Основы социально-гуманитарных наук - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин 1 50.41kb.
«Реализация компетентностного подхода в преподавании социально-гуманитарных... 1 344.4kb.
Мировоззренческую. Вообще функции, гуманитарных наук принято делить... 1 64.31kb.
Гсэ цикл общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин 1 23.53kb.
Конференции предполагает рассмотрение следующих аспектов 1 23.81kb.
Печатается по решению Ученого совета Факультета гуманитарных наук... 3 1372.14kb.
"Основы животноводства" 1 81.09kb.
«Социально-педагогические основы формирования имиджа общеобразовательного... 1 336.87kb.
Методическое пособие «Правовые и социально-психологические основы... 1 227.43kb.
Обеспечение технологичностиконструкции изделия изделий 1 228.98kb.
Элементы статистики и теории вероятности на уроках математики 1 101.29kb.
Стандарт среднего (полного) общего образования по мировой художественой... 1 82.69kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Основы социально-гуманитарных наук - страница №1/6



УО «ОРШАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»


ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
Методические рекомендации

по изучению дисциплины и выполнению контрольных заданий для учащихся-заочников учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования по специальности 2-49 01 02 «Технология хранения и переработки животного сырья (по направлению: мясо и мясные продукты)»


Орша 2010

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка……………………………………………………...4



  1. Что такое философия…………………………………………………....5

  2. Структура философского знания……………………………………….6

  3. Философия Древнего Востока………………………………………….7

  4. Античная философия……………………………………………………8

  5. Средневековая философия……………………………………………...10

  6. Философия эпохи Возрождения………………………………………..11

  7. Европейская философия XVII-XIX веков……………………………..11

  8. Современная философия………………………………………………..13

  9. Понятие бытие и небытие………………………………………………14

  10. Понятие материи………………………………………………………...15

  11. Понятие структура, движение, развитие, покой……………………....16

  12. Понятие «диалектика», «пространство» и «время»…………………..16

  13. Чувственное и иррациональное познание, заблуждение и истина…..18

  14. Факт, проблема, гипотеза, теория……………………………………...19

  15. Научная картина мира………………………………………………….20

  16. Проблема человека и философии и науке…………………………….21

  17. Смысл человеческой жизни…………………………………………...22

  18. Социальное действие…………………………………………………..22

  19. Социальные нормы…………………………………………………….24

  20. Социальная структура. Социальный конфликт……………………...25

  21. Социальные группы и общество………………………………………27

  22. Группа, толпа, публика, аудитория…………………………………...28

  23. Социальная стратификация……………………………………………29

  24. Социальное неравенство………………………………………………30

  25. Исторические формы стратификации………………………………...31

  26. Открытое и закрытое общество………………………………………31

  27. Маргинализация общества…………………………………………….32

  28. Социальная мобильность……………………………………………...32

  29. Личность и общество. Понятие индивид, индивидуальность и

личность…………………………………………………………………….35

  1. Социализация индивида……………………………………………….36

  2. Политика и ее место в общественной жизни………………………..37

  3. Понятие «политология»……………………………………………….38

  4. Власть. Политическая власть и ее место в обществе………………..40

  5. Легитимность власти…………………………………………………..41

  6. Политические элиты…………………………………………………...42

  7. Политическое лидерство………………………………………………42

  8. Политическая система. Политический институт…………………….44

  9. Политический режим…………………………………………………..46

  10. Государство и общество……………………………………………….48

  11. Демократия – политическая форма организации общества…………50

  12. Принцип разделения властей………………………………………….51

  13. Плюрализм……………………………………………………………...52

  14. Выборы. Избирательное право………………………………………..53

  15. Политические партии………………………………………………….54

  16. Неправительственные организации и движения…………………….55

  17. Человек в политике…………………………………………………….57

Контрольные задания………………………………………………………58

Варианты заданий для контрольной работы………………………………62

Список литературы…………………………………………………………..64

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рекомендации подготовлены для выполнения домашней контрольной работы учащимися 1 (первого) курса 2-го семестра уровня среднего специального образования по специальности 2-49 01 02 «Технология хранения и переработки животного сырья», направление специальности 2-49 01 02-01 «Технология хранения и переработки животного сырья (мясо и мясные продукты)», квалификации «Техник-технолог» по дисциплине «Основы социально-гуманитарных наук».

В методических рекомендациях учащимся предлагается краткий теоретический материал по курсу «Основы социально-гуманитарных наук», предлагаются вопросы для выполнения контрольной работы.

Учащийся выполняет свой вариант задания по своему шифру. Задания приведены в таблице.

Контрольная работа выполняется учащимся в тетради объемом не менее 16 рукописных страниц. На титульном листе работы указывается наименование работы «КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА», учащегося, отделение, курса, группы, Ф.И.О., специальность и дисциплина

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

учащегося(ейся) заочного отделения

отделения _____курса группы №_______ _____________________________________ _____________________________________

Ф.И.О. учащегося___________шифр учащегося_______



специальность «Технология хранения и

переработки животного сырья

(мясо и мясные продукты)»

по дисциплине_______________________________

_____________________________________

_____________________________________

В конце работы приводится список, используемой литературы. Ставится дата выполнения работы и подпись учащегося с расшифровкой.



1. Что такое философия

Приступая к изучению философии, мы попадаем в царство теоретически мыслящего разума, веками накопленной мудрости. Испокон веков под философией понималось стремление к высшему познанию, что отличало ее от житейской и иных форм знания, а также от религиозно-мифологического понимания мира. Философы пытались осмыслить основания бытия, способы познавательной деятельности, сущность не только явлений природы, но и общественной жизни. Все это было необходимо для понимания смысла и целей жизни человека.

Динамизм нашего времени не имеет прецедентов во всемирной истории. Необычайная глубина и многообразие преобразований охватывают все сферы жизни современного человечества. И как бы в такт с социальными событиями неуклонно возрастает динамизм духовной жизни человечества и каждого человека. Культура в целом, наука и техника с их гигантскими достижениями и общественная жизнь с ее преобразованиями и коллизиями требуют от людей повышенного напряжения всех их духовных возможностей – обостренного чувства ответственности, возвышения нравственных начал, обретения широкого кругозора и глубоких знаний.

Философия – «любовь к софии», что переводится «любовь к мудрости».

По Платону, наиболее адекватный перевод «любовь к истине». Философия, таким образом, в своем зарождении мыслилась не как простое собрание истины, а как такой идеальный настрой души и ума человека, который способен привести к гармоничному равновесию, как внутреннюю психическую жизнь человека, так и его сложные взаимоотношения с миром.

Философия – это как бы страж или индикатор истины, который находится в душе самого человека и не дает ему склониться перед каким-либо частным или субъективно привлекательным знанием, постоянно напоминая о необходимости соизмерять свои действия и мнения с более глубокой истиной о себе и о мире.

Именно с появлением философии в отличие от мифологического мироощущения в духовной культуре человечества закрепилось рефлективное (от греч. reflexio – размышляю, оцениваю), а не непосредственно-эмпирическое отношение к миру, к себе и к своему мышлению, именно она создала тот интеллектуальный настрой и стиль мышления, который как бы зафиксировал особость положения человека в мире и потому его ответственность перед собой и перед миром.

На протяжении тысячелетий менялось содержание философии и внешние формы ее выражения.

Предмет философии – это область духовной деятельности человека, в основании которой лежит рефлексия:

- над самой действительностью;

- над ее смыслом;

- целью и формами;

- над выяснением сущности самого человека как субъекта культуры, то есть сущностных отношений человека к миру.

Специфическая особенность предмета философии – невозможность его локализации.

В отличие от мифологии философия как форма духовной активности человека возникла с появлением нового предмета и нового типа мышления – с перенесением основного внимания с идеи бога на человека, познающего, преобразующего и творящего или опротестовывающего божественную идею.

Философия особая научная дисциплина, специфический тип мышления, система мировоззренческих чувств, когда человек размышляет о мироздании, о добре и зле, прекрасном и безобразном, социальной справедливости, истине и лжи, о смысле и цели человеческой истории.

Благодаря философии человек:



  • разумно обосновывает свое место в потоке бытия;

  • находит смысл жизни;

  • определяет историческое предназначение;

  • приобретает личную свободу;

  • познает суть окружающего мира.

У философии есть свое предназначение – ее изучение доставляет интеллектуальное, эстетическое, нравственное наслаждение, воспитывает чувство гражданственности.

2. Структура философского знания

В содержании философской проблематики интегрируются главные мировоззренческие темы – «мир», «человек», «человек-мир». Ими образуется специфика предмета философии как формы общественного сознания. Философия – это исторически изменяющая система фундаментальных идей, теоретически объясняющих отношение человека к миру в его целостности и ориентирующих людей в их социальных действиях.

Структура философии:

- онтология;

- гносеология;

- аксиология;

- праксеология.

Онтология – философия бытия, учение о фундаментальных принципах существования природы, общества, человека;

Гносеология – теория познания мира, раздел философии, в котором обсуждаются вопросы возможности познания действительности, проблемы истинны;

Аксиология – философское учение о ценностях, их месте в духовном мире человека и роли в его индивидуальной и социальной жизни;

Праксеология – философия социального (человеческого) действия, теоретическое рассмотрение проблем как субъекта общественных отношений и социальных изменений.

Мировоззренческие темы размышлений:

- бытие;

- познание;

- ценность;

- социальное действие.

В современных работах выделяют следующие фрагменты философии:

- социальная философия;

- антропология;

- философия политики;

- философия экономики;

- философия любви.



3. Философия Древнего Востока

«Древний Восток» хронологически определить сложно, поскольку это понятие охватывает грандиозный временный промежуток общечеловеческой истории от середины IV тыс. до н.э. (образование государственности в Египте и Месопотамии) до III в. н.э. (падение Ханьской династии в Китае).

Существуют две крайние точки зрения по Древнему Востоку:


  • Индия и Китай не создали настоящей философии, не «доросли» до нее, поэтому применительно к ним следует говорить о предфилософии, или религиозно-философском мировоззрении.

  • Индия и Китай явили миру сверхфилософию, до которой Запад пока не поднялся.

Именно в силу несводимости китайского и индийского способа философствования к европейскому они были весьма произвольно объединены одним словом – «Восток»- и противопоставлены «Западу». В действительности следует говорить о трех очагах моровой философской мысли: Запад, Индия, Китай.

Китайская философия зарождается в мифе, не покидает его. Миф-предание оказался способным на протяжении столетий служить той необходимой канвой, художественным и познавательным горизонтом, в котором происходило становление китайской национальной психологии и философии. Вот почему медицина и техника боевых искусств оказались насквозь пронизанными философскими понятиями, а философия – весьма натуралистическими образами.

Наличия развитой, проникнутой философским духом мифологии все же недостаточно для генезиса философии. Философия становится философией, лишь выработав свой - отличный как от мифа, так и от науки – способ и язык осмысления действительности.

Начинается философия в Древнем Востоке как комментарий: В Китае – к «И-цзин» (Канон перемен); в Индии – к Ведам (Упанишады).

Этапы и источники древнеиндийской философии:


  • веды – свод религиозных гимнов, поучений. (Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа);

  • эпосы «Рамаяна» и «Махабхарата»;

  • сутры – краткие суммирующие трактаты;

  • рита – закон космической эволюции и порядка;

  • пракрита – нерасчлененное материальное состояние;

  • пируша – чистое сознание;

  • майя – сновидение, природа бытия;

  • медитация – техника сосредоточенного созерцания;

  • манас – собственное сознание, накопленное человеком;

  • сансара – признание вечности и неуничтожимости души;

  • ахимса – непричинение вреда, неубиение;

  • мокша – освобождение от обязанностей эволюционного развития;

  • законы кармы;

  • буддизм. Основатель Сиддхартха Гаутама стал Буддой, т. е. Просветленным. Четыре благородные истинны: рождение – страдание; причина – жажда наслаждения; уничтожение страдания – полное бесследное уничтожение жажды, освобождение от нее; уничтожение самой жажды удовольствий, жажды могущества, жажды обладания. Нирвана – Великое Освобождение.

Характерные черты китайского мировосприятия:

  • циклическое понимание развития, общее для космоса, природы и человека;

  • считали себя единственными носителями культуры;

  • понятие Центра, срединности, существование некой идеальной точки, равноудаленной от всех границ культурной ойкумены (пространство, заселенное людьми);

  • культивируемые качества – покой и недеяние;

  • «общежитийность» - ориентированность не социальные вопросы;

  • антропоцентричное мировоззрение – сориентировано на человека;

  • человек является сгустком трех видов космической энергии: «цзин» - частички, созидающие физическое тело человека; «ци» - всепронизывающая материально-духовная энергия, жизненная сила; «шень» - духовная энергия.

  • «И-цзинь» (Канон перемен). Солнце, Небо, свет, сухость, вершина ассоциировалась с активным мужским началом ЯН, а Луна, Земля, темнота, влажность, низменность – с пассивным женским началом – ИНЬ;

  • даосизм. Основатель Лао-цзы. Дао – это первичное творческое начало мира, источник и причина его возникновения; - это единый мировой Закон, гарантирующий существование мира и поддержание его в данном состоянииэ;

  • у-вей – принцип естественности, недеяния;

  • конфуцианство. Основатель Конфуций. Человек рассматривался как исполнитель социальной функции – выполнение своей социальной роли, исполнение ритуала; золотое правило звучит: «Не делайте другим того, чего себе не пожелаете»; принцип сдерживания себя; управление на принципе «бадао» - добродетели.

4. Античная философия

На самой ранней стадии человеческой культуры, связанной с так называемым «мифологическим типом мышления», в основе мироощущения практически всех древних народов лежала идеалистическая по своему характеру установка на «одушевление» объектов материального мира, на придание им свойственных самому человеку психологических свойств.

Древнегреческий мыслитель Фалес из Милета (ок. 625-547 до н.э.) высказал идею, что все происходит из воды и в воду же обращается. Это естественное начало оказывается единой основой всех вещей, носителем всех изменений и превращений.

Преемник Фалеса Анаксимандр (ок. 610-после 547 до н.э.) усматривал первоначало не в каком-либо конкретном веществе, а в первовеществе – апейроне (что значит «беспредельное»). Другой древнегреческий философ Анаксимен (ок. 585-ок. 525 до н.э.) полагал, что первоначалом всего является воздух.

Сложное переплетение мифологических и стихийно-материалистических тенденций на раннем этапе становления философии выявилось прежде всего в том, что до определенного момента (до Сократа) человеческая мысль еще не знала четкого противопоставления материализма и идеализма. Относительно этого раннего этапа речь может идти лишь о преобладании материалистических или идеалистических тенденций.

Великим диалектиком античного мира является Гераклит Эфесский (ок. 520-460 до н.э.). Все существующее, учил он, постоянно переходит из одного состояния в другое: «все течет, все изменяется»; «в одну и ту же реку нельзя войти дважды…»; в мире нет ничего неподвижного. Возникновение и исчезновение, жизнь и смерть, рождение и гибель – бытие и небытие – связаны между собой, они обусловливают и переходят друг в друга. Гераклит учил, что мир, единый из всего, не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим.

Идея непрерывного потока в своем крайнем выражении привела в античности к абсолютному релятивизму Кратила (V в.до н.э.), говорившего, что в одну и ту же реку нельзя войти не только дважды, но и один раз.

Элеаты Ксенофан (ок. 570-478 до н.э.), Парменид (конец VI – V в. до н.э.), Зенон (середина V в. до н.э.) сконцентрировали внимание именно на моменте устойчивости. По мимо неустойчивого чувственного мира существует мир единого и неподвижного бытия, который открыт чистому мышлению и является истинным бытием.

Материалистическая тенденция была впервые философски обоснована в анатомическом учении Левкиппа и особенно – Демокрита (ок. 460 до н.э.). Атомисты рассматривали мир как единое целое, состоящее из бесчисленного множества мельчайших невидимых, неделимых частичек – атомов, которые движутся в пустоте. Атомы и пустота – единственная реальность; соединения атомов образуют все многообразие природы, в том числе и человеческую, душу. Таким образом, Демокрит первый в истории античной философии преодолел противопоставление материи и духа, утверждая единую универсальную природу материи и мышления.

Атомическое учение Демокрита, в котором были вскрыты внутренние причины вечного движения материи, получило свое дальнейшее развитие у Эпикура (341-270 до н.э.). Движение атомов, говорил Эпикур, обусловлено их внутренним свойством – тяжестью. Еще более важной является, по его мнению, способность атомов самопроизвольно отклоняться при движении от прямой линии. Самоотклонение атомов – это тот минимум свободы в природе, без которого немыслимо не только объяснение случайных явлений, но и свободы действий людей. Разумное использование предоставленной человеку свободы заключается в достижении физического здоровья в соединении с возвышенно-спокойным состоянием души. Средство – философские размышления.

Материалистические идеи Демокрита и Эпикура были развиты впоследствии древнеримским мыслителем Титом Лукрецием Каром (ок. 99-55 до н.э.). Вселенная бесконечна во времени и пространстве, хотя входящие в нее миры, в том числе и Земля, временны, как и все, состоящие из частиц. Однако жизнь во Вселенной никогда не прекратится. Критиковал идеалистически-религиозное учение о бессмертии человеческой души. Ему принадлежит высказывание: «Ничто не возникает из ничего».

Высоко оценивая стихийных материализм древних, нельзя не заметить, что элементы идеалистических построений встречаются и в философии Демокрита, и в философии Эпикура, и в философии Лукреция.

В борьбе с материалистическим мировоззрением формировался философский идеализм. Родоначальником последовательной философской системы объективного идеализма был Платон (427-347 до н.э.).

Согласно учению Платона, лишь мир идей представляет собой истинное бытие, а конкретные вещи – это нечто среднее между бытием и небытием, они только тени идей. Идеи – это идеальные образы – образцы для чувственно воспринимаемого мира вещей. Мир идей – божественное царство, в котором до рождения человека пребывает его бессмертная душа. Затем она попадает на грешную землю, где временно находится в человеческом теле, как узник в темнице, она «вспоминает» о мире идей. Познание, по Платону, есть воспоминание душой своего доземного существования. Считал, что чувства обманывают человека, поэтому для познания истины необходимо «закрыть глаза и заткнуть уши» и довериться вспоминающей о своем божественном прошлом души.

Одной из вершин философской мысли Древней Греции в этом отношении являются творения Аристотеля (384-322 до н.э.), его воззрения содержат как глубокие материалистические и диалектические идеи, так и элементы идеализма. Свои философские взгляды Аристотель начал разрабатывать в противоположность идеализму Платона. Исходя из признания объективного существования материи, Аристотель считал ее вечной, несотворимой и неуничтожимой. Материя не может возникнуть из ничего, не может также увеличиться или уменьшиться в своем количестве. Сама по себе материя пассивна. Основным двигателем мира является сам Бог, определяемый как форма всех форм, как причина и одновременно вершина мироздания. Аристотель – основатель формальной логики, так же как Платон – основоположник логики диалектической.

5. Средневековая философия

Средневековье само по себе противоречиво: религиозный фанатизм и отрицание ценностей земной жизни сосуществовали с духом свободы, любви, терпимости, уважения к личности. «Средние века» - 12 столетий, находящихся между древним миром и Новым временем. В Европе с 476 г. V века до XIV-XV вв. Для средних веков характерны отношения феодального типа.

Своеобразие – тесная связь с религией. Церковная догма – основа философского мышления; философия пользовалась религиозным понятийным аппаратом; любая философская концепция приводилась в соответствие с учением Церкви. Средневековая европейская философия непосредственно связана с такой мировой религией как христианство.

Теология – богословие – систематическое изложение, опирающееся как на собственный, так и на философский понятийный аппарат, и защиту учения о Боге, Его свойствах, качествах, признаках, деяниях, а также комплекс правил и норм жизни верующих и духовенства, установленных той или иной религией.

Черты Средневековой философии:



  • ретроспективность;

  • традиционализм;

  • дидактизм (учительство, назидательность).

  1. «чем древнее, тем подлиннее, чем подлиннее, тем истиннее: самый древний документ Библия. Задача философии расшифровать, раскрыть и разъяснить священные письмена;

  2. исключалась субъективность из творческого процесса, философ должен был придерживаться установленного образца, канона. Отсутствовало понятие плагиата; произведения были безымянными. Совпадение мнения философа с мнением других было показателем истинности его взглядов;

  3. философы были проповедниками или преподавателями богословских школ, отсюда Средневековая философия получила название схоластика – (от греч. shole- логический прием обоснования).

Креационизм (от лат. creation – сотворение) – мировоззрение, основанное на принципе сотворения мира Богом из ничего. Августин Блаженный (345-430) идея о тождестве веры и знания, «верю, чтобы понимать».Фома Аквинский (1225-1274) вера не только не противоречит разуму, но и помогает в его познавательной деятельности. Немало споров средневековые философы вели о степени познаваемости сотворенного мира, борьба двух школ – реализма (от лат. realis – реальный, действенный) и номинализма (от лат. nomen – имя, наименование). Это был спор о соотношении чувственного и рационального уровней познания, о соотношении единичного и общего.

6. Философия эпохи Возрождения

Философская мысль эпохи Возрождения охватывает три столетия: от раннего гуманизма XIV в. до натурфилософии XVI- нач. XVII вв. Противостоит всей системе средневековой философии. Рост промышленности, торговли, мореплавания, военного дела, то есть развитие материального производства, обусловил развитие техники, естествознания, математики, механики. Все это требовало освобождения разума от схоластики и поворота от сугубо логической проблематики к естественнонаучному познанию мира и человека. Выразителями этой тенденции были крупнейшие мыслители эпохи Возрождения: Галилео Галилей, Леонардо да Винчи, Христофор Колумб, Васко да Гама, Фернан Магеллан. Эпоха Возрождения – это эпоха зарождения капиталистических отношений, создания национальных государств и абсолютных монархий Западной Европы, эпоха глубоких социальных конфликтов.



Секуляризация – освобождение общества от безраздельного господства церковной идеологии и религии. Николай Кузанский (1401 – 1464) утверждал мощь человеческого познания; человек через творческую деятельность своего ума («человек есть его ум) как бы уподоблялся богу.

Для новой философской культуры были характерны:



  1. антисхоластический характер;

  2. пантеизм как главный принцип мировоззрения;

  3. антропоцентризм и гуманизм.

В эпоху Возрождения вырабатывается новый стиль мышления, который главную роль отводит не форме выражения идеи, а ее содержания. Появился новый жанр литературно-риторический, рассчитанный на образованные светские слои читателей, а не только на узкоспециализированную аудиторию профессиональных богословов.

Иерархическое представление мироздании они предложили заменить на концепцию о мире, в котором происходит взаимопроникновение земного, природного и Божественного начал. Природа трактовалась ими пантеистически, в чем проявилось влияние неоплатонизма с его учением о Мировой Душе. Душа сообщает материи смысл, ценность и красоту, без которых мир бы не существовал. Сам человек считался прекрасным и возвышенным, таковыми были не только душа, но и плоть. Гуманисты эпохи Возрождения считали, что, предоставив свободу воли человеку, Бог предопределил ему высшее назначение «стать своим собственным скульптором и творцом», устремиться к безграничному совершенствованию своей природы.



7. Европейская философия XVII-XIX веков

Философия Нового времени – смена феодального общества буржуазным, 1609 г. первая буржуазная революция в Европе – программное выражение нового мировоззрения, в котором главной ценностью является человек, его личные качества и достоинства. Проблема научного или духовного прогресса. Новое понимание задач философии и науки – наука для увеличения власти над Природой. На первый план выходят проблемы теории познания (гносеология), в частности: что пролагает дорогу к истине – ощущения или разум, интуиция или логика?



Фрэнсис Бэкон считал основной задачей философии конструирование нового метода познания, а целью науки – принесение пользы человечеству. Автор известного афоризма: «Знание – сила». Основной метод – индукция, которая опирается на опыт и эксперимент, методика анализа и обобщения чувственных данных. Учение об «идолах» или признаках познания. Препятствия на пути познания – предрассудки, аллегорически Бэкон называл их «идолами» рода, пещеры, рынка и театра. Средство преодоления «идолов» - обращение к опыту и обработка данных научными методами. Три пути познания: «путь паука», «путь муравья», «путь пчелы».

Томас Гоббс главной целью познания является выяснение причин того или иного процесса. Познание начинается с чувственности – «фантомы (призраки)», люди обозначают их знаками. Виды знаков: сигналы, метки, естественные знаки, произвольные знаки, знаки и роли меток – слова, знаки знаков, или имена имен – универсалии. Тезис о «естественном состоянии государства», при котором люди вредят себе в силу необузданных страстей. Общество – совместный договор. Три вида государственной власти: демократия, аристократия, монархия (наилучшая форма).

следующая страница >>