Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа коррекционной работы 1 298.12kb.
Месяц Направления работы 1 31.49kb.
Особенности развития игровой деятельности детей 1 181.3kb.
Лабораторная работа №2 Пакеты прикладных программ 1 267.69kb.
Лабораторная работа №2 «Особенности работы со справочником Контрагенты» 1 31.36kb.
Конспект №1. Тема : Следствия падения редуцированных гласных: изменения... 1 265.75kb.
2. Организация режима пребывания детей в доу режим работы мдоу «Детского... 3 505.52kb.
Особенности телесного опыта у детей с онкологическими заболеваниями 1 85.38kb.
Возрастные особенности учебной деятельности детей среднего школьного... 1 50.94kb.
Занятие по окружающему миру на тему: «Путешествие по заповедникам... 1 50.34kb.
Семинар для классных руководителей «Роль семьи в профилактике наркомании... 1 92.26kb.
На третьей Всероссийской конференции мксо РФ по теме 1 81.65kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией - страница №1/3

Выступление

на районном методическом объединении учителей – логопедов

тема: «Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией»

Составила учитель – логопед

МБОУ «Начальная школа –

детский сад М.Монтессори»

Переславцева С.Н.

п. Октябрьский, 2012 г

1. Понятие о дизартрии, её патологические особенности.

2. Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией.

3. Специфика нарушений в произношении звуков раннего онтогенеза у детей с дизартрией

4. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей с дизартрией

1. (Слайд 2) Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Дизартрия является следствием органического поражения центральной нервной системы, при котором расстраивается двигательный механизм речи. При дизартрии нарушено не программирование речевого высказывания, а моторная реализация речи.

(Слайд 3) Классификации дизартрии:


  1. По степени выраженности:

    • анартрия - полная невозможность произносительной стороны речи

    • дизартрия (выраженная) - ребенок пользуется устной речью, но она нечленораздельная, малопонятная, грубо нарушено звукопроизношение а также дыхание, голос, интонационная выразительность

    • стертая дизартрия - все симптомы (неврологические, психологические, речевые) выражены в стертой форме. Стертую дизартрию можно спутать с дислалией.

Термин «стертая» дизартрия впервые был предложен О.А. Токаревой, которая также характеризует проявления «стертой дизартрии»: как легкие (стертые) проявления «псевдобульбарной дизартрии», которые отличаются особой трудностью их преодоления. По мнению автора, обычно эти дети большинство звуков изолированно могут произносить правильно, но в речевом потоке их слабо автоматизируют и недостаточно дифференцируют. Было отмечено, что артикуляционные движения у этих детей могут нарушаться своеобразно: ограничения движений языка и губ, наблюдается неточность движений и недостаточность их силы. Вялость и приблизительность движений характерны для одних случаев, а в других – неточность движений объясняется гиперкинезами языка.

(Слайд 4) У детей с дизартрией выявляются следующие патологические особенности в артикуляционном аппарате.



Паретичностъ (вялость) мышц органов артикуляции: у таких детей лицо гипомимично, мышцы лица при пальпации вялые; позу закрытого рта многие дети не удерживают, т.к. нижняя челюсть не фиксируется в приподнятом состоянии из-за слабости жевательной мускулатуры; губы вялые, углы их опущены; во время речи губы остаются вялыми и необходимой лабиализации звуков не производится, что ухудшает просодическую сторону речи. Язык при паретической симптоматике тонкий, находится на дне полости рта, вялый, кончик языка малоактивный. При функциональных нагрузках (артикуляционных упражнениях) мышечная слабость увеличивается.

Спастичность (напряженность) мышц органов артикуляции проявляется в следующем. Лицо детей амимичное. Мышцы лица при пальпации твердые, напряженные. Губы у такого ребенка постоянно находятся в полуулыбке: верхняя губа прижимается к деснам. Во время речи губы не принимают участие в артикуляции звуков. Многие дети, у которых отмечается подобная симптоматика, не умеют выполнять артикуляционное упражнение «трубочка», т.е. вытянуть губы вперед и др.

Язык при спастическом симптоме чаще изменен по форме: толстый, без выраженного кончика, малоподвижный.



Гиперкинезы при стертой дизартрии проявляются в виде дрожания, то есть тремора языка и голосовых складок. Тремор языка проявляется при функциональных пробах и нагрузках. Например, при задании удержать широкий язык на нижней губе под счет 5–10, язык не может сохранить состояние покоя и появляется дрожание и легкий цианоз (т.е. посинение кончика языка), а в некоторых случаях язык крайне беспокойный (по языку прокатываются волны в продольном или в поперечном направлении). В этом случае ребенок не удерживает язык вне полости рта.

Гиперкинезы языка чаще сочетаются с повышенным тонусом мышц артикуляционного аппарата. Нередко имеет место смешанный характер и вариабельность нарушений мышечного тонуса в артикуляционном аппарате (например, в лицевой и губной мускулатуре может быть выражена гипотония, а в язычной — спастичность). Отмечается наличие или отсутствие гипомимии, асимметрии лица, сглаженности носогубных складок, синкинезий, гиперкинезов лицевой и язычной мускулатуры, тремора языка, девиации (отклонения) языка в сторону, гиперсаливации.



Апраксия при стертой дизартрии проявляется в невозможности выполнения каких-либо произвольных движений руками и органами артикуляции, т.е. апраксия присутствует на всех моторных уровнях. В артикуляционном аппарате апраксия проявляется в невозможности выполнения определенных движений или при переключении одного движения на другое. Можно наблюдать кинетическую апраксию, когда ребенок не может плавно переходить от одного движения к другому. У других детей отмечается кинестетическая апраксия, когда ребенок производит хаотические движения, «нащупывая» нужную артикуляционную позу.

Девиация, т.е. отклонения языка от средней линии, проявляются также при артикуляционных пробах, при функциональных нагрузках. Девиация языка сочетается с асимметрией губ при улыбке со сглаженностью носогубной складки.

Гиперсаливация, т.е. повышенное слюноотделение определяется лишь во время речи. Дети не справляются с саливацией, не сглатывают слюну, при этом страдает произносительная сторона речи и просодика.

При обследовании моторной функции артикуляционного аппарата у некоторых детей со стертой дизартрией отмечается возможность выполнения всех артикуляционных проб, т.е. дети по заданию выполняют все артикуляционные движения, например, могут надуть щеки, пощелкать языком, улыбнуться, вытянуть губы и т.д. При анализе же качества выполнения этих движений отмечается: смазанность, нечеткость артикуляций, слабость напряжения мышц, аритмичность, снижение амплитуды движений, кратковременность удерживания определенной позы, снижение объема движений, быстрая утомляемость мышц и др. Таким образом, при функциональных нагрузках качество артикуляционных движений резко падает. Это и приводит во время речи к искажению звуков, смешению их и ухудшению в целом просодической стороны речи.

Таким образом, ребенка, имеющего дизартрию, выдает «диагноз на лице», который виден визуально, без специального обследования. Прежде всего

это маловыразительная мимика,

лицо амимично,

наблюдается сглаженность носогубных складок,

рот часто приоткрыт из-за пареза круговой мышцы.

Возможна асимметрия лица, черепа, рта, глазных щелей.

Наблюдается дискоординация общей моторики, ручного и орального праксиса, в результате — смазанность произношения, трудности при рисовании, письме, при овладении культурно-гигиеническими навыками: долго едят, неопрятны, с трудом застегивают пуговицы, шнуруют обувь.

Их характеризуют быстрая утомляемость, истощаемость нервной системы, низкая работоспособность, нарушение внимания и памяти.

Характер речевых расстройств находится в тесной зависимости от состояния нервно-мышечного аппарата органов артикуляции. Фонетические нарушения у них обусловлены паретическими явлениями в отдельных группах мышц артикуляционного аппарата. В результате у большинства детей преобладает межзубное, боковое произношение свистящих и шипящих в сочетании с горловым произношением звука р. Спастическое напряжение средней спинки языка делает всю речь ребенка смягченной. При спастичности голосовых связок наблюдается дефект озвончения, а при их паретичности — дефект оглушения. Шипящие звуки при дизартрической симптоматике формируются в более простом нижнем варианте произношения. Могут наблюдаться не только фонетические, но и дыхательные, просодические нарушения речи. Ребенок говорит на вдохе.


  1. Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией.


Основная цель логопедической работы с детьми с дизартрическими расстройствами – улучшение разборчивости речевого высказывания, для того, чтобы обеспечить ребенку лучшее понимание его речи окружающими.

Для повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса, всю работу с такими детьми, необходимо проводить комплексно, на фоне активного медикаментозного и психотерапевтического лечения.

(5 слайд) Задачи, которые решаются на занятиях по коррекции произношения звуков у детей с дизартрией направлены на:


  • уменьшение степени проявления двигательных дефектов речевого аппарата – спастического пореза, гиперкинезов, атаксии (в более легких случаях – нормализировать тонус мышц и моторики артикуляционного аппарата);

  • развитие речевого дыхания и голоса; формирование силы, продолжительности, звонкости, управляемости голосом в речевом потоке; выработке синхронности голоса, дыхания и артикуляции;

  • нормализации просодической системы речи;

  • формирования артикуляционного праксиса на этапе постановки, автоматизации и дифференциации звуков, т.е. индивидуальный подбор и непрерывное, постоянное выполнение артикуляционных упражнений во время всего коррекционного периода;

  • развитие фонематического восприятия и звуковой анализ;

  • нормализация лексико-грамматических навыков экспрессивной речи (при смешанном, сложном речевом расстройстве, проявляющемся в нарушении всех компонентов речи) в отличии от детей с ОНР при дислалии, у детей с ОНР при дизартрии данный процесс протекает более сложно и требует постоянных упражнений в каждом виде словообразования;

  • развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, коррекция нарушения мелкой моторики.

Система логопедического воздействия при дизартрии имеет комплексный характер. Спецификой работы является сочетание с дифференцированным артикуляционным массажем и гимнастикой, логопедической ритмикой, лечебной физкультурой, физиотерапией и медикаментозным лечением.

( 6 слайд ) При проведении коррекционно-логопедической работы с детьми с дизартрией целесообразно использовать следующие методы логопедического воздействия:



  • логопедическую и фонетическую ритмику;

  • дифференцированный логопедический массаж: зондовый, точечный, мануальный, щеточный массаж;

  • пассивная и активная артикуляционная гимнастика;

  • дыхательные и голосовые упражнения;

  • искусственная локальная контрастотермия (сочетание гипо- и гипертермии).

При коррекции нарушений звукопроизношения используется принцип индивидуального подхода.


(слайд 7) Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией..


  • Выявляются компенсаторные возможности ребенка, т.е. сохранные артикуляционные движения, звуки, слоги и слова, которые произносятся правильно.

  • значительно более длительные сроки отработки каждого звука

  • соблюдение определенной последовательности в работе над звуками. Последовательность работы над звуками определяется степенью доступности звуков для произношения (легкость артикуляции) и постепенностью перехода от меньших произносительных трудностей к большим. В ряде случаев не стоит придерживаться традиционного порядка, рекомендующего постановку с нарушенных свистящих звуков. Работая по коррекции звукопроизношения при дизартрии, целесообразно вызывать ту группу звуков, артикуляционный уклад которых «созрел» прежде всего. У многих детей с речедвигательными расстройствами сначала лучше осуществляется постановка и дальнейшая автоматизация более «сложных» звуков, например шипящих или сонорных. При этом свистящие звуки будут корригироваться позже, после «созревания» дорсальной позиции, являющейся часто для детей с дизартрией одной из самых трудных.

  • При формировании артикуляционного праксиса на этапах постановки, автоматизации и дифференциации звуков, необходимо развитие или уточнение фонематических процессов .

  • Логопед использует классические приемы постановки звуков (по подражанию, механическим, смешанным способами). Время и способы постановки звуков выбираются индивидуально. В некоторых случаях достаточно только «уточнить» отрабатываемый звук.

Одним из приемов постановки звуков при дизартрии является метод фонетической локализации. У ребенка вызывается «аналог» звука, не совпадающий полностью по своим акустическим и артикуляционным признакам с эталоном правильной речи, но вместе с тем четко противопоставленный всем остальным звукам речи. Приближенное произношение звука является для ребенка с речедвигательным расстройством определенной ступенью на пути к овладению нормальной артикуляцией. При этом овладение аналогом звука достаточно для того, чтобы ребенок мог оперировать им во время работы по развитию фонематических представлений и навыков звукового анализа (Г.В. Чиркина).
Трудности в работе учителя – логопеда при коррекции нарушений в звукопроизношении у детей с дизартрией


  1. Часто в практике логопеды сталкиваются с тем, что изолированно дети произносят все звуки правильно, но в потоке речи звуки теряют свои дифференцированные признаки, произносятся искаженно. Нужно уделять тщательное внимание автоматизации звуков в лексическом материале разной сложности. Сначала автоматизация осуществляется в слогах разной структуры (где все звуки произносятся утрированно), далее — в словах разной слоговой структуры, где закрепляемый звук находится в разных позициях (в начале, в конце, в середине). Затем звуки автоматизируют в предложениях, насыщенных контрольным звуком. Очень важно, чтобы из лексического материала были исключены звуки, которые у ребенка произносятся искаженно или еще не закреплены. Весь лексический материал, предлагаемый для автоматизации, должен быть семантически доступен ребенку.

  2. Нередко логопеды сталкиваются с ситуацией, когда ребенок при контакте с логопедом в условиях кабинета демонстрирует в речи приобретенные навыки. Но при смене обстановки, в присутствии других лиц навык, казавшийся прочным, исчезает, ребенок возвращается к прежнему стереотипному (искаженному) произношению. Для выработки коммуникативных навыков необходима активная позиция ребенка, его мотивация к улучшению речи и, конечно, длительная логопедическая работа.



  1. Специфика нарушений в произношении звуков раннего онтогенеза у детей с дизартрией


Исправление недостатков звукопроизношения - одна из важнейших задач педагога. Ребенок должен научиться, правильно произносить все звуки родного языка. В последнее время появляется все больше детей, у которых нарушено произнесение не только свистящих, шипящих или соноров, но более простых звуков, таких, как Д, Т, Н, Ф, В и др.(т.е.звуков раннего онтогенеза).

(8 слайд) Усвоение звуковой стороны речи


(по А.Н.Гвоздеву)

а) звуки «раннего онтогенеза» (онтогенез—значит индивидуальное развитие организма ребенка): гласные [а], [о], [у], [и]; согласные [м], [б], [г], [к], [дь], [ть] [пь],[ль),(хь] [сь];(1год, 8 мес), [д], [н], [т] (1г10мес-2 года), [с], [п], [в] (2 г – 2г. 8.мес)


б) звуки «среднего онтогенеза»: гласный [ы]; дифференциация по мягкости и твердости усвоенных согласных; [л']; озвончение всех согласных;
в) звуки «позднего онтогенеза»: [р], [ш], [ж], [щ] (которые требуют поднятия передней части языка), [л], [ц].
(9 слайд) Характеристика согласных звуков раннего онтогенеза


[Б], [бь],(звонкие), [п],[пь] (глухие) – ротовые, шумные, смычные, губно - губные

[Д],[дь],(звонкие),[т],[ть], (глухие) - ротовые, шумные, смычные, язычно - зубные

[Г],[к] (язычно – задненёбные), [гь],[кь] (язычно – средненёбные) - ротовые, шумные, смычные.

[В],[вь] (звонкие),[ф],[фь] (глухие) – ротовые, шумовые, щелевые, губно – зубные

[М],[мь](губно – губные),[н],[нь] (язычно – зубные) – носовые, соноры, смычно – проходные,

Приведенное деление звуков речи одновременно содержит указание и на возраст ребенка, когда ему становятся доступными определенные артикуляции. В соответствии с указанным делением намечаются звуковые упражнения для детей разных возрастов.

Рассмотрим, каким образом патологические особенности в артикуляционном аппарате у детей – дизартриков влияют на появление звуков раннего онтогенеза (на примере 4 форм дизартрии):


Дизартрия

Клинические проявления (синдромы фонетических расстройств и вторичной системной недостаточности)

Патогенез

Бульбарная

Гласные и звонкие согласные оглушены (Б-П, Д-Т и др.) Тембр речи изменен по типу открытой гнусавости (Б-М, Д-Н и др.). Артикуляция гласных приближена к нейтральному звуку э. Артикуляция согласных упрощена; смычные и Р заменяются щелевыми (П-Ф, Т-С). Упрощается характер щели у щелевых; в речи доминируют глухие плоскощелевые звуки.

Грубо искажается произношение всех губных звуков по типу их приближения к единому глухому щелевому губно-губному звуку. Все смычные согласные также приближаются к щелевым, а переднеязычные - к единому глухому плоскощелевому звуку, звонкие согласные оглушаются. Эти нарушения произношения сопровождаются назализацией.




Избирательные вялые (право-, лево или двусторонние) параличи мышц языка, губ, мягкого неба, гортани, глотки; дыхательных мышц и поднимающих нижнюю челюсть. Наблюдается их атрофия и атония (язык вялый, дряблый); снижены или отсутствуют глоточный и нижнечелюстной рефлексы. Отмечаются расстройства непроизвольных движений в соответствующих группах мышц

Псевдобульбарная

Характерны пирамидные спастические параличи мышц речевого аппарата. Мышечных атрофии нет. Гипертрофия мышц {язык напряжен, отодвинут кзади), глоточный и нижнечелюстной рефлексы усилены. Нередки насильственный смех и плач. Параличи всегда двусторонние, но возможно их преобладание с одной стороны, во-первых, произвольные движения и, во-вторых, сами тонкие движения кончиком языка

Тембр речи изменен по типу закрытой гнусавости, особенно гнус Смычные согласные и р заменяются на щелевые (п-ф, т-с), щелевые согласные преобразуются в плоскощелевые, авы гласные заднего ряда (у, о)

Страдает произношение смычных губных звуков, требующих достаточных мышечных усилий, особенно двугубых (п, б, м)



Корковая апраксическая премоторная

Кинетическая артикуляторная
апраксия

Темп речи замедляется, появляются персеверации (перестановки) и замены щелевых согласных в составе слога на смычные, звонких — на глухие, мягких — на твердые. Стечения согласных упрощаются за счет пропусков; аффрикаты расщепляются на составные звуки. Замедленное произнесение переднеязычных звуков, слов с этими звуками

Стёртая форма дизартрии

Проявляется в ограничении подвижности языка (в стороны, вверх, вниз, вперед), пассивности кончика языка, напряженности спинки языка, слабости половины языка, беспокойстве языка в заданной позе, повышенном слюнотечении, недифференцированности движений кончика языка.

В основе нарушения артикуляции при этом расстройстве могут лежать легкие остаточные нарушения иннервации мышц артикуляционного аппарата, которые выявляются только при углубленном неврологическом исследовании.



Нарушения звукопроизношения: отсутствие, замены, искажения звуков. Для таких детей характерно упрощение артикуляции, т. е. замена сложных звуков более простыми по артикуляционно-акустическим признакам. Среди искажений наиболее часто встречается боковое произнесение шипящих, свистящих, переднеязычных звуков, смягчение звуков .

Итак, логопедическая работа с детьми – дизартриками должна базироваться прежде всего на знании структуры речевого дефекта при разных формах дизартрии, механизмов нарушения общей и речевой моторики, учете индивидуальных особенностей детей.
следующая страница >>