Отчет о зарубежной стажировке в рамках программы «Подготовка управленческих кадров в сфере здравоохранения и образования в 2011-2014 - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Алтайская региональная комиссия по организации подготовки управленческих... 1 51.5kb.
Программа начального общего образования на 2011/2012 2014/2015г г. 6 3443.57kb.
2014 год апрель 07. 04. 2014 г 1 83.02kb.
План реализации 1 58.7kb.
Паспорт Программы Введение Анализ текущей ситуации здравоохранения... 1 117.52kb.
Отчет по стажировке в акб 1 273.25kb.
Открытие Конгресса 6 февраля 2006 г 2 769.43kb.
Принятие управленческих решений в рамках существующей законодательной... 1 250.3kb.
Программа развития муниципальной системы образования муниципального... 8 2429.06kb.
Пояснительная записка Основные цели и задачи Управления Федеральной... 3 762.39kb.
Проект «предпрофильная подготовка и профильное обучение аграрной... 1 143.33kb.
25. Структура и функции клетки как основы всего живого, особая роль... 2 861.58kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Отчет о зарубежной стажировке в рамках программы «Подготовка управленческих кадров - страница №1/1

Российская академия народного хозяйства и государственной

службы

при Президенте Российской Федерации
Отчет о зарубежной стажировке

в рамках программы «Подготовка управленческих кадров в сфере здравоохранения и образования в 2011-2014 годах»
Образовательная программа: Управление в сфере

образования

Слушатель: Чебаненко Оксана Павловна

Страна стажировки: Германия
Москва, 2011

Наименование образовательной программы: Программа «Подготовка управленческих кадров в сфере здравоохранения и образования в 2011-2014 годах».


ФИО слушателя: Чебаненко Оксана Павловна
Регион, место работы, должность: Саратовская область, муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Сторожевка». директор
Наименование выполненного в рамках программы Проекта: «Совершенствование управленческой деятельности по привлечению и закреплению молодых специалистов в учреждениях общего образования».
Сроки и место проведения зарубежной стажировки: Германия с 27.11.2011 г. по 10.12.2011 г.
Треннинговая программа «Образование и обучение в Германии» по поручению Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте российской федерации началась 27.11.2011 г. в г. Кельн.

Делегацию руководителей образовательных учреждений из различных регионов Российской федерации встретили представители Центра Карла Дуйсберга (г. Кельн) Mareike Droge, project manager и Jorn Hardenbicker, deputy managing director. После размещения в отеле состоялся приветственный ужин по приглашению Центров Карла Дуйсберга.

28.11.2011г. состоялась первая встреча с представителями из сферы образования земель Федеративной Республики Германии в Бонне в Конференции министров образования и культуры земель Федеративной Республики Германии в Бонне. Госпожа Ломар подробно ознакомила нас с системой образования в Германии.

Система образования в Германии представляет собой трехступенчатую структуру, состоящую из начальной, средней и высшей школы. На всех уровнях этой структуры представлены как государственные, так и частные образовательные учреждения. В начальных и средних школах обучение бесплатное. Дети учатся в средней школе до 19 лет. Иностранных учащихся принимают в средние и старшие классы государственных школ с 14 лет. В частных школах могут начать обучение дети более младшего возраста. Для получения аттестата об окончании средней школы иностранному ребенку необходимо проучиться в Германии минимум два года. Обучение в вузах – бесплатное.

Сеть дошкольных детских учреждений, по нашим меркам, не совсем удобна. В основном это связано с графиком работы детских садов. Например, садик может работать с 7 до 12 часов дня. Или Вас попросят забирать ребенка на обед и потом приводить обратно. Или, если сад работает до 16-00, то раньше Вы ребенка забрать не сможете. В отличие от наших детских садов, в Германии не ведется дошкольная подготовка детей: садики не относятся к Министерству образования и не имеют соответствующей программы.

Обучение в начальной школе "Grundschule" в Германии начинается с шестилетнего возраста и продолжается в течение четырех-шести лет. Продолжают учебный курс в собственно средней школе (с 10-12 лет до 16 лет) и средней профильной школе (с 16 лет до 19 лет).


Общая продолжительность полного курса среднего образования составляет 13 лет. Учащиеся, помимо изучения базовых предметов, вправе самостоятельно выбирать дополнительные дисциплины.

Средние школы делятся на пять основных типов: гимназия, реальная школа, главная школа, профессиональная школа и общая школа. Наиболее престижным типом средней школы является гимназия "Gymnasium", диплом которой позволяет без вступительных экзаменов поступить на большинство факультетов университета. Как правило, гимназии специализируется на гуманитарном образовании.


Реальная школа Realschule" также обладает достаточно высоким статусом и дает профессиональное образование в сферах обслуживания, торговли и государственной службы. Высокий балл, полученный по результатам обучения в реальной школе, позволяет поступить в старший класс гимназии, а затем – в университет. Главная школа"Hauptschule" предназначена, в основном, для учащихся, не предполагающих продолжения своего образования в университете. Профессиональная школа также ориентирована на учащихся, стремящихся овладеть рабочей профессией и не планирующих получать высшее образование. Общая школа "Gesamnschule" совмещает различные особенности гимназий и реальных школ, позволяя получать одновременно гуманитарное и техническое образование. Учащиеся общих школ, сдавшие экзамены по программе гимназии, получают возможность поступить в университет. В Германии установлены общие стандартные правила поступления в высшие учебные заведения. Своего рода допуском к обучению в университете является диплом Abitur, который выдается по результатам учебы в гимназии или в общей школе по программе гимназии.

Высшее образование в Германии (в частности, для иностранцев) является относительно недорогим. Ведение такой государственной политик в сфере образования может позволить себе политически и экономически стабильная страна. Она направлена (в отношении студентов-иностранцев) на:



  1. формирование рабочей силы для Германии (значительная часть иностранцев-выпускников немецких вузов остается работать в Германии после окончания вуза);

  2. формирование будущих партнеров для немецких фирм и компаний (многие из студентов-иностранцев, возвратившись на родину, получают высокооплачиваемую работу и быстро продвигаются по служебной лестнице).
    Получив немецкий диплом, Вы можете продолжить свое образование в аспирантуре или устроиться на работу как в Германии, так и в других странах Европейского содружества.
    1 января 2005 года вступило в силу новое иммиграционное законодательство.
    Иностранным студентам, успешно окончившим немецкие вузы, предоставляется возможность в течение года искать работу в Германии.
    Главным принципом высшего образования в Германии является "академическая свобода" - система, позволяющая любому студенту самостоятельно определять перечень изучаемых дисциплин, которые войдут в его диплом, а также совмещать учебный процесс с научными исследованиями. Каждый семестр состоит из лекционных (14-20 недель) и не лекционных периодов, во время которых студент занимается самостоятельной научной работой.
    Система высшего образования объединяет 326 учебных заведений, подавляющее большинство которых являются государственными (негосударственные вузы обязаны иметь государственную лицензию на преподавание). Основу системы составляют университеты и приравненные к ним вузы (общее число - 78): классические университеты (факультеты медицины, гуманитарных и естественных наук, теологии, социологии, экономики, сельского и лесного хозяйства, инженерии), технические университеты (инженерия), общие университеты (профессиональное специальное образование и научные исследования), педагогические институты, медицинские колледжи, философско-теологические и церковные колледжи, колледж спорта. К числу вузов неуниверситетского типа принадлежат профессиональные высшие школы (профессиональное образование в сферах бизнеса, экономики, сервиса, сельского хозяйства и прикладного искусства) и колледжи искусств.

Во второй половине дня наша делегация посетила Центр Карла Дуйсберга в г. Кельне, где нас ознакомили с основными целями работы Центра Карла Дуйсберга по всему миру. Кампания Carl Duisberg является ведущим некоммерческим предприятием по оказанию услуг в области международного образования и повышения профессиональной подготовки. Ежегодно многие тысячи людей со всего мира с помощью кампании получают знания по иностранным языкам, межкультурному общению, по своей специальности и приобретают опыт работы за рубежом. Помимо этого кампания Carl Duisberg руководит и управляет несколькими межгосударственными образовательными проектами, осуществляемыми по заказу промышленных предприятий и общественных организаций. Правление кампании Carl Duisberg расположено в Кельне, а кроме этого, кампания представлена в Германии еще в 6 городах: Берлине, Ганновере, Мюнхене, Радольфцелле, на Боденском озере, Саарбрюккене и в регионе Рейн-Майн. Собственные филиалы или представительства в Китае, Индонезии, Малайзии, России и Украине совместно с многочисленными партнерами по всему миру обеспечивают фирме Carl Duisberg международную дееспособность. Название кампании связано с именем немецкого предпринимателя и мецената Карла Дуйсберга (1861-1935г.г.), который уже в 20-е годы прошлого столетия предал значительный импульс профессиональной подготовке молодых специалистов и повышению квалификации руководящих работников. Кроме этого представители центра ознакомили нас с программой стажировки и осветили все организационные вопросы нашего пребывания в Германии. По окончанию занятий наши гиды Е.Лукошко и Т.Панкратова провели пешую экскурсию по г. Кельну. Кельн со своим без малого миллионным населением является культурным и экономическим центром рейнского бассейна. Интернациональный колорит придают городу наряду с большим количеством туристов, также студенты со всего мира, обучающиеся в высших учебных заведениях Кельна. Город со своим знаменитым кафедральным Собором популярен как у туристов, так и у жителей города. Достопримечательностью, затмевающей все остальное, и символом города является, конечно, Кельнский Собор, признанный в 1996 году памятником мирового культурного наследия. Основанный римлянами, г. Кельн насчитывает более чем 2000-летнюю историю, хорошо сохранившиеся свидетельства, которой встречаются в городе повсюду. «Кельн - море чувств»,- так предпочитают отзываться жители Кельна о своем городе, славящимся открытым и толерантным характером населения.

29.11.2011г. наша работа началась в Совете административного округа г. Кельн. Господин Гатцвайлер, глава отдела повышения квалификации учителей, осветил вопросы профессиональной подготовки учителей, а также подробно остановился на задачах и структуре повышения квалификации учителей в Германии.

Продолжилась программа стажировки в объединенной школе имени Хульды Панкок в городе Дюссельдорф. Директор школы госпожа Хауссманн рассказала об особенностях образовательного процесса в объединенной школе. Кроме этого особенностью данной школы является интеграция детей – мигрантов, а также детей с ограниченными возможностями.

30.11.2011г. наша делегация была принята в районе Порц г. Кельна в городской Гимназии в Кельне-Порце. Директор гимназии господин Говерс провел экскурсию по своему образовательному учреждению, а также отметил особенности гимназического образования в гимназии. Встреча продолжилась в ратуше Порца с участием мэра Willi Stadoll и его заместителем Nortbert Becker. В ходе встречи были организованы круглые столы по темам:

- опыт директора немецкой школы;

- карьера директора немецкой школы;

- проблема нехватки учителей.

Во второй половине дня занятия продолжились в окружном правительстве административного округа г. Кельн. Господин Виль Пютс, руководитель отдела по аудиту школ при окружной администрации познакомил с работой отдела, порядком аудита школ в Германии, направленном на обеспечение качества работы школы.

01.12.2011г. директор центра практической подготовки учителей г. Кельн господин Ортманнс подробно рассказал об обучении и стажировке будущих учителей в Северном Рейне-Вестфалии, а также о структуре и концепции, возглавляемого им учреждения. В Германии подготовка будущих учителей во всех землях проходит 2 фазы:

первая (6 - 8 семестров) включает изучение общеобразовательных предметов, теоретических курсов по специальности и педагогических дисциплин;

вторая - стажировка для учителей обязательной школы - от 18 месяцев до 3 лет, гимназии - 2 года и завершается экзаменом, после которого студент назначается на должность штатного преподавателя.
Дисциплины делятся на общеобразовательные и специальные. Студенты проходят психологию и педагогику.
Учебная практика строится с постепенным усилением: от наблюдения за учащимися, составления характеристик, анкетирования, посещения семей, присутствия на уроках учителей, кончая тем, что студенты дают уроки, как обычные учителя.
Специфика воспитательной и учебной работы требует от учителя непрерывного совершенствования своей квалификации, постоянного пополнения знаний, поэтому в Германии хорошо развита система повышения квалификации и переподготовки учителей.

Во второй половине дня мы посетили центр психологической консультации для школьников в г. Брюле. Нашу делегацию встретил директор центра господин Кунихкайт. Он познакомил нас с концепцией работы центра, осветил вопросы психологической консультации и помощи в школах, а также поделился опытом работы специалистов своего центра в данной области.

02.12.2011г. мы отправились в г. Мюнстер в профессиональный колледж имени Адольфа Кольпинга (профессионально-техническая школа). Директор колледжа господин Фехиге провел подробнейшую экскурсию по всем корпусам колледжа, продемонстрировав различные учебные кабинеты, лаборатории, мастерские, студии. Кроме этого, мы были приглашены на занятия студентов, обучающихся по различным направлениям (всего в профессиональном колледже обучаются по 47 специальностям 2650 студентов). Хочется отметить очень хорошую материально-техническую базу колледжа, профессионализм педагогического состава, что позволяет студентам получать качественное профессиональное образование.

В выходные дни для делегации руководителей образовательных учреждений России была организована развлекательная программа. Мы посетили с экскурсией кельнский собор. Затем нас привезли в живописную долину реки Аар. Состоялась экскурсия по г. Бонн с посещением дома - музея Людвига ванн Бетховена. Вечером наша группа прибыла в г. Кобленц.

05.12.2011г. наша группа посетила ремесленную палату в городе Кобленц. Господин Рехман провел экскурсию по своему учреждению, подробно рассказав о работе мастерских по деревообработке, обработке пластмасс, производства текстиля, швейных, сапожных и т.д. Кроме этого, нам продемонстрировали лаборатории для подготовки специалистов по работе на станках с числовым - программным управлением, по отоплению и автомеханике. Закончилась экскурсия новейшей лабораторией, самой крупной и современной в Европе по автоматизации систем управления. Во время презентации своего предприятия господин Рехман подробно рассказал о структуре и работе ремесленной палаты, условиях приема учащихся, сроках обучения, выпускных экзаменах на звание подмастерья и мастера. В настоящее время ремесленная палата сотрудничает с техническими университете в целях обмена передовым опытом. Также развито сотрудничество с крупнейшими промышленными предприятиями Германии для обеспечения прохождения студентами практики и пополнения материальной технической базы палаты новейшим оборудованием. Такая система обучения, по словам господина Рехмана, обеспечивает высокое качество профессионального образования.

06.12.2011г. в городе Боппард (Федеральная земля Рейнальдфальтс) мы посетили институт центра кадрового управления школ. Господин фон Глайхенштайн, заместитель директора, в начале своего доклада обратил особенности системы образования в свой Федеральной земле (большой процент малокомплектных начальных школ и всего 2 вида средних школ). В презентации господина фон Глайхенштайн была отражена структура института, которая состоит из 4 отделов:

1. Отдел, занимающийся переподготовкой преподавателей;

2. Отдел, занимающийся обучением преподавателей применению на уроках информационно-коммуникационных технологий;

3. Отдел, занимающийся типовых уроков, а также консультативной работой в сфере психологии.

4. Отдел, занимающийся общей административной работой института.

Все отделы тесно взаимодействуют друг с другом. Продуктами института являются:


  1. Курсы повышения квалификации преподавателей, организация обучающих семинаров и конференций;

  2. Оказание помощи консультативной помощи учителям;

  3. Психологическое и педагогическое консультирование школ, отдельных педагогов, родителей;

  4. Переподготовка учителей;

  5. Разработка методических материалов для педагогов;

  6. Переподготовка учителей с использованием Интернет технологий (дистанционные курсы);

  7. Работа информационного портала для всех участников образовательного процесса.

Таким образом, по словам господина фон Глайхенштайн институт центра кадрового управления школ поддерживает школу и учителей, выявляет недостатки и проблемы в работе школ, старается помочь в нахождении правильных решений. Во второй части доклада господин фон Глайхенштайн подробно рассказал о том, как стать директором школы в Германии. Для этого претенденту на должность директора необходимо иметь опыт работы учителем, опыт управленческой работы и желание. Претендент подает письменное заявление с предложение рассмотреть его кандидатуру на должность директора в той или иной школе. К заявлению прикладывается характеристика с оценкой своей педагогической деятельности, подписанную директором того образовательного учреждения, в котором работает претендент. Кроме этого в заявлении претендент должен указать, почему именно в этой школе он хочет стать директором. После подачи документов начинается процесс отбора кандидатов на должность. Кандидат должен побывать на конкретном уроке, а затем в присутствии комиссии проанализировать его и дать оценку и рекомендации учителю. После анализа урока комиссия в составе чиновников министерства и директора школы проводит проверку знаний кандидата (коллоквиум), где проверяются знания претендента по учебно-воспитательным, административным, управленческим и другим вопросам в образовательном учреждении. Итоговым испытанием кандидата на должность директора становится проведение педагогического совета школы, в которой он работает. После прохождения всех испытаний кандидат ждет решения комиссии. Процесс отбора кандидата занимает от полугода до трех лет. После утверждения кандидатуры на должность директора вновь назначенный директор работает в течении года с испытательным сроком. В случае успешного выполнения своих должностных обязанностей по истечению испытательного срока руководитель школы получает звание директора, что отражается на его статусе и заработной плате. Господин фон Глайхенштайн отметил, что, к сожалению, не во все образовательные учреждения находятся кандидаты на должность директора, поэтому некоторые школы Германии функционируют без директора, функции директора в таких школах выполняет либо исполняющий обязанности заместитель, либо директор соседней школы.

Функциональные обязанности директора школы Германии состоят в следующем:



  1. обеспечение качества образования в своем образовательном учреждении;

  2. обеспечение учебно-воспитательного процесса;

  3. консультирование учителей, родителей, учеников по вопросам образования;

  4. обеспечения взаимодействия с различными организациями и партнерами;

  5. урегулирование различных конфликтов и создание благоприятной атмосферы в школе;

  6. осуществление преподавательской деятельности по своему предмету (в начальной школе – 19-20 часов, в средней - не менее 4 часов);

  7. постоянное присутствие на своем рабочем месте для решения и регулирования всех возникающих вопросов и проблем.

В конце своего доклада господин фон Глайхенштайн отметил, что стать директором в Германии можно стать и без подготовки. Но в последнее время стали популярными курсы подготовки директоров, предлагаемые институтом центра кадрового управления школ. Данные курсы проводятся в течение 5 дней пять раз в год (занятия проводятся вечером). Формат курсов различный: это могут быть группы вновь назначенных директоров, заместителей директоров, претендентов на должность директора. В основном курсы проводятся в институте, но возможен и выезд специалистов института в образовательное учреждение для консультаций слушателей курсов. Кроме этого. Специалистами института для работы с вновь назначенными руководителями приглашаются опытные директора, которые помогают слушателям курсов применять теоретические знания на практике. Девиз центра: «Хорошая школа, если у нее хорошее руководства».

07.12.2011г. наша делегация посетила гимназию имени Гельдерлина в городе Гейдельберг. Госпожа Бойст, директор гимназии, подробно рассказала о практике перехода к единому (центральному) выпускному экзамену в средней школе, а также о реформе образования системы образования в Германии, связанной с переходом работы гимназий с 9летнего на 8летнее образование. Гимназия имени Гельдерлина существует с 1877 года. Первоначально это была женская гимназия, а 1962 года стала смешанной, численностью около 1000 учащихся. Кроме этого, как отметила госпожа Бойст, в гимназии нет определенного направления, то есть, есть классы с языковым уклоном (изучается английский язык с 5 класса, латинский и французский с 8 класса, и по желанию учащихся испанский с 10 класса). Также в гимназии есть классы с естественнонаучным уклоном, где наравне с изучением двух иностранных языков дети изучают предметы естественнонаучного уклона на углубленном уровне, а также есть дополнительный предмет естествознание и техника. При изучении данного предмета обучающиеся применяют полученные знания по физике, химии, биологии и географии на практике. В подтверждении своих слов директор гимназии пригласил на нашу встречу группу учащихся естественнонаучного цикла, которые принимали участие в международном конкурсе по робототехнике и заняли 1 место. Ребята подробно рассказали о своем участии в конкурсе, его этапах и продемонстрировали свои разработки, роботов и установку по очистке воды. Госпожа Бойст отметила, что в гимназии уделяется большое внимание работе с одаренными детьми. Подобные творческие группы учащихся работают в области физики, химии и математики, создавая различные проекты и принимая участие в различных конкурсах. Для привлечения девочек в исследовательскую деятельность в гимназии создан специальный проект «Облако 7», в котором могут принимать участие гимназистки с 7 класса. Работая с одаренными детьми, гимназия тесно сотрудничает с университетами и исследовательскими центрами Федеральной земли. Во второй части доклада госпожа Бойст подробно рассказала о процедуре проведения выпускных экзаменов в гимназии, которые состоят из двух обязательных (немецкий язык и математика), единых для всей федеральной земли, а также двух предметов по выбору. Но в гимназии имени Гельдерлина одним из экзаменов по выбору должен быть иностранный язык. Госпожа Бойст рассказала о сроках, правилах проведения и процедуре выпускных экзаменов. В случае если учащийся не сдает экзамен, то у него есть возможность пересдать экзамен через год.

08.12.2011г. наша группа посетила дуальный университет Баден-Вюртемберга, который находится в городе Вилленген-Швеннинген на земле Баден-Вюртемберг и граничит со Щвецарией и Францией. Госпожа Рцепко, глава отдела международных связей дуального университета донесла до нас следующую информацию:

- введение дуальной системы образования высшее образование;

- посещение предприятия принимающей участие в «дуальной системе образования»;

- вклад частного сектора в профессиональное образование и подготовку;

- профессиональные связи между учреждениями образования и промышленными предприятиями.

Госпожа Рцепко пояснила, что подобные дуальные университеты существуют в Германии только в этой Федеральной земле и в них обучаются более 27000 студентов. Основное отличие дуального университета состоит в том, что каждый студент, наряду с приобретением теоретических навыков получают практические умения, проходя практику на конкретных предприятиях. За три года обучения в высшей дуальной школе студенты изучают 6 семестров теории и 6 семестров практики (каждый семестр длится 3 месяца). По окончании обучения студенты получают диплом бакалавра гуманитарных или естественных наук. Высшая дуальная школа сотрудничает со многими вузами Германии. А также с большим количеством предприятий, которые принимают студентов на практику. Периодическая смена теории и практики, по словам госпожи Рцепко облегчает понимание студентами изучаемого материала. Кроме практики на предприятии Германии студенты могут пройти практическое обучение за рубежом. После окончания высшей дуальной школы около 10% студентов получают дальнейшее образование в магистратуре в течение 2 лет.

Слова госпожи Рцепко подтвердили в фирме Эскулап АJ (AESCULAP AJ) в городе Туттлинген, в которую наша группу отправилась после посещения высшей дуальной школы. Эта фирма с 1975 года является партнером высшей дуальной школы города Вилленген-Швеннинген. Фирма Эскулап АJ наряду с 350 фирмами в Федеральной земле Баден-Вюртемберг занимается производством цифровой медицинской техники. Ежегодно Эскулап АJ принимает 8 студентов из высшей дуальной школы на практику. Фирма самостоятельно принимает этих студентов из 300-450 студентов из предлагаемых 8 мест. Поэтому 90-100% студентов, проходящих практику, остаются после окончания школы работать на этой фирме. Со студентом заключается договор на 3 года его обучения, т.е. студент изначально является сотрудником фирмы и получает финансовую поддержку как во время практики, так и во время теоретической учебы. Сотрудники фирмы, работающие со студентами-практикантами, проходят курсы повышения квалификации по вопросам постановки задач и оценивания практики. В Германии практика студентов на предприятиях и фирмах многолетняя традиция. Поэтому принимать студентов на практику является престижным и улучшает имидж фирмы. По словам представителей, Эскулап АJ, практика стажировки студентов на конкретных предприятиях очень эффективна, но перенять ее сложно в связи со множеством сложных организационных вопросов.

09.12.2011 наша группа посетила Баварию. Столица земли Бавария одновременно является и мощной экономической метрополией, и значительным университетским городом, с несколькими всемирно известными вузами, с солидной научно-исследовательской базой и элитарными университетами.

Мюнхен называют городом мирового значения и одновременно деревней с миллионным населением. Третий по величине миллионный город является единым архитектурным произведением искусства.

Центр Карла Дуйсберга в городе Мюнхен расположен близко от центра города на западе Сити. В Центре свое студенческое общежитие, 10 классов для занятий, обширная медиатека.



Ознакомившись с системой образования Германии, посетив ряд образовательных учреждений нескольких федеральных земель, пообщавшись с руководителями образовательных учреждений, я пришла к выводу, что в системе образования Германии по сравнению с Россией есть как свои плюсы, так и свои минусы.


«+»

системы образования Германии

«-»

системы образования Германии

Прекрасная материально-техническая база образовательных учреждений

Различия в системе образования в каждой Федеральной земле

Дифференциация учащихся для возможности дальнейшего обучения

Нехватка учителей естественнонаучного цикла

Невозможность получения высшего образования всеми выпускниками образовательного учреждения (в высшие учебные заведения поступают лишь 30% выпускников школ)

Обязательность ведения учителем двух предметов (зачастую не смежных)

Объективное оценивание выпускников образовательных учреждений (20% учащихся не сдают экзамены)


Отсутствие в образовательном учреждении психологической службы

Бесплатное обучение на всех уровнях образования


Отсутствие в образовательном учреждении социальных педагогов

Создание условий для обучения детей с ограниченными возможностями

Отсутствие в образовательном учреждении медицинских работников

Организация стажировки после окончания высшего учебного заведения

Слишком ранняя дифференциация учащихся (с 5 класса)

Выполнение образовательным учреждением ограниченных функций, связанных непосредственно с обучением

Отсутствие контроля за внешним видом и манерой поведения учащихся в образовательном учреждении

Приобретение учителем статуса государственного чиновника

Отсутствие контроля за организацией горячего питания во время учебного процесса

Ответственность муниципальных властей за содержание, ремонт и оснащение образовательных учреждений

Отсутствие гардеробов в образовательных учреждениях

Проведение выпускных экзаменов в своем образовательном учреждении

Отсутствие охраны образовательного учреждения во время учебного процесса

Обязательное изучение не менее двух языков


Сжатые сроки проведения выпускных экзаменов (экзамены проводятся ежедневно)

Освобождение учителей от уплаты ряда налогов

Длительная процедура отбора руководителей образовательных учреждений (как следствие отсутствие директоров в некоторых образовательных учреждениях)

Обязательное осуществление директором преподавательской деятельности по своему предмету (в начальной школе – 19-20 часов, в средней - не менее 4 часов)

Длительное обучение на должность учителя (5 лет теоретического обучения и 2 года стажировки без гарантии принятия на должность)

Осуществление практики студентов, в том числе и на частных предприятиях с выплатой им финансовой поддержки во время всего обучения

Отсутствие возможностей наложения директором дисциплинарного взыскания на учителя

Дуальное образование




Осуществление обмена профессорским составом других стран



Данная стажировка положительно скажется на мою дальнейшую работу в образовательном учреждении, я получила много информации в сфере образования, познакомилась с системой образования в Германии, открыла много полезного для себя, посмотрела, как работают и живут коллеги за рубежом. Конечно, полученный опыт я применю на практике.


Поездка мне очень понравилась, я считаю стажировки, чрезвычайно важны для развития образования и вносят неоценимый вклад в творческий процесс работы педагогов. Хорошо, что такая программа работает.