Передовой педагогический опыт инновационной деятельности внедрение новых информационных технологий и активных форм обучения личностн - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Несмотря на многообразие применяемых в школе форм организации обучения... 1 167.76kb.
Карта инновационной деятельности 1 119.24kb.
Мбоу «Волоконовская сош №1» в течение многих лет активно осуществляет... 7 2135.9kb.
Тема опыта: Влияние проблемного обучения на повышение эффективности 1 260.29kb.
Проект Концепция создания и развития Северо-Восточного федерального... 1 340.4kb.
Направления инновационной деятельности в области модернизации внутришкольного... 1 46.45kb.
Моу средне-Муйская сош, Усть -удинский район, Иркутская область. 1 140.73kb.
«Эффективность инновационной деятельности в муниципальной системе... 1 154.24kb.
1 Итоги реализации Программы развития школы за 2005-2010 г 2 546.96kb.
Тарасова Л. Д. учитель нач кл. Вкк моу танцырейская сош борисоглебский... 1 66.93kb.
Технологии обучения и воспитания детей 5 701.36kb.
Учет библиотечного фонда в образовательном учреждении 1 135.21kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Передовой педагогический опыт инновационной деятельности внедрение новых информационных - страница №1/3

ПЕРЕДОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВНЕДРЕНИЕ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И АКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ


МОУ СОШ № 8 села НАТЫРБОВО Кошехабльский район

Республика Адыгея
2005 – 2008 год

ВНЕДРЕНИЕ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ и АКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ – ОСНОВА ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Актуальность темы:

В настоящее время при определении приоритетов, целей и задач общего среднего образования наибольший акцент делается на воспитании у наших школьников способности ориентироваться в современном мире, на формирование у них гражданской ответственности, правового самосознания, духовности, культуры, что в полной мере соответствует понятию образованности. Образованность – это внутреннее свойство личности, которое развивается под влиянием внутренних и внешних объективных и субъективных факторов, характеризует способность человека к решению жизненно важных задач на основе освоения ими мировой культуры, общечеловеческого опыта.

Особая роль в формировании образованности принадлежит образовательной деятельности, в процессе которой человек меняется сам и оказывается способным к решению более сложных жизненных задач.

Основой требований государства к образованности каждого ученика является образовательный стандарт. Образованность уч-ся является одним из показателей качества образования. Задача школы – предоставить условия для того, чтобы каждый ученик имел шанс на успех. Поэтому педагогический коллектив и администрация школы, работая над повышением качества образованности учащихся, работает над повышением качества образования через внедрение новых информационных технологий и активных форм обучения и воспитания.

Объектом педагогической оценки являются достижения ученика, его успехи и познавательные возможности, т.е., обеспечивается индивидуализация и дифференциация обучения. Это предусматривает системный подход в работе, прогнозирование, моделирование, проектирование; использование методов организации совместной деятельности, разрешение возникающих конфликтов, разных способов оживления урока, привлечение учащихся к активной работе. Активизируется деятельность всех учащихся, включая слабых, «равнодушных», «трудных», с тем, чтобы они были заинтересованы и включены в активную работу.

Объект исследования – личностное развитие и самоопределение учащихся , динамика их образованности в условиях использования новых информационных технологий и активных форм обучения.

Предмет исследования – психолого-педагогические условия личностного развития и самоопределения учащихся, повышения их образованности с учётом использования новых информационных технологий и активных форм обучения.

Гипотеза исследования

Личностное развитие и самоопределение учащихся, повышение их образованности будет успешным, если будут учтены:

- соответствие методов и форм работы – основным целям обучения на каждом этапе;

- соответствие форм и методов особенностям содержания обучения;

- учёт психофизиологических возможностей детей;

- учёт уровня их образовательной и воспитательной подготовленности;

- учёт особенностей групп и коллективов детей и педагогов;

- учёт конкретных внешних условий и возможностей педагогов по использованию различных методик;

- выбор и создание системы диагностики, позволяющей содержательно и объективно интерпретировать результаты;

- разработка системы профилактики затруднений и рациональной коррекционной работы с учащимися;

- готовность педагогов к реализации исследуемых методик и технологий и проектированию авторских технологий.


Задачи исследования:


  1. Провести анализ теоретических исследований и передового педагогического опыта по вопросу использования новых информационных технологий и активных форм обучения.

  2. Выявить уровень подготовленности и степень готовности педагогов к реализации исследуемых методик и технологий, их способности к работе в новых условиях.

  3. Разработать принципы и основные подходы психолого-педагогического сопровождения личностного развития и самоопределения учащихся, повышения уровня их образованности.

  4. Апробировать новые информационные технологии и активные методы обучения на разных ступенях обучения, по различным предметам.

  5. Провести диагностику исследований, обобщить результаты, выявить и распространить передовой педагогический опыт.

Методологической основой эксперимента являются: - современные представления об обобщённых моделях личности (К.К. Платонов, И.П. Иванов, Д. Кеттелл и др.), ЗУНах, способах умственных действий (СУД) самоуправляющих механизмах личности (СУМ), сфере эстетических и нравственных качеств личности (СЭН), сфере творческих качеств (СТК), сфере психофизиологического развития (СПФР (Асмолов А.Г., Беспалько В.П., Дьяченко В.К. и др.)

- учёт возрастных индивидуальных особенностей личности (Крейн У., Лошкарёва Н.А., Фредман Л.М., Волков К.Н. и др.);

- современные научные концепции технологии развивающего обучения (Л.В. Занкова, Д.Б. Элькошина, В.В. Давыдова), личностно-ориентированного развивающего обучения (Н.С. Якиманская), интегрированная технология развивающего обучения (Л.Г. Петерсон) и др.;

- теория и практика организации экспериментальной работы в ОУ (И.Д. Чечель, Т.Т. Новикова);

- материалы «энциклопедии образовательных технологий» и методических рекомендаций по инновационным педагогическим технологиям (Селевко Т.К., Никишина И.В., Коротаева Е.В., Розка В.Ю., Норенко И.Т., Лизинский В.М.)

Этапы эксперимента:


  1. 2005-2006 уч.г.: - определить цели и задачи эксперимента, провести анализ литературы по исследуемой проблеме, разработать организационно-педагогические условия эксперимента;

- провести анализ готовности педагогов к участию в эксперименте; определить круг участников эксперимента и наличие соответствующей учебно-материальной базы.

2. 2006-2007, 2007-2008 уч. годы:

- опытно-инновационная и экспериментальная работа по применению и внедрению новых информационных технологий и активных форм обучения;

- завершение опытно-инновационной и экспериментальной деятельности; анализ и обработка экспериментальных данных, определение перспектив использования исследуемых форм в дальнейшей работе, обобщение и распространение передового педагогического опыта.



Методы исследования: сочетание традиционной и современной систем диагностики (оперативное изучение и оценка, регулирования и коррекция процессов, оценка в виде срезов, системный, структурный, компонентный уровень диагностики), мониторинг и экспертиза.

Предполагаемые результаты:

  1. Профессиональное развитие педагогов:

а) педагогической умелости и техники;

б) педагогического мастерства;

в) готовности к творческой деятельности нововведениям, педагогическому творчеству

г) новаторство и создание авторских технологий, авторского стиля деятельности педагога, авторской системы работы.

2. Совершенствование урока, как содержательной и организационной единицы образовательного процесса, где проявляется мастерство педагога и осуществляется совместная деятельность учителя и учеников, как личностей, как субъектов, как сотрудников

3. Достижение главных целей образования:

а) развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации; готовности к сотрудничеству, развитию способности к созидательной деятельности;

б) достижение обучающимися высоких учебных результатов, общеучебных умений, навыков, способов деятельности и овладение ими ключевыми образовательными компетентностями в различных сферах.

4. Выявление путей и средств гуманизации образования, здоровьесбережения обучающихся и педагогов.

Ответственные исполнители:


  1. Николаенко Н.И. – организационно-методическая и научная составляющая эксперимента – зам. директора по УВР, учитель биологии.

  2. Симохина О.П., Симоненко Т.В. (председатели РМО, учителя химии и русского языка и литературы)

  3. Бурьянова Ю.Е. – пред. МО учителей начальных классов.

ТВОРЧЕСКИЕ ГРУППЫ ПЕДАГОГОВ



  1. Внедрение новых информационных технологий

    1. Симохин А.Д. – директор школы, учитель информатики, математики.

    2. Козенко А.П. – учитель математики.

    3. Николаенко Н.И. – учитель биологии.

    4. Симохина О.П. – учитель химии.

    5. Батырбиева Е.Н. – учитель начальных классов.

    6. Диденко Г.Н. – учитель ИЗО, черчения

  1. Игровые технологии

    1. Девяткина Л.Д. – учитель начальных классов.

    2. Двоеконко Д.В. – учитель начальных классов

    3. Куценко Е.А. – учитель начальных классов

    4. Севергина Т.Н. – учитель физкультуры

  2. Проблемно-развивающие, проектные технологии.

    1. Брянцева Т.С. – учитель истории и обществознания

    2. Кущёва Н.А. – учитель географии

    3. Рясненко Л.Г. – учитель русского языка и литературы

    4. Николаенко О.С. – учитель русского языка и литературы

    5. Симоненко Т.В. – учитель русского языка и литературы

    6. Ефимова Н.П. – учитель трудового обучения

    7. Чернышева Т.В. – учитель истории и обществознания

  3. Нетрадиционные уроки и интерактивные формы

    1. Брянцева Т.С. – учитель истории и обществознания

    2. Чернышева Т.В. – учитель истории и обществознания

    3. Симохина О.П. – учитель химии

    4. Симоненко Т.В. – учитель русского языка и литературы

    5. Рясненко Л.Г. – учитель русского языка и литературы

    6. Николаенко О.С. – учитель русского языка и литературы

    7. Кущёва Н.А. – учитель географии

    8. Забураева Н.А. – учитель немецкого языка

    9. Ляфишева Р.Н. – учитель немецкого и английского языка

  4. Здоровьесберегающие технологии

    1. Бурьянова Ю.Е. – учитель начальных классов

    2. Титоренко О.П. – учитель начальных классов

    3. Фоменко О.В. – учитель начальных классов

    4. Паньшева Л.Н. – учитель начальных классов

    5. Севергина Т.Н. – учитель физической культуры

В буквальном смысле «образование» означает формирование образа хорошо обученного, воспитанного, интеллигентного человека. Ещё В.И. Даль определил образование, как образование ума ( интеллектуальное развитие человека) и образование нравственности (воспитание)

В широком социальном смысле образование – это социально направляемая и контролируемая часть социализации, упорядоченный способ присвоения ребёнком культурных ценностей.

В Законе РФ «Об образовании» дано следующее определение: «Образование – целенаправленный процесс и результат воспитания и обучения в интересах личности, сопровождающийся констатацией достижения человеком определённых государством образовательных уровней».



Развитие человека – это сложный процесс изменения индивида от меньшего к большему, от простого к сложному, от менее сложных форм деятельности к более сложным, от несовершенного к совершенному, движение по восходящей траектории от предшествующего качественного состояния к новому. В основе этого процесса лежат – обучение и воспитание. Эти понятия, в конечном итоге, и определяют образование человека, его становление как социального существа.

Образование определяет жизнь человека, его благополучие, возможность самореализации. От состояния образовательной системы, её способности удовлетворять потребности личности и общества в высококачественных образовательных услугах принципиально зависят перспективы общественного развития в современном мире.

Образование как скрытая система существует в тесной взаимосвязи с другими системами и испытывает на себе их влияние. Поэтому при смене целевых установок в политической, экономической, международной и других системах изменяются цели и установки системы образования.

Сейчас наступил такой момент, когда модернизация в системе образования необходима. При этом речь идёт не о революционных изменениях, которые должны потрясти всю систему образования. Имеется ввиду проектный подход, который означает построение такой последовательности шагов, в которой есть место эксперименту, отработке идей и технологий, их эволюционному распространению.

Понимание стоящих перед школой задач, достаточно высокий уровень научно-теоретических знаний, методологической и методической подготовки, определённая учебно-материальная база, позволили нашей школе создать экспериментальную площадку по внедрению в учебный процесс новых информационных технологий и активных форм обучения, как основы личностно-ориентированного образования.

Целеполагание определило всю деятельность учителей и администрации школы:

• основой образованности являются образовательный стандарт;

•объектом педагогической оценки являются достижения, его успехи и познавательные возможности;

• задача школы – предоставить условия для того, чтобы каждый ученик имел шанс на успех, т.е., индивидуализация и дифференциация;

• системный подход в работе предполагает: прогнозирование, моделирование, проектирование деятельности; использование методов организации совместной деятельности, разрешение возникающих конфликтов, применение разных способов оживания урока, привлечение к активной работе всех, включая «слабых», «равнодушных», «трудных».

Т.о., объектом, предметом и гипотезой исследования становятся личностное развитие и самоопределение учащихся, динамика их образованности в условиях использования новых информационных технологий и активных форм обучения.

На первом этапе эксперимента (2003-2004 уч.г.) проведено создание теоретической и методической базы эксперимента, разработаны организационно- педагогические условия эксперимента; проведён анализ готовности педагогов и учащихся к участию в эксперименте; определён круг участников эксперимента и предполагаемые результаты:



  1. Профессиональное развитие педагогов:

а) педагогические умелости и техника;

б) педагогическое мастерство;

в) готовности к творческой деятельности нововведениям, педагогическому творчеству;

г) новаторство и создание авторских технологий, авторского стиля деятельности педагога, авторской системы работы;

2. Совершенствование урока, как содержательной и организационной единицы образовательного процесса, где проявляется мастерство педагогов и осуществляется совместная деятельность учителя и учеников, как личностей, как субъектов, как сотрудников.

3. Достижение главных целей образования:

а) развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации; готовности к сотрудничеству, развитию способности к созидательной деятельности;

б) достижение обучающимися высоких учебных результатов, общеучебных умений, навыков, способов деятельности и овладение ими ключевыми образовательными компетентностями в различных сферах.

4. Выявление путей и средств гуманизации образования, здоровьесбережения обучающихся и педагогов.

На втором этапе: 2006-2007 учебный год велась опытно-инновационная и экспериментальная работа по применению и внедрению новых информационных технологий и активных форм обучения. Параллельно проводилось исследование путём сочетания традиционной и современной систем диагностики (оперативное изучение и оценка, регулирования процессов, оценка в виде срезов, системный, структурный, компетентный уровень диагностики), мониторинг и экспертиза.

Было создано 5 творческих групп педагогов, участвующих в эксперименте:


  1. Внедрение новых информационных технологий.

  2. Игровые технологии.

  3. Проблемно-развивающие, проектные технологии.

  4. Нетрадиционные уроки и интерактивные формы.

  5. Здоровьесберегающие технологии.

I

Понятие информационной технологии возникло в 70 годах 20 века. Это понятие включает в себя структуры взаимосвязанных процессов переработки информации с применением компьютерно-программных средств. Основными факторами применения НИТ является знание педагогических возможностей НИТ и умения работы с этими средствами; первоочередная значимость мотивов применения НИТ, подготовленность пользователя (педагога и ученика) к их применению.

В МОУ СОШ № 8 37 учителей прошли подготовку к работе с компьютерной техникой; имеется кабинет на 14 рабочих мест. Первоочередные знания по работе с компьютерами учащихся 9,10,11 классов получают на уроках в соответствии с базовым учебным планом. Для учащихся 5-8 классов организованы занятия в системе дополнительного образования. В кабинете информатики создан определенный запас CD- дисков с учебным материалом по разным предметам. В компьютеры введены программы учёта знаний, репетиторы ГЭ, справочные материалы (библиотека Кирилла и Мефодия).

С учётом того, что НИТ – явление в школьной жизни новое и у большинства педагогов самооценка деятельности по использованию НИТ заниженная, включение этих форм в образовательный процесс шло постепенно.

Сначала учителя, совершенствуя навыки работы с компьютером, стали самостоятельно создавать различные дидактические материалы и использовать в классах в печатном варианте. Это разнообразные карточки, тесты, информационные материалы и т п.

Затем на компьютере стали проводить зачётные и контрольные работы. Чаще всех эти формы стали использовать Симохин А.Д. (физика, математика), Симохина О.П. (химия), Николаенко Н.И. (биология). Эта работа вышла за рамки уроков, т.к. необходимо было готовить учащихся 11 класса к ЕГЭ. Во все компьютеры введены КИМы 2002-2006 годов по всем предметам, по которым учащиеся проверялись – на сколько они готовы к этой форме аттестации; кроме вышеназванных учителей, занятия на компьютере стали проводить учителя Козенко А.П.(математика), Кузьмина Т.П., Симоненко Т.В. (русский язык и литература). Наглядность используемых материалов, быстрая выдача результата, возможность проверить, оценить свои знания, выявить пробелы, сравнить с фактическим материалом – делают дальнейшую образовательную деятельность ученика более мотивированной, носят коррекционный характер.

Учителя, имеющие адекватную самооценку работы с НИТ, проводят уроки, включающие использование НИТ, как элемент единого целостного процесса взаимодействия учителя и ученика по достижению конкретного образовательного результата. И поскольку количество таких учителей возросло, составлено расписание работы компьютерного кабинета, в соответствии с которым он и функционирует.

Вот некоторые примеры работы учителей, проводящих уроки в кабинете информатики:

Учитель Батырбиева Е.Н. использует на уроках во 2-м классе программу «Гарфилд», где задания задаются в игровой форме. Например: даётся блок слов – выбрать существительные, глаголы, прилагательные. Если выбор правильный – звучат слова «Молодец», выбор неправильный «Подумай ещё». Задания такого вида «Пунктуация», «Составь предложение», «Придумай рассказ», «Сочинение ст-ние». Кто больше собрал слов «Молодец» - победитель на уроке.

Учитель математики Козенко А.П. при изучении в 8 кл.(алгебра) в 9 кл. (алгебра) тем: «Решение уравнений с помощью графиков», а также «Решение систем уравнений» использует «Графическое построение» в компьютерном классе. В 11 классе при подготовке к ЕГЭ он применяет компьютерное тестирование. В 9-х классах так же прибегает к тестовым заданиям , которые учащиеся выполняют на компьютерах.

При изучении темы «Криволинейная трапеция» в 11 классе также проводит урок в компьютерном классе. В этом случае каждый ученик строит графики и получает криволинейную трапецию, площадь которой нужно найти. При изучении геометрии в 10-11 классах учитель применяет фрагменты «Построения сечения фигуры».

Учитель физики Симохин А.Д. при изучении темы «Тепловые явления» в 8-х классах использую фрагменты «Температура», «Внутренняя энергия и варианты её измерения», «Теплообмен», «Закон сохранения энергии в тепловых процессах» В процессе изучения темы «Электрический ток», «Электрическое поле», «Тепловое, магнитное и химическое действие тока», «Сила тока», «Электрическое напряжение», «Электрическое сопротивление», «Закон Ома», «Параллельное и последовательное соединение проводников», «Работа и мощность тока». При изучении темы «Электромагнитные явления» применяет фрагменты «Магнитное поле», «Постоянные магниты», «Магнитное поле прямого тока», «Магнитное поле витка с током», «Магнитное поле катушки с током». При изучении темы «Световые явления» использует фрагменты «Прямоугольное распространение света», «Отражение и преломление света», «Линзы». При изучении темы «Законы взаимодействия и движения тел» в 9-х классах использует фрагменты «Система отсчёта», «Относительность движения», «Мгновенная скорость», «Ускорение». При изучении темы «Механические колебания и волны» использует фрагмент «Механические колебания и волны». При изучении темы «Строение атома и атомного ядра» использует фрагмент «Физика атома и атомного ядра». При изучении темы «Молекулярная физика» в 10 классе использую фрагменты «Термодинамика и молекулярная физика», «Изотермический процесс», «Изохорный процесс», «Изобарный процесс», «Адиабатическое сжатие и расширение». При изучении темы «Электродинамика» в 11 классе им используется фрагмент «Электродинамика». При изучении темы «Магнитное поле» использует фрагменты «Магнитное поле соленоида», «Зависимость магнитного поля катушки от силы тока», «Вращение рамки с током в магнитном поле». При изучении темы «Электромагнетизм» фрагменты «Односторонняя электрическая проводимость полупроводникового диода», «Зависимость силы тока в полупроводниковом диоде от напряжения», «Электронно-дырочные переходы транзистора», «Термоэлектронная эмиссия». При изучении темы «Квантовая теория электромагнитного излучения вещества» учитель использует фрагмент «Фотоэффект».

Учитель биологии Николаенко Н.И. использует материал CD-диска «Открытая биология», разработанный автором Захаровым, Сониным, Мамонтовым, введённым во все компьютеры. В зависимости от темы и цели урока ею организуется фронтальная работа с проецированием материала на экран через Медиа-проектор, а также групповая и индивидуальная. Так, на уроке в 10 классе по теме «Биосинтез белка» учащимся было предложено повторить материал о белках и нуклеиновых кислотах, затем продемонстрирована модель репликации ДНК с предложением объяснить увиденное с учётом материала повторения. Десятиклассники объяснили особенности ДНК, сущность процесса репликации, назначение и ферментативный характер. Далее они рассматривают таблицу, когда ДНК по перечню на доске объясняют его свойства; устанавливают последовательность событий; изучают на модели и в тексте ход транскрипции и трансляции; выполняют записи в тетради: а) последовательность событий при биосинтезе белка; б) транскрипция – особенность, результат, значение; в) трансляция – I, II, III этапы.

В заключении урока подводятся итоги, делаются выводы о процессах реализации наследственной информации в клетке, уровнях организации репликации, биосинтеза белка, в целом и отдельно – транскрипции и трансляции.

В 11 классе на уроке по теме «Происхождение и начальное развитие жизни на Земле» материал рассматривался, как в информационном плане, так и в контексте выявления историчности процесса путём организации самостоятельной работы с материалом темы, где по предложенным графикам, диаграммам, таблицам и рисункам учащиеся определяли время возникновения того или иного ароморфоза, длительность эр и периодов, условия окружающей среды, эволюционные явления в мире живой природы. Результатом работы явились сведения, внесённые учащимися в соответствующий раздел таблицы по данной теме в тетради.

Ещё более разнообразные формы работы используются при проведении элективных курсов. В частности на занятиях элективного курса «Жизненные циклы» учитель Николаенко Н.И. применяет конструирование и моделирование жизненных процессов на компьютере. Например: «Компьютерное моделирование этапов онтогенеза и процессов ядерных фаз».

На занятиях элективного курса учитель информатики и ИКТ обучает учащихся 9 класса интерактивной презентации с использованием программы по Power Point. «Web – дизайн. Создание Интернет страничек». Большинство учащихся 9, 10, 11 классов оформляют свои творческие работы самостоятельно не только печатанием, но и составлением таблицы, схем, диаграмм, красиво оформляя титульные листы и все страницы работ, с рисунками и открытками, если это соответствует теме работы.

В связи с тем, что в школе есть Медиа-проектор и диски к нему, увеличилось количество медиа-уроков. Учитель Диденко Г.Н. одна из первых оценила образовательные возможности этой формы. DVD-диск «Шедевры русской живописи» включает 33 интерактивных видеоурока. Это «Египетские фараоны, китайские театры, итальянские художники, Эрмитаж, искусство Западной Европы». Учащиеся не только любуются художественными произведениями, знакомятся с биографиями художников, но ещё и каждый самостоятельно фиксирует самое главное из увиденного и услышанного, легко усваивая материал, сами предлагают, что ещё хотели бы посмотреть, услышать, изучить.

Медиа-проектор используется на уроках музыки (учитель Батырбиева С.Т.), начальных классов(Батырбиева Е.Н., Двоеконко Д.В., Бурьянова Ю.Е.) –На уроках же внеклассного чтения широко используется просмотр DVD-фильмов, их обсуждение. Домашнее задание – нарисовать рисунок, подобрать пословицу и придумать вопрос соседу по парте. На уроках природоведения: «Библиотека Кирилла и Мефодия» даётся богатый материал о растениях, животных, природе Земли, родного государства. Очень часто на уроках химии учителе Симохина О.П. по всем разделам использует диски для Мульти-Медиа.

II

2.1. Проблемно-развивающая методика обучения включает в себя обязательные признаки:



- вопросно-ответное взаимодействие преподавателя и учащихся, основанное на системе вопросов (проблемных, информационных), подсказок, указаний, монологических вставок;

- алгоритмические и эвристические предписания деятельности преподавателя и учащихся;

- постановка проблемных вопросов, создание учителем проблемных ситуаций.

Специфическими функциями проблемно-развивающей технологии обучения являются: формирование критического мышления учащихся, формирование умений и навыков активного речевого общения учащихся, формирование положительных эмоций; организация деятельности преподавателя по построению диалоговых конструкций и их реализации в процессе обучения.

Данную форму работы с учащимися используют многие учителя нашей школы. Чаще всего это определённые уроки или фрагменты уроков в общей системе преподавания с созданием различных нестандартных ситуаций: выбор, неопределённость, конфликт, неожиданность, предложение, опровержение несоответствие и другие. Учитель химии Симохина О.П. считает, что

использование проблемных ситуаций на уроках развивает умение разрешать противоречия, а отношения к противоречиям – показатель уровня мышления человека. Например, при изучении темы «Тепловой эффект химической реакции» в начале урока ею демонстрируется опыт: «Берётся два раствора комнатной t0 – HCl и NaOH. Один из учеников убеждается, что растворы имеют t0 окружающей среды. После этого сливаются оба раствора в 3-ю пробирку и даётся возможность ученикам убедиться в повышении t0 полученного раствора. Возникает проблема: за счёт чего произошёл нагрев пробирки? Проблемная ситуация создана и требует решения. Можно переходить к составлению уравнения реакции: HCl + NaOH = NaCl = H2O + 57,4 кДж». Отсюда легко перейти к формированию понятия «тепловой эффект реакции». В теме «Электрическая диссоциация» учитель ставит другую проблему: «Почему ядовитый газ хлор и активный металл натрий могут образовать безвредное кристаллическое вещество – поваренную соль?». «Почему из воды, гасящей огонь, путём разложения получают горючий газ водород и газ, поддерживающий горение – кислород?»

Очень важной задачей учителя химии считает Ольга Петровна выявление одарённых детей и работу с ними. Наблюдаю за детьми с 6-7 класса, беседует с учителем математики, и уже к их приходу в кабинет химии имеет представление об их способностях. Одарённым детям учитель даёт дополнительные задания на логику мышления и дополнительные домашние задания. Работа с этими детьми особенно эффективна во внеурочное время. Чтобы успешно выступать на олимпиадах разного уровня, необходимо работать с литературой, глубоко знать курс химии и не только школьный, но и уметь выполнять химический эксперимент. Таких талантливых ребят Симохина О.П. привлекает к составлению тестов для различных классов различного уровня сложности, к составлению задач разных типов. Проводит с ними эксперименты, не предусмотренные школьной программой, например, титриметрический анализ: метод иодометрии, нейтрализации, перматанатометрии. Хроматографический анализ просматривается на мультимедиа т. к. он не может быть выполнен в условиях школьного кабинета. В школьных олимпиадах принимает участие большое количество детей. Приобщая ребят к углубленным занятиям учитель стремится привить интерес к науке, поиску, эксперименту. А участие в олимпиадах приучает их к собранности, воспитывает волю, чувство ответственности. В работе с одарёнными детьми используются задачи из сборника Г.П. Хомченко, Новожинской, «Задания для подготовки к олимпиадам», Г.А. Савина, «Задачи по химии повышенной сложности» И.И. Семенова, «Решение задач по химии с помощью уравнений и неравенств» Ю.М. Лабий «Международные олимпиады по химии» Будруджак, задания различных олимпиад «Забавная химия» Д. Шкурко, где описаны интересные и доступные эксперименты. Результаты работы с одарёнными детьми неплохие: победителями и призёрами республиканских олимпиад были Денисенко А., Посыльной А., Самусенко А., Кутищев С., Захарова А. В прошлом учебном году учащемися 11 класса Горлачёвой О. и Захаровой А. была проведена исследовательская работа «Менделеев о воздухоплавании», в ходе которой была изучена научная литература библиотеки АГУ. Работа была признана в районе одной из лучших.

2.1. Проектные занятия, которые могут быть частью урока или его нетрадиционной формой, как отличного, так и значительного количества занятий, направлены на воспитание сотрудничества (субъек-субъектных отношений) и культуры умственного, учебно-продуктивного и творческого труда (субъект-объективных отношений). Целью таких занятий является развитие умений управлять своей деятельностью, т.е. самостоятельно намечать свои цели, выбирать партнёров, планировать свои действия, практически реализовывать план, представлять результаты своей деятельности, обсуждать их, самому себя оценивать. Такой подход обеспечивает творческую самореализацию отдельных учащихся и творческих групп.

На уроках повторения учитель Чернышева Т.В. использует поисковые и частично-поисковые формы работы, позволяющие раскрывать причинно-следственные связи между изученным и изучаемым материалом: На уроке «Реформы Столыпина» ставятся вопросы, раскрывающие зависимость между реформами 60-х гг. XIX в. и аграрной реформой в начале XX века. Применяет

вопросы, помогающие использовать изучаемые факты и явления для более полной характеристики уже известных им понятий или же на основе обобщения фактов и явлений усвоить новые понятия.

При изучении темы «Серебряный век русской культуры» учитель проводит беседу с учащимися, в ходе которой задаёт вопросы, требующие установления связей развития культуры с историческими условиями: экономическими, политическими, внутренней и внешней политикой. Вопросы, рассчитанные на установление межкурсовых и межпредметных связей. Изучая экономическое развитие Европейских государств в 1924-1939 г., предлагается учащимся вспомнить, как в эти годы шло развитие в СССР. Учитель использует специальные вопросы по хронологии в последовательности от простых к более сложным:


  1. Назвать дату того или иного исторического события, тематически связанного с содержанием урока. Например: при изучении Конституции СССР 1936 г (IX класс), - вспомнить, когда были приняты первые советские Конституции, а затем показать общие черты и основные отличия первых советских Конституций и Конституции 1936 г.

  2. Требование указать дату события по названному учителем характерному признаку его. Вместо вопроса «Назовите даты Сталинградской и Курской битвы» целесообразно поставить учащимся вопросы: «К какому времени относится период коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны и всей второй мировой войны? Какие крупнейшие сражения этого периода вы знаете? Когда они происходили?

  3. Вопросы и задания, предлагающие учащимся назвать ряд дат, объединённых общей темой и раскрывающих развитие того или иного исторического процесса. Например, на соответствующем по тематике уроке можно поставить вопрос: «Назовите хронологические рамки трёх довоенных пятилеток»

  4. Вопросы, предлагающие учащимся назвать даты однородных событий, происходящих на территории нашей страны и в странах зарубежного мира. Например: «Какие вы знаете буржуазно-демократические революции в России и в зарубежных странах?» «Когда произошли эти революции?».

  5. Вопросы, рассчитанные на установление синхронности событий, происходящих в нашей стране и в зарубежном мире.

  6. Вопросы, стимулирующие повторение периодизации важнейших исторических процессов и событий. Например: «Каковы хронологические рамки основных периодов Великой Отечественной войны Советского союза против фашистских агрессоров?»

Учитель ИЗО Диденко Г.Н. считает, что основы проектирования можно и нужно применять и для того, чтобы облегчить учащимся процесс усвоения новых знаний и выработки новых умений. В 3 классе есть тема «Дружба ослика с цыплёнком» (аппликация). Но для детишек сразу вырезать и наклеить работу очень сложно. Учитель заготавливает шаблоны, на доске- рисунок, как должна выглядеть аппликация (дети зарисовывают его в альбом), затем изучаются шаблоны, сравниваются с геометрическими фигурами. Только после этого дети прикладывают шаблоны, вырезают и наклеивают ослика и цыплёнка на зелёную полянку цветной бумаги. Это очень нравится ребятам, они всегда просят продолжить подобную работу ещё и ещё.
III

Игровые технологии получили в практике школы широкое распространение; они характеризуются наличием игровой модели, сценарием игры, ролевых позиций, возможностями альтернативных решений, предполагаемых результатов, критериями оценки результатов работы, управлением эмоционального напряжения. Игры классифицируются по характеру моделируемой ситуации; по характеру игрового процесса, по способам передачи и переработки информации.

Применяемые игры познавательные, занимательные, театрализованные, игровые, имитационные, компьютерные, игровое проектирование, индивидуальный тренинг, решение практических ситуаций, задач – все это те виды, которые применяет учитель в своей работе

Выбор игры соотносится с особенностями дидактической задачи.

Игровая форма обеспечивает единство эмоционального и рационального в обучении. В процессе игры, вследствие гибкости игровой технологии дети сталкиваются с ситуациями выбора, в которых они проявляют свою индивидуальность. Разработка игры требует высочайшей творческой активности педагога и учащихся. Педагог привлекает учащихся к сотрудничеству и корректирует ход технологического процесса.

Игры на уроках широко применяются учителями всех ступеней обучения.

На уроках-повторениях, чтобы оживить атмосферу и охватить как можно больше количество материала, проводятся викторины и путешествия.

Учителем Николаенко О.С. при изучении очень важной темы в 6 классе «Члены предложения. Повторение» на уроке используется групповая форма работы с учащимися, закрепляются знания и повторения по пройденным ранее темам, вырабатывается умение определять части речи и умение делать синтаксический разбор предложения. Методы и приёмы: исследовательский и репродуктивный, где ребята работают с таблицами, выполняют задания исследовательского характера и задания по развитию речи.

Ход урока

Перед началом викторины класс делится на три команды. На доске вычерчивается табло для занесения результатов. Оглашаются правила викторины и содержание конкурсов.

1 конкурс – «Слова»

Задание: Определить, к какой части речи относятся слова: ручка, быстро, одиннадцать, второй, петь, краска, зелёный, смелый, восемь, списать, купить, себя, линейка, когда, смешно, внимательный, разобрать, тридцать пять, каменный, каждый, кое-кто, и. а, но, что, когда, если, потому что, но, ни, бы, ли, разве, в, на, под, около, из-за, перед, при.

2 конкурс «Предложение».

Задание: Сделать синтаксический разбор следующих предложений.

1) Все вспоминали о прошлом.

2) Десять делится на пять.

3) Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое.

3 конкурс. «Схемы»

Задание: Составить предложения по схеме.

1)

2)



3)

4 конкурс «Допиши»

Задание: на доске - плакат. На нём 1-е и последнее предложения (Наступила весна … Пришли весёлые деньки). Между первым и последним предложениями написаны ключевые слова, которые можно использовать. Необходимо дописать предложения так, чтобы получился связной текст.

Ключевые слова: солнце, деревья, птицы, таять, бежать, греть, тёплый, яркий, радостно.

После каждого конкурса все команды проверяют правильность выполнения заданий. Результаты конкурсов заносятся в таблицу. В конце определяется команда-победительница.

Большой опыт работы по применению игровых форм накоплен учителем Севергиной Т.Н. Например, в начальных классах она проводит народные игры. У детей зрительный рецептор развит слабо, внимание рассеяно. Поэтому для проведения большинства игр в 1-3 классах необходим красочный инвентарь, лёгкий и удобный по объёму. Для бросков лучше использовать волейбольный мяч. Также нужны разноцветные флажки, маленькие мячи, несколько больших мячей, обручи металлические и пластмассовые, скакалки длинные и короткие, мешочки с песком, несколько повязок на глаза, а также всевозможные призы, которые делаем сами с помощью старшеклассников. Необходим и музыкальный инвентарь, который развивает чувство ритма у детей, а также придаёт играм более весёлый и зажигательный характер. Дети 1-3 классов очень активны. Все хотят быть водящими, забывая о своих возможностях, поэтому, водящих назначает учитель, учитывая, способности ребят, или выбирает, водящих путём расчёта, считалки. Водящим также становится победитель прошлой игры. Водящий должен часто меняться, чтобы потребность в активности была удовлетворена у каждого ребёнка. Физическая нагрузка строго регулируется длительностью игры. Она должна быть небольшой, а игры с бегом и прыжками прерывает короткими перерывами. Игры подбираются с учётом задачи урока. Для развития быстроты и ловкости проводятся игры-перебежки, в которых дети после активных движений смогут передохнуть. Эти игры проводятся в основной части урока. Игры с ходьбой и лёгкой гимнастикой, требующие организованности, проводит учитель в начале урока, а в конце в основном игры на внимательность. Подвижная игра развивает ребёнка, но в отличие от физических упражнений, не надоедает ему, благодаря своему занимательному характеру. Это и делает её уроки полезными.

Организуя активную деятельность учащихся, учитель Девяткина Л.Д. (начальные классы) очень ценит дидактические игры. Так, по математике ею используются :

1) Игры, требующие от детей исполнительской деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу.

Например, с помощью «мозаики» учитель показывает детям образец фигуры (ёлочка, домик, вагончик и др.) и даёт детям задание: найти в имеющихся у них наборах подходящие фигуры и составить рисунок. После выполнения упражнения выясняет, какие фигуры использовались. Аналогично проводит учитель игру «Мы строители». Из 6 палочек построить дом, снежинки, ёлочку и т.п.

2) Игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность. К этой группе относится большое число игр, направленных на формирование вычислительных навыков. Примерами таких игр могут служить следующие: «Составь поезд», «Математический тир», «Кто быстрее нарядит ёлочку», «Найди соседей», «Заселяем дом» и др. Так игры «Найди соседей» и «Заселяем дом», «Угадай-ка» помогают детям лучше усвоить тему «Состав числа», которая важна не только в 1 классе, но и в дальнейшем обучении при сложении и вычитании с переходом через десяток.

Кроме этих игр она использует «Числовую горку».

Это пособие очень удобно для устного счёта при изучении чисел первого десятка. При знакомстве с каждым следующим числом и при закреплении пройденного дети видят, что, например, число 6 это 1 и 5, 2 и 4, 3 и 3. Чтобы из числа 6 получилось число 5, нужно из 6 вычесть 1. А чтобы из 4 получилось число 6, надо к 4 прибавить 2.

Устанавливая пособие из плотной бумаги, учитель наклеивает цифры из цветной бумаги, цифры в центре обводятся контуром, по горизонтали каждая пара слагаемых имеет одинаковый цвет.

Очень нравится детям игра «Заселяем дом». На доске выставляется изображение сказочного домика». В окошечко ставится любое число (от 2 до 10). А на этажах дети должны «поселить» жильцов (это животные, птицы) так, чтобы2 соседа вместе составляли то число, которое в окошечке. 5= 2 и 3; 1 и 4; 3 и 2; 4 и 1 и т.п.

3) Огромное внимание уделяется работе над натуральным рядом чисел. Это игры, с помощью которых дети осуществляют преобразующую деятельность. Например, игра «Числа-перебесчики», «По порядку номеров».

4) Игры, включающие элементы поисковой деятельности. Так игра «Угадай-ка» предлагает отгадать число, если оно: Находится между числами 6 и 8, 15 и 17. Какое место оно занимает?

На 1 больше 5 и 1 меньше 7. Какое место в ряду оно занимает? (шестое)

Мой сосед слева живёт в восьмом домике (считая слева на право), сосед справа живёт в десятом домике (считая слева направо) (в девятом). В каком домике живу я? И т. д.

Рясненко Л.Г. (русский язык и литература) считает, что форму нестандартных уроков подсказывает сам их материал. Такими могут быть занятия с самой «невыигрышной» темой. Возьмём, к примеру, работу над ошибками. Этот тип урока – один из самых трудных именно потому, что он рутинный, однообразный. Учителя давно занимал вопрос, как сделать его интересным , а значит – эффектным. Проверяя работу (диктант), она составляет на отдельном листе список слов, в которых были допущены ошибки, и группирует их по типам орфографии. Перед уроком на доске выписывает в столбик под порядковыми номерами по одному слову с каждой такой орфограммой, оставляя пустой следующую строчку. После того, как ребята ознакомились со своими ошибками, даёт тем, кто получил «5», индивидуальные задания, связанные с текстом диктанта. Например: найти слово с непроверяемыми орфограммами, выписать их, а затем составить с ними связной текст на любую тему. Остальные учащиеся находят орфограммы в указанных на доске словах и устно подробно объясняют их, вспоминают соответствующее правило и обозначают графически. После того, как все орфограммы разобраны, школьники должны найти в тексте диктанта слова с аналогичными орфограммами и дописать их в соответствующую строчку.

Следующий этап – повторная работа над текстом диктанта, написанная на доске (на экране). В нём нет пропущенных букв и знаков препинания, но орфограммы и пунктограммы, на которые были допущены ошибки, выделены красным цветом. Текст ребята читают вслух, начиная с первой парты, все сомнительные места в нём анализируют. Вот как проходит такая работа:

Первый ученик читает все предложения, затем – только слово с выделенной орфограммой, объясняя её. Его сосед по парте комментирует ответ, отмечая, правильный он или нет, и, если нужно, даёт верное объяснение. И так далее. Таким образом текст комментируется ещё раз, причём в работе участвует весь класс. Домашнее задание связано с текстом диктата. Т.е., кто получил «4» составляют словарный диктант, но не из тех слов, в которых они сделали ошибки, а подбирают новые 2-3 слова с аналогичными орфограммами и составляют с ними предложения.

Занятие по теме «Письмо, адрес» в 5-м классе проводится непосредственно на почте. Дети заранее готовят поздравительные открытки (обычно к празднику), узнают точные адреса. В почтовом отделении учащиеся работают несколько минут по учебнику: читают соответствующий параграф и выполняют упражнение, затем переходят к плакату «Почтовый индекс», который позволяет наглядно показать роль индекса, правила его написания. После знакомства с оформлением адреса у почтового стенда с образцами написания пятиклассники снова садятся за столы и после небольшой словарной работы (правописание заглавной буквы) и устного составления текста поздравления подписывают принесённые с собой открытки и отправляют их адресатам.

Заканчивается урок-экскурсия рассказом о профессии почтальона.

Проходят такие занятия живо, интересно, очень эффективно и надолго запоминаются детям.

Учитель Батырбиева Д.А. (учитель адыгейского языка) много внимания уделяет активизации учебного процесса с помощью игровых форм.

Урок обычно начинается с подготовки речевого аппарата ребёнка к работе. Во время разминки отрабатываем труднопроизносимые буквосочетания, даёт установку на выразительное чтение. Сложная согласная буква при произношении звука ( ) губы округляются, боковые края языка прижимаются к верхним зубам, а кончик языка опущен к нижним зубам. Воздух выходит через узкую щель, что создаёт эффект некоторого «свиста». Эту трёхзначную букву нельзя читать как сочетание двух звуков и

1. Повторяй внимательно за учителем

2. Читай, не путая буквы:

3. Спиши слова, вместо точек вставляя буквы

4. Какими могут быть следующие предметы? Запиши ответы, в которых эти слова:

5. Скажи на адыгейском языке.

6.Какие буквы нужно вставить в схему вместо точек, чтобы получились слова: тропинка, кареглазый, худой?

7. Вместо точек запиши слова, противоположные данным по значению

8. Разгадай загадки и запиши слова

9. Закончи фразы и запиши их.

10. Дай команды из упражнения № 3 сначала своему соседу по парте, а затем всем одноклассникам.

11. Составь схемы, чтобы получились следующие слова: гнёт, слепой, глаз, вкусно.

Любимые игры на уроках: «Днём и ночью», «Угадай слово», «Отгадывание кроссворда на тему «Масленица», Тест по теме «Моя Адыгея».

IV.

Нетрадиционные формы уроков – очень важный способ активизации познавательной деятельности. Их видов очень много.



Наиболее распространённые из них: уроки-«погружения»; уроки-деловые игры; уроки прессконференции; уроки-соревнования; уроки типа КВН; театрализованные уроки; уроки-консультации; компьютерные уроки; уроки с групповыми формами работы; уроки взаимообучения учащихся ; уроки творчества; уроки-аукционы; уроки, которые ведут учащиеся, уроки-зачёты; уроки-сомнения, уроки-творческие отчёты, уроки-формулы, уроки-конкурсы; бинарные уроки, уроки-обобщения; уроки-фантазии; уроки-игры; уроки-«суды»; уроки поиска истины; уроки-лекции «Парадоксы»; уроки-концерты; уроки-диалоги; уроки «Следствие ведут знатоки»; уроки-ролевые игры; уроки-конференции; уроки-семинары; уроки-игры «Поле чудес»; уроки-экскурсии; межпредметные уроки.

Николаенко О.С. (учитель русского языка и литературы) считает, что в синтаксисе больше возможности использовать творческий потенциал учеников. К примеру, при изучении типов словосочетаний ею даются задания на составление словосочетаний со связью согласование, управление, примыкание. Интересно всегда ученикам конструирование предложений по схемам, как простых, так и сложных. Этот вид работы она проводит групповым методом.

Используется учителем эстафета, когда каждому ряду (группе) выдаются листки со словосочетаниями. По команде ученики передают их друг другу, а напротив каждого словосочетания пишут тип связи в словосочетании и его значение. Побеждает тот, кто быстрее и грамотнее выполнит этот вид работы.

Взаимодействие групп на этапах игры.

Более высокий познавательный потенциал имеют такие нетрадиционные формы учебных занятий, как интегрированные (межпредметные) уроки, объединённые общей темой или проблемой. Например, такой урок приводит Симохина О.П. по теме «Нуклеиновые кислоты» в своём реферате.

Такие уроки необычны по замыслу, организации, очень нравятся учащимся, но требуют больших потерь времени, не всегда результативны, т.е., не несут высокой познавательной нагрузки.

Комбинированные (лекционно-семинарские и лекционно-практические) занятия, способствуют длительной концентрации внимания и системному восприятию учебного материала. Например: «Возникновение жизни на Земле» Николаенко Н.И., учитель биологии преподаёт в 10 классе по программе Захарова-Сонина в форме лекций, с использованием проблемно-поисковых ситуаций, работой с дополнительной и справочной литературой, включением сообщений учащихся, моделированием ими явлений и процессов, протекающих во Вселенной, Солнечной системе и первобытной Земле. Завершается изучение темы семинарским занятием, позволяющим обобщить , систематизировать и закрепить материал при активном участии самих учащихся. Своеобразной формой интегрированного урока является мастер-класс, который позволяет рассмотреть большой объём учебного материала в необычном контексте, подчиняя его выбранному девизу. Так, например, учитель Николаенко Н. провела мастер-класс по теме «Происхождение и развитие жизни на Земле» в 11 классе (базовая программа, учебник Беляева) под девизом «Мы все лишь беглый блеск на вечном море лет», где не только был повторен, обобщён огромный фактический материал, но были подняты философские, экономические и нравственные проблемы.

4.2. Интегрированное обучение – это обучение, погружённое в общении. Оно сохраняет конечную цель и основное содержание образовательного процесса, основанного на взаимопонимании и взаимодействием. Такое обучение предполагает групповые формы работы, при этом , важно, чтобы помимо чисто учебных целей, в процессе взаимодействия, происходящих в каждой группе, осознавалась ценность других людей и формировалась потребность в общении с ними, в их поддержке.

Одновременно решаются следующие задачи:

- конкретно-познавательная, связанная с непосредственной учебной ситуацией;

- коммуникативно-развивающая, обеспечивающая выработку основных навыков общения внутри и за пределами данной группы;

- социально-ориентационную, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в сообществе;

Выполняются функции:

- решение поставленных задач (учебных, поведенческих…);

- оказание поддержки членам группы в ходе совместной работы.

Учитель следит за распределением ролей в группе и за особенностями поведения той или иной роли на разных этапах деятельности (инициатор, разработчик, координатор, контролёр, оценщик, интерпретатор).

Формирование группы интерактивного обучения зависит от задач урока, чтобы у учащихся группы обязательно был предмет для заинтересованного обсуждения.

Естественно, что простое задание не позволит использовать потенциал данной формы работы, только нестандартная постановка проблемы вынуждает школьников искать помощи друг у друга, обмениваясь точками зрения, возможно их столкновение, но не переходящее в межличностный план. Основные формы обучения:

• в совместной работе нет «актёров» и «зрителей», все – участники;

• каждый член группы заслуживает того, чтобы его выслушивали не перебивая;

• следует говорить так, чтобы тебя понимали; высказываться непосредственно по теме, избегая лишней информации;

• если прозвучавшая информация не вполне ясна, задавать вопросы «на понимание» (например, «Правильно ли я понял?...»); только после этого делаются выводы;

• критикуются идеи, а не личности;

• цель в совместной деятельности заключается не в «победе» какой-либо одной точки зрения, а в возможности найти лучшее решение, узнав разные мнения по проблеме, и т.д.

Серьёзный опыт работы по данному вопросу имеет место у значительного количества учителей школы.

Вот примеры:

Биология – 10 класс. Учитель Николаенко Н.И. Тема: «Возникновение жизни на Земле. Группам учащихся в процессе семинарского занятия предложены вопросы:


  1. Возникновение фотосинтеза открыло живому новые возможности и одновременно породило угрозу. Объясните, в чём они заключаются.

  2. Одно из изменений, вызванных живыми организмами в окружающей среде, стояло в том, что запасы питательных веществ, образовавшихся небиологическим путём в первичном «бульоне», стали истощаться. Как это повлияло на дальнейшую эволюцию жизни?

  3. Допустим, кто-нибудь объявил, что ему удалось создать в лаборатории живой организм из неживых веществ. Каким критериям должен удовлетворять этот «организм», чтобы вы признали его действительно живым?

  4. После возникновения дыхания в эволюции живого произошло ещё два очень важных события: появление эукариот и (по всей вероятности, гораздо позднее) возникновение многоклеточных организмов. Чем эукариоты отличаются от прокариот? Чем многоклеточные организмы отличаются от одноклеточных? Какие преимущества обеспечило живому каждое из этих событий и чем каждое из них могло быть вызвано?

  5. Объясните выражение одного ученого-биолога: «Лишь после того как появились мембраны… из супа, варившегося в морях, могли сформироваться живые организмы». Каковы современные представления о структуре биологической мембраны?

11 класс. Тема: Эволюционное учение»

1. Обычно на островах довольно часто встречаются эндемичные виды. Чем это можно объяснить? Почему фауна Британских островов и Европы очень сходна, а фауна Африки и Мадагаскара – сильно различается?

2. Естественные враги ужей – птицы. Ужи с окраской из сплошных полос встречаются по берегам озера, на фоне однородной болотистой местности, на плоских известковых скалах, на берегах и галечных отмелях обитают ужи без полос или с едва заметными полосами, редко – с обилием полос. Как вы это объяснит е?

3. Многие мухи похожи на пчёл и жужжат, как пчёлы. Какие можно выдвинуть для объяснения этого?

Как их можно проверить?

4. Объясните понятия: дрейф генов, какую роль этот фактор играет в видообразовании?

5. Почему яблоневая и вишнёвая расы яблоневой пестрокрылки могут за одно-два десятилетия превратиться в самостоятельные виды, тогда как светлая и тёмная формы берёзовой пяденицы не стали отдельными видами более, чем за 100 лет

6. Подвержена ли эволюция человека таким же давлениям отбора, как и эволюция других видов? Почему это происходит или не происходит?

7. Хорея Гентингтона – наследственная болезнь человека (происходит дегенерация клеток некоторых отделов мозга, что проявляется в непроизвольных движениях, похожих на танец. Болезнь обычно начинается после 40 лет, т.е., когда большинство людей уже закончило свои репродуктивные функции. Может ли этот признак подвергаться отрицательному отбору?

8. Можно ли считать все причины вызывающие гибель организмов, естественным отбором? Если организмы погибли при землетрясении, то означает ли это, что они подверглись отрицательному отбору?

Интерактивные формы обучения предполагают использование групп разного количественного состава от 2 учащихся и более, что является важным элементом обучения иностранным языкам.

Широко используются эти формы работы на уроках истории и обществознания.

Из инновационных методов преподавания истории можно выделить интерактивные обучение, т.е. обучение через опыт, основанное на взаимодействии ученика как с другими учащимися, так и с педагогом. Из методов интерактивного обучения учитель истории Брянцева Т.С. в своей практике применяет следующее: работа в группах, («мозговой штурм», «дебаты», различные виды учебных дискуссий), ролевые и деловые игры, обучающие упражнения, семинарские занятия и т.д.

В формировании познавательных возможностей учащихся удачно проходят уроки-рассуждения, уроки-анализы, которые особенно интересно проводятся. Очень часто провожу их в 9-ом классе при изучении истории России. Например, удачно проходит такой урок при изучении темы: «Изменение политической системы». Цель урока: оценить расстановку сил в окружении Сталина после его смерти, проанализировать альтернативное развитие страны, охарактеризовать этапы борьбы за власть и первые шаги Н.С. Хрущёва.

В ходе этого урока учащиеся учатся видеть главное, применять ранее полученные знания для изучения нового материала, работать с документами и с текстом учебника, решать проблемы, участвовать в дискуссии, составлять характеристику исторического деятеля.

В хорошо подготовленных классах иногда проводится так называемая «Викторина обобщения». Методом проведения избирается тренинговая форма учебной дискуссии. Стулья для учеников расставляются в два круга. Во внутреннем круге ученики сидят спиной к центру, во внешнем – лицом к нему. Таким образом, каждый ученик сидит напротив другого. Внутренний круг – неподвижный. Внешний круг – подвижный: по сигналу преподавателя все ученики пересаживаются на стул вправо и оказываются перед новым партнёром. Участники внутреннего круга условно являются сторонниками одной точки зрения, а внешнего – другой. Ученики одновременно в парах ведут дискуссию, затем по сигналу педагога переходят к новому партнёру. Например, такая форма проведения была использована при изучении темы «Аграрная реформа П.А. Столыпина». Данная организация урока позволяет включить в дискуссию каждого ученика. В ходе такого занятия несколько раз меняется ситуация общения, система аргументов – все это способствует развитию дискуссионных умений учащихся.

Кущёва Н.А. (учитель географии) проводит семинар в 9 классе в следующем порядке:

1 этап – подготовительный: определение целей игры, обсуждение сюжета игры, распределение ролей.

2 этап-завязка игровой ситуации, аукцион.

3 этап-выполнение индивидуальных и групповых заданий;

4 этап-обсуждение вопроса о размещении предприятий; оценка работы групп

5 этап-заключительный, подведение итогов.

Задачи-игры. Перед учащимися ставятся задачи: купить на аукционе проекты нескольких предприятий, а затем разместить их на предложенной местности; оценить их размещение; выпустить газету по итогам игры.

Класс делится на группы:

Группа бизнесменов (Б)-покупает, а затем размещает на предложенной территории предприятия;

Экологическая комиссия(К) (депутатская комиссия, эксперты администрации города, района на территории которого размещается предприятие)-контролирует размещение предприятий с точки зрения экологии;

Журналисты разных газет (Ж)-получают задание написать очерк, статью в газету о работе всех групп, особенно бизнесменов. Газету выпускают после игры. Репортёры не составляют вопросы заранее, хотя готовятся к аукциону и знают, какие будут выставлены на аукцион проекты;

Группа биржевых агентов (А)-от имени проектного института или конструкторского бюро, местных властей осуществляет действия по подготовке сделок, а они проводят аукцион по продаже проектов бизнесменам. После аукциона эта группа подключается к работе экономико-географической комиссии в качестве консультантов.

Каждая группа состоит из 4-5 человек. Избранный бригадир распределяет задания между членами группы, контролирует выполнение заданий, оценивает работу. Работают ученики индивидуально и все вместе, делают выводы, назначают отвечающего.

Перед началом игры учащиеся получают планы работ, рабочие листики и карту.

Широкое использование групповой формы работы (деловые 5 игры, конференции, семинары) даёт возможность активизировать познавательную деятельность учащихся, вызвать интерес к географии, что очень немаловажно в условиях современной школы.

Взаимодействие групп на этапах игры

1 этап Б Ж К

2 этап Б-А Ж К

Ж-К

3 этап Б
4 этап Б-Ж Ж К


5 этап Б-Ж-К

Группы формируются с учётом ответа на вопросы и предпочтений при анализе цитат:

а) те, что считает, что критика своего государства возможна и необходима, но должна быть ограничена нормами права и моральными принципами;

б) те, кто считает невозможным какую-либо критику, так как она даёт повод недругам усомниться в силе родного государства;

в) те, кто считает опасным проявление какого-либо максималистского утверждения, так как оно не оставляет противоположной стороне никакого выбора.

Учащиеся готовят публичную защиту своей точки зрения, отвечая на вопросы, касающиеся справедливости распределительной: на что рассчитывали (могли рассчитывать) представители каждой из сторон процесса над Ю. Даниэлем и А. Синявским, что они получили и является ли результат суда заслуженным и обоснованным?

Основной ступенью профессионального развития педагога обычно называют педагогическое мастерство, под которым традиционно понимают доведённую до высокой степени совершенства обучающую и воспитательную умелость, отражающую особую отшлифованность методов и приёмов применения психолого-педагогической теории на практике, благодаря чему обеспечивается высокая эффективность учебно-воспитательного процесса.

Учитель должен уметь работать в режиме творческого развивающего обучения.

Освоение проблемно-поисковых методов – эвристических, тризовских, игровых – все это значимые вехи на пути организации творческо-исследовательской деятельности учащихся, а следовательно, и интерактивного обучения.

Таким образом, мотивация является основным условием интерактивного обучения, поэтому для любого педагога важно выявить наличие и содержание образовательных потребностей, учащихся, имеющихся затруднения и проблемы, и затем на каждом уроке целенаправленно и системно использовать оптимальные методы мотивации и стимулирования деятельности учеников в целях реализации личностно ориентированного развивающего подхода.

Позиция педагога: стимулирование «внутренних сил» саморазвития учащихся, инициирование личностного (субъектного) опыта каждого ученика; развитие индивидуальности; признание самобытности, неповторимости, самоценности каждого учащегося в коллективе.

Администрацией школы велось отслеживание динамики успеваемости учащихся, поступаемости в ВУЗы, участию в районных и республиканских олимпиадах и конкурсах, а также инновационной деятельности педагогов. Вот, например, доля педагогов, работающих в инновационном режиме:



Учебный год

Всего педаго-

гов

Работают в инновационном режиме

Перечень используемых инновационных образовательных технологий

Перечень предметов, на которых используются инновационные образовательные технологии

Чело

век

%

2003-2004

2004-2005
2005-2006

45

45

50



23

26

30



51

58

60



- развивающее обучение;

- проблемное обучение;

- исследовательские методы;

- проектные методы;

- лекционно-семинарско-зачётная система;

- использование игровых методов;

- нетрадиционные уроки;

- информационно-коммуникационные технологии;

- здоровьесберегающие технологии;

- интерактивные методы обучения.




Русский язык и литература, математика, физика, биология, география, ИЗО и черчение, история, обществознание, немецкий язык, английский язык, адыгейский язык и литература, физическая культура, естествознание.

следующая страница >>