Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Основная образовательная программа начального общего образования... 8 2015.26kb.
Основная образовательная программа начального общего образования... 22 6185.78kb.
Основная образовательная программа начального общего образования... 8 1515.67kb.
Основная образовательная программа начального общего образования... 11 4187.39kb.
Основная общеобразовательная программа начального общего образования... 30 6596.42kb.
Основная образовательная программа начального общего образования... 20 4545.91kb.
Основная образовательная программа начального общего образования... 18 5161.75kb.
Основная образовательная программа начального общего образования... 9 3011.52kb.
Основная образовательная программа начального общего образования... 11 4456.64kb.
Основная образовательная программа начального общего образования... 13 7327.87kb.
Образовательная программа муниципального общеобразовательного учреждения 9 1537.07kb.
Безопасность в туризме 1 155.91kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного - страница №1/28





Российская Федерация

Министерство образования Московской области

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3

г.Озёры Московской области.

СОГЛАСОВАНО

Председатель Управляющего совета МБОУ школы №3

_______/О.А.Савина/

31. 08. 2012 г.



УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ СОШ № 3

______ /А.И. Чумичева/

01. 09. 2012 г.











Основная образовательная программа

начального общего образования

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной

школы № 3

г. Озёры Московской области.

2012 год


ОГЛАВЛЕНИЕ

1.Пояснительная записка.

1.1.Введение С. 3

1.2.Цели и задачи реализации ООП НОО, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта к результатам образования. С. 4

1.3. Принципы и подходы к формированию ООП НОО. С.6

1.4. Общая характеристика ООП НОО. С.8

1.5. Состав участников образовательного процесса муниципальной общеобразовательной средней образовательной школы №3. С.10

1.6. Общая структура ООП НОО МБОУ СОШ №3. С.14

2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования. С.15

2.1. Формирование универсальных учебных действий. С. 17

2.2. Чтение. Работа с текстом. С.21

2.3. Формирование ИКТ-компетентности обучающихся. С.29

2.4. Русский язык. С.31

2.5. Литературное чтение. С.34

2.6. Иностранный язык (английский). С.36

2.7. Математика. С. 39

2.8. Окружающий мир. С.41

2.9. Музыка. С.43

2.10. Изобразительное искусство. С.46

2.11. Технология. С.47

2.12. Физическая культура. С.47

2.13. Основы духовно-нравственной культуры народов России. С.48
3. Учебный план начального общего образования МБОУ СОШ №3. С.48

4. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования……………с.57

4.1. Ценностные ориентиры содержания образования на ступени начального общего образования. 58

4.2. Связь личностных и метапредметных результатов (универсальных учебных действий) с содержанием учебных предметов, технологиями и формами работы. 59

4.2.1. Роль учебных предметов в формировании личностных и метапредметных результатов. 61

4.2.2. Роль образовательных технологий деятельностного типа в формировании личностных и метапредметных результатов.64

4.2.3. Роль внеурочной деятельности в формировании личностных результатов. 66

4.2 .4. Роль проектов и жизненных задач в формировании личностных и метапредметных результатов.66

4.3. Личностные результаты и универсальные учебные действия обучающихся в Федеральном государственном образовательном стандарте и Образовательной системе «Школа России», «Перспектива».67

4.4. Характеристика личностных и метапредметных результатов образовательного процесса на разных этапах обучения в начальной школе и типовые задания для их формирования. 78

4.4.1. Личностные результаты. 81

4.4.2. Типовые задания, нацеленные на личностные результаты. 86

4.4.3. Регулятивные универсальные учебные действия. 88

4.4.4. Типовые задания, нацеленные на регулятивные универсальные учебные действия. 90

4.4.5. Познавательные универсальные учебные действия (в том числе чтение и работа с информацией). 92

4.4.6. Типовые задания, нацеленные на развитие познавательных универсальных учебных действий.96

4.4.7. Коммуникативные универсальные учебные действия


(в том числе чтение и работа с информацией).97

4.4.8. Типовые задания, нацеленные на коммуникативные универсальные учебные действия. 98

4.5. Мониторинг сформированности личностных результатов и универсальных учебных действий. 99

4.5.1. Инструментарий для оценки новых образовательных результатов. 100

4.5.2. Алгоритм деятельности учителя по формированию новых образовательных результатов. 101

4.6. Преемственность программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию.101


5. Программы отдельных учебных предметов, курсов. С.103

5.1. Общие положения.103

5.2. Основное содержание учебных предметов на ступени начального общего образования.104

5.2.1. Русский язык 108

5.2.2. Литературное чтение 123

5.2.3. Иностранный язык 134

5.2.4. Математика 140

5.2.5. Окружающий мир 159

5.2.6. Основы духовно – нравственной культуры народов России 171

5.2.7. Изобразительное искусство 177

5.2.8. Музыка 196

5.2.9. Технология 202

5.2.10. Физическая культура 206
6. Программа духовно-нравственного развития и воспитания на ступени начального образования. С.216
6.1.. Цель и задачи духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. 216

6.2. Ценностные установки духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся. 218

6.3. Основные направления и ценностные основы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. 219

6.4. Содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. 223

6.5. Совместная деятельность образовательного учреждения,

семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся. 231

6.6. Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. 233
7. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. С.236

7.1. Модель организации работы МБОУ СОШ №3 по формированию у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни. 238

7. 2. Структура системной работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования. 239

8.Программа коррекционной работы (при организации обучения и воспитания в образовательном учреждении детей с ограниченными возможностями здоровья). С.243

9. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. С. 246

9.1. Действия ОУ по созданию системы оценки достижения планируемых результатов. 251

9.2. Краткое описание системы оценки результатов ФГОС в ОС «Школа России», «Перспектива». 253

9.3. Этапы и уровни использования системы оценки образовательных результатов, требуемых ФГОС, в ОС «Школа России», «Перспектива».258



9.4. Итоговая оценка выпускника и её использование при переходе от начального к основному общему образованию. 260

10.Программа внеурочной деятельности МБОУ СОШ №3. С.269.
1. Пояснительная записка.
1.1 Введение

Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №3 разработана педагогическим коллективом на основе ст.14,15 Закона РФ «Об образовании»,

в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373 и приказом №1241 от 26 ноября 2010г. ), на основе «Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения», Программы развития образовательного учреждения, публичного отчета, с учетом возможностей УМК «Перспектива» и «Школа России», реализующих фундаментальное ядро содержания современного общего начального образования (базовые национальные ценности, программные элементы научного знания, УУД),

с особенностями образовательного учреждения с привлечением органов самоуправления, а также с учетом образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса, отраженных в концепции развития школы на 2011- 2015гг.

Программа разработана членами Совета и членами рабочей группы по введению ФГОС НОО МБОУ СОШ № 3:


  • Пояснительная записка – Захарова М.М, Парашутина С.В.;

  • Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образованияВалкина Г.П., Федотенко Л.В.;

  • Учебный план начального общего образования – Чумичева А.И., Грызина Н.П., Захарова М.М.;

  • Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования – Воронова Н.Е.,Шутикова С.С;

  • Программы отдельных учебных предметов, курсов – Айдарова Т.Е., Прозорова В.В., Волкова И.Л., Телелясова А.В., Муромская Т.И.,Королькова Е А., Егорова Н.Б.,Ерофеева О.М.;

  • Программа духовно-нравственного развития и воспитания на ступени начального образования – Афанасова Л.В., Лобачева Г.В, Сазонова Г.А., Лучинова Л.В.;

  • Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни- Чечетов С.Н., Тимченко М.М., Кухтенкова И.Е.;

  • Программа коррекционной работы – Воронова Т.М., Киселева Г.В.;

  • Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования -

Кондрашова Ю.И., Абиркина Г.В.;

  • Программа внеурочной деятельности МОУ СОШ №3 – Афанасова Л.В., Захарова М.М.

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования.


1.2 Цели и задачи реализации ООП НОО, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта к результатам образования.

Данная ООП НОО определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно – нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.



Цель ООП НОО: создание условий для формирования у учащихся базовых навыков самообразования, самореализации, самоопределения, самовоспитания, обеспечивающих готовность к освоению содержания основного и полного общего среднего образования, раскрытия интеллектуальных и творческих возможностей личности учащихся через освоение фундаментальных основ НОО в соответствии ФГОС.

Задачи ООП НОО:

1.Спроектировать содержание образования и построения учебного процесса в строгом соответствии с требованиями стандарта.

2.Обеспечить целостность образовательного процесса обучающихся путем создания комфортной развивающей образовательной среды начальной школы.

3.Осуществлять комплексный подход к оценке результатов освоения ООП НОО, позволяющей вести оценку предметных, метапредметных и личностных достижений выпускников начальной школы в соответствии с планируемыми результатами.

4. Обеспечить условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся, их эмоциональное благополучие.

5.Обеспечить социально – педагогическую поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России.

6.Обепечить условия введения в образовательный процесс разных видов детского творчества.

7.Помочь каждому ребенку приобрести опыт и средства ощущать себя субъектом отношений с людьми, с миром и собой, способным к самореализации в образовательных и других видах деятельности.


Миссия школы заключается в том, чтобы давать знания и опыт, позволяющие стать перспективной и открытой личностью, способной к непрерывному самосовершенствованию и выбору своего будущего, связывая его с будущим страны. Школа создает условия и стимулы для получения качественного образования и развития ключевых компетенций.
Цель школы:

- формирование компетентностной личности, способной к непрерывному образованию.


Стратегические задачи школы:

1.Консолидация усилий педагогического коллектива, семьи, социальных партнеров, направленных на формирование ключевых компетенций обучающихся в свете требований новых государственных образовательных стандартов (ФГОС).

2.Организация образовательной среды для проявления компетентности участников образовательного процесса.

3.Обеспечение качества образования МБОУ СОШ №3 в соответствии индикаторам качества муниципальных услуг по программам начального, основного, среднего(полного),общего образования.



Стратегические направления работы школы:

1.Создание условий для эффективного перехода на обучение по новым государственным образовательным стандартам (ФГОС):

- Реализация инновационного проекта «Реализация компетентностного подхода в рамках внедрения новых ФГОС как путь формирования общекультурных и социальных компетентностей».

2. Обновление воспитательной системы в соответствии с проектом «Наша новая школа»:

- Реализация программы «Здоровье»

- Реализация программы «Все цвета, кроме черного»

- Реализация программы «Беркут»

- Реализация программы «Наш класс – это класс!»

- Реализация программы «Здоровое питание»

- Реализация программы «Правилам дорожного движения - почет и уважение».

3.Создание системы поддержки талантливых детей:

4.Создание школьной системы мониторинга оценки качества образования в соответствии с требованиями ФГОС.

5.Развитие школьной инфраструктуры в свете требований проекта «Наша новая школа».

Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника.



Портрет выпускника начальной школы:

-любящий свой народ, свой край и свою Родину;

-уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

-любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

-владеющий основами умения учиться, способный к организации

собственной деятельности;

-готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей

и обществом;

-доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника,

обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

-выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих

образа жизни.


1.3 Принципы и подходы к формированию ООП НОО.
УМК «Школа России», «Перспектива» направлены на обеспечение равных возможностей получения качественного начального общего образования всем обучаемым с учетом: разновозрастного зачисления детей в первый класс (дети шести, семи, восьми лет); разного уровня дошкольной подготовки (дети, посещающие и не посещающие детский сад); топографической принадлежности детей (городские и сельские дети имеют разный опыт жизни и свои преимущества, что, безусловно, должно сказаться на подборе учебного материала); разного уровня владения русским языком (нередко это дети, у которых русский язык не единственный язык общения, а также имеющие логопедические проблемы); особенностей мировосприятия городских и сельских детей; наполняемости классов: полные и малокомплектные; разновозрастные и разноуровневые и другие факторы.

Основные принципы (требования) развивающей личностно-ориентированной системы обучения «Перспектива» и «Школа России»:

– Принцип непрерывного общего развития каждого ребенка в условиях обучения, идущего впереди развития. Он предусматривает ориентацию содержания на интеллектуальное, эмоциональное, духовно-нравственное, физическое и психическое развитие и саморазвитие каждого ребенка. Следовательно, необходимо создать такие условия, которые предоставят «шанс» каждому ребенку проявить самостоятельность и инициативу в различных видах аудиторной и внеурочной работы.

–Принцип целостности образа мира связан с отбором интегрированного содержания предметных областей и метапредметных УУД, которое позволяют удержать и воссоздать целостность картины мира, обеспечить осознание ребенком разнообразных связей между его объектами и явлениями. Интеграция позволяет объединить «усилия» различных предметов по формированию представлений о целостности мира (русский язык, литературное чтение, окружающий мир, математика, технология, информатика, музыка), по формированию универсальных УУД.

– Принцип практической направленности. Он предусматривает формирование универсальных учебных действий средствами всех предметов, способности их применять в условиях решения учебных задач и практической деятельности повседневной жизни, умений работать с разными источниками информации (учебник, хрестоматия, рабочая тетрадь и продуманная система выхода за рамки этих трех единиц в область словарей, научно-популярных и художественных книг, журналов и газет, других источников информации); умений работать в сотрудничестве (в малой и большой учебной группе) в разном качестве (ведущего, ведомого, организатора учебной деятельности); способности работать самостоятельно (понимается не как работа в одиночестве и без контроля, а как работа по самообразованию);

– Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников. Это, прежде всего, поддержка всех учащихся с использованием разноуровневого по трудности и объему представления предметного содержания через систему заданий. Это открывает широкие возможности для вариативности образования, реализации индивидуальных образовательных программ, адекватных развитию ребенка. Каждый ребенок получает возможность усвоить основной (базовый) программный материал, но в разные периоды обучения и с разной мерой помощи со стороны учителя и соучеников. Одновременно, группа наиболее подготовленных учащихся получает возможность овладеть более высокими (по сравнению с базовым) уровнями достижений.

– Принцип прочности и наглядности реализуется через рассмотрения частного (конкретное наблюдение) к пониманию общего (постижение закономерности) и затем от общего (от постигнутой закономерности) к частному (к способу решения конкретной учебной или практической задачи). Основанием реализации принципа прочности является разноуровневый по глубине и трудности содержание учебных заданий. Это требование предполагает, прежде всего, продуманную систему повторения (неоднократное возвращение к пройденному материалу). Это приводит к принципиально новой структуре учебников УМК и подачи материала: каждое последующее возвращение к пройденному материалу продуктивно только в том случае, если имел место этап обобщения, который дал школьнику в руки инструмент для очередного возвращения к частному на более высоком уровне трудности выполняемых УУД.

– Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья ребенка базируется на необходимости формирования у детей привычек к чистоте, аккуратности, соблюдению режима дня. Предполагается также создание условий для активного участия детей в оздоровительных мероприятиях (урочных и внеурочных): утренняя гимнастика, динамические паузы, экскурсии на природу.

- Принцип преемственности на всех этапах обучения.

1.4 Общая характеристика ООП НОО.
С 2006 года обучение в начальных классах ведётся по двум образовательным программам: «Школа России» и «Школа 2100». С 2011 года планируется переход одного класса на программу «Перспектива»(1в кл.) и двух начальных классов на программу «Школа России»(1б, 1а кл.) :

Учебный год

Количество классов, работающих по программе

«Перспектива»



Количество классов, работающих по программе

«Школа России»



2010-2011

-

-

2011-2012

1

2

2012-2013

2

4

2013-2014

3

6

2014-2015

4

8

УМК образовательной системы «Перспектива» и УМК «Школа России» реализуют непрерывное образование по всем школьным предметам на основе концепции образовательной системы нового поколения, включает набор современных образовательных технологий, обеспечивающих развитие предметных умений, универсальных учебных действий и личностных качеств школьников.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:



  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава;

  • переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

  • ориентацию на достижение цели и основного результата образования— развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

  • учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

  • обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;

  • разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

  • опору на современные образовательные технологии деятельностного типа:

- технологию формирования типа правильной читательской деятельности (технологию продуктивного чтения),

- проблемно-диалогическую технологию,

- технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Учебно-методическое обеспечение программы

Поставленные программой цель и задачи реализует УМК «Перспектива»,

«Школа России», направленные на общекультурное, личностное, познавательное развитие, формирование учебной деятельности, развитие коммуникативной компетентности. УМК «Перспектива», «Школа России» помимо прямого эффекта обучения по предметам — приобретения определённых знаний и умений, вносят свой вклад в формирование универсальных учебных действий. При выборе учреждением УМК «Перспектива», «Школа России» учтены пожелания родителей. Выбор других УМК может осуществляться на основе решения педагогического совета, согласованного с Учредительным советом по итогам анкетирования родителей.

Часть фундаментального ядра знаний, которая подлежит усвоению в начальной школе, определена программой «Перспектива», «Школа России».
ООП НОО МБОУ СОШ№3 предусматривает:

–достижение планируемых результатов освоения ООП НОО всеми обучающимися, создание условий для образования детей с особыми образовательными потребностями, создание специфических условий для детей с ограниченными возможностями здоровья на основе уровневого подхода в обучении, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания;

–выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей, диагностики и мониторинга развития учащихся, консалтинговая деятельность, психологическое сопровождение детей с «синдромом раннего развития» и одаренных детей;

–организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности через различные формы организации внеурочной деятельности;

–участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды на основе выработки общих позиций, единых требований, создания условий, согласования деятельности школы и семьи по воспитанию и обучению учащихся;

– использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа, и в первую очередь личностно-ориентированного развивающего обучения;

– возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся на уроке и за его пределами благодаря взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности;

– включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия на основе краеведческой, природоохранной деятельности и социальных практик.



следующая страница >>