Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Основная образовательная программа начального общего образования... 8 2015.26kb.
Основная образовательная программа начального общего образования... 22 6185.78kb.
Основная образовательная программа начального общего образования... 8 1515.67kb.
Основная образовательная программа начального общего образования... 28 6673.94kb.
Основная общеобразовательная программа начального общего образования... 30 6596.42kb.
Основная образовательная программа начального общего образования... 20 4545.91kb.
Основная образовательная программа начального общего образования... 18 5161.75kb.
Основная образовательная программа начального общего образования... 9 3011.52kb.
Основная образовательная программа начального общего образования... 11 4456.64kb.
Основная образовательная программа начального общего образования... 13 7327.87kb.
Образовательная программа муниципального общеобразовательного учреждения 9 1537.07kb.
Сборнике материалов 12-й конференции из цикла «Григорьевских чтений» 1 218.22kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного - страница №1/11

Принята Утверждаю

педсоветом. Директор МБОУ «СОШ №25»

Протокол № от_________ С.Н.Солуянов__________________

Приказ № от_____________



Основная образовательная программа начального общего образования

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №25»

(новая редакция)

г. Новомосковск

Тульская область

2012г.


Содержание



I. Целевой раздел 3

1.1 Пояснительная записка

1.2 Планируемые результаты освоения обучающимися основной

образовательной программы начального общего образования 2

1.3 Система оценки достижения планируемых результатов освоения

основной образовательной программы начального общего образования 2


II.Содержательный раздел 1

2.1. Программа формирования универсальных учебных действий

начального общего образования 2

2.2 Перечень программ отдельных учебных предметов, курсов и

внеурочной деятельности

2.3. Программа духовно-нравственного развития и воспитания

обучающихся на ступени  начального общего образования 2

2.4. Программа формирования экологической культуры, здорового и

безопасного образа жизни 2

2.5. Программа коррекционной работы 2



1.2 16. Метапредметные результаты 19

освоения основной образовательной программы 19

начального общего образования в МБОУ «СОШ №25» средствами УМК. 19

189


Программа «Здоровье» 189

2.5. Программа коррекционной работы 206

МБОУ «СОШ №25» 206

3.Организационный раздел 219

3.1Учебный план начального общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №25» 219

3.1.1 Пояснительная записка 219



III.Организационный раздел 1

3.1 Учебный  план НОО 2

3.2 План внеурочной деятельности 2

3.3 Условия реализации основной образовательной программы

начального общего образования 2

I. Целевой раздел


    1. Пояснительная записка

Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №25» разработана  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы (Приказ Министерства образования и науки РФ №1241 от 26.11.2010 года «О внесении изменений в Федеральный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10. 2009г. №373»), на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования, анализа деятельности образовательного учреждения МБОУ «СОШ №25».

Основная образовательная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования. Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный:


  • с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

  • с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

  • с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

  • с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

  • с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

•с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером
сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными
отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и
мировоззрения.

•центральные психологические новообразования, формируемые на данной


ступени образования: словесно - логическое мышление, произвольная
смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ,
рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и
умение действовать во внутреннем плане, знаково - символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;

•развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося,


направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой
выступает формирование устойчивой системы учебно - познавательных и
социальных мотивов и личностного смысла учения . Основная образовательная программа представляет собой систему взаимосвязанных программ, каждая из которых является самостоятельным звеном, обеспечивающим определенное направление деятельности начального общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №25».

Цели реализации образовательной программы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №25»:



  • создание условий для развития и воспитания личности младшего школьника в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования;

  • обеспечение планируемых результатов по обеспечению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

  • Задачи реализации образовательной программы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №25»:

  • Достижение личностных результатов учащихся:

    • готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

    • сформированность мотивации  к обучению и познанию;

    • осмысление и принятие основных базовых ценностей.

  • Достижение метапредметных результатов обучающихся:

освоение универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных).

  • Достижение предметных результатов:

освоение опыта предметной деятельности по получению нового знания, его преобразования и применения на основе элементов научного знания, современной научной картины мира.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно - деятельностный подход, который предполагает:



• воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям
информационного общества, инновационной экономики, задачам построения
российского гражданского общества на основе принципов толерантности,
диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального,
поликультурного и поликонфессионального состава;

  • переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся в конкретном образовательном учреждении, реализующем основную образовательную программу;

  • ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся; * учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

  • обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования; • разнообразие организационных форм и учёт индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и
    детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост
    творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного
    сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.;

  • гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, что создаёт основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №25» содержит следующие разделы:

целевой

  • пояснительная записка;

  • планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;

  • система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;

содержательный

  • программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;

  • программы отдельных учебных предметов, курсов;

  • программа духовно - нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

  • программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;

  • программа коррекционной работы;

  • организационный

  • учебный план образовательного учреждения;

  • план внеурочной деятельности;

  • условия реализации основной образовательной программы начального общего образования

Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №25» создана с учётом особенностей и традиций учреждения, предоставляющим возможности обучающимся в раскрытии интеллектуальных и творческих возможностей личности.
Образовательная среда МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №25» представляет собой сетевое взаимодействие следующих компонентов:

НМУК «ЦТНК»

…………….


ЦГБ

МОУ ДОД «ДЮСШ №2»» …………………..

МОУ ДОД «ДШИ» …………………

МОУ ДОД « Детский оздоровительный центр» ццентрцентр»……………………….

Тульская ДЖД

г. Новомосковск

МОУ СОШ №25
Специфика контингента обучающихся определяется тем, что в начальной школе классы основного потока. Для более полного удовлетворения потребностей обучающихся с учётом их способностей, физических возможностей в начальных классах возможно получение общего образования в форме домашнего.

Материально-техническая база включает 4 функционально-пригодных учебных кабинета для обучающихся 1-4 классов, кабинет ГПД, оборудуется спальная комната для учащихся 1-х классов. В школе 1 компьютерный класс, использование медиатеки обеспечивает наличие 9 компьютеров кабинета информатики, объединённых в локальную сеть и подключённых к сети Интернет при помощи высокоскоростного модемного соединения. 25 компьютеров, 3 миниофиса, 2 ксерокса, 5 принтеров, 2 проектора, 2 ноутбука, цифровая видеокамера, 2 видеомагнитофона, 4 телевизора, 2 музыкальных центра. Спортивный и актовый залы, во дворе школы спортивная площадка, кабинеты медицинский, стоматологический, социального педагога, педагога-психолога, столовая на 60 посадочных мест,. Школьная библиотека имеет в своём фонде 19 195 экз. (63% из которых – художественная литература, 4% – справочная, 7% - научно-методическая), осуществляет подписку на 10 периодических изданий (3 для педагогических работников). Пополняют фонд библиотеки учебные издания, подаренные родителями учащихся. Для работы в библиотеке установлен компьютер. Имеется и регулярно обновляется школьный сайт. Проводится дооборудование кабинетов начальных классов компьютерами, ИНТЕРНЕТ, интерактивными досками, стационарными мультимедиа - проекторами. Педагогический коллектив начальных классах составляют 5 учителей, 1 воспитатель. Из них 5 имеют высшее образование, 1- средне - специальное. Существует прямая зависимость результатов образовательной политики от повышения профессионального потенциала педагогов. В МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25» постоянно отслеживаются результаты роста профессионального мастерства преподавателей, выраженные в итогах аттестации. Уровень педагогической компетентности учителей начальных классов можно оценить как высокий, о чём свидетельствуют данные о количестве педагогов, имеющих высшую (66%) и первую (34%) квалификационную категорию по должности «Учитель», о наличии педагогов, имеющих почётное звание «Заслуженный учитель школы РФ» (Л.П.Володина), награжденных знаками «Отличник народного просвещения» (Никульникова Н.А.), «Почётный работник общего образования» (Серикова Т.В., Солдатова Т.Г.). Педагоги постоянно повышают уровень квалификации путём прохождения курсов в ИПК и ППРО ТО, в ИМЦ г. Новомосковска, на городских методических объединениях, заседаниях школьных методических объединений. Таким образом, рост показателей профессиональной деятельности учителей начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №25» стабилен. Анализ кадрового состава свидетельствует о наличии существенного потенциала для успешной реализации целей и задач ФГОС. МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №25» – базовая площадка при ИПК и ППРО ТО по теме «Формирование ключевых компетентностей обучающихся по системе развивающего обучения». Учителя начальных классов на базе образовательного учреждения в течение трёх последних лет на высоком методическом уровне проводили региональные педагогические мастерские и семинары, выступали на педагогических чтениях в городе Туле, делились опытом работы по данной теме. Ученики, обучающиеся как по традиционной системе, так и по системе развивающего обучения Л. В. Занкова, ежегодно принимают участие в интеллектуальных марафонах муниципального, регионального, и федерального уровней. Качественный показатель результатов отражает динамика достижений:

2008 год - Кучерова Екатерина (4а класс) – победитель 6 Всероссийского интеллектуального марафона учеников - занковцев в номинации «Русский язык» в г. Казани.

2009 год - Вяземских Милана (4а класс) - победитель муниципального интеллектуального марафона в номинациях «русский язык», «литературное чтение», «математика», «окружающий мир», (традиционная система).

2009 год - Саросек Юлия (4б класс) – лауреат 7 Всероссийского интеллектуального марафона учеников - занковцев в г. Самара.

2010 год - Одинцова Ольга (4а класс) – лауреат 8 Всероссийского интеллектуального марафона учеников – занковцев в г. Екатеринбурге. Для определения динамики уровня успеваемости и качества знаний обучающихся в начальных классах проводится мониторинг по изучаемым предметам, который регулируется уставом образовательного учреждения, положением о контрольной деятельности; положением о мониторинге в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №25». Мониторинг позволил выявить динамику изменений в рамках 2009-10 учебного года, сделать анализ и принять управленческое решение по корректировке. Успеваемость обучающихся 2-4 классов по всем предметам – 100%. Средние показатели уровня качества знаний представлены в таблице и в виде гистограммы по итогам 2009 -10 учебного года.


Учебный предмет

Средний показатель уровня качества знаний (%)

Русский язык

68,5

Литературное чтение

92

Иностранный язык (английский)

67,5

Математика

74,3

Окружающий мир

86

Музыка

100

Изобразительное искусство

91,5

Физкультура

100

Технология

99

Результативность деятельности по осуществлению образовательной политики обучающихся 2 – 4 классов и их творческие достижения свидетельствуют о качественной подготовке на ступени начального общего образования в МБОУ «СОШ №25».

Характеристика контингента родителей начальных классов МБОУ «СОШ №25» и социального заказа на образование.

На основании социологического исследования (использование анкет, содержащих вопросы по составу семьи, образования, занятости родителей) выявили, что 36% учащихся начальных классов воспитываются в неполных семьях (нет отца, матери, или есть отчим), 2% находятся под опекой. В социально-опасном положении - 2% детей (пьющие родители, сложные жилищные условия). 7% семей имеют более двух детей.

Социальный состав родителей представлен на диаграмме.


Образовательный уровень родителей различный. Высшее образование – 57%, среднее специальное – 28%, среднее – 13%, неполное среднее – 2%.


Таким образом, большинство родителей имеют высшее образование и заняты в сфере интеллектуальной деятельности, что обуславливает высокий уровень требований к качеству образовательных услуг, предоставляемых школой. Родители в основном следят за воспитанием детей, контролируют выполнение домашних заданий, принимают участие в жизни классов, школы. Потребности учащихся и ожидания родителей выявлены в ходе устных опросов, анкетирования и бесед. Так большинство учащихся желает изучать ИКТ. Родители считают, что по окончании начальной школы ребёнок должен:

-обладать прочными знаниями в разных областях – 72%,

-уметь работать с компьютером – 61%

- уметь учиться самостоятельно – 42%

- быть общительным, уметь находить контакт с детьми – 53%

- быть воспитанным – 49%.

Изучение социального заказа на образование показало, что абсолютное большинство родителей считает главной задачей школы качественное обучение и меньшая часть опрошенных связывает со школой задачи воспитания. Родители понимают важность коммуникативных умений и умений учиться самостоятельно, что отражает современные подходы к образованию. Также для родителей важно, чтобы школа выпускала из начальных классов детей, владеющих компьютерной грамотностью.

Краткая характеристика используемых учебников завершённой предметной линии системы развивающего обучения Л. Занкова.

Основным инструментом достижения обозначенных целей и задач в нашей школе является система развивающего обучения Л.В.Занкова, которая обеспечит реализацию планируемых результатов выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья. В 2011 – 2012 учебном году учащиеся первых классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №25» будут обучаться по учебникам завершённой предметной линии системы развивающего обучения Л.В.Занкова  (приложение 1).

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

1.Учебники завершённой предметной линии системы развивающего обучения разработаны таким  образом, что  все их важнейшие компоненты: предметное содержание, дидактическое  обеспечение, методическое сопровождение и художественно-полиграфическое исполнение направлены на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями к ее структуре, содержанию ФГОС и способствуют:

формированию основ гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа, воспитания нравственности ребенка, освоения основных социальных ролей, норм и правил;

эффективному личностному и познавательному развитию учащегося на основе формирования умения учиться;

подготовке учащихся к успешному обучению в средней школе;

сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей путем включения в учебный процесс разнообразных видов деятельности и построения для учащегося индивидуальных траектории развития;

реализации личностно-ориентированной педагогики, где ребенок субъект учебного процесса и ему создаются условия для выбора деятельности;

формированию, развитию и сохранению у учащихся интереса к учению;

ориентации учебного процесса на воспитание нравственности ребенка, патриотических убеждений, освоение основных социальных ролей, норм и правил.

Реализация требований ФГОС обеспечивается единством структуры учебников по всем начальным классам и предметам, единством сквозных линий типовых заданий, единством подходов.

В комплекте учебников всё подчинено:

— формированию системы опорных базовых знаний, умений и универсальных учебных действий, составляющих основу при последующем обучении;

— созданию образовательного пространства, в рамках которого возможен учет индивидуального темпа развития ребенка и построение его личной траектории движения, отвечающей его интересам, потребностям и возможностям.



Организация  учебной деятельности учащихся по данному комплекту строится на основе системно-деятельностного подхода, который предполагает:

  • ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

  • опору на современные образовательные технологии деятельностного типа:

— проблемно-диалогическую технологию,

— технологию мини-исследования,

— технологию организации проектной деятельности,

— технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

В содержание  комплекта учебников завершённой предметной линии системы развивающего обучения Л.В.Занкова  заложен огромный воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий учителю эффективно реализовывать целевые установки «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Отбор содержания учебного материала в каждом учебном предмете осуществлён с ориентацией на формирование базовых национальных ценностей. Средствами разных предметов системы учебников развивающего обучения в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации.

Так, например, учебники русского языка несут особое отношение к слову, к языку своего народа, его колориту и мудрости. Курс русского языка разработан на коммуникативно-когнитивной основе, что позволяет осваивать в единстве логическую систему языка, речь, а также знакомиться с историей языка при сравнении образов, созданных словесными и изобразительными средствами.



Литературное чтение органично сочетает работу по восприятию произведений литературы, музыки и изобразительного искусства, содержит литературные тексты мастеров художественного слова, детских писателей, фольклорные произведения народов России, работая с которыми дети постигают простые и вечные истины добра, сострадания, сочувствия, любви к другим людям, к Родине. В процессе взаимодействия учащихся с художественными произведениями, которому помогают вопросы и задания, происходит интеллектуальное познание и самопознание, переосмысление читательских переживаний и перенос эстетических, нравственных открытий в жизненный опыт.

Учебники курса «Окружающий мир» воспитывают бережное отношение к природе и продуктам труда человека, задают образцы служения Отечеству, формируют чувство сопричастности к жизни России и гордости за свою Родину, народ и историю.

Уроки музыки и изобразительного искусства помогают в воспитании учащихся на основе лучших культурно-исторических и национально-культурных традиций народов России.

Содержание учебного материала курса «Математика» также способствует обогащению культурных и ассоциативных связей с литературой, живописью, историей, знакомит со знаменательными событиями нашей Родины.

Учебники «Английский язык» учат детей рассказывать о своей семье, своей стране, о достопримечательностях своего края.

Вопросы и задания помогают учащимся критически оценивать собственные и чужие поступки, осознавать ценность человеческой жизни, знакомиться с национальными ценностями и национальными духовными традициями, осознавать необходимость взаимопомощи, уважения к родителям, заботы о младших и старших, ответственности за другого человека, осознавать значимость усилий каждого для благополучия и процветания Родины. Это даёт возможность педагогам делать духовно-нравственное содержание предметом работы с учащимися в учебном процессе, а так же обеспечивает духовно-нравственное развитие детей в единстве урочной, внеурочной и внешкольной воспитательной деятельности, в совместной педагогической работе школы, семьи и общественности.

Особое место в комплекте учебников будет занимать курс «Основы духовно-нравственной культуры и светской этики» (4класс). Данный курс способствует формированию у младших школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении общекультурных нравственных устоев, традиций.
Адресность основной образовательной программы начального общего образования.

Основная образовательная программа начального общего образования предназначена удовлетворить потребности:



- ученика – в освоении познавательных и ценностных основ личностного и профессионального самоопределения на основе усвоения традиций и ценностей культуры и цивилизации, в расширении возможностей для реализации интереса к тому или иному учебному предмету в системе непрерывной подготовки кадров. В этом аспекте образовательная программа реализует право ребенка на сохранение своей индивидуальности, зафиксированное в статье 8 «Конвенции о правах ребенка»;
- родителей, как гарантия «наилучшего обеспечения интересов ребенка», обозначенная в статье 3 «Конвенции о правах ребенка»;
- учителя, как гарантия права на самореализацию и неповторимый стиль профессиональной деятельности; кроме того, образовательная программа предоставляет право проектирования учебной программы, выбора диагностических методик и инновационных технологий;
- школы, поскольку образовательная программа дает ей право на собственный «имидж»;
- общества и государства - в реализации образовательных программ, обеспечивающих гуманистическую ориентацию личности на сохранение и воспроизводство достижений культуры и цивилизации, что также соответствует статье 6 «Конвенции о правах ребенка»: «… государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка, поскольку в этом будущее любого общества».
Педагогические проблемы, решаемые образовательной программой:

Проблема организации учебно – воспитательного процесса по использованию ресурсов внеурочной деятельности как способа расширения возможностей организации социально-значимой познавательной, оздоровительной и практической деятельности обучающихся

Проблема организации работы по формированию и диагностике универсальных учебных действий обучающихся

Проблема совершенствования педагогического мастерства учителей, способность работать в условиях ФГОС


Психологические проблемы, решаемые образовательной программой:

Формирование мотивации самообразования обучающихся

Проблема формирования устойчивой, положительной самооценки
Социальные проблемы, решаемые образовательной программой:

Проблема развития коммуникативной культуры обучающихся

Проблема выполнения социального заказа родителей
Основная образовательная программа начального общего образования рассматривает следующие способы решения данных проблем в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №25»:

- систематическая работа педагогов по проведению индивидуальных консультаций с обучающимися;

- внедрение современных методов, приёмов, элементов информационно-коммуникационных, здоровье - сберегающих технологий, повышающих эффективность образования;

- создание базы ресурсов дидактических и методических материалов для организации работы по диагностике уровня сформированности универсальных учебных действий обучающихся;

- расширение использования материалов электронных носителей в практике работы учителя и учащегося;

- разработка и апробирование рабочих программ по направлениям внеурочной деятельности;

- формирование системы родительских лекториев;

- укрепление ресурсной базы (материально-технической, научно-методической) для обеспечения образовательного процесса.


Ожидаемые результаты реализации основной образовательной программы начального общего образования в МБОУ «СОШ №25»:

- достижение планируемых результатов в соответствии с ФГОС.


1.2 Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования

1.2.1 Пояснительная записка.

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования являются одним из важнейших механизмов реализации требований Стандарта к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу. Планируемые результаты отражают общую идеологию стандарта: ориентацию на результаты образования, подход к стандарту как к общественному договору, ориентацию на системно-деятельностный подход. Они представляют собой систему обобщённых личностно ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию, что обеспечивает определение и выявление всех составляющих планируемых результатов, подлежащих формированию и оценке. Цели-ориентиры, определяющие ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты изучения учебной программы. Их включение в структуру планируемых результатов даст ответ на вопрос о смысле изучения данного предмета, его вкладе в развитие личности обучающихся.



Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала. Планируемые результаты, описывающие эту группу целей, приводятся в блоках «Выпускник научится». В эту группу включается система таких знаний и учебных действий, которая, во-первых, принципиально необходима для успешного обучения учителя в принципе может быть освоена подавляющим большинством детей. Достижение планируемых результатов этой группы выносится на итоговую оценку. Оценка освоения опорного материала на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность обучающихся, ведётся с помощью заданий базового уровня, а на уровне действий, соответствующих зоне ближайшего развития – с помощью заданий повышенного уровня. Успешное выполнение обучающимися заданий базового уровня служит единственным основанием для положительного решения о возможности перехода на следующую ступень обучения.

Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета. Планируемые результаты, описывающие указанную группу целей, приводятся в блоках «Выпускник получит возможность научиться» к каждому разделу примерной программы учебного предмета. Основные цели такого включения – предоставить возможность обучающимся продемонстрировать овладение более высокими (по сравнению с базовым) уровнями достижений и выявить динамику роста численности группы наиболее подготовленных обучающихся.

При этом невыполнение обучающимися заданий, с помощью которых ведётся оценка достижений планируемых результатов этой группы, не является препятствием для перехода на следующую ступень обучения.

Планируемые результаты строятся с учетом основных нормативных документов, обеспечивающих функционирование стандарта:



  • Базисного учебного плана;

  • Фундаментального ядра содержания общего образования;

  • Программы формирования универсальных учебных действий;

  • Системы оценивания.

Планируемые результаты:

  • обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы;

  • являются содержательной и критериальной основой для разработки программы учебных предметов, курсов, учебно-методической литературы, для системы оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы;

  • содержание планируемых результатов описывает и характеризует обобщённые способы действий с учебным материалом, благодаря овладению которыми обучающиеся могут успешно решать учебные и учебно-практические задачи, в том числе и задачи, направленные на отработку теоретических моделей, понятий и задач, приближенных к реальной ситуации.

В планируемых результатах особое место занимает учебный материал, служащий основой для последующего обучения.

Планируемые результаты освоения универсальных учебных действий предполагают формирование у учащихся личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных), предметных универсальных учебных действий как основы умения учиться. В результате изучения всех без исключения предметов выпускники начальных классов приобретут первичные навыки работы с информацией.




      1. Основные функции планируемых результатов.

Содержание планируемых результатов определяется их основными функциями:



  1. служить критериальной основой для оценки выполнения требований стандарта к результатам деятельности системы образования в целом и к результатам деятельности ее отдельных субъектов (образовательных учреждений, педагогов, обучающихся);

2) служить основой для ресурсного обеспечения и организации образовательного процесса.

Содержание планируемых результатов позволяет осуществлять оценку предметных, метапредметных и личностных результатов образования в ходе разнообразных процедур: от текущей оценки учителя до различных аттестационных процедур, выполняемых внешними службами.


1.2.3. Формирование универсальных учебных действий (личностные, метапредметные, предметные результаты).

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определяет требования к результатам освоения основной образовательной программы.

К числу планируемых результатов относятся:
личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования МБОУ «СОШ №25» у выпускников будут сформированы личностные, метапредметные, предметные универсальные учебные действия как основа умения учиться.


1.2.4 Личностные универсальные учебные действия

У выпускника будут сформированы:

• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

• широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая
социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;


  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

• способность к самооценке на основе критериев успешности учебной
деятельности;

• основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ


и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие,
осознание своей этнической принадлежности;

• ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;



  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню;

  • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

  • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

  • установка на здоровый образ жизни;

• основы экологической культуры: принятие ценности природного мира,
готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного,
нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой


и отечественной художественной культурой.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

• устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам
решения задач;

• адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

• положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе
критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;


  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

  • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации

на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

• установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;

•осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

• эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.


1.2.5. В сфере метапредметных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №25» и вне её, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Выпускник научится:

• принимать и сохранять учебную задачу;



  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы
в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);

  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;




  • различать способ и результат действия;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;

• выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной форме.

Выпускник получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

• самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и
вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации,
так и в конце действия.

1.2.6. В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты - тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.

Выпускник научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;

  • строить сообщения в устной и письменной форме;

  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

  • основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей;

  • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

  • обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

  • устанавливать аналогии;

  • владеть рядом общих приёмов решения задач.

Выпускник получит возможность научиться:

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

• записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;


  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.

1.2.7. В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.

  • Выпускник научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

  • задавать вопросы;

  • контролировать действия партнёра;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

• адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть
диалогической формой речи.

Выпускник получит возможность научиться:

• учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей,


отличные от собственной;

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

• продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта
интересов и позиций всех участников;

  • с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;,

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

1.2.8. Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты)

В результате изучения всех без исключения учебных предметов на ступени начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций. Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации. Выпускники овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы. У выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, интерпретация и преобразование этих идей и информации. Обучающиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.



Выпускники получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом. 1.2.9. Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Выпускник научится:

  • находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

  • определять тему и главную мысль текста;

  • делить тексты на смысловые части, составлять план текста;

  • вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;

  • сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака;

  • понимать информацию, представленную в неявном виде (например, выделять общий признак группы элементов, характеризовать явление по его описанию; находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение);

  • понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;

  • понимать текст, не только опираясь на содержащуюся в нём информацию, но и обращая внимание на жанр, структуру, выразительные средства текста;

• использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее,
поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;

• ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.



Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;

  • работать с несколькими источниками информации;

  • сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.

1.2.10. Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:

• пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;

• соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не
высказанные в тексте напрямую;

• формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить


аргументы, подтверждающие вывод;

• сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;

• составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание,
отвечая на поставленный вопрос.

Выпускник получит возможность научиться:

• делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего

использования;



• составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.

1.2.11.. Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится:

  • высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;

  • оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;

  • на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

  • участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Выпускник получит возможность научиться:

  • сопоставлять различные точки зрения;

  • соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;

• в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять
достоверную (противоречивую) информацию.
1.2.12. Формирование ИКТ – компетентности обучающихся (метапредметные результаты).
В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования начинается формирование навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся приобретут опыт работы с информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображении, звук, ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете. Обучающиеся познакомятся с различными средствами ИКТ, приобретут первичные навыки обработки и поиска материала при помощи средств ИКТ. Выпускники научатся оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности.

1.2.15. Личностные результаты

освоения основной образовательной программы начального общего образования

в МБОУ «СОШ №25» средствами УМК

Требования ФГОС

Достижение требований

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций

Ученик осознаёт свою принадлежность к своей стране - России, к своему народу. Отвечает на вопросы: Что связывает тебя с родными, друзьями; с родной природой, с Родиной? Какой язык и какие традиции являются для тебя родными и почему? Что обозначает для тебя любить и беречь родную землю, родной язык?

Знает и с уважением относится к Государственным символам России.

Сопереживает радостям и бедам своего народа и проявлять эти чувства в добрых поступках.


Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов

Ученик воспринимает планету Земля как общий дом для многих народов, принимает как данность и с уважением относится к разнообразию народных традиций, культур, религий.

Выстраивает отношения, общение со сверстниками несмотря на национальную принадлежность, на основе общекультурных принципов, уважать иное мнение историю и культуру других народов и стран, не допускать их оскорбления, высмеивания.



Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире

Ученик умеет выстраивать добропорядочные отношения в учебном коллективе, в коллективах групп продлённого дня, дополнительного образования, во временных творческих группах…

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

Ученик воспринимает важность (ценность) учёбы как интеллектуального труда и познания нового. Ответы на вопрос: для чего он учится, отражают учебную мотивацию. Ученик активно участвует в процессе обучения, выходит на постановку собственных образовательных целей и задач.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе

Ученик осмысленно относится к тому что делает, знает для чего он это делает, соотносит свои действия и поступки с нравственными нормами. Различает «что я хочу» и «что я могу». Осуществляет добрые дела, полезные другим людям. Умеет отвечать за результат дела, в случае неудачи «не прячется» за других.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств

Ученик умеет различать «красивое» и «некрасивое», ощущает потребность в «прекрасном», которое выражается в удержании критерия «красиво» (эстетично) в отношениях к людям, к результатам труда.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

Ученик понимает ценности нравственных норм, закреплённых в языке народа, для жизни и здоровья человека, умеет соотносить эти нормы с поступками как собственных, так и окружающих людей.

Ученик проявляет доброжелательность в отношении к другим, эмоциональную отзывчивость и сопереживание к чувствам родных и близких, одноклассников, к событиям в классе, в стране,…



Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

Ученик позитивно участвует в коллективной и групповой работе учащихся, умеет входить в коммуникацию со взрослыми людьми, соблюдает в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (обращение, вежливые слова). В ситуации конфликта ищет пути его равноправного, ненасильственного преодоления, терпим к другим мнениям, учитывает их в совместной работе.

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

Ученик ориентирован на здоровый образ жизни, придерживается здорового режима дня, активно участвует в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, имеет увлечение к творческому труду или спортивным занятиям. Проявляет бережное отношение к результатам своего и чужого труда.

следующая страница >>