Открытый урок тема урока : Петр Аркадьевич Столыпин и программа модернизации России. - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урок по истории России, 7 класс Тема: Петр I. Россия на рубеже веков 1 52.52kb.
Открытый урок информатики в 6 классе. Тема урока: Определение понятия 1 52.49kb.
Урок по истории россии в 9 классе тема урока: Февральская революция... 1 35.49kb.
Урок -размышление. Ермолай Еразм 7 класс Тема урока : Урок размышление. 1 84.1kb.
Урок-практикум Учитель: Ганиева Гульсина Аюповна Нижнекамск, 2009 г. 1 94.71kb.
Урока в 7 классе по истории России Учитель Каблахова Эльмира Олеговна... 1 59.07kb.
Открытый урок по литературе в 8 1 135.3kb.
Открытый урок по физике 11-го класса: "Свойства электромагнитных... 1 68.98kb.
Урок России «Овеянные славой флаг наш и герб» 2009 Урок России 1 46.9kb.
Урок №8 Тема урока: Перспектива в изобразительном искусстве 1 27.2kb.
Тема урока: Ароматические соединения в природе и жизни человека 1 343.96kb.
Карточки для проверки домашнего задания, листы самоконтроля 1 42.99kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Открытый урок тема урока : Петр Аркадьевич Столыпин и программа модернизации России. - страница №1/1

МБОУ СОШ п.Высокогорный

ОТКРЫТЫЙ УРОК

Тема урока: Петр Аркадьевич Столыпин и программа модернизации России.

(посвящен 150-летию П.А. Столыпина)



Эпиграф урока: «Я верю в Россию. Если бы я не имел этой веры, я бы не в состоянии был ничего делать». П.А. Столыпин

Учителя истории: Бычкова Г.Н. – 10 «Б» кл.;

Толстихина А.Л. – 11 «Б» кл.

2012 год


Учителя истории: Бычкова Г.Н. – 10 «Б» кл.; Толстихина А.Л. – 11 «Б» кл.

Тема урока: Петр Аркадьевич Столыпин и программа модернизации России.

Эпиграф урока: «Я верю в Россию. Если бы я не имел этой веры, я бы не

в состоянии был ничего делать». П.А. Столыпин



Цели урока:

  • На основе изучения наследия П.А.Столыпина определить, какие уроки можно извлечь из опыта его реформаторской деятельности, чтобы использовать их в современной России;

  • Способствовать формированию у учащихся личностного восприятия исторических фактов;

  • Воспитание активной жизненной позиции.

Тип урока: повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры.

Оборудование:

-Мультимедийное оборудование

-Интерактивная презентация «Реформы П.А. Столыпина»

-Интерактивная карта «Экономическое развитие России в началеXX века


- историческая символика: аудиозапись государственного гимна Российской империи — «Боже, царя храни»; Государственного гимна Российской Федерации;

- планшеты с обозначениями ролей, устанавливающиеся на столы:


«Председатель Думы»; Фракции Государственной Думы VI созыва: «Единая Россия», «ЛДПР», «КПРФ», «Справедливая Россия»
Подготовка к уроку:

(организуется на предшествующем занятии или во внеурочное время)

Классы делятся на группы по 3—4 человека. Преподаватель в краткой форме знакомит учащихся с реформаторской деятельностью П.А. Столыпина. После этого каждая группа выбирает себе роль — партию, которую она будет представлять «в заседании», и лидера, предназначенного «озвучить» на нем позицию данной «фракции». Остальные учащиеся получают роли «Председателя Думы» (Федор Александрович Головин) и «Председателя Совета министров» (Петр Аркадьевич Столыпин).

Далее исполнители ролей получают соответствующие их положению материалы. Это могут быть как заранее подготовленные учителем тексты, так и указания на литературу, которую необходимо и желательно использовать при подготовке к «заседанию». «Лидеры фракций» готовят свои вопросы.

Представители партий помогают лидерам и изучают программы других партий, готовя для них вопросы. Председатель знакомится с правилами поведения депутатов в Государственной думе (это можно делать по отрывкам из воспоминаний Ф.А.Головина) и составляет сценарий «думских прений», определяя порядок выступлений, регламент и т.п.

Этапы урока:

Вступительное слово учителя:

В шестидесятые Россия бунтовала.

Вбирая мятежи тех столь далёких лет.

И именно тогда и появился

На свет столь важный для России человек.

Карьера начиналась в Министерстве,

Дворянства предводитель. Потому

Он отдавал России своё сердце,

Хотел великой сделать Родину свою.
Слайд «Тема урока : Петр Аркадьевич Столыпин
и программа модернизации России».


Слайд «Эпиграф урока. «Я верю в Россию. Если бы я не имел этой веры, я бы не в состоянии был ничего делать». П.А. Столыпин

О Столыпине много спорят:

В чём- то он исторически прав,

Ну, а может принёс много горя,

Суть решений своих не поняв.

Пустословить о нём можно много,

Осуждать, оскорблять, презирать,

Ну а мы его жизни дорогу

По ступеням хотим разобрать.
С чего начать рассказ судьбы России

В эпоху войн, реформ и кутерьмы?

С того, что люди в закоулках говорили

Или быть может «светлые умы»?

Давайте вместе проведём беседу,

Поговорим о прошлом, о былом…

О смутном времени иль может о победах

Речь заведём. Давайте, друзья начнём…



Слайд «Цель урока»

  • На основе изучения наследия П.А.Столыпина определить, какие уроки можно извлечь из опыта его реформаторской деятельности, чтобы использовать их в современной России;

  • Способствовать формированию у учащихся личностного восприятия исторических фактов;

  • Воспитание активной жизненной позиции.

Слайд «Актуализация знаний»

Кто такой Петр Аркадьевич Столыпин? Что Вам о нем известно?

(ответы учащихся, обобщение ответов)

Слайды «Из жизни П.А. Столыпина»

Комментирование слайдов учителем



Слайд «Результаты социологического исследования и анализ диаграммы о П.А. Столыпине»

Ученица: При подготовке к уроку нами было проведены социологический опрос и исследование учащихся, учителей, жителей нашего поселка по ряду вопросов:

  1. Знаете ли Вы, кто такой П.А. Столыпин?

  2. Что Вам известно о нем?

  3. Как вы считаете, какую роль он сыграл в истории России начала XX века: положительную или отрицательную?

Возраст респондентов:16 – 18 лет;18-35 лет;35-50 лет;50-65 лет.

Обобщенные результаты исследования представлены в диаграмме:



Слайд «Диаграмма»



Учитель : Сегодня мы проведем реконструкцию исторических эпох, проведем параллель между началами веков XX и XXI.

На уроке мы попытаемся восстановить, представить один день из заседаний Государственных Дум, посвященных проблемам модернизации России. Немного фантазии и мы - на заседании II Государственной Думы 1907 года.

Заседание открывает председатель Государственной думы - Федор Александрович Головин - представитель кадетской партии.
Председатель II Государственной Думы Головин Ф.А.:

(Попов Евгений 11 «Б» класс)


- Господа! Мы продолжаем заседания Второй думы. Еще раз прошу и напоминаю:
- не выходить за рамки установленного для выступления времени;
- не мешать выступающим, уважая их право на изложение своего мнения;
- соблюдать порядок прений

- Прошу встать!


Звучит гимн царской России «Боже царя храни».

- Прошу садиться.



Учитель: Так начиналось заседание Государственной Думы в 1907 году. Но сегодняшнее заседание II Государственной Думы необычное, на нем присутствуют представители парламентских фракции Государственной Думы VI созыва 2012 года, заседание которой начинается не менее торжественно.

Звучит гимн России.

Председатель II Государственной Думы Головин Ф.А.:

(Попов Евгений 11 «Б» класс)

Сегодня на заседании II Государственной Думы присутствует председатель Совета министров Петр Аркадьевич Столыпин У вас есть уникальная возможность задать Петру Аркадьевичу все интересующие вопросы.

Прошу, господа!



Встают представители парламентских фракции и задают вопросы (ученики 10 «Б», 11 «Б» классов)

Фракция ЛДПР:

Вопрос:

Уважаемый Пётр Аркадьевич! В настоящее время под руководством Д.А. Медведева и В.В. Путина Россия взяла курс на модернизацию. По мнению многих современных исследователей разработанные под вашим руководством в начале ХХ века реформы были одной из самых ярких попыток модернизации России. Расскажите, пожалуйста, какие идеи лежали в основе Вашей программы модернизации России?


Столыпин П.А. ( Медведев Анатолий, ученик 10 «Б» класса)

Ответ:

В декларации правительства, оглашённой на заседании Государственной Думы 6 марта 1907 года объявлялось о задаче превратить Россию в правовое государство, отстаивалась необходимость крестьянской реформы, говорилось о закреплении политических свобод, предстоящих реформах земства, местного управления и суда, других политических, социальных и финансовых вопросах. Это и была по сути программа модернизации России, которую мы в последующей деятельности пытались осуществить.


Фракция «Единая Россия»
Вопрос:

Пётр Аркадьевич, Ваши реформы охватывали практически все политические и общественные институты Российской империи. Какие изменения в государственном управлении Вы считали важными для России?


Столыпин П.А. ( Медведев Анатолий, ученик 10 «Б» класса)
Ответ:

По моему мнению, очень важной для власти была задача совместной работы с представительным органом – Государственной Думой. Министры регулярно посещали заседания Думы, выступали на них. Я сам неоднократно произносил речи. Нелегко нам было взаимодействовать и с Государственным Советом. К сожалению, большинство его членов не поддерживали программу реформирования России. Но, я твёрдо убеждён, что реформы невозможны без диалога с обществом.


Фракция «Справедливая Россия»
Вопрос:

Скажите, пожалуйста, почему Вы придавали такое большое значение реформе местного самоуправления?


Столыпин П.А. ( Медведев Анатолий, ученик 10 «Б» класса)
Ответ:

Цель одна – повысить эффективность, самостоятельность работы органов местного самоуправления, расширить их полномочия, чтобы власть могла иметь прочную опору на местах.


Фракция КПРФ
Вопрос:

Модернизация не возможна без реформирования системы образования. В нашей стране за последние годы в образовании произошли большие изменения. У нас давно уже нет неграмотных людей, большинство молодёжи стремится получить качественное высшее образование.


Столыпин П.А. ( Медведев Анатолий, ученик 10 «Б» класса)
Ответ:

Без образования общество не будет продвигаться вперёд. Мы понимали это и не жалели средств на переподготовку учителей средних школ. Мы разработали законопроект «О введении всеобщего начального обучения в Российской империи», согласно которому «Всем детям обоего пола должна быть предоставлена возможность, по достижению школьного возраста, пройти полный курс обучения в правильно организованной школе».

Каково Ваше мнение?

Председатель II Государственной Думы Головин Ф.А.:

(Попов Евгений 11 «Б» класс)

Большое спасибо за ответы, уважаемый Пётр Аркадьевич. Мы знаем, что Вы планировали ещё целый ряд важнейших реформ, имеющих целью вывести Россию в число ведущих стран мира. Но самой актуальной и значительной для судьбы России Вы считали аграрную реформу. Давайте поговорим о ней.

Учитель: Прервем на время заседание II Государственной Думы.

В начале XX века перед страной стояло много нерешенных задач. Одна из них – нерешенность аграрного вопроса, которая привела Россию к первой революции.



Слайд «Предпосылки аграрной реформы»

Ученик: Анализ информации слайда

  • Власть извлекла из революции определённые уроки.

  • Крестьянские волнения грозили перерасти в народный бунт «…бессмысленный и беспощадный».

Интерактивная карта: «Экономическое развитие России в начале XX века»

Слайд «Итоги аграрной реформы»

Ученик: Анализ информации слайда

Работа с документом «Письма из Пензенской деревни» (Фрагмент)



Задание по документу: В пользу какой формы землепользования перешло наибольшее количество десятин земли?

Какое количество десятин приходилось здесь на одно домохозяйство?



Учитель. Вернемся в зал заседаний II государственной Думы.
Председатель II Государственной Думы Головин Ф.А.:

(Попов Евгений 11 «Б» класс)

Господа, продолжаем нашу работу! Прошу Вас!

Фракция «Справедливая Россия»

Вопрос:

В настоящее время актуальной является у нас проблема формирования гражданского общества. Мы знаем, что впервые в России основные политические и гражданские права и свободы были провозглашены в Манифесте 17 октября 1905 года, подписанным императором Николаем II Как вы думаете, почему они не стали реальностью в тогдашней России?


Ответ:

Мы пытались реализовать принцип равноправия граждан. Уже 5 октября 1906 года был издан указ, даровавший гражданское равноправие крестьянству. Крестьяне получили право свободно избирать место жительства. Предполагалось снять ограничения, связанные с национальной и религиозной принадлежностью граждан России. Правительство предполагало расширить права всех граждан, независимо от сословий. Так что мы старались сделать так, чтобы права и свободы граждан Российской империи существенно расширялись.



Фракция «ЛДПР»

Вопрос:

Как часто вам приходилось выступать на заседаниях Думы?



Ответ:

В I-ой Думе мне пришлось выступать 5 раз с ответами на запросы, а так же с репликой по повестке дня. Во II-ой Государственной думе я выступил с 8 речами и кратким заявлением. Я неоднократно говорил о готовности правительства сотрудничать с Думой в деле «восстановления порядка и спокойствия».


Председатель II Государственной Думы Ф.В.Головин: (Попов Евгений 11 «Б» класс)

По воспоминаниям ваших современников, коллег Вы выступали всегда громко, уверенно, отчётливо и авторитетно. Искренне и убеждённо Вы обосновывали правительственную политику. Даже ваши враги и недоброжелатели слушали Вас и относились к Вам с уважением. Продолжаем работу!



Фракция КПРФ

Вопрос:

Как Вы считаете, что же не хватило Вам тогда, чтобы осуществить свою программу модернизации России? Почему у Вас было столько недоброжелателей?


Ответ:

Весьма часто реформы и их авторы, вызывают недовольство, критику. К сожалению, наша программа модернизации России не получила серьёзной поддержки в обществе. Я чувствовал, что меня не любит царь, ненавидит царица, многие думские депутаты, члены революционных партий, даже монархисты. Я думаю, что я бы мог рассчитывать на поддержку «среднего класса», но он ещё не успел сформироваться. Я думаю, что большинство просто не понимали всей опасности ситуации. Многие представители интеллигенции поняли, что во многом я был прав, но было уже поздно. Почитайте, господа, мемуары наших эмигрантов. Это весьма интересно.



ФРАКЦИЯ «Единая Россия»

Вопрос:

Философ В.В. Розанов дал Вам очень высокую оценку, «на нём не лежало ни одного грязного пятна: вещь страшно редкая и трудная для политического деятеля».Согласны ли вы с такой оценкой?


Ответ:

По моему мнению: « Родина требует себе служения настолько жертвенно чистого, что малейшая мысль о личной выгоде омрачает душу и парализует работу».


ФРАКЦИЯ «Справедливая Россия»
Вопрос:

Вы делали ставку на русскую национальную идею?



Ответ:

Да. Я верил в русский народ, в Россию. Я призывал и призываю вас: «разрушьте, господа, в себе опасный призрак, нечто худшее, чем вражда и ненависть – презрение к собственной родине».



Фракция ЛДПР

Вопрос: Пётр Аркадьевич, каковы, на Ваш взгляд, перспективы развития нашей страны? Сможет ли она стать великой державой?



Ответ:

«Твёрдо верю, что свет русской национальной идеи не погаснет и скоро озарит всю Россию».

Дерзайте, молодые, будущее России в ваших руках.

«Я думаю, что Россия обновится, улучшит свой уклад, поведёт вперёд, но путём разложения не пойдёт, потому что где разложение, там и смерть».



Председатель II Государственной Думы Ф.В.Головин: (Попов Евгений 11 «Б» класс)

Пётр Аркадьевич, большое Вам спасибо, за встречу. Мы многое узнали и поняли. Вы помогли нам разобраться в ваших реформах и извлечь некоторые уроки, которые могут пригодиться нам в наше непростое время. Мы, так же как и Вы, верим в светлое будущее России и будем так же как Вы неустанно работать ради её блага.



Слайды о Столыпине

Учитель:

1.Возглавив правительство Российской империи, Столыпин имел смелость взять на себя историческую ответственность за крутой поворот в стратегическом курсе страны.

2.Представители террористических организаций развязали настоящую "охоту" на премьера, подготовив и осуществив более 10 покушений. Последнее, совершенное террористом Богровым в Киевском оперном театре 1 сентября 1911 г., явилось роковым.

Интерактивная презентация «Реформы П.А. Столыпина»

Учитель:

Почему же, несмотря на всю важность и значимость предложенных Столыпиным реформ они остались незавершенными?

Беседа с учащимися.

Обобщение – вывод на основе слайда.


  • Сложные взаимоотношения окружения царя и Столыпина.

  • Слишком мало у Столыпина было единомышленников, сопротивлялись реформированию как правые, так и левые политические силы.

  • Программа модернизации была рассчитана на 20 лет, но первая мировая война и последовавшая за ней революция 1917 года остановили реформы.

Учитель: Проблема незавершенности реформ, начатых П.А. Столыпиным, остается актуальной и в наши дни.

Слайд «Слова Медведева Д.А.»

«В России необходимо завершить основные положения столыпинских реформ» - заявил Дмитрий Медведев.


Он отметил, что между временами Столыпина и современностью присутствует «незримая связь, которая сегодня объединяет нас и тех, кто начинал реформы в начале XX века».
По мнению Д.А. Медведева «основные положения реформ столетней давности ещё предстоит воплотить в жизнь».

Дискуссия. Вашему вниманию предоставляются две противоположные точки зрения о значимости деятельности и политики П.А. Столыпина.

  1. Деятельность Столыпина была сопряжена с нарушением прав народа и направлена на уничтожение или ограничение демократических достижений революции 1905-1907гг.

2.Политика Столыпина была направлена на создание стабильного правового государства в России и сохранение основ политического режима, установившегося с 1905 г.

Какая точка зрения кажется вам более предпочтительной? Аргументируйте свой ответ.



Учитель: Ваша точка зрения подтверждает величие жизненного подвига служения Родине, высокое чувство гражданственности и патриотизма А.П. Столыпина.

Слайд №29

Учитель: Хочется надеяться, что и в современной России есть ещё представители национальной элиты, для которых не пустым символом остаются слова, сказанные великим российским гражданином Петром Столыпиным незадолго до своей смерти:

«Я верю в Россию. Если бы я не имел этой веры, я бы не в состоянии был ничего делать».



Слайд №30

Учитель: 28 декабря 2008 года на телеканале «Россия» завершился телепроект «Имя России». Исходный список, включавший 500 имен наиболее достойных представителей нашего прошлого, потом выбрали 50 имен, а до заключительного этапа дошли 12 имен: Александр Невский, П.А. Столыпин И.В. Сталин, А.С. Пушкин, Петр I, В.И. Ленин, Ф.М. Достоевский, А.В. Суворов, Д.И. Менделеев, Иван IV Грозный, Екатерина II, Александр II.

Итог подводили зрители путем голосования. Всего проголосовало 4 498 840 человек, первое место занял Александр Невский, второе место занял П.А. Столыпин. Возникает вопрос, что русский народ нашел в Петре Столыпине? Сегодня на уроке нам кажется, что мы нашли ответ на него.


Ученик:

Он слишком много сделал для России,

Но жизнь не вечна, и не вечен мир…

Он был убит…сотрудником охранки…

Россия помнит, и, конечно же, скорбит.

Ученик:

Погиб тогда, когда пришёл к вершине,

В разгаре будоражащих реформ…

Он знал, что многие в России

Запомнят его имя и закон.

Ученик:

Мы будем спорить: кто он – лучший, худший,

Его политика для многих не ясна.

Но всё же он – Великий для России,

Он разбудил страну реформами от сна.

Закрепление:

Интерактивное тестирование.



Учитель:

Обычно в конце урока подводятся его итоги,  обсуждение того, что узнали, и того, как работали – каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы, привлекательность выбранных форм работы.  Для такой оценки используйте начало любой из фраз:



  1. Сегодня я узнал…

  2. Было интересно…

  3. Я выполнял задания…

  4. Я понял, что…

  5. Теперь я могу…

  6. Я почувствовал…

  7. Я научился...

  8. У меня получилось …

  9. Я попробую…

  10. Мне захотелось…

Домашнее задание : Написать эссе “Столыпин нанес монархии более сильный удар, чем все революционеры, вместе взятые.” В.В.Вернадский.