектов, в которых задействована российская сторона.

Наиболее успешными в этой области являются следующие проекты:

1. Участие фирмы «Зорлу» в строительстве Терешковской и Кожуховской ТЭС в Москве;

2. Турецкая компания «Гама» совместно с «Дженерал Электрик» участвует в строительстве 2 ТЭС в Сургуте (стоимость проекта 774 миллиона долларов), а также строительство энергоблока для ТЭС «Шатура» (стоимость проекта 377 миллионов долларов);

3. В России действует более 150 турецких строительных компаний, в основном в Центральном федеральном округе, а также в Поволжье. Турецкие компании крайне заинтересованы в получении тендеров на строительство олимпийских объектов в Сочи;

4. Участие российских строительных компаний в реализации амбициозных турецких проектов:

* Строительство металлургического комбината в г. Искендерун (стоимость проекта 1,7 миллиарда долларов);

* Строительство газораспределительной станции «Сивас»;

* Проект «Мармарай»: строительство гидротехнического тоннеля под проливом Босфор;

* Сооружения ряда газопроводов и мостов;

* Российская компания «Техностройэкспорт» планирует участвовать в строительстве ГЭС «Байрам» и «Балык»;

* Компания «Стройтрансгаз» участвует в тендере на строительство газохранилища под оз. Туз;

* Участие российских компаний в возведении энергоблоков для турецких электростанций «Бойабат», «Демиркапы», «Карги», «Эрик» и «Орханели»;

Среди стратегических проектов необходимо выделить 3 приоритетных для России проекта, поддерживаемые Турцией:


  • Газопровод «Южный поток»

  • Газопровод «Голубой поток - 2»

  • Строительство атомной станции в Аккую

ПРОЕКТ «ЮЖНЫЙ ПОТОК»

6 августа 2009 года В.Путин и Р.Т.Эрдоган подписали в Анкаре документы о сотрудничестве в газовой и нефтяной сферах. В том числе был подписан протокол, предусматривающий строительство в ее территориальных водах газопровода «Южный поток»

Важность "Южного потока" для России заключается в том, чтобы снизить зависимость поставщиков и покупателей газа от стран - транзитеров, в частности, Украины и той же Турции. С Турцией никаких "газовых войн" по украинскому сценарию Россия не вела.

Однако, как неоднократно отмечали эксперты, не принимать во внимание амбиции Анкары, претендующей на роль "моста между Западом и Востоком" и пытающейся повысить свою значимость за счет выгодного географического положения, было бы неразумно.

"Южный поток" пройдет по дну Черного моря из Новороссийска в болгарский порт Варну. Далее две ветки пойдут через Балканский полуостров в Италию и Австрию.

Путин отметил исключительное значение проекта для энергобезопасности Европы и развития российско-турецких отношений. Переговоры были сложными, но стороны сумели договориться даже о самых сложных вопросах, сказал российский премьер.

В то же Турция подписала соглашение по газопроводу Nabucco - по нему газ пойдет в Европу в обход России. В этом проекте она играет роль главного транзитера, и разрешение на строительство конкурентного "Южного потока" в турецких водах выглядит как уступка Москве.

До 10 ноября турецкое правительство должно выдать разрешение на начало строительства газопровода.



ПРОЕКТ «ГОЛУБОЙ ПОТОК - 2»

Также 6 августа 2009 года была достигнута договоренность о строительстве второй ветки "Голубого потока" для экспорта газа через Турцию в страны Ближнего Востока и на Кипр.

Для Турции это означает вступление в ряды важнейшего транзитера углеводородов на Ближнем Востоке.

В рамках этого проекта Россией и Турцией обсуждается совместный маркетинг газа.

Москва и Анкара договорились о строительстве в Турции крупных подземных хранилищ газа. Это позволит обезопасить страну от перебоев с поставками газа, которые та испытывает каждую зиму. Россия пойдет навстречу Турции, увеличив поставки газа в эту страну.

Кроме этого, Россия согласилась поддержать проект строительства нефтепровода Самсун - Джейхан, который позволит транспортировать нефть по территории Турции, минуя перегруженные черноморские проливы Босфор и Дарданеллы. Другие страны, транспортирующие нефть через проливы, пока привлекать не планируется.

Ранее Россия не реагировала на предложения Турции принять участие в этом проекте, но, учитывая согласие по "Южному потоку", пошла на уступки.

Президент "Транснефти" Николай Токарев заверил, что договоренности по нефтепроводу Самсун - Джейхан не отменят реализацию альтернативного проекта Бургас - Александруполис (тоже в обход проливов, но со стороны Балкан).

В консорциуме по его строительству РФ принадлежит 51%, остальное поровну делят Болгария и Греция.

ПРОЕКТ ПЕРВОЙ ТУРЕЦОЙ АТОМНОЙ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ

Также 6 августа 2009 года Россия и Турция подписали протокол об участии РФ в строительстве первой в Турции АЭС. Станция расположится у населенного пункта Аккую на берегу Средиземного моря, недалеко от таких популярных турецких курортов, как Анталия, Мармарис, Белек и другие.

По словам Путина, Россия на тендере по строительству АЭС в Турции предложила цену в два раза дешевле, чем американцы. В мае этого года Агентство по атомной энергии Турции признало тендерное предложение консорциума с участием российских компаний удовлетворяющим всем "технологическим критериям".

После согласования деталей Россия намерена в самые короткие сроки приступить к реализации проекта, заявил Путин, добавив, что в нем заинтересованы обе стороны.

Официальные лица РФ и Турции подписали еще ряд документов - в частности, межправительственное соглашение об использовании атомной энергии в мирных целях и соглашение об оперативном оповещении о ядерной аварии и обмене информации о ядерных установках.

Эрдоган назвал мирное использование атома одним из ключевых направлений энергетического сотрудничества РФ и Турции.

Все это означает, что стороны начали сотрудничать в стратегических областях. Турция в определенной степени этим обременяет себя на некую зависимость от России, понимая, что Россия получит полный контроль над ее ядерными технологиями. Кроме того, станция будет на 100% принадлежать России, а Турция будет лишь покупать электроэнергию, производимую ей. По условиям тендера Россия обеспечивает финансирование, строительство и эксплуатацию АЭС, а турецкое государство - лицензирование и гарантии на закупку электроэнергии в течение 15 лет.

Взаимодействие в энергетической сфере продолжает расширяться. "Газпром" в настоящее время поставляет Турции 63% всего необходимого ей газа (больше поставляется только в Германию и Италию). Объем поставок российского природного газа в Турцию в 2008 году превысил 24,5 млрд куб. м (в 2007 г. – 23,5 млрд. куб. м), в т.ч. 10,5 млрд куб. м – по газопроводу "Голубой поток". Обе стороны заинтересованы в расширении его мощности, в том числе путем прокладки параллельной ему газовой ветки ("Голубой поток-2") и продления ее через территорию Турции в средиземноморском направлении.

Нефти Россия поставляет в Турцию примерно на 1,8 млрд долларов в год, плюс еще на 1,1-1,3 млрд долларов – нефтепродуктов. Турция готовится начать строительство крупного нефтепровода Самсун-Джейхан, проект которого был утвержден еще в 2006 г. Президент Гюль объявил, что "мы хотим вместе с Россией реализовать проект нефтепровода Самсун Джейхан". Ветка в 550-километров должна связать турецкий черноморский Самсун с Кырыккале (15 километров от Стамбула), где она войдет в уже существующий трубопровод Джейхан Кырыккале. Мощность новой "трубы" рассчитана на перекачку 50-70 млн тонн нефти, поступающей из России и Казахстана, в средиземноморский порт Джейхан.

В ходе заседания межправительственной комиссии в мае 2009 года Турецкая сторона выразила желание в пролонгации на 20 лет договора купли-продажи природного газа от 14 февраля 1986 г., срок которого истекает в 2011 года.



СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ

Российско-турецкие связи в культурно-гуманитарной сфере осуществляются на основе российско-турецкого Межправительственного Соглашения о культурном и научном сотрудничестве от 19 июля 1994 года. В сфере гуманитарного сотрудничества действует ряд межведомственных документов, в том числе Протокол о культурном сотрудничестве между Министерством культуры и туризма Российской Федерации и Министерством культуры Турецкой Республики от 6 июля 1992 г., Соглашение о сотрудничестве между Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию и Министерством национального образования Турецкой Республики от 2 ноября 1994 г.

Сегодня практически окончательно согласован и готовится к подписанию проект российско-турецкой Межправительственной Программы сотрудничества в области образования, науки, культуры, молодежных обменов и спорта.

Двусторонние обмены осуществляются в основном по линии непосредственного сотрудничества между ведомствами и организациями культуры обеих стран на коммерческой и некоммерческой основе. Творческие контакты имеют довольно широкий диапазон. Российские художественные коллективы традиционно принимают участие в международных фестивалях искусств в Анкаре, Стамбуле, Бурсе, Ялове, Карсе, международном театральном фестивале стран Черного моря в Трабзоне, международном фестивале оперы и балета в Аспендосе (Анталья). В театрах оперы и балета и консерваториях Стамбула и Анкары, в симфоническом оркестре университета "Билькент" (г.Анкара) в качестве педагогов по долгосрочным контрактам работают российские хореографы и музыканты. Выставки работ современных российских художников регулярно проходят в Анкаре, Анталье, Денизли, Измире, Стамбуле и других турецких городах.

На основе достигнутых министерствами культуры двух стран договоренностей в 2007 г. с успехом прошел Год культуры России в Турции (в церемонии открытия приняли участие Министр культуры и массовых коммуникаций России А.С.Соколов и Министр культуры и туризма Турции А.Коч). В его рамках в крупнейших турецких городах – Стамбуле, Анкаре, Измире, Анталье, Трабзоне и др. было проведено более 20 значимых культурных мероприятий.

В свою очередь, 2008 год был провозглашен Годом культуры Турции в России. Его торжественное открытие с участием министров культуры двух стран состоялось в Москве 8 апреля.

Поступательно развивается сотрудничество министерств образования двух стран. Начиная с 1996 г. Россия ежегодно выделяет государственные стипендии для обучения и повышения квалификации граждан Турции в российских образовательных учреждениях. Турция также выделяет гранты и стипендии российским студентам для научных и лингвистических стажировок.

Развивается сотрудничество на основе прямых связей университетов. Наряду с традиционными контактами (МГУ им. М.В.Ломоносова с Анкарским университетом и Университетом экономики и технологий при Союза турецких палат и бирж) активизируются учебные связи по линии Госуниверситета Санкт-Петербурга с Анатолийским университетом г.Эскишехира и Университетом Гази г.Анкары, в мае 2007 г. подписано соглашение о сотрудничестве между Институтом стран Азии и Африки при МГУ и Средиземноморском университетом г.Антальи. Получают развитие межвузовские связи и на региональном уровне: в октябре 2008 г. делегация Пятигорского лингвистического университета установила контакты с руководством Кавказского университета г.Карса.

В области музейного дела налаживается сотрудничество Государственного археологического музея Антальи с Государственным Эрмитажем и Государственным музеем искусств народов Востока.

Из проведенных за последнее время контактов в спортивной сфере можно выделить состоявшуюся в марте 2008 г. товарищескую встречу по футболу команд депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Великого Национального Собрания Турции. В основном же спортивные связи осуществляются в форме участия российских и турецких команд в различных международных турнирах, проводимых в наших странах. Так, в марте 2009 г. в рамках турнира «Евролиги» состоялись баскетбольные матчи казанского клуба «Уникс» и турецкого «Тюрктелеком», а также встречи волейбольных команд «Московское динамо» и «Тюрктелеком». Помимо этого, российские тренеры и спортсмены активно представлены в турецких спортклубах, а российские команды проводят регулярные тренировочные сборы в Турции.



Подводя итог, мы можем уверенно говорить о том, что российско – турецкие отношения в настоящее время переживают период наивысшего расцвета. Что касается перспектив этих отношений – то я в своей презентации старался подчеркнуть сферы, в которых заключены прорывные соглашении, тем самым показав, что соглашения всегда заключаются на перспективу. Последние события, связанные с визитом российского лидера в Турцию и его заявления показывают, что Россия видит в Турции не только перспективного союзника на Ближнем Востоке. Россия рассматривает Турцию в качестве стратегического партнера в регионе, так как Турция год от года упрочивает свои позиции на ближневосточной арене. Из этого следует, что через несколько лет при условии реализации всех намеченных планов стратегическая ось Москва – Анкара может стать ключевым вектором Евразийской политики.