Основная образовательная программа начального общего образования мбоу «сош №4 г. Белёва Тульской области» Белёв 2011 2015 - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Основная образовательная программа начального общего образования... 5 1286.05kb.
Модуль Основная образовательная программа начального общего образования... 24 4403.82kb.
Основная образовательная программа начального общего образования... 20 4545.91kb.
Основная образовательная программа начального общего образования... 8 2015.26kb.
Основная образовательная программа начального общего образования 17 2441.66kb.
Основная образовательная программа начального общего образования... 13 7327.87kb.
Основная образовательная программа начального общего образования... 8 1515.67kb.
Основная образовательная программа начального общего образования... 18 5161.75kb.
Основная образовательная программа начального общего образования 15 5958.95kb.
Основная образовательная программа начального общего образования... 11 4456.64kb.
Т. Е. Ванина 20 г. «Утверждено» Директор моу «сош с. Широкополье»... 23 7804kb.
Кусаинова Жанара 1 152.17kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Основная образовательная программа начального общего образования мбоу «сош №4 г. - страница №1/17

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Белёва Тульской области»


ОСНОВНАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

МБОУ «СОШ № 4 г. Белёва

Тульской области»

Белёв 2011 - 2015

Целевой раздел.


1.Пояснительная записка

1.1 Введение

Актуальность программы определяют высокие темпы обновления научных знаний и технологий. Сегодня необходимо учить личность, начиная со ступени начального общего образования, постоянно обновлять знания и умения, которые обеспечивают готовность осваивать требования основного и среднего образования. Начальное общее образование выступает важнейшим средством самореализации и самоутверждения ребенка, для которого умение учиться означает учиться познавать и преобразовывать мир, осознавать и решать проблемы, учиться сотрудничать с другими людьми на основе уважения и равноправия.


1.2. Цели и задачи реализации Основной образовательной программы, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта к результатам образования.

Основная образовательная программа (далее – Образовательная программа) предусматривает достижение следующих результатов образования:

  • личностные результаты: готовность и способность к саморазвитию; сформированность познавательной мотивации; ценностно-смысловые установки, отражающие индивидуально-личностные позиции обучающихся;

  • метапредметные результаты: освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетентностями, которые составляют основу умения учиться, и межпредметными понятиями;

  • предметные результаты: освоенный опыт специфической для предметной области деятельности, готовность его преобразования и применения; система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Целью реализации Образовательной программы является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребенка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Цель Образовательной программы конкретизируют основные цели концептуальных положений выбранной нами Программы.

Основной целью развивающей личностно-ориентированной системы обучения, реализуемой программой, является оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности. Ученик как равноправный участник процесса обучения выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.

Программа обеспечивает планируемые результаты Образовательной программы, к числу которых относятся:



  • личностные результаты: знание моральных норм, умение соотносить свои поступки с принятыми этическими нормами, умение выделять нравственный аспект поведения, сформированность мотивации к обучению, сформированность умения учиться;

  • метапредметные результаты: освоение обучающимися в процессе урочной и внеурочной деятельности универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных);

  • предметные результаты: освоение обучающимися в ходе изучения того или иного предмета (в условиях урочной и внеурочной деятельности) системы знаний и опыта специфичного для предметной области, по получению этих знаний, их преобразованию и применению в практике повседневной жизни.


1.3. Принципы и подходы к формированию Образовательной программы
В соответствии со Стандартом направлена на обеспечение равных возможностей получения качественного начального общего образования всем обучающимся с учетом разновозрастного зачисления детей в первый класс (с 6.7,8 лет); разного уровня дошкольной подготовки (дети, посещающие и не посещающие детский сад); топографической принадлежности детей; разного уровня владения русским языком (дети, у которых русский язык не единственный язык общения, а также имеющие логопедические проблемы).
Основными принципами (требованиями) развивающей личностно-ориентированной системы обучения являются:

1.Принцип непрерывного общего развития каждого ребенка в условиях обучения, идущего впереди развития. Предусматривает ориентацию содержания на интеллектуальное, эмоциональное, духовно-нравственное, физическое и психическое развитие и саморазвитие каждого ребенка.

2.Принцип целостности образа мира связан с отбором интегрированного содержания предметных областей и межпредметных УУД, которые позволяют удержать и воссоздать целостность картины мира, обеспечить осознание ребенком разнообразных связей между его объектами и явлениями.

3.Принцип практической направленности предусматривает формирование универсальных учебных действий средствами всех предметов, способности их применять в условиях решения учебных задач и практической деятельности повседневной жизни, умений работать с разными источниками информации (учебник, хрестоматия, рабочая тетрадь) и продуманная система выхода за рамки этих трех единиц в область словарей, научно-популярных и научных книг, журналов и газет, других источников информации; умений работать в сотрудничестве (малой и большой учебных группах) в разном качестве (ведущего, ведомого, организатора), способности работать самостоятельно (не в одиночестве и без контроля, а как работа по самообразованию).

4.Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников. Это использование разноуровневого по трудности и объему представления предметного содержания через систему заданий, что открывает широкие возможности для вариативности образования, реализации индивидуальных образовательных программ, адекватных развитию ребенка. Каждый ребенок получает возможность усвоить основной (базовый) программный материал, а более подготовленные учащиеся имеют шанс расширить свои знания (по сравнению с базовыми).

5.Принцип прочности и наглядности реализуется через рассмотрение частного (конкретное наблюдение) к пониманию общего (постижение закономерностей) и затем от общего (от усвоенной закономерности) к частному (к способу решения конкретной учебной или практической задачи). Основанием реализации принципа прочности является разноуровневое по глубине и трудности содержание учебных заданий. Это требование предполагает продуманную систему повторения, что приводит к принципиально новой структуре учебников и подаче материала: каждое последующее возвращение к пройденному материалу продуктивно только в том случае, если имел место этап обобщения, который дал школьнику в руки инструмент для очередного возвращения к частному на более высоком уровне трудности.

6.Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья ребенка базируется на необходимости формирования у детей привычек к чистоте, аккуратности, соблюдению режима дня, участие их в оздоровительных мероприятиях.
Основными принципами Программы являются:

1.Принцип целостности образовательного процесса. Воспитание – помощь в формировании личности, а не развитие отдельных качеств (трудолюбия, вежливость, и т.д.). Обучай, воспитывая, и воспитывай, обучая.

2. Принцип единства образовательной среды. Создание единой системы внутришкольного и внешкольного образования и воспитания вообще, то есть системы, включающей общее и дополнительное образование в качестве равноправных компонентов.

3.Принцип индивидуализации предполагает определение индивидуальной траектории перспектив развития каждого ученика через создание модели школы, ориентированной на предоставление каждому учащемуся возможности для самореализации.

4.Принцип воспитания успехом предполагает совершенствование системы оценочной деятельности педагогов как фактора мотивации учащихся на успешность во всех сферах жизнедеятельности.

5.Принцип социального творчества и социальной активности ориентирует обучающихся не на пассивное усвоение тех или иных социальных и нравственных норм, а на способность к действию, способность на поступок; обучающийся является полноценным субъектом образовательного процесса; он не только готовится к будущей жизни, но и уже живет в том микросоциуме, которым является школа.


1.4.Общая характеристика Образовательной программы.
Образовательная программа начального общего образования, разработанная МБОУ «СОШ № 4 г. Белёва Тульской области», предусматривает:

  • достижение планируемых результатов освоения Образовательной программы всеми обучающимися, создание условий для образования детей с особыми образовательными потребностями и детей с ограниченными возможностями здоровья на основе уровневого подхода в обучении, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания;

  • выявление и развитие способностей обучающихся, включая одаренных детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности;

  • организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности через различные формы организации внеурочной деятельности;

  • участие обучающихся и их родителей, педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды на основе выработки общих позиций, единых требований, создания условий, согласования деятельности школы и семьи по воспитанию и обучению учащихся;

  • использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа, и в первую очередь личностно-ориентированного развивающего обучения;

  • возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся на уроке и за его пределами благодаря взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности;

  • включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (микрорайона) для приобретения опыта реального управления и действия на основе краеведческой, природоохранной деятельности и социальных практик.



Общая структура Образовательной программы:

  • пояснительная записка;

  • планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;

  • система оценки достижения планируемых результатов освоения основной программы начального общего образования;

  • программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;

  • программы отдельных учебных предметов и внеурочных курсов;

  • программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

  • программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

  • программа формирования экологической культуры;

  • программа коррекционной работы ( при организации обучения и воспитания в образовательном учреждении детей с ограниченными возможностями здоровья)

  • учебный план;

  • система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта;


1.5. Состав участников образовательного процесса

МБОУ «СОШ № 4 г. Белёва Тульской области»

В соответствии со Стандартом, Типовым положением об общеобразовательном учреждении и Уставом МБОУ «СОШ № 4 г. Белёва Тульской области» участниками образовательного процесса являются обучающиеся - дети, достигшие школьного возраста (не младше 6,5 лет); педагогические работники, изучившие требования, предъявляемые Федеральным государственным образовательным Стандартом, владеющие современными технологиями обучения, ответственные за качественное образование, демонстрирующие рост профессионального мастерства; родители (законные представители) обучающихся, изучившие нормативные документы и локальные акты, обеспечивающие выполнение Образовательной программы. Образовательная программа реализует функцию общественного договора с родителями (законными представителями), предоставляет родителям участвовать в работе органов школьного самоуправления.



2. Планируемые результаты освоения обучающимися

основной образовательной программы начального общего образования

2.1 Пояснительная записка
Планируемые результаты освоения программ начального образования представляют собой систему обобщенных личностно-ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию для определения и выявления всех элементов,

Планируемые результаты отражают общую идеологию стандарта: ориентацию на результаты образования, подход к стандарту как к общественному договору, ориентацию на системно-деятельностный подход.

Планируемые результаты строятся с учетом основных нормативных документов, обеспечивающих функционирование стандарта:

■ Базисного учебного плана;



  • Фундаментального ядра содержания общего образования;

  • Программы формирования универсальных учебных действий;

  • Системы оценивания.

Планируемые результаты уточняют и конкретизируют требования стандарта для каждого учебного предмета с учетом ведущих целевых установок изучения данного предмета, и с учетом возрастной специфики школьников.

Планируемые результаты:



  • обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы;

  • являются содержательной и критериальной основой для разработки программы учебных предметов, курсов, учебно-методической литературы, для системы оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы;

  • содержание планируемых результатов описывает и характеризует обобщённые способы действий с учебным материалом, благодаря овладению которыми обучающиеся могут успешно решать учебные и учебно-практические задачи, в том числе и задачи, направленные на отработку теоретических моделей, понятий и задач, приближенных к реальной ситуации.

В планируемых результатах особое место занимает учебный материал, служащий основой для последующего обучения.

Оценка освоения опорного материала ведётся с помощью заданий базового уровня, а на уровне действий, соответствующих зоне ближайшего развития - с помощью заданий повышенного уровня.

Перевод учащихся на следующую ступень осуществляется на основе успешного освоения обучающимися базового уровня.

Планируемые результаты освоения универсальных учебных действий предполагают формирование у учащихся личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий как основы умения учиться. В результате изучения всех без исключения предметов выпускники начальных классов приобретут первичные навыки работы с информацией.

В процессе освоения предметных курсов начальной школы планируемые результаты предполагают выделение

базового уровня («Выпускник научится») Задания базового уровня сложности проверяют сформированность знаний, умений и способов учебных действий по данному предмету, которые необходимы для успешного продолжения обучения на следующей ступени. Как правило, это стандартные учебно-познавательные или учебно-практические задания, в которых очевиден способ учебных действий. Способность успешно справляться с такого рода заданиями целенаправленно формировалась и отрабатывалась в ходе учебного процесса со всеми учащимися и



повышенного уровня («Выпускник получит возможность научиться»), Задания повышенного уровня сложности проверяют способность выпускника выполнять такие учебные или учебно-практические задания, в которых нет явного указания на способ их выполнения. Учащийся сам должен выбрать этот способ из набора известных, освоенных в процессе изучения данного предмета. В некоторых случаях учащийся сам должен сконструировать способ решения, комбинируя известные ему способы, привлекая знания из других предметов, или опираясь на имеющийся жизненный опыт.

■ что заложит основы успешной учебной деятельности на последующих


ступенях обучения.
2.2. Основные функции планируемых результатов

Содержание планируемых результатов определяется их основными функциями:



  1. служить критериальной основой для оценки выполнения требований стандарта к результатам деятельности системы образования в целом и к результатам деятельности ее отдельных субъектов (образовательных учреждений, педагогов, обучающихся);

  2. служить основой для ресурсного обеспечения и организации образовательного процесса.

Содержание планируемых результатов позволяет осуществлять оценку предметных, метапредметных и личностных результатов образования в ходе разнообразных процедур: от текущей оценки учителя до различных аттестационных процедур, выполняемых внешними службами.

Целевой компонент планируемых результатов по каждому предмету (или собственно, ожидаемые учебные достижения учащихся) дают представления о том какие именно действия - когнитивные, личностные,

регулятивные, коммуникативные, преломленные через специфику содержания данного предмета, учащиеся обучаются и научаются выполнять в ходе образовательного процесса.

В обобщенной форме эти ожидаемые учебные достижения формулируются в «свернутом» виде и не раскрываются, а в технологической, напротив, детализируются с учетом особенностей этапов освоения учебного материала детьми данного возраста, с учетом возможностей опоры на современную материально-техническую базу и ИКТ-технологии.

Подобная структура призвана подчеркнуть тот факт, что при организации образовательного процесса, направленного на реализацию и достижение планируемых результатов, от учителя требуется использование таких педагогических технологий, которые основаны на дифференциации требований к подготовке учащихся.



Модель и структура планируемых результатов соответствует основным подходам к разработке стандарта: его пониманию как «общественного договора»; пониманию основного результата образования как индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития, достигаемого путем освоения универсальных и предметных способов действий, ведущих идей и ключевых понятий; достижения на этой основе способности к развитию «компетентности к обновлению компетенций»; пониманию сущности учебного предмета и его специфики на основе системно - деятельностного подхода. Задания базового уровня, используемые для итоговой оценки достижения планируемых результатов, и учебные ситуации, в которых учащиеся могут действовать успешно и полностью самостоятельно, соответствуют планируемым результатам, достижение которых ожидается от большинства учащихся выпускник научится»). Освоение учащимися образовательной программы может выходить за рамки системы базовых заданий. Для установления уровня освоения образовательной программы предлагаются учебные задания повышенной сложности по сравнению с базовым уровнем достижения. В этих учебных ситуациях и заданиях действия учащихся целенаправленно формируются и организуются педагогом, но не являются обязательными для отработки со всеми учащимися. Данный уровень описания планируемых результатов и соответствующие ему задания используются как при итоговом оценивании для обоснования повышенных оценок, так и в неперсонифицированных (анонимных) обследованиях качества образования

Особое внимание уделяется реализации двух междисциплинарных программ: «Программы формирования универсальных учебных действий» и

раздела программы «Чтение: работа с текстом», а также обобщённые планируемые результаты освоения учебных программ по всем предметам

начальной школы: «Русский язык», «Литературное чтение», «Иностранный язык (английский), «Математика», «Окружающий мир», «Музыка», «Изобразительное искусство», «Технология», «Физическая культура».

Планируемые результаты освоения учебных программ по всем учебным предметам сопровождаются примерами заданий базового и повышенного уровня, используемых при итоговой оценке достижения планируемых результатов.


3.Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной программы начального общего образования
В соответствии со Стандартом основным объектом системы оценки результатов образования на ступени начального общего образования, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования представляет собой один из инструментов реализации Требований стандартов к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и выступает как неотъемлемая часть обеспечения качества образования.

Система оценки призвана способствовать поддержанию единства всей системы образования, обеспечению преемственное: и в системе непрерывного образования. Её основными функциями являются:


  • ориентация образовательного процесса на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;

  • обеспечение эффективной «обратной связи, ,позволяющей осуществлять регулирование (управление) системы образования на основании полученной информации о достижении системой образования, образовательными учреждениями, обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в рамках сферы своей ответственности.


Основные элементы системы оценки планируемых результатов освоения программы начального образования
Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ отражают специфику основных образовательных результатов на разных ступенях обучения.

  1. Требования к результатам начального общего образования задают интегральные критерии оценки предметных, метапредметных и личностных результатовна этой ступени обучения.

  2. Требования к результатам не дифференцируются по отдельным учебным предметам.

  3. В начальной школе основным результатом образования должна стать сформированность у выпускников начальной школы универсальных учебных действий, овладение которыми обеспечивает возможность продолжения образования в основной школе; и умений учиться, т.е. умений организовать свою деятельность с целью решения учебных задач.

4. Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ являются: основой для итоговой оценки образовательных результатов обучающихся, завершивших начальную ступень обучения, для разработки процедур, материалов и формата итоговой оценки;

В соответствии с Требованиями в результате начального общего образования у обучающихся должны быть сформированы:



  • осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними;

  • желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию;

  • инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности;

  • математическая и языковая грамотность как основа всего последующего обучения.

Критерии оценивания достижения планируемых результатов начального образования

  • успешность выпускника в освоении планируемых результатов начального образования - определяется в ходе итоговой аттестации выпускника начальной школы, по результатам которой принимается решение о его готовности к продолжению образования в основной школе и переводе в основную школу;

  • успешность выпускников класса в освоении планируемых результатов начального образования - определяется в ходе итоговой аттестации выпускников класса начальной школы, по результатам которой принимается решение об аттестации учителя, который ведет данный класс;


Процедуры оценивания
Для получения более объективной и полной картины об освоении образовательных программ разработана система контроля, распределенная по годам и включающая различные формы оценки. Данная система включает стартовую диагностику, оценку образовательных достижений на рубежных этапах обучения с определением индивидуального прогресса и при необходимости диагностику проблем в обучении, а также итоговую аттестацию. Дополнительно для выявления тенденций изменений в образовании предусмотрено проведение мониторинговых исследований по специальным направлениям.

На основании результатов оценки принимаются разного рода решения, например, об освоении образовательной программы (учебной программы, раздела или темы курса и т.д.), об определении образовательной траектории учащегося, об оказании необходимой помощи в обучении.

Выявление реальных результатов освоения программ общего образования осуществляется путем проведения специальных социально педагогических и социологических исследований, осуществления итоговой аттестации учащихся, организации мониторинга состояния здоровья учащихся, проведения экспертизы достижений учащихся.

Оценку проводит учитель с целью контроля достигнутых результатов в
процессе обучения, то ее рассредоточение совершенно необходимо.

Итоговая аттестация учащихся на всех ступенях школьного образования включает:



  • проведение контрольных испытаний (в форме проверочных работ,
    экзаменов, тестов или в иной форме, определяемой федеральным органом
    управления образованием);

  • представления выпускниками гимназии портфолио - пакета,
    свидетельств об их достижениях в каких-либо видах социально значимой
    деятельности.

По результатам итоговой аттестации учащихся начальной школы оценивается их уровень подготовки к продолжению образования в основной школе, а также должны быть учтены их достижения в каких-либо видах социально значимой деятельности.

Для обеспечения получения надежной информации о результатах обучения разработана система доступа к информации об учащихся. Персональная информация выдётся только на уровне образовательного учреждения при аттестации учащихся, а также для информирования учащихся, учителей и родителей учащихся об индивидуальном прогрессе для принятия решения о траектории обучения и ее коррекции.



Организация системы внутренней накопительной оценки достижений учащихся.

Портфолио.

В системе оценивания на начальной ступени обучения будет использоваться преимущественно внутренняя оценка, выставляемая педагогом (школой), которая включает разнообразные методы оценивания:



  • Наблюдения за определенными аспектами деятельности учащихся или их продвижением в обучении (например, наблюдения за совершенствованием техники чтения и письма, или за развитием коммуникативных и исследовательских умений, или за развитием навыков учения и др.),

  • оценку процесса выполнения учащимися различного рода творческих работ;

  • оценку результатов рефлексии учащихся (разнообразных листов самоанализа, протоколов собеседований, дневников учащихся и т.п.).

Система дополнена методами, позволяющими получать интегральную оценку, оценивающую суммарный результат усилий, который можно определенным образом связать с достижением того или иного уровня компетентности.

Методами, служащими цели получения интегральных оценок, являются также портфолио, выставки и презентациикрупныхцелостных законченных работ, отражающие результаты усилий, затраченных детьми на протяжении длительного времени и требующих для своего выполнения

активизации различных сторон учебной деятельности - от навыков организации своего процесса учения до отражения уровня освоения формальной системы знаний.

Условия выполнения итогового оценивания на основе результатов внутренней, накопленной за четыре года обучения, оценки

Первое условие относится к возможности независимой перепроверки результатов иными лицами (например, родителями или инспектором). Тогда все (или наиболее значимые) промежуточные результаты оценивания должны фиксироваться учителем письменно и хранится в определенной системе, т.е. входить в портфолио ребенка. Учитель по первому требованию предъявляет эти результаты любому заинтересованному лицу, обладающему соответствующими полномочиями запрашивать данную информацию, равно как и иметь возможность обосновать правомерность и правильность выставленной итоговой оценки.

Второе условие связано для учителя с необходимостью получить необходимую квалификацию в области использования внутренней системы оценивания, выстроенного на критериальной основе.

В состав портфолио каждого ребенка для характеристики сторон, связанных с его/ее учебной деятельностью, должны входить:



  • подборка детских работ, которая демонстрирует нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней рассуждений, творчества, рефлексии: Ь. выборка работ из «Папки письменных работ» по русскому языку; с. дневники читателя;

  • выборка работ по проведенным ребенком в ходе обучения мини-исследованиям и выполненным проектам (по всем предметам);

2) систематизированные материалы текущей оценки

  • отдельные листы наблюдений,

  • оценочные листы и материалы видео- и аудио- записей процессов

  • выполнения отдельных видов работ, с. результаты стартовой диагностики (на входе, в начале обучения) и

  • результаты тематического тестирования; <1. выборочные материалы самоанализа и самооценки учащихся.

3) материалы итогового тестирования и/или результаты выполнения
итоговых комплексных работ, если последние проводились.

Кроме того, в портфолио могут быть включены и иные документы, характеризующие ребенка с точки зрения его внеучебной и досуговой деятельности. Совокупность этих материалов дает достаточно объективное, целостное и сбалансированное представление - как в целом, так и по отдельным аспектам, - об основных достижениях конкретного ученика, его продвижении во всех наиболее значимых аспектах обучения в начальной школе.



Итоговые проверочные работы: дидактические и раздаточные материалы
Итоговое оценивание целесообразно проводить в форме накопленной оценки на основе синтеза всей накопленной за четыре года обучения

информации об учебных достижениях ребенка как в чисто учебной сфере (освоение основных понятий, предметных учебных навыков и т.п.), так и междисциплинарной области (умение сотрудничать, выполнять различные учебные роли, первичные навыки организации работы и саморегуляции, первичные навыки планирования и проведения небольших исследований, навыки работы с информацией и т.п.), а также данных, подтверждающих индивидуальный прогресс ребенка в различных областях.



Источниками данных служат заполняемые по ходу обучения листы наблюдений, дифференцированная оценка наиболее существенных итогов обучения, результаты промежуточных проверочных работ (результаты тестирования) и различные папки работ учащихся - составляющих портфолио.

В ряде случаев возможно и целесообразно проведение индивидуального или даже фронтального итогового тестирования по каждому изучаемому предмету (если накопленных данных в силу низкой посещаемости оказалось недостаточно), или если уровень подготовки ребенка в ходе всего обучения фиксировался как низкий и очень низкий, граничащий с неуспеваемостью, если класс в целом в силу объективных обстоятельств пропустил значительные моменты в обучении и иных аналогичных случаях.

Итоговое тестирование в подобной ситуации проводится с таким расчетом, чтобы у учителя еще оставалось время наверстать упущенное.

Вместе с тем целесообразна ситуация и итоговой демонстрации общей полученной подготовки, умения ребенком синтезировать и использовать все полученные за 4 года знания и умения применительно к различным учебным задачам, отрабатываемым в ходе обучения.

Такая демонстрация может проводиться в как форме выставки результатов своей проектной работы, которая под руководством учителя и с помощью сверстников и родителей велась ребенком на протяжении всего четвертого года обучения (упрощенный аналог курсовой различные учебные роли, первичные навыки организации работы и саморегуляции, первичные навыки планирования и проведения небольших исследований, навыки работы с информацией и т.п.), а также данных, подтверждающих индивидуальный прогресс ребенка в различных областях.

Проведение комплексной интегрированной письменной контрольной работы важно потому, что оно позволяет определить сформированность умения переноса знаний и способов учебных действий, полученных в процессе изучения отдельных предметов, на другие учебные ситуации и задачи, т.е. способствовать выявлению как разнообразных важнейших предметных аспектов обучения, так и целостной оценки, так и в определенном смысле

выявлению меры сформированности уровня компетентности ребенка в решении разнообразных проблем.

Задания основной части охватывают все предметы, служащие основой дальнейшего обучения - русский язык, чтение, математика; в нашем случае к ним добавляется и окружающий мир.

С помощью этих работ оценивается: области чтения

- техника и навыки чтения


  • скорость чтения (в скрытой для детей форме) несплошного текста;

  • общая ориентация в структуре текста (деление текста на абзацы);

  • сформированность навыков ознакомительного, выборочного и поискового чтения;

  • умение прочитать и понять инструкцию, содержащуюся в тексте
    задания и неукоснительно ее придерживаться;

При этом указывается, что при проверке скорости чтения результаты детей с дисграфией или дислексией интерпретации не подлежат. Такие дети освобождаются от выполнения данной контрольной работы, получая другое задание

- культура чтения, навыки работы с текстом и информацией,

включающие разнообразные аспекты, детально описанные в пояснениях и рекомендациях по оцениванию каждого из предлагаемых заданий (поиск и упорядочивание информации, вычленение ключевой информации; представление ее в разных форматах, связь информации, представленной в различных частях текста и в разных форматах, интерпретация информации и т.д.);

- читательский отклик на прочитанное.



В области системы языка

следующая страница >>