Особенный житель в городе букв. Звук [ш], буква «ш». Строчная буква ш Задача: Познакомить с буквой «ш», со звуком [ш ], с его особен - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
1. нормы произношения современного русского литературного языка задание... 1 247.5kb.
Фонетический анализ предполагает слогоделение слова и характеристику... 1 139.05kb.
Учебник: Природа и экология Красноярского края. Г. В. Раицкая, С. 1 67.53kb.
Урок Тема: «Возрождение в Венеции» 1 24.31kb.
Начальная буква фамилии студента 1 37.26kb.
Понятие об артикуляции. Речевой аппарат, его устройство и функции... 1 30.94kb.
Дидактические материалы к учебному занятию 1 60.1kb.
Звукотип и звук речи 1 213.69kb.
Храм Святой Софии Премудрости Божией в Киеве 1 79.22kb.
«Агропромышленный комплекс России. Его состав и значение. Растениеводство» 1 91.01kb.
Лекция в русском языке есть доминанты и ключевые слова. Доминанта 1 151.22kb.
Проект Формирование культуры здоровья обучающихся на уроках информатики... 1 123.5kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Особенный житель в городе букв. Звук [ш], буква «ш». Строчная буква ш Задача: Познакомить - страница №1/1

Формирование организационных умений на уроках обучения грамоте в 1 классе

Мастер-класс в 1 классе по обучению грамоте по букварю Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой (УМК «Школа 2100»

Тема: Особенный житель в городе букв. Звук [ш], буква «ш». Строчная буква ш

Задача: Познакомить с буквой «ш», со звуком [ш ], с его особенностями, с ролью звука и буквы в русском языке

Цели: Формировать умение выделять звук [Ш] в речи, умение слышать и слушать

Развивать фонематический слух, технику чтения при работе со словами с буквой «Ш»

Воспитывать культуру поведения при работе в группах

Оборудование: мультимедийная презентация, предметные картинки, модели звуков, касса букв и слогов, образцы печатных букв «Ш» и «ш»

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Оргмомент

II. Создание проблемной ситуации, формулирование учебной проблемы

III. Выдвижение версий

IV. Актуализация имеющихся знаний


V.Составление плана решения учебной проблемы

VI. Поиск решения проблемы - открытие нового знания

VII. Выражение решения проблемы и применение нового знания на практике

IX. Подведение итогов. Рефлексия. Самооценка.


Долгожданный дан звонок,

Начинается урок!

- Если я произнесу слово, начинающееся с гласного звука, сядут девочки. С согласного – мальчики.

- Умницы!

- Молодцы!
1.побуждающий диалог - постановка проблемы

На доске неоформленная схема-человечек






!


- Посмотрите, с кем мы сегодня будем работать. Как вы думаете, какой у нас сегодня урок: повторения изученного или урок «открытия» новых знаний? Почему?

- Что же мы сегодня будем «открывать»?

- Что необычного заметили у схемы-человечка?

-Ребята, этим знаком схема-человечек хочет вас предупредить, что он представляет особенный, необычный звук, который отличается от других изученных вами звуков. Какой у вас возникает вопрос?

-Чем новый звук отличается от других звуков?

Вот это нам предстоит сегодня открыть?

2. проведение звуковой разминки
- Какой звук будем «открывать» узнаете из языковой разминки.

-Вспомните, какой звук издаёт змея?

-Как шумит чайник при кипении?

- Как шуршат осенние листья под ногами?

-А теперь давайте пошуршим все вместе: Ш-ш-ш

3. подведение к формулированию темы

- Проживает ли такой звук в нашем «городе букв»?

(На доске висит проект «Город букв»)

- Сформулируйте тему нашего урока

- Каковы задачи нашего урока? Чему вы должны научиться?

(Прикрепляет кружочки разного цвета на доске на каждую задачу урока)




-В каком районе (гласных или согласных) будет проживать этот звук?

-Может быть, кто-то из вас уже догадался, почему же этот звук особенный, чем он отличается от других звуков?

- Тогда давайте решать эту проблему


1. побуждающий диалог

- Нам нужно всё узнать про этот звук. Раз он согласный, что мы можем про него узнать?

-Давайте узнаем, какой он, звонкий или глухой?

-Какой он, звонкий или глухой?

Надевает шляпу на схему-человечка

-Как узнать, бывает ли он твёрдым или мягким?

-Сначала определите, какое место занимает этот звук в словах?

1.

Предлагает взять картинки из конверта с изображением шара, машины, камыша.



2. руководство групповой работой

- Составьте звуковые схемы этих слов


- Ответственные дети в группах дайте характеристику нового звука.


- Какое слово повторялось в характеристике нового звука?

Закрашивает ножку человечка синим цветом



3. побуждающий диалог

- Может быть, в других словах этот звук произносится мягко? Послушайте стихотворение, а самые внимательные запомнят все слова со звуком [ш] и послушают, как он произносится, твёрдо или мягко?

-Назовите слова с новым звуком. Какой он?

3. подведение к формулированию вывода

- Сделайте вывод: может ли звук [ш] быть мягким?

Закрашивает вторую ножку синим цветом
- Посмотрите на схему нашего звука, сравните с другими схемами и скажите, чем же отличается новый звук от других звуков нашего города?

3.знакомство с буквой

- А какой значок нам поможет увидеть звук [ш] ?


- Что напоминает вам эта буква?

Ах, табуретка хороша!

Перевернул – и буква Ш
Шура сено ворошил,

Вилы в сене позабыл


- На какой улице мы поселим нашего нового жителя в «городе букв»?

- Откройте букварь на стр. 82 и проверьте, рассмотрев схемы человечков, правильно ли мы сделали? С какими буквами держится за руку буква Ш?

-Решили мы с вами первую задачу?

Убирает один кружок




1. анализ с учащимися написания строчной буквы ш

- Почему в букваре в левом уголке написано две буквы ш?



-Наша задача – научиться писать строчную букву ш. Из каких элементов состоит буква ш строчная? Есть ли новые элементы?

-Я напишу эту букву под счёт: раз-и, два-и, три-и

- Попробуйте указательным пальцем написать эту букву на ладони под мой счёт

-Возьмите зелёную ручку. Пишем все вместе под счёт. Приготовились: раз-и… Меняем ручку. Пишем синим цветом

-Красивые у вас получились островки? Похвалитесь соседу.

2.физминутка для глаз лазерной указкой

3. письмо буквы ш лазерной указкой с написанием лишнего элемента на доске

- Что вы заметили?


4. Обведение буквы ш в словах

- Прочитайте и обведите зелёным цветом в словах только букву ш. Возьмите синюю ручку и соедините ш со следующей буквой и обведите их. Что получилось?

-Вы научились писать новую букву? Вы справились с этой задачей? Без ошибок и затруднений? Вам нужна была помощь? Каким знаком вы себя наградите? Нарисуйте себе этот знак.

Убирает второй кружок, обозначающий задачу


5.Физминутка

Под ногами листопад,

Листья желтые лежат,

Листья жёлтые летят,

А под листьями шуршат

Шурш, шуршиха и шуршонок-

Папа, мама и листёнок
6. организация работы по чтению и анализу слогов

- Какие слоги со звуком [ш] в стихах повторялись?

- Ваша задача – научиться читать слоги с новой буквой. Подготовьтесь прочитать слоги, используя синий цвет.

-Прочитайте слоги, которые начинаются с гласного звука

-Прочитайте слоги, которые начинаются с согласного твёрдого звука
-Прочитайте слоги хором с вопросительной интонацией

- Дополните до слова:



Шу-?
7.организация чтения и анализа слов с буквой Ш
-Очень много слов на букву Ш в вашем любимом букваре.

-Подготовьтесь к чтению 6-го столбика, работая красным карандашом


- Прочитайте слово, называющее фрукт

-Называющее насекомое

- Вкусный испеченный предмет

-Жилище


-Слова, с двумя гласными

-Слово-перевертыш

-Какая последняя задача стояла перед нами на уроке?
-Вы справились с этой задачей?

Убирает последний кружок, обозначающий задачу урока




- У кого были затруднения? Какие?

- Дайте эмоциональную оценку своей работе на уроке.

- Нарисуйте эту оценку в своих еженедельниках


Приветствие учителя, самоорганизация

Садятся девочки.

Садятся мальчики.
1.диалог с учителем
- Урок «открытия» новых знаний, так как схема не раскрашена, нет на ней буквы
- Новый звук и новую букву.

- Восклицательный знак.



2.проговаривание звуков

-Ш-ш-ш



3.формулирование темы

- Нет
- Звук [ш], буква ш

- Узнать всё про новый звук, новую букву. Научиться писать новую строчную букву ш. Научиться читать слоги и слова с буквой ш

- В районе согласных


Выдвигают версии


1.диалог с учителем

- Мягкий он или твёрдый, звонкий или глухой?

- Он глухой
- Послушать, как он звучит в словах.

1. определение места звука в словах, работа в группах

1 группа выбирает картинки с предметами, в названии которых звук [ш] стоит в начале слова
2 группа – в названии которых этот звук стоит в конце слова
3 группа – в середине слова

2. работа в группах, индивидуальная работа

Составляют звуковые схемы выбранных слов

Один ученик у доски составляет схему слова «шишка»
Ответственные дети характеризуют новый звук

-Звук [ш] – твёрдый

-Твёрдый

3.Прослушивание стихотворения

Слушают стихотворение, которое читает ученица


Шуба, шапка, шляпа, шар,

Шли однажды на базар.

Шли пешком, неспешно шли,

И шалаш в лесу нашли

Посмотрели на шалаш:

Был ничей, а будет наш.


- Звук [ш] всегда твёрдый

-Буква Ш
Предположения учащихся

- В районе согласных, на улице глухих

- С буквами, которые обозначают глухие звуки

-Да

1. анализ строчной буквы ш

-Потому что одна – печатная, другая- письменная

-Из коротких палочек с закруглением вправо внизу
Пишут на ладони
Пишут в тетради

Водят глазами за указкой

- Лишний элемент

-Обводят буквы


- Слоги

Рисуют себе знак-награду:






6.чтение и анализ слогов

1. чтение слогов про себя, выделяя согласные твёрдые звуки


2. Чтение слогов вслух

3.Чтение слогов хором

4.Участие в игре «Доскажи словечко»

7.чтение и анализ слов

чтение слов, выделяя гласные звуки


чтение слов вслух

- груша


-мошка

-пышка


-шалаш

Читают все слова

-шалаш

-Научиться читать слоги и слова с новой буквой


-Да

Рассказывают о своих затруднениях



Показывают сигналы



Учитель начальных классов МОУ СОШ №2 г. Пугачёва

Измайлова Марьям Рахимжановна