Отличие макроэкономики от микроэкономики. Парадокс бережливости - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Отличие макроэкономики от микроэкономики. Парадокс бережливости - страница №1/1


  1. Отличие макроэкономики от микроэкономики. Парадокс бережливости.

Макроэкономика - особый раздел экономической теории, являющийся продолжением микроэкономики и изучающий функционирование экономики в целом. Целями макроэкономики в большинстве стран являются: поддержание полной занятости ресурсов, стабильности цен, устойчивого экономического роста и минимизация уровня инфляции.
Микроэкономика - один из двух основных разделов экономики, изучающий поведение отраслей, фирм, домохозяйств и других экономических единиц, а также их взаимодействие на рынках, в результате которого формируются цены на конкретные товары и услуги и на факторы производства.

Макроэкономический анализ предполагает абстрагирование от различий между отдельными рынками и отраслями, выяснение механизма функционирования экономической системы в целом путем поддержания макроэкономического равновесия. В этом состоит отличие макроэкономики от микроэкономики. Тем не менее, макро- и микроэкономические процессы тесно взаимосвязаны. Макроэкономические решения оказывают воздействие на экономическое развитие фирм через сбережения, потребительские расходы, инвестиции и т. д.

Парадокс бережливости означает, что попытки общества больше сберегать могут привести к снижению объема сбережений, особенно если они не сопровождаются приростом инвестиций.

Сбережения сокращают потребление и уменьшают доходы населения, что в свою очередь ведет к падению уровня сбережений и сокращению инвестиций. Особенно это проявляется в периоды экономических спадов и депрессий.


  1. Цель и задачи макроэкономики.

1. Высокий и растущий уровень национального производства, т. е. уровень реального валового внутреннего продукта (ВВП).

2. Высокая занятость при небольшой вынужденной безработице.

3. Стабильный уровень цен в сочетании с определением цен и заработной платы путем взаимодействия спроса и предложения на свободных рынках.

4. Достижение нулевого сальдо платежного баланса.

Первая цель состоит в том, что конечная задача экономической деятельности сводится к обеспечению населения товарами и услугами.

Совокупным измерителем национального производства выступает валовой внутренний продукт (ВВП), который выражает рыночную стоимость конечных товаров и услуг.

Второй целью макроэкономической политики является высокая занятость и низкая безработица. Уровень безработицы колеблется в ходе экономического цикла. В фазе депрессии спрос на рабочую силу сокращается, а уровень безработицы увеличивается. В фазе оживления спрос на рабочую силу растет, а безработица сокращается. Однако удовлетворить потребности всех в достойной работе — труднодостижимая задача.

Третьей макроэкономической целью является стабильность цен при наличии свободных рынков. Распространенным измерителем общего уровня цен является индекс потребительских цен (ИПЦ), учитывающий затраты на приобретение фиксированного набора «корзины» товаров и услуг.

Четвертая цель касается открытой экономики и означает достижение общего экономического равновесия на уровне полной занятости при нулевом сальдо платежного баланса.

3. Система национальных счетов. Примеры агрегатных величин в макроэкономике.

Система национальных счетов (СНС) - это система взаимоувязанных показателей, применяемая для описания и анализа макроэкономических процессов. Она дает сведения о всех стадиях экономического кругооборота - производстве и обмене, первичном и вторичном распределении (перераспределении), потреблении и сбережении (накоплении). СНС ООН 1993 г. включает оценку теневой экономики. Более того, она предлагает учитывать даже производство юридически незаконных товаров и услуг, а также труд по ведению домашнего хозяйства, хотя большинство стран мира, в том числе Россия, не готовы включать в свои расчеты оценки этой деятельности.

Структура Системы национальных счетов исходит из того, что каждой стадии экономического кругооборота соответствует специальный счет или группа счетов. СНС России в настоящее время включает следующие счета.

-Счет товаров и услуг

-Счет производства

-Счет образования доходов

-Счет использования располагаемого дохода

-Счет операций с капиталом

Примеры агрегатных величин:

- Государственные закупки товаров и услуг;

- Прибыль корпорации;

- Государственные трансфертные платежи;

- Рентный доход.


4. ВВП и ВНП - определения, что означает, если они для некой страны одинаковы или различны по величине.

Валово́й вну́тренний проду́кт — рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг (то есть предназначенных для непосредственного употребления), произведённых за год во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления, вне зависимости от национальной принадлежности использованных факторов производства.

Валовой национальный продукт — совокупная стоимость всего объёма конечного производства товаров и услуг в текущих ценах (номинальный ВНП) или ценах базисного года (реальный ВНП), произведённых на территории данной страны и за её пределами, с использованием факторов производства, принадлежащих данной стране. Иными словами, ВНП – это вся произведённая данной страной продукция за определённый период времени, стоимость всех выпущенных товаров и оказанных услуг. С 1993 г., согласно новой Системе национальных счетов, ВНП переименован в валовой национальный доход (ВНД). Однако национальные статистики некоторых стран продолжают придерживаться прежней терминологии.

ВНП = ВВП + чистые факторные доходы.

чистые факторные доходы – это стоимость продукции, созданной факторами производства, находящимися на территории других стран.

Чистые факторные доходы из-за рубежа равны разности между доходами, полученными гражданами данной страны за рубежом, и доходами иностранцев, полученными на территории данной страны. Следовательно, эли ВВП и ВНП равны, то это означает что отсутствует создание продукции на территории других стран.



5. Особенности измерения валового продукта: денежное измерение на основе рыночной стоимости продуктов.

Величина валового национального продукта имеет реальное и денежное измерение. Инфляция и дефляция усложняют расчет валового национального продукта. Поскольку валовой национальный продукт выражается в денежной форме, то конкретная величина ВНП зависит от цены самих денег. Вопрос заключается в том, чтобы скорректировать денежный показатель таким образом, чтобы он правильно отражал изменения физического объема продукции произведенной в течении данного года.

Если в течение года общий объем производства вырос на 5%, то необходимо дать ответ за счет каких факторов мы имеем такой показатель. Возможно, пятипроцентный рост произошел за счет 4 процентов инфляции и 1 процента роста самого производства.

Чтобы "очистить" валовой национальный продукт от влияния инфляции, необходимо знать индекс цен в данном году, то есть фактический рост инфляции. Для этого необходимо определить уровень цен до и после подведения расчетов валового национального продукта.


6. Особенности измерения валового продукта: исключение двойного счета.

Валовый национальный продукт (ВНП) является основным показателем экономического состояния общества, он представляет собой рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных в течение года.

Под конечными продуктами принято считать товары и услуги, которые приобретаются для конечного пользования, а не для перепродажи или дальнейшей обработки. ВНП включает товары и услуги имеющие заключительный характер в своем производстве, т.е. в стоимость конечных продуктов уже входят все промежуточные операции и сделки. Если все эти промежуточные операции учитывались несколько раз, то совокупный общественный продукт включил бы в себя завышенную оценку валового национального продукта.

При расчете национального валового продукта главным остается избежать двойного счета, что достигается на каждом этапе движения продукта, в его стоимость включать только новую стоимость, которая добавляется к стоимости уже существующей. Т.е. включать только добавленную стоимость. Добавленная стоимость есть рыночная стоимость продукции, произведенной фирмой, за вычетом стоимости потребленных сырья и материалов, приобретенных ею у поставщиков.


7. Операции, не включаемые в ВНП.   

Хотя ВНП охватывает широкий спектр операций по производству товаров и услуг,  в этот показатель не включаются некоторые, а именно незаконные и непроизводительные сделки. К незаконным сделкам относится теневой бизнес. Непроизводительными являются а) чисто финансовые сделки и б) продажа подержанных товаров. В свою очередь, чисто финансовые сделки подразделяются на три основных вида: трансфертные выплаты из государственного бюджета, частные трансфертные платежи и операции с ценными бумагами.



Государственные трансфертные платежи включают в себя выплаты по социальному страхованию, пособия по безработице, пенсии, стипендии. Основной особенностью государственных трансфертных платежей является то, что их получатели в ответ на эти выплаты не вносят какого-либо вклада в создание текущего объема производства, в связи с чем включение их в объем ВНП привело бы к завышению этого показателя для данного года.

Частными трансфертными платежами называют денежную помощь студентам от их родителей, родственную взаимовыручку и другие акты передачи средств  от одного частного лица другому.

Сделки с ценными бумагами, в том числе на рынке акций, представляют собой не что иное, как обмен бумажными активами и не предполагают увеличения текущего производства.

Основанием для исключения сумм продаж подержанных вещей из ВНП является то, что они либо не отражают текущего производства, либо включают повторный счет.


8-10. 3 способа измерения ВНП:

1.      По расходам (метод конечного использования).

2.      По добавленной стоимости (производственный метод).

3.      По доходам (распределительный метод).

При расчете ВНП по расходам суммируются расходы всех экономических агентов, использующих ВНП (домохозяйств, фирм, государства и иностранцев). Фактически речь идет о совокупном спросе на произведенный ВНП.

Суммарные расходы можно разложить на несколько компонентов:

 ВНП = Y = C + I + G + NX,

где C – личные потребительские расходы, которые включают расходы домохозяйств на товары длительного пользования и текущего потребления, на услуги (кроме расходов на покупку жилья).



I – валовые частные внутренние инвестиции. Включают производственные капиталовложения (инвестиции в основные производственные фонды), инвестиции в жилищное строительство и инвестиции в запасы (ТМЦ).

Инвестиции понимаются как добавление к физическому запасу капитала. Приобретение финансовых бумаг (акций, облигаций) не является инвестициями. Термин «внутренние инвестиции» означает, что это инвестиции, производимые жителями данной страны (в т.ч. расходы на импортные товары). Термин « частные» инвестиции означает, что они не включают государственные инвестиции. Термин «валовые» означает, что из инвестиций не вычитается амортизация:



Валовые инвестиции = Чистые инвестиции + Амортизация.

Рост запасов учитывается со знаком «+», а уменьшение со знаком минус.



G – государственные закупки товаров и услуг (строительство и содержание школ, дорог, армии, расходы на национальную оборону, зарплату государственных служащих и т.д.). Сюда не входят трансфертные платежи. Государственные трансферты – это выплаты, не связанные с движением товаров и услуг. Они перераспределяют доходы государства через пособия, пенсии, выплаты по социальному страхованию.

NX – чистый экспорт. Он равен разности стоимостных объемов экспорта и импорта. Если страна экспортирует больше, чем импортирует, то на мировом рынке она выступает «нетто-экспортером», а ВНП превышает объем внутренних расходов. Если же импортирует больше, то является «нетто-импортером», величина чистого экспорта является отрицательной. Сумма расходов превышает объем производства.

Данное уравнение ВНП называют основным макроэкономическим тождеством или тождеством национальных счетов.

При подсчете ВНП по добавленной стоимости суммируется стоимость, добавленная на каждой стадии производства конечного продукта.

Добавленная стоимость (ДС) – это разность между стоимостью продукции, произведенной фирмой, и стоимостью промежуточных продуктов, приобретенных фирмой.

Величина ВНП в этом случае представляет собой сумму добавленной стоимости всех производящих фирм. Этот метод позволяет учесть вклад различных фирм и отраслей в создание ВНП.



ВНП = Σ Добавленная стоимость + Косвенные налоги – Государственные субсидии.

Для экономики в целом сумма всей ДС должна быть равна стоимости конечных товаров и услуг.

При расчете ВНП по доходам суммируются все виды факторных доходов (зарплата, рента, %), а также 2 компонента, не являющихся доходами: амортизационные отчисления и чистые косвенные налоги на бизнес (налоги минус субсидии).

Существует связь между показателями ВНП и ВВП:



ВНП = ВВП + чистые факторные доходы из-за рубежа.

Чистые факторные доходы из-за рубежа – это  разность между доходами, полученными гражданами данной страны за рубежом, и доходами иностранцев, полученными на территории данной страны.

Если ВНП превышает ВВП, значит, жители данной страны получают за границей больше, чем иностранцы зарабатывают в данной стране.

По способу получения дохода в составе ВНП выделяют следующие виды факторных доходов:

§         компенсации за труд работающим по найму (зарплата, премии);

§         доходы собственников;

§         рентные доходы;

§         прибыль корпораций (остающаяся после оплаты труда и % за кредит; в ней выделяют дивиденды акционеров, нераспределенную прибыль и налог на прибыль);

§         чистый % (разница между процентными платежами фирм другим секторам экономики и процентными платежами, полученными фирмами от др. секторов – домохозяйств и государства).

Из трех методов чаще используются производственный и метод конечного использования.

11. Для того чтобы проводить анализ ВНП в динамике, необходимо учи­тывать:

а) изменение физического объема выпуска;

б) уровень цен.

Уровень цен выражается в виде индекса цен, который измеряет соот­ношение между ценой определенного набора товаров и услуг для дан­ного периода времени и ценой идентичной группы товаров и услуг в базовом периоде. Индексы цен рассчитывают по различным товар­ным группам (потребительским товарам, инвестиционным товарам, в целом по ВНП).

Дефлятор ВНП представляет собой индекс цен, связанный с кор­ректировкой денежного или номинального объема ВНП с учетом из­менения цен.

Номинальный ВНП отражает объем производства, выраженный в ценах, существующих на момент времени, когда этот объем был про­изведен. Повышение индекса цен ВНП в данном году по сравнению с предыдущим годом указывает на инфляцию; уменьшение индекса свидетельствует о дефляции.

Кроме индекса цен на величину ВНП оказывает влияние измене­ние физического объема выпускаемой продукции. Учесть этот фактор позволяет расчет реального ВНП.



ВНП, скорректированный на индекс цен, называется реальным ВНП.

Реальный ВНП рассчитывается как отношение номинального ВНП к индексу цен. С помощью показателя реального ВНП измеряется стои­мость общего объема производства в разные годы при предположении о неизменном уровне цен. Реальный ВНП показывает рыночную стои­мость объема произведенной продукции каждого года, измеренную в постоянных ценах.

Ежегодный прирост реального ВНП часто связывают с повышением благосостояния. Причина такой взаимосвязи состоит в том, что рост реального ВНП повышает доходы, а следовательно, и уровень жизни. Увеличение реального ВНП приводит к повышению спроса на рабо­чую силу, а значит, к увеличению занятости.

В то же время реальный ВНП не дает полную характеристику нацио­нального благосостояния, поскольку имеет ряд существенных недо­статков.

1.  В ВНП включаются лишь те товары и услуги, которые прошли через официальные рынки. В него не включается то, что произво­дится для использования в самих домашних хозяйствах, не учи­тывается трудовой вклад членов семьи, работающих дома, изме­нение величины свободного времени и т. п.

2.  Нет приемлемых методик учета размеров теневой экономики, в которую включаются не только незарегистрированная экономическая деятельность в целях уклонения от уплаты налогов, но и незаконная (преступность, наркомания, проституция и т. п.).

3.  Величина ВНП не отражает воздействия производства на окру­жающую среду, т. е. не учитывает побочные эффекты.

4.  Сам по себе размер ВНП ничего не говорит ни о характере рас­пределения ресурсов, ни о том, кому достаются плоды возросше­го объема производства.

Индексы цен используются для оценки изменения темпов инфляции, динамики стоимости жизни.

Индекс потребительских цен показывает изменение среднего уровня цен "корзины" товаров и услуг, обычно потребляемых средней городской семьей. Состав потребительской корзины фиксируется на уровне базисного года.

ИПЦ рассчитывается по типу индекса Ласпейреса, или индекса цен с базисными весами (набором благ, фиксированным по базисному году):

 

 

Рti и Р0iцены i-го блага, соответственно, в базисном (0) и текущем (t) периоде. Q0i количество i-го блага в базисном периоде.

Индекс данного типа не учитывает изменения в структуре весов в текущем периоде по сравнению с базисным, что несколько искажает результат. Так ИПЦ, где используется потребительская корзина базисного года, не принимает во внимание изменения в структуре потребления в текущем периоде, например, замену более дорогих благ более дешевыми в условиях роста цен. Это приводит к завышению роста стоимости жизни, если в качестве оценочного показателя используется ИПЦ.

 

Индекс цен – дефлятор ВНП (ВВП) – рассчитывается по типу индекса Пааше, то есть индекса, где в качестве весов используется набор благ текущего периода:



 

 



Qti – количество i-го блага в текущем периоде.

В отличие от индекса Ласперейса индекс Пааше несколько занижает уровень цен в экономике, так как также не фиксирует динамику структуры весов, но фиксирует ее уже в текущем периоде. Если с его помощью оценивать рост стоимости жизни, то не будет учтено влияние на потребителей повышения цен на блага, которые присутствовали в наборе базисного года, но отсутствуют в наборе текущего года.

 

Индекс Фишера устраняет недостатки индексов Ласпейреса и Пааше, усредняя их значение:



 

 



12. Примеры экономических кризисов:

1) Первый мировой экономический кризис, который  нанес удар народному хозяйству и общественной жизни одновременно США, Германии, Англии и Франции произошел в 1857 году.  Кризис начался в США. Причиной послужили массовые банкротства железнодорожных компаний и обвал рынка акций. Коллапс на фондовом рынке спровоцировал кризис американской банковской системы. В том же году кризис перекинулся на Англию, а затем на всю Европу. Волна биржевых волнений прокатилась даже по Латинской Америке. В период кризиса производство чугуна  в США сократилось на 20%, потребление хлопка на 27%. В Великобритании больше всего пострадало судостроение, где объём производства упал на 26%. В Германии на 25% сократилось потребление чугуна; во Франции   на 13% выплавка чугуна и на столько же потребление хлопка; в России выплавка чугуна упала на 17%, выпуск хлопчатобумажных тканей  -  на 14%.

2) Великая депрессия в США. Американский кризис 1929-1933 года.


С точки зрения экономической теории Великая Депрессия 1929 года в США наступила вследствие перепроизводства товаров и нехватки денежной массы для покупки этих самых товаров. Так как деньги были привязаны к золоту, а количество этого металла ограничено, возник дефицит денег, а затем и дефицит платежеспособного спроса на товары и услуги. Далее по цепочке работает «принцип домино»: резкое падение цен (дефляция) на товары, банкротства предприятий, безработица, заградительные пошлины на импортные товары, падение потребительского спроса и резкое падение уровня жизни.

Началом Великой Депрессии в США считают 29 октября 1929 г., так называемый «черный вторник». Фондовый рынок обрушился, за один день акции упали на 10 млрд. долларов, что означало исчезновение кредитных денег в размере 10 млрд. долларов. Из-за этого падения фондового рынка 20-25 млн. человек в США понесли убытки.

Есть другая точка зрение о причинах Великой американской Депрессии. Великой Депрессии предшествовал бурный рост американской экономики. Так, с 1917 по 1927 национальный доход США увеличился почти в 3 раза. Было освоено конвеерное производство, бурно развивался фондовый рынок, росло число спекулятивных операций, дорожала недвижимость. Рост производства товаров требовал увеличения денежной массы, а доллар был привязан к золоту.

Перед началом Великой Депрессии золотые запасы США увеличивались не так стремительно, как развивалась экономика. Это обстоятельство привело к появлению скрытой инфляции, так как правительство печатало новые деньги под бурный рост экономики. Тем самым была подорвана обеспеченность доллара золотом, нарастал дефицит бюджет, а ФРС снижал учетную ставку.

Возникла ситуация, когда рост производительности труда в промышленности уменьшился, а количество псевдоденег (векселей, расписок и тд.), наоборот выросло. Этот дисбаланс в экономике и привел к «черному вторнику» 1929 года.
Последствия Великой Депрессии для США и мира

Великая Депрессия в США 1929-1933 годов, выраженная в цифрах, выглядит удручающе.


Уровень промышленного производства в 1933 г. упал на 46% по сравнению с 1929 г. После Великой Депрессия 1929 года промышленность США была отброшена более чем на 20 лет назад, к уровню 1911 г.

ВНП США за 1929-1933 года упал в 1,85 раза с 103.9 до 56 млрд. долларов. Объем безработицы вырос с 3.2% до 25% в 1933 году, что составило около 12.8 млн. человек.


По данным американской Ассоциации по исследованию проблем труда, число безработных было значительно выше - около 17 млн. Около 2.5 млн. человек остались без жилья.

Разорилось около 135 000 компаний, доходы корпораций упали на 60%.


Общая капитализация рынка упала в 4.5 раза с 87 млрд. долл. до 19 млрд. долл. Фермерская недвижимость упала в цене более чем 10 раз. Разорилось около 897 тыс. фермерских хозяйств, т.е. 14.3% от общего числа.

Под удар Великой Депрессии попали и другие страны Запада, такие как Германия, Франция, Великобритания, также пострадали страны Центральной и Юго-Восточной Европы (Япония еще в 1927 году), страны Азии и Латинской Америки.


3) Финансовый кризис 1998 года в России.


17 августа 1998 года Правительство России объявило дефолт по внешнему долгу, что стало началом масштабного финансового и экономического кризиса в России.  Однако что послужило причиной финансового кризиса 1998 года? Напомним, что кризису 1998 года в России предшествовал обвал на Азиатских биржах и последовавший за ним экономический кризис. Непосредственными причинами кризиса считается большой внешний долг, падение цен на нефть и другие сырьевые товары, пирамида ГКО (Государственных Краткосрочных Обязательств), которая давала доходность по инвестициям 40%. Совокупность внешних и внутренних факторов привела к тому, что государство не могло расплатиться со своими долгами, и вынуждено было объявить дефолт.

Курс рубля по отношению к доллару упал за полгода более чем в 3 раза — c 6 рублей за доллар перед дефолтом до 21 рубля за доллар 1 января 1999 года. Было подорвано доверие населения и иностранных инвесторов к российским банкам и государству, а также к национальной валюте. Разорилось большое количество малых предприятий, лопнули многие банки. Банковская система оказалась в коллапсе минимум на полгода. Население потеряло значительную часть своих сбережений, упал уровень жизни. Тем не менее, девальвация рубля позволила российской экономике стать более конкурентоспособной.



Таблица. Основные показатели глубины финансового кризиса

 

Изменение реального курса валюты1,, %

Падение фондового индекса, число раз

Изменение ВВП, %

Баланс по счету текущих операций, %ВВП

июнь97-сент.98

Июнь97-сент.98

1997

19983

1997

19983

Ю.Корея

-19.8

4.5

5.5

-7.0

-1.8

12.9

Индонезия

-56.3

11

4.6

-15.0

-1.8

2.5

Таиланд

-19.1

4

-0.4

-8.0

-2.0

10.7

Малайзия

-27.2

4

7.8

-6.4

-4.8

6.5

Россия

-45¸-552

11

0.9

-6.0

-0.1

-1.3

Бразилия

0.7

2.5

3.2

1.5

-4.2

-3.6

Аргентина

3.9

2

8.6

5.0

-3.5

-4.4

Примечания:

1 на основе данных о двусторонней торговле с партнерами каждой страны за период 1994–96гг.

2 оценка на основе показателей инфляции и данных о двусторонней торговле

3 прогноз

13. Краткосрочные циклы (Китчина) (длительность, причины, механизм).


Циклы Китчина — краткосрочные экономические циклы с характерным периодом 3-4 года, открытые в 1920-е годы английским экономистом Джозефом Китчином. Сам Китчин объяснял существование краткосрочных циклов колебаниями мировых запасов золота, однако в наше время такое объяснение не может считаться удовлетворительным. В современной экономической теории механизм генерирования этих циклов обычно связывают с запаздываниями по времени (временными лагами) в движении информации, влияющими на принятие решений коммерческими фирмами.

На улучшение конъюнктуры фирмы реагируют полной загрузкой мощностей, рынок наводняется товарами, через какое-то время на складах образуются чрезмерные запасы товаров, после чего принимается решение о снижении загрузки мощностей, но с определенным запаздыванием, так как информация о превышении предложения над спросом сама обычно поступает с определенным запаздыванием, кроме того требуется время на то, чтобы эту информацию проверить; определенное время требуется и на то, чтобы принять и утвердить само решение. Кроме того наблюдается определенное запаздывание между принятием решения и актуальным уменьшением загрузки мощностей (на приведение решения в жизнь тоже требуется время). Наконец, ещё один временной лаг существует между моментом начала снижения уровня загрузки производственных мощностей и актуальным рассасыванием избыточных запасов товаров на складах.



14. Среднесрочные циклы (Жугляра) (длительность, причины, механизм).

Циклы Жюгляра — среднесрочные экономические циклы с характерным периодом в 7-11 лет. Названы по имени французского экономиста Клемана Жюгляра, одним из первых описавшего эти циклы. В отличие от циклов Китчина в рамках циклов Жюгляра мы наблюдаем колебания не просто в уровне загрузки существующих производственных мощностей (и, соответственно, в объеме товарных запасов), но и колебания в объемах инвестиций в основной капитал. В результате, к временным запаздываниям, характерным для циклов Китчина, здесь добавляются еще и временные лаги между принятием инвестиционных решений и возведением соответствующих производственных мощностей (а также между возведением и актуальным запуском соответствующих мощностей). Дополнительный лаг формируется и между спадом спроса и ликвидацией соответствующих производственных мощностей. Данные обстоятельства и обуславливают то, что характерный период циклов Жюгляра оказывается заметно более продолжительным, чем характерный период циклов Китчина. Циклические экономические кризисы/рецессии могут рассматриваться в качестве одной из фаз цикла Жюгляра (наряду с фазами оживления, подъёма и депрессии). Вместе с тем от фазы кондратьевской волны зависит глубина этих кризисов.

Этим циклам уделяется наибольшее внимание при изучении макроэкономической нестабильности, поскольку на сглаживание именно этих циклических колебаний направлена в основном политика правительства. Эти циклы имеют и другие названия: «промышленный цикл», «деловой цикл», «бизнес-цикл», «классический цикл». Первый кризис (кризис перепроизводства) как начало классического цикла произошёл в Англии в 1825 г., а с 1857 г. такие кризисы стали мировыми. В период до второй мировой войны продолжительность этих циклов составляла 10-12 лет, а в настоящее время – 8-10 лет. Основную причину этих циклов большинство экономистов видит в обновлении основного капитала. Наиболее точно деловые циклы – колебания инвестиционных расходов, ВВП, инфляции и безработицы – описывает модель циклических колебаний французского экономиста Р. Жугляра.



15. Строительные циклы (Кузнеца) (длительность, причины, механизм).

В 1930-е г.г. в США появились исследования так называемого “строительного” цикла. Дж. Риггольмен, В. Ньюмен и некоторые другие аналитики построили первые статистические индексы совокупного годового объема жилищного строительства и обнаружили в них следующие друг за другом длительные интервалы быстрого роста и глубоких спадов или застоя. Тогда и появился термин “строительный цикл”, определяющий эти двадцатилетние колебания. В 1946 г. С. Кузнец (1901-1985) в работе “Национальный доход” пришел к выводу, что показатели национального дохода, потребительских расходов, валовых инвестиций в оборудование производственного назначения, а также в здания и сооружения обнаруживают взаимосвязанные двадцатилетние колебания. При этом он отметил, что в строительстве эти колебания обладают самой большой относительной амплитудой.Кузнец связывал эти волны с демографическими процессами, в частности, притоком иммигрантов и строительными изменениями, поэтому он назвал их "демографическими" или "строительными" циклами.

В настоящее время рядом авторов ритмы Кузнеца рассматриваются в качестве инфраструктурных циклов. Кроме того хорошо совпадают с циклом Кузнеца большие циклы цен на недвижимость на примере Японии 1980—2000 гг. и длительность большой полуволны подъема цен в США.

16. Длинные волны Кондратьева (длительность, причины, четыре эмпирические правильности).

Открыты русским экономистом Николаем Кондратьевым. Характерный период - 50 лет с возможным отклонением в 10 лет (от 40 до 60 лет). Циклы состоят из чередующихся фаз относительно высоких и относительно низких темпов экономического роста. Многие экономисты не признают существования таких волн.

Исследования и выводы Кондратьева основывались на эмпирическом анализе большого числа экономических показателей различных стран на довольно длительных промежутках времени, охватывавших 100—150 лет. Эти показатели: индексы цен, государственные долговые бумаги, номинальная заработная плата, показатели внешнеторгового оборота, добыча угля, золота, производство свинца, чугуна и т.д.

Начало «большого» подъема Кондратьев связывал с массовым внедрением в производство новых технологий, с вовлечением новых стран в мировое хозяй­ство, с изменениями объемов добычи золота.  Материальной основой «длинных волн» Н.Д.Кондратьев считал смену технологических укладов, понимая под этим понятием систему преобладающих в стране способов решения определенного типа технологических проблем и устройств, обеспечивающих реализацию этих способов. Каждый подъем экономической активности он связывал с возникновением нового технологического уклада. При этом общая картина подъема описывалась следующим образом: внедрение технических нововведений идет параллельно с расширением инвестиционного процесса, который, в свою оче­редь, стимулирует производство и спрос, способствующие росту цен. В этот пе­риод безработица уменьшается, заработная плата и производительность труда растут. Эти процессы затрагивают всю экономику, изменяют стиль жизни лю­дей. В начальный период дополнительные импульсы экономическому росту могут дать локальные войны. По мере развития циклического подъема войны становятся более разрушительными. Многие крупные социальные потрясения приходятся на конец «большого» подъема, а также на нижнюю точку цикла.

Свидетельством того, что экономика приближается к верхней точке большого цикла, являются начинающиеся на фоне изобилия недостаток отдельных товаров, сдвиги в структуре распределения доходов, рост издержек производства, замедле­ние роста прибылей и т. д. Возникает ситуация, известная теперь как стагфляция, то есть развитие неуправляемых инфляционных процессов в сочетании с началом экономического спада.

Существуют различные объяснения причин исчерпания энергии подъема. Одни видят причину в заметном увеличении нормы потребления, другие — в из­менении покупательной способности денег, третьи достижение «пика» связыва­ют с жизненным циклом продуктов и отраслей, создание которых явилось след­ствием крупных нововведений прошлых лет.



За каждым «большим» подъемом следует довольно короткий период, когда экономика как бы готовится к предстоящему длительному спаду, но в то же вре­мя сохраняется видимость процветания: люди по-прежнему полны надежд, лег­ко берут в долг. Накопившиеся ранее противоречия выходят наружу: обнаружи­вается избыток производственных мощностей, происходят массовые ликвида­ции предприятий, растет безработица, цены падают. Кондратьев особенно подчеркивал депрессивное состояние сельского хозяйства как одно из главных последствий длительного спада.
Для периода после промышленной революции обычно выделяются следующие кондратьевские циклы/волны:

  • 1 цикл — с 1803 до 1841-43 гг. (отмечены моменты минимумов экономических показателей мировой экономики)

  • 2 цикл — с 1844-51 до 1890-96 гг.

  • 3 цикл — с 1891-96 до 1945-47 гг.

  • 4 цикл — с 1945-47 до 1981-83 гг.

  • 5 цикл — с 1981-83 до ~2018 г. (прогноз)

  • 6 цикл — с ~2018 до ~ 2060 (прогноз)

Подъем первого большого цикла Кондратьев связывал с промышленной ре­волюцией в Англии, второго — с развитием железнодорожного транспорта, третьего — с внедрением электроэнергии, телефона и радио, четвертого — с ав­томобилестроением.  Пятый цикл современные исследователи связывают с раз­витием электроники, генной инженерии, микропроцессорами.

17. Совокупный спрос, совокупное предложение. Примеры трех неценовых факторов совокупного спроса, как они действуют.

Совокупный спрос (AD) - суммарное количество товаров и услуг, которые намерены купить домашние хозяйства, фирмы, государство, заграница при различном уровне цен в стране.

AD = C+I+G+X

(3.2)




где:

C -

спрос на потребительские товары и услуги (потребительские расходы);

 

I -

спрос на инвестиционные ресурсы (инвестиционные расходы);

 

G -

спрос на товары и услуги со стороны государства (государственные расходы);

 

X -

чистый экспорт.

Одни составляющие совокупного спроса относительно постоянны (потребительские расходы), другие более изменчивы (инвестиционные расходы).

Кривая совокупного спроса AD подобна кривой спроса на отдельном рынке, только в другой системе координат.

Она иллюстрирует изменение суммарного (совокупного) уровня всех расходов в зависимости от изменения уровня цен: чем ниже общий уровень цен, тем выше совокупный спрос, поэтому его кривая на графике имеет нисходящий характер. Объясняется это следующими причинами:



  1. эффект процентной ставки - при более высоких ценах процентная ставка повышается, что вызывает вымывание денег из сферы производства в финансовую и ведет к сокращению реального объема национального продукта;

  2. эффект богатства - при более высоких ценах реальная стоимость активов с фиксированной стоимостью (например, государственных облигаций) уменьшается, поэтому население воздерживается от приобретения новых материальных ценностей и совокупный спрос снижается;

  3. эффект импортных закупок - при более высоких ценах на отечественные товары спрос на них снижается и потребители приобретают больше импортных товаров.

Под воздействием названных факторов положение самой кривой совокупного спроса не меняется; изменения в объеме спроса отображаются движением соответствующей точки вверх или вниз вдоль кривой.

Совокупный спрос находится под влиянием неценовых факторов, изменение которых приводит к смещению кривой совокупного спроса вправо или влево. Основные из них:



  • независимое от цен изменение потребительских расходов (рост благосостояния населения, ожидание роста доходов в будущем и др.);

  • изменение инвестиционных расходов (снижение процентной ставки, сокращение налогов с предприятия и др.);

  • изменение государственных расходов на покупку товаров и услуг;

  • вызванное неценовыми факторами увеличение или уменьшение чистого экспорта.

Смещение кривой совокупного спроса оказывает огромное влияние на экономическую конъюнктуру и уровень жизни различных слоев населения.

Совокупное предложение (AS) - объем выпуска, который готовы предложить фирмы при каждом данном уровне цен в стране. По своей экономической характеристике оно отождествляется с реальным объемом произведенного продукта (ВВП).

Чем выше уровень цен, тем больше стимула для увеличения национального производства, и наоборот. Поэтому величина совокупного предложения на графике представляет собой кривую, отражающую положительную связь между уровнями цен и реальными объемами национального производства. Она состоит из трех характерных отрезков: а) горизонтальный ("кейнсианский") - состояние неполной занятости ресурсов; б) промежуточный (восходящий) - состояние, приближающееся к уровню полной занятости ресурсов; в) вертикальный ("классический") - состояние полной занятости ресурсов. Изменение объемов производства в зависимости от цен при прочих равных условиях отображается перемещением точки на кривой, но само положение кривой при этом не изменяется.

На смещение кривой совокупного предложения влияют неценовые факторы: изменения в предложении ресурсов, изменение производительности труда, изменения в налоговой политике и мерах государственного воздействия на экономику (льготные кредиты и др.).


18. Макроэкономическое равновесие и неравновесие.Поведение при этом совокупного спроса и совокупного предложения.Пример нарушения равновесия(рассмотреть AD и AS).

Равновесное соотношение между совокупным спросом и совокупным предложением определяет макроэкономическое равновесие, то есть такого состояния экономики, когда весь произведенный национальный продукт полностью реализован. Оно обеспечивает стабильность экономики, повышение уровня жизни и высокие темпы экономического роста.



Графически макроэкономическое равновесие означает совмещение кривых AD и AS и пересечение их в некой точке. Возможно пересечение на трех, ранее описанных отрезках . Точка Е1- это равновесие при неполной занятости ресурсов без повышения уровня цен, т.е без инфляции. Точка Е2 - равновесие при небольшом повышении уровня цени состоянии, близком к полной занятости. Точка Е3 - равновесие в условиях полной занятости ресурсов (Y*), но с инфляцией.

Под влиянием различных факторов равновесие может нарушаться, появляется временное неравновесие и нестабильная экономическая конъюнктура. К таким вариантам относятся:



  • совокупный спрос превышает совокупное предложение AD>AS. Стабилизировать положение можно либо за счет повышения цен, либо за счет увеличения выпуска продукции предпринимательскими структурами.

  • совокупный спрос окажется меньше совокупного предложения AD

Стабилизировать положение можно либо путем сокращения производства благ, либо оставить выпуск продукта стабильным, но понизить цены.
24. Проблемы фискальной политики.

Маневрирование налогами и правительственными расходами в целях воздействия на экономику называется фискальной политикой.

Итак, проблемы фискальной политики:

1)Во-первых направление изменения (рост или сокращение) государственных расходов, необходимые для проведения стимулирующей или сдерживающей политики, может приходить в противоречие с другими целями расходования государственных средств. Например, борьба с инфляцией требует сокращения государственных расходов. В то же время необходимость укрепления обороноспособности страны или увеличения затрат на охрану окружающей среды, на финансирование научных исследований могут требовать увеличения бюджетных затрат. Так же и необходимость поддерживать твердый обменный курс и долгосрочный внешнеторговый баланс может приходить в противоречие с фискальной политикой, необходимой, исходя из существующих объемов производства, уровня занятости и цен.

2)Во-вторых, максимальный эффект фискальная политика дает в краткосрочном периоде. В долгосрочном плане фискальная политика может приводить к отрицательным результатам.

3)В-третьих, еще один отрицательный момент связан с проведением фискальной политики – это так называемый "эффект запаздывания". Требуется определенное время, прежде чем фискальная политика окажет ожидаемое воздействие на экономику (время необходимое для принятия решения о проведении тех или иных мер бюджетно-налогового характера, время, необходимое, чтобы экономика отреагировала на предложенные изменения в налогово-бюджетной сфере). К этому моменту, когда экономика начнет реагировать на фискальные изменения, экономическая ситуация может изменяться, и меры, направленные на расширение экономики, начнут давать эффект в период подъема, а меры сдерживающего характера совпадут с периодом спада. В таком случае фискальная политика будет играть дестабилизирующую роль.


25. Денежно-кредитная политика (определение). Политика дорогих и дешевых денег Инструменты денежно-кредитной политики. Банковская система с частичными резервами

Денежно-кредитная (Монетарная политика) – это действия правительства, влияющие на количество денег в обращении, т.е. на денежное предложение.



Жесткая денежно-кредитная политика (политика "дорогих денег") предполагает поддержание неизменной массы денег в обращении (предложение денег совершенно неэластично, т.е. кривая Sm вертикальна) и возможность колебания процентной ставки.

Гибкая (мягкая) денежно-кредитная политика (политика "дешевых денег") предполагает неизменность процентной ставки при совершенно эластичном предложении денег.

Основными инструментами денежно-кредитной политики, наиболее часто используемыми ЦБ, являются:

а) установление обязательной нормы резервирования;

б) регулирование официальной учетной ставки;

в) операции на открытом рынке.

Банковская система с частичными резервами (нормы резервирования) означает, что Кредитные Банки обязаны держать определенную часть привлеченных депозитов в ЦБ. ЦБ играет роль резервного финансового института страны и может использовать накопленные таким образом ресурсы для поддержания стабильности финансовой системы, страхования определенной части вкладов и предоставления кредитов КБ в чрезвычайных обстоятельствах.


26. Механизм влияния резервной нормы на изменение безналичной денежной массы. Банковский мультипликатор и его связь с изменением денежной массы.

Изменение резервной нормы (снижение или увеличение) оказывает воздействие на размер избыточных резервов и величину денежного мультипликатора. Если центральный банк намерен увеличить денежную массу, ему следует снизить норму обязательных резервов. Уменьшение нормы переведет часть обязательных резервов в избыточные и, следовательно, расширит возможность создания новых денег путем кредитования. Если норма обязательных резервов будет увеличена, то произойдет прямо противоположное: денежная масса сократится. Коммерческие банки в этом случае либо потеряют часть своих избыточных резервов, и тем самым их возможности создания новых денег уменьшатся, либо они сочтут свои резервы недостаточными и будут вынуждены уменьшить свои чековые счета, а следовательно, и предложение денег.

Денежный (банковский) мультипликатор (MRm) – это коэффициент, характеризующий степень возрастания денежной массы в результате прироста избыточных резервов. Денежный мультипликатор равен единице, деленной на норматив резервных требований (резервную норму)(rr):



Изменение норматива обязательных резервных требований (резервной нормы) отражается на величине массы денег в обращении: его увеличение (т.е. уменьшение мультипликатора) сокращает количество денег, создаваемых банками, снижение (увеличение мультипликатора) – увеличивает.



27. Влияние учетной ставки и операций на открытом рынке на изменение безналичной денежной массы. 

Учетная ставка процента (ставки рефинансирования) – это ставка процента, по которой Центральный банк предоставляет кре-диты коммерческим банкам. Денежные средства, полученные в качестве ссуды у центрального банка по учетной ставке, представляют собой дополнительные резервы коммерческих банков, основу для мультипликативного увеличения денежной массы. Изменяя учетную ставку, Центральный банк может воздействовать на предложение денег.

Так, рост учётной ставки влечёт за собой повышение ставок по кредитам и депозитам на денежном рынке, что, в свою очередь обуславливает уменьшение спроса на ценные бумаги и увеличение их предложений. Спрос на ценные бумаги падает как со стороны небанковских учреждений, так и со стороны кредитных институтов, поскольку при дорогих кредитах более выгодным становится прямое финансирование. Предложение ценных бумаг, в свою очередь, возрастает. Понижение официальной учётной ставки, напротив, удешевляет кредиты и депозиты, что приводит к противоположным процессам: повышается спрос на ценные бумаги, уменьшается их предложение, поднимается рыночная стоимость. Повышая или понижая официальную учетную ставку, центральный банк оказывает воздействие на возможности коммерческих банков и их клиентов в получении кредита, что в свою очередь влияет на экономический рост, денежную массу, уровень рыночного процента. Изменение учетной ставки центрального банка, вызывая соответствующее изменение рыночного процента, отражается на состоянии платежного баланса и валютного курса. Повышение ставки способствует привлечению в страну иностранного краткосрочного капитала, а в итоге активизируется платежный баланс, увеличивается предложение иностранной валюты, соответственно снижается курс иностранной и повышается курс национальной валюты. Снижение ставки приводит к противоположным результатам.
28. Деньги, их свойства. Денежные агрегаты: МО, Ml, М2, МЗ, L 

Качественные свойства денег. Наиболее актуальными в современных условиях есть такие свойства денег: стабильность стоимости, экономичность, продолжительность использования, однородность, делимость, портативность.

Базовым свойством денег, наличие которой делает определенный предмет способным выполнять функции денег, есть Стабильность стоимости. Любая форма денег, если она обесценивается, не может эффективно выполнять функцию средства платежа и накопление стоимости. Колебание спроса и предложения на золото служили причиной важные изменений стоимости полноценных денег. Это стало одной из причин перехода к неполноценным кредитным денег, стабильность стоимости которых можно поддерживать на нужном уровне усилиями государства и межгосударственных органов. Главным механизмом решения этой задачи стало регулирование спроса и предложения денег на финансовых рынках, в частности их количества в обороте, усилиями уполномоченных государством органов, прежде всего центрального банка. Поддержание постоянно стабильной стоимости денег стало в новых условиях одним из центральных экономических задач современных государств.

Экономичность, которая дает возможность обществу минимизировать расхода на изготовление денег и обеспечить ими потребности оборота. Пока деньги были полноценными, решить эту задачу было невозможно, поскольку снижение расходов на обеспечение оборота деньгами имело объективную границу, которая определялась внутренней стоимостью металла, из которого они изготовлялись. Это послужило ключевой причиной демонетизации золота и появления неполноценных денег.

Долгосрочность ее использование-это свойство имели полноценные деньги, а сейчас имеют наличные деньги.

Однородность денег является свойством, которое требуется от всех форм денег. Деньги одного и того же достоинства должны иметь рав- 
ную стоимость. 

Делимость. Для осуществления платежей быстро, без дополнительных расходов, деньги должны легко делиться на любые части.

Портативность. Они должны быть такими, чтобы их легко было носить, удобно ими пользоваться в повседневной жизни.

Приемлемость. Если любая форма денег переставала приниматься в платеже, это означало, что она переставала быть деньгами вообще, а не только изменяла одну со своих свойств. Приемлемость - результат формирования у денежного носителя определенных свойств, который свидетельствует о превращении его в деньги, а не еще одно свойство.



Денежные агрегаты представляют собой иерархическую систему — каждый последующий агрегат включает в свой состав предыдущий. Чаще всего используют следующие агрегаты:

М0 — наличные деньги в обращении

М1 — М0 + чекивклады до востребования

М2 — М1 + средства на расчётных счетах, срочные вклады

М3 — М2 + сберегательные вклады

L — M3 + ценные бумаги



29.Инновационные стратегии: классификация компаний по типу стратегий (виоленты, патиенты, эксплеренты, коммунанты).

Степень реализации стратегии фирмы по достижению конкурентоспособности выпускаемой продукции во многом зависит от оптимальности организационной формы инноватора (фирмы).

Как вариант классификации стратегий нововведений, рассматривают 4 типа компаний (или типа стратегий) в зависимости от их целей:

Виолентная (силовая) стратегия характерна для фирм, действующих в сфере крупного (стандартного) производства. Фундаментальный источник сил – производство продукции хорошего (среднего) качества по низким ценам. За счет этого фирма обеспечивает большой запас конкурентоспособности.

Девиз фирм: «Дешево, но прилично»

Примеры: бытовая техника LG, компьютеры HP. К ним относится большинство российских крупных предприятий.

Патиентная (нишевая) стратегия типична для фирм, вставших на путь узкой специализации для ограниченного круга потребителей. Свои дорогие и высококачественные товары они адресуют тем, кого не устраивает обычная продукция.

Их девиз: «Дорого, зато хорошо».

Они стремятся уклониться от прямой конкуренции с ведущими корпорациями.

Она призывает не бороться напрямую с ведущими корпорациями, а выискивать недоступные для них сферы деятельности. Такой подход серьезно повышает шансы слабого в соперничестве с сильным.



Коммутантная (соединяющая) стратегия преобладает при обычном бизнесе в местных (локальных) масштабах. Сила местного неспециализированного предприятия в его лучшей приспособленности к удовлетворению небольших по объему (а нередко и кратковременных) нужд конкретного клиента. Это путь повышения потребительской ценности не за счет сверхвысокого качества (как у патиента), а за счет индивидуализации услуги. «Вы доплачиваете за то, что я решаю именно Ваши проблемы» - лозунг коммутантов.

Виоленты и патиенты не всегда могут удовлетворить индивидуальные потребности, тогда на сцену выступают коммутанты, готовые использовать любую возможность для бизнеса. Повышенная гибкость коммутантов позволит им удерживать свои позиции в конкурентной борьбе.

Коммутантная стратегия характерна для многих частных российских фирм.

Эксплерентная (пионерская) стратегия связана с созданием новых или радикальным преобразованием старых сегментов рынка, это первопроходцы в поиске и реализации революционных решений преимущественно 1-го хода.

Среди подобных фирм первопроходцы в выпуске персональных компьютеров (ЭППЛ, «Зенит», «Осборн» и другие), биотехнологии («Джинентек») и другие.

Сила эксплерентов обусловлена внедрением принципиальных нововведений, они извлекают выгоду из первоначального присутствия на рынке. Они в 85 случаях из 100 терпят крах, но за счет 15 случаев получают огромный технический, финансовый и моральный успех. Они являются двигателями научно-технического прогресса.

Девиз эксплерентов : «Лучше и дешевле, если получится».

Матрица «Издержки – потребительская ценность», определяющая место для различных форм инноваторов представлена на рисунке:


Издержки



Неудачник

Патиент,

Kоммутант



Виолент

Эксплерент

Потребительская ценность

(качество) товара


Показывает, что труднее всего фирмам, придерживающимся стратегии эксплерента, так как им для выживания приходится одновременно повышать качество товаров и снижать их себестоимость. Чтобы удержаться в данном сегменте рынка при отсутствии возможности совершенствования технологии или организации производства, фирме часто приходится идти на снижение цены товара и уменьшение доли прибыли. Коммутанты и патиенты при сохранении на прежнем уровне издержек производства (при сохранении технологии и организации производства) повышают качество выпускаемых товаров путем внедрения инноваций. Виоленты реализуют стратегию внедрения инноваций в совершенствование технологии, организации производства, труда и управления. Фирмы, не внедрившие своевременно инновации в продукт и процессы, оказались неудачниками, рынок в соответствии с объективным законом конкуренции их вытеснил (или вытеснит).

Из рассмотренных стратегий наиболее рискованной является стратегия эксплерентов, так как им приходится решать двойную задачу.

В настоящее время крупные компании стратегии формируют на основе следующих принципов:

а) диверсификация выпускаемых товаров;

б) сочетание в портфеле товаров, совершенствуемых в результате внедрения различных видов инноваций;

в) повышение качества товаров и ресурсов за счет углубления НИОКР и активизации инновационной деятельности;



г) применение по различным товарам, в зависимости от их конкурентоспособности, различных стратегий: виолентов, патиентов, каммутантов или эксплерентов;