Основы эффективной коммуникации. Коммуникация может считаться эффективной, если она дает результаты, отвечающие целям организации. К - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Основы эффективной коммуникации. Коммуникация может считаться эффективной, если она - страница №1/1

Рекомендации для. установления эффективных коммуникаций между руководителем и подчиненным

Основы эффективной коммуникации. Коммуникация может считаться эффективной, если она дает результаты, отвечающие целям организации. Как уже было сказано, имеет значение не только передача информации, но и ее прием. Поэтому, важно определить, понята ли информация и получить реакцию получающего ее. Следовательно, процесс коммуникации должен обеспечивать условия для обмена информацией между отправителем и получателем. Эта двусторонняя связь и служит основой эффективного процесса управления.

Чтобы двустороннее общение было эффективным, каналы общения должны быть открыты всем членам организации. Общение развивается, как уже говорилось, в трех направлениях: вверх, вниз и вдоль.

Коммуникация по нисходящей. Эта форма коммуникации относится к руководству людьми, и управление будет эффективным, если будут приняты во внимание проблемы общения, направленного вниз. Рост и сложность современной промышленности и коммерческой деятельности усложняет процесс управления, делают актуальным создание эффективных средств передачи информации низшим звеньям. Своевременная и точная передача информации подчиненным во всех звеньях предприятия как бы избавляет их от страха и подозрения, которые иногда рабочие испытывают к своему начальнику. Это вызывает у них чувство сопричастности, гордости за свой труд и чувство собственного достоинства. В конечном счете, эффективное общение сверху вниз помогает подчиненным понимать, принимать и реагировать на все изменения в деятельности организации.

Коммуникация по восходящей. Поток информации, идущий от рабочих к руководство организации, не так принят, как общение, идущее вниз. К сожалению, достаточно распространенной является точка зрения, что общение - это односторонний процесс. Между тем коммуникация, направленная вверх, показывает насколько правильно воспринимаются идеи, идущие вниз.

Кроме того, она дает возможность рабочим участвовать в работе своего подразделения и тем самым выполнять решения и поддерживать тактику, выработанную совместно с руководством. Рабочий может высказать ценные мысли по поводу повышения эффективности производства. Благодаря восходящим коммуникациям руководителю удается избежать многих конфликтных ситуаций.

Горизонтальная коммуникация в организации осуществляется между теми, кто находится на одинаковом уровне иерархии управления, а также общение с людьми, не относящиеся к этой организации. Продольное общение позволяет начальникам одних отделов общаться с начальниками других отделов, что дает возможность им координировать свою деятельность. Работники отдела сбыта могут общаться со своими покупателями, инспектора с заведующими хозяйствами и т. д. Таким образом, наличие канала общения между различными звеньями с целью решения многих проблем и передачи информации, представляющей общий интерес, способствует их согласованной работе.

Отношение и поведение руководителя играет особо важную роль в достижении эффективной коммуникации. Если он нервничает во время беседы или проявляет нетерпеливость, сердится или расстраивается по поводу обсуждаемого вопроса, это создает непреодолимый барьер в общении между ними в будущем. Если он полагает, что знает, о чем думают и что чувствуют подчиненные, или в силу преувеличения своих служебных обязанностей считает, что он не должен выслушивать жалобы, это приводит к тому, что работники не будут больше обращаться к руководству со своими жалобами. Руководители часто отказываются быть в курсе личных вопросов своих подчиненных, что может повлиять также на желание подчиненных обращаться по вопросам, связанным с их работой. Так как вопросы работы и личные вопросы часто тесно связаны, то трудно обсуждать одни без других.

Для эффективной коммуникации нужно взаимопонимание между тем, кто дает информацию, и тем, кто получает ее. Так как это происходит через двустороннее общение, то ответственность за правильное восприятие информации ложится на того, кто ее дает.

Для эффективной коммуникации по нисходящей, это правильное использование символов. Если руководитель использует слова в письменной и устной форме, то он должен выбирать знакомые и конкретные слова для получателя. Если не удается избежать технических терминов и слов, имеющих несколько значений, он обязан их объяснить.

В визуальном общении знаки, жесты, картины и другие неустные символы используются для передачи информации. Визуальные символы более эффективны в передаче чувств, намерений, эмоций отправителя, чем простые слова. Чтобы сообщение было лучше понято, необходимо сочетание слов и визуальных символов. Передача информации более эффективна, если используется более одного средства общения или повторяется часто одно и тоже средство.

Чем официальнее происходит передача информации, тем она эффективнее. Однако сообщение гораздо лучше достигает цели, если оно передается работнику от непосредственного начальника.

Там, где требуется утверждение, эффективной оказывается устная беседа лицом к лицу, чем другое средство, т.к. у руководителя появляется больше возможностей наблюдать за реакцией и использовать сообщение с пользой для дела.

Большое значение в достижении эффективной межличностной коммуникации имеет выбор времени.

1. Выбор времени должен быть таким, чтобы руководители среднего звена услышали сообщение раньше своих подчиненных.

2. Все, кому адресуется данное сообщение, должны получить его в одно и то же время.

3. Передача информации должна быть рассчитана по времени таким образом, чтобы одно сообщение не было перепутано с другим.

4. Информация должна быть передана вовремя, чтобы избежать слухов, сплетен и догадок.



Рекомендации по достижению эффективной коммуникации по восходящей сводятся к следующему:

1. Общение снизу вверх должно быть продолжительным.

2. Сообщение должно последовательно пройти от звена к звену до тех пор, пока информация не достигнет лица, который должен принять меры.

3. Для полного взаимопонимания руководитель должен выслушать все то, что говорит ему подчиненный.

4. Слушание должно быть восприимчивым и объективным. Объективность достигается тем, что руководитель проявляет творческое и доброжелательное отношение к критике своей работы, внимателен к сообщениям снизу, слушает и тех, с кем он не согласен, а также проявляет желание исправить ошибку, если видит что не прав.

Именно на руководителе лежит ответственность по принятию необходимых мер. Внимательное слушание и обнадеживающие замечания часто заставляют работника считать, что его предложение будет принято без рассмотрения его стороны.



чтооы этого избежать, руководитель должен совершенное точно сформулировать свое мнение по этому вопросу.