П. В. Теория бухгалтерского учета. Часть Методические указания - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические указания по написанию курсовых работ Кафедра Бухгалтерского... 1 64.42kb.
"Ведение бухгалтерского учета в "1С: Предприятие 8" Методические... 2 500.28kb.
Предмет и метод бухгалтерского учета 1 71.94kb.
Вопросы для менеджмента всех специальностей 1 42.61kb.
Кафедра «Бухгалтерский учет, статистика», экономического факультета... 1 59.33kb.
Экзаменационные вопросы Предмет и объекты бухгалтерского учета. 1 12.8kb.
1 Цель и задачи дисциплины Основная цель курса изучение особенностей... 1 127.07kb.
План счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях 4 1008.32kb.
«Формы безналичных расчетов» 1 121.04kb.
Методические указания к проведению практических работ по дисциплине... 1 156.77kb.
Лабораторная работа №2 Исследование характеристик элементарных звеньев... 1 133.03kb.
I. Общие положения Экономист из бухгалтерского учета и анализа хозяйственной... 1 65.54kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
П. В. Теория бухгалтерского учета. Часть Методические указания - страница №1/1



УДК 657.1

Г 55


Глущенко И.Н., Николаев П.В. Теория бухгалтерского учета. Часть 2. Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Теория бухгалтерского учета». – М.: МИИТ, 2010. - 30 с.

Методические указания предлагаются для проведения практических занятий по дисциплине «Теория бухгалтерского учета» и содержат задачи по теории бухгалтерского учета и организации учета хозяйственных операций на предприятиях.

Методические указания предназначены для студентов гуманитарных и технических специальностей.

© Московский государственный

университет путей сообщения

(МИИТ), 2010



Тема 1. Учёт поступления основных средств

Методические указания

Учёт основных средств ведётся согласно ПБУ6/01 и Методическим указаниям по бухгалтерскому учёту основных средств (утверждён приказом Министерства финансов РФ от 13 окт. 2003 г. №91-н).

Если объект основных средств готов к эксплуатации по его приобретении, то сразу принимается к учёту, и это отражается записью по дебету счёта 01 «Основные средства» и кредиту счёта 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками».

Если объект основных средств для принятия его в эксплуатацию требует выполнения дополнительных работ (монтажа, установки и т.п.), то первоначальная стоимость объекта основных средств формируется на счёте 08 «Вложения во внеоборотные активы». По дебету данного счёта в корреспонденции со счетами 02, 10, 60, 69, 70 собирают затраты по приобретению, строительству и изготовлению объекта, его доставке и вводу в эксплуатацию. После ввода в эксплуатацию объект принимается к учёту, и его первоначальная стоимость списывается с кредита счёта 08 в дебет счёта 01.

В счёте, предъявляемом поставщиком, наряду со стоимостью объекта основных средств указывается также НДС в размере 18% от суммы, требуемой к оплате. НДС принимается на учёт отдельно от сформированной первоначальной стоимости объекта, это оформляется записью по дебету счёта 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» и кредиту счёта 60. После принятия объекта основных средств к учёту НДС включается в состав налоговых вычетов у покупателя, что оформляется записью по дебету счёта 68 и кредиту счёта 19.




Задача 1
Исходные данные

Таблица 1.

Хозяйственные операции по приобретению объекта основных средств.

№ п/п

Содержание операции

Сумма, руб.

Корр. счета

Дебет

Кредит

1.

Акцептован счёт поставщика на поступивший объект основных средств. По счёту значится:

59000

-

-

1а.

- стоимость объекта (выделить в счёте)

?







1б.

- НДС (выделить в счёте)

?







2.

НДС списан на расчёты с бюджетом

?







3.

Погашена задолженность по счёту поставщика

?







Задание:

Определить необходимые суммы и составить бухгалтерские проводки.


Задача 2
Исходные данные

Таблица 2.



Учёт хозяйственных операций по приобретению объекта основных средств.

№ п/п

Содержание операции

Сумма, руб.

Корр. счета

Дебет

Кредит

1.

Получен счёт поставщика по поступившему объекту основных средств. По счёту значится:

?

-

-

1а.

- стоимость объекта

95000







1б.

- затраты на доставку

8000







1в.

- НДС

?







2.

Начислена заработная плата работникам, занятым вводом объекта в эксплуатацию

15000







3.

С суммы начисленной заработной платы произведены отчисления на социальные нужды

?







4.

Затрачено материалов на ввод объекта в эксплуатацию

10000







5.

Погашена задолженность по счёту поставщика

?







6.

Объект введён в эксплуатацию

?







7.

НДС списан в зачёт для погашения бюджетом

?







Задание:

Определить необходимые суммы, составить бухгалтерские проводки и представить схемы бухгалтерских записей.


Задача 3

Исходные данные

Таблица 3.

Учёт хозяйственных операций по созданию объекта основных средств подрядным способом.



№ п/п

Содержание операции

Сумма, руб.

Корр.счета

Дебет

Кредит

1.

Принят от подрядчика счёт за строительство объекта основных средств, на сооружение которого было затрачено:

?







1а.

- затраты материалов

80000

-

-

1б.

- затраты на оплату труда рабочих

18000

-

-

1в.

- отчисления на социальные нужды

?

-

-

2.

В счёте выделен НДС

?







3.

Оплата по счёту поставщика

?







4

Объект основных средств принят к учёту

?







5.

НДС списан на расчёты с бюджетом

?







Задание:

Определить необходимые суммы и составить бухгалтерские проводки.


Задача 4

Исходные данные

Таблица 4.

Учёт хозяйственных операций по созданию объекта основных средств хозяйственным способом.



№ п/п

Содержание операции

Сумма, руб.

Корр. счета

Дебет

Кредит

1.

Израсходовано материалов на строительство объекта основных средств

24000







2.

Начислена заработная плата рабочим, занятым на строительстве объекта

20000







3.

Отчисления на социальные нужды с начисленной заработной платы

?







4.

Начислена амортизация на строительный кран, занятый на сооружении объекта

15000







5.

Начислен НДС с суммы затрат на создание объекта

?







6.

Объект основных средств введён в эксплуатацию

?







7.

НДС списан в зачёт для погашения бюджетом

?







Задание:

Определить необходимые суммы и составить бухгалтерские проводки.



Тема 2. Учёт амортизации основных средств

Методические указания

В процессе эксплуатации основные средства изнашиваются. Для восстановления их первоначальной стоимости на сумму износа ежемесячно производится начисление амортизационных отчислений, равных сумме износа и включаемых в себестоимость производимой продукции. Это отражается бухгалтерской записью по дебету счетов: 08, 20, 23, 25, 26, 28, 29, 44 в зависимости от того, в каких целях используется объект основных средств, в корреспонденции с кредитом счёта 02 «Амортизация основных средств».

Задача 5

Исходные данные

Организацией, занимающейся производством материалов, для изготовления кирпичей используется пресс. Первоначальная стоимость – 48000 руб. Срок полезного использования – 4 года.

Задание:

Определить норму амортизационных отчислений в год, если амортизация начисляется следующим способом:



  1. линейным

  2. уменьшаемого остатка

  3. по сумме оставшихся лет.



Задача 6

Исходные данные

Организация, занимающаяся изготовлением деталей для колёсных пар, в производстве использует токарные станки в количестве 12 единиц. Срок эксплуатации одного станка – 12,5 лет, стоимость – 15000 руб. Амортизация начисляется линейным способом.

Задание:

Рассчитать:



  1. годовой размер амортизационных отчислений для одного станка и на все станки

  2. размер амортизационных отчислений в текущем месяце, данные для которого приведены в условии задачи, и в следующем за ним, в котором выбыло 2 старых станка и поступило 3 новых.

Задача 7

Исходные данные

Предприятие купило ксерокс Canon для отдела рекламы за 8500 руб. Ксерокс способен произвести 25000 копий или работать непрерывно в течение 7000 часов.

Задание:

Рассчитать норму амортизационных отчислений на временной и натуральной основе, а также амортизационные отчисления по годам, если:



  1. в первом году было сделано 75000 копий, во втором – 60000 копий, в третьем – 115000 копий.

  2. в первом году ксерокс проработал 2500 часов, во втором – 1850, в третьем – 2650.



Задача 8

Исходные данные


Таблица 5.

Учёт хозяйственных операций по начислению амортизации объектов основных средств.



№ п/п

Содержание операции

Сумма, руб.

Корр.счета

Дебет

Кредит

1.

Начислена амортизация станков, занятых в основном производстве

45000







2.

Начислена амортизация станков, занятых во вспомогательном производстве

35000







3.

Начислена амортизация здания цеха

15000







4.

Начислена амортизация здания заводоуправления

12000







5.

Начислена амортизация автопогрузчиков, занятых на погрузке готовой продукции в автомашины

9000







6.

Списана амортизация по выбывшему объекту основных средств

23000







Задание:

Составить бухгалтерские проводки.




Тема 3. Учёт ремонта основных средств

Методические указания

Затраты на ремонт основных средств в зависимости от учётной политики, принятой на предприятии, могут собираться по дебету счёта 23 «Вспомогательное производство» в корреспонденции со счетами 02, 10, 60, 70, 69. Для покрытия затрат на ремонт может создаваться резерв путём ежемесячных отчислений в размере 1/12 от сметы расходов на ремонт в текущем году, что отражается по кредиту счёта 96 «Резервы предстоящих расходов»:

Д 20 К 96.

Тогда затраты на ремонт по мере его исполнения будут покрываться за счёт созданного резерва:

Д 96 К 23.

Если резерва недостаточно для покрытия затрат на ремонт, то их относят на счёт 97 «Расходы будущих периодов»:

Д 97 К 23,

а затем, по мере доначисления резерва в следующих месяцах, покрывают их, пока счёт 97 не будет закрыт:

Д 96 К 97.



Задача 9
Исходные данные

Таблица 6.

Учёт хозяйственных операций по проведению ремонта основных средств

№ п/п

Содержание операции

Сумма, руб.

Корр.счета

Дебет

Кредит

1.

Создание резерва для проведения ремонта основных средств производственного назначения

45000







2.

Затраты на проведение ремонта:




-

-

2а.

- стоимость материалов

10000







2б.

- начисленная амортизация на объекты основных средств, занятые на ремонтных работах

12000







2в.

- начисленная зарплата рабочим, занятым на ремонте

18000







2г.

- отчисления на социальные нужды с начисленной зарплаты

?







3.

Покрыты затраты на ремонт за счёт созданного резерва

?







Задание:

Определить необходимые суммы и составить бухгалтерские проводки.




Задача 10
Исходные данные
Предприятие планирует в текущем году произвести капитальный ремонт. Согласно разработанной смете, на ремонт потребуется 36000000 руб. Для предотвращения резкого повышения себестоимости работ предусмотрено создание резерва предстоящих расходов на ремонт. В июле месяце были выполнены ремонтные работы на сумму 27000000 руб.
Задание:

Определить необходимые суммы, оформить бухгалтерские записи в форме табл. 7 и представить схемы бухгалтерских записей.

.
Таблица 7.

Учёт хозяйственных операций по проведению ремонта основных средств



№ п/п

Содержание операции

Сумма, руб.

Корр.счета

Дебет

Кредит

1.













2.













3.













4.













5.













6.













7.














Тема 4. Учёт выбытия основных средств

Методические указания

Для учёта операций по списанию основных средств используется счёт 91 «Прочие доходы и расходы», кроме случаев обнаружения недостачи объекта основных средств, при которых остаточная стоимость объекта списывается c кредита счёта 01 в дебет счёта 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Остаточную стоимость списываемого объекта определяют как разницу между дебетовым сальдо счёта 01, отражающим первоначальную стоимость объекта, и кредитовым оборотом счёта 01, куда предварительно была списана амортизация выбывающего объекта, начисленная на момент его списания по кредиту счёта 02, что было оформлено бухгалтерской записью:

Д 02 К 01.

Расходы по продаже или ликвидации объекта собирают по дебету счёта 91 в корреспонденции со счетами 70, 69, 02, 60.

Сумму, предъявленную к оплате по счёту, включающую НДС со стоимости продаваемого объекта, отражают бухгалтерской записью:

Д 62 К 91.

НДС, подлежащий передаче в бюджет, списывается на расчёты с бюджетом:

Д 91 К 68.

Финансовый результат от продажи объёкта основных средств отражают на счёте 99 «Прибыли и убытки»:

Д 91 К 99 (прибыль),

Д 99 К 91 (убыток).
При обнаружении недостачи объекта основных средств в результате инвентаризации списывается остаточная стоимость недостающего или полностью испорченного объекта основных средств в дебет счёта 94:

Д 02 К01,

Д 94 К 01.

Затем, если установлено виновное лицо в недостаче или порче объекта, балансовая стоимость недостающего объекта списывается на виновное лицо:

Д 73 К 94.

Если с виновного лица взыскивается стоимость недостающего объекта основных средств не по балансовой, а по рыночной стоимости недостающих основных средств,

то разницу межу балансовой стоимостью недостающего объекта и его рыночной стоимостью показывают по дебету субсчёта 98.04 «Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей».

Это отражается записью:

Д 73 К 98.

Сумма начёта погашается виновным лицом либо через кассу:

Д 50 К 73,

либо удерживается из заработной платы (не более 20% от начисленной заработной платы):

Д 70 К 73.

По мере взыскания с виновного лица причитающейся с него суммы недостачи одновременно списывается разница между суммой начёта и балансовой стоимостью недостающего объекта на финансовый результат:

Д 98 К 91.

Задача 11

Исходные данные


Таблица 8.

Учёт хозяйственных операций по продаже объекта основных средств



№ п/п

Содержание операции

Сумма, руб.

Корр.счета

Дебет

Кредит

1.

Списана начисленная к моменту продажи амортизация на объект основных средств

60000







2.

Списан на продажу по остаточной стоимости объект основных средств, первоначальная стоимость которого 80000 руб.

?







3.

Приняты к учёту затраты на оплату рабочих, занятых на разборке объекта основных средств

12000







4.

Произведены отчисления на социальные нужды с суммы начисленной зарплаты

?







5.

Начислена амортизация на строительный кран, занятый на разборке объекта основных средств

2000







6.

Предъявлен счёт покупателю (в т.ч. НДС)

47200







7.

НДС списан на расчёты с бюджетом

?







8.

Поступили платежи от покупателя

?







продолжение табл. 8



№ п/п

Содержание операции

Сумма, руб.

Корр.счета

Дебет

Кредит

9.

Погашена задолженность перед бюджетом по НДС

?







10.

Определён и списан финансовый результат от реализации объекта основных средств

?







Задание:

Определить необходимые суммы, составить бухгалтерские проводки и представить схемы бухгалтерских записей.


Задача 12

Исходные данные

Таблица 9.

Учёт хозяйственных операций по выявленной недостаче объекта основных средств



№ п/п

Содержание операции

Сумма, руб.

Корр.счета

Дебет

Кредит

1.

Списывается амортизация, начисленная по объекту основных средств к моменту обнаружения недостачи

35000







2.

Списывается остаточная стоимость объекта, балансовая стоимость которого 85000 руб.

?






продолжение табл. 9



№ п/п

Содержание операции

Сумма, руб.

Корр.счета

Дебет

Кредит

3.

Сделан начёт на материально ответственное лицо, виновное в недостаче на величину рыночной стоимости объекта, в т.ч.:

40000

-

-

3а.

- на величину балансовой стоимости недостающего объекта

30000







3б.

- на сумму разницы между балансовой и рыночной стоимостью недостающего объекта

?







4.

Внесено виновным лицом в кассу

?







6.

Списывается балансовая стоимость недостающего объекта, виновник по которой не установлен

?







7.

Списывается разница между балансовой и рыночной стоимостью недостающего объекта на финансовый результат

?







8.

Списывается финансовый результат по выявленной недостаче

?







Задание:

Определить необходимые суммы, составить бухгалтерские проводки и представить схемы бухгалтерских записей.



Тема 5. Учёт нематериальных активов

Методические указания

Учёт нематериальных активов регламентируется ПБУ 14/2007. Синтетический учёт нематериальных активов ведется с использованием счетов 04 «Нематериальные активы», 05 «Амортизация нематериальных активов» и 08 «Вложения во внеоборотные активы».

По дебету счёта 08 формируется первоначальная стоимость нематериальных активов, которая включает согласованную или рыночную стоимость нематериальных активов в зависимости от способов их получения, а также затраты по их приобретению и подготовке к использованию. По кредиту счета 08 отражают стоимость нематериальных активов, принимаемых к учёту на баланс организации. При этом делается бухгалтерская запись:

Д 04 К 08.

Принятый к учёту НДС передаётся в бюджет. Если нематериальные активы используются для производственных целей, то организации предоставляется налоговый вычет и при принятии объекта к учёту НДС списывается в зачёт. Если объект приобретён не для производственных целей, то затраты по его погашению относятся на счёт 91:

Д 91 К 19.

Задача 13

Исходные данные

Таблица 10.

Учёт хозяйственных операций по приобретению нематериального актива



№ п/п

Содержание операции

Сумма, руб.

Корр.счета

Дебет

Кредит

1.

Акцептован счёт поставщика на поступивший программный продукт

60000







2.

Начислен и принят к учёту НДС по поступившему программному продукту

?







3.

Начислена заработная плата рабочим, занятым наладкой программы

20000







4.

Оплачен счёт поставщика

?







5.

Выплачена зарплата рабочим, производившим наладку программного продукта

?







6.

Принят к учёту программный продукт

?







?.

НДС списан на расчёты с бюджетом

?







Задание:

Определить необходимые суммы и составить бухгалтерские проводки.



Тема 6. Учёт уставного капитала

Методические указания

После государственной регистрации на счёте 80 «Уставный капитал» отражается величина уставного капитала с одновременным начислением задолженности учредителей по вкладам на дебете субсчёта 75.01 «Расчёты по вкладам в уставный (складочный) капитал». Отдельно по кредиту субсчёта 75.02 «Расчеты по выплате доходов» ведётся также учёт расчетов с учредителями по причитающимся доходам (дивидендам)».
Задача 14

Исходные данные

Таблица 11.

Учёт хозяйственных операций по формированию уставного капитала



№ п/п

Содержание операции

Сумма, руб.

Корр.счета

Дебет

Кредит

1.

Зарегистрирован уставный капитал

1000000







2.

Погашена задолженность учредителей по взносам в уставный капитал:

?

-

-

2а.

- основными средствами

200000







2б.

- материалами

150000







2в.

- денежными средствами

450000







2г.

- нематериальными активами

200000







Задание:

Определить необходимые суммы и составить бухгалтерские проводки.


Задача 15

Исходные данные

Таблица 12.

Учёт хозяйственных операций по выплате дивидендов



№ п/п

Содержание операции

Сумма, руб.

Корр.счета

Дебет

Кредит

1.

Направлена часть чистой прибыли на выплату дивидендов

400000







2.

Начислен НДФЛ на выплачиваемые дивиденды

?







3.

Выплачены дивиденды:

?

-

-

3а.

- из кассы акционеру

85000







3б.

- путём перечисления денежных средств в банк на карточку акционеру

45000







3в.

- на расчётный счёт в банк организации-держателю акций

?







Задание:

Определить необходимые суммы и составить бухгалтерские проводки.



Тема 7. Учёт расчётов с персоналом

Методические указания

Для учёта расчётов по оплате труда применяется счёт 70. Начисление сумм по оплате труда отражают по кредиту счёта 70 «Расчёты с персоналом по оплате труда» и дебету счетов, на которые относятся затраты по оплате труда: 08, 20, 23, 25, 26, 28, 29.

При начислении отпускных сумм по отпускам, приходящимся на два и более месяцев (переходящим отпускам) может использоваться счёт 97 «Расходы будущих периодов» что должно быть указано в учётной политике. В этом случае суммы, начисленные за дни отпуска, приходящиеся на дни отчётного периода, отражают записью по дебету счетов затрат 08, 20, 23, 25, 26, 29 и кредиту счёта 70, а суммы, начисленные за дни отпуска, приходящиеся на следующий отчетный период, показывают по дебету счёта 97:

Д 97 К 70,

которые в последующие отчётные периоды будут постепенно ежемесячно списываться на расходы текущего периода:

Д 20 К 97.

В случае временной нетрудоспособности работника работодатель обязан ему выплатить пособие. Пособие по временной нетрудоспособности начисляется работнику за счёт средств социального страхования. При его начислении составляется запись:

Д 69 К 70.

Величина пособия начисляется исходя из средней заработной платы за предшествующие 12 месяцев, но не выше установленного минимума средней заработной платы, и страхового стажа, т. е. суммарной продолжительности времени уплаты страховых взносов и налогов в фонды социального страхования и обеспечения. Работнику, имеющему страховой стаж более 8 лет, пособие начисляется в сумме 100% средней заработной платы, при стаже от 5 – 8 лет - в сумме 80 % средней заработной платы, при стаже менее 5 лет – 60 % средней заработной платы, при стаже мене 6 месяцев – в размере, не превышающем величины минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. Пособие по беременности и родам начисляется в размере 100 % среднего заработка.

С начисленной зарплаты и пособий по временной нетрудоспособности производятся удержания налога на доходы физических лиц в размере 13 % от начисленных выплат, уменьшенных на сумму предоставляемых льгот и стандартных и профессиональных вычетов. Это оформляется бухгалтерской записью:

Д 70 К 68.

Кроме того, из заработной платы работника могут производиться удержания в пользу третьих лиц на суммы по исполнительным листам и перечисления профсоюзных взносов и начисленной заработной платы на карточку в банк по заявлению работника:

Д 70 К 76.



Задача 16

Исходные данные

Таблица 13.

Учёт хозяйственных операций по расчётам с персоналом по оплате труда



№ п/п

Содержание операции

Сумма, руб.

Корр.счета

Дебет

Кредит

1.

Начислена заработная плата бригадиру цеха

50000







2.

Начислено вознаграждение за выслугу лет рабочим основного производства

20000







3.

Начислена сумма за очередной отпуск, приходящийся на отчётный период, рабочим основного

15000







4.

Начислено за очередной отпуск, приходящийся на следующий отчётный период, рабочим вспомогательного производства

10000







5.

Списывается на издержки производства доля отпускных сумм, начисленных в прошлом отчётном периоде рабочим основного производства и относящихся к текущему отчётному периоду

25000







продолжение табл. 13

№ п/п

Содержание операции

Сумма, руб.

Корр.счета

Дебет

Кредит

6.

Начислена заработная плата рабочим, занятым на погрузке готовой продукции в автомашины в выходной день

8000







7.

Получено в кассу с расчётного счёта для выплаты заработной платы рабочим и служащим

?







8.

Выплачены из кассы причитающиеся работникам суммы заработной платы

?







Задание:

Определить необходимые суммы и составить бухгалтерские проводки.



Задача 17

Исходные данные


Таблица 14.

Учёт хозяйственных операций по удержаниям из заработной платы



№ п/п

Содержание операции

Сумма, руб.

Корр.счета

Дебет

Кредит

1.

Начислена заработная плата рабочим основного производства

40000







2.

Произведены отчисления на социальные нужды с суммы начисленной заработной платы

?







3.

Удержан из заработной платы налог на доходы физических лиц

?







4.

Начислено пособие по временной нетрудо-способности рабочим вспомогательного производства

15000







5.

Удержан налог на доходы физических лиц с начисленной суммы пособия по временной нетрудоспособности

?







6.

Удержаны из заработной платы начальника отдела снабжения алименты

15000







7.

Удержано из заработной платы рабочего за брак

20000







Задание:

Определить необходимые суммы и составить бухгалтерские проводки.



Рекомендуемая литература

  1. О бухгалтерском учете. Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ

  2. Козлова Е.П., Парашутин Н.В., Бабченко Т.Н., Галанина Е.П. Бухгалтерский учет. – М.: Финансы и статистика, 2006.

Учебно-методическое издание

Глущенко Ирина Николаевна

Николаев Петр Валерьевич

Теория бухгалтерского учета. Часть 2

Методические указания



_______________________________________

Подписано в печать – Формат - Тираж 150 экз.

Усл. печ. л. - Заказ - Изд. № 211-10
127994, Москва, ул. Образцова, д. 9, стр. 9.

Типография МИИТ