Параметрические исследования систем управления - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Курсовая работа Организация исследования систем управления 1 35.38kb.
118. Планирование и организация процесса исследования систем управления 1 41.85kb.
117. Социологические исследования систем управления. Экспертные оценки... 1 32.52kb.
Вопросы к экзамену по дисциплине «Теория управления», «Нелинейные... 1 28.14kb.
Граф научных интересов 1 77.85kb.
Рассмотрение междисциплинарных проблем методологии, развития, организации... 1 25.89kb.
Двигательные установки ракетно-космических систем 1 71.69kb.
Единая система стандартов автоматизированных систем управления. 1 232.57kb.
Общая характеристика решаемой задачи Технико-экономический анализ... 1 66.03kb.
«Математическая теория оптимального управления» 1 34.28kb.
1. Системы радиоавтоматики. Обобщённая схема системы радиоавтоматики. 1 17.12kb.
Базовые понятия теории мотивации 1 9 690.98kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Параметрические исследования систем управления - страница №1/2

ПАРАМЕТРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
Деятельность по управлению — это искусство.

Лица, занимающиеся ею, достигнут лучших результатов,

если будут понимать и использовать

лежащую в основе этого искусства науку.



Г. Кунц и С. О′Доннел. Системный и ситуационный

анализ управленческих, функций
1. Постановка параметрических исследований
Как словарное понятие параметр — это величина, характеризую­щая основное свойство системы или процесса. В этом контексте пара­метр выступает как идентификатор, имеющий определенные характе­ристики и используемый для количественной оценки свойств системы, а также для различения между собой объектов некоторого множества.

Провести параметрическое исследование системы управления означает:



  1. определить состав ее параметров, которые выступают индика­торами жизнеспособности и качества управления: эффективность, ус­тойчивость, адаптивность и надежность;

  2. установить критерии их оценки. Параметры системы управле­ния, как следует из фундаментального труда Д. Гибсона, Д. Иванцевича и Д. Доннелли, характеризуют ее долгосрочную выживаемость, а в целом — организационную эффективность системы. Множественность параметров предопределяет многопараметрический подход к оценке системы.

Определение параметров системы означает выделение из множе­ства переменных, характеризующих различные свойства и состояния системы, небольшого числа величин, называемых «параметрами по­рядка», или параметрами организационной эффективности. Ответ на вопрос, какие переменные рассматривать в первую очередь, дает кон­цепция, сформулированная Б.З. Мильнером и его соавтора­ми. В ней утверждается, что исследование систем управления все­гда начинается с анализа результатов управления. При этом необходимо определить, какая часть конечных целей организации выполняется не­удовлетворительно, учитывая, каким образом организовано их испол­нение. В ходе дальнейшего исследования достаточно сосредоточить внимание только на установленных функциональных подсистемах.

Обобщение подходов к параметрической оценке управления позво­ляет сформулировать ключевой принцип параметрического исследо­вания, состоящий в следующем. Параметры системы управления формируются из двух подмножеств — результатов управления и харак­теристик организации управления. Первое подмножество позволяет сделать заключение о состоятельности организации в целом и о поло­жении ее во внешней среде. Тем самым дается оценка системной эффективности управления или, согласно новой концепции, орга­низационной эффективности, а определяющие ее параметры имену­ются системными параметрами управления. Второе подмножество по­казателей — это характеристики системы управления, определяемые ее конфигурацией, структурой, механизмом и процессами управления, позволяющие оценить эффективность организации управления. Параметры этого подмножества будем именовать параметрами орга­низации управления.



Пол организацией управления понимается преобразование или рационализация действующей системы, обеспечивающая эффективный режим ее функционирования на основе структурирования и регламен­тации поведения элементов. В итоге параметризацию системы управ­ления будем представлять как внешнюю и внутреннюю. Внешняя выполняется с применением системных параметров управления, внут­ренняя — параметров организации управления. Изложенный подход полностью соответствует направленности теории систем на исследо­вание с позиции оценки «внешних» и «внутренних» характеристик, например внутренней и внешней безопасности, внутренней и внеш­ней сложности, внутренних и внешних противоречий системы. Нахож­дение зависимости между внутренними и внешними параметрами или силы влияния внутренних параметров на рост эффективности пред­приятия (организации, компании) следует отнести к сложной пробле­ме параметрического исследования системы управления.

Важный аспект параметрического исследования связан с фиксирова­нием условий, в которых функционирует изучаемая система, а именно:



  1. размера или общих параметров организации — производствен­ной мощности и товарооборота, численности персонала, стоимости основных фондов;

  2. стадии жизненного цикла организации.

Приведенные условия, согласно таким закономерностям, как эффект масштаба производства и жизненный цикл организации, определяют воз­можности и ограничения в достижении тех или иных показателей и свойств функционирования организации. В этой связи при параметри­ческом исследовании рассматриваются три класса параметров системы: общие параметры управления организации, системные параметры и па­раметры организации управления. Так как значения параметров во мно­гом зависят от стадии жизненного цикла организации, то при построе­нии концептуальной модели параметрических исследований (рис. 1) жизненный цикл организации введен как базис оценки параметров.



Рис. 1. Концептуальная модель параметрических исследований системы управления

Общие параметры организации — консервативные величины, дискретно изменяющиеся в зависимости от жизненного цикла орга­низации, поэтому в дальнейшем мы принимаем гипотезу, что парамет­рическое исследование системы управления проводится в некотором заданном пространстве, ограниченном этими параметрами. Состав системных параметров управления определяется, во-первых, в соот­ветствии с целями организации, а во-вторых, на основе показателей, характеризующих выполнение целей организации.

Цели организации ориентированы на достижение следующих результатов:


  1. коммерческой эффективности;

  2. финансовой состоятельности;

  3. операционной результативности;

  4. обеспеченности ресурсами и максимального их использования.

Внутренние параметры системы управления определяются исходя из следующего принципа: система управления структурирована на функциональные подсистемы и элементы, и для каждой неделимой части обосновываются параметры. Состав параметров организации управления определяется на основе следующих характеристик систе­мы управления:

  • уровня знаний и умения, вложенных в построение системы управления;

  • рациональности организационной структуры;

  • результативности процессов управления;

  • эффективности использования потенциала человеческих ресурсов;

  • уровня информатизации и компьютеризации;

  • издержек на содержание системы управления.

Подход к исследованию внешних и внутренних параметров систе­мы управления выстраивается на основе теории параметрического анализа и математической статистики. Методическая основа па­раметрического анализа, которая полностью включается в параметри­ческое исследование, состоит:

  • в построении математической модели параметра управления;

  • установлении критериев параметров;

  • построении двумерных или многомерных параметрических пространств и наделении их качественными признаками, характеризующими положение организации, например для парамет­ров, определяющих достижение финансовой состоятельности, устанавливаются безубыточная или убыточная зона, кризисная зона и др.

Тот факт, что рассчитанные значения параметров принадлежат не­которым выделенным зонам, дает важные, но не исчерпывающие зна­ния об эффективности функционирования организации. Действитель­но, любой объект управления и система управления — это сложные диффузные динамические системы, процесс функционирования ко­торых рассматривается как переход системы из одного состояния в другое, а каждое состояние характеризуется некоторой совокупностью параметров. В связи с этим важная методическая особенность параметрических исследований системы управления заключается в приня­тии решения о временном масштабе оценки параметров системы. В этой связи следует выделить статическую (СП) и динамическую па­раметризацию (ДП) исследуемой системы управления (рис. 2).



Рис. 2. Логика параметрического исследования системы управления

Статическая параметризация предполагает расчет равнодейству­ющих величин, т.е. среднеарифметических, средневзвешенных и сред­негеометрических величин параметров за К «элементарных» ti (i = 1, 2,..., К) периодов работы системы. Динамическая параметризация оз­начает расчет последовательности параметров по каждому элементар­ному периоду ti (i = 1, 2, ..., К) и статистическую оценку изменения параметров по элементарным периодам интервала времени К. Дина­мической параметризации поддаются как непосредственно результа­ты управления системой, так и результаты организации ее работы. Ход параметрических исследований систем управления представим как пос­ледовательное выполнение двух этапов.

Первоначально проводится статическая параметризация системы управления, что позволяет сосредоточить внимание на содержании параметров, используя для их определения классические модели экономического, технико-экономического и операционного анализа. За­тем, на этапе динамической параметризации, изучается поведение па­раметров в течение некоторого периода и даются оценки характера изменчивости каждого параметра системы и ее устойчивости в целом.

Для того чтобы из множества параметров найти наиболее значи­мые для оценки организационной эффективности, следует обратиться к формальным классическим методам теории математической статис­тики, в частности к методу главных компонентов, регрессионному, кластерному и факторному анализам.


2. Параметры оценки коммерческой деятельности
Коммерческие цели организации состоят в достижении оптималь­ного соответствия объема, ассортимента и качества выпускаемой про­дукции требованиям внешней среды, обеспечивающего продуктивность и экономическую эффективность ее работы. К основным параметрам, определяющим непосредственно результаты деятельности системы управления и отношения ее с потребителями (покупателями и клиен­тами), следует отнести:

  1. продуктивность деятельности организации — количество, ассор­тимент и качество продукции, в которых заинтересовано общество;

  2. структуру спроса (товары с неэластичным и эластичным спро­сом), чувствительность спроса к изменению внутренних и внешних факторов организации;

  3. корреляцию между динамикой выпуска (производства) и дина­микой спроса (продажи) по каждому виду продукции в плановый пе­риод;

  4. жизненный цикл товара на рынке;

  5. инновационный и производственный циклы продукции.

Продуктивность деятельности и структура спроса. Способность орга­низации обеспечивать общество необходимыми количеством и ка­чеством продукции, удовлетворяющими его потребности, будем рас­сматривать как продуктивность ее деятельности. Все перечисленные параметры коммерческой деятельности взаимосвязаны. Установление таких параметров, как количество производимого товара, его ассорти­мент и качество, проводится в увязке со структурой и динамикой спроса на товары, например по такой схеме:

а) анализ внутренней и внешней среды организации, состоящий в построении по видам продукции (ассортименту) моделей производства и платежеспособного спроса;

6) отбор и анализ целевых рынков продукции на основе установле­ния по каждому товару характера зависимости между ценой и спросом;

в) оценка устойчивости, адаптивности и надежности производства я продажи каждого вида продукции на основе оперативной и текущей информации, представленной в виде временных одно- и многопарачетрических рядов;

г) прогнозирование (планирование) загрузки производства в увяз­ке с целевыми рынками.

При исследовании влияния цены на объем продажи все товары де­лят на две основные группы: товары с неэластичным и эластичным спросом. Спрос на товары первой группы почти не изменяется при росте цен, что объясняется следующими причинами:

а) это может быть товар первой необходимости;

б) товару нет замены или его производит один монополист;

в) потребители данного товара консервативны, привыкли к нему и не торопятся отказаться от покупки даже при росте цен товара;

г) потребители могут полагать, что повышение цен оправдано улуч­шением качества или инфляцией, и не снижают его потребление.

Товары эластичного спроса отличаются сильной зависимостью объемов продаж от цены, поэтому от структуры спроса будет зависеть широта охвата исследований внешней среды. Сде­лаем акцент на структуре спроса. Рост доли товара с эластичным спро­сом в объеме его производства приводит к усложнению управления сбы­том продукции, а также к повышению зависимости финансовой деятельности организации от внешней среды.

Как только вводится фактор «спрос на продукцию», возникает за­дача оценки чувствительности спроса к изменению внешних и внут­ренних факторов. К ним относятся: цена на товар-заменитель, доход населения, цена на производственные ресурсы, замена технологии, ввод нового налогового законодательства и др. В результате действия приведенных факторов происходит сдвиг вправо или влево относи­тельно оси координат кривой спроса. Исследование временных рядов должно дать ответ на вопрос о том, действительно ли удовлет­ворен спрос на продукцию, выпускаемую организацией. Для этого по­требуется установить в динамике отношение между спросом и пред­ложением и определить, находимся ли мы на рынке продавцов или покупателей.



Жизненный цикл товара на рынке (ЖЦТ). Параметр ЖЦТ — интер­вал времени от момента появления товара на рынке до прекращения его реализации, характеризующийся определенной закономерностью изменения интенсивности продаж, прибыли, затрат на производство и управление сбытом. Закономерность изменения интенсивности про­даж обычно аппроксимируют функциями насыщения: экспоненциаль­ной или логистической. Теоретическую кривую разбивают на стадии: подготовка и выход товара на рынок, рост, зрелость, насы­щение и спад и, наконец, прекращение поступления товара на рынок.

Исследовать ЖЦТ означает прежде всего понять экономическое значение каждой стадии и разработать систему формирования спроса и стимулирования сбыта, а также управления производством, обеспе­чивающую максимальную эффективность выпуска (или производства) определенного вида продукции. Кратко рассмотрим один из сценари­ев исследования ЖЦТ.

На стадии подготовки и ввода товара на рынок следует выбрать одну из четырех стратегий:


  1. интенсивный маркетинг (высокие цены и крупные вложения для быстрого проникновения на рынок);

  2. выборочное проникновение (емкость рынка невелика, покупа­тель согласен приобретать товар за высокие цены);

  3. широкое проникновение (рынок имеет большую емкость, вы­сокая цена неприемлема для покупателей);

  4. пассивный маркетинг (высокая емкость рынка, низкая цена и слабая конкуренция).

Для стадии роста характерно усиление конкуренции, что заставля­ет предприятие вводить все новые и новые типоразмеры из имеющего­ся параметрического ряда или расширять ассортимент и выходить с товарами на новые сегменты рынка. На стадии зрелости на рынок вве­ден полный ассортимент товара. Товар приобретают как потенциаль­ные, так и консервативные покупатели. Основная задача маркетинга, функциональной подсистемы системы управления, — стимулирование продаж. Стадия насыщения характеризуется тем, что на рынке остав­ляют товар, пользующийся наибольшим спросом, проводят модерни­зацию товара и начинают новую кампанию по формированию спроса, а также резко снижают цену на товар одновременно с интенсивной де­ятельностью по его продаже. Стадия спада сопровождается полным свертыванием деятельности по формированию спроса и стимулирова­нию продаж того или иного товара.

Инновационный цикл продукции (ИЦП). Параметр ИЦП — период, определяющийся продолжительностью последовательно осуществля­емых процессов по созданию продукции, начиная от идеи до полной ее материализации. Длительность ИЦП (Тицп) включает следующие процессы: Т1 — поисковые научно-исследовательские работы, выпол­няемые с целью выдвижения и обоснования идеи о новом методе, спо­собе, материале и т.д.; Т2прикладные научно-исследовательские работы (НИР) и опытно-конструкторские работы (ОКР); Т3проек­тирование; Т4 — изготовление и испытание опытного образца; Т5«рыночное тестирование» — пробная продажа; Т6подготовка про­изводства; Т7 — производство; T8 — испытание готовой продукции; T9 — трансфер, внедрение или ввод на рынок. Представим продолжи­тельность цикла через его составляющие:

ТИЦП = Т1 + Т2 + Т3 + Т4 + Т5 + Т6 + Т7 + Т8 + Т9. (1)

Сокращение ТИЦП служит одним из факторов повышения конкурентоспособности организации. На такое решение может идти организация, которая располагает средствами на интенсификацию науч­но-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных работ, внедрение современной технологии производства и содержание высококвалифицированного персонала.

Так, причина успеха японских производителей автомобилей заклю­чается в способности разрабатывать новые модели быстрее западных конкурентов. «Время до выхода на рынок» ИЦП) составляет в Япо­нии 3,5 года, в Европе и США — 5 лет. Дело в том, что в Японии приме­няется более совершенное управление процессом проектирования, состоящее в использовании многофункциональных команд и «парал­лельной разработке проекта» (в отличие от традиционной последова­тельной разработки, называемой «эстафетной палочкой»). Проектиро­вание организовано по принципу атаки в регби, где мяч — проект, который передается от одного члена команды к другому в нужное время.
3. Параметры оценки финансовой деятельности
В качестве основных системных параметров управления, определяю­щих финансовые цели организации, рассматривают несколько групп ком­плексных показателей, по числовой характеристике которых дается за­ключение о состоянии или положении организации на определенный момент времени. К ним в первую очередь относят систему показателей, характеризующих финансовую состоятельность и гибкость организации:


  1. эффективность управления;

  2. платежеспособность и финансовую устойчивость;

  3. деловую активность;

  4. рыночную устойчивость;

  5. инвестиционную привлекательность.

На рис. 3 приводится сокращенный перечень показателей, наи­более часто используемых для оценки финансовой состоятельности организации. Как правило, о результативности и эффективности уп­равленческой деятельности судят по комплексу показателей или сис­темных параметров, указанных на рис. 3.


Рис. 3. Основные параметры финансовой состоятельности организации
Сложилось несколько подходов к оценке финансовой состоятель­ности организации. С позиции параметрических исследований важной считается N-мерная параметрическая оценка эффективности уп­равления. Наиболее известна двумерная оценка эффективности управления (матрица Дюпона), в которой по двум параметрам уста­навливаются определенные зоны деятельности. Например, по значени­ям рентабельности продаж (Rc) и оборачиваемости активов (0А) выде­ляются зоны допустимой или кризисной деятельности (рис. 4). «Ответственной» информацией на этом графике являются значения па­раметров, разделяющие корреляционное поле, образуемое точками пе­ресечения координат осей ОА и Rc на зоны, характеризующие финан­совую состоятельность предприятия.



Рис. 4. Возможные зоны хозяйствования и направления развития предприятия

(матрица Дюпона)

Накопление статистической информации о граничных значениях ряда параметров управления предприятием позволило исследователям перейти к TV-мерной интерпретации его финансовой состоятельности. Для этого делается выбор показателей из каждой группы (рис. .3), ха­рактеризующей ту или иную сторону финансовой состоятельности предприятия, и по каждому показателю устанавливаются граничные значения успешной, убыточной и кризисной деятельности. Затем стро­ится многомерная радиальная сеть, т.е. сеть, имеющая общую началь­ную точку «О» и состоящая из нескольких числовых осей, произвольно ориентированных на плоскости. Каждая числовая ось соответствует оп­ределенному параметру и, следовательно, имеет свой масштаб и диапазон изменения. На числовых осях наносятся точки по значениям кри­териев, определяющих зону заинтересованности организации в резуль­татах как зону успешной работы и зону убыточной деятельности. По фактическим значениям параметров выстраивается зона достижимос­ти. Сопоставление полученных геометрических фигур дает наглядную картину для оценки эффективности управления (рис. 5).





Рис. 5. N-мерная параметрическая оценка результатов управления организацией:
Rc — рентабельность продукции или основного вида деятель­ности;

R — норма прибыли на капитал (рентабельность инвестиций);

Кц — коэффициент чувствительности (Kч 1);

Косс — коэффициент обеспеченности собственными средствами (Kч 0,1);

ООА — оборачиваемость оборотных активов (ООА 3);

КТЛ — коэффициент текущей ликвидности (KТЛ 1);

ОМЗ — оборачиваемость материальных запасов (ОМЗ 3);

ЧП / а — чистая прибыль на акцию.

Расчет точки безубыточности и порога рентабельности служит необходимым инструментом в оценке жизненного цикла товара. Классические зоны его нелинейной траектории характеризуются кон­кретными экономическими параметрами. Здесь следует остановиться на такой важной для управления предприятием особенности: товар на протяжении своего жизненного цикла проходит две точки безубыточ­ности и два порога рентабельности. Товар должен быть изъят из ассор­тимента, как только выручка от его реализации не сможет покрывать прямые переменные и прямые постоянные издержки или, другими словами, как только промежуточная маржа станет отрицательной.

При выделении зон, различающихся по качеству деятельности орга­низации, показатели следует разделять на две целевые группы: одни показатели стремятся к максимуму, когда чем больше значение, тем лучше; другие к минимуму, когда чем меньше значение, тем лучше.

Рассмотренные подходы к параметрическому исследованию сис­темы управления относятся к статической параметризации. В то же время, если рассчитывать значения параметров по некоторым времен­ным циклам управления, например месяцам, декадам или суткам, то можно будет наблюдать их вариацию относительно критерия. В этой связи следует установить зоны разной степени устойчивости системы, например X, Y, Z, и тем самым осуществить ее динамическую парамет­ризацию (см. п. 6).


следующая страница >>