Отчет о работе Счетной палаты - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Отчет о работе Счетной палаты - страница №1/2



Счетная палата Саратовской области





ОТЧЕТ

о работе Счетной палаты

Саратовской области за 2012 год

Саратов


2013 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ


1. Основные итоги деятельности

3

2. Контрольная деятельность

6

3. Экспертно-аналитические мероприятия

27

4. Иные результаты работы

30

5. Взаимодействие с правоохранительными органами

32

6. Взаимодействие с органами муниципального финансового контроля

36

Приложение 1 Основные показатели работы Счетной палаты Саратовской области в 2008 – 2012 годах.

37
















  1. ОСНОВНЫЕ ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В настоящем отчете о работе Счетной палаты Саратовской области (далее - Счетная палата) за 2012 год, подготовленным в соответствии с требованиями Закона Саратовской области от 27.09.2011 г. № 125-ЗСО "О Счетной палате Саратовской области", представлены результаты контрольной и экспертно-аналитической деятельности Счетной палаты.

В 2012 году работа Счетной палаты строилась в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Саратовской области, на основе плана работы Счетной палаты на 2012 год, утвержденного приказом Счетной палаты Саратовской области от 29.12.2011 г. № 27-од, и запросов правоохранительных органов.

В 2012 году Счетной палатой было проведено 76 тематических контрольных и 10 экспертно-аналитических мероприятий.

Проверками было охвачено 76 объектов на территории 8 муниципальных районов: Александрово-Гайский, Базарно-Карабулакский, Балаковский, Балтайский, Новоузенский, Саратовский, Татищевский, Хвалынский муниципальные районы, а также г. Саратов.

Ниже представлена динамика количества проведенных контрольных мероприятий за 2008-2012 годы.


Количество проверенных объектов и проведенных проверок

за 2008-2012 годы

Анализируя тематику проведенных в 2012 году проверок, можно отметить, что преобладающими направлениями контрольных мероприятий являлись вопросы использования средств областного бюджета на развитие физической культуры и спорта в Саратовской области, строительство социально значимых объектов, обеспечение различных категорий населения Саратовской области жильем.

В 2012 году была проверена реализация 6 областных целевых программ: "Развитие физической культуры и спорта в Саратовской области" на 2009 - 2012 годы, "Социальное развитие села до 2013 года", "Развитие малого и среднего предпринимательства в Саратовской области на 2008 - 2011 годы", "Экологическое оздоровление Саратовской области на 2009-2013 годы", "Информатизация Саратовской области (Электронный регион) на 2011-2013 годы", "Обеспечение населения Саратовской области доступным жильем и развитие жилищного строительства на 2005-2010 годы" и "Развитие жилищного строительства в Саратовской области" на 2011-2015 годы (подпрограмма "Обеспечение жилыми помещениями молодых семей"), а также Программа модернизации здравоохранения Саратовской области на 2011-2012 годы.

Новым направлением в работе Счетной палаты области в 2012 году стало проведение параллельных со Счетной палатой Российской Федерации контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. Так, было проведено экспертно-аналитическое мероприятие "Мониторинг изменения тарифов на электрическую и тепловую энергию в сфере деятельности организаций коммунального хозяйства" и контрольное мероприятие "Проверка целевого и эффективного использования средств федерального бюджета, выделенных в 2011 году для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Выводы и заключения, сделанные Счетной палатой, были направлены в Счетную палату Российской Федерации для анализа и обобщения.

Общая сумма выявленных финансово-бюджетных нарушений по итогам 2012 года составила 5,4 млрд.рублей, в том числе:


  • нецелевое использование бюджетных средств – 30 млн. рублей;

  • принятие, исполнение денежных обязательств сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств – 1 674 млн. рублей;

  • осуществление государственных или муниципальных закупок с нарушением установленного порядка – 45 млн. рублей;

  • осуществление расходов с нарушением требований законодательства – 3 182 млн. рублей;

  • неэффективное, неэкономное использование бюджетных средств – 124 млн. рублей;

  • нарушение порядка использования государственного или муниципального имущества – 53 млн. рублей;

  • прочие нарушения – 286 млн. рублей.


Общая сумма выявленных нарушений бюджетного

законодательства в 2008-2012 годах, млрд. рублей


Сведения о выявленных нарушениях в 2012 году

(по виду нарушений)

По результатам проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Счетной палатой за 2012 год было направлено 2 предписания и 49 представлений в органы государственной власти Саратовской области и иные проверяемые организации.

В результате проведенных контрольных и аналитических мероприятий, во исполнение представлений Счетной палаты, проверяемыми организациями в 2012 году возвращено в бюджет 14,8 млн. рублей, предотвращено незаконное использование бюджетных средств в сумме 104,6 млн. рублей.

В соответствии с Законом Саратовской области "О Счетной палате Саратовской области" Счетная палата ежеквартально размещает информацию о своей деятельности на своем официальном сайте в информационно-коммуникационной сети "Интернет", а также официальном сайте областной Думы. Ежегодные отчеты также публикуются в печатном средстве массовой информации, предназначенном для официального опубликования правовых актов органов государственной власти области – газете "Неделя области".

Основные показатели работы Счетной палаты области за 2008-2012 годы представлены в Приложении 1.



  1. КОНТРОЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В комитете капитального строительства были проведены проверки эффективности и законности расходования средств областного бюджета, выделенных на следующие объекты: сооружение инженерной защиты г. Хвалынск, строительство Центральной районной больницы с. Воскресенское Воскресенского муниципального района, строительство ФОК в р.п. Ровное, строительство ФОК в с. Святославка Самойловского района, строительство хоккейного стадиона в Ленинском районе г. Саратова, строительство ФОК с ледовой ареной по ул. Новоузенская в Заводском районе г. Саратова, расширение роддома в г. Балаково, строительство пристройки к средней школе № 99 в Кировском районе, реконструкция здания Саратовской областной филармонии им. А. Шнитке.

При проведении контрольного мероприятия на объекте "Сооружение инженерной защиты г. Хвалынск" за период 2007-2012 годы общая сумма нарушений составила 1,3 млрд. рублей.

Проверка показала, что в нарушение Бюджетного кодекса РФ государственный контракт на выполнение строительно-монтажных работ на объекте был заключен Комитетом в отсутствие лимитов бюджетных обязательств и утвержденной целевой программы, включающей программные мероприятия по данному объекту. Цена заключенного контракта многократно превысила имеющиеся лимиты, а именно на 1,0 млрд. рублей. Кроме того, сама цена контракта была завышена на 25 %, так как при ее подсчете были неправильно применены соответствующие индексы-дефляторы.

Было установлено, что комитетом капитального строительства принимались и оплачивались работы по устройству берегового упора, которые проводились по измененному проекту, не прошедшему обязательную государственную экспертизу. Всего, согласно актам выполненных работ, с нарушением законодательства было принято работ на сумму 240,4 млн. рублей.

В результате применения завышенных и необоснованных коэффициентов, индексирующих стоимость работ, Комитетом при проведении строительных работ за период с 2008 по 2010 годы был нанесен ущерб бюджету области в сумме 20,5 млн. рублей.

Проверка расходования бюджетных средств, выделенных на объект "Центральная районная больница (с функцией оказания экстренной медицинской помощи) с. Воскресенское Воскресенского муниципального района" за 2006 год - 9 месяцев 2012 года установила нарушения на общую сумму 417,3 млн. рублей.

Так, в нарушение Бюджетного кодекса РФ Комитетом были превышены полномочия и заключен государственный контракт на выполнение строительно-монтажных работ на объекте в отсутствии достаточных лимитов бюджетных обязательств и утвержденной долгосрочной целевой программы, включающей вышеуказанный объект строительства, на сумму 337,7 млн. рублей. Данное нарушение со стороны Комитета привело в 2010 году к неполному исполнению и расторжению заключенного государственного контракта.

В нарушение Федерального закона "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее – Федеральный закон "О размещении заказов….") и Федерального закона "О защите конкуренции", без проведения процедуры размещения заказа, Комитетом были заключены государственные контракты с казенным предприятием Саратовской области "Единая дирекция капитального строительства" на осуществление контроля и технического надзора по объекту на сумму 5,3 млн. рублей.

Также было установлено, что в нарушение Гражданского и Бюджетного кодеков РФ подрядчиком были выполнены, а Комитетом приняты и оплачены работы, не предусмотренные ни условиями государственного контракта, ни аукционной документацией, ни техническим заданием на сумму 10,7 млн. рублей.

В 2008 году при проведении открытого аукциона на определение генерального подрядчика по выполнению строительно-монтажных работ по объекту Комитетом начальная (максимальная) цена государственного контракта была неправомерно завышена по сравнению с утвержденной сметной документацией, прошедшей экспертизу, на 60,3 млн. рублей или на 19 %.

Общая сумма выявленных нарушений при проверке использования бюджетных средств, выделенных на строительство ФОК в р.п. Ровное за 2007-2011 годы, составила 10,3 млн. рублей.

В задание на проектирование ФОКа Комитет необоснованно включил реконструкцию стадиона, не вошедшего в ОЦП "Развитие сети физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений в Саратовской области на 2008-2015 годы", являющегося муниципальной собственностью и находящегося на земельном участке, не отведенном под строительство ФОКа. В результате средства областного бюджета в сумме 8,4 млн. рублей были израсходованы нецелевым образом. Кроме того, работы по реконструкции стадиона были выполнены некачественно и не привели к значительному улучшению функционального использования стадиона. Данный факт свидетельствует о неэффективном использовании указанных бюджетных средств.

В ходе фактического осмотра объекта было выявлено несоответствие отдельных видов работ, указанных в актах выполненных работ, фактически произведенным работам и установлены случаи необоснованного завышения количества списанных материалов.

Общая сумма выявленных нарушений при проверке использования бюджетных средств, выделенных на строительство ФОК в с. Святославка Самойловского района за 2008-2011 годы, составила 5,8 млн. рублей.

В частности определено, что Комитет, превысив свои полномочия в части применения неустановленных нормативно-правовыми актами индексов-дефляторов, завысил стоимость строительно-монтажных работ при заключении контракта на 5,2 млн. рублей.

Также установлено, что строительство физкультурно-оздоровительного комплекса осуществлялось не в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией, что привело к необоснованному завышению стоимости работ и материалов на сумму 104,5 тыс. рублей.

В ходе фактического осмотра было определено несоответствие количества установленных на объекте железнобетонных опор количеству, заявленному в актах приемки выполненных работ, на сумму 105,9 тыс. рублей. Также было установлено, что в помещениях и складах комплекса находится закупленное в 2008-2009 годах, но не используемое оборудование на сумму 312,5 тыс. рублей, что является неэффективным расходованием бюджетных средств.

Проверка вопросов расходования средств бюджета, выделенных в 2005-2011 годах на строительство хоккейного стадиона в Ленинском районе г. Саратова выявила нарушения на сумму 165,2 млн. рублей, в том числе нецелевое использование бюджетных средств – 4,3 млн. рублей. Нецелевым образом денежные средства были израсходованы в результате осуществления строительства на земельном участке (автостоянке), находящегося в пользовании третьих лиц, а, следовательно, не подлежащего финансированию из областного бюджета. По этой же причине, сооружения стоимостью 13,0 млн. рублей, возведенные на данном участке земли, своевременно не могли быть переданы эксплуатирующей организации.

Комитетом в сводном сметном расчете было допущено необоснованное завышение индекса изменения строительно-монтажных работ, что привело к завышению фактической стоимости строительства с учетом установленного оборудования на 96,0 млн. рублей.

Также установлено, что в нарушение Федерального закона "О размещении заказов…" государственный контракт на выполнение строительно-монтажных работ на объекте был заключен Комитетом без проведения конкурсных процедур. Расходы комитета капитального строительства области по данному контракту составили 31,6 млн. рублей.

В нарушение Градостроительного Кодекса часть работ на объекте была выполнена Комитетом без разрешения на строительство.

При проверке расходования бюджетных средств, выделенных в 2006-2012 годах на строительство ФОК с ледовой ареной по ул. Новоастраханская в Заводском районе общая сумма выявленных нарушений оставила 110, 0 млн. рублей.

Так, в нарушение Федерального закона "О размещении заказов…" комитет капитального строительства области по итогам проведенного аукциона заключил государственный контракт на сумму 37,2 млн. рублей на выполнение строительно-монтажных работ с организацией, аукционная заявка которой подлежала отклонению еще на этапе рассмотрения заявок, как не соответствующая требованиям документации об аукционе.

В нарушение Федерального закона "О защите конкуренции" Комитетом были заключены контракты с Казенным предприятием Саратовской области "Единая дирекция капитального строительства" на осуществление контроля и технического надзора по объекту без проведения процедуры размещения заказа на сумму 2,4 млн. рублей.

На сумму 8,9 млн. рублей Комитетом были неправомерно и необоснованно оплачены работы, выполненные в неполном объеме, а также работы, непредусмотренные техническим заданием и проектно-сметной документацией.

Также установлено, что Комитетом 59,5 млн. рублей были израсходованы неэффективно и неэкономно. Так, например:

- по некоторым видам строительно-монтажных работ, проведенных в 2007-2008 годах, уже в 2011 году были проведены демонтажные работы;

- не было выполнено условие предоставления субсидии из средств федерального бюджета при строительстве объекта в 2008 году: процент готовности объекта в 2008 году составил 39 % вместо предусмотренных 45 %;

- оборудование, приобретенное для ФОКа в 2007-2008 годах, не использовалось на объекте более трех лет.

Проверка вопросов расходования средств бюджета, выделенных в 2007-2010 годах на расширение роддома в г. Балаково выявила нарушения на сумму 330,1 млн. рублей.

Было установлено, что стоимость заключенного контракта на выполнение строительно-монтажных работ в роддоме превысила лимиты, предусмотренные на тот момент в бюджете по данному объекту, на сумму 292,6 млн. рулей.

В рамках контракта на выполнение строительно-монтажных работ, не предусматривающего поставку оборудования, без проведения конкурсных процедур, Комитет приобрел оборудование стоимостью 4,2 млн. рублей. Своими действиями комитет капитального строительства нарушил Федеральный закон "О размещении заказов…".

Также было установлено завышение расценок и объема работ на сумму 4,9 млн. рублей.

Из-за нехватки денежных средств Комитетом было приобретено не все медицинское оборудование, предусмотренное сметой.

Конечной целью проводимых работ по расширению роддома являлось создание перинатального центра. В связи с тем, что контракт по выполнению строительно-монтажных работ на объекте исполнен всего на 61 %, родильный дом не может быть переведен в категорию перинатального центра, и, следовательно, цель строительства не достигнута.

Сумма выявленных нарушений при проверке использования бюджетных средств, выделенных на объект "Пристройка к средней школе № 99 в Кировском районе" составила 18,5 млн. рублей.

Так, Комитетом была оплачена компенсация удорожания стоимости материалов (металлических балок) на сумму 3,4 млн. рублей при отсутствии документов подтверждающих обоснованность расчета и правомерность проведения хозяйственной операции.

Согласно актам выполненных работ подрядчиком на объекте были выполнены, а Комитетом приняты работы по устройству кровли стоимостью 3,3 млн. рублей. При фактическом осмотре установлено, что работы по устройству кровли были выполнены не полностью. Таким образом, произведенные расходы являются неэффективными, так как заданный результат не был достигнут.

Проверка показала, что комитетом капитального строительства произведены избыточные расходы и тем самым нанесен ущерб бюджету области на сумму 11,3 млн. рублей. В том числе:

- оплачены строительно-монтажные работы в сумме, превышающей фактически выполненные работы на 7,9 млн. рублей;

- списаны неустановленные на объекте балки в количестве 23,5 тонн на сумму 2,6 млн. рублей;

- оплачен непроложенный на объекте силовой алюминиевый кабель стоимостью 0,5 млн. рублей;

- оплачен баннер, установленный на объекте в сумме, превышающей его фактическую стоимость на 0,3 млн. рублей.

Проверка использования средств областного бюджета, выделенных на реконструкцию здания Саратовской областной филармонии им. А. Шнитке показала следующее. Несмотря на то, что первоначально проведение проектных и изыскательских работ не было предусмотрено сводным сметным расчетом строительства, комитетом капитального строительства были заключены государственные контракты на осуществление отдельных функций заказчика-застройщика с казенным предприятием Саратовской области "Единая дирекция капитального строительства", включая проектные и изыскательские работы. Всего с момента начала строительства (за 2007-2011 годы) Комитетом за данные работы было оплачено Единой дирекции 163,9 тыс. рублей, что является нецелевым использованием бюджетных средств. Кроме того, контракты с дирекцией заключались Комитетом без проведения конкурсных процедур, что является нарушением Федерального закона "О защите конкуренции".

Также установлено, что при внесении в 2011 году корректировки в сводный сметный расчет стоимости строительства сметная стоимость была завышена на 5,0 млн. рублей из-за необоснованного включения в нее проведения проектных и изыскательских работ, авторского надзора и экспертизы проектов.


Значительная часть проверок, проведенных Счетной палатой в 2012 году, была связана с министерством молодежной политики, спорта и туризма области и подведомственными ему учреждениями.

Так, в соответствии с планом работы, в семи спортивных клубах были проведены контрольные мероприятия по проверке использования средств областного бюджета, выделенных в форме субсидий на реализацию ОЦП "Развитие физической культуры и спорта в Саратовской области" за 2010-2012 годы: СРОО "Баскетбольный клуб "Автодор", АНО "Хоккейный клуб "Универсал", РОО "Саратовская областная федерация хоккея", Саратовский баскетбольный клуб "Виктория", некоммерческое партнерство "Волейбольный клуб "Энергетик", волейбольный клуб "Протон-БАЭС", профессиональный футбольный клуб "Сокол".

Средства распределялись между получателями субсидий министерством молодежной политики, спорта и туризма области на основании Постановления Правительства Саратовской области от 27.01.2009 г. № 27-П "О предоставлении субсидии юридическим лицам при реализации областной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Саратовской области" на 2009 - 2012 годы".

Проверка показала, что субсидии распределялись между спортивными командами Министерством по своему усмотрению, произвольным решением министра, так как порядок расчета базовой стоимости затрат на содержание одного игрока спортивной команды в год и порядок расчета расходов на необходимое материальное обеспечение спортсменов в зависимости от вида спорта вышеуказанным Постановлением не был определен. Кроме того, были установлены противоречия отдельных пунктов Постановления другим нормативно-правовым актам Правительства области.

Утвержденное Положение о распределении субсидий не было нацелено на соблюдение принципа результативности и эффективности, установленное Бюджетным кодексом РФ. При отсутствии утвержденных нормативов, куда направлять и в каком размере использовать субсидии руководитель клуба решал самостоятельно, как правило, не считаясь с экономической целесообразностью производимых расходов.

В результате установлено нецелевое использование средств субсидий в сумме 13,8 млн. рублей, в том числе:

- в сумме 12,6 млн. рублей на оплату труда лицам, не входящим в состав спортивной команды (руководству, водителям, секретарям, бухгалтерам), в том числе: в СРОО "Баскетбольный клуб "Автодор" - 1,0 млн. рублей, в Саратовском баскетбольном клубе "Виктория" - 0,2 млн. рублей, в ОО "Волейбольный клуб "Протон-БАЭС" - 5,3 млн. рублей, в Федерации хоккея - 6,0 млн. рублей;

- в сумме 89,5 тыс. рублей на оплату за содержание квартир (жилищно-коммунальные услуги) ОО "Волейбольный клуб "Протон-БАЭС";

- в сумме 311,2 тыс. рублей на оплату аренды служебного помещения и авто-парковку ОО "Волейбольный клуб "Протон-БАЭС";

- в сумме 726,1 тыс. рублей при оплате ОО "Волейбольный клуб "Протон-БАЭС" аренды автобусов по завышенной стоимости;

- в сумме 100,0 тыс. рублей на оплату услуг по поиску футболистов ФК "Сокол";

- в сумме 7,5 тыс. рублей на оплату расходов за проживание спортсменов по завышенной стоимости ФК "Сокол".

В ходе проведения контрольных мероприятий в спортивных клубах были выявлены и другие нарушения законодательства.

Проверка АНО "Хоккейный клуб "Универсал" показала, что в организации допускается грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета, в частности не составляется бухгалтерская отчетность.

Также были установлены такие нарушения как: несоблюдение в 2010 году условия предоставления субсидии, получаемой из бюджета на реализацию областной целевой программы; невыплата спортсменам заработной платы, предусмотренной трудовыми договорами в общей сумме 1,4 млн. рублей.

Проверка РОО "Саратовская областная федерация хоккея" выявила случаи двойной оплаты маршрутов доставки спортсменов до мест прохождения соревнований. Например, оплачивались железнодорожные билеты и заказывался автобус по аналогичному маршруту. Тем самым субсидии в сумме 834,9 тыс. рублей были использованы с нарушением принципа результативности и эффективности, при котором заданные результаты должны достигаться с использованием наименьшего объема средств.

Контрольные мероприятия показали, что АНО "Хоккейный клуб "Универсал" и РОО "Саратовская областная федерация хоккея" в проверяемом периоде не был выполнен один из важнейших целевых и оценочных показателей областной целевой программы – выступление спортсменов области на всероссийских и международных соревнованиях.

При проверке баскетбольного клуба "Виктория" установлены факты незаконной оплаты кредиторской задолженности за аренду спортсооружений за 2010 год на сумму 45,7 тыс. рублей и оплату кредиторской задолженности по заработной плате за ноябрь 2010 года в сумме 77,3 тыс. рублей.

Общая сумма выявленных нарушений при проверке некоммерческого партнерства "Волейбольный клуб "Энергетик" составила 3,6 млн. рублей. Субсидии в указанной сумме были предоставлены министерством физической культуры и спорта области волейбольному клубу незаконно в связи с тем, что в его составе нет спортивной команды, работающей на профессиональной основе. Со спортсменами, участвующими в чемпионате и Кубке России, контракты не заключались.

Также в нарушение условий предоставления субсидии в 2011 году "Энергетик" незаконно произвел оплату кредиторской задолженности за аренду спортсооружений за 2009-2010 годы на сумму 154,9 тыс. рублей.

При проверке волейбольного клуба "Протон-БАЭС" установлено, что иногородним членам команды клуб предоставлял для проживания квартиры в г. Балаково. Однако во время прохождения учебно-тренировочных сборов спортсмены переселялись в гостиницы, также находящиеся в г. Балаково. В итоге для одних и тех же спортсменов в одно и тоже время клубом оплачивалось проживание в гостиницах и производились затраты на содержание квартир. Кроме того, в то время как команда находилась на соревнованиях в других городах, клуб продолжал оплачивать аренду спортивного зала в г. Балаково. В итоге денежные средства в сумме 1,8 млн. рублей клубом были использованы неэффективно.

Профессиональный футбольный клуб "Сокол" в проверяемом периоде оплатил страховые взносы на сумму 40,0 млн. рублей, в том числе за счет субсидии из областного бюджета - 25,2 млн. рублей. Данные расходы были определены страховщиком без всяких расчетов, застрахованным лицам не были выданы страховые полюсы. Из-за удаленности нахождения медицинских учреждений страховщика, отсутствия страховых полисов, при наступлении страхового случая застрахованному лицу физически затруднительно своевременно обратиться за медицинской помощью. В связи в чем можно сделать вывод, что произведенные за счет субсидии расходы не являются в полной мере оправданными.

По результатам проведенных контрольных мероприятий Счетной палатой было направлено информационное письмо Губернатору области с указанием на недостатки действующих нормативных правовых актов области и необходимости внесения корректив в процедуру распределения субсидий. В целях устранения неопределенности в формулировках, уточнения направлений расходов получателями субсидий областного бюджета, усиления текущего контроля со стороны Министерства принято новое постановление Правительства Саратовской области от 29.12.2012 г. № 818-П.


В ГБОУДОД "Саратовская областная специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва "Олимпийские ракетки" общая сумма установленных проверкой нарушений составила 868,9 тыс. рублей.

Приобретение товаров, выполнение работ, оказание услуг, не требующихся в обязательном порядке для получения лицензии, за счет денежных средств, полученных спортивной школой по целевой программе "Лицензирование образовательных учреждений в Саратовской области на 2011-2013 годы" повлекли за собой нецелевое использование бюджетных средств в сумме 469,2 тыс. рублей

Также было установлено неэффективно использование бюджетных средств в сумме 41,2 тыс. рублей вследствие длительной не установки на объекте приобретенных сплит-систем.

В 2011 году учреждением проводились работы по установке вытяжной системы вентиляции в СК "Заря". При сравнении фактически выполненных работ с работами, принятыми по акту выполненных работ, установлено завышение объемов работ на общую сумму 290,0 тыс. рублей.

В ГОУ ДОД "Саратовская областная детско-юношеская спортивная школа "Надежда губернии" при проверке правомерности и эффективности использования средств бюджета в 2011 году было установлено, что в нарушение Федеральных законов "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Закона Российской Федерации "Об образовании" в течение 4 месяцев школа осуществляла образовательную деятельность без лицензии, и еще 8 месяцев по видам спорта и по адресам не указанным в лицензии. В общей сложности сумма незаконно использованных бюджетных средств составила 27,8 млн. рублей или 43 % от общей суммы использованных в 2011 году средств.

В ГУП Саратовской области "Региональный центр спортивной подготовки" проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности учреждения в 2011 году.

На выполнение мероприятий ОЦП "Доступная среда" на 2011-2013 годы учреждением было получено в 2011 году 22,0 млн. рублей. Проверка показала, что из них 12,5 млн. рублей были израсходовано неэффективно.

Так оказалась невостребованной при проведении реконструкции гостиничных номеров для людей с ограниченными возможностями в гостиничном комплексе "Кристалл" выполненная проектная документация стоимостью 1,5 млн. рублей. Сами переоборудованные гостиничные номера и санузлы (стоимость работ 7,5 млн. рублей) не соответствуют требованиям СНиП и ГОСТ. Кроме того, 3,5 млн. рублей было потрачено учреждением на приобретение лифтов и подъемников, которые так и не были установлены на объекте.

В ГБУ "Саратовский областной центр спортивной подготовки - школа высшего спортивного мастерства" проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности учреждения за 2009 – 2011 годы.

Согласно Федеральному закону "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" субъекты РФ самостоятельно разрабатывают календарный план спортивных и физкультурно-массовых мероприятий.

Согласно Закону Саратовской области "О физической культуре и спорте" мероприятия, проводимые областными физкультурно-спортивными объединениями сверх предусмотренных календарным планом, финансируются областными физкультурно-спортивными объединениями самостоятельно.

В проверяемом периоде в Саратовской области календарный план спортивных и физкультурно-массовых мероприятий не разрабатывался, тем не менее, Школой высшего спортивного мастерства было получено финансирование из средств областного бюджета в сумме 79,9 млн. рублей, которые спортивная школа направила на проводимые спортивные и физкультурные мероприятия. Таким образом, все спортивные мероприятия были оплачены школой за счет средств областного бюджета, а не за счет собственных средств, что является нарушением Закона Саратовской области "О физической культуре и спорте".

Также проверкой было установлено, что тренеры-преподаватели, осуществляющие тренерскую деятельность в Школе высшего спортивного мастерства, одновременно являются работниками и других спортивных школ. При этом оплата тренерам производится не за отработанное время, а за достижение результатов спортсменами, которые также дополнительно закреплены за разными спортивными школами. В связи с этим, работая по совместительству в разных школах, тренеры везде получают полные ставки, что является нарушением Трудового кодекса РФ. Перерасчетом установлена незаконно выплаченная заработная плата в сумме 439,0 тыс. рублей.

Выявлены факты оплаты поездки на соревнования должностных лиц Школы высшего спортивного мастерства за счет средств областного бюджета, что не предусмотрено программными мероприятиями ОЦП "Развитие физической культуры и спорта в Саратовской области на 2009-2012 годы", в том числе оплачивались поездки за границу, а также поездки сотрудников, находящихся на момент проведения соревнования в отпусках. Всего с нарушением законодательства было израсходовано 874,2 тыс. рублей.

Проверка формирования государственного задания и использования средств областного бюджета, направленных на возмещение нормативных затрат на оказание в соответствии с государственным заданием государственных услуг за 2010-2011 годы, была проведена в ГАОУ ДОД "Саратовская областная специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по футболу "Сокол". Было установлено, что в нарушение требований Федерального закона "Об автономных учреждениях" школой были произведены расходы за счет субсидий из областного бюджета в сумме 1,5 млн. рублей на содержание имущества не являющегося собственностью Саратовской области, не переданного школе в оперативное управление и не стоящего на балансе школы.

Также установлено, что спортивная школа в проверяемом периоде принимала учащихся в количестве 269 человек, компенсация обучения за которых не могла быть включена в госзадание в силу их возраста. Часть учащихся были повторно включены в спортивную школу после ее окончания, что также не соответствует целям госзадания. В результате избыточные расходы областного бюджета составили 5,1 млн. рублей.

Кроме того было отмечено, что бюджетные средства в сумме 1,9 млн. рублей, полученные спортивной школой на выполнение госзадания, были направлены на аренду спортивного сооружения при наличии собственного идентичного сооружения.

Данные нарушения стали возможными, в том числе, из-за ненадлежащего контроля со стороны министерства по развитию спорта и физической культуры области за использованием субсидий, выданных ГАОУ ДОД СОСДЮСШОР "Сокол" на выполнение государственного задания. Действующая в настоящее время "Методика расчета норматива финансового обеспечения на одного учащегося дополнительного образования спортивной направленности" позволяет Министерству произвольно устанавливать корректирующие коэффициенты при расчете нормативов финансового обучения учащихся, что не способствует экономии бюджетных средств.


Выявлены нарушения и при проведении проверки законности и эффективности предоставления социальных выплат на улучшение жилищных условий молодых семей и молодых специалистов в рамках реализации федеральной и областной целевых программ "Социальное развитие села до 2013 года" за 2009-2012 годы.

Правомерность социальной выплаты тому или иному гражданину зависит как от действий органов местного самоуправления, так и от действий министерства сельского хозяйства области. В этой связи Счетной палатой были проведены проверки в Александрово-Гайском, Базарно-Карабулакском, Балаковском, Балтайском, Новоузенском, Саратовском, Татищевском муниципальных районах.

Результаты проверок позволили установить наиболее распространенные и типичные нарушения, допущенные органами местного самоуправления и министерством сельского хозяйства области при признании граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий и предоставлении социальной выплаты:

- неправомерное признание органами местного самоуправления граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, что в свою очередь влечет предоставление Министерством социальных выплат гражданам, не имеющим права на их получение;

- размер социальной выплаты Министерством определен в завышенных размерах и произведена оплата;

- социальные выплаты предоставлялись при отсутствии или недостаточности у граждан собственных (или заемных) средств в размере не менее 30% расчетной стоимости приобретаемого (строящегося) жилья, что является обязательным условием предоставления социальной выплаты;

- приобретение жилья гражданами по площади меньше учетной нормы жилой площади на члена семьи, т.е. произведенные расходы на социальные выплаты не достигают целей областной и федеральной целевых программ и граждане остаются нуждающимися в улучшении жилищных условий;

- неисполнение получателем субсидии условий предоставления выплаты после ее получения;

- предоставление Министерством социальных выплат гражданам, не имеющим права на их получение, на основании неправомерных решений муниципальных органов о признании их участниками программы;

- предоставление выплаты не привело к достижению целей программы. Получатели либо приостанавливают строительство на начальной стадии, либо вообще не приступают к строительству.

Общая сумма социальных выплат, предоставленных с нарушением, составила 33,2 млн. рублей.

Результаты проведенных проверок позволяют говорить о нарушениях, имеющих повсеместный характер на территории области на протяжении ряда лет. С целью проведения более детального контроля и анализа, проверки продолжаться в 2013 году и охватят большинство муниципальных районов области, после чего можно будет сделать окончательные выводы об эффективности реализации данного направления социальной поддержки граждан на территории области.

В ходе исполнения предписания, направленного в адрес министерства сельского хозяйства области по итогам проведенных контрольных мероприятий в ряде районов области, Министерством было подготовлено письмо в Министерство сельского хозяйства РФ с предложением внесения изменений в Типовое положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам в части передачи функций по принятию документов от граждан, формирование списков, выдаче свидетельств и перечислению социальных выплат к полномочиям уполномоченного органа.

Кроме того, гражданам были направлены письма с предложением в досудебном порядке вернуть излишне перечисленные средства социальных выплат.

Результаты проверок также были доведены до сведения Счетной палаты РФ. Как следует из полученного ответа, изложенная в обращении информация будет учтена Счетной палаты РФ в ходе проведения контрольных мероприятий по данному направлению в 2013 году, а недостатки действующих нормативных правовых актов планируется устранить при рассмотрении новых порядков оказания этого вида государственной поддержки на 2014 год.
В министерстве транспорта и дорожного хозяйства области было проведено контрольное мероприятие по вопросу возмещения транспортным организациям затрат за оказанные в 2010 и 2011 годах услуги по перевозке общественным транспортом пассажиров и багажа по регулируемым тарифам и организации перевозок льготных категорий граждан.

Проверка показала, что средства областного бюджета в сумме 2,6 млрд. рублей были использованы Министерством с нарушением требований Бюджетного кодекса РФ.

Приказами Министерства были утверждены государственные задания ГАУ "Управление пассажирских перевозок" на оказание государственных услуг. В соответствии с государственными заданиями ГАУ заключило с транспортными предприятиями области договоры по организации перевозки пассажиров транспортом общего пользования с применением регулируемых тарифов и организации перевозок льготных категорий граждан с применением социальных проездных билетов.

В качестве отчетности ГАУ представляло в Министерство информацию, отражающую производственные и финансовые показатели перевозчиков, включая убытки подлежащие возмещению, а не нормативные затраты учреждения по организации перевозок. Фактически Министерством выделялась субсидия ГАУ на возмещение выпадающих доходов перевозчика, а не на возмещение нормативных затрат ГАУ от оказания государственной услуги по организации перевозок. Финансирование Министерством ГАУ, в виде выделения субсидий, не соответствовало предмету государственных услуг, определенных государственным заданием на 2010 и 2011 годы.

Данная схема финансирования Министерством государственных заданий на 2010 и 2011 годы не удовлетворяет требованиям бюджетного законодательства. Фактически Министерством через ГАУ возмещались выпадающие доходы перевозчика, коммерческой организации, что не соответствует требованиям Бюджетного кодекса РФ.

Кроме того, в нарушение Бюджетного кодекса РФ областным министерством транспорта и дорожного хозяйства не был разработан нормативный акт, регулирующий порядок предоставления субсидий и экономического обоснования затрат, подлежащих возмещению перевозчикам из областного бюджета. Министерство при планировании объема субсидий на очередной год исходило не из расчетных показателей, а желаемой потребности перевозчика в возмещении выпадающих доходов.


В министерстве экономического развития и торговли области была проведена проверка законности предоставления в 2009-2011 годах финансовой поддержки приоритетным направлениям развития малого и среднего предпринимательства в рамках реализации ОЦП "Развитие малого и среднего предпринимательства в Саратовской области на 2008-2011 годы". В ходе контрольного мероприятия было установлено, что в нормативных правовых актах, определяющих условия предоставления финансовой поддержки, отсутствуют дополнительные нормы, обязывающие получателей субсидии отчитываться о показателях финансово-хозяйственной деятельности в течение всего срока реализации бизнес-проектов, а Министерство осуществлять мониторинг успешности реализации бизнес-проектов.

Отсутствие данной информации может привести к принятию неэффективных управленческих решений в сфере государственной поддержки тех или иных категорий субъектов малого предпринимательства, а также не позволяет оценить долгосрочное влияние от реализации указанного мероприятия областной целевой программы на развитие малого и среднего предпринимательства Саратовской области.

Кроме того, отсутствие у получателя субсидии обязательств по осуществлению им предпринимательской деятельности определенный период времени, а так же по достижению плановых показателей может приводить в дальнейшем к продаже основных и оборотных средств, приобретенных за счет средств предоставленной субсидии, причем без наступления какой-либо юридической ответственности.
В рамках проверки Программы модернизации здравоохранения Саратовской области за 2011 год были проведены контрольные мероприятия в министерстве здравоохранения области, МУЗ "1-ая Городская клиническая больница им. Ю.Я. Гордеева", ГУЗ "Перинатальный центр", ГУЗ "Областная клиническая больница", а также аналитическое мероприятие: анализ реализации Программы модернизации здравоохранения при исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования.

Проверка министерства здравоохранения области выявила проведение процедуры государственных закупок с нарушением Федерального закона "О размещении заказов….", а именно не соблюдение требования о порядке формирования начальных (максимальных) цен контрактов (цен лотов) на отдельные виды медицинского оборудования.

Также установлено, что приобретенное медицинское оборудование стоимостью 11,9 млн. рублей в нарушение условий контракта на момент проверки не было смонтировано и не введено в эксплуатацию.

Поверка, проведенная в МУЗ "1-ая Городская клиническая больница им. Ю.Я. Гордеева", ГУЗ "Перинатальный центр", ГУЗ "Областная клиническая больница" показала, что компьютерная техника, полученная в рамках Программы модернизации здравоохранения не эксплуатируется, так как на момент проверки локальная сеть министерством здравоохранения области была не смонтирована.

В ГУЗ "Областная клиническая больница" не соблюдались требования Федерального закона "О размещении заказов….", в части выбора способа размещения заказа по проведению капитального ремонта помещений кабинетов компьютерной и магнитно-резонансной томографии. Также установлено, что больницей были оплачены невыполненные работы по капитальному ремонту в сумме 954,1 тыс. рублей.

Во исполнение представления Счетной палаты области министерством здравоохранения главный врач ГУЗ "Областная клиническая больница" освобожден от занимаемой должности.

При проверке вышеуказанных медицинских учреждений выявлено, что средства на внедрение стандартов оказания медицинской помощи и повышение доступности амбулаторной медицинской помощи по Программе модернизации здравоохранения за счет средств Территориального фонда обязательного медицинского страхования на счета учреждений не поступали, вследствие того, что они не были предусмотрены территориальной Программой обязательного медицинского страхования.
В ходе проверки использования бюджетных средств, выделенных в 2011 году министерству образования области на модернизацию региональной системы образования установлено, что при проведении торгов на поставку оборудования для образовательных учреждений не проводилось деления на лоты, различные виды оборудования приобретались как один комплект, например, "оборудование для начальных классов в составе: доска маркерная, стол для проектора, акустическая система, микроскоп цифровой …….". В результате сопоставления цен на оборудование, приобретенное Министерством по итогам проведенных подобным образом аукционов, и отпускных цен саратовских поставщиков была установлена разница в цене по некоторым видам оборудования от 50% до 270% или в суммовом выражении 9,8 млн. рублей.

Министерство имело возможность получить экономию бюджетных средств сопоставимую указанной сумме (или даже выше), при условии, что в ходе проведения торгов предмет контракта, включающий различные виды оборудования, был бы разбит на отдельные лоты. Это позволило бы принять участие в проводимых торгах большему количеству специализированных организаций и достижению наиболее эффективного использования бюджетных средств.

Также были выявлены факты поставки некачественного, либо недоукомплектованного оборудования в образовательные учреждения области, цифровые микроскопы поставлены с просрочкой и частично модели, не предусмотренной условиями контрактов.

По результатам рассмотрения направленной информации, по поручению Губернатора Саратовской области, ответственными лицами были приняты соответствующие меры по замене поставщиками некачественной и некомплектной мебели. По фактам недобросовестного исполнении поставщиками государственных контрактов Министерством направлена информация в прокуратуру г. Москвы, прокуратуру Нижегородской и Саратовской областей. Министерством взыскана неустойка за просрочку поставки цифровых микроскопов в сумме 8,9 тыс. руб. По фактам поставки цифровых микроскопов ненадлежащей модели в настоящее время по искам Счетной палаты в арбитражных судах г.Москвы и Московской области продолжается судебное разбирательство.


Проверка использования средств областного бюджета, выделенных в соответствии с Законом Саратовской области "Об образовании" на частичное финансирование расходов на содержание детей дошкольного возраста в детских муниципальных садах, а также на обеспечение молоком для питания учащихся 1-4 классов муниципальных образовательных учреждений, была проведена в отделе образования администрации Волжского района муниципального образования г. Саратов.

Было установлено незаконное осуществление расходов в сумме 360,0 тыс. рублей в результате оплаты питания детей работников детских садов за счет бюджетных средств. Такая мера социальной поддержки за счет средств областного бюджета не предусмотрена.

Также отмечено, что министерством образования области в нарушение Бюджетного кодекса РФ не осуществлялся надлежащий контроль за соблюдением условий предоставления субсидий из областного бюджета. Субсидии предоставлялись в бюджет муниципального образования г. Саратов в отсутствие соответствующего муниципального нормативного правового акта, устанавливающего расходные обязательства и предусматривающего средства на осуществление софинансирования по содержанию воспитанников в муниципальных образовательных учреждениях города Саратова.
В министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства области были проведены контрольные мероприятия по вопросам приобретения жилья детям-сиротам и строительства несоосной станции и водовода г. Ершова.

Проверка использования средств областного бюджета, выделенных на приобретение жилья детям-сиротам, установила, что начальная (максимальная) цена государственных контрактов при проведении аукционов в 2010-2011 годах Министерством рассчитывалась умножением среднерыночной стоимости 1 кв. м площади жилья по Саратовской области на максимально возможную для предоставления площадь жилого помещения (39 кв.м.) вместо умножения на фактическую площадь приобретаемого помещения. В результате потери бюджета составили 10,0 млн. рублей, а расходы в сумме 192,7 млн. рублей (израсходованные на приобретение квартир) были произведены без соблюдения принципов результативности и эффективности использования бюджетных средств. По предложению Счетной палаты области Министерством была утверждена новая методика расчета начальной (максимальной цены контракта при проведении торгов на приобретение жилы помещений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (приказ министерства от 2 июня 2012 г. № 187).

Проверка использования средств областного бюджета, выделенных на реализацию областной адресной инвестиционной программы в части строительства несоосной станции I подъема и водовода протяженностью 18 километров для водоснабжения г. Ершова, показала, что в 2011 году Министерством не были освоены бюджетные средства в сумме 3,9 млн. рублей, что повлекло за собой невыполнение обязательств по строительству водовода длиной 688 метров. В 2012 году график выполнения строительных работ на объекте также не выполнялся.
В министерстве информации и печати области проводилась проверка областных целевых программ "Развитие информационного партнерства органов государственной власти Саратовской области со средствами массовой информации" на 2008-2010 и 2011-2013 годы за период 2009 год – 1 полугодие 2012 года. Установлено, что в Министерстве протоколы работы комиссии по определению победителей конкурса на право получения субсидии на реализацию проектов по освещению социально значимых тем среди средств массовой информации не подлежали хранению. Отсутствие данных сведений не позволяет определить объективность работы комиссии, а у должностных лиц Министерства появляется возможность для внесения изменений, как в итоговые оценки членов комиссии, так и в итоговые протоколы конкурса. Факты нарушения порядка хранения и учета документов в Министерстве были подтверждены прокуратурой области.

Процедура отбора претендентов на предоставлении субсидии происходила в соответствии с Постановлением Правительства Саратовской области, в котором не содержались критерии измеряемости достижения целей проектов. По результатам проведенного контрольного мероприятия, в целях совершенствования правового регулирования вопросов предоставления субсидий, были внесены изменения в соответствующие нормативные правовые акты (Постановление Правительства Саратовской области от 27.01.2011 г. № 59-П и приказ министерства информации и печати Саратовской области от 24.02.2011 г. № 14-ов), касающиеся выбора критериев для подсчета рейтинга участников конкурса.


Также в 2012 году Счетной палатой были проведены проверки финансово-хозяйственной деятельности ряда организаций и учреждений Саратовской области.

В ГАУ "Саратов-Медиа" была проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности учреждения, а также расходования бюджетных средств, выделенных на выполнение государственного задания за период 2011 год - 9 месяцев 2012 года.

Общая сумма выявленных нарушений составила 2,3 млн. рублей.

Основная сумма нарушений, 1,6 млн. рублей, образовалась в результате использования помещения, переданного учреждению комитетом по управлению имуществом области в качестве жилого помещения, под офис, то есть не по назначению.

Кроме того установлены случаи начисления вознаграждения физическим лицам по договорам возмездного оказания услуг сверх установленной цены договоров в сумме 495,0 тыс. рублей (с учетом отчислений во внебюджетные фонды), а также необоснованное, при отсутствии первичных учетных документов, списание расходов в сумме 125,0 тыс. рублей.

При проверке финансово-хозяйственной деятельности МУЗ Хвалынская центральная районная больница им. Бржозовского за 2010 - 2011 годы общая сумма установленных финансовых нарушений составила 6,7 млн. рублей.

Так, в проверяемом периоде от котельной больницы, помимо корпусов самой больницы, отапливались другие организации. При этом договоры на оказание услуг больницей не заключались, возмещение затрат от данных организаций поступило частично только во время проведения проверки. В результате часть бюджетных средств в сумме 1,5 млн. рублей (из выделенных больнице в 2010-2011 годах на коммунальные услуги), были использованы не по целевому назначению.

Специалистами ЦРБ систематически предоставлялись некачественные медицинские услуги, а со стороны администрации не принимались достаточные меры по устранению нарушений, что привело к недополучению в проверяемом периоде от страховых компаний денежных средств в сумме 4,5 млн. рублей. Больница понесла финансовые потери из-за уменьшения оплаты медицинских услуг по предъявленным счетам на основании актов экспертной оценки страховых организаций.

В ГУП "Областная инженерная защита" проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности за 2010-2012 годы.

Общая сумма выявленных нарушений составила 12,6 млн. рублей.

В проверяемом периоде учреждению из областного бюджета предоставлялись субсидии на осуществление технической эксплуатации и текущего ремонта сооружений инженерной защиты области в рамках реализации ОЦП "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Саратовской области" на 2007-2010 годы и 2012-2015 годы. Субсидии, полученные ГУП из областного бюджета, не являются объектом налогообложения. Тем не менее, предприятием за счет средств субсидий были произведены расходы по оплате НДС в размере 10,8 млн. рублей и налога на прибыль в размере 0,7 млн. рублей.

Также установлено, что, несмотря на наличие на балансе предприятия транспортных средств, необходимых для выполнения технической эксплуатации сооружений инженерной защиты, ГУП заключались договоры аренды автомобиля. Общие затраты за счет средств субсидий на арендуемый автомобиль составили 0,8 млн. рублей. Данные расходы являются неэффективным использованием бюджетных средств.

Выявлены нарушения при проведении проверки использования в 2011 году средств областного бюджета, выделенных на приобретение 21 низкопольных автобусов, приспособленных для перевозки инвалидов, оборудованных электронной информационной системой, которые были получены ГБУ "Управление пассажирских перевозок" в рамках реализации долгосрочной ОЦП "Доступная среда" на 2011-2013 годы.

Было установлено, что 15 низкопольных автобусов общей стоимостью 50,7 млн. рублей были сданы учреждением в аренду коммерческим организациям-перевозчикам без согласования с собственником имущества – комитетом по управлению имуществом области. Тем самым ГБУ "Управление пассажирских перевозок" был нарушен порядок использования государственного имущества на указанную сумму. Учитывая, что арендная плата за пользованием автобусами перечислялась в доход учреждения, а не областного бюджета, можно сделать вывод, что приобретение и последующая передача в аренду автобусов коммерческим организациям-перевозчикам для областного бюджета является затратным и малоэффективным использованием бюджетных средств.


В Балаковском муниципальном районе была проведена проверка исполнения бюджета за 2011 год – 1 полугодие 2012 года.

При проверке администрации Балаковского муниципального района установлено, что в нарушение постановления администрации Балаковского муниципального района "Об оптимизации бюджетных расходов" в части сокращения штатной численности органов местного самоуправления и муниципальных учреждений, не было произведено сокращение штатной численности в полном объеме (4,5 % вместо установленных 15 %).

Проверка комитета финансов администрации Балаковского муниципального района показала, что цели и задачи муниципальных целевых программ "Модернизация здравоохранения Балаковского муниципального района на 2011-2012 годы", "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Балаковского муниципального района на 2009-2011 годы", федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года" в проверяемом периоде не были достигнуты в результате низкого уровня исполнения бюджетных обязательств. Неосвоенными остались 24,5 млн. рублей. В результате денежные средства в сумме 2,1 млн. рублей по данным целевым программам были использованы неэффективно, поскольку большинство объектов, планируемых к вводу, не были введены в эксплуатацию в установленные сроки.

При проверке Управления по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района установлено, что в нарушение требований действующего федерального законодательства, а также нормативных актов Балаковского муниципального района жилые помещения специализированного (служебного) жилищного фонда предоставлялись гражданам, не имеющим на то законных оснований (сотрудникам федеральных, а не муниципальных структур).

Кроме того выявлены такие факты, как:

- недостоверность пообъектного и стоимостного учета имущества, составляющего муниципальную казну Балаковского муниципального района, в части полноты отражения;

- низкий уровень контроля за эффективность использования муниципального имущества.

Контрольное мероприятие в Управлении строительства, архитектуры и дорожного хозяйства администрации Балаковского муниципального района показало низкий уровень исполнения федеральной и областной целевых программ "Социальное развитие села до 2012 года" (в части реализации мероприятий по водоснабжению и газоснабжению Балаковского муниципального района). В результате бюджетные средства в сумме 31,8 млн. рублей оказались неосвоенными. Так как объекты в эксплуатацию в течение года введены не были, денежные средства в сумме 8,1 млн. рублей использованы неэффективно.

Неосвоение бюджетных средств произошло, в том числе, из-за неисполнения подрядчиками договорных отношений и срыва ими сроков проведения работ. Однако со стороны Управления претензии к подрядчикам предъявлены не были, сумма невзысканной неустойки составила 4,1 млн. рублей.

Также в ходе проверки были установлены факты искажения данных бухгалтерской отчетности на сумму 1,9 млн. рублей, что указывают на недостоверность бухгалтерской отчетности Управления.

При проверке МКУ "Транспортно-хозяйственное управление" Балаковского муниципального района установлено нецелевое использование средств областного бюджета в сумме 841,9 тыс. рублей. Средства, выделенные учреждению по смете на оплату коммунальных услуг, были израсходованы на оплату коммунальных услуг других сторонних организаций.

Были выявлены такие нарушения по оплате труда как: выплата заработной платы лицам, формально состоящим в трудовых отношениях с МКУ "Транспортно-хозяйственное управление", а фактически выполняющих работу в администрации Балаковского муниципального района на сумму 3,1 млн. рублей и завышение разрядов по оплате труда водителей на сумму 3,5 млн. рублей.

Создание в структуре МКУ "Транспортно-хозяйственное управление" сектора по архивным делам, дублирующего функции архивного отдела администрации Балаковского муниципального района, привело к неэффективным расходам бюджетных средств в сумме 4,5 млн. рублей.

В нарушение постановления администрации Балаковского муниципального района "Об оптимизации бюджетных расходов" в части сокращения штатной численности органов местного самоуправления и муниципальных учреждений, вместо сокращения штатной численности на 15 % наблюдается ее увеличение на 9 %.

В МКУ "Муниципал" Балаковского муниципального района были установлены нарушения на сумму 4,0 млн. рублей.

Уставом МКУ "Муниципал" определено, что учреждение образовано в целях организационно-технического, транспортного и административно-хозяйственного обеспечения деятельности органов местного самоуправления Балаковского муниципального района. Фактически в проверяемом периоде учреждение осуществляло обеспечение деятельности только Собрания Балаковского муниципального района. Однако в структуру Собрания, в том числе, входят управления, осуществляющие функции, аналогичные возложенным на МКУ "Муниципал". По сути МКУ "Муниципал" частично дублирует функции Собрания Балаковского муниципального района, а частично МКУ "Транспортно-хозяйственное управление".

В штатное расписание МКУ "Муниципал" были введены штатные единицы (помощники депутатов), которые согласно муниципальным нормативным правовым актам, должны значиться в аппарате Собрания депутатов. Денежные средства, направленные на заработную плату данных сотрудников в сумме 2,63 млн. рублей израсходованы с нарушением законодательства.

Также установлены следующие нарушения по оплате труда: завышения разрядов водителей, вследствие чего излишние расходы на оплату труда составили 1,12 млн. рублей; работнику, недобросовестно выполнявшему свои трудовые обязанности и получившему выговор, выплачивалась премия; директор учреждения самостоятельно поощрял себя премиями, несмотря на то, что работодателем для него является глава района.

В нарушение постановления администрации Балаковского муниципального района "Об оптимизации бюджетных расходов" в части сокращения штатной численности органов местного самоуправления и муниципальных учреждений, вместо сокращения штатной численности на 15 % наблюдается ее увеличение на 2 %.

По итогам проверки Счетной палатой МКУ "Муниципал" Блаковского муниципального района, по выявленным фактам искажения бухгалтерской отчетности, межрайонной ИФНС России № 2 по Саратовской области, был составлен административный протокол в отношении руководителя учреждения.


Основными мерами, принимаемыми Счетной палатой при выявлении нарушений, являются:

- направление представлений и предписаний в адрес проверяемой организации; информационных писем в адрес Губернатора и председателя областной Думы с указанием выявленных нарушений и недостатков, а также предложений их устранения;

- направление материалов проверок в адрес прокуратуры и других правоохранительных и надзорных органов для принятия мер прокурорского и иного реагирования в соответствии с действующим законодательством.



  1. следующая страница >>